Новые законы для малого и среднего бизнеса

Новые законы для малого и среднего бизнеса

Определение категорий малого и среднего бизнеса

Не все знают, что малый и средний бизнес – разные понятия, поддающиеся вполне конкретному определению. Чаще всего мы употребляем эти слова вместе, не делая между одним и другим различий. А между тем от масштабности вашего бизнеса зависит и правовая база, которой вы будете пользоваться, например, при исчислении налогов.

В чем разница

Когда при регистрации предпринимателю нужно указать в анкете вид бизнеса, он позиционирует его, руководствуясь определенными критериями. Есть вполне конкретные параметры, по которым можно однозначно развести понятие малого и среднего бизнеса:

  • количество работников;
  • доход от реализации товаров в год;
  • независимость от государства и иностранных инвесторов.

К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства, а также юридические лица, в штате которых работает не более ста человек. Выручка или стоимость активов малого предприятия по результатам предыдущего года не должна превышать 400 млн рублей.

Для совсем маленьких организаций, со штатом до 16 человек и ежегодной выручкой не более 60 млн предусмотрен статус микропредприятия.

На предприятиях среднего бизнеса работает от ста одного до двух с половиной сотен человек включительно. Доход от продаж товаров или услуг – до 1000 млн рублей.

Данные цифры устанавливаются Правительством и должны меняться один раз в пять лет.

Для обеих форм предприятия доля государственного или иностранного участия не должна быть больше 49 процентов.

Отличия в законе

Малому бизнесу российским законодательством предусмотрены достаточно ощутимые преимущества. Это упрощенные системы налогообложения, порядок ведения бухучета, подача статистической отчетности.

У банков существуют свои критерии оценки бизнеса. Это важно, так как для малых предприятий существуют различные целевые программы кредитования. А представителям среднего бизнеса дают кредиты, используя индивидуальный подход.

Итак, теперь мы знаем вполне конкретные цифры, которые помогут определить, к малому или среднему бизнесу принадлежит ваше предприятие. Различия закреплены в Налоговом Кодексе РФ и в законе о бухучете.

Зарубежные стандарты

В других странах критерии оценки предприятий несколько отличаются от российских. Например, в Великобритании к малому бизнесу могут отнести фирму, которой владелец управляет самостоятельно, не используя наемных руководителей, если решения им принимаются независимо (фирма не является частью более крупной структуры) и нет никакого внешнего контроля над его деятельностью. Также оценивается доля участия фирмы на рынке, она должна быть невелика.

Есть и существенная разница в верхних границах значений таких показателей, как численность сотрудников и ежегодная выручка. В Европе к малым предприятиям относят фирмы с 300 работниками, а в США этот показатель равен 500. Так что сравнивать долю малого бизнеса, например, в США и в России, было бы некорректно, так же, как и количество занятого в нем населения.

С точки зрения экономических процессов, понятие малый и средний бизнес имеет больше сходств, чем различий. Да и различия эти весьма условны. Поэтому мы и видим так часто эти два слова вместе.

И малые, и средние предприятия играют большую роль в создании новых рабочих мест, в производстве товаров широкого потребления, а значит, они одинаково важны для экономики нашей страны.

Малый и средний бизнес в новых экономических условиях: Видео


vseproip.com

В конце июля Президент подписал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ).

Примечание:
* Арбитражную практику по этому поводу см. здесь.

Примечание:
* Мы писали об этом здесь.

Новый закон определяет, на какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес.

Новый закон о поддержке малого и среднего бизнеса

Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания*. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения.

Закон № 88-ФЗ предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию: они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов. Большинство этих льгот были отменены с 2005 года*, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей придется в суде).

Малые и средние предприятия: критерии

В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.

Первый критерий — состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юрлицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.

Второй критерий — средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Третий критерий — выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ — без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.

Читайте так же:  Мой первый штраф гибдд

Органы статистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий — раз в год).

Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подряд численность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленных законом предельных значений.

Принципы поддержки малого и среднего бизнеса

В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.

Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.

Конкретные льготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона.

В статье 14 Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).

Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.

Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.

Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.

Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.

Переходные положения закона о поддержке малого и среднего бизнеса

Закон № 209-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением положений, касающихся полномочий Правительства РФ по установлению предельных значений выручки и балансовой стоимости активов, а также проведения сплошных статистических наблюдений за их деятельностью. Данные положения вступают в силу с 1 января 2010 года.

С 1 января 2008 года субъекты малого предпринимательства, действовавшие в рамках старого закона, и не отвечающие условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным новым Законом № 209-ФЗ, сохраняют право на ранее оказанную поддержку в соответствии с федеральными и региональными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев, т. е. до конца июня 2008 года.

buh.ru

Всероссийский муниципальный форум

  • Единственное в стране

    издание о государственной

    и методологов страны

    Нас читает вся страна

    Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ, руководитель Департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center, кандидат юридических наук

    Один из самых сложных вопросов в обновленной редакции Закона № 223‑ФЗ — новые правила проведения преференциальных закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства. Несмотря на стандартизацию процедур, новые требования не так-то просто будет исполнить.

    В обычных закупках субъекты малого и среднего предпринимательства участвуют на общих основаниях, по правилам, установленным законодательством. Вместе с тем есть так называемые обязанные заказчики, которые начиная с этого года должны 15% своего годового закупочного бюджета передавать малому и среднему бизнесу по результатам специальных процедур. В данной статье мы назовем их преференциальными закупками. Преференциальность данных конкурентных закупочных процедур заключается в том, что к участию в них допускаются только субъекты малого и среднего предпринимательства. Объявить такую закупку заказчик может лишь в том случае, если предмет закупки заранее включен в специальный перечень закупок у МСП, формируемый тем же заказчиком в ЕИС. Именно об этих преференциальных закупках и пойдет речь в статье.

    Для начала вспомним о том, какие именно категории заказчиков обязаны проводить преференциальные закупки — поскольку их перечень, закрепленный в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», постоянно расширяется. По состоянию на 2018 год в этот список входят:

    заказчики, работающие по Закону № 223‑ФЗ, с годовым объемом выручки более двух миллиардов рублей;

    работающие по Закону № 223‑ФЗ «дочки» и «внучки» госкомпаний, созданных на основании федерального закона;

    автономные учреждения, у которых общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год, превышает 250 миллионов рублей;

    хозяйственные общества, работающие по Закону № 223‑ФЗ, в уставном капитале которых совокупная доля субъекта РФ, муниципального образования превышает 50%, а годовая выручка превышает 500 миллионов рублей;

    хозяйственные общества, работающие по Закону № 223‑ФЗ, в уставном капитале которых совокупная доля участия Российской Федерации, субъекта РФ превышает 50%, и при этом доля участия региона превышает долю Федерации (годовая выручка такого заказчика также должна быть более 500 миллионов рублей);

    «дочки» и «внучки» двух предыдущих категорий хозяйственных обществ при условии, что их годовая выручка превышает 500 миллионов рублей и они не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

    Изначально логика последнего пункта была универсальной в том смысле, что проводить преференциальные закупки для малого и среднего бизнеса обязаны были лишь те заказчики, объем выручки которых был выше предельного порога, установленного для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Однако сейчас, как видно из приведенного выше перечня, этот подход уже неактуален, и даже исключение для «дочек» и «внучек» региональных заказчиков действует лишь при условии совокупного исполнения всех требований, необходимых для отнесения к субъектам, по крайней мере, среднего предпринимательства.

    Читайте так же:  Штрафы приходят на владельца авто

    Здесь же стоит оговориться о том, что не только обязанность, но и право по проведению преференциальных закупок есть лишь у перечисленных выше заказчиков. Если субъект Закона № 223‑ФЗ не входит в этот перечень, но при этом для допуска к своей закупке установил требование о наличии у участника статуса субъекта МСП, то в таком случае это будет считаться необоснованным ограничением конкуренции. В той же мере необоснованным ограничением конкуренции будет проведение в преференциальном режиме закупки, предмет которой не был включен заказчиком в специальный перечень закупок у МСП.

