Они учат нас по правилам сми

Они учат нас по правилам сми

КТО УЧИТ НАС «ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ»?

Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Главными воспитателями ребенка в малой семьи, конечно, есть родители. В большой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки. Семья обеспечивает человеку его первичный социальный статус. В традиционном обществе она определяет социальное положение личности практически в течение всей ее жизни. В индустриальном обществе социальные позиции индивида, как мы уже отмечали, в дальнейшем могут существенно отличаться от статуса его семьи, но и здесь влияние семьи очень существенный.

Как правило, родители стараются быть достойными воспитателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций, препятствующих полноценной социализации ребенка, к сожалению, немало. Дети могут оказаться заброшенными из-за безответственности родителей или в неполной семье, где мать все время вынуждена работать; могут подвергаться насилию, нередко случается в семьях, где взрослые злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого поведения отца с матерью или другими детьми. Эти впечатления тяжело сказываются на всем следующей жизни человека. В подростковом возрасте влияет на социализацию личности группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений — равный с равным. Правда, в группе также устанавливается определенная иерархия, появляется свой лидер. Но, вместе с тем, в нормальных группах отношения строятся на взаимном согласии, а не на зависимости.

Одним из главных «социализаторив» каждого человека в современном обществе является школа. Это стало возможным, когда школьное образование в большинстве стран стала не только доступной, но и обязательным. Через систему учебных занятий, организованных форм общения учащихся между собой и с учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Она ориентирует подростка на основные виды деятельности, готовит к их освоению.

Долгое время в школьном образовании господствовало отношение к ученику только как к объекту педагогического воздействия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор. определенных ролей. Но постепенно пришло признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение ею норм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием, самоизменением личности. Сегодня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресурсы и возможности — важнейшая задача школы.

В современном обществе большую роль в социализации личности играют средства массовой информации. Нынешний школьник проводит перед экраном телевизора, пожалуй, не меньше времени, чем по учебникам. Влияние СМИ уже далеко вышел за рамки простого информирования населения о тех или иных событиях «в стране и мире». Из журнальных и газетных полос, экранов телевизоров нас убеждают, призывают нам разъясняют, советуют, дают образцы. Довольно часто за всем этим стоят интересы определенной группы лиц, а не общества в целом или государства. Поэтому сегодня многие соглашаются с тем, что СМИ служат не только носителями культуры, но и средством манипуляции (с лат. Manus — рука, в первоначальном смысле означает «ручное управление»), т.е. неявного, незаметного для того, на кого направляется воздействие, побуждения его к определенным действиям, настроений, отношение. Подробнее о том, как средства массовой информации влияют на личность, мы поговорим в одном из следующих параграфов.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Одной из сторон социализации является социальная адаптация. Слово «адаптация» происходит из латинского adapto — приспосабливаю. Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к меняющимся социальной среды с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они отдают предпочтение тем, которые не требуют согласованной, совместной работы. Такие «раки-отшельники» — частые персонажи литературных произведений (попробуйте привести примеры).

Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуща всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такого учреждения, как школа: привыкает к школьному распорядку, усваивает правила поведения, овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние формы адаптации. Главное заключается в том, что принимаются ценности определенного социального окружения. Представим себе человека, который переехала из села, в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, оно предполагает и более активные формы воздействия на тех, кто «выбивается из общего ряда», нарушает традиционные формы сосуществования. Городская жизнь, при всей его скученности, значительно более анонимный и автономное. Люди, долгие годы проживают в одном доме или даже на одной лестничной площади, время незнакомые друг с другом. «Новом» городскому жителю рано или поздно придется принять такой образ жизни, адаптироваться в новой среде. В противном случае его попытки активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к постоянным конфликтам.

Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и носит непрерывный характер, особенно активно оно происходит при изменении социального окружения, видов деятельности.

Показателями степени адаптации может служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, ее высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой в целом.

Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, нормы, устоявшиеся, ценности, но и в какой степени стремится изменить те, которые представляются ей несовершенными или устаревшими.

Второй тип адаптации — это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Поведение человека в данном случае называют конформной (в переводе с латинского — подобный, согласен). Внешним выражением конфортно нередко служит послушание, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласна с групповыми нормами и ценностями Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Тип адаптации преобладает у вас?

