Онок и ёнок правило
Онок и ёнок правило
Цели: учащиеся должны
— выделять, находить суффиксы в словах;
— знать правила правописания суффиксов –ёнок-, -онок;
— уметь наблюдать над словом, формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы.
I.Самоопределение к деятельности.
Самопроверка д/з по образцу.
Выпиши имена существительные. Выдели в них суффикс.
Лесной, медовый, пуховый, травушка, дождик, маленький, киевлянин, волчище, смешной, рожки.
ОБРАЗЕЦ:
Травушка, дождик, киевлянин, волчище, рожки.
— Ребята, как вы считаете, научились ли вы находить суффикс в словах?
II.АОЗ и мотивация.
— Я предлагаю вам работу в парах.
У каждого на парте список слов. Посмотрите и попытайтесь ответить на вопрос: когда в словах пишется суффикс –ёнок-, а когда –онок-?
Обратите внимание на звуки перед суффиксами.
лосёнок мышонок
тигрёнок волчонок
гусёнок бельчонок
лисёнок галчонок
телёнок скворчонок
львёнок медвежонок
III.Постановка учебной задачи.
— Сколько в нашем классе мнений?
— На какой вопрос нам предстоит ответить?
— Какова же тема нашего урока?
IV. «Открытие» детьми нового знания.
— Какие есть предположения?
— Как нам проверить наши предположения?
V.Первичное закрепление.
— Посовещайтесь в парах и задайте друг другу вопросы по данной теме?
— Ребята, посмотрите на доску. Скажите, может ли вам помочь в дальнейшем этот алгоритм?
На доске алгоритм
Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –онок- и –ёнок-, нужно:
- выделить корень
- определить, какой согласный звук перед суффиксом
- если это твёрдый согласный и шипящие [ш], [ж], [ч], пишем суффикс –онок-, если нет, пишем суффикс –ёнок-.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
— Выполните упражнение 2 с.111.
стри[жонок] ли[с онок]
бель[ч онок] индю[шонок]
цып[л онок] ры[с онок]
сло[но нок] мы[шонок]
гра[ч онок] коз[л онок]
сквор[ч онок] ре[б онок]
у[т онок] лягу[шонок]
— Проверьте, как вы выполнили задание по эталону.
стрижонок, бельчонок, цыплёнок, слонёнок, грачонок, скворчонок, утёнок, лисёнок, индюшонок, рысёнок, мышонок, козлёнок, ребёнок, лягушонок).
— Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок поставьте на полях +, кто немного сомневается — ?, кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться поставьте — .
— Что не получается?
— Над чем ещё нужно работать?
VII. Включение в систему знаний и повторение.
— Выполните упр.3 с.111.
Запиши название детёнышей
слона коровы тигра
волка льва страуса
лося оленя моржа
лисы барсука орла
VIII.Итог урока.
— Над какой темой сегодня работали?
— Какой вывод мы сегодня сделали?
— Где можно использовать эти знания?
IX.Домашнее задание.
www.openclass.ru
Слова с суффиксом -енок-, -онок-: примеры слов и правила
Согласно обучающим школьным программам, период, когда дети изучают слова с суффиксом -енок, – 3 класс. Слова с данным суффиксом нередко вызывают затруднения в аспекте словообразования и написания.
Читайте так же: Приказ от 1042018
Данные затруднения связаны, прежде всего, с фонетикой, а именно — при звучании буква -е- дает звук [о]. Например, слово «лисенок», содержащее в суффиксе букву -е-, в транскрипции будет выглядеть так: [л`ис`онок]. Таким образом, буква -е- при звучании после мягкого согласного [с`] трансформируется в звук [о].
Поэтому важно при изучении данной темы уделить особое внимание вопросу образования новых слов с использованием указанных суффиксов, а также правильному выбору -о- и -е- в их написании.
Кроме четких правил, регламентирующих выбор суффикса в той или иной словообразовательной ситуации, существуют некоторые аспекты, определяющие употребление данного аффикса в плане смысловой нагрузки, которую он придает исходному слову. На это следует обратить особое внимание.
Новообразованные формы употребляются в зависимости от речевой ситуации и смыслового значения, которым наделяется образуемое слово.
Слова с суффиксом -онок/-енок: примеры
Примеры слов с суффиксом -онок:
- галчонок;
- медвежонок;
- сычонок;
- лягушонок;
- бочонок;
- курчонок;
- турчонок;
- зайчонок;
- бельчонок;
- крольчонок;
- собачонок;
- кукушонок;
- стрижонок;
- скворчонок;
- черепашонок;
- паучонок;
- мышонок;
- рачонок;
- ежонок;
- моржонок;
- внучонок;
- барсучонок;
- казачонок;
- верблюжонок;
- мальчонок;
- дьячонок;
- индюшонок;
- волчонок;
- грачонок;
- пастушонок;
- китайчонок.
