Новый закон по конструкторам

Новый закон по конструкторам

«Конструкторы», «распилы», «карпилы» и «двойники»: криминальная и не очень история обхода пошлин во Владивостоке

Человек в нашей стране давно и прочно научился жить не благодаря, а вопреки. Иначе как объяснить тот факт, что при всех запретительных мерах государства он находил и продолжает находить возможность получить искомое? Причем за недорого. Речь, как вы понимаете, в данном случае пойдет о б/у автомобилях. Преимущественно японских, чей «официальный» поток иссяк в начале 2009 года после значительного повышения таможенных пошлин.

Тем не менее «японок» везут – не в тех масштабах, зато в возрасте, который с того времени называется «непроходным». Каким образом оформляют? Чтобы ответить на этот вопрос, автомобильный портал Drom.ru проследил историю такого российского явления, как «распил», и выяснил, какие теперь бывают варианты постановки на учет автомобиля, ввезенного как запчасть.

История заградительных таможенных пошлин в нашей стране началась с двадцатых годов прошлого века, когда молодое советское государство стало приобретать технику за рубежом. Для кого их вводили, непонятно. Неужели для нэпманов, которые могли позволить себе такую роскошь? Между тем тарифы, что были приняты в 1926-м (пошлина на легковые автомобили равнялась 100% стоимости автомобиля), продержались все время существования СССР. Их задачей было полностью отсечь импорт иномарок, с чем (впрочем, наряду с другими драконовскими правилами) они хорошо справлялись. В 1991-м при ввозе одной машины раз в пару лет пошлины обнулили. Однако уже спустя год их вновь ввели, а на протяжении всех 90-х постепенно увеличивали, варьируя систему расчета (привязка к стоимости транспортного средства либо плата за «кубик» рабочего объема) и предоставляя льготу определенным категориям будущих владельцев (морякам, дипломатам и т. д.). В начале следующего десятилетия льготы отменили. В 2002 году повысили пошлины на автомобили возрастом старше семи лет – незначительно, в 2,1-2,3 раза. Вот в январе 2009-го – да, удар по second hand был нанесен основательный. При росте пошлин на автомобили старше пяти лет в 5,4-7,3 раза это было не ограничение – фактически запрет. То есть до этого какую-нибудь 2,0-литровую Toyota Allion 2004 года провозили через границу за 1100 евро. После пошлина выросла почти до 8000 евро. При вступлении в ВТО (2012 г.) таможенную очистку снизили, однако ввели утилизационный сбор, оставивший стоимость провоза автомобиля примерно на том же уровне.

Понятно, что это делалось под прикрытием поддержки отечественного автопрома, к которому с начала 2000-х годов относились и совместные предприятия (СП). Совершенно верно, что в 90-е, за исключением кризиса 1998 года, наблюдался неизменный рост импорта подержанных иномарок, но с появлением СП ситуация изменилась. К 2006-2008 гг. доля б/у в продажах всех автомобилей в России в год колебалась в пределах 9-13%, и если повышалась, то в рамках нескольких процентов. Нет сомнений, что и без заградительных пошлин этот сектор продолжил бы сокращаться.

В 2009-м же он упал до менее чем 1% от всех проданных в РФ автомобилей. На фоне кризиса 2008 года и последующих лет это больно ударило по всей структуре продажи и эксплуатации «праворулек» на востоке страны. Закрылись сотни компаний и фирмочек, предлагавших посредничество при покупке «японок». Серьезные проблемы были у сервисов, структур по обслуживанию автомобилей и установке сигнализаций. В условиях подобной разрухи в автобизнесе народ стал активно пользоваться и ранее известным и доступным способом перевоза через границу и оформления транспортных средств.

Конструкторы

Когда они появились? Сказать сложно, однако замену агрегатов – кузова, двигателя, рамы – которую кто-то острый на язык обозначил понятием «конструктор», кажется, в современной России могли проводить всегда. Во всяком случае, этим пользовались в 90-е и в начале 2000-х. Пользовались, конечно, по необходимости, то есть меняли разбитые кузова, поврежденные в авариях рамы, «умершие» моторы. Большее распространение схема получила после 2002 года, когда повысили пошлины на машины старше семи лет.

