Новые законы с 2018 года в россии жкх

Новые законы с 2018 года в россии жкх

Содержание:

1 апреля управляющим компаниям станет не до шуток

Крупные ресурсоснабдающие холдинги уже несколько лет добиваются перехода на прямые расчёты с населением

Сомнения остаются, но.

Как заявил глава Минстроя Михаил Мень, законопроект, предоставляющий возможность прямой оплаты коммунальных услуг поставщикам ресурсов, будет принят в марте и заработает с 1 апреля 2018 года.

Ранее Владимир Путин высказал мнение, что необходимо «отрезать» управляющие компании от «денежного потока», так как они не всегда своевременно и в полном объеме расплачиваются в том числе с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Теперь «у людей абсолютно добровольный будет выбор, они могут на общедомовом собрании принять решение, переходить или не переходить на прямое взаимодействие с ресурсоснабжающей организацией», отметил Михаил Мень в интервью «Российской газете». Но тем не менее, как он сообщил там же, базовой остается схема, при которой договоры ресурсоснабжения с жителями заключают управляющие компании.

Законопроект о внесении изменений в Жилищный Кодекс в части прямых расчетов с населением, по имеющейся информации, недавно получил отрицательное заключение Главного правового управления Администрации президента РФ, напоминает управляющий партнер компании «Право и бизнес» Александр Пахомов. У ГПУ было много замечаний к законопроекту, удалось их снять или нет — пока не известно. Переход РСО на прямые расчеты с 1 апреля весьма сомнителен, но, учитывая заявление Михаила Меня, возможно министерству удалось учесть замечания ГПУ.

Денежный поток пустили на самотек

Ресурсоснабжающие организации крупных энергетических холдингов, таких как Квадра, Интер РАО, уже несколько лет добиваются перехода на прямые расчёты с населением, отмечает эксперт. Это во многом поможет решить сбытовым компаниям проблемы возникновения дебиторской задолженности перед РСО, поскольку деньги от конечных потребителей, осев в управляющих компаниях, просто не доходили до поставщиков тепла или электроэнергии. Зачастую такие управляющие компании менялись каждые полгода вместе с деньгами населения.

Грядущие изменения в сфере частных вопросов ЖКХ создадут условия для более прозрачного формирования этого рынка. По сути, такой законопроект принят по причине невозможности и дальше пускать на самотек деятельность недобросовестных управляющих компаний в регионах и крупных городах.

Ужасы нашего городка

Как напоминает Александр Пахомов, пользователи услуг будут делать выбор, кому же им платить (управляющим компаниям за посредничество, или напрямую поставщикам), в ситуации, когда только за один второй квартал 2017 года общий объем дебиторской задолженности в сфере ЖКХ в стране превысил 1 триллион 240 млрд рублей. Из них большая часть, правда, долги самих пользователей услуг. Но сумма задолженности со стороны самих управляющих компаний даже на этом фоне выглядит впечатляющей: речь идет о 250 млрд рублей, которые УК собрали с жителей домов, но не перечислили на счета ресурсоснабжающих компаний.

Таким образом, законопроект в первую очередь призван ликвидировать условия, при которых эти долги образуются. С другой стороны, закон предполагает, что на базовом уровне схема оплаты через УК по-прежнему сохраняется, но жильцам дается возможность самостоятельно решать — продолжать сотрудничать с УК или переходить на собственное взаимодействие с поставщиками. При этом есть важная оговорка: в домах, где УК имеют высокий уровень просрочки по оплате услуг ресурсоснабжения, такая мера, как расторжение договоров с УК будет применяться автоматически. И тогда гражданам в любом случае будет необходимо в скором времени проводить собрания и решать, выбирают ли они другую УК или переходят на вариант самообслуживания?

Старшие по апрелю

Поскольку, указывает Александр Пахомов, бизнес УК в любом случае подразумевает сбор определенной комиссии, переход на личный контакт с поставщиком позволит жителям немного сэкономить. С другой стороны, большинство людей вряд ли знакомы с подробностями оформления таких взаимоотношений, то есть в любом случае все организационные вопросы будут переложены на старших по дому или подъезду.

