П4 ст9 закон 129-фз

П4 ст9 закон 129-фз

Статья 9 129-ФЗ — Порядок представления документов при государственной регистрации

1. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.

Представленные в многофункциональный центр документы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, направляются многофункциональным центром в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Направление документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом. При этом документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронных документов, а также требования к формированию таких электронных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.

1.1. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

1.2. Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае:

представления документов, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона, непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;

представления документов, предусмотренных статьями 22.1, 22.2 и 22.3 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;

направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

1.3. При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

1.4. При внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода либо залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью на основании сделки (договора), подлежащей (подлежащего) обязательному нотариальному удостоверению, заявителем является нотариус, удостоверивший соответствующую сделку (соответствующий договор). В иных случаях, касающихся перехода либо залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица — участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица — участника общества, исполнитель завещания, залогодержатель, лицо, в пользу которого вынесен вступивший в законную силу судебный акт, являющийся основанием для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц в связи с переходом или залогом доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, иное лицо, которое в силу закона может быть заявителем при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в связи с переходом или залогом доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.

Если указанные в абзаце первом настоящего пункта участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица — участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица — участника общества являются юридическими лицами, таким заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа такого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, а также физическое лицо, действующее на основании нотариально удостоверенной доверенности. Указанная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована нотариально, прилагается к представляемым в регистрирующий орган документам.

При внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся учреждения доверительного управления в отношении доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, исполнитель завещания или нотариус, учредившие это доверительное управление.

1.5. При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

3. В день получения документов, представленных непосредственно в регистрирующий орган, такой орган выдает расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности. В случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр данная расписка выдается многофункциональным центром заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.

При получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Информация о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.

3.1. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных в соответствии с настоящим Федеральным законом документов в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

4.1. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

4.2. Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

4.3. Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4.4. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.

В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.

Решение о приостановлении государственной регистрации направляется регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.

При направлении документов в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлении документов непосредственно в регистрирующий орган, направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, регистрирующий орган по запросу заявителя выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу) составленный регистрирующим органом на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание решения о приостановлении государственной регистрации в форме электронного документа.

Читайте так же:  Разрешение на строительство москва кто выдает

В случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр решение о приостановлении государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем пятым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем пятым настоящего пункта срок направляет решение о приостановлении государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в многофункциональный центр. По запросу заявителя многофункциональный центр выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру) составленный многофункциональным центром на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание электронного документа, полученного многофункциональным центром от регистрирующего органа.

В случае представления документов в регистрирующий орган по просьбе заявителя нотариусом решение о приостановлении государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем пятым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем пятым настоящего пункта срок направляет решение о приостановлении государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, нотариусу. По просьбе заявителя нотариус выдает полученный от регистрирующего органа документ заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности или представленной нотариусу лично заявителем доверенности в простой письменной форме) в форме документа на бумажном носителе на основании удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу в соответствии с законодательством о нотариате.

Информация о принятии регистрирующим органом решения о приостановлении государственной регистрации размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети «Интернет».

5. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

6. Заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке.

kodeks.systecs.ru

Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

С 1 января 2016 г. вступают в силу многочисленные поправки в Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №129-ФЗ). Целью внесенных изменений является обеспечение достоверности данных Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту — ЕГРЮЛ). Проанализируем практические аспекты обновленного Закона №129-ФЗ.

Большая часть внесенных поправок, о которых пойдет речь в настоящей статье, внесена в Закон №129-ФЗ Федеральными законами от 30.03.2015 г. №67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №67-ФЗ), от 29.06.2015 г. №209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» (далее по тексту — Закон №209-ФЗ) и от 13.07.2015 г. №237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту — Закон №237-ФЗ).Прокомментируем основные изменения по порядку.

Содержание государственных реестров

В редакции Закона №129-ФЗ, действовавшей до 13.07.2015 г., в ЕГРЮЛ вносились данные только об адресе юридического лица. Обновленной редакцией Закона №129-ФЗ уточнено, что теперь будут вноситься сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения такого юридического лица.

В чем отличия этих терминов? Обратимся к нормам гражданского законодательства:

1) Место нахождения организации (п. 2 ст. 54 ГК РФ) — определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования), отражается в уставе юридического лица. Например, г. Москва.

