Налоги носят характер принуждения

Налоги носят характер принуждения

Налоги носят характер принуждения

Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме от­чуждения принадлежащих им денежных средств, установленный законодательным органом власти в целях финансового обеспече­ния деятельности государства и муниципальных образований, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий ха­рактер наказания.

Под сбором понимается обязательный взнос ор­ганизаций и физических лиц за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), взимаемый уполномоченными органами и должностными лицами.

Налоговый период — это срок, в течение которого определяется налоговая база, окончательно определяется размер налогового обязательства. Любой налог только тогда может считаться установленным, когда определен срок уплаты налога, т. е. отрезок времени, в те­чение которого налогоплательщик обязан уплатить налог. Не­определенность во времени уплаты налога может стать основа­нием для законного уклонения от уплаты налогов.

Социальное значение налогов определяется выполняемыми ими в обществе функциями:

фискальная функция налогов (функция сбора денежных средств);

регулирующая функ­ция — путем перераспределения денежных средств, предоставле­ния налоговых льгот возможно стимулирование определенных отраслей народного хозяйства, поддержка наиболее слабых в материальном плане слоев населения и др.

контролирующая функция — контроль за законностью получения денежных средств гражданами и юридическими лицами, контроль за ра­циональным и законным использованием имущества. Неуплата на­логов может свидетельствовать о неблагоприятном финансовом положении хозяйствующего субъекта.

Основные признаки налога:

1. Законодательное оформление нало­га

С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения имущества, узаконенное нарушение отношений собственности.

Ведомственные инструкции искажают во­лю законодателя, устанавливают дополнительные обязанности для налогоплательщиков, что противоречит данному принципу. Инст­рукции соответствующего министерства могут лишь разъяснять различные вопросы, связанные с налогообложением, устанав­ливать наиболее целесообразные способы деятельности органов по взиманию налогов, но не могут изменять или дополнять на­логовое законодательство. Высший Арбитражный Суд РФ, указав 31 мая 1994 г. установил, что инструкции налогового ведомства не являются норматив­ными актами и носят рекомендательный, методический харак­тер.

2. Налоги это индивидуально-безвозмездные платежи.

Налоги взимаются государством без какого-либо встречно­го предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог. Данный признак позволяет отличить налог от других платежей, в частности от сборов за определенное совершение государственными или муниципальными органами юридически значимых действий.

3. Обязательный характер. Это выражается в одностороннем его установлении государством и взимании при наличии объекта налогообложения вне зависимости от желания налогоплательщика. Обязательность поддерживается государственным принуждением.

4. Не носит характер санкции или наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.

uclg.ru

Сущность налогообложения

I . Сущность налогообложения.

1. Сущность налогов.

3. Принципы построения Российской налоговой системы.

4.1. Субъект налогообложения (налогоплательщик).

4.2. Носитель налога.

4.3. Объект налогообложения.

4.4. Масштаб налога и единица налогообложения.

4.5. Налоговая база.

4.6. Налоговая ставка.

4.7. Налоговый период и срок уплаты.

4.8. Порядок уплаты налогов и сборов.

4.9. Способы уплаты налога.

4.10. Налоговые льготы.

II . Виды налогообложения.

1.1.Подоходный налог с физических лиц.

1.2.Налог на добавленную стоимость.

1.5. Таможенные сборы и пошлины.

III . Налоговая система Российской Федерации.

Система налогообложения складывалась на протяжении всей истории человечества. Начальные формы налогообложения следует искать в жертвоприношениях храмам, поскольку последними на заре развития человечества выполнялись важнейшие функции в организации общественной жизни. Отсюда требования к определенным жертвам в пользу храма, которые постепенно стали носить более или менее систематический характер, вследствие чего «приношение» постепенно превратилось в «выплату или сбор».

Сначала выплаты и сборы (налоги) взимались в виде различных податей и служили дополнением к различным трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, а по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

Определение понятия « налог » тесно связано с категорией «Государство».

Любому государству для осуществления его функций необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. Государство для формирования бюджета использует различные источники доходов, но на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую доходную часть бюджета. В Российской Федерации их доля составляет 80%.

Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.…

Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет. Известный философ Ф.Бэкон говорил: « Священный долг каждого гражданина – платить налоги».

Я выбрала тему налогообложения, т.к. она очень актуальна именно в России, в стране с развивающимися рыночными отношениями, где большинство предпринимателей, юридических и физических лиц пытаются уклониться от уплаты налогов, следуя высказыванию классика политической экономики А.Смита, что « всякий налог плох », и потому, что в России издается много новых законов, постановлений, указов, противоречащих друг другу.

I . Сущность налогообложения.

1. Сущность налогов.

Налогообложение – это совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов.

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Существует несколько признаков налогов:

С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения, узаконенное нарушение отношений собственности. Снять это противоречие призван такой институт, как парламент, первой функцией которого исторически являлось санкционирование, а позднее и установление налогов. С тех пор существует принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги. Таким образом, законодательное оформление является первым признаком налога.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса, введенного в действие с 1 января 2004 года и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Согласно ст.4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, т.е. носят рекомендательный, методический характер и могут применяться лишь при условии соответствия закону.

Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог. Поэтому можно говорить о другой черте налога – это индивидуально-безвозмездные платежи.

Слово «индивидуально» необходимо, так как в широком смысле средства, полученные с помощью налогов, все равно используются на нужды общества, и в этом смысле налог есть платеж возмездный. Данный признак позволяет отличить налог от других платежей; в частности от сборов и пошлин, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление.

