Общее предупреждение преступления

Общее предупреждение преступления

Специальное предупреждение преступности

Данному виду предупреждения преступности присущи следующие черты:

1) направленность мер специального характера непосредственно на предупреждение преступности и конкретных преступлений;

2) деятельность по применению предупредительных специальных средств основывается на взаимодействии управленческих, общевоспитательных, социальных, правовых мер, рассчитанных оказывать влияние на предотвращение и недопущение конкретных преступлений;

3) субъектами специального предупреждения преступлений являются организационные структуры, для которых борьба с преступностью составляет основную функцию либо выделена в перечне функций.

Меры специального предупреждения преступлений имеют 3 объекта воздействия:

1) меры, направленные на профилактику социальных патологий, т. е. таких процессов, в которых выражается форма поведения некоторых групп лиц, являющихся определителем роста преступности;

2) меры специального предупреждения по своей направленности оказывают влияние и воздействие на всю совокупность причин и условий с акцентом на индивидуальные и особенные случаи. К таким явлениям относятся правонарушения, предусмотренные законодательством, которые непосредственно создают мотивации и ситуации совершения преступлений;

3) объектом специального предупреждения преступности являются определенные организованные, профессиональные, рецидивные виды преступности.

Виды специальных предупредительных мероприятий:

1) в зависимости от объема, количества объектов, на которые направлено воздействие, бывают:

а) воздействующие на совокупность обстоятельств, ситуаций, лиц с неопределенной численностью;
б) оказывающие влияние на определенную небольшую группу явлений, ситуаций, лиц, имеющих определенные характеристики;
в) влияющие на группы ситуаций, явлений, лиц, направленных на совершение определенных преступлений;

2) взависимости от направленности. Такие меры имеют целью ограничение преступных проявлений применительно к видам преступности и типам преступников, к криминогенным элементам, характерным для отдельных общественных отношений. Выделяются:

а) воспитательные и правовые меры предупреждения насилия;
б) оперативно-разыскные и контрольно-ревизионные меры предупреждения и пресечения легализации денежных средств;
в) меры по борьбе и предупреждению незаконного оборота оружия в стране;

3) по территории, на которую распространяются:

а) на территории Российской Федерации;
б) натерритории субъекта РФ;
в) на локальной территории, включающей населенный пункт, местность;

4) в зависимости от механизма осуществления и применения:

а) воспитательные;
б) меры социальной поддержки и обеспечения граждан, относящихся к группе риска;
в) запрещающие;
г) меры правового воздействия;
д) технические;

5) в зависимости от объекта:

а) общие предупредительные меры специального характера, не имеющие конкретного объекта;
б) особые – выявление воздействия конкретного объекта, позволяющего прогнозировать совершение преступления.

be5.biz

Общее предупреждение преступности: понятие и методы.

Предупреждение преступлений — деятельность, направленная на недопущение их совершения путем выявления и устранения причин преступлений,условий, способствующих их совершению, оказания предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением.

Профилактика (предупреждение) преступности включает меры призванные:

предотвратить будущие преступления;

сохранить тенденции снижения преступности и позитивного изменения ее характера и структуры;

искоренить причины преступности.

Корни преступности всегда кроются в негативных общественных явлениях, социальных, политических, экономических и духовных проблемах, присущих конкретному обществу. Поэтому наиболее эффективными в плане уменьшения числа совершаемых преступлений в долгосрочной перспективе являются меры, направленные на укрепление экономики, обеспечение населения рабочими местами, социальные программы повышения жизненного уровня, формирования в обществе позитивного нравственного климата, подавление таких связанных с преступностью явлений, как пьянство и наркомания, бродяжничество, бедность, нелегальная миграция, межнациональные и прочие конфликты.

К мерам общей профилактики относится и создание прозрачной для общественного контроля системы государственного управления, препятствующей возникновению и действию коррупционных схем.

В целом общая профилактика преступности направлена на обеспечение достойного существования человека в обществе, создание условий для достижения нормальных потребностей (в жилье, материальном достатке, работе, досуге и отдыхе) законными средствами.

