Новые законы образования в россии

Новые законы образования в россии

Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2018

Этот нормативный акт устанавливает основные принципы и регулирующие нормы образовательной общественной сферы.

Законом охватывается практически всё: кто принимает участие в указанной деятельности, в каких вариантах она может производиться, как структурно выглядит система образования и её функционирование. Общественная важность этой сферы человеческих взаимоотношений логично требует детального государственного регулирования.

Немаловажным моментом, который определяет Закон «Об образовании», являются права и обязанности обучающихся или их законных представителей и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. В последнем случае регулированием охватываются как организации, которые такую деятельность ведут, так и индивидуальные предприниматели.

Законом устанавливаются основания для начала или окончания отношений в этой сфере, особенности систем общего и профессионального образования, государственного регулирования в данной области, а также вопросы финансирования.

Структура нормативного акта

Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения. Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений.

Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования. Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения. Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество.

Кому важно знать закон

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.

Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры. Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы.

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.

Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

zakonobobrazovanii.ru

Что ждет сферу образования в 2018 году?

Одной из важнейших задач в данной сфере в текущем году является разработка документа, охватывающего все уровни образования, – отраслевой стратегии развития образования, и эта работа уже начата, сообщила Министр образования и науки РФ Ольга Васильева 14 марта на расширенном заседании коллегии министерства, посвященного подведению итогов его деятельности в 2017 году и обнародованию задач на 2018 год. Так, уже в марте состоится первое заседание межведомственной рабочей группы по разработке стратегии развития, а до конца года при Минобрнауки России будет создан Совет по стратегическому развитию образования.

Кроме того, продолжится реализация пяти приоритетных проектов:

Помимо этого, по словам министра, государственная программа «Развитие образование» (постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642) будет дополняться новыми приоритетными и ведомственными проектами. Отметим, что уже сейчас указанная госпрограмма содержит три новых ведомственных проекта (разработанных Минобрнауки России), не предусмотренных ее предыдущей редакцией: по обеспечению условий для занятий физкультурой и спортом в сельских школах (как на уроках физкультуры, так и во внеурочное время), популяризации олимпиадного движения по общеобразовательным предметам и созданию специального информационного портала для взаимодействия абитуриентов и вузов «Поступай правильно».

Рассмотрим, реализация каких конкретно мероприятий в рамках всех перечисленных выше проектов запланирована на каждом уровне образования.

Дошкольное образование

Предоставят ли родителю налоговый вычет на образование, если ребенок платно обучается в дошкольной образовательной организации? Ответ – в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В текущем году число детей в возрасте от трех до семи лет, обеспеченных доступным и качественным образованием, планируется довести до 100% во всех регионах страны. Данный показатель уже достигнут в 72 субъектах РФ, в шести регионах он составляет 95-99% и лишь в семи – менее 95%. Хуже обстоят дела с доступностью дошкольных учреждений для детей от двух месяцев до трех лет: только 79,8% малышей обеспечены местами в них. Исправить ситуацию призван ведомственный проект по содействию регионам в создании дополнительных мест для детей до трех лет, в 2018 году на него выделено 24,5 млрд руб. Согласно предусмотренным проектом срокам к 2021 году на каждого ребенка до трех лет будет приходиться одно место в яслях.

Еще одна задача на этом уровне – обеспечить реализацию федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) дошкольного образования во всех дошкольных образовательных организациях.

Общее образование

Как отметила Ольга Васильева, обеспечение современных условий обучения в школах включает в себя не только создание новых мест в образовательных организациях (за счет строительства новых школ или выкупа и перепрофилирования под них иных зданий, а также проведения капитального ремонта и создания надлежащих санитарно-гигиенических условий для обучения), но и ликвидацию многосменного обучения. На сегодняшний день в ряде регионов сохраняется практика обучения в две и даже в три смены, полностью ликвидировать ее удастся, по словам министра, только к 2025 году – к этому времени предполагается создать около 6,5 млн новых мест в школах. Нельзя не отметить, что для выполнения этого плана темпы введения в эксплуатацию новых школьных площадей нужно ускорить, так как в прошлом году было создано всего 56 888 новых мест.

