О портфолио в законе об образовании

О портфолио в законе об образовании

Статья по теме:
Портфолио как средство мотивации личностного развития учащихся.

С 2011-2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Одной из отличительных особенностей нового стандарта является поиск форм оценивания учащихся, которые охватывали бы усилия и достижения ученика в различных областях. Об одной из таких форм я и расскажу в своей статье «Портфолио как средство мотивации личностного развития учащихся»

Предварительный просмотр:

Портфолио, как средство мотивации личностного развития учащихся.

С 2011/2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Стандарт выдвигает три группы требований:

-требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

— требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

— требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Требования к результатам сформулированы в виде личностных, предметных и метапредметных результатов.

Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД), для которых предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий. Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.

Чтобы оценить личностные результаты, нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких технологий является – Портфолио.

Портфолио ученика – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности, как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы), отражающий индивидуальные образовательные достижения и отслеживающий личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности.

Для чего создают портфолио?

Ребенок должен иметь правильную мотивацию, он должен уметь ставить цели и добиваться их . И чтобы он мог раскрыть свой внутренний потенциал, педагоги и родители должны помочь ему. Для этого и требуется портфолио. Оно помогает ребенку структурировать свои работы, успеваемость, достижения. Этот материал в будущем поможет определиться с выбором дополнительных занятий, высшего заведения и профессии.

Наша гимназия работает по ФГОСам второй год.

На методических объединениях нами рассматриваются вопросы, связанные с переходом на новые государственные стандарты. Среди различных тем нами обсуждался вопрос о способах оценки личностных результатов и средствах повышения мотивации личностного развития учащихся.

Было принято решение начать работу по созданию портфолио учащихся.

Принимая такое решение, наш коллектив руководствовался тем, что портфолио ученика

— является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

— реализует одно из основных положений Федеральных государственных

образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

— позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;

— предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Основные задачи ведения портфолио в начальных классах:

1. Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;
3. Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
4. Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
5. Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;
6. Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе – выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.
Портфолио в начальной школе прежде всего должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Работу по созданию портфолио мы начали с родительского собрания, на котором рассказали о целях и задачах создания портфолио, об этапах формирования портфолио.

Не все родители уверены, что начинать работу с портфолио надо в начальной школе.

Работу с портфолио можно и нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется преемственность в обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения.

Обратили внимание на возможные разделы портфолио, на принципы его формирования.

Принципы формирования портфолио:

1. Не нарушать принцип добровольности при формировании портфолио.

2. Сбор материалов самим ребёнком при помощи и поддержке взрослых.

3. Не отказывать в помощи ребенку при формировании портфолио.

4. Использование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д.

5. Исключить формальный подход к портфолио — «соревнование за количество». 6.Собираем не только документы «с печатями».

7. Акцент на содержании, а не на форме.

В 1 классе было решено разделить работу на два этапа.
1. Начальный этап . Основная задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте.
Потребность в создании такого «дневника» возникает уже в первые дни 1-го класса, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будет строиться их жизнь в школе.

При совместном обсуждении на уроке возникает идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым договорились жить. Кроме этого, уже могут войти и результаты «стартовых» работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах.
В ходе учебного года в дневник набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы.

2. Апрель-май. Задача – совместными усилиями разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать.
Основная задача первоклассников:

  1. Выяснить, на какие группы можно разделить все материалы дневника и как эти группы назвать.
  2. Систематизировать по разным основаниям материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы в отдельных файлах.
  3. Определить относительно персонального «старта» свои достижения в отдельных учебных дисциплинах и нанести их на свою «рефлексивную» карту по отдельному учебному предмету.
Читайте так же:  85 пдд штраф

Роль классного руководителя состоит прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. Особенно важно проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию.
После размещения всех необходимых (по мнению ребенка) материалов, оставшиеся документы могут быть уничтожены или отданы учителю.
Необходимо учить детей избавляться от лишних документов, материалов и вещей.
В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться.

Единых требований к структуре портфолио на данный момент не существует. Поэтому к созданию портфолио каждый учитель подходит творчески, учитывая особенности учеников класса.

1. Раздел «Мой мир»
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.

«Мое имя» — информация о том, что означает имя , можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя . Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

«Моя семья» — здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

«Мой город » — рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы . Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).