Социальный статус. Социальная роль. Социализация. Социальная адаптация.

Авторитет. Престиж. Манипуляция.

1. Что такое социальный статус личности и чем он определяется?

2. Какие позиции включает прирожденный статус; статус, достигается?

3. Что такое социальная роль?

4. Как связаны роль и статус?

5. Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль?

6. Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус?

7. В чем сущность процесса социализации?

8. Какова роль семьи в социализации личности?

9. Какое влияние на социальное становление личности делает школа?

10. Покажите противоречивое влияние на взгляды человека средств массовой информации.

1. Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите прирожденный статус и статус, достигается. Какой из своих статусов вы считаете главным?

2. Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию различия статуса и роли.

3. Какую роль в вашей личной социализации сыграли семья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их по степени значимости. Были ли другие факторы, существенно повлияли на ваше приобщение к социальным ценностям и нормам? Назовите их

4. В социологии существует понятие «ресоциализация», что означает разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения. В каких случаях это может произойти? Приведите примеры.

5. Дети — основные телезрители, поэтому на них обращено пристальное внимание рекламодателей. Существует точка зрения, согласно которой реклама детских товаров на телевидении формирует у человека с ранних лет потребительскую идеологию. Отсюда требование — запретить рекламу во время детских передач. Определите свое отношение добавленной позиции.

Читайте так же:  Налог на имущество относят к платежам

6. Существуют разные точки зрения на роль школы в процессе социализации личности. Большинство считает, что образование дает возможность детям из семей, занимающих низкое социальное положение, приобрести более высокого социального статуса. Но есть и те, кто убежден, что школа в современном обществе лишь закрепляет социальное неравенство, так как получить качественное образование могут только дети из состоятельных семей. Какая из этих позиций вам видится более убедительной и почему?

Некоторые социологи, изучающие проблемы современной семьи пришли к выводу, что гармонии в семейных отношениях можно достичь в том случае, когда мужские и женские роли в семье строго распределены. Другие утверждают, что любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, должно быть готовым выполнить каждое из супругов. А как считаете вы?

Краткие выводы к разделу

1. На всех этапах развития в обществе существовали различные группы. Основные из них выделяются на основе разных критериев. О причинах возникновения социального неравенства и возможности его преодоления высказываются различные суждения.

2. Индустриализация и модернизация ускорили социальные изменения в обществе и повысили социальную мобильность населения. Семейные ценности сохранили свое значение в современном мире.

3. Социальные процессы, происходящие в нашей стране, сложны и противоречивы. Общество заинтересовано в проведении государством продуманной и результативной социальной политики.

4. Существование и прогресс человечества во многом зависят от национального взаимопонимания. Гуманистической направленностью отличается демократическая национальная политика, осуществляемая рядом государств, в том числе Украины.

5. Большую опасность для людей и человечества несет агрессивная националистическая политика, крайним проявлением которой является фашизм.

6. Молодежь — понятие не только возрастное, но и социальное. Переход нашей страны к рыночной экономике неоднозначно влияет на положение молодежи на рынке труда. Молодежная культура неоднородна, среди многих ее направлений является и антисоциальные.

7. Положение человека в обществе и обусловленная ею поведение характеризует с помощью понятий «социальный статус личности» и «социальная роль». Главную роль в процессе социализации личности, то есть усвоение им социальных норм, образцов поведения, духовных ценностей, играют семья, группа сверстников, школа, средства массовой информации.

Вопросы для итогового повторения

1. Какие элементы образуют социальную структуру общества?

2. Чем определяется положение человека в обществе?

3. Какие факторы способствуют, а какие препятствуют социальной мобильности?

4. Можно ли считать семью: а) социальным институтом; б) малой группой? Обоснуйте свой ответ.

5. В чем отличие национальной общности от других видов социальных общностей? Относится национальная принадлежность к врожденным статусных характеристик личности? Если да, то как с этим соотносится существующее в демократических странах право каждого человека лично определять свою национальную принадлежность?

