Налоговая система фискальная политика виды налогов

Налоговая система фискальная политика виды налогов

Налоги и фискальная политика

Налог – это объективная экономическая категория, выражающая постоянно существующие экономические отношения между государством и физическим или юридическим лицами в процессе перераспределения вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения его части в распоряжение государства в обязательном порядке.

Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства.

Налог – это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения части принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц.

Основными чертами налогов является: безвозмездность, принудительность и безэквивалентность (только деньги).

Налоговая система в Российской Федерации выстроена по следующей структуре:

  1. Федеральные налоги и сборы – НДС, НДФЛ, акцизы, налог на прибыль, ЕСН, федеральные лицензионные сборы;
  2. региональные налоги и сборы – налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы;
  3. местные налоги и сборы – налог на рекламу, налог на имущество физических лиц, местные лицензионные сборы.
  4. Налогоплательщики – это организации и индивидуальные предприниматели (налоговые агенты), которые на основании Налогового кодекса Российской Федерации обязаны уплачивать налоги.

    Налоговые агенты – это лица (организации или физические лица), на которых по законодательству возложены обязанности исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налоги и сборы.

    Объекты налогообложения: реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, экспортные и импортные операции.

    Налоговая база: доходы, выручка, стоимость имущества.

    Налогооблагаемая база: часть налоговой базы после вычетов.

    Налоговый период – календарный или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

    Налоговая ставка – величина налога на единицу измерения налоговой базы (рубль, л). Ставки бывают: пропорциональные (в процентах); твердые (в рублях); регрессивные, прогрессивные.

    Налоговые органы – это федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные органы.

    Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика на бланке установленной формы о доходах, расходах, источниках, льготах, суммах налога и другие данные.

    Сроки уплаты налогов – это время, в течение которого необходимо заплатить налог. Устанавливаются Налоговым кодексом РФ.

    Порядок исчисления налога устанавливается в налоговом порядке, налогоплательщик самостоятельно определяет налог, исходя из налоговой базы, ставки, льгот. Физические лица получают уведомление об уплате налога.

    Льготы – это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков преимуществ в уплате налогов (не платить налоги; платить, но в меньшем размере; уменьшение налогооблагаемой базы).

    Виды налогов можно классифицировать различными способами в зависимости от:

      объекта налогообложения:

    а) прямые (налог на прибыль);
    б) косвенные (акцизы);
    уровня взимания налогов:

    а) федеральные;
    б) региональные;
    в) местные;
    субъекта уплаты:

    а) физические лица;
    б) юридические лица;
    источника уплаты:

    а) доход;
    б) прибыль;
    в) выручка;
    ставки налога:

    а) налоги с твердой ставкой;
    б) пропорциональные налоги;
    в) прогрессивные налоги;
    г) регрессивные налоги;
    целей использования:

    а) общие налоги используются для финансирования текущих и капитальных расходов государственного и местного бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;
    б) специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование, в дорожные фонды и т. д.);
    способа изъятия:

    Функции налоговой системы:

    1. фискальная, т. е. налоги обеспечивают пополнение бюджета и финансирование государственных расходов;
    2. регулирующая, т. е. налоги регулируют экономическую активность в различных отраслях и сферах;
    3. распределительная, т. е. налоги распределяют и перераспределяют национальный доход, доход юридических и физических лиц, капитала и инвестиционных ресурсов;
    4. социальная, т. е. налоги обеспечивают сглаживание социального неравенства между доходами отдельных групп населения;
    5. аккумулирующая;
    6. стимулирующая, т. е. налоги стимулируют развитие научно-технического прогресса;
    7. контрольная (без данной функции другие функции не осуществляются).

    Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов для соблюдения законодательства.

    Налоговые, таможенные органы, государственные внебюджетные фонды, органы внутренних дел (милиция) информируют друг друга об имеющихся материалах, о проверках и т. д.

