Нормы пожарной безопасности свод правил

Нормы пожарной безопасности свод правил

МЧС России

СП 6.13130.2013 Свод правил системы противопожарной защиты электрооборудование требования пожарной безопасности

Утвержден и введен в действие

по делам гражданской обороны,

и ликвидации последствий

от 21 февраля 2013 г. N 115

СВОД ПРАВИЛ

СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Electrical equipment. Requirements of fire safety

СП 6.13130.2013

25 февраля 2013 года

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки — Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил».

Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований к электрооборудованию систем противопожарной защиты зданий и сооружений, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Сведения о своде правил

1. Разработан и внесен Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России).

2. Утвержден и введен в действие Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 21 февраля 2013 года N 115.

3. Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии от 17 апреля 2013 г.

4. Взамен СП 6.13130.2009.

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется разработчиком в его официальных печатных изданиях и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация и уведомление размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

1. Область применения

Настоящий свод правил применяется при проектировании и монтаже электрооборудования систем противопожарной защиты вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений.

2. Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53315-2009 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности

ГОСТ Р 53316-2009 Кабельные линии. Сохранение работоспособности в условиях пожара. Метод испытания

Примечание. При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. электрооборудование систем противопожарной защиты: Совокупность электротехнических устройств, предназначенных для функционирования систем противопожарной защиты.

3.2. приемник электрической энергии (электроприемник): Аппарат, агрегат и др., предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.

4. Требования пожарной безопасности

4.1. Электроприемники систем противопожарной защиты (СПЗ) должны относиться к электроприемникам I категории надежности электроснабжения, за исключением электродвигателей компрессоров, дренажных насосов, насосов подкачки пенообразователя, которые относятся к III категории надежности электроснабжения.

4.2. В зданиях, сооружениях (далее — здания), электроприемники которых относятся к III категории надежности электроснабжения, резервное питание электроприемников СПЗ должно осуществляться от независимого автономного источника питания.

4.3. Электроприемники первой категории должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. К числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий:

1) каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания;

2) секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин.

4.4. Кабели и провода СПЗ, прокладываемые одиночно (расстояние между кабелями или проводами более 300 мм), должны иметь показатель пожарной опасности не ниже ПРГП 4 по ГОСТ Р 53315.

4.5. Кабели и провода СПЗ, прокладываемые при групповой прокладке (расстояние между кабелями менее 300 мм), должны иметь показатели пожарной опасности по нераспространению горения ПРГП 1, ПРГП 2, ПРГП 3 или ПРГП 4 (в зависимости от объема горючей нагрузки), и показатель дымообразования не ниже ПД 2 по ГОСТ Р 53315.

4.6. Кабельные линии и электропроводки СПЗ, прокладываемые замоноличено, в пустотах строительных конструкций из негорючих материалов или в металлических трубах, обладающих локализационной способностью, допускается выполнять кабелями или проводами, к которым не предъявляются требования по нераспространению горения, при этом торцы каналов и труб, входящих в электрооборудование и соединительные коробки, должны быть герметично уплотнены негорючими материалами.

4.7. Электрические кабельные линии и электропроводки СПЗ должны выполняться кабелями и проводами с медными токопроводящими жилами.

4.8. Кабельные линии и электропроводка, систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону.

4.9. Работоспособность кабельных линий и электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно ГОСТ Р 53315, и способом их прокладки. Время работоспособности кабельных линий и электропроводок в условиях воздействия пожара определяется в соответствии с ГОСТ Р 53316.

4.10. Питание электроприемников СПЗ должно осуществляться от панели противопожарных устройств (панель ППУ), которая питается от вводной панели вводно-распределительного устройства (ВРУ) с устройством автоматического включения резерва (АВР) или от главного распределительного щита (ГРЩ) с устройством АВР.

Панели ППУ и АВР должны иметь боковые стенки для противопожарной защиты, установленной в них аппаратуры.

Толщина стенок должна устанавливаться в конструкторской документации и технических условиях на панели конкретных типов.

Фасадная часть панели ППУ должна иметь отличительную окраску (красную).