6. В чем заключается процесс социализации личности? Социальные институты участвуют в этом процессе?

studbooks.net

Презентация по обществознанию на тему «Социальные статусы и роли»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ КАК ИНСТРУМЕНТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. ТЕОРИЯ РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ В ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ, РОЛЕВОЙ НАБОР, РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ. ТЕРМИНЫ: АВТОРИТЕТ, ПРЕСТИЖ, МАНИПУЛЯЦИЯ.

Индивид – индивидуальность – личность Индивид – каждый отдельный человек Индивидуальность – неповторимость каждого человека Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения…)

Структура психики личности По Зигмунду Фрейду (1856 – 1939) Я ОНО Сверх-Я сфера бессознательного, биологические потребности, вытесненные желания сознание, помогающее нам контактировать с внешним миром, регулировать наши действия культурные нормы и ценности, созданные обществом и выступающие в качестве цензора в поведении человека либидо мортидо

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ. Место человека или группы на социальной лестнице, в системе стратификации; место индивида в малой группе определяемое рядом социальных признаков (личный статус в семье, классе) УЧАЩИЙСЯ СЫН, БРАТ. МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК СПОРТСМЕН У каждого человека несколько статусов. Главный – основной вид деятельности, должность, профессия

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ СТАТУСЫ ОТ РОЖДЕНИЯ- ПРЕДПИС АННЫЕ ПОЛ, РАСА, ВОЗРАСТ СТАТУСЫ НОВЫЕ ДОСТИГАЕМЫЕ . СТАТУСЫ МОГУТ ВСТУПАТЬ В ПРОТИВОРЕЧИЕ- ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ- РАБОТА- НИЗКАЯ ЗАРПЛАТА. ВАЖНЫ СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ- БЛАГОПРИЯТНЫЕ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ

СОЦИАЛЬНЫе СТАТУСные признаки ПРЕСТИЖ- ОЦЕНКА ОБЩЕСТВОМ ИЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПОЗИЦИЙ ЗАНИМАЕМЫХ ЛЮДЬМИ Экономичкое положение (доход, профессия, квалификация, образование) . Совокупность прав и обязанностей, положение в структуре власти; Природные признаки: пол возраст…..

На заметку: Социальный статус определяется в зависимости от господствующей в данном обществе системы ценностей, от его культуры (ректор университета или главарь мафии?)

Виды статусов Предписанный Приобретенный (достигнутый) Навязан человеку обществом (природой); не предполагает личных усилий и заслуг; не может быть изменен. Примеры: возраст, пол, национальность, место рождения, социальное происхождение. Усилия и достижения самого человека. Примеры: образование, профессия, должность, спортивные результаты …

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ. Социальный статус влияет на поведение человека, предполагает соответствующую социальную роль. Образец ожидаемого обществом поведения, вытекающего из социального статуса и социальных норм, называется социальной ролью Ролевой конфликт: необходимость выполнять несовместимые роли (директор – его подчиненный — друг) Ролевые требования с одной стороны и индивидуальность «исполнения ролей»- с другой. РОЛЕВОЙ НАБОР ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ: потребитель товаров и услуг, хоккеист, начальник, член электората.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОВЛАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ НАБОРОМ РОЛЕЙ СВЯЗАНО С УСВОЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ ОБРАЗЦЕВ ПОВЕДЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ И НОРМ, ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ДЕТСТВО- С 1Г ДО 8. ПОДРАЖАНИЕ ВЗРОСЛЫМ. 1 ЭТАП 8- 9 ЛЕТ ИГРА ПО ПРАВИЛАМ. ПОСТИЖЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ, ДУХ. ЦЕННОСТЕЙ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДАЕТ ЧЕЛОВЕКА ВСЮ ЖИЗНЬ- УСВОЕНИЕ НОВЫХ РОЛЕЙ.