Важной задачей является систематическое обновление содержания общего образования путем модернизации ФГОС, а также изменение подходов к формированию федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, а именно: более серьезный контроль за содержанием все возрастающего количества учебников. Так, например, президент Российской академии образования и председатель общественного совета при Минобрнауки России Людмила Вербицкая уверена в необходимости создания концепции единого учебника русского языка (по аналогии с единым учебником истории), поскольку в настоящее время в перечень включены 80 учебников по русскому языку и литературе.

Также в текущем году будет продолжена работа по внедрению предметных концепций. Ольга Васильева напомнила, что в настоящее время уже утверждены концепции развития математического образования, преподавания русского языка и литературы, отечественной истории. В ближайшее время, по словам министра, будут утверждены концепции преподавания обществознания, географии и физической культуры. Кроме того, в течение года предполагается разработать и утвердить предметные концепции по физике, химии, биологии, астрономии и ОБЖ.

Особое внимание по-прежнему будет уделяться оценке качества общего образования. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов подчеркнул, что в прошлом году была создана единая система оценки качества знаний учащихся общеобразовательных учреждений, включающая в себя итоговую аттестацию в 9-х и 11-х классах (ОГЭ и ЕГЭ), всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные исследования качества образования и участие России в международных исследованиях. В текущем году увеличится охват ВПР: если в прошлом году в них приняли участие более 3 млн учащихся 4, 5, 10 и 11-х классов, то в этом году проверка затронет еще и шестиклассников (приказ Минобрнауки России от 20 октября 2017 г. № 1025 «О проведении мониторинга качества образования»). Учеников 9-х классов ждет новое испытание – устное собеседование по русскому языку. В апреле текущего года все регионы России примут участие в его апробации, обязательным же оно станет с 2019 года. ЕГЭ, по словам руководителя Рособрнадзора, в этом году содержательно не изменится. Со следующего же учебного года все задания в рамках экзамена по информатике будут выполняться на компьютере (исключаются задания «на листочках»), а китайский язык станет пятым иностранным языком, который можно сдавать в форме ЕГЭ по выбору (сейчас выпускники могут выбрать экзамен по английскому, испанскому, немецкому или французскому языкам).

Помимо знаний учеников, оценке подлежит и компетентность учителей. В прошлом году 4,5 тыс. педагогов из 13 регионов приняли участие в апробации модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики, разработанной Московским педагогическим государственным университетом. Каждому учителю были направлены результаты оценки с указанием на то, какие вопросы и темы ему следует внимательнее изучить, и необходимые для этого методические рекомендации. В следующем году планируется внедрить такую оценку по всем предметам, но ее результаты, по словам Сергея Кравцова, не могут являться основанием для каких-либо административных решений в отношении учителя, например о его увольнении.

Важно, что применяемый с прошлого года в контрольной деятельности Рособрнадзора риск-ориентированный подход уже позволил сократить число годовых проверок школ на треть. Как сообщил руководитель ведомства, в 2018 году будут проверяться в первую очередь образовательные организации, не объективно проводившие предметные олимпиады и награждавшие медалями своих выпускников.

Дополнительное образование

Продолжится работа по формированию федеральной сети детских технопарков «Кванториум» – планируется создание еще как минимум семи единиц. На сегодняшний день в 51 технопарке на территории 39 регионов на бесплатной основе постоянно обучаются 45 тыс. детей, а более 400 тыс. – активно вовлечены в их деятельность. Кроме того, предполагается создать не менее 31 регионального модельного центра дополнительного образования – данные учреждения призваны осуществлять организационное и методическое сопровождение системы дополнительного образования детей. Сейчас они функционируют в девяти субъектах РФ, и в этих же регионах применяется персонифицированное финансирование: 124 тыс. детей получили сертификаты на освоение дополнительных образовательных программ.