4.11. Для электроприемников автоматических установок пожаротушения I категории надежности электроснабжения, имеющих автоматически включаемый технологический резерв (при наличии одного рабочего и одного резервного насосов), устройство АВР не требуется.

4.12. Не допускается установка аппаратов защиты в цепях управления автоматическими установками пожаротушения, отключение которых может привести к отказу работы при пожаре.

4.13. Запрещается установка в цепях питания электроприемников СПЗ устройств защитного отключения или выключателей, управляемых дифференциальным (остаточным) током, в том числе со встроенной защитой от сверхтоков.

4.14. Не допускается совместная прокладка кабельных линий систем противопожарной защиты с другими кабелями и проводами в одном коробе, трубе, жгуте, замкнутом канале строительной конструкции или на одном лотке.

СП 3.1313.2009 Свод правил системы противопожарной защиты система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре требования пожарной безопасности

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

СП 3.13130.2009

Читайте так же:  Образец разрешения на выезд ребенка в экскурсию

СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ

SYSTEMS OF FIRE PROTECTION.

SYSTEM OF ANNUNCIATION AND MANAGEMENT

OF HUMAN EVACUATION AT FIRE.

REQUIREMENTS OF FIRE SAFETY

Дата введения 2009-05-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения сводов правил — Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке разработки и утверждения сводов правил» от 19 ноября 2008 г. N 858.

1. РАЗРАБОТАН ФГУ ВНИИПО МЧС России.

2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность».

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 173.

4. ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

1.1. Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях (далее — здания).

1.2. Настоящий свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство зданий.

2. Термины и определения

В настоящем своде правил приняты следующие термины с соответствующими определениями.

2.1. Автоматическое управление: приведение в действие системы оповещения и управления эвакуацией людей командным сигналом от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

2.2. Вариант организации эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения: один из возможных сценариев движения людей к эвакуационным выходам, зависящий от места возникновения пожара, схемы распространения опасных факторов пожара, объемно-планировочных и конструктивных решений здания.

2.3. Зона пожарного оповещения: часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре.

2.4. Полуавтоматическое управление: приведение в действие системы оповещения и управления эвакуацией людей диспетчером (оператором) при получении командного сигнала от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

2.5. Система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ): комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.

2.6. Соединительные линии: проводные и непроводные линии связи, обеспечивающие соединение между средствами пожарной автоматики.

2.7. Эвакуационные знаки пожарной безопасности: знаки пожарной безопасности, предназначенные для регулирования поведения людей при пожаре в целях обеспечения их безопасной эвакуации, в том числе световые пожарные оповещатели.

3. Требования пожарной безопасности к системе оповещения

и управления эвакуацией людей при пожаре

3.1. СОУЭ должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.2. Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации людей.

3.3. СОУЭ должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных ниже.

Дистанционное, ручное и местное включение СОУЭ допускается использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией. При этом пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.

В СОУЭ 3 — 5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.4. Кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности.

3.5. Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста, диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к указанным помещениям.

4. Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому

оповещению и управлению эвакуацией людей

4.1. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.

4.2. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение уровня звука должно проводиться на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

4.3. В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения должны проводиться на уровне головы спящего человека.

4.4. Настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

4.5. В защищаемых помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении, а также в защищаемых помещениях с уровнем звука шума более 95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми оповещателями. Допускается использование световых мигающих оповещателей.

4.6. Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать нормам настоящего свода правил применительно к звуковым пожарным оповещателям.

4.7. Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука.

4.8. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.

5. Требования пожарной безопасности к световому оповещению

и управлению эвакуацией людей

5.1. Эвакуационные знаки пожарной безопасности, принцип действия которых основан на работе от электрической сети, должны включаться одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.

В СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности.

5.2. Световые оповещатели «Выход» в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах должны включаться на время пребывания в них людей.

5.3. Световые оповещатели «Выход» следует устанавливать:

в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек — над эвакуационными выходами;

над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону;

в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей «Выход».

