Органы по защите прав потребителей при местной администрации

Органы по защите прав потребителей при местной администрации

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Полномочия органов по защите прав потребителей при местной администрации

Вместе с органами государственного управления, занимающимися государственной защитой прав потребителей, действуют органы местного самоуправления, которые создаются при местной администрации

Органы местного самоуправления рассматривают жалобы потребителей, дают консультации по вопросам защиты прав потребителей. а так же обращаются в суды для защиты прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Если по жалобе потребителя обнаруживаются товары, работы, услуги ненадлежащего качества, а также опасные для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления по защите прав потребителей обязаны своевременно сообщать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров, работ, услуг. Местная администрация — это орган управления в районе, городе, поселке, селе. Органы по защите прав потребителей создаются при органах управления всех названных административно-территориальных образований.

Свои полномочия органы местного самоуправления по защите прав потребителей реализуют в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. Данные нормативные акты наделяют указанные органы собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Это означает, что включение в устав функций по защите прав потребителей является правомерным и достаточным основанием для их осуществления на территории муниципального образования.

Глава органа местного самоуправления утверждает положение, в котором определяются задачи и функции структурного подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления. В положение так же могут быть включены вопросы, отражающие специфику данного муниципального образования и включенные в его устав.

Так же глава органа местного самоуправления назначает и освобождает от должности руководителя, возглавляющего подразделения по защите прав потребителей. Руководитель подразделения организует и планирует работу подразделения и несет персональную ответственность за обеспечение выполнения стоящих перед ним задач; подбирает работников, участвует в разработке должностных инструкций, способствует повышению квалификации работников.

Работа структурного подразделения по защите прав потребителей осуществляется в соответствии с текущими и перспективными планами, включающими перечень мероприятий с указанием сроков их выполнения и ответственных исполнителей.

Подразделения по защите прав потребителей передают отчеты о проделанной работе главами органов местного самоуправления.

Количественный состав структурных подразделений по защите прав потребителей органов местного самоуправления определяется исходя из численности жителей муниципального образования.

В муниципальных образованиях с меньшей численностью населения, при невозможности создания самостоятельного отдела по защите прав потребителей, функции по защите прав потребителей возлагаются на конкретных работников других подразделений местных администраций. В положения об этих подразделениях вносятся необходимые дополнения, а должностные инструкции соответствующих работников включают функции по защите прав потребителей. В таких случаях, как показывает практика, деятельность по защите прав потребителей более эффективна, если эти полномочия передаются не отделам торговли, бытового обслуживания, ценообразования, лицензирования, а подразделениям, занимающимся экономическими, правовыми и другими вопросами межотраслевого характера. Привязка функций по защите прав потребителей к отраслевым подразделениям не дает возможности реализовать полноценный контроль за соблюдением прав потребителей в различных секторах потребительского рынка товаров, работ, услуг; значительно сужает полномочия, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей».

В поселковых и сельских муниципальных образованиях защиту прав потребителей осуществляют специальные уполномоченные. Они назначаются распорядительным документом главы поселковой или сельской администрации (если таковая должность предусмотрена уставом муниципального образования) или иного выборного должностного лица. Уполномоченные работают в тесном контакте с органами по защите прав потребителей районной или городской администрации, проходят у них обучение и стажировку, получают консультации и необходимые для работы документы. Уполномоченные могут быть внештатными сотрудниками сельских и поселковых администраций.

Территориальные антимонопольные органы по согласованию с руководством органа местного самоуправления ведут методическое руководство, организационную и консультационную помощь структурным подразделениям и специальным уполномоченным по защите прав потребителей органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут по поручению территориальных антимонопольных органов осуществлять целевые проверки хозяйствующих субъектов по соблюдению законодательства о защите прав потребителей, информировать территориальные антимонопольные органы о своей работе, представлять статистические данные о ее результатах и т.п.

В работе по защите прав потребителей органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей, органами исполнительной власти субъектов РФ, общественными объединениями потребителей.

Взаимодействие осуществляется в непосредственном участии представителей органов местного самоуправления: в работе координационных советов по защите прав потребителей; в разработке региональных программ по защите прав потребителей; в совместных проверках хозяйствующих субъектов по соблюдению законодательства о защите прав потребителей; в различных мероприятиях по вопросам защиты прав потребителей и др.