    Существует несколько форм проведения налоговых проверок:

    1. налоговая проверка;
    2. проверка данных учета и отчетности;
    3. получение объяснения;
    4. осмотр помещения, территории.
    5. Проверка может охватить не более 3 календарных лет, предшествующих году проверки.

      В Налоговом кодексе РФ определен порядок участия свидетелей, доступа должностных лиц на территорию, осмотра помещений при выездной проверке, истребования документов, выемки документов и предметов, проведения экспертизы, привлечения специалистов, участия переводчика, участия понятых, составления протокола и оформления результата проверки.

      Проверки могут быть камеральные и выездные.

      Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа, без выезда на предприятие, на основании документов и деклараций, предоставленных налогоплательщиками. Проводится без специального разрешения руководства налогового органа в течение 3 месяцев со дня предоставления декларации.

      Если были выявлены ошибки, то об этом сообщают налогоплательщику. На сумму доплат по налогам направляется в банк требование об уплате, налоговый орган вправе требовать дополнительные документы и сведения. Руководитель налогового органа рассматривает материалы проверки и выносит решение в течение 2 недель по окончании срока, когда налогоплательщику предоставлено время исправить нарушения или представить возражения.

      Выездная проверка проводится в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей на основании решения руководителя налогового органа, но не чаще 1 раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период времени. Эти проверки проводятся независимо от времени проведения предыдущей проверки, если она связана с реорганизацией или ликвидацией организации, или проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за работой налогового органа. Выездная проверка проводится в течение 2–3 месяцев и охватывает не более 3 предшествующих лет. По окончании проверки составляется справка, в которой фиксируются предмет проверки и сроки. Результаты проверки оформляются актом после составления справки по специальной форме и подписываются руководителем предприятия и должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки. Если руководитель отказывается или уклоняется от подписи, то на акте делается соответствующая запись, затем налогоплательщик в течение 2 недель вправе предоставить в налоговый орган письменное объяснение отказа. После 2 недель акт проверки рассматривается руководителем и выносится решение по результатам проверки.

      Налогоплательщик имеет право обжаловать действие или бездействие налоговых органов ненормативного характера в вышестоящий налоговый орган в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал о нарушении прав, в арбитражный суд.

      Вышестоящий налоговый орган вправе (не позднее 1 месяца после получения жалобы) оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку, отменить решение и прекратить дело о налоговом правонарушении, изменить решение и вынести новое.

      Существуют следующие виды налоговых правонарушений:

      1. нарушение срока подачи заявления о постановке на учет;
      2. ведение деятельности без постановки на учет;
      3. нарушение срока подачи информации об открытии или закрытии счета в банке;
      4. непредоставление декларации в срок;
      5. нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения;
      6. неуплата или неполная уплата из-за занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других действий;
      7. несоблюдение порядка распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
      8. непредоставление в срок документов в налоговый орган;
      9. отказ организации предоставить документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа; уклонение или предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями;
      10. несвоевременное (неправомерное) сообщение сведений лицом, которое должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков правонарушений.
      11. Существует несколько видов налоговых санкций:

        1. в виде денежных взысканий (штрафов), они взыскиваются в судебном порядке; государственная налоговая инспекция может обратиться с иском в суд в течение 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта;
        2. в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела срок подачи иска считается со дня получения налоговой инспекцией соответствующего постановления;
        3. при совершении одним лицом 2-х или более нарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение;
        4. сумма штрафа перечисляется со счета налогоплательщика только после перечисления в бюджет задолженностей и пеней;
        5. налоговые санкции применяются только по решению суда, но до суда предприятие может добровольно уплатить штрафы.
        6. Существует несколько видов ответственности за совершение налогового правонарушения:

          1. экономическая (финансовая) – недоплаты, пени, штрафы;
          2. административная;
          3. уголовная.
          4. Административным считается противоправное, виновное действие или бездействие юридического или физического лица, за которое устанавливается административная ответственность в соответствии с Административным кодексом. К ответственности могут привлекаться: должностные лица, физические лица, должностные лица, которые осуществляют регистрацию имущества, браков и не предоставили сведения, необходимые для налогового контроля. Административные штрафы в области налогов и сборов налагаются по решению суда, дело возбуждается на основании протокола, составленного налоговым органом. Сумма штрафа оплачивается не позднее 30 дней со дня постановления суда.

