Организация профессионального обучения приказ

Организация профессионального обучения приказ

Содержание:

Организация профессионального обучения приказ

Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292)

С изменениями и дополнениями от:

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (далее — Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).

3. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме самообразования.

Приказом Минобрнауки России от 27 октября 2015 г. N 1224 в пункт 4 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.

При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Приказом Минобрнауки России от 26 мая 2015 г. N 524 пункт 6 изложен в новой редакции

8. Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения.

10. Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

11. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена*(2).

Приказом Минобрнауки России от 20 января 2015 г. N 17 в пункт 13 внесены изменения

13. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

*(3) Часть 2 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

base.garant.ru

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»

21 августа 2013 г., 20 января, 26 мая, 27 октября 2015 г.

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 мая 2013 г.
Регистрационный N 28395

Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.*(1)

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

4. Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

6. К освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).

Читайте так же:  Обжаловать штраф за тонировку

Информация об изменениях:

9. Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим основным программам профессионального обучения.

12. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.*(3)

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.*(4)

При определении порядка заполнения, учета и выдачи свидетельства о профессии рабочего, должности служащего в нем также предусматривается порядок заполнения, учета и выдачи дубликата указанного свидетельства.

*(1) Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

*(2) Часть 1 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

*(4) Часть 3 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу основная часть положений нового Закона об образовании.

В связи с этим прописаны общие правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения. Речь идет о программах профподготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих.

Профобучение осуществляется в образовательных организациях и в форме самообразования. Формы обучения организация определяет самостоятельно. Возможно сочетание различных форм получения образования и обучения.

Содержание и продолжительность профобучения зависят от конкретной программы профобучения. Она разрабатывается и утверждается образовательной организацией на основе установленных квалификационных требований (профстандартов). Допускается обучение по индивидуальному учебному плану (в том числе ускоренное).

Обучение несовершеннолетних должно предусматривать обязательное получение ими среднего общего образования.

Причем обучать женщин и лиц до 18 лет можно лишь по разрешенным для них профессиям (должностям).

Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся образовательная организация определяет сама. Итоговая аттестация проходит в виде квалификационного экзамена (практическая квалификационная работа и проверка теоретических знаний). К проведению экзамена привлекают представителей работодателей (их объединений).

Успешно сдавшим экзамен присваивают соответствующий разряд (класс, категорию) и выдают свидетельство о профессии (должности).

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 24 мая 2013 г. N 110

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минобрнауки России от 27 октября 2015 г. N 1224

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Приказ Минобрнауки России от 26 мая 2015 г. N 524

Приказ Минобрнауки России от 20 января 2015 г. N 17

Приказ Минобрнауки России от 21 августа 2013 г. N 977

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

В связи с вступлением в силу с 1 июля 2016 года поправок в Трудовой кодекс РФ, регламентирующих порядок применения работодателями профессиональных стандартов, применение действующих профстандартов стало обязательным, в том числе применение медицинскими организациями профстандарта по младшим медработникам (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 января 2016 г. N 2н). Медицинская организация является государственным бюджетным психиатрическим учреждением с численностью младшего медицинского персонала 428 человек; персонал на текущий момент должен иметь документы об образовании в соответствии с требованиями данного профессионального стандарта. В составе расчетно-нормативных затрат на финансовое обеспечение выполнения государственного задания не предусмотрены средства на обучение медицинских работников, в том числе младшего медицинского персонала. Целевые субсидии для повышения квалификации медицинских работников, в соответствии с нормативными документами, выдаются для категории средних медицинских работников, врачей, специалистов и служащих. То есть младший медицинский персонал обучать за счет этих средств нельзя. Средства от приносящей доход деятельности в учреждении незначительные и не смогут покрыть расходы на обучение всего младшего медицинского персонала. Должно ли учреждение обучать своих сотрудников, или это обязанность самого работника? Существует ли какой-либо официальный документ по этому поводу? Можно ли принимать на вакантные должности младшего медицинского персонала работников, не имеющих документа о прохождении профессионального обучения, с тем, чтобы обучить его впоследствии?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации работодатель вправе руководствоваться требованиями как профстандарта, так и квалификационного справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н. Поэтому, если образование работников соответствует требованиям справочника, дополнительно проводить обучение медицинских работников не нужно.
Законодательством не предусмотрена обязанность работодателя оплачивать обучение уже принятых работников, квалификация которых не соответствует требованиям профессиональных стандартов. Такие работники должны обучаться на условиях и в порядке, определяемых коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Читайте так же:  Закон о некоммерческих организациях последняя редакция 2018