От их активности и ответственности фактически зависит, будут ли проведены все необходимые мероприятия по перезаключению договоров на поставку и установку новых приборов учета. К сожалению, добавляет Александр Пахомов, полное взаимопонимание и активность самих собственников наблюдается не во всех домохозяйствах, поэтому в первое время эффект от действия закона скорее всего будет малозаметен. И все же, недобросовестные УК имеющие высокие задолженности потеряет своих клиентов и на их место придут новые более ответственные.

Основная цель такого перехода – внести прозрачность в порядок оплаты коммунальных услуг, полагает юрист отдела по работе с управляющими компаниями и ТСЖ Heads Consulting Илья Шахмейстер. На сегодняшний день управляющие компании, самостоятельно не оказывая данные услуги, фактически выступают посредниками между жильцами и ресурсоснабжающими организациями. В случае заключения прямых договоров управляющие компании больше не смогут искусственно накапливать долги за коммунальные ресурсы, а потребители будут напрямую оплачивать коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, что, в свою очередь, существенно упростит порядок взаиморасчетов в сфере ЖКХ.

Данная законодательная инициатива уже обсуждалась ни один год, и наконец-то в конце прошлого года законопроект был принят в первом чтении, напоминает Илья Шахмейстер. В случае принятия указанного закона положительные изменения затронут всю сферу ЖКХ: для потребителей размер платы не изменится, однако они будут уверены, что их денежные средства дойдут в полном объеме до первичных поставщиков коммунальных услуг.

Потребителям будет выгодно перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями именно в тех домах, где недобросовестные управляющие компании накопили наибольшее количество долгов, уверен юрист. Предложенный законопроект предполагает, что переход на прямые договоры будет возможен при одновременном наличии двух условий: имеющаяся задолженность управляющей компании перед ресурсоснабжающей за неоплаченные коммунальные ресурсы, а также принятое в установленном законом порядке решение общего собрания собственников по указанному выше вопросу.

expert.ru

Без посредников! Обзор закона о прямых расчетах в сфере ЖКХ в 2018 году

Долгожданный закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году принят Государственной думой в третьем чтении 23 марта. Документ уже подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и вступит в силу после официального опубликования (Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ). Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются Управляющие компании, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а некоторых регионах уже активно применяется.

В России острой проблемой в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг остается огромная задолженность перед поставщиками ресурсов. Несмотря на то, что многие собственники платят за оказанные коммунальные услуги исправно, долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составляет на 2018 год более триллиона рублей. Это проблема не только регионов, Москва и Санкт-Петербург тоже в числе должников. Кроме того, в Московской области за последние несколько лет произошло несколько крупных скандалов с участием УК, когда значительные средства, предназначенные для РСО и муниципальных властей, использовались компаниями не по целевому назначению. И вот закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов принят Государственной Думой. Чего ждать от нового закона, какие произойдут изменения в сфере ЖКХ?

Читайте так же:  Закон распределения молекул газа по скоростям максвелла

Что нужно знать о принятии нового ФЗ?

Закон о прямых договорах с РСО 2018 года (законопроект № 207460-7) 3 апреля подписан Президентом России Владимиром Путиным и вступит в силу после публикации в официальном печатном издании «Российской газете».

Основные положения закона

Система прямых договоров считается более эффективной по сравнению с существующей в настоящий момент в большинстве регионов РФ. И она уже успешно применяется на практике, и не только в столице. Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году введены в СПб. Уже несколько лет подобные схемы применяются в Иркутской области, Ленинградской области, Барнауле и т.д.

По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников. Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы. В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д.

Конечно, основная задача закона — установить прямые платежи за оказанные услуги, и это делается не только из-за недобросовестности некоторых управляющих компаний. Закон о прямых расчетах в ЖКХ в 2018 году позволит снять с УК несвойственные им функции по сбору и распределению средств. Более того, сейчас граждане предъявляют именно УК требования о качестве услуг, а РСО — об оплате потребленных ресурсов. Между тем, Управляющие компании отвечают только за внутридомовые сети, а не за поставку ресурсов, и порой вынуждены покрывать из средств, не предназначенных для этих целей, долги конечных потребителей за ресурсы.

Новый федеральный закон вводит схему прямых расчетов потребителей с РСО, что позволит избежать образования новых долгов УК, а ведь они уже грозят банкротствам как РСО, так и самим управляющим компаниям.