            Уголовная ответственность – ответственность за нарушение налогового законодательства. Виды нарушений:

            1. уклонение от уплаты налогов, непредоставление декларации, ложные сведения и т. д.;
            2. то же самое, но в особо крупных размерах;
            3. неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента;
            4. сокрытие денежных средств, либо имущества, за счет которых должна быть взыскана недоимка.
            5. Фискальная политика – это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов.

              Политика государственных расходов и налогов выступает одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики в рамках стабилизации экономического развития страны. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, объем национального производства и уровень занятости населения. При увеличении налогов совокупные расходы сокращаются, и наоборот.

              Различают два вида фискальной политики:

                автоматическая фискальная политика предполагает наличие встроенных стабилизаторов в экономическом механизме, к ним могут быть отнесены:

              а) автоматические изменения налоговых поступлений;
              б) изменения систем пособий по безработице и социальных выплат;
              дискреционная фискальная политика – это целенаправленные изменения в области государственных расходов и в налоговой системе; основными инструментами такой политики могут выступать:

              а) изменение государственных расходов (снижение расходов приводит к падению совокупного спроса);
              б) изменение налоговых ставок (снижение налоговых ставок увеличивает совокупный спрос).

              В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В период спада производства осуществляется его стимулирование путем снижения налогов и увеличения государственных расходов. В условиях инфляции проводится сдерживающая фискальная политика, подразумевающая уменьшение правительственных трат и увеличение налогов.

              Основными элементами фискальной политики таким образом выступают:

              1. государственные расходы – это расходы правительства, оплачиваемые из государственного бюджета, на содержание госаппарата и закупку товаров и услуг, которые бывают двух видов: закупки для собственного потребления государства и закупки для регулирования рынка;
              2. налоги – это обязательные, безвозмездные платежи физических и юридических лиц в адрес бюджетов различных уровней; налоговая политика не постоянна, а изменяется в зависимости от исторических условий, целей социального и экономического развития общества.
              3. При проведении налоговой реформы необходимо иметь в виду, что снижение налогового бремени реально возможно только при росте производства и увеличении налогооблагаемых доходов.

                be5.biz

                Налоговая система фискальная политика виды налогов

                Налоги как основной элемент налоговой системы

                Основным элементом фискальной политики являются налоги. Налоги — обязательные безвозмездные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц в форме денежных средств для обеспечения деятельности государства.

                Как нормативная форма, налагаемая на доходы, налоги характеризуются обязательностью и срочностью платежа. Поэтому всякое уклонение от налогов и несвоевременная их уплата ведут к соответствующим юридическим и административно-финансовым мерам воздействия — санкциям.

                Налоги выполняют следующие функции:

                · Фискальная — формирование денежных ресурсов государства с помощью изъятия доходов;

                · Контрольная — контролирует движение финансовых ресурсов, оценивает эффективность работы налогового механизма;

                · Регулирующая — регулирует распределение налоговых поступлений между отраслями народного хозяйства

                · Стимулирующая — направлена на активизацию производства и инвестирования (вложение капитала)

                · Социальная — регулирование налоговых льгот и налоговых ставок.

                В зависимости от способа отнесения в бюджет различают следующие виды налогов:

                Федеральные (например, на прибыль предприятий),

                Региональные (например, транспортный),

                Местный (например, на рекламу).