5.4. Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать:

в коридорах длиной более 50 м, а также в коридорах общежитий вместимостью более 50 человек на этаже. При этом эвакуационные знаки пожарной безопасности должны устанавливаться по длине коридоров на расстоянии не более 25 м друг от друга, а также в местах поворотов коридоров;

в незадымляемых лестничных клетках;

в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка эвакуационных знаков пожарной безопасности.

5.5. Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать на высоте не менее 2 м.

6. Классификация систем оповещения и управления эвакуацией

людей при пожарах в зданиях

Читайте так же:  Правила перевозки опасных грузов рк

В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов, приведенных в таблице 1.

www.mchs.gov.ru

Хочу разобраться с пожарной безопасностью в торговых центрах

Сейчас все обсуждают пожар в торговом центре «Зимняя вишня». Это страшная трагедия. Я хочу как гражданин понять все с точки зрения закона. Мои вопросы вам как экспертам:

  • Это правда, что торговый центр нельзя проверять три года после открытия? Как тогда государство может контролировать безопасность?
  • Кто устанавливает требования к безопасности торговых и развлекательных объектов? Это как-то регулируется на государственном уровне?
  • Кто несет ответственность за пожарную безопасность в общественных местах, где бывают обычные люди?
  • Могут ли родители и родственники погибших по закону получить какие-либо компенсации? Кто их должен платить?
  • Я понимаю, что эта тема вызывает много эмоций, но статьи о морали и нюансах трагедии я почитаю в другом месте. Хотелось бы разобраться без спекуляций. Расскажите, как это все выглядит с точки зрения российского права.

    Дмитрий Викторович, мы вместе со всей страной переживаем эту трагедию и передаем слова поддержки жителям Кемерово, всем пострадавшим и их семьям.

    В ситуации с пожаром сейчас разбирается следствие. Мы не можем давать оценок тому, что произошло в «Зимней вишне». По-человечески это трагедия, а что это по закону — разберутся эксперты. Надеемся, виновных найдут и накажут. Всем, кого коснулась беда, желаем терпения и сил.

    Вы спрашиваете о правовой стороне вопроса. Вот как обстоят дела.

    Коротко о главном

    На ваши вопросы можно ответить так:

  • Законы. Законов и регламентов о пожарной безопасности более чем достаточно. Разбираться в этих правилах обычному человеку сложно да и незачем. Это работа для профессионалов.
  • Компенсации. Пострадавшие могут требовать возмещения материального и морального вреда. Деньги будет выплачивать тот, кого суд признает виновным, или его работодатель. Иногда компенсации выплачивают из бюджета.
  • Законы. Разобраться в этих правилах обычному человеку сложно да и незачем. Это работа для профессионалов.
  • Ответственность. За соблюдение требований пожарной безопасности могут отвечать все: от директора предприятия до губернатора. Кто нарушил закон и как за это наказывать, решают эксперты и суд.
  • Проверки. Надзорные каникулы есть для плановых проверок, но может пройти внеплановая. Проверки систем и требований проводятся не только после запуска торгового центра, но и на этапе ввода в эксплуатацию. Объект даже строить не начнут, если проект не отвечает правилам пожарной безопасности. Если в городе работает торговый центр, то формально он безопасен. Как на самом деле — зависит от честности и добросовестности ответственных лиц.
  • Законы и правила созданы для того, чтобы в торговом центре было безопасно, при пожаре срабатывала система тушения и оповещения, эвакуационные выходы были открыты, а сотрудники слаженно помогали посетителям покинуть опасное место. Но закон не поможет, если его не исполняют. Документы не могут заранее защитить от коррупции, некомпетентности, разгильдяйства и халатности. Вся надежда на совесть и профессионализм людей.

    Какие законы регулируют пожарную безопасность

    О требованиях пожарной безопасности есть много нормативных актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Например, закон № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» или «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    Там написано, что любое здание должно быть спроектировано и построено так, чтобы при его эксплуатации не возник пожар, не произошло задымление, не повреждалось имущество и люди были защищены от огня. А если даже пожар случится, то последствия удастся быстро минимизировать.