Вопросы применения нового закона

Преимущества заключения прямых договоров очевидны:

  • исключение из взаимоотношений посредника и экономия на его услугах;
  • расчеты за потребленные ресурсы напрямую с РСО.

При этом пока не ясно, как будет применяться на практике закон о прямых расчетах в ЖКХ без управляющей компании в качестве аккумулятора всех платежей. Так, специалисты высказывают сомнения, каким образом собственники будут защищать свои права, не имея ни опыта подобного представительства, ни доступа к сетям. Ответственность за содержание внутридомовых сетей по-прежнему лежит на УК, но каким образом они будут участвовать во взаимоотношениях собственников и РСО, не являясь стороной в договоре, не понятно. Рядовой гражданин не имеет ресурсов для определения источника проблемы, а участники системы ЖКХ склонны перекладывать ответственность друг на друга.

Как заключить прямой договор с РСО на оплату услуг ЖКХ?

Законопроект предусматривает две возможности заключения прямого договора с РСО:

  • собственники принимают соответствующее решение на общем собрании собственников жилых объектов в многоквартирном доме;
  • РСО по собственной инициативе прекращает договорные отношения с УК (при наличии подтвержденной задолженности за два месяца) и заключает автоматически со всеми жильцами договор об оплате ресурсов напрямую.
  • Какие обязанности предусмотрены в договоре, как будут производиться прямые расчеты в ЖКХ, последние новости говорят о том, что типовой договор уже разработан Минстроем и приведен в проекте соответствующего Постановления Правительства РФ.

    Таким образом, для заключения договора напрямую необходимо провести общее собрание собственников жилья, инициатором которого может быть любой собственник. Для приятия такого решения требуется более двух третей голосов всех собственников, при этом голосование может проводиться и в заочной форме. Согласие РСО не требуется, однако законодатель оставил за ними право на разработку схемы взаимоотношений с потребителями в течение трех месяцев.

    takovzakon.ru

    Плата за ЖКХ в 2018 году: что нового

    Власти готовят несколько новшеств в сфере ЖКХ. Sobesednik.ru разбирался, о чем идет речь.

    В новом году россиянам не удастся забыть про коммунальное хозяйство, хотя эксперты и называют грядущий год спокойным в этом смысле.

    Платить напрямую

    Госдума спешно рассматривает поправки, которые позволят жителям в 2018-м заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. К концу года они будут приняты. Что изменится для нас с вами? Придется ли ходить по газовикам, водоканалам и т.п. организациям?

    – Предполагается, что люди не заметят новаций, – уверяет исполнительный директор федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Александр Козлов. – Главная идея: исключить из цепочки посредника (т.е. управляющую организацию) и перечислять деньги напрямую поставщикам ресурсов. При этом в вашей квитанции ничего не изменится: принцип единого платежного документа сохранится. Как и принцип единого окна: новый договор, который собственники должны будут заключить с ресурсниками, вам предоставят либо в УО, либо в едином расчетном центре. Если же в квартирах будет плохо работать отопление или начнутся проблемы с водой и т.п. трудности, обращаться надо будет, как и раньше, в свою УО.

    Надо сказать, что законодатели делают оговорку – дело это добровольное.

    – Сейчас обсуждаются два подхода, – поясняет Козлов. – В первом случае собственники инициируют переход на прямые договоры (но только если ресурсники будут согласны), во втором – инициаторами выступают сами ресурсоснабжающие организации при условии, что УО имеет перед ними долг за два месяца.

    Предоплата

    Минстрой планирует, что в 2018-м будет введена система предоплаты. Правда, как уверяют в ведомстве, пока в тестовом режиме и на добровольных началах. Речь о том, чтобы жильцы оплачивали услуги ЖКХ авансом, а им за это будут делать скидки при расчете следующих платежей.

    – Эта инициатива периодически всплывает, – объясняет Козлов. – Но пока никак законодательно не оформлена. И вряд ли этим планам Минстроя удастся сбыться в 2018–2019 годах. Их можно воспринимать как далекую перспективу, поскольку они стимулируют более рациональный подход к потреблению услуг. То есть, оплатив авансом, скажем, 200 кВт в месяц, человек не может нажечь больше этого объема. Но это в корне меняет подход к потреблению услуг ЖКХ, который существует сегодня в России. Так что пока эта идея однозначно нереализуема.