Разработку и реализацию мер общего предупреждения ведут все органы государства с привлечением специалистов разных областей: экономистов, социологов, политиков, управленцев, психологов и т. д. Криминологи также участвуют в этом процессе, предоставляя аналитические обзоры статистических данных, прогнозируя результативность предлагаемых мер с точки зрения их воздействия на преступность и осуществляя криминологическую экспертизу нормативных актов и социально-экономических программ.

В последнее время в целях общего предупреждения преступлений все активнее применяются технические средства, техническое укрепление жилых помещений, подъездов домов, чердаков и подвалов, улучшение освещенности улиц и т.п.

criminology-info.ru

Общее (общесоциальное) предупреждение преступности

Общее (общесоциальное) предупреждение преступности реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов. Общесоциальную профилактику можно рассматривать как один из видов внутренне единой деятельности общества, имеющий целью социальное оздоровление его основных сфер, недопущение нарушений социальных норм, в том числе моральных, правовых и т.д. Признание того, что преступность является серьезной угрозой национальной безопасности, актуализирует значение данного вида предупредительной деятельности. В настоящее время к ставшим уже традиционными добавляются и дополнительные возможности для противостояния преступности на общесоциальном уровне, например связанные с предпринимательской деятельностью или нравственными ценностями религиозных конфессий.

Общесоциальное предупреждение имеет основополагающий характер среди всех мер упреждающего противодействия преступности. Оно базируется на следующих признаках мер общего предупреждения: масштабность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность и взаимозависимость, непрерывность, радикальность.

В научном плане общесоциальное предупреждение выражается в комплексном изучении проблем предупреждения преступности не только с позиций криминологии, но и на междисциплинарном уровне, используя знания об антиобщественных явлениях и возможностях влияния на них, накопленные иными науками: социологией, экономикой, статистикой, психологией, педагогикой и др. В практическом плане необходимо использование многообразных форм, методов и средств профилактического воздействия не только на саму преступность, но и на социальные, экономические, политические, духовные и иные факторы, влияющие на нее.

Общее (общесоциальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова. Например, в сфере экономики – это инновационное развитие производства на основе современных технологий, сбалансированная инвестиционная политика, совершенствование института собственности, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и многие другие аспекты совершенствования экономических отношений.

Читайте так же:  Гпк оплата судебной экспертизы

В сфере политической – это упрочнение российской государственности, развитие демократии; укрепление всех ветвей власти, реализация политической воли противостояния социально негативным явлениям и процессам в условиях многопартийности.

В сфере социальной большое антикриминогенное значение имеют меры по устранению резкого социального расслоения общества; поддержки малоимущих граждан; укрепление семейных устоев; обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоления ее социального отчуждения; ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.

Что касается духовной сферы жизни, то важную роль здесь играют меры, направленные на укрепление в ценностно-нормативной системе граждан идей духовного саморазвития, альтруизма, взаимопомощи, ориентации на правовые способы достижения жизненного успеха.

Общесоциальное предупреждение действует и в правовой сфере путем совершенствования законодательства, имеющего предметом правового регулирования разнообразные общественные отношения, которые, будучи нормативно неупорядоченными или же коллизионными, могут играть криминогенную роль.

Таким образом, меры общесоциального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности. Многоаспектный, комплексный характер предупреждения преступности наиболее ярко проявляется именно на общесоциальном уровне. При этом сильной стороной общесоциального предупреждения является взаимосвязь различных по содержанию мер (экономических, социальных, культурно-воспитательных, правовых и др.), а также способность на основе взаимного дополнения (поддержки, обогащения) не просто суммировать эффект антикриминогенного воздействия, а придавать ему новое, несравненно более высокое в смысле результативности качество.

Следует подчеркнуть особую роль и значимость криминологического сопровождения крупномасштабных социальных явлений и процессов. Этим целям служит прежде всего криминологическая экспертиза, которая представляет собой изучение, анализ, оценку ее предмета – экономических, социальных, культурно-воспитательных и иных мероприятий с целью определения их возможного или существующего влияния на преступность, ее причинный комплекс, тенденции, качественно-количественные характеристики, последствия, другие криминологически значимые показатели.