2) Адрес юридического лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ) — указывается в ЕГРЮЛ в пределах места нахождения юридического лица.Например, 125047, г. Москва, Оружейный переулок, д.19

На практике возможны ситуации, когда организация меняет адрес внутри одного города (населенного пункта). В этом случае потребуется внесение изменений в ЕГРЮЛ в части нового адреса организации. При этом в устав юридического лица можно не вносить изменения (Письмо ФНС РФ от 31.01.2014 г. №СА-4-14/[email protected]).

Если же организация принимает решение о смене своего места нахождения (например, переезжает из г.Москвы в г.Магадан), то она обязана представить в налоговую инспекцию заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также решение о смене места нахождения.

Функции нотариусов при государственной регистрации

Нововведением является предоставленная возможность электронного документооборота с налоговыми органами. Так, в Законе №129-ФЗ прописана возможность подачи документов в регистрирующий орган через нотариуса в электронном виде, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст.9 Закона №129-ФЗ). Таким образом, нотариус может предоставить возможность заявителю избежать «живого» общения с налоговыми органами. На сегодняшний день вид таких электронных документов уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти не установлен.

Проверка достоверности сведений

Несмотря на то, что на налоговые органы возлагается ответственность за регистрацию недостоверных сведений, подаваемых организацией для включения или ранее включенных в ЕГРЮЛ, налогоплательщик по-прежнему должен иметь обоснование выбора контрагента и проявлять должную осмотрительность.

Арбитражная практика последних лет свидетельствует о том, налоговая выгода может быть признана необоснованной при доказанности отсутствия реальности операций, либо осведомленности налогоплательщика об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов (Постановление АС Уральского округа от 26.11.2015 г. №А47-2837/2014).

Так, в указанном деле налоговые органы, доказывая нереальность осуществленных налогоплательщиком операций, установили, что деятельность контрагента носила номинальный характер, по адресу регистрации данное общество с момента его государственной регистрации до момента исключения из ЕГРЮЛ не находилось, при этом финансовых, трудовых, технических ресурсов, имущества, транспортных средств, необходимых для выполнения принятых на себя обязательств не имелось.

Начиная с 1 января 2016 г., налоговые органы будут проверять достоверность сведений юридических лиц еще на стадии принятия решения о государственной регистрации. Такая проверка проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц).

В п.4.2 ст.9 Закона №129-ФЗ приведен закрытый перечень проверочных мероприятий, включающих в себя:

-изучение документов и сведений, которые имеются в базе налоговых органов, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

-получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

Заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по специальной форме, которая будет утверждена уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.6 ст.9 Закона №129-ФЗ).

При этом обоснованность требований заинтересованного лица должны проверить налоговые органы.

-получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

-проведение осмотра объектов недвижимости;

-привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

www.audit-it.ru

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНАМ ОТ 08.08.2001 N 129-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ

«Налоговый вестник», N 8, 2002

С 1 июля 2002 г. вступили в силу Федеральные законы от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (за исключением п.2 ст.27, который введен в действие со дня официального опубликования данного документа) (далее — Закон N 129-ФЗ) и от 21.03.2002 N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — Закон N 31-ФЗ).
Вышеуказанные Законы, определяя единые органы, правила и процедуры государственной регистрации организаций, устанавливают единый порядок регистрации, распространяющийся на всех юридических лиц, расположенных на территории Российской Федерации.
Что же изменилось в порядке регистрации юридических лиц?
1. Законом N 129-ФЗ впервые дано определение государственной регистрации юридических лиц как акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемого посредством внесения в государственный реестр:
а) сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц;
б) иных сведений о юридических лицах в соответствии с Законом N 129-ФЗ (ч.2 ст.1 Закона N 129-ФЗ).
2. Впервые определено, что именно является моментом государственной регистрации, — им признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п.2 ст.11 Закона N 129-ФЗ).
Ранее в законодательстве Российской Федерации не раскрывалось ни понятие государственной регистрации юридического лица, ни понятие момента такой регистрации.
3. Закон N 129-ФЗ, устанавливая порядок государственной регистрации юридических лиц, распространяется на все юридические лица (в том числе с иностранными инвестициями), за исключением отдельных видов юридических лиц, для которых федеральными законами устанавливается специальный порядок регистрации (ст.10 Закона N 129-ФЗ).
В частности, иной порядок государственной регистрации создания, реорганизации, ликвидации, внесения изменений в учредительные документы, изменения иных сведений о юридическом лице установлен для:
— торгово — промышленных палат (п.8 ст.1 Закона N 31-ФЗ);
— кредитных организаций (п.10 ст.1 Закона N 31-ФЗ);
— общественных объединений (в том числе профсоюзов, их объединений, национально — культурных автономий, религиозных организаций, политических партий) (пп.11, 20, 25, 29, 44 ст.1 Закона N 31-ФЗ);
— благотворительных организаций (п.14 ст.1 Закона N 31-ФЗ).
4. Установлен один (единый) орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию юридических лиц в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ст.2 Закона N 129-ФЗ).
Данный орган осуществляет государственную регистрацию юридических лиц путем:
1) принятия решения о государственной регистрации юридического лица;
2) внесения на основании указанного решения соответствующей записи в государственный реестр (ст.11 Закона N 129-ФЗ).
Исключение из указанного правила — «двухзвенный» порядок государственной регистрации юридического лица, когда решение о регистрации принимается одним органом, а внесение сведений в реестр — другим органом (регистрирующим органом, указанным в Законе N 129-ФЗ), — устанавливается в силу ст.10 Закона N 129-ФЗ для отдельных видов юридических лиц (торгово — промышленные палаты, кредитные организации и др.).
Ранее государственную регистрацию юридических лиц осуществляли различные уполномоченные на это органы:
— администрации районные, городские, районные в городах;
— Минюст России;
— Государственная регистрационная палата при Минюсте России;
— МПТР России;
— Московская инспекция по защите свободы печати при МПТР России;
— Банк России;
— Управление юстиции по г. Москве;
— органы государственной регистрации, созданные в субъектах Российской Федерации (например, в г. Москве — Московская регистрационная палата Правительства Москвы, Департамент общественных и политических связей Правительства Москвы).
5. Согласно п.2 ст.4 Закона N 129-ФЗ ведение государственного реестра осуществляется только регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством РФ.
Ранее каждый из органов, уполномоченных осуществлять государственную регистрацию, самостоятельно принимал решение о регистрации юридического лица и вел свой собственный реестр зарегистрированных юридических лиц.
6. Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Такие данные могут представляться исключительно по запросам органов государственной власти (п.1 ст.6 Закона N 129-ФЗ).
Ранее также устанавливалась открытость сведений, содержащихся в реестре (п.15 Указа Президента Российской Федерации от 08.07.1994 N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ», далее — Указ N 1482), однако вопрос об ограничении доступа к сведениям личного характера, содержащимся в реестре, сроках представления информации из реестра не регулировался.
7. Установлено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п.2 ст.8 Закона N 129-ФЗ).
Ранее государственная регистрация юридического лица осуществлялась по месту его учреждения (п.1 ст.34 Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», далее — Закон N 445-1).
8. Установлен срок государственной регистрации — не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п.1 ст.8 Закона N 129-ФЗ).
При этом документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, выдается (направляется) регистрирующим органом заявителю не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации (п.3 ст.11 Закона N 129-ФЗ).
Ранее было установлено два срока для осуществления регистрации:
1) один месяц с подачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате государственной пошлины (п.4 ст.34 Закона N 445-1);
2) три дня с даты представления необходимых документов либо 30 календарных дней с даты почтового отправления (п.5 Указа N 1482).
В силу того, что более короткий срок для регистрации был установлен Указом N 1482 — нормативно — правовым актом, имеющим меньшую юридическую силу по сравнению с Законом N 445-1, у регистрирующих органов было право руководствоваться сроком, установленным данным Законом, — один месяц, что и осуществлялось на практике подавляющим большинством регистрирующих органов.
9. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации теперь является день их получения регистрирующим органом (п.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ).
Ранее устанавливалось, что такой датой является дата фактической подачи документов в регистрирующий орган или дата почтового отправления (п.2 Указа N 1482).
10. Установлена обязанность регистрирующего органа:
— выдавать в день получения документов заявителю расписку в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом (при непосредственной подаче документов в регистрирующий орган);
— высылать такую расписку по почте с уведомлением о вручении (при направлении документов по почте) в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов (п.3 ст.9 Закона N 129-ФЗ).
Ранее такой обязанности акты федерального законодательства не содержали.
11. Способы представления документов при государственной регистрации не изменились — документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом:
1) непосредственно;
2) направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (п.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ).
Вместе с тем Закон N 129-ФЗ указывает на возможность определения Правительством РФ иных способов представления документов.
12. Законом четко определен перечень лиц, которые могут выступать в качестве уполномоченных лиц при представлении документов на регистрацию. Это следующие физические лица:
— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
— учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
— конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
— иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления (п.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ).
Согласно ранее действовавшему порядку документы представлялись в регистрирующий орган учредителем предприятия либо представителями учредителя (п.2 Указа N 1482).
13. Установлен четкий и, что не менее важно, исчерпывающий перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица (ст.12 Закона N 129-ФЗ):
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, содержащее паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и ИНН (при его наличии) заявителя.
Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена (п.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ);
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
При этом п.4 ст.9 Закона N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом.
Ранее для регистрации создаваемого предприятия учредитель представлял следующие документы:
— заявление учредителя;
— устав предприятия;
— решение о создании предприятия или договор учредителей;
— свидетельство об уплате государственной пошлины;
— документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала (фонда) предприятия (п.3 ст.34 Закона N 445-1, п.1 Указа N 1482).
Для регистрации создаваемого предприятия с иностранными инвестициями также требовалось представление:
— выписки из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора;
— документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком (п.2 ст.20 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», далее — Закон N 160-ФЗ).
Кроме того, на практике данный список пополнялся документами, указанными каждым регистрирующим органом в своем положении о регистрации.
14. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ (п.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ).
Ранее такие требования устанавливались п.3 Указа N 1482, а также непосредственно самими регистрирующими органами в своих положениях о регистрации.
15. Согласно п.5 ст.9 Закона N 129-ФЗ нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В частности, Закон N 129-ФЗ предусматривает нотариальное удостоверение документов в следующих случаях:
— нотариальное удостоверение подписи заявителя на заявлении о регистрации юридического лица (п.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ);
— возможность представления нотариально заверенных копий учредительных документов создаваемого юридического лица при его регистрации (п.»в» ст.12 Закона N 129-ФЗ);
— возможность представления нотариально заверенных копий учредительных документов юридического лица, создаваемого путем реорганизации, при регистрации такого лица (пп.»б» п.1 ст.14 Закона N 129-ФЗ).
Ранее такие требования устанавливались регистрирующими органами самостоятельно в своих положениях о регистрации.
16. Теперь за регистрацию уплачивается только государственная пошлина (ст.3 Закона N 129-ФЗ). Ее размер установлен согласно данной статье, а также п.18 ст.2 Закона N 31-ФЗ в п.6 ст.4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине» в размере 2000 руб.
Ранее размер государственной пошлины также не мог превышать 2000 руб., но при этом он устанавливался регистрирующими органами самостоятельно (п.3 Порядка взимания государственной пошлины за регистрацию предприятий в РСФСР, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 14.06.1991 N 327).
Кроме того, за регистрацию предприятий взимался также регистрационный сбор (п.6 Указа N 1482, п.2 ст.20 Закона N 160-ФЗ, Постановление Верховного Совета РСФСР от 18.12.1991 N 2057-1 «О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе», п.9 ст.15 Федерального закона от 11.06.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях», Распоряжение Премьера Правительства г. Москвы от 20.05.1993 N 899-РП и пр.).
17. Документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, будет единым для всех зарегистрированных в соответствии с данным Законом юридических лиц — п.3 ст.11 Закона N 129-ФЗ определено, что форма и содержание этого документа устанавливаются Правительством РФ.
Ранее каждый орган, уполномоченный осуществлять регистрацию юридических лиц, выдавал документ о регистрации юридического лица, форма и содержание которого были установлены этим органом самостоятельно.
