Необходимость принятия закона обусловлена

Необходимость принятия закона обусловлена

Пояснительная записка к проекту федерального закона N 116303-3 «О внесении дополнений в статью 67 Конституции Российской Федерации» (о необходимости получения согласия субъекта Российской Федерации на изменение его территориальных границ) (не действует)

Пояснительная записка
к проекту закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской
Федерации «О внесении дополнений в статью 67 Конституции Российской
Федерации»

1. Обоснование необходимости принятия данного законопроекта

Разработка и принятие проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О внесении дополнений в статью 67 Конституции Российской Федерации» обусловлены необходимостью дополнения Конституции Российской Федерации положениями о неотторжимости Российской территории или ее части с учетом усилившихся за последние годы территориальных притязаний.

За период действия Конституции Российской Федерации (с 12 декабря 1993 года и по настоящее время) произошли значительные изменения как в общероссийском государственном законодательстве (принята 12 декабря I993 г. Конституция Российской Федерации), так и в международном праве. Россия присоединилась к Венским конвенциям: о праве международных договоров (1969 год); о праве международных договоров между государствами и международными организациями (1986 год), а также был ратифицирован целый ряд международных нормативно правовых актов). Кроме изменений, произошедших в государственном и международном праве, произошли изменения в отношениях с сопредельными государствами (так называемое «дальнее зарубежье») и с государствами из состава бывшего СССР («ближнее зарубежье»).

Произошедшие изменения не нашли своего отражения в Законе Российской Федерации «О государственной границе», в связи с чем некоторые его положения (определяющие понятие, статус Государственной границы и принципы ее установления, а также устанавливающие особые льготные правила промысловой и иной деятельности иностранным физическим и юридическим лицам как на Государственной границе, так и на территории Российской Федерации) не регулируют отношения по обеспечению целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а, наоборот, создают очаги социально-экономической и политической напряженности как внутри страны (особенно в субъектах Российской Федерации, границы которых являются одновременно частью Государственной Границы), так и во взаимоотношениях с сопредельными государствами.

Вот наиболее характерный пример напряженности в отношениях между тремя государствами: Россией, Японией и Республикой Кореи.

16 сентября 1991 года было подписано Соглашение между Правительствами СССР и Республики Кореи о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. Согласно договоренности между указанными правительствами, в 2001 году 26 южнокорейским судам разрешен промысел сайры в территориальном море Российской Федерации в районе Южных Курил. 21 февраля 1998 года согласно Соглашения между правительствами России и Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов, японской стороне выделены квоты на вылов 2252 тонн рыбы в территориальном море Российской Федерации вблизи островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Зеленый с прилегающими к нему восемью островками и скалами (именуемые, японской стороной «группа островов Хабомаи»). 20 июня 2001 г. министр иностранных дел Японии М.Тонака направила министру иностранных дел Российской Федерации послание в котором призвала пересмотреть решение о предоставлении южнокорейским рыбакам права на промысел в районе Южных Курил и подчеркнула, что «Токио считает эти острова своей исконной территорией. Мы не можем согласиться с тем, что Россия предоставляет там право на промысел Республике Корее». Министерства иностранных дел Республики Кореи и Российской Федерации отреагировали на заявление соответствующим образом (Приложение N 1).

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 2, части 2 статьи 3 и части 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» пределы Государственной границы, ее статус и порядок прохождения определяется, устанавливается и изменяется международными договорами.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» любые международные договоры Российской Федерации (межгосударственные, межправительственные договоры, договоры межведомственного характера) или их части до вступления в силу могут применяться в Российской Федерации временно, если это предусмотрено в самом договоре или если об этом была достигнута договоренность со сторонами, подписавшими договор (пункт 1). При этом пунктом 2 определено, что решение о временном применении в Российской Федерации международного договора или его части принимаются органом, принявшим решение о подписании международного договора, в порядке, установленном статьей 11 федерального закона «О международных договорах Российской Федерации». В Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» не предусмотрены сроки временного применения международного договора, в связи с чем они применяются, не будучи ратифицированными, в течение длительного времени.

Например, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав недропользования 1998 г. временно применяется с момента подписания, хотя в результате его нератификации оно не вступило в силу.

Второй пример. Соглашением между правительствами Российской Федерации и Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов 21 февраля 1998 года японской стороне выделили квоты на вылов рыбы в территориальном море России вблизи островов южной Курильской гряды. На ратификацию указанное соглашение не направлялось.