Читайте так же:  Приказ мз рф 187

Отдельным направлением дополнительного образования является отдых и оздоровление детей. Напомним, именно Минобрнауки России теперь координирует деятельность федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления и учреждений, организующих отдых и оздоровление детей, в сфере детского отдыха (постановление Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. № 444). В прошлом году организованными формами отдыха были охвачены почти 6,6 млн детей. Однако нельзя не отметить, что абсолютное большинство организаций отдыха – 38 970 единиц – это лагеря с дневным пребыванием, которые, по мнению экспертов, не обеспечивают полноценного отдыха (всего в 2017 году на территории России функционировали 48 804 организаций отдыха и оздоровления детей, из них стационарных – 2357, санаторно-оздоровительных – 609, лагерей труда и отдыха – 4718, палаточных лагерей – 2150). Поэтому Минобрнауки России выступает за создание новых лагерей, особенно стационарных, но только при условии их соответствия всем нормативным требованиям, отметила Ольга Васильева.

Важно, что практически в каждом регионе сформированы реестры учреждений, организующих отдых и оздоровление детей, в которых содержатся сведения об их инфраструктуре и реализуемых программах (образовательных, спортивных, творческих, оздоровительных и др.).

Кроме того, уже во время летней оздоровительной кампании этого года с детьми будут работать профессиональные вожатые – в 11 вузах сейчас идет подготовка по образовательному модулю «Основы вожатской деятельности».

Среднее профессиональное образование

Одна из основных задач на этом уровне – разработать примерные основные образовательные программы с учетом потребностей работодателей и международных требований и сформировать сеть образовательных организаций с условиями (материально-технической и учебно-методической базой) для реализации программ СПО в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями.

Напомним, в прошлом году в рамках государственной итоговой аттестации обучающихся в учреждениях профессионального образования началась апробация демонстрационного экзамена, предусматривающего проверку умений и навыков выпускников путем моделирования реальных производственных условии. Успешно сдавшие его лица получают документ, подтверждающий уровень их профессиональной компетенции в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия (англ. WorldSkills Russia), – паспорт компетенций (англ. Skills Passport) 1 . Сведения о выданных паспортах компетенций вносятся в базу данных молодых профессионалов и могут использоваться для подбора персонала предприятиями-работодателями, признавшими формат демонстрационного экзамена. При этом представители предприятий могут присутствовать непосредственно при проведении экзамена.

В то же время эксперты отмечают, что до повсеместного внедрения демонстрационного экзамена – разработка макетов контрольно-измерительных материалов для его проведения включена в планы Минобрнауки России на текущий год – необходимо закрепить положения о применении стандартов Ворлдскиллс в нормативных актах.

Для того чтобы подготовить специалистов в соответствии с указанными стандартами и провести экзамен, необходимы современное оборудование и расходные материалы, поэтому для модернизации материально-технической базы профессиональным образовательным организациям планируется оказывать государственную поддержку. Кроме того, в ходе состоявшегося 6 марта в Екатеринбурге совещания по вопросу развития системы среднего профессионального образования Президент РФ Владимир Путин анонсировал возможность создания в ближайшее время на территории всей страны центров опережающей профессиональной подготовки, на базе которых будет осуществляться обучение студентов и переподготовка преподавателей, а также повышение квалификации уже работающих специалистов. Отметим, что подготовка кадров по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям, входящих в так называемый ТОП-50, ведется сейчас на базе межрегиональных центров компетенций, созданных в семи субъектах РФ.

Высшее образование

На сегодняшний день особое внимание уделяется развитию системы высшего образования по таким направлениям, как повышение конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке, в том числе за счет вхождения в мировые рейтинги лучших вузов, и формирование опорных университетов, а также центров инновационного, технологического и социального развития региона. Сейчас статус таких центров имеет 51 университет в 39 субъектах РФ, но Минобрнауки России рассчитывает, что в ближайшее время они будут созданы в каждом регионе.

При этом важно отметить, что этап массовых проверок вузов завершен – по итогам проведенных Рособрнадзором за четыре предыдущих года контрольно-надзорных мероприятий количество аккредитованных вузов сократилось более чем в два раза (с 2605 в 2013 году до 1100 в 2017), а количество филиалов негосударственных вузов – более чем в девять (с 523 до 56). Теперь, по словам руководителя ведомства, планируется распространить на аккредитацию вузов подход, реализуемый при аккредитации школ, – проверять не формальные показатели деятельности, а уровень знаний обучающихся.

