Онок и ёнок правило

Онок и ёнок правило

Онок и ёнок правило

Цели: учащиеся должны

— выделять, находить суффиксы в словах;

— знать правила правописания суффиксов –ёнок-, -онок;

— уметь наблюдать над словом, формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы.

I.Самоопределение к деятельности.

Самопроверка д/з по образцу.

Выпиши имена существительные. Выдели в них суффикс.

Лесной, медовый, пуховый, травушка, дождик, маленький, киевлянин, волчище, смешной, рожки.

ОБРАЗЕЦ:

Травушка, дождик, киевлянин, волчище, рожки.

— Ребята, как вы считаете, научились ли вы находить суффикс в словах?

II.АОЗ и мотивация.

— Я предлагаю вам работу в парах.

У каждого на парте список слов. Посмотрите и попытайтесь ответить на вопрос: когда в словах пишется суффикс –ёнок-, а когда –онок-?

Обратите внимание на звуки перед суффиксами.

лосёнок мышонок

тигрёнок волчонок

гусёнок бельчонок

лисёнок галчонок

телёнок скворчонок

львёнок медвежонок

III.Постановка учебной задачи.

— Сколько в нашем классе мнений?

— На какой вопрос нам предстоит ответить?

— Какова же тема нашего урока?

IV. «Открытие» детьми нового знания.

— Какие есть предположения?

— Как нам проверить наши предположения?

V.Первичное закрепление.

— Посовещайтесь в парах и задайте друг другу вопросы по данной теме?

— Ребята, посмотрите на доску. Скажите, может ли вам помочь в дальнейшем этот алгоритм?

На доске алгоритм

Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –онок- и –ёнок-, нужно:

  • выделить корень
  • определить, какой согласный звук перед суффиксом
  • если это твёрдый согласный и шипящие [ш], [ж], [ч], пишем суффикс –онок-, если нет, пишем суффикс –ёнок-.
  • VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    — Выполните упражнение 2 с.111.

    стри[жонок] ли[с онок]

    бель[ч онок] индю[шонок]

    цып[л онок] ры[с онок]

    сло[но нок] мы[шонок]

    гра[ч онок] коз[л онок]

    сквор[ч онок] ре[б онок]

    у[т онок] лягу[шонок]

    — Проверьте, как вы выполнили задание по эталону.

    стрижонок, бельчонок, цыплёнок, слонёнок, грачонок, скворчонок, утёнок, лисёнок, индюшонок, рысёнок, мышонок, козлёнок, ребёнок, лягушонок).

    — Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок поставьте на полях +, кто немного сомневается — ?, кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться поставьте — .

    — Что не получается?

    — Над чем ещё нужно работать?

    VII. Включение в систему знаний и повторение.

    — Выполните упр.3 с.111.

    Запиши название детёнышей

    слона коровы тигра

    волка льва страуса

    лося оленя моржа

    лисы барсука орла

    VIII.Итог урока.

    — Над какой темой сегодня работали?

    — Какой вывод мы сегодня сделали?

    — Где можно использовать эти знания?

    IX.Домашнее задание.

    www.openclass.ru

    Слова с суффиксом -енок-, -онок-: примеры слов и правила

    Согласно обучающим школьным программам, период, когда дети изучают слова с суффиксом -енок, – 3 класс. Слова с данным суффиксом нередко вызывают затруднения в аспекте словообразования и написания.

    Читайте так же:  Законы земельный кодекс рф

    Данные затруднения связаны, прежде всего, с фонетикой, а именно — при звучании буква -е- дает звук [о]. Например, слово «лисенок», содержащее в суффиксе букву -е-, в транскрипции будет выглядеть так: [л`ис`онок]. Таким образом, буква -е- при звучании после мягкого согласного [с`] трансформируется в звук [о].

    Поэтому важно при изучении данной темы уделить особое внимание вопросу образования новых слов с использованием указанных суффиксов, а также правильному выбору -о- и -е- в их написании.

    Кроме четких правил, регламентирующих выбор суффикса в той или иной словообразовательной ситуации, существуют некоторые аспекты, определяющие употребление данного аффикса в плане смысловой нагрузки, которую он придает исходному слову. На это следует обратить особое внимание.