    Необходимость специального регулирования преференциальных закупок для облегчения участия в них МСП была одним из ключевых лейтмотивов разработки обновленной редакции Закона № 223‑ФЗ. О том, насколько эта цель была достигнута, будет сказано чуть ниже. Пока же открытым остается вопрос о том, когда эти новые правила закупок у МСП вступают в силу. Частью 3 статьи 4 Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 505‑ФЗ предусмотрено, что с 1 июля до 31 декабря 2018 года продолжается период, в течение которого заказчики вносят необходимые изменения в свои положения о закупках, и все это время закупки, извещения о которых были размещены в ЕИС до изменения положения, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения. Для преференциальных закупок у МСП из этого правила не установлено исключения.

    Однако сами правила закупок у МСП сформулированы в статье 3.4 Закона № 223‑ФЗ в виде императивной инструкции, фактически не оставляющей заказчику пространства для регулирования данного вопроса в своем положении о закупках. В этих условиях хотя заказчик и обязан воспроизвести нормы статьи 3.4 в своем положении о закупках, но и без того эти нормы являются нормами прямого действия. Поэтому во избежание споров о применении обновленной редакции Закона № 223‑ФЗ не стоит затягивать с переходом на новые правила, по крайней мере, при осуществлении преференциальных закупок у МСП.

    Частью 2 статьи 3.4 Закона № 223‑ФЗ предусмотрено, что преференциальная закупка с участием исключительно субъектов МСП должна проводиться лишь в электронной форме. В отличие от остальных электронных закупок по Закону № 223-ФЗ при проведении преференциальных у заказчика нет права описать в положении о закупках ни отличающийся от предложенных законом способ закупки, ни ключевые параметры его реализации. Той же частью 2 статьи 3.4 Закона № 223‑ФЗ сформулирован закрытый перечень способов закупки, применяемых при проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП: конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме. Для каждого из этих способов законодатель императивно определил не только минимальные сроки приема заявок, но и ценовые пороги использования данного способа (таблица).

    Как видно из таблицы, при закупке с ценой более 15 миллионов рублей заказчик имеет право проводить лишь конкурс или аукцион. Конкурс и аукцион могут включать квалификационный отбор в качестве отдельного этапа (только не нужно путать его с предквалификацией, о чем подробнее будет сказано ниже). Помимо этого, частью 4 статьи 3.4 Закона № 223‑ФЗ для конкурса предусмотрена возможность переторжки, а также следующих весьма специфических дополнительных элементов, названных в законе этапами:

    1) обсуждения с участниками закупки функциональных характеристик продукции и иных условий исполнения договора в целях уточнения извещения, документации и проекта договора;

    2) обсуждения заказчиком предложений о функциональных характеристиках продукции, содержащихся в заявках участников, в целях уточнения извещения, документации и проекта договора;

    3) рассмотрения и оценки заказчиком окончательных предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, качестве работ, услуг и об иных условиях исполнения договора.

    По сути две первые разновидности дополнительных элементов представляют собой варианты первого этапа двухэтапной закупки, а третий является квазипереторжкой с возможностью предоставить новое предложение не только по цене, но и по иным условиям поставки. Подобная квазипереторжка предусмотрена сегодня, например, в качестве обязательной при проведении запроса предложений по правилам контрактной системы. Для субъекта Закона № 223‑ФЗ использование любого из перечисленных выше дополнительных этапов является правом, а не обязанностью.

    Организатору закупки, а также ее участникам необходимо помнить о том, что заявка на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок — из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки должна содержать описание поставляемой продукции. При этом в ней не допускается информация об участнике закупки и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. Эти сведения, а также окончательное предложение участника, иные условия исполнения договора должна содержать вторая часть заявки.

    Если в документации о закупке с участием исключительно субъектов МСП установлено требование к обеспечению заявки, то размер такого обеспечения не может превышать 2% Н(М)Ц договора согласно требованиям постановления № 1352. Обеспечение заявки субъекты МСП могут предоставлять путем внесения денежных средств или посредством банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в такой закупке остается за участником торгов.