Как она выглядела? Чтобы ввозимый автомобиль не считался транспортным средством, а выглядел как набор запчастей, у джипов от рамы отделяли кузов и силовой агрегат. На легковушках снимали тот же двигатель с коробкой и передней подвеской с подрамником. Бывало, не выполняли даже эти операции. Заказчик доплачивал какие-то $100-200, которые уходили таможенникам, и машина проходила через границу целой. На выходе клиент получал автомобиль без пробега по РФ, а в своих документах (исключительно на бумаге) осуществлял замену номерных агрегатов – рамы-двигателя на внедорожниках и мотора-кузова на легковушках.

Повторимся, до 2002 года тема была не особо актуальна. Те, у кого не было старых иномарок (требующих «замены» агрегатов), ввозили автомобили под полную пошлину. С запретом «семилеток» ситуация изменилась кардинально. Схема «конструктор» на тот момент была единственной, которая позволяла уйти от возросших «евро за кубик». Пользоваться ею стали и покупатели-частники, и так называемые аукционные фирмы. Началась скупка «свободных» ПТС и СОР, которая напоминала оборот ваучеров в 90-е годы. Кто сразу не «просек» темы и продал документы задешево, потом кусал локти. Как максимум оттого, что сами не воспользовались возможностью ввоза «конструктора». Как минимум – потому что очень быстро «синьки» и «желтки» выросли в цене. С нескольких тысяч они подорожали, скажем, до 15-20 на обычные легковушки. До 50 на разные «гонки». И до 100 тысяч и более на внедорожники и микроавтобусы.

Само собой, в случае с юрлицами «доки» не обязательно приобретали под конкретную машину – скупали, можно сказать, оптом сколько-нибудь ликвидные. Поэтому быстро выяснилось, что в свободном хождении их становится катастрофически мало. А прибыль-то вот она – сама в руки просится. В общем, начали мудрить уже не с записями в документах – с самими документами.

Подделки и «двойники»

Самым простым (и криминальным!) способом заполучить нужные документы была их подделка. Существовала она, кажется, всегда, но именно во время расцвета «конструктора» стала массовой. Люди, занимавшиеся ею, себя особо не афишировали, но при желании находились и через посредников меняли «бумагу на бумагу».

Ну а чем как не подделками являлись так называемые двойники документов? Да, их оформляли «официально» (если такое определение вообще здесь уместно), используя стандартные бланки. Но ведь схема была абсолютно «кривой»! По варианту «лайт» это выглядело следующим образом: владелец автомобиля (документов) заявлял об утере свидетельства о регистрации (СТС), которое, разумеется, оставалось на руках. В МРЭО оформлялось новое СТС. И уже это свидетельство отдавалось (продавалось), например, родственнику, знакомому, просто человеку, который был в курсе, что будет ездить на фактически не зарегистрированной машине. На операции в ГИБДД налагалось табу, но в провинции такой «косой» автомобиль эксплуатировался без особых проблем. Остается вопрос с госномерами.

Не скажем, что по всей стране, но в отдельных регионах года до 2008–2010 госномера получали даже без документов на машину. Приходил в соответствующую фирму, говорил комбинацию букв/цифр и, не предъявляя ПТС и СТС, обретал госномер.

Второй вариант, являвшийся элементарным «кидаловом», рождали сами гаишники. В процессе каких-либо регистрационных действий присматривали нужные документы (например, на джип, чей владелец живет в глубинке) и делали их «двойник», сбывая его потом заинтересованным людям. Знали ли последние о том, что их «желток» и «синька» получены таким образом? Наверняка. А вот законного обладателя исходных документов в известность, разумеется, никто не ставил. В случае каких-то правонарушений, где фигурировал «левый» автомобиль, ответственность за это нес легитимный владелец. В отсутствие камер на дорогах подобные ситуации были редки. С другой стороны, когда «двойники» эксплуатировались в деревне/городе и тем более в разных регионах, выявить «дублера» шансов было мало. Разве что по стечению обстоятельств.

Из «Короллы» в «Крузер»

Существовал еще один вариант обретения нужного документа: получение его из имеющегося. К примеру, был ПТС на какую-нибудь Corolla, а требовался на Land Cruiser. Человек обращался в представительство НАМИ, где путем бумажных махинаций Corolla сперва превращалась, скажем, в Crown, потом уже в TLC. На руки выдавался СКТС – сертификат соответствия конструкции транспортного средства – который позволял в ГИБДД заменить ПТС с вписанной «Короллой» на «синьку» с «Крузаком». Land Cruiser также легко могли «вылепить» из грузовичка Toyota Dyna.