Третий пример. Соглашением между Правительством СССР и Республики Кореи о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 16 сентября 1991 года предусмотрено выделение квот южнокорейским рыбакам для промысла сайры в территориальном море России в районе Южных Курил.

Аналогичное положение сложилось в США в части разграничения морских пространств Берингова моря. Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств 1990 года до сих пор не ратифицировано и применяется временно.

Таким образом, предусмотренная статьей 23 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» возможность бессрочного временного применения в Российской Федерации любых международных договоров (межгосударственные, межправительственные договоры, договоры межведомственного характера) или их части позволяет устанавливать и изменять статус Государственной границы соответствующими соглашениями исключительно в интересах иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих промысловую деятельность на Государственной границе и непосредственно на территории России.

Аналогичные положения (не обеспечивающие целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации) содержатся в Федеральном законе о внутренних морских водах, территориальное море к прилежащей зоне Российской Федерации» (пункт 2 статьи 20).

Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» предусмотрено ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности иностранными юридическими и физическими лицами непосредственно на Государственной границе либо на территории Российской Федерации, которая осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или иными договоренностями с иностранными государствами (статья 13).

Выводы по обоснованию необходимости принятия данного законопроекта

Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», а также федеральные законы («О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «О международных договорах Российской Федерации»), регулирующие сходные отношения (в части обеспечения правопорядка на Государственной границе) содержат правила, противоречащие Конституции Российской Федерации.

Читайте так же:  Ципф закон

1. Преамбулой Конституции Российской Федерации определена необходимость в сохранении исторически сложившегося государственного единства и возрождении суверенной государственности России.

2. «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию» (временное приостановление этого положения Конституцией не предусмотрено).

3. Согласно части 3 статьи 4 Конституции «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории» (временное приостановление этого положения Конституцией не предусмотрено).

4. Согласно части 3 статьи 5 — «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности», «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (временное приостановление действия указанных принципов Конституцией Российской Федерации не предусмотрено и противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права).

5. Закрепленный частями 1 и 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации принцип равноправия субъектов Российской Федерации нарушается в отношении тех субъектов, границы которых одновременно являются частью Государственной границы.

6. Согласно части 1 статьи 9 Конституции «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (временное лишение этого права граждан России, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации, границы которых совпадают с частью Государственной границы, путем временного применения нератифицированных международных соглашений и договоренностей Конституцией Российской Федерации не предусмотрено и противоречит принципам и нормам международного права).

7. Часть 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации запрещает действия, направленные на нарушение целостности России и подрыв безопасности государства (заключение временных международных соглашений и договоренностей по использованию российских ресурсов на территории России подрывает безопасность государства).

8. В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции «законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации», а согласно статье 18 «права и свободы человека и гражданина_ определяют смысл, содержание и применение законов. деятельность исполнительной власти». Данное конституционное положение соответствует принципам и нормам международного права (т.е. нератифицированные международные соглашения и договоренности нарушающие права и свободы граждан, проживающих на сопредельных с иностранными государствами территориях, применяться на территории России не могут даже временно).

9. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы являются (1) общепризнанные принципы международного права, (2) общепризнанные нормы международного права, (3) международные договоры Российской Федерации, (4) Конституция Российской Федерации (Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» в этой части противоречит Конституции, поскольку предписывает установление статуса Государственной границы только международными договорами (договоренностями и соглашениями).

10. Согласно части 6 статьи 125 Конституции Российской Федерации «не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению» (т.е. правовые акты, предусматривающие временное отторжение территории России антиконституционны).

2. Цели и задачи принятия законопроекта

Цель данного законопроекта — установление конституционных положений, запрещающих отторжение Российской территории.

Основной задачей законопроекта является обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъектов Российской Федерации границы которых совпадают с Государственной границей России, и в связи с этим испытывают на себе последствия политической и социально-экономической нестабильности. Второй, не менее важной задачей, является установление нормы, запрещающей издавать акты (в т.ч. и нормативно-правового характера), содержащие положения об отторжении той или иной части территории России.

Задачей данного законопроекта также является наполнение конкретным содержанием, зафиксированные в преамбуле Конституции Российской Федерации, устремления многонационального народа Российской Федерации о сохранении исторически сложившегося государственного единства и о возрождении суверенной государственности России.