Назначение и проведение криминологических экспертиз должны иметь правовую основу, законодательное закрепление. Наряду с криминологическими экспертизами криминологи включаются в общесоциальное предупреждение преступности в иных формах. В частности, они принимают участие в качестве консультантов в планировании социального развития регионов, отраслей, отдельных объектов, в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ, проектов законов, направленных на борьбу не только с преступностью, но и такими фоновыми явлениями, как пьянство, алкоголизм, проституция, употребление наркотиков и др.

В криминологической литературе высказана точка зрения, согласно которой «то, что обычно трактуется как обще- социальное предупреждение преступности, несомненно, воздействует на нее, ее причинный комплекс, но не в качестве одного из уровней предупредительной деятельности, а в роли предпосылок (необходимых условий, базиса, фундамента) этой деятельности» [1] .

Постановка вопроса очень интересная и во многом привлекательная, ибо она исходит из общенаучного, философского понимания сути человеческой деятельности как целенаправленного овладения объекта субъектом, а главное – ориентирует на необходимость активных усилий с целью задействовать в антикриминальной стратегии то, что в условиях жизни общества, его экономической, политической, культурной и иных сферах дано лишь как возможность (абстрактная или реальная) превентивного противостояния преступности, для превращения которой в действительность требуется эффективное социальное управление.

  • [1]Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы : монография. М.: Норма, 2001. С. 28.
  • studme.org

    Общее предупреждение преступности

    Общее предупреждение преступности — это система мер по устранению процессов детерминации и причинности преступности, воздействующих на все население или отдельные его группы, выделяемые по общим экономическим, социальным, иным критериям, и создающих вероятность преступного поведения практически всех представителей этих социальных групп.

    В рамках общего предупреждения преступности принимаются меры по предупреждению преступности несовершеннолетних, молодежи, мигрантов и других категорий населения, выделяемых на основе некоторых общих социально-демографических, социальных и иных критериев, не связанных непосредственно с преступным поведением. Таким образом, общее предупреждение преступности также имеет дифференцированный характер. В рамках общего предупреждения решаются проблемы оптимального физического, духовного, нравственного развития подрастающего поколения, эффективной социализации лиц, имеющих те или иные психофизиологические особенности (глухих и т. п.).

    Устранение процессов детерминации и причинности происходит разными путями: ликвидации негативных явлении и процессов, их нейтрализации путем введения ряда позитивных обстоятельств в общественную жизнь и т. д. Важно учитывать факт взаимодействия разных сфер жизни общества. Если какое-то отрицательное явление в экономике или социальной жизни нельзя немедленно устранить, то его можно в какой-то мере нейтрализовать, обеспечив его взаимодействие с определенными факторами политической или духовной жизни.

    Например, в условиях безработицы значима эффективная деятельность службы занятости, регулярная выплата пособий, обеспечивающих достойное существование. В русле общего предупреждения преступности, в частности, идет речь о пресечении процессов обнищания значительной части населения и возникновения узкой группы сверхбогатых людей за счет теневой и прямо криминальной деятельности; об эффективной поддержке добросовестного предпринимательства и введении действенных мер борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов. Это предупредит втягивание в криминальную деятельность все новых лиц из-за абсолютной нужды, стремления не отстать от тех, кто добился благополучия незаконным путем, а также по мотивам получения стартового капитала для предпринимательства за счет преступлений.

    Общее предупреждение преступности включает меры по оздоровлению экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества [1] . Борьба с преступностью должна быть органической частью всей политики в обществе: как государственной деятельности, так и деятельности различных негосударственных структур, институтов гражданского общества.

    Читайте так же:  Карл бер законы

    Базой общего предупреждения преступности является создание достойных условий формирования и жизнедеятельности человека, с тем чтобы предупредить формирование у него вредных потребностей и привычек (например, в наркотиках) и обеспечить эффективное решение человеком своих проблем в рамках закона, стимулировать общественно полезное, правомерное поведение. Проблемы и противоречия в обществе неизбежны, но важно, чтобы они искусственно не увеличивались, не доводились до крайности и не разрешались исключительно стихийно.

