Отличие закона от постановления

Отличие закона от постановления

Разница между законом и кодексом

В российской правовой системе важнейшую роль играют законы и кодексы. В чем их специфика?

В чем заключается специфика закона?

Под законом традиционно понимается нормативно-правовой акт, утвержденный государством. Как правило, его принятие предполагает участие нескольких органов власти: законодательные структуры разрабатывают правовой акт, предварительно утверждают его, а исполнительные — придают ему окончательную юридическую силу, а также создают условия для реализации его положений. Судебные органы власти, в свою очередь, контролируют исполнение положений закона — санкционируя наказания для тех субъектов, которые нарушают соответствующие нормы, а также при необходимости разъясняя формулировки, присутствующие в правовом акте.

Законы в РФ классифицируются на несколько типов:

  1. основной закон государства в виде Конституции;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы;
  4. правовые акты, принимаемые на уровне субъектов РФ.

Что касается местной власти — нормативно-правовые акты, утверждаемые муниципальными органами, не имеют статуса закона.

Однако следует отметить, что термин «закон» неофициально употребляется в целях обозначения любого правового акта, даже если это муниципальный источник или подзаконный правовой акт — например, Постановление Правительства или Указ Президента. В принципе, закон может иметь и неписаный характер и отражать какую-либо правовую традицию, принятую в том или ином сообществе.

Российские федеральные законы также классифицируются на несколько разновидностей:

С точки зрения юридической силы и первые, и вторые находятся на одном уровне. Но в чем специфика кодексов и в связи с чем они рассматриваются как отдельный тип федеральных законов?

В чем заключается специфика кодекса?

Под кодексом принято понимать нормативный акт, в котором сосредоточены положения, регулирующие конкретную отрасль права — например, гражданские, трудовые, административные отношения. В российской системе нормативных актов кодексы выполняют прежде всего систематизирующую функцию и выступают источниками права, структура которых наиболее удобна с точки зрения поиска положений, регулирующих конкретную область правоотношений.

Кодекс, как и любой другой федеральный закон, состоит из статей (включающих также пункты и подпункты), разделов и глав. Многие российские кодексы представлены несколькими частями — например, Налоговый, Гражданский. Можно отметить, что рассматриваемые источники права часто обозначают в виде аббревиатур — НК РФ, ГК РФ.

Положения кодексов могут дополняться нормами других федеральных законов — «обычных». С помощью отдельных ФЗ формулировки кодексов изменяются, дополняются. Также в целях конкретизации положений рассматриваемых нормативных актов могут утверждаться и подзаконные источники — Постановления Правительства, Указы Президента, приказы различных ведомств.

Процедура принятия кодекса та же, что характеризует утверждение любого другого федерального закона: сначала ФЗ принимается в трех чтениях Госдумой, затем утверждается Советом Федерации, после — подписывается Президентом РФ.

Как и в случае с термином «закон», понятие кодекса может применяться и в целях обозначения неписаных норм и правил — то есть представленных в виде правовых обычаев, сложившихся в том или ином сообществе. В этом случае, кстати, рассматриваемые термины могут использоваться и как синонимы. Например, можно сказать «кодекс чести» или же «закон чести» (хотя первый термин существенно более распространен).

Главное отличие закона от кодекса, если рассматривать данные термины на уровне понятийного аппарата, принятого в правовой системе РФ, заключается в том, что первый источник права может быть представлен в нескольких разновидностях, а кодекс — только как ФЗ. С точки зрения универсальных правовых критериев закон отличается от кодекса тем, что представляет собой правовой акт, регулирующий довольно узкий спектр правоотношений, в то время как кодекс аккумулирует в себе положения, юрисдикция которых способна быть очень широкой.

При неофициальном употреблении термины, о которых идет речь, вполне могут выступать синонимами. Но если это не так, то выбор первого или второго понятия скорее основывается на традиции, чем на значении слова в юридическом смысле. Вполне возможен вариант, при котором «неофициальный» кодекс будет совсем небольшим сводом правил, а неписаный закон — характеризоваться огромным перечнем норм.