    Пожарную безопасность регулируют госты, снипы, правила и нормы — их очень много. Есть документы, которые не имеют силы закона, но тоже помогают соблюдать требования пожарной безопасности: МЧС дает официальные разъяснения в письмах, Верховный суд изучает законность градостроительных норм, департаменты здравоохранения на местах следят за готовностью медучреждений.

    Со стороны государства сделано все, чтобы каждый проектировщик, застройщик, инженер и специалист по технике безопасности знал, как именно он должен работать, что проверять и чем защищать объект и людей от пожара.

    Требования к пожарной безопасности

    По закону этому аспекту должно уделяться внимание еще на этапе проектирования — до того, как здание вообще разрешили строить. Нужно заранее просчитать, как к участку подъедут пожарные машины, какой ширины будут лестницы, коридоры и дверные проемы. Застройщик и собственник должны понимать, какие материалы нужно использовать, где их покупать и какие документы требовать у поставщика.

    Без этого нельзя даже оценить инвестиционную привлекательность проекта и провести планировку территории. Если от торгового центра до ближайшего здания будет меньше расстояния, чем положено по закону, разрешение на строительство выдавать не должны (по идее). И тогда весь проект может оказаться под вопросом: изменить параметры застройки не всегда возможно и бывает проще не строить.

    При вводе в эксплуатацию и после запуска объекта контролируется множество показателей, например давление противодымной вентиляции в разных зонах здания, количество систем для проверки, формулы расчета допустимых значения, количество датчиков для оповещения и даже их громкость, вид автоматических ворот в зоне погрузки, места установки и скорость струи противодымных завес, знаки, возможность автоматического и ручного включения.

    Все подробно описано, есть формулы для расчета — к документам вопросов нет. Может быть, регламенты и снипы нужно сделать более понятными для предпринимателей, упростить и иногда даже уменьшить требования. Но всегда можно нанять специалиста или проконсультироваться в МЧС . Непонимание регламента и сложность снипа не повод вообще их не соблюдать.

    На объектах с массовым пребыванием людей каждые полгода должны проводиться тренировки по эвакуации людей при пожаре. Это обязательное условие, а не прихоть владельца объекта. Во время такой тренировки может выявиться сбой в работе системы и коллектива — будет повод исправить ошибки, пока не случилась беда.

    У каждого объекта должны быть декларация пожарной безопасности и много инструкций, журналов, приказов и внутренних регламентов. Все это результат большой и сложной работы, поэтому стоит недешево.

    Испытания и проверки должны проводиться до того, как откроется первый магазин и первый посетитель войдет внутрь. Если бы все эти нормы соблюдались и строго контролировались, пожар или не случился бы вообще, или его быстро потушили бы, или хотя бы все люди сумели бы благополучно покинуть объект. По закону нужно заранее предусматривать даже места, через которые в зону пожара можно будет подавать огнетушащие вещества. То есть контроль должен быть на всех этапах и никакой тайны для специалистов в этом нет.

    Вот всего лишь несколько нормативных документов:

    К сожалению, закон сам себя не исполнит. Его мало принять, нужно еще исполнять и требовать исполнения. А с этим бывают проблемы.

    Кто несет ответственность за пожарную безопасность на объектах

    За нарушение требований пожарной безопасности виновных можно привлечь к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

    Можно наказать всех, кто виноват и не соблюдает правила:

    1. Собственников объекта.
    2. Руководителя компании.
    3. Лиц, назначенных ответственными за пожарную безопасность.
    4. Поставщиков материалов.
    5. Специалистов, которые проводят пожарный аудит.
    6. Чиновников, которые выдают разрешения и проводят проверки.
    7. Руководителей органов власти и местного самоуправления.
    8. Разобраться, кого именно привлекать к ответственности и по какой статье, должны следователи. Бывают случаи, когда все очевидно. Но с этим нельзя торопиться: нужно установить, кто конкретно нарушил, в чем выразилось нарушение, к чему оно привело. По одному и тому же случаю кого-то могут оштрафовать, а кого-то — посадить в тюрьму или снять с должности. Это решит суд.