Примеры слов с суффиксом -енок:
- утенок;
- котенок;
- зверенок;
- совенок;
- дьяволенок;
- бесенок;
- масленок;
- опенок;
- лисенок;
- поросенок;
- львенок;
- гусенок;
- козленок;
- вороненок;
- журавленок;
- орленок;
- слоненок;
- лосенок;
- кукленок;
- цыпленок;
- поваренок;
- кенгуренок;
- аистенок;
- крысенок;
- олененок;
- постреленок;
- теленок;
- тигренок.
Употребление
Словообразовательные суффиксы -онок/-енок в большинстве случаев употребляются для создания слов мужского рода, обозначающих названия детенышей животных.
Данные аффиксы выполняют словообразовательную функцию и служат для создания новых слов с определенным лексическим значением.
Однако обозначение названий детенышей животных — не единственная функция, которую выполняют данные морфемы. Слова с суффиксами -енок и -онок имеют уменьшительно-ласкательное, либо пренебрежительное значение, и указывают на детскость, невзрослость обозначаемых понятий. Поэтому, прежде чем использовать слово с данным суффиксом, важно не только владеть правилами его написания, но и определить контекст речевой ситуации, в которой оно будет употреблено.
fb.ru
Русский язык во 2-м классе «Правописание суффиксов. Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок-» (УМК «Начальная школа XXI век»)
УМК «Начальная школа XXI век» 2 класс (1-4)
Образовательные цели:
-
- Закрепить знания об имени существительном как о части речи.
- Учить анализировать языковой материал.
- Учить правильно писать суффиксы -ёнок- и -онок-.
Развивающие цели:
-
-
- Развивать навык работы в группе.
- Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
-
Воспитательные цели:
-
-
-
- Показать необходимость знаний русского языка.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
-
-
Конспект урока
Этапы урока
Ход урока
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
– Как определить какой суффикс напишем?
(В именах существительных мужского рода пишется суффикс -ЕЦ-
В именах существительных женского рода пишется суффикс -ИЦ-)
– Прочитайте предложения. В каких ситуациях так говорят?
Добрая послов…ца ко времени молвится.
– Как называются такие предложения в русском языке? (Пословицы)
– Докажите.
Запишите. Вставьте пропущенные буквы.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
(Ворона)
Словарь: заяц, ворона
– Проверяем. Назовите непроверяемые орфограммы.
– Что общего у данных слов? (Имя существительное, одушевлённое)
Образуйте от данных слов уменьшительно-ласкательные существительные.
Словарь: заяц, ворона
зайчонок, воронёнок
– С помощью какой части слова образовались новые слова? (Суффиксов -онок-, -ёнок-)
Вывод: после мягких согласных, кроме
ч, пишется суффикс -ёнок-.
После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок-.
Работа в группах
Птички
Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонечко летят.
(Дети имитируют разлетающихся птиц)
Учимся применять правило:
(Опорная таблица на доске)
- Выдели корень слова.
- Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
- Если это твёрдый согласный или шипящие ш, ж, ч, пишем – -онок-, если нет – -ёнок-.
2. Учебник стр.114 упр.1
Выпиши слова в два столбика
1) суффикс -ёнок-; 2) суффикс -онок-.
Пользуйся опорной таблицей.
Стриж…нок, бельч…нок, цыпл…нок, слон…нок, лис…нок, индюш…нок, рыс…нок, мыш…нок, козл…нок, реб…нок,
3. Игра «Крестики-нолики»
Согласны – О
Не согласны – Х
1. волчонок 4. ежонок 7. утёнок
2. моржонок 5. барсучёнок 8. грачонок
3. страусёнок 6.лягушонок 9.скворчонок.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Правописание суффиксов -oнок- и -ёнок- в словах
Суффикс -онок- пишется после твердых согласных и шипящих корня существительных, суффикс -ёнок — после мягких согласных, кроме «ч», в названиях птенцов и детенышей животных.
В русском языке названия птенцов и детенышей животных образуются с помощью суффикса -онок-/-ёнок-, например:
- лев — львёнок (льв-ёнок_ — корень/суффикс/окончание),
- барсук — барсучонок (барсуч-онок_ — корень/суффикс/окончание).
Как выбрать в слове нужный вариант суффикса, -онок- или -ёнок-?
Чтобы ответить на этот вопрос, вначале вспомним, что такое суффикс и какое значение он имеет в слове.
Правописание суффикса -ёнок-
А теперь образуем новые слова, названия птенцов и детенышей животных, с помощью суффикса -ёнок-:
-
- рысь — рысёнок, ворона — воронёнок,
- олень — оленёнок, страус — страусёнок,
- козел — козлёнок, гусь — гусёнок,
- слон — слонёнок,утка — утёнок,
- кенгуру — кенгурёнок, соловей — соловьёнок.
Обратим внимание, что суффикс -ёнок- употребляется в написании существительных после мягких согласных корня, кроме всегда мягкого [ч’].