КТО УЧИТ НАС « ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ» СЕМЬЯ СВЕРСТНИКИ ШКОЛА СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВМЕСТЕ С ТЕМ НАДО ПРИЗНАТЬ ЧТО, СМИ МОГУТ СЛУЖИТЬ СРЕДСТВОМ МАНИПУЛЯЦИИ, ТО ЕСТЬ НЕЯВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ. ОДНОЙ ИЗ СТОРОН СОЦИАЛИЗАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ- ПРИСПОСОБЛЕНИЕ- ЭТО ПРОЦЕСС ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ. УСВАИВАЮТСЯ УСТОЙЧИВЫЕ СВОЙСТВА НОВОЙ СРЕДЫ. ПРИНИМАЮТСЯ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ. ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ: УСВОЕНИЕ СОЦ. РОЛЕЙ, ВЫСОКИЙ СОЦ. СТАТУС.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ. СОЦИОЛОГИ И ПСИХОЛОГИ РАЗЛИЧАЮТ ДВА ТИПА АДАПТАЦИИ АКТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ: ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО УСВАИВАЕТ НОРМЫ, ЦЕННОСТИ, НО СТАРАЕТСЯ ИЗМЕНИТЬ УСТАРЕВШИЕ. ПАССИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦЕЛЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ ГРУППЫ. ПОДОБНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАЗЫВАЮТ КОНФОРМНЫМ- ЧЕЛОВЕК ПОСЛУШНО ВЫПОЛНЯЕТ ПРВИЛА, НО ВНУТРИ НЕ СОГЛАСЕН С НИМИ.

Социальная мобильность – свободные перемещения индивида или социальной группы в системе социальной стратификации в обществах открытого типа (статусные изменения) Горизонтальная переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя (отсутствие статусных изменений). Вертикальная перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. Возможно совершить как социальный подъем, так и спуск –нисходящая и восходящая мобильность индивидуальная групповая

Источники групповой социальной мобильности

Примеры горизонтальной мобильности Переход учащегося из одной общеобразовательной школы в другую. Переход из католичества в православие. Смена гражданства. Переход из одной семьи в другую того же уровня жизни.

Другие виды мобильности Добровольная (стройки первых пятилеток). Недобровольная: — интернирование – задержание (вывоз) властями воюющего государства граждан неприятельского государства до окончания войны; — депортация – насильственное выселение с исторической родины; — репатриация – возвращение на родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев. Межпоколенная: изменение статуса детей по сравнению с родительским. Внутрипоколенная: карьерный рост индивида на протяжении жизни; Трудовая (миграция). Географическая (туризм).

Путь перемещения людей из одной группы в другую получил название «социальный лифт» (каналы социальной мобильности). Армия Церковь Брак Собственность Политика Школа

Читайте так же:  Каско полная страховка

Питирим Александрович сорокин Коми социолог, эмигрант (1922 г.), впоследствии профессор Гарвардского университета, теоретик социальной мобильности.

Общества закрытого типа Промежуточный тип общества Социальная мобильность невозможна (рабовладельческое, кастовое). Сословное общество, перемещения возможны («табель о рангах»)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ВЫУЧИТЬ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНИК ДЛЯ 11 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ /( Л.Н. БОГОЛЮБОВ, А.Ю ЛАЗЕБНИКОВА, А.Т. КИНКУЛЬКИН И ДР.); ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л. Н. БОГОЛЮБОВА (И ДР.).- М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008. 2. ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД. — KAGAYA. http:/www hoshiuavi. com/

ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ КАК ИНСТРУМЕНТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.

ТЕОРИЯ РОЛЕВЫХ КОНФЛИКТОВ В ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус — это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мер тон назвал «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В малых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств

infourok.ru

Социализация личности и социальная адаптация

О д н а ж д ы в ч а й х а н е п о ж и л о й ч е л о в е к начал д а в а т ь Н а с р е д д и н у р а з личные советы. Многие из этих советов были а б с о л ю т н о у с т а р е в ш и м и . Н а с р е д д и н внимательно выслушал п о ж и л о г о ч е л о в е к а и п о с л е его речи спросил:

— П о ч е м у я д о л ж е н поступать так, к а к ты мне г о в о р и ш ь ?

— Потому ч т о я с т а р ш е т е б я ! — в с к р и ч а л человек.

Т о г д а Н а с р е д д и н з а м е т и л : «Н а с ы щ а е т н е время, п р о в е д е н н о е в чайхане, а к о л и ч е с т в о с ъ е д е н н о г о плова».

— В чем смысл данной истории?

— Согласны ли вы с Насреддином?

