Педагогический конфликт и пути их разрешения

Педагогический конфликт и пути их разрешения

Педагогический конфликт и пути его разрешения

Задачи исследования:

  • Анализ литературы по изучаемой проблеме.
  • Определение сущности педагогического коллектива, его характеристика.
  • Выявление основных причин конфликтов в педагогическом коллективе.
  • Выявление эффективных способов разрешения конфликтных ситуаций.
  • Тема педагогических конфликтов в наши дни, когда вопрос качества образования является значимым не только для школы, но и для общества в целом, является особенно актуальной. Российская образовательная система, в силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий, оказалась в сложном положении, и жизнь педагогического коллектива зачастую просто пронизана конфликтными ситуациями.

    Жизнь педагогического коллектива, как правило, женского по составу многолика и разнообразна.

    Научить детей позитивному решению конфликтных ситуаций – важнейшая функция школьной образовательной среды. И только нравственно здоровый педагогический коллектив способен достойно реализовать обозначенную функцию.

    Конфликт, по Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирову – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.

    Опыт показывает, что наиболее частыми являются конфликты в сложных коллективах, включающих работников со специфическими, но тесно взаимосвязанными функциями, что порождает трудности в координации их действий и отношений, как в сфере деловых, так и в сфере личных контактов. К числу таких коллективов относится и педагогический коллектив.

    Выделю существенные причины конфликтов.

    Нарушение одним из членов коллектива трудового сотрудничества. Большинство конфликтов связано с нарушением норм делового взаимодействия, т.е. обусловлено функциональными причинами: недобросовестностью, недисциплинированностью. Если нормы сотрудничества четко зафиксированы, то меньше условий для возникновения конфликта. Возможность возникновения конфликтов снижается, когда руководитель умеет правильно воспринимать критику, при простоте и скромности общения руководителя с подчиненными, умении убеждать людей, советоваться с подчиненными, прислушиваться к их мнению, при обоснованности требований, предъявляемых руководителем подчиненным, ясности и последовательности в руководстве, умении четко организовать трудовую деятельность подчиненных.

    Для предупреждения внутригруппового межличностного конфликта среди учителей необходимо:

    – учитывать интересы друг друга;
    – умение воспринимать критику своих коллег;
    – вежливое, тактичное отношение друг к другу, уважение к коллегам;
    – дисциплинированность в работе.

    Для снижения конфликтности с подчиненными, руководителю необходимо:

    – объективно оценивать труд своих подчиненных;
    – проявлять заботу о подчиненных;
    – не злоупотреблять своей властью;
    – эффективно использовать метод убеждения;
    – совершенствовать стиль своей организации.

    Эмоциональное благополучие в коллективе определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.

    Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий.

    Аналитический этап предполагает сбор и оценку информации по следующим проблемам:

    • объект конфликта (материальный, социальный или идеальный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон);
    • оппонент (общие данные о нем, его психологические особенности; отношения оппонента с руководством; возможности по усилению своего ранга; его цели, интересы, позиция; правовые и нравственные основы его требований; предыдущие действия в конфликте, допущенные ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем – нет и др.);
    • собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте, допущенные ошибки; в чем – нет и др.);
    • собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы собственных требований, их аргументированность и доказательность; допущенные ошибки и возможность их признания перед оппонентом и др.);
    • причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту;
    • социальная среда (ситуация в организации, социальной группе; какие задачи решает организация, оппонент, как конфликт влияет на них; кто и как поддерживает каждого из оппонентов; какова реакция руководства, общественности, подчиненных, если они есть у оппонентов; что им известно о конфликте);
    • вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как он воспринимает меня, мое представление о конфликте и т.д). Источниками информации выступают личные наблюдения, беседы с руководством, подчиненными, неформальными лидерами, своими друзьями и друзьями оппонентов, свидетелями конфликта.