Году к 2006-07 эту лавочку прикрыли, были увольнения и даже посадки. Оформлять машины на другие документы начали не столь нагло. В НАМИ и ГАИ появилась информация о моделях, построенных на одной платформе. Согласно ей, например, можно было ставить на учет Toyota Harrier/Kluger на документы Camry.

Одно время в ряде регионов вообще не парились по поводу корректировки записей в «синьке» или соответствия платформ. Имея паспорт, скажем, на Civic какого-нибудь 1987 года выпуска и знакомства в ГАИ (которые появлялись, естественно, за деньги), люди ставили на эти документы Accord конца 90-х – начала 2000-х или Inspire/Saber того же периода. То есть на деле вы обладали седаном D- либо E-класса (с вписанным номером кузова и двигателя), а в ПТС значился Civic, не исключено, что даже хетчбек.

Читайте так же:  Спор из-за курильских островов

Но тут вдруг государство сработало на упреждение. Напомним, что в январе 2009 года были увеличены пошлины на автомобили старше пяти лет, а в конце 2008-го ввели пошлину на кузов в размере 5000 евро. Ввозить «конструкторы», если не говорить о каких-то исключительных случаях (дорогие седаны, минивэны, купе, внедорожники), стало нерентабельно.

Пилите его, пилите

Как уйти от пошлины на кузов? Добавим, что в 2012 году – после вступлении в ВТО – ее снизили до без малого 3000 евро, однако это мало сказалось на популярности ввоза под полную пошлину. Ввозить его таким образом, чтобы он не представлял собой целой детали! Вы понимаете, о чем речь?

На этих фото видно, как пилился кузов, чтобы проходить через таможню не в целом виде, а набором запчастей. Обычно по передним стойкам крыши и за передними арками. Либо по задним стойкам и перед задними арками. Для рамного внедорожника такой вандализм не особо страшен. Все-таки основная силовая конструкция – рама. Для легковушки чревато. Говорят, на востоке страны были случаи, когда автомобиль расползался по сварным швам безо всяких ДТП.

Справедливости ради надо сказать, что не везде и не всегда схемы распила подчинялись какой-то логике. Знакомые, занимавшиеся машинами, рассказывают, что у джипов поначалу пилили только передние стойки, потом пол сзади и задние стойки. Другие утверждают, что года до 2015-го пол не пилили. Иногда и внедорожники, и легковушки пилили не только по полу и стойкам – по крыше, что, разумеется, вообще ни в какие ворота. Но бывало, что за отдельное вознаграждение на таможне полный распил не осуществлялся. Делались лишь надпилы, и кузов проходил как лом.

Какое-то время машины пилили в японских портах. Позже островные власти это запретили и операции начали осуществлять прямо на борту кораблей, идущих к российским берегам. Из-за тесноты страдало качество – портили кузовные панели, кузов резали вместе с проводкой, трубками, тросиками «ручников». Знающие люди старались обращаться к проверенным командам «распильщиков». Распил стоил «баксов» 250, еще 200-300 сборка, 500 – покраска. Рассказывают также, как иной раз доставляли «самоходом» пиленые машины – обращались к гаишнику, который сам гнал себе такую и за 15-25 тыс. руб. с автомобиля собирал караван «распилов».

Как легализовали подобное? Около года (с начала 2009 по 2010) в МРЭО не обращали внимания на какие-то кузовные швы. А чтобы в документах и на кузове совпадали номера, на легковушках переваривали моторный щит – устанавливали тот, номер которого значился в ПТС и СОР.

Случалось, что переваривали просто кусок щита с номером, но замену всей перегородки между моторным отсеком и салоном выявить в разы сложнее. На минивэнах и микроавтобусах номер находится на полу кузова, рядом с водительским сиденьем. В таком случае вырезается кусок днища вплоть до тоннеля пола и, возможно, часть его. На моделях с продольным расположением силового агрегата часть швов закрывается коробкой передач. Да и вообще на днище немало заводских швов. А если его еще обработать антигравием.