Правописание суффикса -онок-
Обратимся к суффиксу -онок- и получим с его помощью новые существительные:
-
- волк — вол ч онок, скворец — сквор ч онок,
- барсук — барсу ч онок, сорока — соро ч онок,
- верблюд — верблю ж онок, стриж — стри ж онок,
- ёж — е ж онок, уж — у ж онок,
- мышь — мы ш онок, индюк — индю ш онок.
Теперь посмотрим, после каких гласных корня слов пишется под ударением данный суффикс. Как видим, это шипящие согласные — всегда твердые звуки [ж] , [ш] и всегда мягкий звук [ч’] .
Чтобы выбрать нужный вариант суффикса, воспользуемся следующим алгоритмом:
-
- выделим корень в слове;
- посмотрим, на какой согласный он заканчивается;
- после твердого согласного и шипящих «ж», «ш», «ч» корня существительных под ударением напишем суффикс -онок-, после любого мягкого согласного, кроме «ч», напишем -ёнок-.
Подробно, как пошагово пользоваться этим правилом, прочитаем в статьях о правописании слов «зайчонок» и «бельчонок«.
russkiiyazyk.ru
Урок русского языка «Учимся писать суффиксы -онок-, -ёнок-.»
Разработка урока предусматривает повторение изученного ране материала, задания доступны для самостоятельной работы учащихся данной возрастной категории.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка «Учимся писать суффиксы -онок-, -ёнок-.»»
Тема: Учимся писать суффиксы –онок-, ёнок-
Цель: познакомить с правилом написания суффиксов онок-, -ёнок
Задачи: создать условия для понимания нового материала о правописании суффиксов –онок-, -ёнок-; составить алгоритм применения правила;
-Добрый день! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего дня.
-На какой урок пришли?
-Какая главная задача уроков русского языка?
-Поставьте перед собой цель на урок.
— С чего начнем урок? (минутка чистописания)
2. Минутка чистописания
-Как эту минутку по-другому можно назвать? (каллиграфическая)
— Зачем проводим эту работу?
-С чего начнем минутку чистописания?
-Какое сегодня число? День недели?
-Грамотно и красиво запишите число и классная работа.
(комментированное письмо показа)
-Подчеркните элементы, которые у вас получилось написать красиво.
-Какой следующий этап урока? (словарная работа)
3. Словарная работа
-Зачем проводим эту работу?
-Как бы вы хотели провести эту работу?
-А я вам предлагаю работу с картинками. Запишите слово и поработайте с ним.
-Кто хочет поделиться правописанием слов?
-Кто все написал без ошибок?
-Кто сделал ошибку? Как исправить ошибку? (учить словарные слова)
— Оцените себя, как вы поработали?
5. Определение темы урока
-Какая тема была на прошлом уроке? (Значения суффиксов)
-Что вы знаете о суффиксе? (Знаем: -это часть слова;. где стоит; как обозначать; какую работу выполняет)
-А вы все знаете о суффиксе? (нет)
-Значит сегодня на уроке узнаем что-то новое. А помогут узнать что-то новое записанные на доске слова. Прочитайте и запишите слова себе так же. как у меня, в столбик.
— Как можно сказать одним словом. кто это? (животные)
— Так мы говорим о взрослых животных, а как будут называться детеныши этих животных?
-Изучите написание написание слов, которые называют детенышей. Что вы заметили? (в некоторых словах слышу [o] и пишу букву «о», а в некоторых словах слышу [o], пишу букву «ё».)
-В какой части слова? (суффикс)
-Как будет тема урока? (Учимся писать суффиксы –онок-, -ёнок-)
-Значит какая перед нами стоит учебная задача? (Определить, когда писать суффикс –онок-, а когда –ёнок-)
-После какого согласного слышу звук [o] и пишу букву «о» в суффиксе –онок-? ([ч*] [ш] [ж])
-Какие это звуки? (шипящие, твердые и ([ч*])
-Какой вывод можно сделать? (вывешивается табличка с правилом)
— После какого согласного слышу ([о], а пишу букву «ё»? Эти звуки шипящие? А какие? (мягкие)
— Какой вывод можно сделать? (вывешивается табличка с правилом)
— Сравним свои выводы с эталоном в учебнике. Откройте страницу 120.
— Какой следующий этап урока?
— А зачем закрепляем? (чтобы решить учебную задачу)
-А какая у нас учебная задача?
-Чтобы научиться применять правило, что нам нужно составить? (алгоритм)
-Чтобы не ошибиться в написании суффиксов, какую работу сначала выполним? (Выделить корень) А зачем? (чтобы выделить суффикс)
-Определим, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
Алгоритм:1. выделяю корень
определяю, какой согл. стоит перед суффиксом
-Попробуем применить алгоритм при работе над словом. Слова на доске:
стриж…нок, рыс…нок, слон…нок, бельч…нок, ут..нок, козл..нок
multiurok.ru