    Важно научно обоснованное решение задач обеспечения безопасности легалистского, ориентированного на законы общества. Безопасность может достигаться не только путем введения каких-либо специальных мер, усиления структур контроля и правоохраны, но и в целом такой организацией управления обществом, государственным имуществом, системой воспитания подрастающего поколения, которые обеспечивали бы оптимальный баланс частного и общественного интереса, не допускали бы ни произвола крайнего эгоизма, ни подавления личности. Указанная система безопасности должна иметь ярко выраженный виктимолого-профилактический характер — предупреждать возникновение жертв преступлений.

    Меры общего предупреждения разрабатываются не криминологами, а иными специалистами (экономистами, социологами, политологами, социальными психологами и т. п.).

    Роль криминолога в общем предупреждении преступности сводится к следующему:

    1) он предоставляет информацию о причинности и детерминации преступности в определенный период, указывает, какие именно взаимодействия, каких обстоятельств просматриваются за преступностью и могут оцениваться как криминогенные. Данная информация затем прорабатывается экономистами, социологами и иными специалистами, служит ориентиром для совершенствования общественных отношений в процессе разработки программ преобразований, целевых программ экономического, социального и иного развития страны;

    2) криминолог привлекается в качестве консультанта при разработке различных программ развития и оздоровления общества. Например, для предварительной оценки общепредупредительной результативности мер по совершенствованию системы контроля в обществе или программ помощи детям, или оценки того, насколько полно учтены специальные рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью. В этом случае ему нельзя увлекаться рекомендациями относительно того, что надо делать, вытекающими из его здравого смысла. Результаты криминологических исследований позволяют ему прежде всего указывать на то, чего делать нельзя, что обусловливало изучавшуюся им преступность. Устранение конкретных причин и условий криминальных явлений может осуществляться разными путями. Эти пути избираются с учетом экономических и иных характеристик общества, тенденций его развития;

    3) криминолог проводит по поручениям заинтересованных организаций криминологическую экспертизу законопроектов, проектов программ социально-экономических преобразований и др. В этом случае он отвечает на вопрос, как скажется на причинном комплексе преступности и в конечном счете на ней самой принятие того или иного закона, программы приватизации и т. п. Или как скажется на системе борьбы с преступностью и, следовательно, на преступности увеличение численности подразделений внутренних войск, реорганизация тех или иных правоохранительных органов. Ответы на указанные вопросы даются исходя из результатов криминологических исследований взаимосвязей преступности с соответствующими обстоятельствами.

    Под криминологической экспертизой понимается исследование и оценка специалистами-криминологами соответствия документов или конкретной деятельности научно обоснованным требованиям борьбы с преступностью, определение допустимости их принятия или изменения либо реализации, продолжения с позиции возможного воздействия на преступность, определяющие ее обстоятельства, а также на состояние борьбы с преступностью.

    Проведение криминологической экспертизы должно быть обязательным при рассмотрении и принятии проектов законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, непосредственно затрагивающим борьбу с преступностью и систему данной борьбы.

    Специалист-криминолог — лицо, обладающее специальными криминологическими познаниями, имеющее диплом кандидата или доктора юридических наук по специальности «Криминология» либо аттестат старшего научного сотрудника, доцента, профессора по той же специальности, либо занимающееся криминологическими исследованиями или преподаванием криминологии и аттестованное по соответствующей должности при участии специалистов-криминологов.

    Криминологическая экспертиза может быть поручена одному или нескольким специалистам-криминологам, криминологическому подразделению научно-исследовательского учреждения либо высшего учебного заведения, сотрудникам подразделений криминологической службы, если такие имеются, профессиональной организации криминологов, зарегистрированной в законном порядке, если ее уставные документы предусматривают полномочия в отношении такой экспертизы.