Оставался вопрос с подкапотной табличкой. На легковых автомобилях она переезжала вместе с моторным щитом. На всяких вэнах ее нужно было переставлять со старой машины на новую – вместе с номером кузова и купив оригинальные заклепки. Сложнее дела обстояли с рамными внедорожниками, где кузов без номера. Часто джипы привозили под себя, дабы обновить «ушатанный» на бездорожье аппарат. Раму на новой машине не меняли на старую и прописанную в документах, хотя в таком случае все вопросы о законности снимались бы. Табличку также переставляли – для того, чтобы номер рамы на ней совпадал с номером в «синьке» и «желтке». Увы, на раме он оставался иным. Тут приходилось уповать на то, что инспектор на дороге не полезет его сверять. В ряде случаев, кстати, он становится нечитаемым. Например, на Safari/Patrol Y61, располагаясь на горизонтальной полке, со временем сильно корродирует. Вернемся к табличке. В крайнем случае, если ее состояние (после долгой эксплуатации, off road’а) не соответствовало автомобилю с пробегом только по Японии, заказывали изготовление алюминиевого прямоугольника или наклейки (сейчас такая услуга стоит около 2500 руб.). Ну или удаляли табличку и писали заявление об утере.

Не пилить, но разбирать

А если правда – не пилить? Каким еще образом можно было ввезти кузов (автомобиль), обойдя уплату пошлины? Вместе с «распилами» непродолжительное время использовались схемы «каркас кузова» или «остов кузова». Терминология тут тоже очень условна. Нам известен случай, когда TLC Prado завозили с ампутированным двигателем и коробкой, без передней подвески, но лишь со снятым передним оперением (бампером, крыльями, капотом и т. д.). Это, скорее, исключение. Как правило, снимали не только силовой агрегат и подвески – обдирали все внешние и внутренние панели, включая торпедо. Ничего не пилили. К сожалению, отказ в официальной регистрации подобных «каркасов», если за них не была уплачена полная пошлина, вышел в том же декабре 2008-го, когда установили 5000 евро на кузов. «Остовы» все равно везли вместе с «распилами» и подобно им ставили на учет, но в декабре 2011 года разобранные таким образом кузовы приравняли к целым и обложили аналогичной пошлиной.

Русский человек опять извернулся и придумал следующую схему ухода от налога. По ней кузов также разбирали до состояния каркаса с голым металлом внутри, а вместе с этим резали переднюю рамку – в народе «телевизор».

Так обычно и пишут – режется «телевизор». На самом деле все обстоит не совсем так. Взгляните на фото – нет, не просто рамки радиатора, но и части лонжеронов. Впрочем, это все равно лучше, чем «болгарочным» диском да по полу, стойкам крыши и тем более по ней самой.

Казалось бы, такой вариант во всех отношениях куда лучше «распилов». Однако и у него были противники. Во всяком случае, из среды джиперов. Поскольку распил пола и стоек крыши для внедорожников не критичен, то в случае с «карпилами» эти люди оперируют категориями другого рода. Отмечают, что снятые наружные панели и обивка дверей (плюс сиденья, торпедо), уложенные в салон, – не самый лучший способ их доставки даже на незначительные расстояния. Все царапалось, мялось, рвалось, пачкалось. Существовал еще один фактор риска – разграбление на таможне. Так что «карпилы», казалось бы, призванные вдохнуть новую жизнь в «старый» автомобиль, могли прийти, мягко говоря, в неважном состоянии и некомплектными.

Вы заметили, что все наше повествование – в прошедшем времени? Так и есть, описанные схемы пик своего использования пережили минимум несколько лет назад. Потом кого-то сняли, кого-то посадили. Кого-то перевели в другой отдел, и там он, ранее легко штамповавший «двойников» и регистрировавший «все на все», вдруг стал первым борцом с поддельными документами и «левыми» схемами. Говорят, прикрыли подобные варианты даже на периферии, где все это продолжалось максимально долго – на Кавказе, в Бурятии, Хакасии и Туве. Раньше оформить внедорожник можно было, купив ГТД на кузов. С конца 2012 года внутренним приказом МРЭО запретили осуществлять одновременную замену агрегатов. Году в 2013-2014 у ГИБДД появилась общая база данных, позволившая вычислять «двойников». И примерно тогда же стали отказывать в регистрации кузовов-рам вне зависимости от того, принадлежали они старой «восьмидесятке» или новому TLC 200.