Определив, в чем разница между законом и кодексом, зафиксируем ее основные критерии в таблице.

Распоряжения

Распоряжения Правительства – реализация его полномочий

Реализуя свои полномочия высшего исполнительного органа государства, Правительство РФ принимает, в пределах своей компетенции, различного рода нормативно-правовые и иные акты, которые призваны регламентировать общественные правоотношения во исполнение Основного закона – Конституции РФ, федеральных законов и Указов Президента.

Российское Правительство полномочно принимать такие правовые акты, как постановления и распоряжения. Несмотря на то, что принимаются постановления и распоряжения одним и тем же исполнительным госорганом, между этими документами существует значительная разница.

Распоряжение Правительства, в отличие от его постановления, не носит нормативного характера. Что это означает на практике? Это означает, что постановление Правительства касается широкого круга общественных отношений, они принимаются по наиболее важным государственным вопросам и обязательны для исполнения всеми и на территории всей России, между тем как распоряжение Правительства направлено на регламентацию каких-либо оперативных, текущих, можно сказать, «узких» вопросов.

Читайте так же:  Этические нормы и принципы адвоката

Например, распоряжения Правительства могут касаться кадровых вопросов – правительственное распоряжение о назначении должностных лиц в министерствах и ведомствах, о присвоении классных чинов, о награждениях; или регулировать хозяйственные вопросы – распоряжение Правительства о предоставлении отдельным субъектам (фондам, муниципальным образованиям) различного рода субсидий за счет государственного бюджета и т.п.

Порядок принятия и вступления в силу правительственных распоряжений

Также как и постановление, распоряжение Правительства подписывается Председателем высшего исполнительного органа и должно быть официально опубликовано (как правило, официальным источником публикации служит Российская газета). Вступает в законную силу распоряжение Правительства с момента его публикации, если в самом распоряжении не указан другой срок.

На нашем сайте в разделе «Распоряжения» можно найти актуальную базу распоряжений Правительства РФ, документы размещены по дате их принятия.

Распоряжения можно также найти, воспользовавшись поиском – по реквизитам, наименованию или ключевой фразе, которую должен содержать этот акт.

sbornik-zakonov.ru

Разница между постановлением и распоряжением правительства

Издание властных указаний и распоряжений существенно влияет на политическую, экономическую и социальную жизнь государства и общества. Одним из центральных звеньев данной системы является правительство, которое наделено широким спектром компетенций. Свои полномочия оно реализует путём издания соответствующих постановлений и распоряжений. Чем отличаются данные правовые акты и есть ли особенности их применения?

Определение

Постановление правительства – нормативный правовой акт, принимаемый в силу компетенции исполнительной властью и обладающий юридической силой на территории всей Российской Федерации. Данный документ имеет широкую сферу применения и, как правило, не ограничен временными рамками. Круг субъектов чаще всего строго не определён, поэтому действие постановления распространяется на всех жителей РФ, если не оговорено иное.

Распоряжение правительства – управленческий акт, который призван решить оперативные вопросы и не создающий правоотношений. Данный документ имеет узкую сферу применения и затрагивает отдельный сегмент человеческой деятельности. Как правило, распоряжение ограничено временными рамками и подлежит немедленному исполнению лицами, действие которых на него распространяется.

Таким образом, между постановлениями и распоряжениями правительства много общего. Во-первых, они должны соответствовать Конституции и другим вышестоящим правовым актам. Во-вторых, их издаёт высший орган исполнительной власти, полномочия которого распространяются на территории всей России. В-третьих, и постановления, и распоряжения вступают в законную силу в установленный законом срок и подлежат публикации в течение 15 дней после их ратификации. Наконец, акты можно обжаловать в суде, если они явно противоречат законодательству, ущемляют чужие права и интересы.