Органы местного самоуправления по защите прав потребителей формируют в муниципальном образовании системы защиты прав потребителей и координируют деятельности входящих в нее организаций, а так же оказывают помощь потребителям в реализации их законных прав.

Работники подразделений по защите прав потребителей рассматривают заявления и обращения потребителей, при необходимости проводят проверки хозяйствующих субъектов. В случае подтверждения нарушений принимают меры по их устранению, то есть разъясняют потребителям их права, помогают в составлении претензий к хозяйствующим субъектам по выявленным фактам нарушений законодательства о защите прав потребителей; проводят работу с хозяйствующими субъектами в целях устранения нарушений в добровольном порядке, разъясняют их обязанности и установленные Законом РФ «О защите прав потребителей» последствия несоблюдения норм; по фактам выявления товаров , работ, услуг ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды составляют акты о выявленных нарушениях и незамедлительно извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью продукции и услуг; помогают потребителям составлять исковые заявления в суд либо самостоятельно предъявляют иски в защиту прав конкретного потребителя или о признании действий продавца, изготовителя, исполнителя, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий; обращаются за консультациями в территориальные антимонопольные органы или передают им на рассмотрение материалы по конкретным нарушениям законодательства о защите прав потребителей; обращаются за разъяснением в федеральный антимонопольный орган, который дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Читайте так же:  Отключение горячей воды сроки по закону

В отдельных случаях можно прибегнуть к комиссионному рассмотрению материалов по нарушениям прав потребителей. Для этого при органе местного самоуправления образовывается комиссия по урегулированию данных вопросов из представителей органа местного самоуправления, занимающегося вопросами защиты прав потребителей, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, общественных объединений потребителей.

Хозяйствующие субъекты проверяются по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей в следующих случаях: при необходимости уточнения фактов по жалобам потребителей; по утвержденному плану работы; по поручениям руководства органа местного самоуправления как самостоятельно, так и совместно с другими подразделениями органа местного самоуправления; совместно с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей закреплено в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Для обеспечения широкой пропаганды законодательства о защите прав потребителей органам местного самоуправления на постоянной основе сотрудничают со средствами массовой информации: ведение постоянных рубрик на страницах периодической печати, организация регулярных выступлений или специальных передач на радио и телевидении, проведение прямых линий.

Огромное значение в просвещении населения приобретают встречи специалистов органов местного самоуправления с коллективами предприятий, населением по месту жительства. Эти встречи позволяют непосредственно проинформировать население по вопросам защиты прав потребителей, оперативно проконсультировать потребителей по конкретным нарушениям их прав, рассказать о работе органов местного самоуправления по осуществлению защиты законных интересов потребителей в муниципальном образовании.

Органы местного самоуправления по защите прав потребителей взаимодействуют с общественными объединениями потребителей:

1. В период их становления и в последующей работе оказывают общественным объединениям потребителей помощь;

2. Консультируют и информируют их по вопросам защиты прав потребителей;

3. Принимают организационные меры, направленные на создание условий для развития общественного движения потребителей.

4. Оказывают финансовую поддержку общественным объединениям потребителей в реализации конкретных программ и проектов по вопросам защиты прав потребителей в интересах жителей муниципального образования.

studbooks.net

1. Государственные органы по защите
прав потребителей

Согласно главе 4 Закона государственная защита прав потребителей осуществляется федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. К таким государственным органам относятся федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор), федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ, органы по защите прав потребителей при местной администрации, а также иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы.

В соответствии со ст. 40 Закона федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы):

  • осуществляет государственный контроль за соблюдением законов, иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • направляет предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров (выполнении работ), на которые должны быть, но не установлены сроки годности или сроки службы, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);
  • направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о досрочном ее аннулировании;
  • направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных Законом прав потребителей;
  • вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;
  • вправе обращаться в суд, арбитражный суд с исками в защиту прав потребителей.
    Только лишь федеральный антимонопольный орган наделен полномочиями давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей. Такие разъяснения даются федеральным антимонопольным органом по своей инициативе, по запросам отдельных граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов власти и управления. Эти разъяснения доводятся до сведения лиц, которые применяют законодательство о защите прав потребителей и для которых они являются обязательными.
  • Закон предоставляет право федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам) налагать штраф за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. При этом сумма штрафа может достигать пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законом РФ. Штраф налагается должностным лицом федерального антимонопольного органа (его территориального органа).