    Новообразованные формы употребляются в зависимости от речевой ситуации и смыслового значения, которым наделяется образуемое слово.

    Слова с суффиксом -онок/-енок: примеры

    Примеры слов с суффиксом -онок:

  • галчонок;
  • медвежонок;
  • сычонок;
  • лягушонок;
  • бочонок;
  • курчонок;
  • турчонок;
  • зайчонок;
  • бельчонок;
  • крольчонок;
  • собачонок;
  • кукушонок;
  • стрижонок;
  • скворчонок;
  • черепашонок;
  • паучонок;
  • мышонок;
  • рачонок;
  • ежонок;
  • моржонок;
  • внучонок;
  • барсучонок;
  • казачонок;
  • верблюжонок;
  • мальчонок;
  • дьячонок;
  • индюшонок;
  • волчонок;
  • грачонок;
  • пастушонок;
  • китайчонок.
  • Примеры слов с суффиксом -енок:

  • утенок;
  • котенок;
  • зверенок;
  • совенок;
  • дьяволенок;
  • бесенок;
  • масленок;
  • опенок;
  • лисенок;
  • поросенок;
  • львенок;
  • гусенок;
  • козленок;
  • вороненок;
  • журавленок;
  • орленок;
  • слоненок;
  • лосенок;
  • кукленок;
  • цыпленок;
  • поваренок;
  • кенгуренок;
  • аистенок;
  • крысенок;
  • олененок;
  • постреленок;
  • теленок;
  • тигренок.
  • Употребление

    Словообразовательные суффиксы -онок/-енок в большинстве случаев употребляются для создания слов мужского рода, обозначающих названия детенышей животных.

    Данные аффиксы выполняют словообразовательную функцию и служат для создания новых слов с определенным лексическим значением.

    Однако обозначение названий детенышей животных — не единственная функция, которую выполняют данные морфемы. Слова с суффиксами -енок и -онок имеют уменьшительно-ласкательное, либо пренебрежительное значение, и указывают на детскость, невзрослость обозначаемых понятий. Поэтому, прежде чем использовать слово с данным суффиксом, важно не только владеть правилами его написания, но и определить контекст речевой ситуации, в которой оно будет употреблено.

    fb.ru

    Русский язык во 2-м классе «Правописание суффиксов. Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок-» (УМК «Начальная школа XXI век»)

    УМК «Начальная школа XXI век» 2 класс (1-4)

    Образовательные цели:

    • Закрепить знания об имени существительном как о части речи.
    • Учить анализировать языковой материал.
    • Учить правильно писать суффиксы -ёнок- и -онок-.
    • Развивающие цели:

      • Развивать навык работы в группе.
      • Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
      • Воспитательные цели:

        • Показать необходимость знаний русского языка.
        • Воспитывать умение работать в коллективе.

        Конспект урока

        Этапы урока

        Ход урока

        Долгожданный дан звонок –
        Начинается урок.

        – Как определить какой суффикс напишем?
        (В именах существительных мужского рода пишется суффикс -ЕЦ-
        В именах существительных женского рода пишется суффикс -ИЦ-)

        – Прочитайте предложения. В каких ситуациях так говорят?

        Добрая послов…ца ко времени молвится.

        – Как называются такие предложения в русском языке? (Пословицы)
        – Докажите.
        Запишите. Вставьте пропущенные буквы.

        Не барашек и не кот,
        Носит шубу круглый год.
        Шуба серая – для лета,
        Для зимы – другого цвета.
        (Заяц)
        Окраской – сероватая,
        Повадкой – вороватая,
        Крикунья хрипловатая –
        Известная персона.
        (Ворона)

        Словарь: заяц, ворона
        – Проверяем. Назовите непроверяемые орфограммы.
        – Что общего у данных слов? (Имя существительное, одушевлённое)
        Образуйте от данных слов уменьшительно-ласкательные существительные.
        Словарь: заяц, ворона
        зайчонок, воронёнок
        – С помощью какой части слова образовались новые слова? (Суффиксов -онок-, -ёнок-)

        Вывод: после мягких согласных, кроме
        ч, пишется суффикс -ёнок-.
        После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок-.