Обоснование вывода:
1. В соответствии с частью второй ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Согласно ст. 57 ТК РФ, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Как видно, указанная норма ст. 57 ТК РФ предполагает наличие у работодателя права выбора того, какой именно из поименованных в данной норме документов применять в случае включения одной и той же должности как в квалификационный справочник, так и в профессиональный стандарт (п. 5 информации Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465, письмо Министерства образования и науки РФ от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814, письмо Министерства экономического развития РФ от 17.10.2013 N 22405-ОФ/Д26и «По проектам приказов Минтруда России», ответ с портала «Онлайнинспекция.РФ»).
Так как медицинским работникам предоставляются компенсации (например, сокращенное рабочее время) и льготы, а занятие медицинской деятельностью связано с определенными ограничениями (необходимость сертификата специалиста и другое), квалификационные требования к должностям этих работников должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках или в профессиональных стандартах (часть вторая ст. 57 ТК РФ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 N 541н был утвержден раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». В соответствии с указанным приказом установлены следующие квалификационные требования к должностям младшего медицинского персонала:
— «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» должна иметь начальное профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование, дополнительная подготовка по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы;
— «Санитарка»- среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.
— «Сестра-хозяйка»- среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы;
Также приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 января 2016 г. N 2н утвержден профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал» (далее — профессиональный стандарт). В соответствии с п. 3.1, п. 3.2 профессионального стандарта предъявляются следующие требования:
— «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» должна иметь среднее общее образование и профессиональное обучение по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»; среднее профессиональное образование по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» — образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».
— «Санитар»- среднее общее образование, профессиональное обучение по должности «Санитар».
Профессиональный стандарт «Сестра-хозяйка» в настоящее время не принят.
Таким образом, в приведенной ситуации работодатель вправе при установлении квалификационных требований к должностям младшего медицинского персонала вправе руководствоваться требованиями квалификационного справочника.
Отметим, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, применяются в том числе государственными и муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов. Реализация мероприятий данных планов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 г. (смотрите также Информационное письмо Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 N 122 «Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов»).
Однако Постановление N 584 не предусматривает для государственных учреждений никаких дополнительных случаев применения профстандартов по сравнению со ст. 195.3 ТК РФ. Данный нормативный акт лишь устанавливает необходимость осуществления данной категорией работодателей мероприятий, направленных на обеспечение соответствия их работников требованиям профстандартов в тех случаях, когда они в соответствии с законодательством являются обязательными к применению в части требований к квалификации работников. Не исключает данное Постановление и права выбора учреждениями применения по одноименным должностям требований профстандартов или квалификационных справочников, установленного частью второй ст. 57 ТК РФ.
Поэтому, на наш взгляд, несмотря на введение профстандарта «Младший медицинский персонал», устанавливающего иные требования к должностям младшего медицинского персонала, нежели установленные квалификационным справочником, государственное учреждение вправе руководствоваться квалификационным справочником, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.
2. Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (части первая и четвертая ст. 196 ТК РФ).
Ни Трудовым кодексом РФ, ни другими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обязанности работодателя оплачивать обучение уже принятых работников, квалификация которых не соответствует требованиям профессиональных стандартов. Соответственно, такие работники обучаются на условиях и в порядке, определяемых коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (часть вторая ст. 196 ТК РФ, п. 11 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, ответ Роструда с портала «Онлайнинспекция.РФ»).
Справедливости ради отметим, что представители Роструда высказывают по данному вопросу также мнение, что повышение квалификации в таком случае должно осуществляться за счет работодателя (ответ 1, ответ 2, ответ 3, ответ 4 с портала «Онлайнинспекция.РФ»).

Читайте так же:  Платит ли налоги кфх

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

16 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.garant.ru

Организация профессионального обучения

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости

Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами:

Законом РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (просмотреть и скачать)

Постановлением Минтруда РФ № 3, Минобразования РФ № 1 от 13.01.2000 года «Об утверждении положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» (Просмотреть и скачать)

Законом от 02.07.2013 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Просмотреть и скачать)

Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.09.2013 г. № 275-пр «О внесении изменений в положение о комитете по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 25.05.2011 № 147-пр» (Просмотреть и скачать)

Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.09.2013 г. № 277-пр «О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 30.12.2000 г. № 448-пр «Об утверждении порядков осуществления полномочий в области содействия занятости населения» (Просмотреть и скачать)

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 апреля 2014 г. N 262н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности» (Просмотреть и скачать)

Приказом Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края от 18 августа 2015 года № 75 «Об утверждении перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан в Хабаровском крае» (Просмотреть и скачать)

В соответствии с Административным регламентом для получения государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработным гражданам необходимо предоставить следующие документы:

1) заявление о предоставлении государственной услуги или предложение работника центра занятости населения о предоставлении государственной услуги, согласованное с безработным гражданином;

2) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства;

3) индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (для граждан, относящихся к категории инвалидов);

4) приказ центра занятости населения о признании гражданина в установленном порядке безработным (является внутренним документом центра занятости населения, входящим в личное дело получателя государственных услуг в области содействия занятости населения, и не входит в перечень документов, представляемых безработным гражданином для получения государственной услуги).

Обучение безработных граждан проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда и по заявкам работодателей (под конкретные рабочие места, с гарантией трудоустройства)

Обучение проводится на бесплатной основе.

В период обучения выплачивается стипендия.

По окончании обучения выдается документ установленного образца, по рабочим профессиям присваивается квалификация.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

гражданин не имеет профессии (специальности);

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными:

  • инвалиды;
  • родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
  • граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
  • граждане, уволенные с военной службы;
  • жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
  • выпускники общеобразовательных организаций;
  • граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
  • граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы;
  • граждане, получающие государственную социальную помощь на основе социального контракта, при наличии в нем условия о прохождении профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществляются по направлению органов службы занятости при условии обращения женщин указанной категории в органы службы занятости по месту жительства и предъявления ими паспорта или документа, его заменяющего, копии документа, связанного с работой и подтверждающего нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и свидетельства о рождении ребенка.

По интересующим Вас вопросам обращайтесь: ул. Пионерская, 70, каб. 12.

Контактный телефон: 54-01-95.

www.cezan.ru


Обсуждение закрыто.