                В зависимости от ставки различают следующие виды налогов:

                Налоги с твердой ставкой — определяются в абсолютных величинах и не зависят от размеров дохода,

                Прогрессивные налоги — ставка возрастает при увеличении дохода,

                Регрессивные налоги — ставка уменьшается при увеличении дохода

                Различают так же прямые и косвенные налоги. Прямые — налоги на доходы или имущество налогоплательщиков (подоходный налог, налог на прибыль и другие). Косвенные — устанавливаются на товары и услуги и взимаются с цены (НДС, акциз, таможенные пошлины).

                Таким образом, налоги являются важным инструментом государственного регулирования и предназначены для поддержания стабильного экономического и социального развития.

                Виды и функции фискальной политики

                Фискальная политика является весьма важным инструментом в сглаживании инфляции и при поддержании на должном уровне занятости населения. Поэтому необходимо вырабатывать четкий механизм действия такой политики. Мировой практикой здесь наработан определенный опыт, который необходимо использовать. В зависимости от целевого назначения фискальная политика может быть дискреционной и автоматической (политикой встроенных стабилизаторов).

                Под дискреционной фискальной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами.

                В периоды спадов производства правительство, стремясь поддержать совокупный спрос, увеличивает свои расходы, которые обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов показывает изменение чистого национального продукта в результате изменения расходов государства. Его можно определить как отношение первого ко второму. Действие мультипликатора приводит к тому, что прирост государственных расходов вызывает в несколько раз больший прирост реального чистого национального продукта.

                Чтобы государственные расходы имели стимулирующее действие, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Увеличение налоговых ставок, наоборот, снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема чистого национального продукта. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.

                В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Таким образом, увеличивая свои расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.

                Дискреционная фискальная политика предполагает также изменение налоговых ставок. Например, в период быстрого экономического подъема, чтобы обеспечить плавный и непрерывный рост, правительство может ввести новые налоги или повысить ставки действующих. Это приведет к сокращению доходов и совокупного спроса, а значит, и реального чистого национального продукта. Существует налоговый мультипликатор, который показывает изменение реального чистого национального продукта в результате изменения налоговых поступлений в бюджет, и определяется как их отношение.

                Изменение налогов оказывает меньшее влияние на величину совокупных расходов, а следовательно, и на объем чистого национального продукта, чем изменение государственных расходов. Это объясняется тем, что рост налогов частично компенсируется сокращением совокупных расходов, а частично — уменьшением сбережений, в то время как изменения государственных закупок влияют только на совокупные расходы. Поэтому мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов. Увеличение или уменьшение налогов оказывает меньшее влияние на совокупные расходы, чем изменения государственных расходов.

                На практике уровень государственных закупок, налогов может изменяться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую фискальную политику. Встроенная стабильность основана не тех механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют автоматическими (встроенными) стабилизаторами. К ним относятся автоматические изменения налоговых поступлений и систему пособий по безработице и социальным выплатам.

                Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически приведет в сокращению налоговых поступлений в казну. Следовательно, увеличится доля доходов, остающаяся у населения и предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно окажется на развитии экономик. Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При росте ВНП (валовой национальный продукт) увеличиваются доходы, но растут и ставки налогов. Это ведет к прогрессивному увеличению налоговых поступлений.

                Система пособий по безработице и социальные выплаты также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют и системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам; сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

                Из-за действия автоматических стабилизаторов изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты были незначительны.

                Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:

                · устойчивый рост национального дохода,

                · умеренные темпы инфляции,

                · сглаживание циклических колебаний экономики,

                · установление стабильного уровня цен.

                Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм. С помощью фискальной политики государство непосредственно может влиять на развитие экономики, добиваясь ее устойчивого роста, стабильности цен и полной занятости дееспособного населения.

                Такая политика заключается в том, чтобы вовремя предвидеть спад производства и рост безработицы, а также нарастание инфляционных процессов в экономике и соответствующим образом воздействовать на них. При наступающем спаде производства правительство увеличивает государственные расходы и сокращает налоги с целью увеличения совокупных расходов и инвестиций. Тем самым оно содействует подъему производства и увеличению занятости. При наступлении инфляции, напротив, государственные расходы уменьшаются, а налоги увеличиваются.

                Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно — трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

                На сегодняшний день существует четыре функции фискальной политики:

                Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация налоговой функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря — это сбор налогов в пользу государства.

                Обеспечивает выравнивание доходов и расходов налогоплательщиков, перенаправление потоков рефинансирования между различными отраслями экономики, распределение доходов между центральными, региональными и местными бюджетами и т.п. Эта функция реализуется путем изменения налоговых ставок, включая применение прогрессивных или регрессивных налоговых ставок, изменения соотношения объемов налоговых изъятий между бюджетами различных уровней, изменением структуры налоговых изъятий по их видам, регулирования налоговой базы и т. п.

                Предполагает, что фискальная политика являются средством оказания влияния на темпы экономического роста в стране, ускоряя или замедляя его темпы. Стимулирующая функция реализуется преимущественно путем установления налоговых льгот либо снижением налоговых ставок в целом.

                Обеспечивает контроль государства над уровнем доходов и расходов своих граждан.

                Использование различных инструментов фискальной политики предусматривает наличие методов:

                ь Эконометрический (статистический) метод фискальной политики:

                В общем случае поставленную задачу можно решить эконометрическими способами, в основе которых лежит постулат о том, что объем производства нелинейно зависит от величины налогового бремени. В этом случае объем ВВП достаточно аппроксимировать полиномиальной регрессией.

                Учитывая специфику операций сглаживания рядов, эконометрический метод имеет ряд очевидных особенностей. Во-первых, для получения значений параметров необходимо иметь достаточно длинные и “хорошие” в статистическом смысле динамические ряды. Во-вторых, параметры постоянны во времени, что в некоторых случаях приводит к неизменности значений точек Лаффера (в частности, такая ситуация возникает для квадратичной функции). Это не совсем правомерно, так как более логично было бы предположить, что точки Лаффера являются “плавающими” во времени величинами.

                Комментируя предлагаемый выше подход, который базируется на примитивной полиномиальной аппроксимации процесса экономического роста налоговой функцией, следует сразу оговориться: в данном случае решается чисто техническая, инструментальная проблема без учета внутрисистемных экономических связей. Явного моделирования функциональных свойств системы не ведется, однако они косвенно улавливаются зависимостью. При этом, хотя сама функциональная зависимость не линейна, регрессия, наоборот, линейна относительно входящих в нее параметров и, следовательно, никаких особых технических сложностей при ее идентификации не возникает. В этом состоит один из существенных плюсов предлагаемой модельной схемы.

                ь Аналитический (алгебраический) метод оценки фискальной политики

                Учитывая, что для российской экономики еще не сформированы ретроспективные динамические ряды, достаточные для проведения корректных эконометрических расчетов, можно воспользоваться другими способами оценки эффективности фискальной политики. К числу подобных альтернативных подходов можно отнести методы точечно-кусочной аппроксимации (замене одних объектов другими) анализируемого процесса с помощью степенной функции, которые принципиально отличаются от эконометрических методов, основанных на интервальной аппроксимации. В этом случае для каждой отчетной точки (в нашем случае года) строится своя функция с соответствующими значениями входящих в нее параметров. Так как число параметров функции может быть больше одного, то для их однозначной оценки необходимо использовать дополнительную информацию о приростах переменных во времени. Учитывая нелинейность связи между объемом производства и уровнем налогового бремени, в качестве аппроксимирующей функции следует брать квадратичный многочлен. Здесь возможны два варианта расчета: обобщенный трехпараметрический и упрощенный двухпараметрический. Рассмотрим их более подробно:

                1. Трехпараметрический метод. В основе данного метода лежит аппроксимация процесса экономического роста трехпараметрической квадратичной функцией, где в качестве аргумента выступает уровень налогового бремени.