    Миф, что можно не платить

    Перед Новым годом появилось множество советов такого плана: якобы можно на законных основаниях не оплачивать услуги ЖКХ, пока информация о счете не появится в государственной информационной системе (ГИС) ЖКХ.

    – Это миф, – предостерегает Козлов. – ГИС пока не работает в полном объеме. Сроки наступления ответственности для УО (и ваше право не платить, пока они не внесут данные о квитанции в систему) все время переносятся: система еще не готова к полноценному использованию. Ваши долги никто потом не отменит. А вот за неуплату могут последовать разные неприятности – от пеней и штрафов до отключения воды, газа, электричества. Так можно и вовсе лишиться квартиры.

    Капремонт за чужой счет

    Депутаты сейчас активно продвигают тему выполнения нормы, которая в законе есть давно, но не работает: капремонт должен проводить прежний собственник. Что из этого выйдет, пока непонятно: сегодня речь идет о том, что муниципалитеты обяжут ремонтировать те дома, которые стояли в годовом плане на ремонт, когда в них была приватизирована первая квартира. Как это может выглядеть на практике?

    – Трудно сказать, – рассуждает Козлов, – насколько это выполнимо. Во-первых, надо будет установить факт первой приватизации. Допустим, это несложно. А вот доказать, что обязательства со стороны муниципалитета не были выполнены, будет гораздо труднее. Думаю, это будут скорее единичные исключения из правил.

    Цифра

    1,34 трлн рублей – такой сегодня долг жителей и управляющих компаний перед коммунальщиками.

    Что еще

    – Тарифы, как и предполагалось, будут повышены в июле, – говорит Александр Козлов. – Те новации, которые мы обсудили, на их размере не скажутся. Президент уже высказался, что рост не должен превысить инфляцию.

    Читайте так же:  Архитектурно оформленный вход здания

    Еще есть идея (но она пока еще даже не была вынесена на обсуждение) передать внутриквартирные счетчики воды в состав общего домового имущества и дать поручение УО обслуживать их централизованно – проводить поверки и замены. Потому что сегодня просто ужас что творится на этом рынке.

    Материал вышел в издании «Собеседник» №48-2017.

    sobesednik.ru

    Pазъяснения

    485-ФЗ: изменения в Жилищном кодексе РФ начала 2018 года

    Сегодня, 11 января 2018 года вступает в силу основная масса изменений, внесенных в федеральное законодательство, в том числе и в Жилищный кодекс РФ федеральным законом от 31.12.2017 г. № 485-ФЗ.

    Мы подготовили детальный обзор данный изменений.

    Расширили сферу полномочий жилищной инспекции по проведению проверок

    Государственной жилищной инспекции добавили полномочий. Теперь, в совокупности, она имеет право проверять соблюдение требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах (ч. 1 ст. 20 ЖК РФ).

    А также ГЖИ теперь вправе проводить проверки нарушений требований по размещению информации в ГИС ЖКХ органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.

    К основаниям для проведения внеплановой проверки жилищной инспекцией теперь добавились: выявление в ГИС ЖКХ фактов нарушений, а также проверка может проводится по приказу главного жилищного инспектора РФ (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

    Напоминаем, что государственный жилищный контроль не действует в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

    А вот в сфере лицензионного контроля произошли куда более существенные изменения.

    Изменения в лицензировании управляющих компаний

    Лицензия управляющей компании теперь предоставляется на срок в пять лет, и действует она только на территории того субъекта Российской федерации, в котором она была выдана (ч. 4 ст. 192. ЖК РФ).

    Порядок продления срока лицензии позже будет установлен отдельным постановлением Правительства РФ. Вероятней всего каждую УК ждет переэкзаменовка раз в пять лет.

    Для управляющих компаний, которые имеют лицензию уже сейчас, срок действия лицензии считается с даты вступления в силу данных изменений, то есть с 11 января 2018 г. А это значит, что массовой переэкзаменовки управляющих компаний нам не стоит ждать ранее 2023 года.