    В отношении порядка рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных предписаний действует Положение о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, утвержденное приказом ГКАП РФ от 4 апреля 1996г. № 42.

    Согласно ст. 42 Закона контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют следующие органы государственного управления и их территориальные органы (в пределах своей компетенции):

    1. Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России);
    2. Федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор);
    3. Федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ;
    4. Другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) — в соответствии со своей компетенцией.
    5. Общие задачи, стоящие перед вышеуказанными органами, определяют и единство их компетенции. Закон предоставляет им следующие полномочия:

      • осуществлять контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);
      • направлять предписания об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ, услуг), о снятии с производства товаров (работ, услуг) с нарушением этих требований, о прекращении выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг), о прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, а также требования о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах), об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;
      • предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований безопасности товаров (работ, услуг). Примерный перечень случаев нарушения требований по безопасности, для устранения которых указанные органы вправе направлять предписания с требованием об их устранении, содержится в Приказе ГКАП РФ от 15 августа 1994 г. № 90.
      • П. 2 ст. 43 Закона определяет санкции, которые налагаются федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Штрафу подвергаются изготовители (исполнители, продавцы) в следующих случаях:

        1. уклонение от исполнения предписаний наказывается штрафом в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законом РФ;
        2. причинение ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не отвечающими требованиям безопасности товаров (работ, услуг), — в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законом РФ;
        3. продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортных, без документов о проведении обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов, — в размере стоимости проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
        4. нарушение правил обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) органами по сертификации, а также предоставление испытательными лабораториями (центрами) недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) — в размере двукратной стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по подтверждению соответствия.
        5. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг) возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (п. 3 ст. 42 Закона). Так, согласно закону РФ «О стандартизации» Госстандарт России координирует деятельность органов государственного управления; формирует и реализует государственную политику в области стандартизации; осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов; определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг); принимает решения о применении международных (региональных) стандартов, правил, норм на территории РФ, если иное не установлено международными договорами РФ; определяет порядок сертификации и перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации.

          Процедура реализации Госстандартом своих полномочий установлена в Положении о порядке выдачи предписаний и наложении штрафов Госстандартом за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 2 сентября 1997 г. № 293. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор. Минздрав РФ является федеральным органом исполнительной власти, правомочным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно п. 3 ст. 46 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» руководство по организации деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ возложено на Главного государственного санитарного врача РФ, а также на главных государственных санитарных врачей субъектов РФ, городов, районов, на транспорте (водном и воздушном), на главных государственных санитарных врачей федеральных органов исполнительной власти. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей достаточно обширны. Они имеют право рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства; предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства; давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения; устанавливать дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за нарушение санитарного законодательства.

          Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. № 2060-1. (с изменениями от 10 июля 2001 г.) предусматривает осуществление государственного экологического контроля. Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:

          • посещать предприятия, учреждения, организации (независимо от их формы собственности и подчинения, включая воинские части и иные объекты Министерства обороны);
          • выдавать разрешения на право выброса, сброса и размещения вредных веществ;
          • устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;
          • назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
          • направлять материалы о привлечении виновных лиц к административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде и несущего потенциальную опасность для здоровья человека;
          • принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов, а также любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.
          • Решения, вынесенные органами экологического контроля и должностными лицами, можно обжаловать в суде или арбитражном суде.

            Раздел XIII Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливает за экологические правонарушения дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую и материальную ответственность.

            Дисциплинарная ответственность налагается на должностных лиц и виновных работников предприятий, учреждений, организаций за такие экологичсские проступки, как невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства.

            В соответствии с трудовым законодательством РФ материальную ответственность перед предприятием, учреждением или организацией несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

            Административная ответственность наступает за экологические правонарушения, и она установлена для должностных лиц, граждан, предприятий, учреждений, организаций, виновных в совершении экологических правонарушений.

            Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом РФ.