    На основе изучения психолого-педагогической литературы, передового опыта работы вузов, анализа различных видов деятельности были определены пути повышения эффективности в подготовке учителей к разрешению конфликтных ситуаций:

    1. Интеллектуалистический: дать понятие о конфликте; раскрыть физиологическую природу конфликта; психологические основы конфликта; типологию конфликтов, конфликтных личностей, их характеристики; прогнозирование и профилактика конфликтов; возникновение, развитие и протекание конфликта, условий выхода, разрешение конфликта; искусство переговоров; урегулирование конфликтов с участием третьей стороны (медитация).
    2. Поведенческий: научить психологическому анализу ситуаций и конфликтов, поиску вариантов разрешения, путей предупреждения или погашения конфликта, обучения навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения. Он предполагает обсуждение теоретических проблем, дискуссии, диспуты, деловые и личностно-ориентированные игры, имитационные тренинги, исследовательские задания, научно-практические конференции.
    3. Самопознание и самовоспитание личности (самопознание – получение знания о себе, самовоспитание – формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью).
    4. Для профилактики конфликтов целесообразно использование такие формы работы как:

      • педагогические советы;
      • методические объединения;
      • индивидуальная работа.
      • Можно отметить, что без благоприятного климата в педагогическом коллективе невозможно целесообразное обучение наших детей.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Педагогические конфликты и пути их разрешения

        Курсовая работа по педагогике на тему

        Педагогические конфликты и пути их разрешения

        1. Понятие педагогического конфликта и его типы……………………………….5

        2. Типы конфликтов в начальной школе………………………………………… 12

        3. Варианты предупреждения и урегулирования конфликтов…………………..18

        Список использованной литературы…………………………………………….. 27

        Сегодня по всему миру наблюдается нарастание агрессивной атмосферы, ожесточенности. Это касается не только межнациональных отношений, но и отношений между отдельными людьми. Поэтому сейчас очень важно воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, учить внимательно относиться к ближним.

        Но, к сожалению, современная мировая проблема не обошла стороной и школьную жизнь. В нынешних публикациях можно часто поднимается вопрос конфликтов в школе. Источником их, как правило, являются падение интереса педагога к личности ребенка, нежелание понять его внутренний мир.

        Возникновение проблемных и конфликтных ситуаций обусловлено и падением престижа педагогической профессии в обществе, авторитарностью в школьном управлении, возросшей напряженностью в межличностных отношениях в школьном социуме.

        Не так редко конфликты сопровождаются насилием. Некоторые из них могут закончиться весьма плачевно как для учителя, так и для ребенка.

        Современные дети стали отличаться или полным безразличием к окружающим их людям, либо редкой жестокостью ко всему жестокостью, из-за чего педагог не всегда может воздействовать на них, ведь для таких детей учитель не является тем, кого они обязаны уважать. Поэтому по этой причине удачно разрешенный конфликт является одним из средств поднятия своего авторитета, и не только. Такая ситуация может положительно повлиять на ребенка, отозваться глубокого в нём и заставить пересмотреть его свои взгляды на мир.

        Проблема жестокого обращения в последнее время актуальна и для начальной школы в особенности, в которой и должно идти формирование личности будущего человека, и главный созидатель – это учитель. И ему очень важно уметь предупреждать конфликты и грамотно их разрешать.

        Данная курсовая работа посвящена изучению конфликтных ситуаций и путям их разрешения.

        Исследование этого вопроса занимались Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. С. Макаренко.

        Исходя из актуальности, нами была выбрана тема «Педагогические конфликты и пути их разрешения».

        Цель курсовой работы – изучить типологизацию педагогических конфликтов и выявить пути их разрешения.

        В соответствии с целью выделим основные задачи:

        Рассмотреть понятие педагогического конфликта, его типы;

        Изучить основные типы конфликтных ситуаций в начальной школе;

        Выявить основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов.

        1. Понятие педагогического конфликта и его типы

        В настоящее время в теории и практике педагогики накоплен значительный запас фактов и наблюдений для попытки ставить вопрос об оформлении теоретического направления — педагогической конфликтологии, как самостоятельной области исследований науки об образовании. Проблема педагогических конфликтов относится к области научных знаний, имеющих свое место во всех науках как социальных, так и технических.

        Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.

        Конфликт по словарю С. И. Ожегова — столкновение, серьезное разногласие, спор. «Советский энциклопедический словарь» это же понятие определяет почти так же, т. е. как столкновение сторон, мнений, сил. В «Философском энциклопедическом словаре» понятия «конфликт» не включено в состав лексических единиц. Его эквивалент — «противоречие» — определяется как взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений. Термин «конфликт» применяется лишь для обозначения острых враждебных столкновений классовых интересов, противоречий.

        Конфликт – форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой – в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.

        Говоря иначе, конфликт – ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.

        Следует различать понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», разница между ними очень существенна.

        Конфликтная ситуация – такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта – возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.

        То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.

        Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия личность, ученые указывают, что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующих им умений. Между тем многие учителя отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательной работе. У большинства педагогов по-прежнему сохранилось настороженное отношение к самому слову “конфликт”, в их сознании это понятие ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением вредным для воспитательного процесса. Они стремятся избегать конфликтов любыми способами, а при наличии их пытаются гасить внешнее проявление последних.

        Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа. Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Однако слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в школе.

        Педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. Таким образом, в данном толковании педагогического конфликта как разновидности конфликтов вообще прежде всего обращается внимание на сферу его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов (учителя и дети), эмоциональный фон протекания. Особо следует обратить внимание на то, что педагогический конфликт является формой проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, что весьма существенно для определения способов его предупреждения и преодоления.

        В педагогической конфликтологии теоретически нет разграничения между такими понятиями как оппоненты, противники, субъекты, стороны конфликта. Данные понятия в представлении многих ученых являются синонимами.

        Важными понятиями, без которых конфликтология (в том числе и педагогическая) как наука не может функционировать, являются: конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, инцидент.

        По мнению ряда исследователей в педагогике, конфликтная ситуация предшествует собственно конфликту, ее составляющими являются субъекты и объект конфликта со всеми их отношениями и характеристиками (Битянова М. Р., Вереникина Н. М.) Таким образом, конфликтную педагогическую ситуацию можно принять как совокупность объективных и субъективных условий, возникающих в школьном социуме и создающих определенное психологическое напряжение, по причине которого ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. Инцидент – это повод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «спусковым механизмом», порождающим развитие событий. По мнению М. Р. Битяновой, «инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в интересах и целях»[3]. Трудно согласиться с подобным утверждением. Инцидент далеко не всегда является осознанным фактом. Он нередко выступает как повод к конфронтации. Именно инцидент способствует переходу конфликтной ситуации в конфликтное взаимодействие.

        Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести социально-экономическое положение учительства в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности. Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора. Однако, в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритетной роли именно субъективного фактора в провокации конфликтов в школьном социуме.

        В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родители; ученик-администратор; учитель-учитель; учитель-родители; учитель-администратор; родители-родители; родители-администратор; администратор-администратор.

        Рассмотрим причины конфликтов некоторых типов.

        Конфликты типа «учитель-ученик» возникают, по мнению учителей, по поводу:

        нарушения дисциплины на уроке;

        плохого выполнения домашнего задания;

        нездорового отношения между учащимися.

        С точки зрения же учеников причинами конфликтов с учителями являются:

        works.doklad.ru

        Педагогические конфликты: способы их урегулирования

        Педагогические науки

      • Маматов Дильшод Кадырович , старший преподаватель
      • Мамурова Дилфуза Исламовна , старший преподаватель
      • Бухарский государственный университет
        • ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
        • РЕШЕНИЕ
        • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
        • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
        • Похожие материалы

          Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки социальных педагогов.

          Установлено, что поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, социальные педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.

          Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих социальных педагогов знаний и умений соответствующих личностных качеств, знаний и умений.