«Мои друзья » — фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

«Мои увлечения» — небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

«Моя школа» — рассказ о школе и о педагогах.

«Мои любимые школьные предметы» — небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу «мне нравится. потому что. «. Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

2. Раздел «Моя учеба»
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

3. Раздел «Моя общественная работа»
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике. Вариантов много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

4. Раздел «Мое творчество»
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки , сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе , также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией.

5. Раздел «Мои впечатления»
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк «Творческого задания». В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
6. Раздел «Мои достижения»
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
7. Раздел «Отзывы и пожелания»
Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению, дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой типа «Молодец!». А что если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например:

Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «День матери». Выучил и великолепно рассказал стихотворение.

Самостоятельно подготовил стенгазету, п привлек к оформлению своих товарищей.

Можно добавить лист отзывов, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. На родительских собраниях договариваемся, что строим работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Важно помнить, что главное в технологии портфолио — помочь ученику разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.

В процессе работы над созданием портфолио нашим коллективом было подмечено, что
заинтересованность ученика к сбору материала и оформлением собственного досье играет очень большую роль. Только добровольность участия является гарантией того, что портфолио ученика начальной школы будет иметь индивидуальность и особую ценность в дальнейшем. Принудительное ведение портфолио придает ему слишком формальный характер, который не дает раскрыть истинный творческий и личностный потенциал ребенка.

Учителя нашей гимназии, ведущие параллель 2-х классов, решили опробовать вариант портфолио на печатной основе (Осетинская О.В. «Я – второклассник» / портфолио учащегося / Изд. 2-е / Волгоград / «Учитель» 2013).

Данное портфолио выполняет следующие функции:

1. Диагностическая функция позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование у него умения учиться; дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.

Это страницы «Мой портрет», «Я познаю мир», «Моя семья», «Я о себе», «Мои достижения», «Мое первое школьное лето»

2. Контролирующая и оценивающая функция.

Это оценка учащимися своих достижений в учебной деятельности. Эти страницы помогают ребенку осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.

Это страницы «Я читаю», «Математика», «Я закончил 2-й класс», «Мои достижения»

3. Воспитательная функция.

Заполняя страницы «Лист самооценки», «Про меня», «Наши праздники» ребенок пропускает через себя человеческие ценности, узнает значения слов, оценивающих человеческие качества. С помощью этих страниц можно проследить адекватность самооценки. Есть страницы, на которых ребенок делится своим социальным опытом.

4. Функция творческого развития.

Это самые интересные страницы, которые позволяют ученику проявить свои творческие способности: «Мои шедеврики», «Времена года», «Стихи, сказки», «Буквы, цифры оживают».

Читайте так же:  Бланк исковое заявление на развод

Портфолио включает в себя 5 основных разделов:

  • Диагностика личности.
  • Диагностика успехов.
  • Социальная жизнь
  • Самооценка личности.
  • Детское творчество.
  • Учителю портфолио «рассказывает» о чувствах, впечатлениях, страхах, предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь.

    Полезно портфолио и родителям. С его помощью они видят движение ребенка в овладении знаниями, умениями, навыками, видят его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.

    Ученику портфолио помогает осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей.

    Оформление портфолио ученика начальных классов важно еще и потому, что ребенок следит за ним. Он будет развивать коммуникабельность, учиться правильно излагать свои мысли, ведь составление и ведение портфолио требует общения с родителями и педагогами.

    Важно помнить, что все заитересованные лица (учителя, родители, одноклассники) могут знакомиться с портфолио только с ведома и согласия его автора.

    Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений, т.к. она является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни» (Т. Новикова, А. Прутченков). Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

    В конце учебного года наш коллектив планирует проведение методического объединения, на котором обсудит итоги работы с портфолио за два года, наметит дальнейшую работу.

    nsportal.ru

    ФЗ «Об образовании в РФ» и образовательные программы для портфолио

    1 сентября 2013 г. вступил в силу (за исключением отдельных норм) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В первой главе Закона представлен предмет регулирования, даны основные используемые понятия и принципы государственной политики в сфере образования. Также описано правовое регулирование отношений в сфере образования. Помимо вышеуказанного, в Законе освещены государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. В соответствии с Законом:

    · уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

    · федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

    · образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

    · адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

    · качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы

    Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Педагогические работники обязаны:

    1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

    2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

    3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

    4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

    5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

    6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

    7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

    8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

    9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

    10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

    11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

    «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.