        Работа в группах

        Птички

        Птички в гнёздышке сидят
        И на улицу глядят.
        Погулять они хотят
        И тихонечко летят.

        (Дети имитируют разлетающихся птиц)

        Учимся применять правило:

        (Опорная таблица на доске)

        1. Выдели корень слова.
        2. Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
        3. Если это твёрдый согласный или шипящие ш, ж, ч, пишем – -онок-, если нет – -ёнок-.

        2. Учебник стр.114 упр.1

        Выпиши слова в два столбика
        1) суффикс -ёнок-; 2) суффикс -онок-.
        Пользуйся опорной таблицей.

        Стриж…нок, бельч…нок, цыпл…нок, слон…нок, лис…нок, индюш…нок, рыс…нок, мыш…нок, козл…нок, реб…нок,

        3. Игра «Крестики-нолики»

        Согласны – О
        Не согласны – Х

        1. волчонок 4. ежонок 7. утёнок
        2. моржонок 5. барсучёнок 8. грачонок
        3. страусёнок 6.лягушонок 9.скворчонок.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Правописание суффиксов -oнок- и -ёнок- в словах

        Суффикс -онок- пишет­ся после твер­дых соглас­ных и шипя­щих кор­ня суще­стви­тель­ных, суф­фикс -ёнок — после мяг­ких соглас­ных, кро­ме «ч», в назва­ни­ях птен­цов и дете­ны­шей живот­ных.

        В рус­ском язы­ке назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -онок-/-ёнок-, напри­мер:

      • лев — львё­нок (льв-ёнок_ — корень/суффикс/окончание),
      • бар­сук — бар­су­чо­нок (барсуч-онок_ — корень/суффикс/окончание).
      • Как выбрать в сло­ве нуж­ный вари­ант суф­фик­са, -онок- или -ёнок-?

        Чтобы отве­тить на этот вопрос, вна­ча­ле вспом­ним, что такое суф­фикс и какое зна­че­ние он име­ет в сло­ве.

        Правописание суффикса -ёнок-

        А теперь обра­зу­ем новые сло­ва, назва­ния птен­цов и дете­ны­шей живот­ных, с помо­щью суф­фик­са -ёнок-:

        • рысь — рысё­нок, воро­на — воро­нё­нок,
        • олень — оле­нё­нок, стра­ус — стра­у­сё­нок,
        • козел — коз­лё­нок, гусь — гусё­нок,
        • слон — сло­нё­нок,утка — утё­нок,
        • кен­гу­ру — кен­гу­рё­нок, соло­вей — соло­вьё­нок.
        • Обратим вни­ма­ние, что суф­фикс -ёнок- упо­треб­ля­ет­ся в напи­са­нии суще­стви­тель­ных после мяг­ких соглас­ных кор­ня, кро­ме все­гда мяг­ко­го [ч’].

          Правописание суффикса -онок-

          Обратимся к суф­фик­су -онок- и полу­чим с его помо­щью новые суще­стви­тель­ные:

        • волк — вол ч онок, скво­рец — сквор ч онок,
        • бар­сук — бар­су ч онок, соро­ка — соро ч онок,
        • вер­блюд — верб­лю ж онок, стриж — стри ж онок,
        • ёж — е ж онок, уж — у ж онок,
        • мышь — мы ш онок, индюк — индю ш онок.
        • Теперь посмот­рим, после каких глас­ных кор­ня слов пишет­ся под уда­ре­ни­ем дан­ный суф­фикс. Как видим, это шипя­щие соглас­ные — все­гда твер­дые зву­ки [ж] , [ш] и все­гда мяг­кий звук [ч’] .

          Чтобы выбрать нуж­ный вари­ант суф­фик­са, вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алго­рит­мом:

          1. выде­лим корень в сло­ве;
          2. посмот­рим, на какой соглас­ный он закан­чи­ва­ет­ся;
          3. после твер­до­го соглас­но­го и шипя­щих «ж», «ш», «ч» кор­ня суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем напи­шем суф­фикс -онок-, после любо­го мяг­ко­го соглас­но­го, кро­ме «ч», напи­шем -ёнок-.
          4. Подробно, как поша­го­во поль­зо­вать­ся этим пра­ви­лом, про­чи­та­ем в ста­тьях о пра­во­пи­са­нии слов «зай­чо­нок» и «бель­чо­нок«.

            russkiiyazyk.ru

            Урок русского языка «Учимся писать суффиксы -онок-, -ёнок-.»