    В необходимых случаях специалисты-криминологи пользуются консультациями других специалистов и применяют их выводы для обоснования своего заключения с соответствующими ссылками. Если криминолог придет к выводу о необходимости более широкого исследования поставленных ему вопросов, оценки проектов законов и других нормативных правовых актов с более широких позиций, он ставит перед заказчиком вопрос о необходимости расширения рамок исследования и проведении комплексной экспертизы с приглашением других специалистов.

    При выборе конкретных экспертов учитывается их криминологическая специализация, квалификация, личная незаинтересованность в соответствующем проекте или действующем нормативном правовом акте, способность провести объективное и профессиональное исследование.

    В целях обеспечения объективности криминологического экспертного заключения целесообразно ввести опосредующий между заказчиком и экспертом орган — организатора проведения криминологической экспертизы. Тогда не заказчик будет подбирать экспертов, а такой орган, не заказчик будет оценивать соответствие требованиям закона, объективности и всесторонности проведенной экспертизы, а такой орган. Известно, что нередко сам подбор экспертов может определить характер их заключения. Это важно иметь в виду в условиях интенсивного лоббирования законодательной деятельности и отсутствия закона о лоббировании, который мог бы поставить это явление в правовые рамки.

    • [1] См.: Шляпочников А. С. Общие меры предупреждения преступности. М., 1972; Блувштейн Ю. Д., Зырин М. И., Романов В. В. Профилактика преступлений: учеб, пособие. Минск, 1986; Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации / под ред. Д. А. Керимова. М., 1989; Профилактика правонарушений: учеб.-методич. пособие / сост. Р. В. Шагиева. Казань, 1989; Сомин В. Н. Социальное управление предупреждением преступности: введение в теорию. Иркутск, 1990; Токарев А. Ф. Общее предупреждение преступлений: деятельность органов внутренних дел. М., 1995; Щедрин Н. В. Основы общей теории предупреждения преступности: учеб, пособие. Красноярск, 1999.
    • studref.com

      Общее предупреждение преступления

      § 2. Виды предупреждения преступности

      В зависимости от иерархии причин и условий преступности выделяются три основных уровня ее предупреждения: общесоциальный, специально-криминологический, индивидуальный.

      Общесоциальное предупреждение осуществляется через всю совокупность крупномасштабных мероприятий, обеспечивающих прогрессивное развитие общества, отношений людей в экономической, политической, духовной, семейно-бытовой и других сферах. Эти мероприятия преследуют гораздо более широкие цели, нежели борьба с преступностью. Общее (общесоциальное) предупреждение охватывает глобальные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова. Например, в сфере экономики – это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и многие другие аспекты совершенствования экономических, а также тесно связанных с ними распределительных отношений. Конечной целью преобразований в сфере экономики является поднятие жизненного уровня членов общества, качества их жизни.

      В сфере политической в плане предупреждения преступности важнейшими задачами являются сохранение политической стабильности, упрочение демократии, укрепление всех ветвей власти.

      В сфере социальной (в узком смысле этого слова) большое антикриминогенное значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований; устранение резкого социального расслоения общества; поддержку малоимущих граждан; укрепление семейных устоев; снижение безработицы и т.п.

      Не меньшее значение для предупреждения преступности имеют общесоциальные мероприятия по поддержке развития образования и культуры в обществе, сохранению и развитию образования и культуры в обществе, сохранению и развитию духовно-нравственного наследия. Существует достаточно четкая зависимость между образовательным и культурным уровнем людей, их воспитанностью и риском совершения преступлений. Немалое значение в этой сфере имеет педагогическое и правовое воспитание населения как противодействие «антивоспитанию», осуществляемому рядом СМИ, которые пропагандируют вседозволенность, потребительский идеал «красивой жизни», жестокость, подмену культуры ее суррогатами, обычаи и жаргон преступной среды.

      Общесоциальное предупреждение осуществляется также и в правовой сфере. Это, прежде всего, совершенствование законодательства, прямо не целенаправленного на предупреждение преступности, а имеющего предметом правовое регулирование разнообразных общественных отношений иного характера (трудовых, семейных и др.), которые, будучи нормативно неупорядоченными, могут играть криминогенную роль.

      Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего, имеет непосредственную цель предотвращения преступлений. Особая цель выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности – его профилирующий признак, главная особенность. Наряду с этим специально-криминологическое предупреждение включает в себя предотвращение замышляемых и подготавливаемых, пресечение начатых преступлений.

      При специальном предупреждении преступности на основе криминологических исследований выделяются повышенно-криминогенные и повышенно-0виктимные социальные группы, сферы деятельности и объекты. К первым можно, например, отнести несовершеннолетних из неблагополучных семей; лиц без определенного источника дохода; группы населения, находящегося за чертой бедности. К повышенно-виктимным – владельцев больших капиталов и такие объекты, как хранилища ценностей.

      Специальное предупреждение ограничено дополняет и конкретизирует общее, но меры специального предупреждения принимаются в разрезе отдельных его составляющих и имеют временные границы. Они строго целенаправленны, специализированы и так или иначе, локализованы во времени и пространстве применительно к определенным срокам проведения, к различным отраслям хозяйства и т. д.

      Выше отмечалось, что составной частью специального предупреждения является предотвращение и пресечение преступлений, для которых характерно то, что они направлены на определенных лиц, которые, по имеющимся сведениям, задумали, подготавливают или уже совершают определенное преступление. Целью предотвращения является ликвидация возможности совершить уже задуманное или подготовленное преступление.

      Пресечение преступлений – вторая разновидность специальной профилактики. Объект мер пресечения – наказуемые действия, которыми подготавливается, начинается или завершается исполнение конкретного преступления, то есть наказуемое приготовление, неоконченное и оконченное покушение. Пресечение применяется и тогда, когда вмешательство может предотвратить продолжение совершения преступления.

      Индивидуальное предупреждение (индивидуальная профилактика) включает в себя деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами.

      К индивидуальным предупредительным мерам можно отнести профилактические беседы, постановку на профилактический учет, направление по месту работы, учебы сведений об антиобщественном поведении лица, применение правовых мер воздействия, поручение сотруднику правоохранительных органов или представителю общественности об организации шефства над лицом, поведение которого внушает опасения, меры социальной поддержки и помощи, медицинской и психологической реабилитации и т. д.

      В зависимости от стадии социальной запущенности личности преступника индивидуальная профилактика преступлений бывает нескольких видов.

      Первый вид индивидуальной профилактики проводится в отношении лиц, находящихся на начальном этапе криминализации. В этот период они совершают различные правонарушения непреступного характера, которые в совокупности образуют своеобразный вид антиобщественной деятельности. Условно данный вид именуют ранней индивидуальной профилактикой преступлений.

      Второй вид индивидуальной профилактики осуществляется в отношении лиц, совершивших или совершающих преступления. Субъектами данного вида профилактики могут быть следователи, оперативные и иные сотрудники органов внутренних дел, судьи. Профилактическая работа состоит в предотвращении задуманного или пресечении его на стадии приготовления, а в случае совершения преступления в том, чтобы способствовать формированию у лица чувства раскаяния в содеянном, желания оказать помощь в раскрытии преступления. Условно этот вид индивидуальной профилактики можно назвать судебно-следственным.

      Третий вид индивидуально-профилактической деятельности охватывает лиц, совершивших преступление и приговоренных к различным мерам наказания. Данный вид профилактики реализуется, во-первых, в деятельности уголовно-исполнительных учреждений, которые решают задачу исправления и перевоспитания осужденных. Во-вторых, он осуществляется соответствующими государственными органами и общественными организациями в случае освобождения лица от реального исполнения уголовного наказания (условное осуждение, принудительные меры воспитательного воздействия). Данный вид профилактики условно называют пенитенциарным. Четвертый вид индивидуально-профилактической деятельности охватывает лиц, отбывших уголовное наказание, но подлежащих надзору с целью предупреждения рецидива. Это постпенитенциарный вид профилактики[1].

      ebooks.grsu.by

      Читайте так же:  Балашихинский военный суд

    Обсуждение закрыто.