Тем не менее, разница между распоряжениями и постановлениями правительства тоже усматривается. Так, постановления правительства носят нормативный характер и затрагивают существенные правоотношения. Это может быть порядок начисления льгот, пенсий, выплата заработных плат и многое другое. В отличие от них, распоряжения не имеют нормативного характера и призваны решить текущие проблемы. К их числу относится борьба со стихийными бедствиями, разовое выделение материальной помощи, организация массового мероприятия. Таким образом, по своей значимости постановления стоят несколько выше распоряжений правительства.

Однако характер применения влияет и на такой аспект, как момент обретения законной силы. Поскольку распоряжения имеют оперативный характер и призваны решать текущие вопросы, то их исполнение обязательно со дня ратификации. Постановления правительства обретают юридическую силу в день опубликования, если же в них оговорено иное – то с момента принятия.

thedifference.ru

1. Дайте определения следующим понятиям: «указ», «постановление», «распоряжение», «приказ». В чем разница между данными определениями?

% к расходам всего

в т.ч. без учета процентных расходов

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Охрана окружающей среды

в т.ч. бюджетам других уровней

Оплата труда и начисления

Капитальные вложения в основные фонды

Существенно (с 27,5 до 30,5%) возрастет доля расходов, направляемых на финансовое обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

Расходы социальной направленности (межбюджетные трансферты и социальная политика) будут расти средними темпами при сохранении их доли в общем объеме расходов федерального бюджета на уровне 36,4%.

Несколько снизится доля расходов на отрасли социальной сферы, что в основном будет связано с передачей в рамках разграничения полномочий значительного числа учреждений и объектов в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Наряду с этим предусматривается концентрация расходов по этим направлениям на решении задач общенационального характера.

Продолжится сокращение доли расходов, направляемых на прямую поддержку национальной экономики. При этом планируется заметно повысить долю государственных капитальных вложений. В сочетании с существенным сокращением налоговой нагрузки на экономику именно такая бюджетная политика обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для устойчивого экономического роста.

Принципиальной особенностью федерального бюджета на 2005 год является его формирование в условиях начатой комплексной реформы бюджетного процесса, основные направления которой одобрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

Конечной целью этой реформы является ориентация бюджетных расходов на общественно значимые измеримые результаты, отражающие цели и приоритеты государственной политики. Проведенная при формировании проекта федерального бюджета на 2005 год работа позволила сгруппировать бюджетные расходы по приоритетным направлениям государственной политики, что является первым шагом к достижению этой цели (табл. 2).

Таблица 2 – Группировка расходов федерального бюджета по приоритетным направлениям государственной политики

Читайте так же:  Облагаются ли налогами выплаты при сокращении

1. Повышение уровня и качества жизни населения

2. Укрепление национальной безопасности

3. Создание условий для экономического роста

4. Создание потенциала для будущего развития

5. Повышение эффективности государства

Проектировки бюджетных расходов на 2005 год сформированы в новой классификации расходов бюджетов Российской Федерации, основными чертами которой являются:

— сокращение количества разделов и подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации с их четкой привязкой к основным функциям и сферам деятельности государства и предоставлением права органам власти каждого уровня самостоятельно определять состав целевых статей и видов расходов;

— отражение расходов на управление и прикладные научные исследования в соответствующих сферах деятельности в составе разделов и подразделов функциональной классификации;

— отражение расходов на капитальные вложения в составе экономической классификации расходов бюджетов с возможностью их распределения по всем позициям функциональной классификации;

— укрупнение позиций экономической классификации с их привязкой к новому плану счетов.

Все эти изменения направлены на приближение бюджетной классификации к международным стандартам учета и статистики государственных финансов, более точное отражение бюджетных расходов по основным функциям (сферам деятельности) государства, повышение прозрачности и подотчетности органов власти с одновременным расширением их самостоятельности и ответственности в управлении общественными финансами.

Одним из основных преимуществ новой структуры классификации расходов является возможность распределения расходов на управление, прикладные научные исследования, федеральные целевые программы, капитальные вложения по основным направлениям и сферам деятельности органов государственной власти (табл. 3).