          Констатировано, что практическая готовность социального педагога к разрешению конфликтов среди учеников представляет собой интегральное личностное образование, структура которого включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-исполнительский компоненты. В качестве критериев этой готовности выступают мера, целостность и мера сформированности ее основных составляющих.

          Показано, что процесс формирования практической готовности социального педагога к разрешению конфликтов среди подростков носит индивидуально-творческий, поэтапно и системно организованный характер. Содержание и логика этого процесса обусловлена структурными компонентами готовности и соответствующими образовательными технологиями.

          Успешное разрешение конфликтов поэтому обычно включают цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению.

          Прежде всего, надо выяснить, что произошло. В чем проблема? На этом этапе важно изложить факты, чтобы все согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. И руководитель должен представить идеальное решение со своей стороны. фактов.

          Затем спросим у всех заинтересованных лиц: какие чувства они испытывают и что бы хотели увидеть в качестве идеального решения? Возможно несколько вариантов.

          Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному в духе сотрудничества поиску шагов, чтобы привести всех к примирению.

          Конфликты есть деструктивные и конструктивные. Деструктивный – когда он не касается важных рабочих проблем, разделяет коллектив на группы и т.д.

          Конструктивный конфликт – когда открывается острая проблема, приводит к столкновению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться. (Можно сравнить: в споре рождается истина.)

          При разрешении конфликтов между учителем и учащимся необходимо помимо анализа причин конфликта, учитывать возрастной фактор

          Наряду с деловыми конфликтными ситуациями “учитель-ученик” нередки противоречия и личностного характера.

          Как правило, они возникают из-за возникшего у подростка чувства взрослости и стремления признать себя таковым, а с другой стороны, отсутствием у педагога оснований для признания его равным себе. И в случае неверной тактики педагога способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.

          Попадая в конфликтную ситуацию, учитель может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. Впрочем, проблема понимания другого человека довольно сложная.

          Опытные педагоги знают, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).

          В общении педагога с учениками большое значение имеют не только содержание речи, но и ее тон, интонация, мимика. Если при общении взрослых интонация может нести до 40% информации, то в процессе общения с ребенком воздействие интонации существенно увеличивается. Принципиально важно уметь слушать и слышать ученика. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать от ученика плавной и связной речи, в силу чего взрослые часто прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание (“Ладно, все понятно, иди!”). Во-вторых, учителям часто некогда выслушать ученика, хотя у того есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору.

          Реально возникающий конфликт между педагогом и учеником можно проанализировать на трех уровнях:

        • с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе;
        • с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика;
        • с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников.
        • Конфликт может считаться продуктивно разрешенным, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации всего образовательного процесса, в системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов этого процесса по отношению к друг другу, в готовности к конструктивному поведению в будущих конфликтах.

          Реальный механизм установления нормальных отношений видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая работа связана с определенными трудностями для учителя.

          В социальной психологии и педагогике выделено пять типов отношений:

        • отношения диктата – строгая дисциплина, четкие требования к порядку, к знаниям при официально-деловом общении;
        • отношения нейтралитета – свободное общение с учениками на интеллектуально – познавательном уровне, увлеченность учителя своим предметом, эрудированность;
        • отношения опеки – забота до навязчивости, боязнь всякой самостоятельности, постоянный контакт с родителями;
        • отношения конфронтации – скрытая неприязнь к ученикам, постоянное недовольство работой по предмету; пренебрежительно деловой тон в общении;
        • отношения сотрудничества – соучастие во всех делах, интерес друг к другу, оптимизм и взаимное доверие в общении.
        • Говорить с ребенком намного труднее, чем со взрослым; для этого надо уметь адекватно оценивать по внешним проявлениям его противоречивый внутренний мир, предвидеть его возможную ответную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении со взрослыми. Слово педагога обретает убедительную силу воздействия лишь в том случае, если он хорошо знает ученика, проявил к нему внимание, в чем-то помог ему, т.е. установил с ним соответствующие отношения через совместную деятельность. Между тем начинающие учителя склонны считать, что их слово само по себе должно привести ребенка к послушанию и принятию их требований и установок.