    Как и при проведении любой другой закупки, маркируемой по новым правилам Закона № 223‑ФЗ в качестве конкурентной, по итогам рассмотрения первых частей заявок в ЕИС публикуется промежуточный протокол. После этого оператор ЭТП размещает в ЕИС и направляет заказчику протокол автоматического сопоставления ценовых предложений. В течение одного рабочего дня после получения этого протокола и вторых частей заявок закупочная комиссия заказчика присваивает каждой заявке порядковый номер в зависимости от степени выгодности условий исполнения договора. В случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые по степени выгодности условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других таких заявок. После этого заказчик составляет итоговый протокол и размещает его на ЭТП и в ЕИС.

    После публикации итогового протокола заказчик и победитель подписывают договор. Если документацией предусмотрено требование об обеспечении договора, то до подписания победитель обязан подтвердить наличие такого обеспечения. Пунктом 25 положения, утвержденного постановлением № 1352, установлены предельные размеры обеспечения договора для победителя преференциальной закупки:

    от 0 до 5% Н(М)Ц — если договором не предусмотрена выплата аванса;

    в размере аванса — если договором предусмотрена выплата аванса.

    Договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств ЭТП. Согласно требованиям постановления № 1352 максимальный срок оплаты поставленной субъектом МСП продукции должен составлять не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору (отдельному этапу договора). Это требование касается и договора, заключенного по результатам преференциальной закупки, и договора, заключенного с субъектом МСП по результатам обычной закупки.

    Читайте так же:  Правила влечения

    Прочитать — не значит понять

    Безусловно, универсальный понятийный аппарат позволит субъектам малого и среднего бизнеса тратить куда меньше времени на освоение теоретических знаний об алгоритме проведения конкурентной закупки: вместо чтения положений о закупках каждого заказчика им, по сути, достаточно будет прочитать новую статью 3.4 Закона № 223‑ФЗ. Да и императивное условие о проведении всех преференциальных закупок в электронной форме при регулярном участии в конкурентных соревнованиях должно упростить работу поставщика и в перспективе за счет облегчения доступа к закупкам расширить круг их участников.

    Однако, увы, прочитать — не значит понять, а получить доступ — не значит участвовать. И подробный анализ новой статьи 3.4 Закона № 223‑ФЗ иллюстрирует этот тезис. Так, например, согласно новым требованиям части 13 статьи 3.4 Закона № 223‑ФЗ субъект МСП для обеспечения своей заявки должен самостоятельно открыть спецсчет в банке, включенном в перечень, определенный Правительством РФ. При этом пока что нет ни перечня таких банков, ни тем более порядка их взаимодействия с поставщиками… А ведь для целого ряда небольших предприятий уже одни только жесткие требования банка к пакету документов при открытии спецсчета могу стать препятствием для работы, а значит, и для участия во вроде бы преференциальной закупке.

    Очевидно, что даже прогрессивный инструмент электронной закупки при чрезмерном регулировании может стать проблемой для неопытного участника, не говоря уже про то, что каждый субъект малого и среднего бизнеса должен будет заменить свою электронную подпись на усиленную квалифицированную. К тому же стоит напомнить и о сложностях, связанных с новыми требованиями к оформлению заявки об участии в закупке, которую субъект малого и среднего бизнеса должен будет заверять этой электронной подписью. С высокой долей вероятности можно прогнозировать то, что корректное разделение заявки на три элемента станет на первых порах камнем преткновения для большинства участников преференциальных закупок. А если сведения из второй части попадут в первую часть заявки, то заказчик обязан будет ее отклонить.

    Новые правила преференциальных закупок проще всего, пожалуй, будет отрабатывать на запросах котировок. Там все достаточно очевидно: объединяем все, кроме цены, в одном пакете электронных документов, а цену указываем в интерфейсе электронной площадки. Главное — не забыть и то и другое подписать электронной подписью. Однако преференциальный запрос котировок возможен лишь при начальной цене закупки в пределах 7 миллионов рублей. Да и выбор победителя осуществляется исключительно по цене. Если же для проведения закупки потребуется относительно сложный конкурс с дополнительными этапами, то сами формулировки Закона № 223‑ФЗ могут создать ситуацию, которая не решается простым упорством.