3. Общая характеристика и основные положения законопроекта

Положения, установленные частью 3 статьи 4, частью 5 статьи 13, частью 2 статьи 80, частью 1 статьи 82, частями 2 и 3 статьи 87 Конституции Российской Федерации позволяют Российской Федерации (в лице Президента), обеспечить целостность и неприкосновенность территории России только в случае агрессии или ее непосредственной угрозы Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации нет положений, препятствующих экономическому (то есть фактическому) самозахвату приграничных территорий. Поэтому дополнение в части 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации закрепляет, что территория субъектов Российской Федерации как часть территории России неотторжима. Что позволяет защитить пограничные территории России, как от внешней так и внутренней угрозы нарушения целостности Российской Федерации.

Дополнение статьи 67 новым предложением позволяет уточнить статус субъектов Российской Федерации, границы которых являются частью Государственной границы. Отсутствие уточненного статуса ставит эти субъекты в неравное положение с теми субъектами Российской Федерации, территории которых не расположены вблизи сопредельных государств. Предлагаемая поправка устанавливает положение, согласно которого, изменение границ может быть произведено только после соглашения субъекта Российской Федерации, которое определяется результатами референдума. Данное дополнение соотносится с положениями, закрепленными частью 1 статьи 1, статьи 2, частями 1 и 3 статьи 3; части 1 статьи 7, частью 1 статьи 9, частью 3 статьи 11, статьей 18, частью 2 статьи 32, частью 3 статьи 44 и пункта «в» статьи 72 Конституции Российской Федерации (в части права граждан, проживающих на этих территориях, путем референдума решать вопрос владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, которые являются основой их жизни и деятельности).

Дополнение статьи 67 частью четвертой устанавливается положение, (которое корреспондируется с положением, установленным частью 6 статьи 125 Конституции Российской Федерации), запрещающее действие направлено на отторжение территории России.

4. Ожидаемые социально-экономические последствия принятия законопроекта

Внесение указанных поправок в Конституции Российской Федерации будет являться свидетельством перед лицом мирового сообщества о намерении России сохранить и упрочить ее устремления по реализации положений, закрепленных в преамбуле Конституции Российской Федерации. Положения направлены на сохранение государственного единства, его целостности и неприкосновенности будет способствовать возрождению суверенной государственности России, что позволит этому институту стать основным средством стабилизации социально-экономической, и этнополитической обстановки, а также достижении межнационального согласия, как условие развития гражданского общества в нашей многонациональной стране.

Наведение правопорядка на Государственной границе и на территориях непосредственно к ней прилегающих, позволит укрепить государственный суверенитет Российской Федерации и будет являться основным средством стабилизации социально-политической обстановки и достижения межнационального согласия как условия развития гражданского общества в нашей многонациональной стране.

Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием
закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации
«О внесении дополнений в статью 67 Конституции Российской Федерации»

В связи с принятием закона о поправке к Конституции Российской Федерации «О внесении дополнений в статью 67 Конституции Российской Федерации» потребуется внесение изменений в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», а также федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и «О международных договорах Российской Федерации».

Финансово-экономическое обоснование
проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской
Федерации «О внесении дополнений в статью 67 Конституции Российской
Федерации»

Принятие проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О внесении дополнений в статью 67 Конституции Российской Федерации» не потребует дополнительного финансирования из средств федерального бюджета.

Читайте так же:  Как оформить договор пожизненного проживания

Принятие закона не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств иностранных государств перед Российской Федерацией, изменения других законодательных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

base.garant.ru

Процедура принятия закона. Обсуждение законопроекта. Чтение законов в Госдуме. Новый закон

Принятие федеральных законов в России осуществляется по определенным правилам. Нормативными актами предусматривается несколько стадий, которые должен пройти документ перед его утверждением. Рассмотрим далее , как принимают законы .

Общие сведения

Принятие законов в России осуществляется Госдумой. После утверждения они направляются в СФ для одобрения. В случае отсутствия нареканий со стороны Совета Федерации, закон передается на подпись президенту. После этого нормативный акт официально обнародуется. Таким образом, порядок принятия законов достаточно сложный. Это обусловлено необходимостью исключить создание непродуманных, скороспелых, а в ряде случаев и ошибочных нормативных актов. Кроме этого, процедура рассмотрения и принятия федерального закона Госдумой позволяет решить вопрос, касающийся финансирования его исполнения. Установленные правила направлены на недопущение противоречий в существующей правовой системе.

Законодательный процесс в РФ

Он предполагает совершение определенных действий уполномоченными госорганами. Процедура принятия закона проходит четыре этапа . На первом реализуется правотворческая инициатива. На следующем этапе происходит чтение законов в Госдуме . Как правило, оно осуществляется трижды. После внесения всех поправок и утверждения депутатами, акт направляется в СФ. Далее, как выше было сказано, акт подписывается президентом.