При формировании бюджетных проектировок на 2005 год было впервые проведено аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2005 году.

Применение и развитие такого подхода позволяет повысить обоснованность бюджетного планирования с его четкой увязкой с приоритетами государственной политикой и результативностью финансируемых и (или) вновь принимаемых бюджетных программ.

При подготовке проекта федерального бюджета на 2005 год был реализован ряд мер по расширению применения и повышению качества программно-целевого планирования бюджетных расходов.

Распределение расходов на управление, прикладные научные исследования, федеральные целевые программы, капитальные вложения по основным направлениям и сферам деятельности органов государственной власти в 2005 году, млрд.руб.

Руководство и управление в сфере установленных функций

Прикладные научные исследования

Федеральные целевые программы

Увеличение стоимости основных фондов

Национальная безопасность и правоохранительная дея-тельность

Культура, кинематография, СМИ

Здравоохранение и спорт

По финансированию в 2005 году предлагается 54 федеральные целевые программы, включающие 84 подпрограммы. Планируется утвердить 9 новых программ и подпрограмм, завершив в 2004 году реализацию 13 программ и подпрограмм и прекратив реализацию 10 программ отраслевого характера, не финансировавшихся в последние годы. При подготовке этих предложений учитывалось достижение намеченных на 2005 год целей программы, наличие количественных параметров, характеризующих цели, ожидаемые результаты и эффективность реализации программы, обеспечение возможностей их финансирования с учетом приоритетов государственной политики и значимости объектов.

В 2005 году предлагается перевести ряд расходов капитального характера, ранее финансировавшихся по различным разделам функциональной классификации, в программную часть Федеральной адресной инвестиционной программы.

В 2004 году принятием Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также поправок к Бюджетному и Налоговому кодексам была завершена комплексная реформа межбюджетных отношений, основные положения которой были определены Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года № 584.

Начиная с 2005 года расходы бюджетов всех уровней будут формироваться в условиях четкого разграничения расходных обязательств и доходных источников, препятствующего возникновению обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, и создающего институциональные стимулы для повышения эффективности управления общественными финансами.

В условиях 2004 года общий объем расходных обязательств федерального бюджета оценивается в 3 360,0 млрд.рублей, из которых 700,6 млрд.рублей установлены нормативными правовыми актами, действие которых на 2004 год было приостановлено федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год».

Наличие расходных обязательств, не обеспеченных реальными источниками финансирования, создавало потенциальную неустойчивость бюджетной системы Российской Федерации, снижало доверие граждан к государственным институтам, искажало условия формирования и проведения целенаправленной государственной политики.

8. Что такое общественные работы? Как они организуются исполнительной властью г. Краснодара?

Общественные работы – общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

В целях обеспечения временной занятости населения с лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости населения свыше шести месяцев. Граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, также имеют право па участие в общественных работах. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

Читайте так же:  Увольняется директор на кого писать заявление

В Краснодаре организация общественных работ осуществляется Департаментом государственной службы занятости населения по Краснодаре, а также Комитетом по труду и социальной защите населения Краснодара

С лицами, желающим участвовать в общественных работах, по направлению отдела занятости населения работодателем заключается срочный трудовой договор.

Граждане, участвующие в общественных работах, получают оплату за фактически выполненный объем работ в соответствии с действующим на предприятии условиями оплаты труда или договорной основе, но не ниже минимального уровня, установленного законодательством, при условии полного рабочего дня (недели).

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской федерации о труде и социальном страховании.

Период участия в общественных работах засчитываются в трудовой стаж.

По согласованию с администрацией предприятий работникам, занятым на общественных работах, может предоставляться возможность поиска в рабочее время постоянного места работы (без сохранения оплаты труда за время отсутствия).

9. Что такое «зона чрезвычайной экологической ситуации»?

Зона чрезвычайной экологической ситуации это участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

bukvi.ru

В чем разница между правом и законом?