          Для принятия правильного решения педагогу часто недостает времени и информации, он видит факт нарушения хода урока, но ему трудно понять, чем это вызвано, что этому предшествовало, что приводит к неправильному толкованию поступков. Подростки, как правило, более информированы о причинах происходящего обычно, об этом молчат, а при попытке объяснить учителю, внести ясность, тот нередко останавливает их (“Сам разберусь”). Учителю трудно принять новую информацию, противоречащую сложившимся у него стереотипам, изменить отношение к случившемуся и свою позицию.

          Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть: а) утомление учащихся; б) конфликты на предыдущем уроке; в) ответственная контрольная работа; г) ссора на перемене, настроение учителя; д) его умение или неумение организовать работу на уроке; е) состояние здоровья и личностные качества.

          Конфликт часто вырастает из стремления учителя утвердить свою педагогическую позицию, а также от протеста ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Правильно реагируя на поведение подростка, педагог берет ситуацию под свой контроль и тем самым восстанавливает порядок. Поспешность в оценках происходящего нередко к ошибкам, вызывает возмущение у учеников несправедливостью, вызывает к жизни конфликт.

          Конфликтные ситуации на уроках, особенно в подростковых классах, большинством признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю надо уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся подросткового возраста, усиливая деловую взаимосвязь между ними; дело доходит до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим, “трудным” по поведению. Нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету – это ведет к затяжному личностному конфликту с учителем. Для того, чтобы конфликтная ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Его основной целью является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену “словесными ударами”, и ситуация становится конфликтной.

          Психологический анализ также используется для переключения внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках, отношениях.

          Существенную помощь социальному педагогу может оказать прогнозирование ответных реакций и действий учеников в конфликтных ситуациях. На это указывали многие педагоги-исследователи (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Н.Лобанова, М.И.Поташник, М.М.Рыбакова, Л.Ф.Спирин и др.). Так, М.М.Поташник рекомендует либо вынужденно примеряться, приспосабливаться к ситуации, либо сознательно и целенаправленно влиять на нее, т.е. творить новое.

          М.М.Рыбакова предлагает учитывать ответные реакции учащихся в конфликтных ситуаций следующим образом:

        • описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, причина и место возникновения, деятельность участников и т.д.);
        • возрастные и индивидуальные особенности участников конфликтной ситуации;
        • ситуация глазами ученика и учителя;
        • личностная позиция учителя в возникшей ситуации, реальные цели учителя при взаимодействии с учеником;
        • новая информация об учениках, оказавшихся в ситуации;
        • варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения учащихся;
        • выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.
        • Из литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

        • анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;
        • определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель – ученик, семья – ученик, ученик – коллектив класса;
        • планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;
        • анализ результатов;
        • корректировка результатов педагогического воздействия;
        • самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.
        • Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:

        • высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;
        • открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;
        • информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;
        • демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.
        • Действия педагога по изменению хода конфликта можно отнести к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными – репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение.

          Приведем ряд ситуаций и поведение социального педагога при их возникновении:

          • невыполнение учебных поручений в связи с отсутствием умения, знания мотива (изменить формы работы с данным учеником, стиля преподавания, коррекция уровня “трудности” материала и др.);
          • неправильное выполнение учебных поручений скорректировать оценку результатов и хода преподавания с учетом выясненной причины неправильного усвоения информации);
          • эмоциональное неприятие учителя (изменить стиль общения с данным учеником);
          • эмоциональная неуравновешенность учащихся (смягчить тон, стиль общения, предложить помощь, переключить внимание остальных учащихся).
          • В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.

            Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:

          • воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
          • не делать поспешных выводов;
          • при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;
          • научиться ставить себя на место другой стороны;
          • не давать конфликту разрастись;
          • проблемы должны решаться теми, кто их создал;
          • уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
          • всегда искать компромисс;
          • преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.
          • Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.

            Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из “явной” формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:

          • истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;
          • потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;
          • переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте). Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на “неконструктивность” устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).
          • Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:

          • изъятие из конфликта одного из участников;
          • исключение взаимодействия участников на длительное время;
          • устранение объекта конфликта.
          • Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:

          • устранение одной или обеих сторон;
          • приостановка конфликта с возможностью его возобновления;
          • победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);
          • деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);
          • согласие о правилах совместного использования объекта;
          • равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;
          • отказ обеих сторон от посягательств на данный объект.
          • Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции участника с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

            Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об участнике и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение.

            Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.

            Список литературы

            1. Александров А.А. Конфликт как социальное явление // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №113. URl: http://cyberleninka.ru/article/n/konflikt-kak-sotsialnoe-yavlenie
            2. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995
            3. Астанов Д.Ш. Психофизиологические и организационные детерминанты эффективной управленческой деятельности // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 3. С. 98-104.
            4. Астахова Ю.Л. Методы управления конфликтами в педагогическом коллективе школы // Концепт. 2013. №3 (19). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metody-upravleniya-konfliktami-v-pedagogicheskom-kollektive-shkoly (дата обращения: 26.12.2016).
            5. Бердыева Д.Ш. Стили управления, их обусловленность особенностями личности руководителя // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 2. С. 96-102.
            6. Бямбажав Г. Исследование по определению стиля разрешения конфликтов руководящими персоналами сектора образования (на примере руководящих персоналов образовательного сектора провинций Дархан-Уул и Сухэ-Батор) // Наука. Мысль. 2016. № 6-2. С. 35-43.
            7. Вержибок Г.В. Культура социального и гендерного партнерства в образовании // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 1-2. С. 171-178.
            8. Волков А.А., Волкова В.М. Психологический конфликт как условие развития личности // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2014. №2 (10) С. 273-279. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-konflikt-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti#ixzz4Tvf3WWAD
            9. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 184 с.
            10. Исаханова М.Э. Общение учителя // Наука. Мысль. 2015. № 1. С. 7-12.
            11. Костригин А.А. Личностные ценности заведующих дошкольными образовательными учреждениями как фактор организации образовательной среды // Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы, перспективы Материалы VI Международного молодежного научно-культурного форума. 2016. С. 360-363.
            12. Костригин А.А. Характеристики менеджмента и организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении // Современное образование. 2015. № 1. С. 26-41.
            13. Мороз С. А. Характеристика профессионального конфликта как составляющая профессиональной деятельности // Вестник РМАТ. 2012. №1 (4) С.98-101. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-professionalnogo-konflikta-kak-sostavlyayuschaya-professionalnoy-deyatelnosti#ixzz4TvgFA500
            14. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1986
            15. Насонова Л.И., Балябина Л.Н. Совершенствование организационной структуры и изменения в системе управления качеством образовательных услуг в условиях реализации ФГОС // Наука. Мысль. 2014. № 5. С. 10-19.
            16. Нурмурадова Ш.И. Пути формирования социальной активности учителей // Наука. Мысль. 2014. № 10. С. 12-16.
            17. Селиванова Е.А. Роль учителя в возникновении и разрешении педагогических конфликтов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. №3 (5). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchitelya-v-vozniknovenii-i-razreshenii-pedagogicheskih-konfliktov
            18. Халилова Р.Р. Повышение культуры речи будущего учителя как педагогическая проблема // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 1. С. 24-32.
            19. Ярычев Н.У., Саралиева Т.Р. Предотвращение конфликтов как аспект профессиональной деятельности учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. №2 (7) С.23-33. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/predotvraschenie-konfliktov-kak-aspekt-professionalnoy-deyatelnosti-uchitelya#ixzz4TvgMhYem
            20. Stavreva Veselinovska S. What are the psychological, pedagogical and social factors that influence successful learning in environmental education? // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. № 3. С. 79-91.

            Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

            Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

            novainfo.ru

            Читайте так же:  Способы возврата авиабилетов

Обсуждение закрыто.