    На федеральном законодательном уровне решили запретить создание УК-клонов. Теперь не выдадут лицензию или могут лишить лицензии управляющую компанию, наименование которой очень сильно (до степени смешения) совпадает с названием другой управляющей компании, получившей лицензию ранее (ч. 1.1 ст. 193 ЖК РФ).

    Но лишат лицензии УК-клоны не сразу же. Для управляющих компаний, имеющих лицензию на момент принятия закона и чье название подозрительно сильно похоже на название другой управляющей компании, дали шесть месяцев для устранения такого нарушения и приведения учредительных документов в порядок (ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 31.12.2018 № 485-фз).

    Сведения, содержащиеся в реестрах лицензий, теперь подлежат размещению не на сайтах органов государственного жилищного надзора каждого региона, а централизованно в ГИС ЖКХ (ч. 4 ст. 195 ЖК РФ).

    А основанием для проведения неплановой проверки УК, в рамках лицензионного контроля теперь также может стать приказ главного жилищного инспектора Российской федерации (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ и ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

    Теперь немного о том, как УК могут лишиться права управления домом при невыполнении предписания ГЖИ

    Если, в течение двенадцати месяцев с даты выдачи предписания от жилинспекции, судом два или более раз было назначено административное наказание за неисполнение данного предписания, дом исключается из лицензии такой УК (ч. 5 ст. 198 ЖК РФ). При этом для этого не требуется отдельного решения суда и такое действие производится исключительно на усмотрение контролирующего органа.

    Если же жилинспекция выпишет предписание о устранении нарушений лицензионных требований, перечисленных в п.1 — 5 ч.1 ст. 193 ЖК РФ, и в течение двенадцати месяцев это предписание не будет исполнено, из лицензии такой УК могут быть исключены все дома (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ) также по усмотрению жилинспекторов.

    При этом стоит помнить, что, если было принято решение об исключении многоквартирного дома из лицензии УК, собственники квартир в данном доме вправе принять на общем собрании решение о том, чтобы все-таки остаться в обслуживании у данной управляющей организации (ч. 7 ст. 198 ЖК РФ – и это не нововведение, это старая норма, приведенная здесь для справки).

    Также, если в течение двенадцати месяцев с того момента как УК будет назначено административное наказание за грубое нарушение лицензионных требований, она опять совершит грубое нарушение лицензионных требований, из ее лицензии также могут быть исключены все многоквартирные дома (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ). Также это будет происходить без решения суда и по усмотрению жилинспекторов.

    При этом перечень таких грубых нарушений лицензионных требований должно будет утвердить Правительство РФ (ч. 2 ст. 193 ЖК РФ).

    Соответственно описанная выше норма о грубых нарушениях лицензионных требований (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ и ч. 2 ст. 193 ЖК РФ) вступит в силу в течение 10 дней с момента, когда Правительство РФ утвердит этот самый перечень грубых нарушений лицензионных требований.

    Если же в течение двенадцати месяцев управляющей компании три и более раз будут назначены административные наказания за воспрепятствование жилищному надзору при проведении проверок или за уклонение от таких проверок (КоАП РФ Статья 19.4.1.), из лицензии этой УК могут быть исключены все дома, в отношении которых она препятствовала проведению проверок (ч. 5.3 ст. 198 ЖК РФ).

    Если вступило в силу решение о признании УК банкротом, из лицензии такой УК по решению жилинспекции исключаются все многоквартирные дома (ч. 5.4 ст. 198 ЖК РФ). Логичная норма, но процесс банкротства управляющих компаний можно было бы проработать гораздо детальнее.

    При этом, если дом исключили из лицензии УК, но новая управляющая организация для данного дома не определена, УК обязана продолжить обслуживание данного дома, до того момента как домом начнет управлять новая управляющая организация (ч. 6 ст. 198 ЖК РФ, ч.3 ст. 200 ЖК РФ).

    Если управляющая компания более чем 6 месяцев не управляет ни одним домом, то теперь она также лишается лицензии на право управления домами (ч. 2 ст. 199 ЖК РФ).

    Если управляющую компанию лишили лицензии или из ее лицензии исключили дом, то она также обязана в течение 3-х рабочих дней с момента определения новых управляющих организаций для тех домов, которыми она управляла, передать этим управляющим организациям все документы, ключи, электронные коды доступа и оборудование от этих домов (ч. 1 ст. 200 ЖК РФ).