            Разработка урока предусматривает повторение изученного ране материала, задания доступны для самостоятельной работы учащихся данной возрастной категории.

            Просмотр содержимого документа
            «Урок русского языка «Учимся писать суффиксы -онок-, -ёнок-.»»

            Тема: Учимся писать суффиксы –онок-, ёнок-

            Цель: познакомить с правилом написания суффиксов онок-, -ёнок

            Задачи: создать условия для понимания нового материала о правописании суффиксов –онок-, -ёнок-; составить алгоритм применения правила;

            -Добрый день! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего дня.

            -На какой урок пришли?

            -Какая главная задача уроков русского языка?

            -Поставьте перед собой цель на урок.

            — С чего начнем урок? (минутка чистописания)

            2. Минутка чистописания

            -Как эту минутку по-другому можно назвать? (каллиграфическая)

            — Зачем проводим эту работу?

            -С чего начнем минутку чистописания?

            -Какое сегодня число? День недели?

            -Грамотно и красиво запишите число и классная работа.

            (комментированное письмо показа)

            -Подчеркните элементы, которые у вас получилось написать красиво.

            -Какой следующий этап урока? (словарная работа)

            3. Словарная работа

            -Зачем проводим эту работу?

            -Как бы вы хотели провести эту работу?

            -А я вам предлагаю работу с картинками. Запишите слово и поработайте с ним.

            -Кто хочет поделиться правописанием слов?

            -Кто все написал без ошибок?

            -Кто сделал ошибку? Как исправить ошибку? (учить словарные слова)

            — Оцените себя, как вы поработали?

            5. Определение темы урока

            -Какая тема была на прошлом уроке? (Значения суффиксов)

            -Что вы знаете о суффиксе? (Знаем: -это часть слова;. где стоит; как обозначать; какую работу выполняет)

            -А вы все знаете о суффиксе? (нет)

            -Значит сегодня на уроке узнаем что-то новое. А помогут узнать что-то новое записанные на доске слова. Прочитайте и запишите слова себе так же. как у меня, в столбик.

            — Как можно сказать одним словом. кто это? (животные)

            — Так мы говорим о взрослых животных, а как будут называться детеныши этих животных?

            -Изучите написание написание слов, которые называют детенышей. Что вы заметили? (в некоторых словах слышу [o] и пишу букву «о», а в некоторых словах слышу [o], пишу букву «ё».)

            -В какой части слова? (суффикс)

            -Как будет тема урока? (Учимся писать суффиксы –онок-, -ёнок-)

            -Значит какая перед нами стоит учебная задача? (Определить, когда писать суффикс –онок-, а когда –ёнок-)

            -После какого согласного слышу звук [o] и пишу букву «о» в суффиксе –онок-? ([ч*] [ш] [ж])

            -Какие это звуки? (шипящие, твердые и ([ч*])

            -Какой вывод можно сделать? (вывешивается табличка с правилом)

            — После какого согласного слышу ([о], а пишу букву «ё»? Эти звуки шипящие? А какие? (мягкие)

            — Какой вывод можно сделать? (вывешивается табличка с правилом)

            — Сравним свои выводы с эталоном в учебнике. Откройте страницу 120.

            — Какой следующий этап урока?

            — А зачем закрепляем? (чтобы решить учебную задачу)

            -А какая у нас учебная задача?

            -Чтобы научиться применять правило, что нам нужно составить? (алгоритм)

            -Чтобы не ошибиться в написании суффиксов, какую работу сначала выполним? (Выделить корень) А зачем? (чтобы выделить суффикс)

            -Определим, какой согласный звук стоит перед суффиксом.

            Алгоритм:1. выделяю корень

            определяю, какой согл. стоит перед суффиксом

            -Попробуем применить алгоритм при работе над словом. Слова на доске:

            стриж…нок, рыс…нок, слон…нок, бельч…нок, ут..нок, козл..нок

            multiurok.ru

            Читайте так же:  Комментарий к ст 231 ук рф

    Обсуждение закрыто.