Эксперты в сфере образования полагают, что в совершенствовании нуждается и сфера целевого обучения, и, как сообщил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов, правительственный законопроект 2 , которым предусмотрено, в частности, законодательное закрепление обязанности целевика освоить образовательную программу, указанную в договоре о целевом обучении, и устроиться по окончании обучения на работу в организацию, выдавшую направление, в течение определенного срока, может быть принят в рамках текущей весенней сессии.

Помимо всего прочего, вузы являются основной платформой формирования современной цифровой образовательной среды. Так, в прошлом году был введен в опытную эксплуатацию ресурс, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по так называемому принципу одного окна (online.edu.ru) – на момент публикации материала на портале представлены 470 курсов, сформированных 15-ю образовательными платформами. Предполагается, что к 2025 году обучение на онлайн-курсах пройдут около 11 млн человек.

Обучение отдельных категорий граждан

В настоящее время Минобрнауки России разрабатывает ведомственный проект «Равные возможности», направленный на развитие системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью и предполагающий оказание им помощи как во время обучения, так и при трудоустройстве. Также министерство отмечает необходимость поэтапного внедрения ФГОС для учащихся с ОВЗ на всех уровнях образования (сейчас они применяются только на уровне начального общего образования) и увеличения количества детских садов, школ и вузов, способных принять на обучение таких детей. Отметим, что уже в этом году начнется работа по адаптации заданий ОГЭ для лиц с ОВЗ.

Еще одна особая категория обучающихся – иностранные граждане. Для того чтобы увеличить количество иностранных студентов, получающих образование в российских вузах, особенно на очном отделении, предлагается оптимизировать условия их пребывания в России, в том числе в рамках реализуемого межпрограммного приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Уже в этом году планируемый объем внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования, должен составить более 92 млрд руб., а к концу 2025 года – не менее 373 млрд руб.

В заключение стоит отметить, что качество образования зависит не только от педагогического коллектива и уровня знаний детей, но и от реализуемой региональными министерствами образовательной политики. Поэтому начиная с прошлого года оценке подлежит эффективность управления образованием на региональном уровне, правда, какие последствия повлечет признание работы министерства образования конкретного субъекта РФ неэффективной, пока непонятно.

www.garant.ru

Обзор изменений законодательства в сфере образования

Уважаемые посетители сайта!

Любой документ из обзора «Новые документы в сфере образования» вы можете заказать на указанный вами адрес электронной почты. Для этого нужно заполнить бланк заказа.

с 18 по 22 июня 2018 года

Минобрнауки России от 25.04.2018 N ТС-1143/08

«О подготовке к новому учебному году»

Минобрнауки России утверждены методические рекомендации по оценке готовности образовательных организаций к началу учебного года

Определено, что в ходе подготовки организации к учебному году руководители региональных органов власти и органов местного самоуправления в сфере образования организуют и проводят объективную оценку готовности организаций к началу учебного года с обоснованием дальнейшего принятия решения о функционировании или приостановлении их деятельности, а также докладывают о результатах оценки готовности организаций по подчиненности.

Подготовка организаций к началу учебного года проводится в соответствии с планом субъекта РФ. Для организации и проведения оценки по решению руководителей региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере образования создаются специальные комиссии. Работа комиссий включает в себя в том числе:

— анализ результатов оценки готовности организаций и устранения нарушений, выявленных в ходе ее проведения к предыдущему учебному году;

— проверку состояния антитеррористической и противокриминальной защищенности образовательных организаций, в том числе наличие и вид охраны, оснащенность инженерно-техническими средствами охраны;

— проверку обеспечения доступности зданий и сооружений образовательных организаций для инвалидов и других маломобильных групп населения;

— проверку вопросов организации безопасной эксплуатации энергоустановок (электротеплоустановок), их технического состояния;

— укомплектование рабочих мест обязательной документацией; укомплектование рабочих мест средствами индивидуальной защиты, пожаротушения и инструментом;

— проверку вопросов организации мероприятий в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— работоспособность и обеспечение обслуживания систем автоматической противопожарной защиты;

— наличие и исправность первичных средств пожаротушения, состояние путей эвакуации и эвакуационных выходов;

— размещение наглядной агитации по вопросам соблюдения мер безопасности и умения действовать на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

В приложении к рекомендациям приведены формы документов, используемых в процессе осуществления оценки.