18. Следует иметь в виду, что согласно Закону N 129-ФЗ в случае изменения сведений о юридическом лице, указанных в п.4 ст.5 данного Закона (наименование, организационно — правовая форма, адрес постоянно действующего исполнительного органа, способ образования, сведения об учредителях, сведения о правопреемстве, способ прекращения деятельности, размер уставного капитала, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, его паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность, ИНН при его наличии), юридические лица обязаны в течение трех дней с момента такого изменения сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Ранее при внесении изменений и дополнений в учредительные документы предприятия и при изменении его организационно — правовой формы учредитель предприятия был обязан в недельный срок сообщить соответствующие сведения в зарегистрировавший предприятие орган (п.5 ст.34 Закона N 445-1).
19. Государственная регистрация изменений, указанных в п.4 ст.5 Закона N 129-ФЗ, а также изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется в порядке, установленном гл.VI данного Закона.
Данной главой установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (п.1 ст.17 Закона N 129-ФЗ):
— заявление по форме, утвержденной Правительством РФ;
— решение о внесении изменений в учредительные документы;
— изменения, вносимые в учредительные документы;
— документ об уплате государственной пошлины.
При регистрации изменений, не связанных с изменениями в учредительных документах, необходимо представить лишь заявление по форме, утвержденной Правительством РФ (п.2 ст.17 Закона N 129-ФЗ).
Главой VI Закона также определено, что регистрация всех вышеуказанных изменений осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица (п.1 ст.18 Закона N 129-ФЗ).
Согласно п.2 ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Таким образом, для регистрации изменений в учредительных документах и (или) внесения в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с изменением учредительных документов, юридическое лицо обращается в регистрирующий орган, ранее зарегистрировавший данное лицо.
При этом в случае перемены места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в государственный реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (п.4 ст.18 Закона N 129-ФЗ).
Представление документов для регистрации всех вышеуказанных изменений, а равно их государственная регистрация осуществляются в порядке и сроки, установленные для регистрации создаваемого юридического лица ст.ст.8 — 9 Закона N 129-ФЗ (п.п.2 — 3 ст.18 Закона N 129-ФЗ).
20. В уведомительном порядке регистрация изменений в учредительных документах юридического лица осуществляется только в случаях, установленных федеральными законами (п.1 ст.19 Закона N 129-ФЗ).
Таким случаем, например, является сообщение об изменениях в уставе акционерного общества, связанных с изменением сведений о его филиалах и представительствах (п.6 ст.5 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Согласно п.1 ст.19 Закона N 129-ФЗ в таких случаях юридическое лицо представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное заявителем уведомление о внесении изменений в учредительные документы, решение о внесении изменений в учредительные документы и сами изменения.
Соответствующая запись вносится в государственный реестр регистрирующим органом в срок не более чем пять дней с момента получения указанного уведомления, о чем в письменной форме сообщается юридическому лицу (п.2 ст.19 Закона N 129-ФЗ).
Изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях (п.3 ст.19 Закона N 129-ФЗ).
Ранее акты, регулирующие порядок государственной регистрации юридических лиц, не предусматривали уведомительный порядок регистрации изменений и дополнений в учредительных документах организаций.
Для всех случаев внесения таких изменений действовала норма п.5 ст.34 Закона N 445-1, согласно которой при внесении изменений и дополнений в учредительные документы предприятия и при изменении его организационно — правовой формы учредитель предприятия был обязан в недельный срок сообщить соответствующие сведения в зарегистрировавший предприятие орган.
21. Законом N 129-ФЗ установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения):
— заявление о регистрации;
— учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
— решение о реорганизации;
— договор о слиянии или присоединении (в случаях, определенных федеральными законами);
— передаточный акт или разделительный баланс;
— документ об оплате государственной пошлины (п.1 ст.14 Закона N 129-ФЗ).
Ранее перечень таких документов не определялся актами федерального законодательства, в связи с чем каждый регистрирующий орган устанавливал его самостоятельно.
22. Законом N 129-ФЗ определено, что государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
Если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством РФ (п.1 ст.15 Закона N 129-ФЗ).
23. Внесены некоторые новеллы в порядок регистрации ликвидации юридического лица.
Так, Законом N 129-ФЗ установлен срок, в течение которого участники юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны уведомить регистрирующий орган об этом, — три дня (п.1 ст.20 Закона N 129-ФЗ).
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что ГК РФ установлена обязанность незамедлительного сообщения об указанном решении (п.1 ст.62 ГК РФ).
Законом N 129-ФЗ определено, что теперь не требуется участия регистрирующего органа в назначении ликвидационной комиссии и составлении промежуточного баланса — об этом регистрирующий орган только уведомляется (п.3 ст.20 Закона N 129-ФЗ).
Установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица (заявление по форме, утвержденной Правительством РФ, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства (в случае применения процедуры банкротства)) (ст.21 Закона N 129-ФЗ).
Ранее перечень таких документов не определялся актами федерального законодательства, в связи с чем такие перечни устанавливались регистрирующими органами самостоятельно в своих положениях о регистрации.