Инициатива

Ею обладает президент, СФ и его члены, депутаты Госдумы, правительство РФ. Кроме этого, правотворческой инициативой наделены представительные органы регионов, КС, ВС, ВАС. При этом суды могут предлагать правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. По своей сути, инициатива представляет собой право ряда органов и их служащих вносить законопроекты на обсуждение. Это действие порождает обязанность Высшей представительной структуры страны изучить их. Круг субъектов, обладающих инициативой, достаточно узкий. Обуславливается это рядом важных обстоятельств. В первую очередь, расширение перечня субъектов приведет к тому, что Высший представительный орган будет тратить большое количество времени на решение вопросов об отклонении или принятии предложений. Кроме этого, указанные выше структуры и должностные лица располагают необходимым объемом сведений о социальной жизни в государстве, чего нельзя сказать о многих других госструктурах и гражданах.

Подготовка

Любой новый закон должен соответствовать действительности, отражать решения, адекватные существующим условиям. Соответственно, подготовка нормативного акта начинается с выявления наиболее актуальных социальных потребностей. При этом осуществляется всестороннее изучение практики, предложений госструктур, научных данных, мнений политических объединений, прочих общественных организаций, а также граждан. Новый закон могут подготавливать разные органы. Как правило, применяется отраслевой принцип. Он предполагает, что подготовку конкретного предложения осуществляет структура, занятая в соответствующей области. Между тем, специалисты считают такой подход не всегда безупречным. В некоторых случаях формируется специальная комиссия.

Процедура принятия и изменения закона

Подготовленный акт направляется в высший представительный орган. Здесь происходит обсуждение законопроекта . Как выше было сказано, рассмотрение акта осуществляется трижды. Первое чтение предполагает анализ общих положений, второе – тщательное изучение деталей, внесение поправок, третье – одобрение или неодобрение. Утверждение осуществляется большинством депутатов. Процедура принятия конституционного закона требует одобрения 2/3 голосов. Рассмотрение предложения начинается с доклада представителя региона, из которого оно поступило. После этого заключение дает профильный комитет. Заслушав его, депутаты переходят к оценке и анализу нормативного акта, вносят поправки. Аналогичным образом утверждаются изменения в уже действующих законах. Одобрение нормативного акта осуществляется открытым голосованием. При этом оно может осуществляться как в отношении всего документа в целом, так и отдельных его статей. В пятидневный срок акт направляется в Совет Федерации. СФ обязан изучить его в течение 14 дней. Если акт не был рассмотрен за этот срок, то он считается автоматически утвержденным. После этого — также в 14-дневный период — документ предается президенту.

Одобрение в СФ

Законодательный процесс в РФ включает в себя стадию рассмотрения акта в Совете Федераций. СФ может одобрить или отклонить документ. Для утверждения акта необходимо больше 50% голосов от общего числа членов. Одобрение конституционных законов осуществляется 3/4 голосов.

Подписание президентом

Процедура принятия закона не будет считаться соблюденной, если акт не был рассмотрен главой страны. Даже если документ был одобрен СФ, при отсутствии подписи первого лица государства он не имеет юридической силы. При этом президент имеет право наложить вето. Если акт отклонен главой государства, он возвращается в Госдуму для доработки. Однако вето может быть снято, если в ранее утвержденной редакции за документ проголосует больше 2/3 депутатов ГД и членов СФ. В такой ситуации Президент обязан подписать нормативны акт в недельный срок.

Опубликование

Принятие законов в РФ завершается обнародованием. Акт, подписанный Главой страны, публикуется в официальных источниках в недельный срок. Если в документе не закреплены другие условия вступления в действие, то документ обретает юридическую силу через 10 дней после обнародования. Утвержденные и подписанные нормативные акты размещаются в общедоступном печатном издании официального характера. Ими являются, в частности, «Российская газета», «Собрание законодательства РФ». Опубликование необходимо для ознакомления общества с утвержденным актом. В противном случае нельзя применять санкции за нарушение норм, о которых субъекты не знают, и вообще, требовать выполнения установленных предписаний.