Тем не менее автомобили из Приморья везут. На автовозах, «непроходные» и на вид целые. Не в таких количествах, как ранее, и все же. На запчасти? Люди из автобизнеса замечают: для разборок транспортировка товара в подобном виде невыгодна. Минимум лучше в «половинках»-«четвертинках». Идеально – отдельными частями, плотно упакованными в контейнер. Так каким образом все эти машины проходят через границу? Трудно поверить, что под полную пошлину. Идут «распилами» и «карпилами» – под имеющиеся документы и на замену «планки». А может быть, документы сейчас все-таки подделывают, дублируют.

www.newsvl.ru

Привозить из Японии «конструкторы» теперь будет невыгодно

Новые таможенные пошлины нанесли сильнейший удар по Приморью

Как пишет Interfax-Russia.ru, Российское правительство решило на время резко сократить масштабы теневого бизнеса по ввозу в РФ японских автомобилей-«конструкторов», тем самым еще больше спровоцировав спрос на них.

Как известно, самые распространенные автомобили на Дальнем Востоке – это праворульные «японки». В силу того, что они не уступают европейским авто ни по надежности, ни по качеству, ни по дизайну, а по стоимости наоборот значительно ниже, они уже давно «захватили» автомобильный рынок региона.

Пару лет назад российские власти уже пытались умерить любовь дальневосточников к «японкам», значительно повысив пошлину на ввоз автомобилей старше семи лет, что для японской машины, как известно, не возраст. Тогда простые россияне еще раз подтвердили поговорку «голь на выдумку хитра». Дальневосточники придумали, как без труда обходить эту новую законодательную преграду.

Схема такова: в России покупаются документы на авто нужной марки и модели (например, у автовладельца, чья машина после аварии восстановлению уже не подлежит, а по документам она цела и невредима), затем в Японии приобретается желаемое авто. По пути домой на пароходе автомобиль разбирают по частям. На таможню эти части проходят в качестве запчастей, пошлина на которые невелика, а после таможенного контроля дальневосточные умельцы заново собирают машину. Благодаря схеме «разобрал-собрал» такие автомобили называют «конструкторами». Для многих жителей Дальнего Востока «конструктор» – единственная возможность обзавестись качественным и недорогим авто.

Читайте так же:  Задолженность по налогам магнитогорск

Ввозом автомобилей-«конструкторов» занимаются многие дальневосточные компании. Этот бизнес поставлен на «поток»: есть фирмы, специализирующиеся на купле-продаже документов, есть фирмы, занимающиеся покупкой и перегоном машин из Японии в Россию, есть фирмы, собирающие потом «конструкторы» у нас.

Как сказал глава Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Игорь Власенко: «Практически каждая четвертая иномарка, ввезенная через таможни Дальнего Востока, попадает в Россию в разобранном виде». По данным ДВТУ, за девять месяцев 2008 года в РФ через таможни Дальнего Востока было ввезено около 340 тыс. легковых автомобилей. А автомобильных кузовов около 77,2 тыс., что больше прошлогоднего показателя на 20 тыс.

Сколько из этих 77,2 тыс. кузовов превратилось потом в полноценные автомобили известно только сотрудникам ГИБДД. Для сотрудничества с ними, кстати, тоже существуют специальные фирмы.

Иными словами, вся эта хорошо отлаженная схема по работе с «конструкторами» — отличный способ не платить налоги. Правда, существовать ей осталось недолго.

С 14 ноября 2008 года в России вступает в силу постановление правительства РФ N745 «О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении кузовов отдельных видов транспортных средств». В течение девяти месяцев с этой даты ставка ввозной таможенной пошлины на кузова легковых автомобилей и прочих моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки до десяти человек, включая грузопассажирские фургоны и гоночные автомобили, будет составлять 15% от таможенной стоимости, но не менее 5 тыс. евро за штуку.

Фактически это нововведение приравняет стоимость «конструкторов» к стоимости целых автомобилей.