    Цель программы — всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Задачи:

    · Обеспечение благоприятных условий в ДОУ для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья детей.

    · Способствовать всестороннему развитию детей через интеграцию различных видов детской деятельности

    · Создание в группе атмосферы гуманного, доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

    · Воспитывать на основе лучших традиций национальной культуры и ее региональных особенностей гражданственность, любовь к малой Родине, семье, бережное отношение к природе родного края.

    · Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи, способствовать активному участию родителей в совместной с детьми творческой, социально значимой деятельности, направленной на повышение уровня общей и педагогической культуры родителей и педагогов.

    В программе выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

    Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

    Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).

    Читайте так же:  Образец ходатайства о переносе гражданского дела

    В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.

    Особое место в программе занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

    В соответствии с этим списки художественной литературы в программе значительно обновлены: в них включены новые классические произведения из золотого литературного фонда. Литературный материал программы подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия литературных произведений.

    Наряду с этим программа предоставляет воспитателю право вносить определенные изменения в список рекомендуемой литературы с учетом регионального компонента содержания дошкольного образования и особенностей работы детского сада.

    В соответствии с содержанием программы дети овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, игр-драматизации, а также игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями.

    Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:

    · ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста),

    · младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы),

    · средний возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа),

    · старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

    В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей. Предусмотрены формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

    В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.

    Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

    Программа В. Гербовой «Развитие речи в детском саду». Её цели – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе. Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. На занятиях по развитию речи и вне их, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова. Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста. В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующие развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова. В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становится средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмотрено формирование правильного звукопроизношения, начальных форм связной речи.

    В первой и второй младших группах педагоги создают условия для обогащения и активизации словаря, использования детьми в устной речи несложных предложений. Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов. В старшей группе особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов — предложения, дает первые представления о слове, предложении (без грамматического определения их). Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры речевого общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.

    «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» О. Соломенниковой адресованы в первую очередь педагогам, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, а также всем, кто занимается проблемой экологического воспитания детей дошкольного возраста. В пособии представлены примерные конспекты занятий с детьми 4-5 лет и содержание наблюдений на прогулке. Методика проведения занятий должна соответствовать задачам программы. При этом воспитатель может дополнять и изменять ход занятий в зависимости от погоды, региональных особенностей, местоположения дошкольного учреждения, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей группы. Занятия в средней группе построены с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада. Ряд занятий рекомендуется проводить на улице. Разнообразные формы проведения занятий дают детям возможность расширить свои знания более легко и непринужденно.

    Знания, полученные детьми на занятиях по формированию элементарных экологических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. Все виды деятельности, организуемые в дошкольном учреждении, должны быть направлены на формирование знаний об окружающей действительности, на которые ребенок будет опираться в повседневной жизни. При ознакомлении детей с окружающим миром необходимо соблюдать принцип научности и доступности.

    В процессе ознакомления с природой следует формировать эстетическое отношение к окружающему миру; учить детей видеть изменения в природе, делать элементарные умозаключения, делиться полученными впечатлениями, отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности и применять знания на практике. У детей средней группы следует продолжать формировать гуманное отношение к людям; учить слушать и слышать речь окружающих, правильно пользоваться громкостью с учетом условий общения, употреблять вежливые слова, поощрять доброжелательный тон в общении с окружающими людьми. В процессе приема пищи, проветривания групповой комнаты, формирования культурно-гигиенических навыков детям нужно объяснять целесообразность данных процедур, учить самостоятельно делать элементарные выводы.

    Авторская программа Новиковой В. П. «Математика в детском саду». В ней предлагается методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) с разными областями математической действительности: с величиной и формой предметов, пространственными и временными ориентирами, с количеством. Представлена система дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей четвертого года жизни математических представлений в соответствии с их возрастными возможностями и основными принципами развивающего обучения. Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и формированием мыслительных процессов. Предлагаемый материал позволит взрослому не только фиксировать успехи ребенка и трудности, с которыми он встречается, но и выбрать соответствующие приемы для устранения этих проблем. Главным достоинством методики является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка.

    xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai

    Обсуждение закрыто.