                2. Двухпараметрический метод. В основе данного метода лежит аппроксимация процесса экономического роста усеченной квадратичной функцией, включающей только два параметра.

                фискальный политика налог российский экономика

                studbooks.net

                Понятие, виды и функции налога. Налоговая система. Фискальная политика

                Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц на основе специального законодательства. Они выполняют следующие функции:

                — Фискальная функция. Налоги образуют источник бюджетных доходов;

                — Функция перераспределения ресурсов между отраслями. Налоги стимулируют одни виды деятельности и ограничивают другие;

                — Функция перераспределения доходов между членами общества и достижения «социальной справедливости». Люди с высокими доходами платят повышенные налоги, а наиболее бедные, напротив, получают субсидии.

                Основные принципы налогообложения:

                — Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, который они получают под его покровительством;

                — Налог должен быть точно определен по сумме платежа, сроку и способу уплаты;

                — Налог должен взиматься в такое время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его;

                — Налог должен быть разработан таким образом, чтобы он удерживал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государству.

                Налоги делятся на прямые, косвенные и безразличные.

                Прямой налог платится непосредственно из того источника, который им обложен (налог на прибыль, подоходный налог).

                Косвенным является налог, который вносят в казну одни лица, а фактически оплачивают другие. Примерами являются НДС, акцизы, налог с продаж и др. Такие налоги платят продавцы, но фактически оплачивают покупатели, поскольку эти налоги увеличивают цены товаров.

                Безразличным называется налог, источник уплаты которого не имеет значения и может быть любой комбинацией доходов (подушный налог, автомобильный налог, налог на наследство).

                В РФ действуют такие виды налогов и сборов, как федеральные, региональные и местные.

                К федеральным относят:

                1) налог на добавленную стоимость;

                3) налог на прибыль;

                4) экологический налог;

                5) федеральные лицензионные сборы и т. п.

                Региональными являются такие виды налогов, как:

                1) налог на имущество организаций;

                2) транспортный налог;

                3) налог с продаж.

                Местные налоги – это:

                1) налог на имущество физических лиц;

                2) налог на рекламу.

                Налоговая система — главный инструмент перераспределения финансовых средств, представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

                Налоговая система является частью финансовой системы и может действовать целенаправленно только в том случае, если имеются государственные программы, четко определяющие приоритеты промышленной и научно-технической политики, в соответствии с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии.

                Различают следующие элементы налоговой системы: совокупность налогов и сборов, налоговое законодательство, формы осуществления налогового контроля, принципы построения налоговой системы.

                Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания налогов; субъект — налогоплательщик; характер применяемых ставок; источник и объект налогообложения; орган, устанавливающий налоги; порядок введения налога; уровень бюджета, в который зачисляется налог; целевая направленность налога; другие признаки.

                Фискальная политика, ее цели и инструменты

                Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

                Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

                1) стабильного экономического роста;

                2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

                3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

                Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Фискальную политику проводит правительство.

                Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

                Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие насовокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

                При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

                Выделяют два вида фискальной политики:

                1. Стимулирующая фискальная политика, или фискальная экспансия, в краткосрочном периоде преследует цель преодоления циклического спада экономики, а также предполагает снижение налогов, рост государственных расходов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может стать причиной расширения предложения факторов производства, а также увеличения потенциального объема выпуска.

                2. Сдерживающая фискальная политика, или фискальная рестрикция, проводится ради сдерживания циклического подъема экономики, при этом предполагает снижение увеличение налогов, государственных расходов или комбинацию этих мер. В краткосрочном периоде все эти меры дают возможность снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и спада объема производства. В долгосрочном периоде возрастающий налоговый клин может стать основой для снижения совокупного предложения, а также развертывания механизма стагфляции.

                Фискальная политика включает: налоговую систему, государственные расходы, систему государственных займов. При этом используются два основных метода воздействия на экономику:

                система автоматических встроенных стабилизаторов;

                studopedia.org

                Читайте так же:  Адвокат новиков александр

Обсуждение закрыто.