    И кстати, про смену управляющей организации

    При прекращении управления многоквартирным домом, в течение трех рабочих дней с даты принятия решения общего собрания собственников об изменении способа управления или выборе новой управляющей организации, старая управляющая организация обязана передать техническую документацию на этот дом и иные связанные с управлением им документы, ключи от помещений, электронные коды доступа, специализированное оборудование лицу, взявшему на себя обязательства по управлению данным многоквартирным домом (ч. 3.1 ст. 161 ЖК РФ и ч. 10 ст. 142 ЖК РФ).

    Для всех управляющих организаций закрепили в законе итак фактически существующую обязанность заключать договоры поставки ресурсов, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ).

    Узаконили временные управляющие компании. Теперь, если жители не выбрали способ управления и управляющую компанию, или конкурс по выбору такой управляющей компании был признана несостоявшимся, органы местного самоуправления смогут назначать такому дому временную управляющую компанию, имеющую лицензию, работать которая будет до тех пор, пока собственники сами не выберут управляющую организацию или не будет проведен конкурс, но на срок не более одного года. Порядок выбора такой временной организации будет определен соответствующим постановлением Правительства РФ, которое должно выйти в 2018 году (ч. 17 ст. 161 ЖК РФ). Эта норма вступает в силу с 1 января 2019 года.

    Читайте так же:  Законы рк 1992 года

    Убраны разночтения, касающиеся той даты, с которой новая УК должна приступить к своим обязанностям. Теперь в ЖК РФ однозначно закреплено, что новая УК обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий, то есть с момента включения данного дома в лицензию новой УК (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ).

    Если УК расторгает договор управления многоквартирным домом, например, в случае, когда жители выбрали другую УК, эта «старая» управляющая компания обязана в течение пяти рабочих дней разместить информацию о прекращении управления таким домом в ГИС ЖКХ и направить в жилищную инспекцию (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ).

    При этом, если управляющая компания такого не сделает, тогда жилинспекция самостоятельно проводит неплановую проверку, по итогам которой должна исключить сведения о данном доме из лицензии такой УК. Основанием для проведения такой проверки будет заявление от новой УК, о том, что она заключила договор управления данным домом (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ).

    И при этом же, если после того как жители поменяли управляющую организацию, судом было установлено, что соответствующее решение общего собрания неправомочно, например, это решение было принято с грубыми нарушениями закона, или фактически не было принято, жилищная инспекция (орган лицензионного контроля) вносит повторные изменения в реестр лицензий не ранее вступления в силе данного решения суда (ч. 3.1 ст. 198 ЖК РФ).

    То есть, если вы переизбрали УК, но решение собрания было принято с нарушениями и затем отменено судом, то в этом случае «новая» УК все-таки поуправляет вашим домом до момента вынесения соответствующего решения суда.

    Смена управляющей организации, не связанная с лицензированием

    Если собственники приняли на общем собрании решение о выборе способа управления жилищно-строительным кооперативом, то в течении пяти дней с даты регистрации этого кооператива они должны уведомить об этом факте жилищную инспекцию. Точно также в течение пяти дней они обязаны уведомить жилинспекцию, в случае если они меняют управление жилищным кооперативом на другой способ управления многоквартирным домом (п.6 – 7 ст. 110 ЖК РФ).

    Аналогично, в течение пяти дней передаются в жилинспекцию сведения в тех случаях, когда было зарегистрировано новое товарищество собственников жилья или же наоборот, оно прекратило свою работу (ч. 7 – 8 ст. 135 ЖК РФ).

    Эти два положения вступают в силу с 30 июня 2018 года.

    Новшества при проведении общих собраний собственников многоквартирных домов

    Согласно новым изменениям, если совет многоквартирного дома не был переизбран по завершению срока его полномочий, его полномочия продлеваются повторно на тот же срок (ч. 10 ст. 161.1 ЖК РФ).

    Также теперь человек, принявший от застройщика квартиру по акту приема-передачи, но не успевший оформить право собственности на эту квартиру имеет право участвовать в общих собраниях собственников, на таких-же правах, что и собственники жилых помещений. Действует это право в течение года со дня выдачи разрешения на введение такого дома в эксплуатацию (ч. 1.1 ст. 44 ЖК РФ).