Специфика правил

Рассмотрим некоторые особенности принятия законов . Ключевые положения, касающиеся рассмотрения актов, закреплены в Регламенте ГД. В этом документе установлено, что изучение закона осуществляется в трех чтениях. В ходе первого исследуются только принципиально важные, ключевые положения документа. Если разногласий по ним у депутатов нет, акт передается со всеми первоначальными поправками в профильный комитет парламента. Этот орган ответственен за подготовку и прохождение закона на обсуждение. На комитет возлагается также обязанность доработать акт с учетом замечаний и предложений. После завершения работы, документ передается в ГД на второе чтение. Как выше было уже сказано, на этой стадии происходит детальное изучение норм с внесенными поправками. При отсутствии разногласий проект снова отправляется в тот же профильный комитет. На последней стадии рассмотрения не допускается внесение поправок и предложений, затрагивающих содержание документа. В третьем чтении могут вноситься корректировки редакционного характера. На завершающей стадии рассмотрения депутаты принимают решение об окончательном одобрении или не одобрении акта.

Действия СФ

Законодательство и регламент работы СФ предписывают рассматривать акты в течение двух недель. Между тем некоторые документы могут и не изучаться СФ. В этом случае они автоматически считаются одобренными и направляются далее президенту. При этом установлен перечень актов, рассмотрение которых обязательно для СФ. К ним относят, в первую очередь, конституционные законы. Эти акты должны быть детально изучены в СФ. Кроме этого, обязательному рассмотрению подлежат документы, касающиеся:

  1. Федерального бюджета, налогов и сборов.
  2. Вопросов таможенного, эмиссионного, кредитного, валютного, финансового регулирования.
  3. Статуса и защиты госграницы страны.
  4. Мира и войны.
  5. Денонсации и ратификации международных соглашений с участием России.

Урегулирование разногласий

Принятие федеральных законов далеко не всегда происходит с первого раза. В ряде случаев между СФ и ГД возникают разногласия. Точнее, Госдума не всегда согласна с причинами отклонения СФзакона. В такой ситуации формируется согласительная комиссия. После преодоления разногласий законопроект направляется на повторное рассмотрение. При этом, если при следующем голосовании за документ выступило не меньше 2/3 депутатов от общего их числа, он будет считаться утвержденным.

Читайте так же:  Земельный налог сроки уплаты за 2013

Вето президента

После одобрения закона обеими палатами он поступает на подпись к главе государства. В 14-дневный срок президент его или подписывает, или отклоняет. Вето выступает в качестве одного из инструментов сохранения баланса власти. Оно направлено на сдерживание законодательной ветви. Суть вето состоит в отказе президента ставить свою подпись в документе. Соответственно, он не получит юридической силы, даже если будет обнародован.

Виды отказа

Вето может быть относительным или абсолютным. В последнем случае парламент не имеет возможности его преодолеть. Соответственно, закон больше не поступает на рассмотрение. Абсолютным вето обладал император России. Относительный отказ может преодолеваться парламентом. Процедура принятия закона предусматривает определенные правила для снятия вето. Если в 14-дневный срок президент отклонил документ, то ГД и СФ вновь рассматривают его. В случае если при повторном обсуждении закон получит одобрение не менее чем 2/3 от общего состава парламента, Глава страны обязан его подписать. При этом утвержден должен быть акт в первоначальной (отклоненной президентом) редакции. То есть процедура принятия закона существенно сокращается, поскольку поправки в него не вносятся. На подписание после повторного утверждения акта парламентом президенту отводится неделя.

Нюансы обнародования

Назначение этой стадии заключается в доведении положений утвержденного нормативного акта до сведения населения. Обнародование может быть неофициальным и официальным. Последнее осуществляется в рамках 15 статьи Конституции. В ней сказано, что нормативно-правовые акты, утвержденные по установленным правилам, должны быть официально опубликованы. Неразмещенные в соответствующих изданиях документы не подлежат применению. Любые нормативно-правовые акты, касающиеся прав, обязанностей, свобод человека и гражданина, не могут реализовываться, если они официально не опубликованы и не доведены до всеобщего сведения. Неофициальное обнародование производится в виде изложения их содержания или сообщения об их издании в радио-, телепередачах, СМИ и пр. Ссылаться на такие акты при оформлении официальных документов, принятии решений, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, не допускается. Обнародование осуществляют от имени того органа, который издал закон или подписал его.

Для обнародования устанавливается определенный период. Его продолжительность зависит от типа закона, который был принят. Основные сроки закреплены ФЗ № 5 от 1994 г. В нем сказано, что ФКЗ, федеральные законы должны быть опубликованы в семидневный срок с даты их подписания президентом. Размещение в соответствующих изданиях актов палат ФС осуществляется не позднее 10-ти дн. с момента их утверждения. Официальным опубликованием указанных выше документов будет считаться первое изложение полного его текста в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» либо «Парламентской газете». ФЗ и ФКЗ направляются для издания президентом. Акты палат ФС передаются председателем СФ или ГД либо его заместителем. Любой из указанных документов вступает в силу одновременно по всей территории страны через 10 дн. после опубликования.