с 13 по 15 июня 2018 года

Минобрнауки России от 08.06.2018 N 13-3657

«О правомочности заседания диссертационного совета»

Минобрнауки России напоминает о наиболее частых нарушениях в работе диссертационных советов при защите диссертаций

Сообщается, в частности, что заседание диссертационного совета считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей списочного состава, при этом округление дробных чисел до целых значений не предусмотрено. Сведения о присутствовавших на заседании членах диссертационного совета отражаются секретарем в электронном аттестационном деле соискателя ученой степени в Единой информационной системе на вкладке «Дополнительные сведения». Их присутствие фиксируется на аудиовидеозаписи заседания, которая изучается экспертным советом ВАК при рассмотрении апелляций и жалоб на процедурные нарушения, допущенные диссертационными советами при проведении защиты диссертаций.

Читайте так же:  Получение гражданства если родители россияне

Члены диссертационного совета, опоздавшие к началу защиты диссертации, ушедшие до ее окончания или временно отсутствовавшие на заседании, кроме времени объявленного технического перерыва, также не учитываются в определении кворума и не участвуют в тайном голосовании.

Сообщается также о случаях, когда голосующие члены диссертационного совета, заполнив бюллетень, передают его другим членам совета. В результате на аудиовидеозаписи фиксируется, как член диссертационного совета опускает в урну для голосования несколько бюллетеней. Такие факты также служат основанием для отмены решения диссертационного совета.

с 4 по 9 июня 2018 года

Федеральный закон от 04.06.2018 N 131-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Инициаторами проектов по созданию инновационных научно-технологических центров могут быть, в том числе, национальные исследовательские центры

Данное положение закреплено поправками в закон об инновационных научно-технологических центрах.

Определено также, что участвовать в реализации проекта по созданию и обеспечению функционирования инновационного научно-технологического центра могут, в том числе, организации, оказывающие государственную поддержку инновационной деятельности, созданные на основании федерального закона, нормативного правового акта Президента РФ или Правительства РФ или нормативного правового акта регионального органа власти, и осуществляющие развитие в рамках соглашений, заключенных с управляющей компанией или ее дочерним обществом, инфраструктуры инновационного научно-технологического центра и (или) поддержку участников проекта.

Правительство РФ наделено правом принимать решение о создании инновационного научно-технологического центра на основании поручения Президента РФ.

В функции управляющей компании инновационного научно-технологического центра включены:

— разработка по согласованию с фондом и реализация стратегии развития инновационного научно-технологического центра;

— содействие коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов, результатов интеллектуальной деятельности, включая содействие созданию хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;

— содействие привлечению инвестиций участниками проекта для обеспечения коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов, результатов интеллектуальной деятельности.

Минобрнауки России от 07.06.2018 N 13-3617

«О размещении информации»

Минобрнауки России напоминает организациям, на базе которых созданы диссертационные советы, об обязанности размещать в Интернете информацию, необходимую для обеспечения порядка присуждения ученых степеней

Речь идет, в частности, о следующих сведениях:

— об оппонентах и их отзывах на диссертацию;

— о ведущей организации и ее отзыве на диссертацию;

— о тексте объявления о защите диссертации и автореферате диссертации;

— о результатах публичной защиты диссертации.