«Введение таких пошлин сведет на нет ввоз в РФ иномарок по запчастям, которые потом собираются в целые автомобили и оформляются по документам старых машин… Ввоз так называемых «конструкторов» — это уход от платежей и обман государства, псевдозаконный обман, потому что за руку не поймали. Такого быть не должно», — сказал начальник ДВТУ Власенко.

Большинство дальневосточников отреагировало на это постановление негативно. На многих автомобильных интернет-форумах нововведение тотчас стало самой обсуждаемой темой. «У них там в Москве доходы совсем не такие, как у нас на Дальнем Востоке. А сколько рабочих мест будет потеряно! Все Приморье, пол-Хабаровска и остального Дальнего Востока сидят на купле-сборке-продаже «конструкторов», — возмущается один из форумчанин.

С ним согласен председатель движения «Общество защиты автомобилистов Приморского края» Дмитрий Пенязь. Как рассказал он Interfax-Russia.ru: «Это нововведение ударило по нашим предпринимателям. Это цепочка, которую сейчас с легкой руки разрушили». По словам Пенязя, в этой индустрии работало много дальневосточников, которые теперь лишатся заработка.

Посетитель еще одного форума в интернете сетует: «Все бы ничего. если бы отечественные авто были нормальные. Все правильно — нельзя ввозить хлам из других стран, но что делать, когда наши ТАЗы хуже «японок»? Лучше бы отечественный автопром развивали, чем в очередной раз перекрывать поток подержанного хлама из-за рубежа, который как это не смешно, наголову круче новой русской машины».

Кстати, частично правительство приняло такое постановление именно для поддержания отечественного автопрома. «Цель такого решения (принятие нового постановления – ИФ) – поддержка отечественного производителя», — подтвердил на днях первый заместитель начальника Сахалинской таможни Евгений Рябцев.

Однако на Дальнем Востоке не таким способом надо поддерживать отечественного производителя. Как отметил Рябцев, если западная часть России завозит машины из Европы, а также покупает их на заводах, которые находятся в европейской части РФ, то доставка на Дальний Восток таких машин обходится очень дорого и не по карману многим дальневосточникам.

А «японки» не только доступны жителям Дальнего Востока, но и более привычны. «В этой связи мы ожидаем наплыва желающих ввезти кузова до 14 ноября. Наши коллеги на контрольно-пропускных пунктах в морских портах в Корсакове и Холмске будут работать в эти дни в очень напряженном режиме», — сказал сотрудник Сахалинской таможни, добавив, что «возможно, нам придется работать в выходные и даже в праздничные дни».

Тем временем, транспортная прокуратура Приморья тоже предложила администрациям портов заранее подготовиться к возможным последствиям. Дело в том, что постоянные зоны таможенного контроля и склады временного хранения, расположенные на территории Владивостока и специально предназначенные для временного хранения автотранспорта и запчастей, уже сейчас загружены примерно на 70%. В случае каких-либо осложнений и проблем с размещением на складах, представители транспортной прокуратуры просили незамедлительно обращаться к ним.

Кстати, от нововведения пострадают не только те, кто не успеет обзавестись до 14 ноября новеньким авто, но и те, кому после 14 ноября понадобиться новый кузов для старой машины. Как жалуется еще один интернет-пользователь, он теперь попадает под этот закон «за компанию», хотя везет новый кузов для себя, а не на продажу.

«Нарушения эти нужно было устранять не путем запрета, а путем наведения порядка в органах ГИБДД, потому что все безобразия происходили именно там, и именно сотрудники ГАИ получали незаконно основные деньги, гораздо больше, чем государство», — сказал председатель движения «Общество защиты автомобилистов Приморского края». По его словам, за оформление «конструктора» в органах ГИБДД, помимо положенных ставок, автомобилисты вынуждены были доплачивать от одной до трех тысяч долларов непосредственно сотрудникам ГАИ.

«Я не буду критиковать это постановление, потому что оно имеет место быть, но его надо было вводить лет десять назад, когда это не было так развито. А когда уже чиновники своим попустительством разрешили это делать, а потом в одночасье запретили. Это надо было делать поэтапно, потому что сейчас это нововведение вызвало ажиотаж среди желающих приобрести недорогое авто», — сообщил Пенязь.