Михаил Барщевский
доктор юридических наук, профессор МГЮА

Право — понятие гораздо более широкое, чем закон, и подразумевает кроме законов и другие нормативные акты, такие как постановления правительства, ведомственные постановления, указы президента, обычаи делового оборота и др.

Маркус Бюхель
адвокат, бывший премьер-министр княжества Лихтенштейн

Законы нас защищают, а право само нуждается в правозащитниках.

Ирина Хакамада
вице-спикер Государственной думы

Права — от Бога, а законы — от нас, депутатов…

Изя Врат
хозяин таверны «Одинокий страус»

Право… Закон… Суждения могут быть разные.

Когда ко мне в таверну приходят молодые юнцы и заказывают пиво, то это их право. Но закон велит мне не наливать им пива.

Что сделаю я? Я налью им пива, пусть пьют, мне не жалко, хотя кто его знает, может, мне и придется отвечать по всей строгости закона. На это у меня ведь тоже есть право…

Как пел один известный бард-стихоплет, «каждый правый имеет право на то, что справа, и то, что слева…», а когда я учился в одном неплохом военном заведении, наш старшина говорил: «Что положено, на то и положено…» Так и с законами. Главный-то закон — закон броуновского движения.

Iron Fist
вольный стрелок

Право — это когда можно и направо, и налево, а закон — когда только прямо!

Анатолий Левенчук
президент TechInvestLab.com, координатор «Московского Либертариума»

Закон — это только один из источников права. При социалистическом «праве» — это единственный источник. В правовом государстве есть сложные механизмы, делающие необязательными выполнение плохих и устаревших законов (один из самых мощных таких механизмов — суд присяжных). В правовом государстве жизнь диктует свои законы, а в неправовом «законном» государстве законы диктуют жизни. Если законы плохи (а хороших законов вообще, как правило, немного), то жизнь в неправовом государстве пряником не кажется. А в правовом государстве несуеверные присяжные могут, например, оправдать ведьму, даже если закон требует ее немедленного сожжения на костре.

Владимир Гуревич
главный редактор газеты «Время новостей»

Это только частично совпадающее множество. Право — вещь куда менее определенная, чем закон, его невозможно исполнять, а закон — желательно. Однако есть сферы, где не действует ни то, ни другое.

Даже самый тяжелый закон можно изучить, право изучить практически невозможно. Вообще, как ни странно, право — скорее романтическая категория, закон в каком-то смысле — классическая.

Валерий
студент 5-го курса МГЮА

М-да, ребята, ну у вас и вопросы… Нам такие задавали преподаватели во время сессии на первом курсе… А вообще, право — это когда попросить можно, а получить нельзя. Закон — ровным счетом наоборот.

Лариса Полякова
член президиума Московской городской коллегии адвокатов

Есть такая поговорка: закон — это дерево, его нельзя перепрыгнуть, но можно обойти. А право — это лес, как раз и состоящий из таких деревьев.

oleg_тл
помощник депутата Государственной думы

Право — это то, чем бы мы хотели пользоваться, особенно когда имеем. Аналог — ОС, которая работает и не требует, чтоб в ней разбирались. А закон — это то, что получилось, когда делали написанное выше. Аналоги: Windows — наши законы (регулярно клинят/виснут; делают, что хотят сами, а не мы; стучат на нас; не всегда ясно — где баг, где фича); Unix/Linux — англо-американские законы (поди-ка разберись — без гуру-адвоката голову сломишь, но в основном работает).

Allon
профессиональный юрист, работник суда

Закон — это формализованное право, закрепляющееся в общественном сознании посредством социальных институтов в форме обязательного акта, исполнение которого гарантировано мерами государственного принуждения. В этом смысле понятие «закон» несколько уже «права». Серьезных различий между терминами нет, поскольку речь идет об организованном сообществе с развитыми идеями нравственности и справедливости.

Алексей Романович
школьный учитель литературы

Болит и пухнет голова:
Как выжить мне на этом свете?
Сожрали все мои Права
Статьи «Закона о бюджете».

old.computerra.ru

Обсуждение закрыто.
© 2021