Кроме того, отмечается, что объявление о защите должно быть доступно для ознакомления для любых лиц в течение не менее 12 месяцев с указанного в нем дня защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук и в течение не менее 10 месяцев с указанного в нем дня защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Полный текст диссертации должен быть доступен для ознакомления по адресу в Интернете, указанному в объявлении о защите диссертации, для любых лиц в течение не менее 12 месяцев со дня защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук и в течение не менее 10 месяцев со дня защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

с 21 по 25 мая 2018 года

Распоряжение Правительства РФ от 17.05.2018 N 913-р

Расширен перечень специальностей высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и развития российской экономики

В указанный перечень включены специальности «Боеприпасы и взрыватели» и «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие».

Минобрнауки России от 18.05.2018 N 13-3021

«О согласовании ходатайств»

Минобрнауки России определены подведомственные вузы, ходатайства которых о выдаче разрешения на создание диссертационного совета считаются согласованными

В числе таких вузов:

— организации, указанные в приложении N 1 к настоящему Письму, при создании диссертационных советов по всем научным специальностям, предусмотренным Номенклатурой;

— классические университеты, указанные в приложении N 2, — по всему спектру научных специальностей, предусмотренных Номенклатурой (кроме экономических, юридических и педагогических отраслей науки);

— технические и технологические университеты, указанные в приложении N 2, — по естественным и техническим областям науки;

— экономические, юридические и педагогические вузы, указанные в приложении N 2, — по экономическим, юридическим и педагогическим наукам, в соответствии с профилем вуза.

Во всех других случаях возможность представления ходатайства о выдаче разрешения на создание диссертационного совета на базе организации, находящейся в ведении Минобрнауки России, в том числе в составе объединенного диссертационного совета, подлежит согласованию.

Для такого согласования организации направляют в Департамент аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России письма, в которых обосновывается необходимость создания диссертационных советов по заявляемым научным специальностям с учетом результативности научной деятельности организации.

При получении согласования ходатайства о выдаче разрешений на создание диссертационных советов представляются в Минобрнауки России в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 27.04.2015 N 428.

с 23 по 28 апреля 2018 года

Рособрнадзора от 18.04.2018

Рособрнадзор напоминает, что независимая оценка качества образования, в том числе в форме Федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата, проводится на добровольной основе

Обязанность обучающихся сдавать дополнительные экзамены, в том числе на платной основе, законодательством не предусмотрена.

В соответствии с законом об образовании, независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится по инициативе участников отношений в сфере образования. Ее результаты поступают в федеральные и региональные органы управления образованием и могут быть учтены при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности и оценке деятельности руководителей образовательных организаций.

Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление или лишение государственной аккредитации.

Приказ Минобрнауки России от 18.04.2018 N 276

«Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях, подготовительных факультетах которых иностранные граждане и лица без гражданства, поступающие на обучение в пределах квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, установленной Правительством Российской Федерации, имеют право на обучение по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2019/20 учебный год»

На 2019/2020 учебный год утвержден перечень вузов, в которых иностранцы, поступающие в пределах квоты, имеют право на подготовку к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке за счет федерального бюджета

В перечень включено 172 образовательные организации, среди которых, в частности, Московский государственный лингвистический университет, Московский педагогический государственный университет, Высшая школа экономики и региональные вузы.

с 16 по 20 апреля 2018 года

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.04.2018 N 15-П

«По делу о проверке конституционности положений подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобой гражданина П.А. Спиридонова и запросом Бугульминского городского суда Республики Татарстан»

Конституционный Суд РФ предоставил гражданам возможность завершить высшее образование вне зависимости от числа отсрочек от призыва на военную службу, которыми гражданин может последовательно воспользоваться

Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения, устанавливая систему отсрочек от призыва на военную службу для граждан, обучающихся по очной форме обучения, обусловливают предоставление отсрочки от призыва на военную службу гражданам, которые не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение в образовательные организации или научные организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, тем, воспользовались ли такие граждане отсрочкой от призыва на военную службу при обучении в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, и лишают возможности получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры тех из них, кто освоил образовательные программы среднего общего образования в пределах сроков его получения, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, но вынужден был воспользоваться соответствующей отсрочкой для завершения обучения в общеобразовательной организации и прохождения итоговой аттестации, завершающей освоение образовательных программ среднего общего образования.

Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.

Как следует из подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в случае если первая отсрочка была предоставлена гражданину, достигшему совершеннолетия в период обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, на время освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, то повторно он может воспользоваться правом на отсрочку в период обучения в образовательной организации или научной организации по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата на время освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; если первая отсрочка была предоставлена гражданину в связи с обучением по программам бакалавриата на время их освоения, но не свыше сроков получения высшего образования по этим образовательным программам, то повторно он вправе воспользоваться отсрочкой для обучения по очной форме обучения в образовательной или научной организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата.

Соответственно, граждане, которые относятся к одной и той же категории, а именно реализовавшие право на получение среднего общего образования в соответствии с установленным порядком (т.е. с учетом возрастного критерия для поступления в общеобразовательную организацию и сроков освоения соответствующих образовательных программ общего образования), оказываются в неравных условиях с точки зрения возможности получения высшего образования по программам магистратуры, если до завершения обучения в общеобразовательной организации и освоения образовательной программы среднего общего образования одни из них достигли восемнадцатилетнего возраста, в связи с чем были вынуждены воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу, а другие этого возраста не достигли и потому в такой отсрочке не нуждались.

Читайте так же:  Защита в суде первой инстанции

Отсутствие у граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренную абзацем вторым подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения образовательной программы среднего общего образования в общеобразовательной организации в пределах сроков, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, возможности получить повторную отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры — притом что такая возможность предоставлена гражданам одной с ними категории в сфере реализации права на высшее образование — не имеет объективного и разумного оправдания, ставит граждан, относящихся к этой категории, при реализации данного права в неравное положение применительно к исполнению воинской обязанности, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, принимая при этом во внимание, что настоящее Постановление само по себе не может расцениваться как ориентирующее на использование в качестве правового средства его исполнения отмены отсрочки от призыва на военную службу в связи с получением высшего образования по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры.

Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, правоприменительные органы не должны учитывать факт предоставления отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с абзацем вторым подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» гражданину, обучающемуся по очной форме обучения в образовательной организации или научной организации по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры, если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата.

Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 N 60

«О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 г. N 957»

Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2018 N 50720.

Общий срок осуществления перевода студентов из образовательной организации, чья лицензия была аннулирована, в принимающую организацию не может превышать трех месяцев

Данный срок действует также при переводе в случае прекращения деятельности образовательной организации, лишения ее госаккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия госаккредитации.

Установлено также, что в случае, если в принимающей организации, осуществляющей образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, размер нормативных затрат на реализацию образовательных программ выше, чем в организации, из которой студент переводится, сохранение стоимости обучения обеспечивается посредством покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств принимающей организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

Приказ Минобрнауки России от 23.03.2018 N 210

«О внесении изменений в перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования»

Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2018 N 50727.

Расширены перечни специальностей высшего образования

В перечень специальностей высшего образования, применяемый при реализации программ специалитета, включены:

— робототехника военного и специального назначения;

— защита информации на объектах информатизации военного назначения;

— строительство и эксплуатация зданий и сооружений военного и специального назначения.

Уточнены также квалификации специальностей «Актерское искусство», «Живопись и изящные искусства».

В перечень направлений бакалавриата включены:

— водные пути, порты и гидротехнические сооружения;

— традиционное прикладное искусство.

Перечень направлений подготовки магистратуры дополнен следующими специальностями:

— управление сестринской деятельностью;

В перечень специальностей ординатуры включена радиофармацевтика.

со 2 по 6 апреля 2018 года

Минобрнауки России от 29.03.2018 N ИК-463/05

«О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования в 2018 году»

Информация о деятельности вузов (включая их филиалы) за 2017 год предоставляется в Минобрнауки России по форме N 1-Мониторинг до 23 апреля 2018 года

Сообщается, что программное обеспечение для подготовки сведений по форме N 1-Мониторинг доступно на сайте www.miccedu.ru.

Вузам, не имеющим доступ к личному кабинету, необходимо пройти процедуру регистрации. Процедура выполняется только головными образовательными организациями на сайте stat.miccedu.ru в разделе «Регистрация».