В процессе человеческой жизни происходит непрерывный процесс набора человеком ролей, что неразрывно связано с усвоением социальных норм. Ученые называют этот процесс социализацией личности. Как же происходит процесс социализации? Что ускоряет и, наоборот, тормозит этот процесс? Разбившись на две творческие группы, выполните следующее задание.

«Социализация личности». Для анализа вы используете пункт 3 § 4 и документ на с. 47 учебника.

1. Что такое социализация? 2. Возможен ли процесс социализации вне социума? Почему? 3. Прокомментируйте этапы социализации ребенка. 4. В течение какого времени идет процесс социализации? 5. Что, на взгляд социолога, позволяет выделить социализацию в детском возрасте как особый этап? 6. Приведите положение, раскрывающее связь понятий «социализация» и «социальный статус».

«Социальная адаптация». Для анализа вы используете пункт 5 § 4.

1. Что такое социальная адаптация? 2. В чем отличие процесса адаптации у человека? 3. Приведите примеры социальной адаптации. 4. Что подразумевает внешняя и внутренняя адаптация? 5. Назовите показатели степени адаптации. 6. Какие два типа адаптации различают социологи и психологи? 7. Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Какой тип адаптации преобладает у вас?

Итак, мы познакомились с понятиями «социализация личности» и «социальная адаптация». Представим выводы графически:

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации. Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:

• агентов первичной социализации — родителей, братьев, сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;

• агентов вторичной социализации — представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников СМИ, суда и т. д.

Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная социализация относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на начальных этапах жизни, а вторичной — на поздних.

4. Кто учит нас играть по правилам?

Кто же определяет наши модели поведения? статусы? роли?

Составьте социальные проекты на тему «Они учат по правилам»: «Семья учит нас играть по правилам»; «Школа учит нас играть по правилам»; «СМИ учат нас играть по правилам».

studopedia.ru

И они учат нас не вмешиваться: как США раскручивают мятеж в Венесуэле

Игорь Пшеничников, эксперт РИСИ, для РИА Новости

Вашингтон намерен запретить любые транзакции в американской валюте с государственной венесуэльской нефтяной компанией PDVSA и тем самым блокировать долларовые платежи за венесуэльскую нефть, сообщило агентство Рейтер. Это приведет к серьезному ограничению Венесуэлой нефтяного экспорта и поставит страну, прежде всего официальную власть, в критическое положение. Валютные поступления в Венесуэлу сократятся драматически.

Нынешний президент Венесуэлы является продолжателем дела покойного президента Уго Чавеса — жесткого критика США и американской политики во всем мире. «Здесь до сих пор пахнет серой. Тут был дьявол», — сказал Чавес с трибуны Генассамблеи ООН после того, как на этой трибуне выступил Джордж Буш-младший. Смерть Чавеса не решила для американцев проблему Венесуэлы, которая и при Мадуро открыто держится антиамериканского курса.

Формально локомотивом процесса отстранения Мадуро от власти является оппозиционная Национальная ассамблея (парламент), которая фактически блокирует его деятельность. Тем и объясняется инициатива президента провести 30 июля выборы в учредительное собрание, члены которого, по замыслу исполнительной власти, должны будут реформировать конституцию.

Мотивация Америки совершенно прозрачна: она стремится вернуть Венесуэлу и ее нефтяные месторождения под свой контроль. Штатам не нужна в Латинской Америке вторая Куба, которой — с точки зрения политического курса и антиамериканской риторики — становилась Венесуэла при Уго Чавесе. Укрепление в Венесуэле антиамериканского режима может крайне негативно, с точки зрения США, сказаться на ситуации во всей Латинской Америке.

В регионе традиционно сильны партии левого политического спектра. Их электорат настроен против Соединенных Штатов. В последние лет пятнадцать в ряде стран Латинской Америки президентами периодически становятся политики, которые ставят под сомнение гегемонию США к югу от Рио-Гранде. Достаточно вспомнить Инасио Лулу да Силва и Дилму Роусеф в Бразилии, Эво Моралеса в Боливии, Даниэля Ортегу в Никарагуа, того же Уго Чавеса в Венесуэле.

Этим и объясняется то, что оппозиция в Венесуэле постоянно призывает население к актам неповиновения и открыто провоцирует власть на ответные меры, которые преподносятся как «акты насилия и удушение демократии».