    Ранее по этому поводу сложилась достаточно противоречивая судебная практика, когда одни суды считали, что лицо принявшее от застройщика помещение не имеет права участвовать в общих собраниях собственников, а другие суды считали, что имеет.

    Уже не надо тратить деньги на получение реестра собственников при проведении собраний

    Теперь управляющие компании, ТСЖ или ЖСК обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий все реквизиты каждого собственника, необходимые для проведения общего собрания собственников. Такой реестр они должны дать каждому собственнику, обратившемуся с письменным заявлением, в случае если этот реестр необходим ему для проведения общего собрания собственников (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).

    При этом, для передачи этого реестра одному из собственников, согласие на передачу персональных данных от остальных собственников не требуется.

    Оригинал протокола собрания собственников теперь надо отдавать в УК

    Также появилось и существенное изменение в отношении документов общих собраний собственников. Теперь подлинники решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, после проведения общего собрания в обязательном порядке передаются в управляющую организацию не позднее чем через десять дней после подведения итогов собрания, и затем уже в течение пяти дней после их получения управляющей организацией, она передает их в орган государственного жилищного надзора (ч. 1 и ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ), где они и будут храниться.

    При этом в месте определенно решением данного собрания теперь хранятся только копии протоколов общих собраний и решений собственников (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ).

    Про платежки, и штрафы с нерадивых управляющих организаций в пользу потребителя

    Отменены требования по обязательному размещению платежек в ГИС ЖКХ (ч. 2.2 и 2.3 ст. 155 ЖК РФ, абзацы третий и четвертый подп. б) п. 10 ст. 2 и ч. 6 — 7 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ «О ГИС ЖКХ» утратили силу с 1 января 2018 г.).

    При неправильном начислении платы за содержание жилого помещения собственник теперь может потребовать от управляющей организации уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от того, что она начислила сверх положенного. Штраф уплачивается в пользу собственника, кроме тех случаев, когда неверное начисление произошло по вине собственника, или, когда неверное начисление было устранено до обращения и/или до оплаты собственником (ч. 11 – 13 ст. 156 ЖК РФ).

    Аналогичным образом был подкорректирован порядок оплата штрафа в пользу собственника при неправильном начислении оплаты за коммунальные услуги. Теперь также при неправильном начислении платы за коммунальные услуги собственник теперь может потребовать от поставщика коммунальных услуг уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от начисленного сверх положенного. Штраф также уплачивается в пользу собственника, кроме тех случаев, когда неверное начисление произошло по вине собственника, или, когда неверное начисление было устранено до обращения и/или до оплаты собственником (части 6 и 7 статьи 157 ЖК РФ).

    Ранее уже существовала возможность потребовать штраф при неверных начислениях за коммунальные услуги, однако существовавшие тогда формулировки не позволяли потребовать штраф потребителю, обнаружившему нарушения при начислении, но пока еще не оплатившему коммунальные услуги по таким начислениям. Штраф можно было потребовать, только если вы уже оплатили по неправильным начислениям.

    Оплата всех этих штрафов производится путем уменьшения сумм в последующих платежках на сумму штрафа.

    Важное изменение, ущемляющее права собственников

    Если, выполняя обязательства по договору управления УК затратила фактически меньше средств, чем было рассчитано при установлении тарифа на жилое помещение, и при этом все работы и услуги по дому оказывались надлежащего качества, сэкономленные средства остаются в распоряжении управляющей компании (ч. 12 ст. 162 ЖК РФ).

    При этом, в той же части ЖК РФ отмечено, что договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.

    Про ГИС ЖКХ, еще немного

    Положения об обязательности использования ГИС ЖКХ относятся теперь и к городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь (ст. 3 Федерального закона от 31.12.2017 № 485-фз). Однако для управляющих организаций, работающих в этих регионах, федеральным законом от 28.12.2017 № 437-ФЗ, до 1 июля 2019 года отсрочили введение штрафов за неразмещение информации в ГИС ЖКХ.

    Об этом законе и других нововведениях, касающихся сферы ЖКХ, будет в следующих материалах на нашем сайте.

    Дмитрий Иванов для нкжкх.рф

    Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.

    nkgkh.ru

    Обсуждение закрыто.