      Дисциплинарная ответственность

      Если сотрудник не выполняет свои обязанности по пожарной безопасности, к нему могут применить замечание, выговор или увольнение. Например, директор торгового центра выяснит, что охранник или инженер нарушают требования: не проводят инструктажи, не следят за огнетушителями, не ведут журналы учета. Он кому-то сделает замечание, а кому-то — выговор. Обнаружит нарушение еще раз — может уволить по статье.

      Дисциплинарная ответственность касается и госслужащих, например сотрудников пожнадзора. У них свой регламент и больше вариантов взысканий.

      Если выяснится, что инспектор не провел проверку, закрыл глаза на нарушение, выдал незаконное разрешение, его могут уволить. У руководителей организаций и органов власти есть все полномочия разобраться с безответственными сотрудниками. Другой вопрос, пользуются ли они этими полномочия и не допускают ли сами бездействия.

      Административная ответственность

      Она зависит от вида нарушения и последствий. Если инспектор при проверке выяснил, что в коридорах не хватает огнетушителей, а в журналах нет подписей, просто выпишут штраф и заставят все исправить. Штраф для директора может составить 15 тысяч рублей, а для фирмы — от 150 до 200 тысяч. Если виноват директор торгового центра, то накажут и компанию, и человека.

      Но если из-за нарушений возник пожар и есть пострадавшие, штрафы для всех будут больше, а объект могут закрыть на несколько месяцев.

      Если нарушение допустил эксперт, который проводил оценку рисков и подписывал заключение, его могут дисквалифицировать на три года.

      Отдельная ответственность предусмотрена за нарушения при проверках.

      Уголовная ответственность

      Уголовная ответственность касается только людей: организации и ведомства по статьям УК привлечь нельзя.

      Все виды ответственности в зависимости от последствий нарушений перечислены в ст. 219 УК . Например, за тяжкий вред могут выписать только штраф и лишить права занимать определенные должности.

      Если погибли люди, штрафом уже не отделаться — там принудительные работы или срок до семи лет.

      В статье 219 написано, что по ней наказывают за нарушения, которые произошли по неосторожности. Это значит, что было преступное легкомыслие или небрежность. Неосторожность — это не когда что-то произошло случайно, хотя вроде бы никто не хотел. Если человек понимал, что его действия могут привести к вредным последствиям, но самонадеянно рассчитывал, что ничего не случится, — это тоже неосторожность и повод для уголовной ответственности.

      Если в действиях виновников найдут умысел, их привлекут по другим статьям. Например, по ст. 167 УК — за умышленное уничтожение имущества общественно опасным способом. За это могут дать до пяти лет. Есть статья 168 УК об уничтожении имущества при неосторожном обращении с огнем.

      Ответственность чиновников

      Соблюдать требования пожарной безопасности должны и представители власти. По закону они отвечают за правовое регулирование и оценку соответствия объектов установленным требованиям. Например, должны вовремя провести проверку, выписать предписание, вынести постановление, закрыть торговый центр.

      У МЧС есть свой регламент, в котором целый список полномочий для пожарного надзора, проверок и наказаний нарушителей. Это их государственная функция, и в этом смысл их работы.

      Для чиновников, госслужащих и инспекторов тоже предусмотрены все виды ответственности — могут и посадить. Но степень вины и вид нарушений должен установить суд. До этого во всем еще предстоит разбираться следствию. В результате могут вскрыться и другие преступления. Например, дача взятки или нарушения в работе спасательных служб, составлении градостроительных норм, статистическом учете и даже в проведении госзакупок.

      В результате расследования виновных в нарушениях могут привлечь к ответственности по нескольким статьям УК , даже напрямую не связанных с пожарной безопасностью: за злоупотребление полномочиями, халатность, служебный подлог и незаконное участие в предпринимательской деятельности. В уголовном кодексе для таких преступлений есть целая глава.

      Возмещение вреда

      Независимо от вида ответственности для виновников пострадавшие могут требовать компенсацию вреда по ст. 1064 ГК . Компенсацию будет выплачивать тот, кто непосредственно причинил вред или отвечает за него.