Читайте так же:  Восстановление сроков подачи кассационной жалобы в верховный суд

Полиция пытается усмирить протестантов — те кидают в нее бутылки с зажигательной смесью. Более сотни убитых за четыре месяца столкновений. Непрекращающиеся демонстрации в разных городах страны уже больше похожи на уличные бои. Налицо киевский Майдан 2014 года.

Оппозиция подталкивается Вашингтоном и потому чувствует себя безнаказанной, ее действия прямо провоцируют усугубление конфликта. Она, по сути, занимается формированием параллельного государственного аппарата. Буквально на днях оппозиционный парламент в пику президенту и в нарушение закона назначил 13 членов Верховного суда — притом что он есть и действует. Новые «судьи», понятно, не за Мадуро.

Президент пригрозил, что «все они, один за другим, пойдут в тюрьму».

Что касается Латинской Америки, то это поле подвергается активной информационной бомбардировке уже несколько месяцев. Один из главных американских рычагов политического давления на страны Латинской Америки — это послушная Вашингтону Организация американских государств (ОАГ). Еще в мае генеральный секретарь ОАГ Луис Альмагро подверг власти Венесуэлы резкой критике, сказав, что Венесуэла нуждается в «возвращении демократии» и что политический диалог страны с ОАГ «провалился по причине неосознания (властями. — Прим. ред.) того, что страна нуждается в восстановлении демократии». То есть всем ясно, что Мадуро и его команда — плохие парни.

К антивенесуэльскому хору присоединился Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР — входят Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай и Венесуэла), который 20-21 июля в отсутствие представителей Венесуэлы провел свой саммит в Аргентине. «Мы не исключаем возможности новых санкций против Венесуэлы, чтобы исключить ее из участия в органах управления блоком», — заявил глава МИД Аргентины Хорхе Фори. Ранее, в апреле, главы МИД стран — основательниц МЕРКОСУР на экстренном заседании потребовали от Венесуэлы принять меры для обеспечения реального разделения властей в стране. Каракасом это было расценено как вмешательство во внутренние дела страны.

Каковы сценарии развития событий?

Первый. Соединенные Штаты разогрели ситуацию в Венесуэле и провели международную информационную подготовку так, что отстранение президента Мадуро от власти будет восприниматься как нечто естественное. Уже понятно, что оппозиция не отступит и будет давить на президента Мадуро. У того могут сдать нервы и он сам уйдет в отставку.

Третий. Нельзя сбрасывать со счетов прямое вторжение США в Венесуэлу под предлогом «спасения демократических ценностей». Не углубляясь в недавние примеры с Ливией, Ираком, Сирией и Югославией, напомню, что в Латинской Америке США вообще никого не спрашивают, если хотят изменить ход событий.

Так было с вторжением США на Гренаду в октябре 1983 года (под предлогом защиты 630-ти американских студентов). Так было с вторжением в Панаму в декабре 1989 года. В Панаме формальные поводы для агрессии были: защита безопасности Панамского канала, поддержка демократически избранных государственных деятелей Панамы, отстранение генерала Мануэля Норьеги от власти и предание его суду на основании решения американской юстиции. Реальной причиной вторжения было то, что власти Панамы ранее отказали Вашингтону в предоставлении своей территории для борьбы с сандинистской Никарагуа и взяли курс на расширение связей с СССР.

В минувший понедельник, 24 июля, посольство США в Венесуэле рекомендовало своим гражданам, находящимся в этой стране, запасаться в ближайшие дни водой и едой. Потому что на этой неделе венесуэльская оппозиция намерена провести акции протеста в преддверии намеченных на 30 июля выборов в учредительное собрание. Между тем это не столько обращение к гражданам США в Венесуэле, сколько ясный сигнал местной оппозиции: ребята, Штаты в курсе ваших планов. Вперед! Это вообще похоже на пароль к началу активных действий. Типа условной фразы «Над всей Испанией безоблачное небо», которая послужила сигналом к началу франкистского мятежа против республиканского правительства Испании в июле 1936 года.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
    • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

      В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

      ria.ru

    Обсуждение закрыто.