В общем, правительство в этот раз, вероятно, пошло по пути наименьшего сопротивления. В настоящее время запретить доступные качественные иномарки проще, чем в условиях мирового финансового кризиса поэтапно развивать отечественное автомобилестроение.

deita.ru

Регистрирация конструкторов и распилов в ГИБДД теперь запрещена

Что такое распилы и почему их запретили?

Отдельно двигатель, мосты, агрегаты, КПП. Кузов в обязательном порядке разрезается пополам, чтобы таможенники не придрались. Автомобили с ранее распиленными, а потом сваренными кузовами и называются распилами. Естественно, о сохранении жесткости кузова в этом случае речь идти не может. И между прочим, таким образом ввозятся даже автобусы, которые после сборки запчастей в единое целое отправляются частными перевозчиками на городские маршруты.
Описанная ситуация последние годы сильно беспокоила Госавтоинспекцию, поскольку речь идет о снижении уровня безопасности дорожного движения.
И вот наконец, в декабре 2012 года все регистрационные подразделения получили указание более не осуществлять одновременную замену агрегатов на транспортные средства, поскольку это является скрытой формой сборки другого автомобиля. А все автомобили, ранее не сертифицированные в России, обязаны перед допуском к дорожному движению пройти сертификацию. Естественно, праворульные автомобили сертификацию пройти не могут, да это и денег стоит.
Отметим, что данное указание подтверждено судебной практикой, т.е. суды в данной позиции поддерживают ГИБДД.

Перейдем к правовой оценке действий ГИБДД, проанализируем, согласно каким нормативным документам ГИБДД выносит отказ в совершении регистрационных действий.

По каким законам и нормативным актам запрещена регистрация распилов и конструкторов