При наличии в образовательной организации филиалов сведения по форме N 1-Мониторинг предоставляются также и по каждому филиалу. Расчет показателей эффективности деятельности проводится отдельно для головной образовательной организации и филиалов.

Электронная версия формы N 1-Мониторинг предусматривает автоматическую синхронизацию с данными формы N ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» по состоянию на 1 октября 2017 года.

Выходной zip-файл с электронной версией отчета формирует средствами программного обеспечения только головная образовательная организация. Перед его формированием головная образовательная организация должна также заполнить сведения по филиалам или объединить данные, поступившие от ее филиалов, если таковые имеются. Сформированный выходной файл следует загрузить через личный кабинет на сайте stat.miccedu.ru.

Бумажный вариант отчета по форме N 1-Мониторинг необходимо распечатать с помощью средств программного обеспечения (отчет по головной образовательной организации, отчет по каждому филиалу) и направить почтовым отправлением или курьером в ФГБУ «Центр развития образования и международной деятельности».

В случае загрузки через личный кабинет более одного отчета к рассмотрению принимается отчет, соответствующий бумажному варианту.

с 26 по 30 марта 2018 года

Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 130

«Об утверждении перечня образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку»

Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2018 N 50453.

Расширен перечень вузов, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному

В перечень включены Псковский, Пензенский, Томский и Юго-Западный государственные университеты, а также Казанский (Приволжский) федеральный университет, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Московский педагогический государственный университет и Российский государственный педагогический университет им. Герцена.

Сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному, выдаваемый указанными вузами, предоставляется при приеме в гражданство РФ.

Проект Федерального закона

«О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации»

Минобрнауки России предложена обновленная версия проекта закона о научной деятельности в РФ

Проект направлен на регулирование отношений, возникающих между физическими и юридическими лицами, органами власти в сфере осуществления и развития научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также правовых основ реализации государственной политики в области научно-технологического и инновационного развития.

Проект включает в себя, в частности, положения, определяющие:

особенности поддержки и стимулирования инновационной деятельности;

порядок общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;

порядок подготовки научных кадров;

принципы международного сотрудничества в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности;

государственные меры поддержки и стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;

особенности поддержки и стимулирования инновационной деятельности.

Проектом предусматривается, что организации, которым на момент вступления в силу настоящего проекта присвоен статус государственных научных центров Российской Федерации, сохраняют свой статус на 2 года. В течение указанного срока, данные организации обязаны подтвердить свой статус.

Государственные научные организации, подведомственные государственным академиям наук до вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», признаются имеющими статус академической научной организации, предусмотренный настоящим проектом, в течение 2-х лет с момента вступления его в силу.

Со дня вступления проекта в силу предполагается признать утратившими силу Федеральные законы «О науке и государственной научно-технической политике», а также «О статусе наукограда Российской Федерации».

с 12 по 16 марта 2018 года

Приказ Минобрнауки России от 07.12.2017 N 1197

«Об утверждении Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью»

Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2018 N 50234.

Минобрнауки России утвержден административный регламент лицензионного контроля за образовательной деятельностью

Предметом такого контроля является соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности. При проведении контрольных мероприятий должностные лица уполномоченного органа имеют право, в том числе:

— знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, осматривать территорию, а также используемые организацией при осуществлении образовательной деятельности здания, строения, сооружения, помещения, оборудование;

— проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;

— проводить беседы с обучающимися организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке, получать объяснения работников организации, в том числе письменные;

— проводить выездную проверку при установлении признаков нарушений лицензионных требований, выявленных при рассмотрении представленных организацией документов в ходе документарной проверки.

Срок проведения проверок, как документарной, так и выездной, в общем случае, не может превышать 20 рабочих дней.

По результатам контроля осуществляется, в том числе:

— выдача организации предписания с указанием сроков устранения выявленных нарушений;

— возбуждение дела об административном правонарушении;

— приостановление действия лицензии;

— прекращение действия лицензии в случае наличия решения суда.

www.consultant.ru


Обсуждение закрыто.