24. Согласно Закону N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается только в случае:
1) непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов;
2) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (п.1 ст.23 Закона N 129-ФЗ).
Ранее основаниями для отказа в государственной регистрации являлись:
— нарушение установленного законом порядка образования юридического лица (п.1 ст.35 Закона N 445-1, п.1 ст.51 ГК РФ);
— несоответствие его учредительных документов Закону (п.1 ст.35 Закона N 445-1, п.1 ст.51 ГК РФ);
— несоответствие состава представленных документов требованиям Положения, утвержденного Указом N 1482 (п.10 Указа N 1482);
— несоответствие состава сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах, требованиям Положения, утвержденного Указом N 1482 (п.10 Указа N 1482);
— защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (для организаций с иностранными инвестициями — п.2 ст.20 Закона N 160-ФЗ).
25. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п.3 ст.23 Закона N 129-ФЗ).
Согласно ранее действовавшему порядку было установлено два срока для принятия решения об отказе в государственной регистрации:
1) один месяц с момента подачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате государственной пошлины (п.4 ст.34 Закона N 445-1);
2) три дня со дня представления документов на регистрацию или получения их по почте (п.10 Положения, утвержденного Указом N 1482).
В силу того что более короткий срок для принятия решения об отказе в регистрации был установлен Указом N 1482 — нормативно — правовым актом, имеющим меньшую юридическую силу по сравнению с Законом N 445-1, у регистрирующих органов было право руководствоваться сроком, установленным этим Законом, — один месяц.
26. Установлены основания, при которых должностные лица регистрирующих органов несут ответственность за нарушение порядка государственной регистрации (п.1 ст.24 Закона N 129-ФЗ). Такими основаниями являются:
— необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в ст.23 Закона N 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации;
— неосуществление государственной регистрации в установленные сроки;
— иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного Законом N 129-ФЗ;
— отказ в представлении сведений, содержащихся в государственном реестре;
— несвоевременное представление сведений, содержащихся в государственном реестре.
Однако мер ответственности должностных лиц регистрирующего органа Закон N 129-ФЗ не определяет, отсылая в этом вопросе к иному законодательству Российской Федерации.
При этом Закон N 129-ФЗ устанавливает такую меру ответственности регистрирующего органа, как возмещение ущерба, причиненного отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине (п.2 ст.24 Закона N 129-ФЗ).
Ранее законодательством предусматривалась возможность взыскания не только ущерба, но и убытков в целом, нанесенных в результате незаконного отказа в регистрации предприятия (п.2 ст.35 Закона N 445-1).
27. Закон N 129-ФЗ установил основания, при которых наступает ответственность заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия при осуществлении государственной регистрации:
— непредставление необходимых для включения в государственный реестр сведений;
— несвоевременное представление необходимых для включения в государственный реестр сведений;
— представление необходимых для включения в государственный реестр недостоверных сведений (п.1 ст.25 Закона N 129-ФЗ).
Однако мер ответственности указанных лиц Закон N 129-ФЗ не определяет, отсылая в этом вопросе к иному законодательству Российской Федерации.
28. Установлено право регистрирующего органа обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае:
— допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер (п.2 ст.25 Закона N 129-ФЗ, п.2 ст.61 ГК РФ);
— неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п.2 ст.25 Закона N 129-ФЗ).
Ранее были установлены:
— возможность признания недействительной судом регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер (п.2 ст.61 ГК РФ);
— обязанность регистрирующего органа обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными учредительных документов юридического лица в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, нарушения порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов законодательству Российской Федерации (п.п.11 — 12 Указа N 1482);
— право любого заинтересованного лица в течение шести календарных месяцев с даты регистрации предприятия обратиться в суд (арбитражный суд) с заявлением о признании недействительными регистрации предприятия и (или) его учредительных документов (п.13 Указа N 1482).
29. Пунктом 3 ст.26 Закона N 129-ФЗ установлена обязанность юридических лиц, зарегистрированных до вступления в силу данного Закона, представить в течение шести месяцев со дня вступления Закона в силу (то есть не позднее 1 января 2003 г.) в регистрирующий орган следующие сведения:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. Если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, также наименование юридического лица на этих языках;
2) организационно — правовая форма;
3) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
4) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
5) сведения об учредителях юридического лица;
6) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ИНН при его наличии.
Невыполнение указанного требования является основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.
Исходя из норм п.1 ст.18 Закона N 129-ФЗ, п.2 ст.54 ГК РФ регистрирующим органом, куда обязаны подавать названные сведения такие юридические лица, будет орган по месту прежней регистрации юридического лица.

Читайте так же:  Пособия для круглых сирот

Подписано в печать И.Ю.Липатова
15.07.2002 Юрисконсульт

www.rsmrus.ru


Обсуждение закрыто.