      За сотрудников, которые причинили вред при исполнении должностных обязанностей, несет ответственность работодатель. Это касается тех, кто работает по трудовому договору, и тех, кого наняли по гражданско-правовому. Например, когда по вине врача умирает пациент, вред компенсирует больница, а не врач.

      Если будет установлено, что вред причинен по вине госорганов или представителей власти, возмещать его будет государство — за счет бюджета.

      Вред может быть моральный и материальный. Суммы компенсаций обычно тоже определяет суд, хотя могут выплатить и добровольно. Вред имуществу нужно обосновать, а выплаты за моральный вред будут зависеть от причиненных страданий, конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей потерпевших.

      Есть еще одна гарантия: по закону о пожарной безопасности граждане имеют право участвовать в расследовании причин пожара, который нанес ущерб их здоровью и имуществу.

      По решению властей могут быть другие выплаты и помощь, вплоть до обеспечения жильем или льгот.

      По закону можно проверять, как на объектах соблюдаются требования пожарной безопасности. Проверки бывают плановыми и внеплановыми.

      Для плановых проверок действительно бывают каникулы — три года со дня ввода в эксплуатацию. При условии, что при сдаче объекта все было в порядке, нет нарушений и предписаний. Считается, что если нарушения есть, то объект в принципе не должен был открыться.

      А вот для внеплановых проверок таких ограничений нет. Оснований для них больше, чем для плановых. Не будем перечислять все, но инспектор пожнадзора мог запросто прийти с проверкой в этот или любой другой торговый центр в любой день. Если бы нашлись нарушения, то были бы законные основания оштрафовать ответственных лиц, заставить их выполнить требования и даже закрыть объект ради безопасности людей. На любой объект можно прийти с проверкой с санкцией прокурора. Все отсылки к надзорным каникулам для проверок пожарной безопасности несостоятельны.

      Как защититься в случае пожара

      До недавнего времени казалось, что в общественных местах и объектах, где бывает много людей, о нас позаботились. Можно было предположить, что государство приняло законы, чиновники на местах честно выдали разрешение на строительство или реконструкцию, инспекторы все проверили, директора закупили качественные материалы и назначили ответственных, охранники прошли инструктаж и знают, как оказать помощь.

      Считалось, что у пожарных достаточно машин и оборудования и что зрителей никогда не закроют в кинотеатре.

      Была надежда, что даже если в современном торговом центре случится пожар, то его смогут быстро потушить: везде ведь на потолках есть датчики, разбрызгиватели и вентиляционные решетки. Отдавая детей в детскую комнату, родители были уверены, что уж там-то они точно в безопасности и под присмотром.

      Нельзя быть уверенным ни в чем. Даже при строгих законах и требованиях всегда есть человеческий фактор, разгильдяйство, халатность и жажда наживы.

      Заботьтесь о себе сами, потому что больше этого никто не сделает:

      1. Узнайте о правилах поведения во время пожара.
      2. Проинструктируйте детей на случай чрезвычайных ситуаций. От всего застраховаться нельзя, но хотя бы элементарные правила поведения и первой помощи могут спасти жизнь.
      3. Не стесняйтесь задавать вопросы администрации торгового центра, кинотеатра, директору школы и детского лагеря. Узнайте о путях эвакуации на объектах, где часто бываете. Требуйте, чтобы двери открывались, а лестничный пролет не был заставлен коробками.
      4. Купите домой огнетушитель. Установите под потолком датчик задымления. Это стоит недорого, и это работает.
      5. Проверьте, как соблюдаются требования пожарной безопасности в вашем доме: есть ли подъезд для пожарной машины и лестницы для наружной эвакуации, не поджигает ли кто-то траву во дворе. Ответственность за это несет в том числе управляющая компания.
      6. Если заметите, что где-то нарушаются требования пожарной безопасности, жалуйтесь в МЧС или прокуратуру. Пусть там разбираются. Требуйте ответа по своей жалобе и контролируйте, какие меры были приняты. По-другому никак.
      7. Подумайте о близких: застрахуйте свою ответственность и жизнь.
      8. journal.tinkoff.ru

        Читайте так же:  Заключение гос экологической экспертизы может быть

    Обсуждение закрыто.