    Использование переторжки и даже квазипереторжки при проведении конкурса логично и относительно понятно. В силу прямого указания, изложенного в Законе № 223‑ФЗ, о непременном соблюдении последовательности этапов квалификационный отбор возможен лишь в финале конкурса, а не до приема основных предложений, как делает это сегодня большинство заказчиков. Данное требование выполнимо, однако практическая польза от такого квалификационного отбора в этой ситуации оказывается под большим вопросом. Давайте подробнее разберемся с императивными требованиями к вариантам первого этапа.

    Первый этап проводится либо по схеме, предусмотренной пунктом 1 части 4 статьи 3.4 (назовем ее условно схемой № 1), либо по схеме пункта 2 той же части (именуем ее схемой № 2). Пунктом 2 части 5 статьи 3.4 запрещено в рамках одного конкурса реализовывать сразу обе эти схемы, дабы не смешивать их, однако мешанины и без того хватает.

    Так, схема № 1 — обсуждение заказчиком с участниками закупки условий исполнения договора в целях уточнения в извещении и документации. В рамках схемы № 2 обсуждение той же темы с той же целью проводится без какого бы то ни было упоминания об участниках. Казалось бы, эти две схемы и отличаются тем, что в схеме № 1 предварительный этап закупки включает конкурентные переговоры, тогда как в рамках схемы № 2 заказчик самостоятельно изучает поданные участниками заявки первого этапа. Однако пункт 6 части 5 статьи 3.4 указывает на то, что именно в рамках схемы № 2 происходит «обсуждение с участниками конкурса в электронной форме содержащихся в их заявках предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров, качестве работ, услуг и об иных условиях исполнения договора».

    Более того, тот же самый пункт 6 части 5 статьи 3.4 требует, чтобы к такому обсуждению допускались исключительно участники, соответствующие «требованиям, указанным в извещении о проведении конкурса в электронной форме и документации о конкурентной закупке». Не вполне ясно, как заказчик может установить факт этого соответствия, если согласно прямому указанию части 19 статьи 3.4 сведения об участнике, в том числе о его соответствии требованиям, может содержать лишь вторая часть заявки. При этом согласно требованиям части 22 той же статьи вторые части заявок могут быть направлены заказчику не ранее публикации в ЕИС протокола рассмотрения первых частей заявки. Однако первые части заявки, в свою очередь, посвящены описанию условий поставки той продукции, которая указана в извещении о закупке. Она, в свою очередь, уточняется по итогам обсуждения с участниками условий исполнения договора. При этом заказчик может пригласить к такому обсуждению только тех участников, которые соответствуют требованиям документации. А соответствие подтверждается содержанием вторых частей заявок, вскрывать которые заказчик не имеет права. Как говорится, комментарии излишни.

    Эта проблема могла бы быть решена благодаря автономизации предварительных этапов закупки. Проще говоря, если бы первый этап непременно имел отдельную документацию и подразумевал бы подачу отдельной заявки, то описанной выше коллизии не возникало бы. Однако два финальных предложения пункта 5 части 5 статьи 3.4 оставляют заказчику право не вносить изменения в конкурсную документацию по итогам предварительного этапа. И в этом случае конкурсными заявками будут как раз те заявки участников, вторые части которых уже были вскрыты ровно для того, чтобы состоялся предварительный этап.

    Такого рода коллизии делают рискованным любой избранный заказчиком алгоритм проведения хоть сколь-нибудь сложной закупки с участием исключительно субъектов МСП. Юридически безупречным остается лишь проведение одноэтапного конкурса с возможной переторжкой либо одноэтапного аукциона. Эти инструменты применимы на любых масштабах закупки вплоть до 400 миллионов, установленных постановлением № 1352 в качестве предельного размера начальной цены преференциальной закупки.

    Таблица. Условия для выбора способа закупок с участием МСП

    bujet.ru


  • Обсуждение закрыто.