Согласно разъяснениям ФКУ НИЦ БДД МВД России от 21.02.12 г. № 13/ц-5-1269, замена на автомобилях, зарегистрированных в Госавтоинспекции, агрегатов (двигателя, кузова, рамы, кабины) в общем случае является изменением конструкции транспортного средства и требует выполнения процедур, установленных порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД России, утвержденным указанным выше приказом МВД России. При этом не является внесением изменений в конструкцию транспортного средства одновременная замена двигателя, рамы, кузова транспортного средства, данная процедура является скрытым видом самостоятельной сборки транспортного средства.
В соответствии с требованиями приказа МВД России от 7 декабря 2000 г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору», к изменению конструкции транспортного средства относится: исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 720 от 10.09.2009 г. (далее – технический регламент) определены основные понятия:
«базовое транспортное средство» — транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства;
«тип транспортного средства (шасси)» — транспортные средства (шасси) с одинаковыми конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним производителем.
Таким образом, автомобиль — конструктор не может быть базовым транспортным средством, так как в этом автомобиле отсутствуют элементы (кузов или шасси) базового транспортного средства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 15.11.1995 г., допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В связи с тем, что автомобиль-конструктор является продуктом самостоятельной сборки из отдельных узлов и агрегатов, не имеющего соответствующего документа о допуске транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации, то для выдачи паспорта транспортного средства, являющимся согласно пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» обязательным условием допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, является проведение обязательной сертификации или декларирование соответствия в порядке установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В решении Верховного суда Российской Федерации от 06.10.2011 г. № ГКПИ 11-1343 указано, что государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, предусмотренная Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (пункт 3 статьи 15) как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности. Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.
В целях реализации Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», техническим регламентом определено, что оценка соответствия типов транспортных средств (шасси) осуществляется перед выпуском их в обращение и проводится в форме одобрения типа. Номер одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) вносится в паспорт транспортного средства (шасси) каждого транспортного средства (шасси), относящегося к типу, в отношении которого установлено соответствие требованиям данного технического регламента. В паспорт транспортного средства (шасси) вносятся все особые отметки по ограничению в применении транспортного средства (шасси), содержащиеся в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси). Наличие в паспорте транспортного средства (шасси) номера одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) является необходимым условием для выпуска транспортного средства (шасси) в обращение. Приказом МВД России, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 утверждены образец паспорта транспортного средства и Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, предусматривающие наличие в паспортах транспортных средств строки 17 «Одобрение типа ТС» и регламентирующие порядок ее заполнения.
Одновременно с эти, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 15.11.1995 года № 196, транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев, и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 главы 4 Федерального Закона «О техническом регулировании» № 184 от 27 декабря 2002 г., обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии, либо обязательной сертификации.
В соответствии с пунктом 23 главы 4 Федерального Закона «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
В соответствии со статьей 84 технического регламента подтверждение соответствия не проводится в отношении компонентов, бывших в употреблении.
Кроме того, порядок сертификации механических транспортных средств и прицепов, составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования установлен главой II Постановления госкомитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации «О совершенствовании механических транспортных средств и прицепов» № 19 от 01.04.1998 г. Настоящий порядок устанавливает процедуры подготовки и проведения оценки соответствия транспортных средств, указанных в пункте 3 главы I данного Постановления, а также составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования, выпускаемых действующими на территории Российской Федерации организациями и индивидуальными предпринимателями, а также ввозимых на эту территорию с целью реализации и последующей эксплуатации на дорогах общего пользования.
Настоящий порядок не распространяется на следующие транспортные средства, условия регистрации и допуска к эксплуатации которых регламентируются другими нормативными правовыми актами:
тихоходные, конструктивная скорость которых не превышает 25 км/ч;
бывшие в эксплуатации (в употреблении), то есть ранее зарегистрированные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации или территории других стран;
ранее зарегистрированные в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при внесении изменений в их конструкцию;
поставляемые только в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Порядок включает в себя подачу и рассмотрение соответствующей заявки, испытания сертифицируемой продукции, проверку производства, выдачу и регистрацию «сообщения, касающегося официального утверждения по типу конструкции транспортного средства», или сертификата соответствия, или «одобрения типа транспортного средства», осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.
Настоящий порядок полностью соответствует процедуре официального утверждения по типу конструкции транспортного средства, предусматриваемой Женевским Соглашением 1958 г. (вводная часть в ред. Изменения № 1, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 г. № 3453).
Для рассмотрения документов на составные части конструкции транспортного средства необходимо предоставить информацию подтверждающую, что данные составные части конструкции являются бывшими в употреблении (эксплуатации) полнокомплектного транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в подразделениях ГИБДД МВД РФ для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, или являлись составными частями конструкции транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке для участия в дорожном движении на территории других страх, либо сертификат соответствия на вышеуказанные составные части конструкции транспортного средства.
Согласно пункта 24 Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17 (в ред. Протокола от 16.04.2010), таможенная декларация — документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров, т.е. выданные таможенным органом декларации, подтверждают лишь таможенное оформление товара под соответствующий таможенный режим, и его выпуск в обращение на территории Российской Федерации в соответствии с этим режимом.
В определении Верховного суда Российской Федерации от 30.11.10 г. № 56-Ф10-902 говорится, что в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.09 г. № 982, утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2010 г. № 149), пунктом 4540 которого предусмотрено, что агрегаты, узлы и детали автомобилей подлежат обязательной сертификации. Выданные таможенным органом декларации не являются документом подтверждения соответствия качества.
При предоставлении документов подтверждающих, что составные части конструкции являются бывшими в употреблении (эксплуатации) полнокомплектного транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке для участия в дорожном движении на территории Японии, следует обратить внимание на то, что в соответствии пунктом 1 статьи 68 Конституции Российской Федерации «Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык», пунктом 1 статьи 16 Федерального Закона Российской Федерации от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 20.05.2005 г.), государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию: «в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства».
Кроме того, документы подлежат обязательной легализации путем проставления на нем апостиля официальными органами других стран, в соответствии с Гаагской конвенцией, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов, вступившей в силу на территории Российской Федерации 31.05.1992 г., с последующим переводом текста апостиля на русский язык.
Согласно определения Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2011 г. № КАС11-672, использование автотранспортных средств соединено с повышенной опасностью для окружающих и требует специального регулирования. В связи с этим Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», исходящим из приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и из приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан и связанной с этим необходимости осуществления адекватного контроля, установлены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения с тем, чтобы не допустить эксплуатацию транспортных средств, технически неисправных и не отвечающих установленным стандартам и техническим нормам в данной области.
Вышеуказанные нормы закона являются достаточным основанием для отказа в регистрации автомобилей конструкторов и распилов.

Читайте так же:  Тарифы на осаго вырастут

voprosov-net.ru

Обсуждение закрыто.