            Статьей 44 Закона предусмотрена защита прав потребителей органами местного самоуправления. МАП РФ разработало методические рекомендации для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей. Органы по защите прав потребителей являются структурным подразделением местной администрации и обладают следующими полномочиями:

            • рассматривают жалобы и консультируют потребителей по вопросам защиты их прав;
            • анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, с целью выяснения условий, ущемляющих права потребителей;
            • извещают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), при обнаружении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды;
            • приостанавливают или прекращают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией или с просроченными сроками годности, или без указания сроков годности, если их указание обязательно;
            • защищают права потребителей (неопределенного круга потребителей) путем обращения в суды.
            • Органы по защите прав потребителей при местной администрации создаются по постановлению главы местной администрации, который назначает и руководителя этих органов.
              (к содержанию)

              2. Общественные организации по защите
              прав потребителей

              Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные и т. д.), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей.
              Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и их уставами. Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Деятельность общественных объединений потребителей основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Они свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений потребителей гласная, а информация об их учредительных и программных документах должна быть общедоступной.

              Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) функционируют на основании уставов, утверждаемых на съездах (конференциях) или на общих собраниях членов объединений.

              В уставе общественного объединения потребителей должны быть отражены:

              1. название и цели общественного объединения, его организационно-правовая форма;
              2. структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы этого объединения, территория, на которой оно осуществляет свою деятельность;
              3. условия и порядок членства общественного объединения, права и обязанности его членов;
              4. компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
              5. порядок внесения изменений и дополнений в устав объединения;
              6. источники формирования денежных средств и иного имущества объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
              7. порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

              Кроме этого, в уставе общественного объединения потребителей может присутствовать описание символики (эмблема, флаг, вымпел и др.) данного объединения. Символика подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством РФ.

              Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определены ст. 45 Закона. Данная статья устанавливает, что общественные объединения потребителей полномочны:

              • участвовать в разработке требований по безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
              • проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);
              • проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, участвовать, по поручению потребителей, в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
              • вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), по снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
              • участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;
              • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), несоответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также в нарушении прав потребителей, установленных законами и иными правовыми актами РФ;
              • обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;
              • обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

              В 1989 году общественные организации потребителей, функционирующие на территории СССР, объединились в Федерацию обществ потребителей СССР. После распада СССР общества потребителей объединились в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). В КонфОП действуют профессиональные службы: юридическая, информационная, отдел потребительского образования, служба по защите интересов потребителей в сфере финансовых услуг и др. В КонфОП входит 8 национальных и более 80 региональных организаций потребителей России, Украины, Беларуси, Грузии и т. д.

              В Тульской области уже несколько лет действуют несколько общественных объединений потребителей, в том числе и областная общественная организация по защите интересов потребителей — Тульское общество потребителей (ТОП). ТОП — некоммерческая, неполитическая организация, целью которой является защита прав граждан потребителей товаров (работ, услуг) в Тульской области. Деятельность этой организации направлена не только на обеспечение соблюдения прав потребителей, но также и на пропаганду роли человека в становлении гражданского общества, цивилизованного рынка, роли личной ответственности каждого за позитивные социальные перемены без применения насилия. В качестве основных принципов деятельности ТОП провозглашены «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» ООН, а также действие исключительно в интересах потребителей, непричастность к продвижению коммерческих и партийно-политических дел, абсолютное отсутствие объявлений коммерческого назначения в ее публикациях, независимость акций и мнений от влияния или ограничения из-за получения субсидий. Специалисты ТОП безвозмездно консультируют своих членов, граждан с низким достатком и пожилых людей. Во взаимосвязи с государственными органами по защите прав потребителей члены ТОП делают все возможное, чтобы законодательство РФ по защите прав потребителей проводилось в жизнь на территории Тульского региона. ТОП оказывает методическую помощь объединениям потребителей по месту жительства, работы, учебы, по интересам; отдельным активистам, работающим в области защиты прав потребителей, а также тем, кто собирается приобщиться к этой деятельности. Специалисты ТОП проводят семинары в увлекательной диалоговой форме, часто с использованием фактического материала слушателей.

              Во многих общественных объединениях потребителей работают юристы, оказывающие помощь гражданам по вопросам, связанным с защитой прав потребителей. Они дают советы, оказывают практическую помощь при составлении документов, а если произойдет юридический конфликт между потребителем и изготовителем (исполнителем, продавцом), то отстаивают интересы потребителей в суде. Общественное объединение потребителей, где работает юрист, должно иметь лицензию на право юридической деятельности.
              (к содержанию)

              tsput.ru

              Читайте так же:  Как оспорить алименты
Обсуждение закрыто.