Другие нормативные акты

Кроме законов, в РФ принимаются и подзаконные акты. Эти документы утверждаются разными госорганами и направлены на конкретизацию положений ФЗ и ФКЗ. Подзаконные акты считаются вторичным звеном нормативной системы. Оно дополняет первичные положения, более конкретно регламентирует разнообразные группы отношений в обществе. Вместе с этим, такие акты выступают как нормативные. Они представляют собой официальные документы, включающие в себя общеобязательные правила. Принятие подзаконных актов производится преимущественно исполнительными структурами. Такие документы обычно имеют специфические наименования. К примеру, Указы резидента, Постановления правительства, Приказы министерств относятся к подзаконным актам. На региональном уровне также действуют исполнительные органы. Они имеют право принимать подзаконные акты. К таким органам относят администрации, правительства, управления, департаменты и пр. Порядок утверждения подзаконных актов устанавливается положениями о соответствующих уполномоченных структурах. Основное требование, которое предъявляется к этим документам, заключается в обязательном соответствии ФЗ и ФКЗ. Если выявляются противоречия в положениях, то применению подлежат законы, принятые на федеральном уровне.

Специфика действия правовых актов во времени

После того как процедура принятия закона завершена, он начинает применяться по всей стране. Время действия акта отсчитывается с даты вступления его в силу, а заканчивается – с момента ее утраты. Последнее может обуславливаться разными причинами. Одной из наиболее распространенных считается истечение срока действия, установленного в законе. К примеру, вводилось чрезвычайное положение на один месяц. Также окончание действия может быть связано с отменой закона другим документом, заменой действующей редакции на новую и пр. Как правило, нормативно-правовые акты обратной силы не имеют. Это означает, что если субъект совершил какое-либо нарушение, к нему будут применяться положения, имевшие силу во время этого события. Исключение составляют случаи, когда вновь утвержденный акт устраняет или смягчает ответственность за противоправное поведение, и прочие особо оговариваемые ситуации.

Действие в пространстве

Законы, принятые в установленном порядке, распространяются на определенные территории. К примеру, ФКЗ действуют в пределах всей страны. Федеральный закон, регламентирующий предоставление дальневосточного гектара, в настоящее время распространяется только на территорию ДВ. Некоторые нормативно-правовые акты могут действовать и за пределами государства. Однако для этого необходимо включение специальных оговорок в международные соглашения, заключенные РФ с другими странами. Как правило, законы распространяются на абсолютно всех лица, находящихся в пределах государства. К ним относят не только непосредственных граждан страны, но и лиц, не имеющих гражданства, а также иностранцев. Если необходимо распространить действие закона на конкретных субъектов, их круг определяется непосредственно в тексте документа.

Заключение

Как видно, процедура утверждения законов достаточно сложна в России. Между тем, по мнению экспертов, наличие нескольких стадий вполне себя оправдывает. Аргументируют свою позицию авторы, в первую очередь, масштабами самой страны. Выработать закон, максимально удовлетворяющий потребности всего населения, достаточно проблематично. Необходимо учитывать разные факторы, доминирующие в том или ином регионе. Только после тщательного изучения ситуации, прогнозирования последствий можно выносить тот или иной закон на обсуждение. Именно поэтому в качестве обязательной стадии предусмотрено одобрение нормативного акта Советом Федерации. В этом органе присутствуют представители от каждого региона. Зная ситуацию в своем субъекте, они могут предположить, какие последствия возникнут при введении того или иного закона в действие. Немаловажное значение имеет своевременное подписание и обнародование нормативного акта. Одобрение закона Президентом направлено на предотвращение злоупотребления властью представительными органами. Право вето позволяет сохранять баланс сил и интересов. В рамках правоприменения особое значение имеет своевременное доведение содержания закона до сведения общественности. Если граждане не будут знать сути положений, то они, разумеется, не смогут их соблюдать. Аналогичная ситуация и с уполномоченными органами, обязанными осуществлять контроль исполнения законов. Если содержание нормативных актов не будет доведено до их сведения, структуры не смогут применять меры ответственности к нарушителям.

businessman.ru


Обсуждение закрыто.