Наука финансового права понимает под сбором плату за предоставление какого-либо права (сбор за право торговли), а под пошлиной –плату за совершение юридически значимых действий (госпошлина за подачу искового заявления в суд или за оформление загранпаспорта).

В Российском законодательстве не приводится различие между налогом, сбором, пошлиной, которые объединяются в одном слове «налоги».

Налог является обязательным платежом, что выражается в одностороннем его установлении и взимании при наличии объекта налогообложения вне желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживается государственным принуждением, наличие которого также необходимо для получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозы применения государственного принуждения налог превращается в добровольное пожертвование.

Налог не носит характер санкции за совершенное правонарушение, не носит характер наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.

Из приведенных признаков налогов выводится определение:

Налог – это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж юридических и физических лиц, установленный законодательным органом власти, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характер наказания.

Читайте так же:  Реестр депонированных сумм образец

Функции налогов – это проявление сущности налогов в действии.

Выделяют 4 основные функции:

Фискальная — заключается в том, что налоги являются важнейшим поступлением денежных средств в государственный бюджет.

Регулирующая – используется государством для регулирования экономики страны путем повышения или понижения ставки налога.

Все эти меры оказывают влияние на темп развития производства, а также определяют уровень жизни населения.

Распределительная – с помощью налогов государство изымает часть доходов, концентрирует эти средства в бюджете и затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ.

Контрольная – позволяет государству учитывать доходы организаций и предпринимателей, разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения и выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.

3. Принципы построения Российской налоговой системы.

Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.

Принципы налогообложения определены в Налоговом Кодексе РФ.

1. Налоги устанавливаются законом.

Данный принцип означает, что налог должен быть напечатан (ст. 13-15 НК РФ).

Кроме того, в НК определены все элементы налога.

2. Принцип всеобщности налогообложения.

Согласно этого принципа каждая организация и физическое лицо должны участвовать в финансировании общегосударственных расходов с помощью уплаты налогов, т.е. каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

3. Принцип равного налогообложения.

Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.

4. Принцип справедливости.

Согласно этого принципа каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства, соразмерно своим расходам и доходам.

Налоги должны быть экономически эффективны.

Т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору.

6. Однократность налогообложения.

Один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения.

Налоги не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав.

Как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Этот принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 50000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. у человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги.

Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.

8. Принцип удобного налогообложения.

Каждый должен точно знать, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога (что и по какой ставке облагается налогом) и сроки его уплаты известны заблаговременно.

9. Принцип определения в законе перечня прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов.

Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

works.doklad.ru

§ 4. Налоги: их роль и понятие

Социальное значение налогов определяется выполняемыми ими в обществе функциями. Долгое время фискальная функция налогов (функция сбора денежных средств) доминировала.

Однако в XX в. на первый план выходит регулирующая функция: путем перераспределения денежных средств, предоставления налоговых льгот возможно стимулирование определенных отраслей народного хозяйства, поддержка наиболее слабых в материальном плане слоев населения и др. С помощью налогов возможно регулирование структуры потребления и уровня доходов населения.

Налогам присуща и контролирующая функция: неуплата налогов может свидетельствовать о неблагоприятном финансовом положении хозяйствующего субъекта. В ходе налогообложения возможен контроль за законностью получения денежных средств гражданами и юридическими лицами, контроль за рациональным и законным использованием имущества.

Признаки налогов. Определить понятие налогов можно путем указания на их признаки.

1. С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения имущества, узаконенное нарушение отношений собственности. Как же это необходимое насилие сообразуется с тезисом о нерушимости, неприкосновенности собственности? Снять это противоречие призван такой институт, как парламент, первой функцией которого исторически являлось санкционирование, а позднее установление налогов. С тех пор пользуется признанием принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги. Таким образом, законодательное оформление является первым признаком налогов. Однако в некоторых государствах (обычно небольших) допускается установление налогов на референдуме, хотя мнение о правомерности такого способа установления налогов разделяется не всеми правоведами. В Российской Федерации все налоги устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с НК РФ.

В связи с рассмотрением признака законодательного установления налогов представляется необходимым обсудить вопрос о роли и значении подзаконных актов, например инструкций Министерства финансов РФ, как источников налогового права. Понятно, что налоговая система вряд ли сможет успешно функционировать без подзаконных актов. Однако зачастую ведомственные инструкции искажают волю законодателя, устанавливают дополнительные обязанности для налогоплательщиков. Все это противоречит принципу законодательного установления налогов, согласно которому инструкции соответствующего министерства могут лишь разъяснять различные вопросы, связанные с налогообложением, устанавливать наиболее целесообразные способы деятельности органов по взиманию налогов, но не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст. 4 НК РФ). Данную позицию подтвердил Высший Арбитражный Суд РФ, указав, что инструкции налогового ведомства не являются нормативными актами и носят рекомендательный, методический характер. Они могут применяться лишь при условии соответствия закону. 2.

Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог. Поэтому можно говорить о другой черте налога — это индивидуально-безвозмездные платежи. Слово «индивидуально» в данном случае необходимо, так как в широком смысле средства, полученные с помощью налогов, все равно преимущественно используются на нужды общества и. в этом смысле налог есть платеж возмездный. Этот признак позволяет отличить налог от других платежей, в частности от сборов, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление в виде совершения государственными или муниципальными органами юридически значимых действий.

В российском законодательстве различие между налогом, пошлиной и сбором проводилось не всегда последовательно. Зачастую налог назывался сбором, пошлиной. Сегодня НК РФ четко придерживается установленной им дифференциации налогов и сборов. 3.

Налог является обязательным платежом, что выражается в одностороннем его установлении государством и взимании при наличии объекта налогообложения вне зависимости от желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживается государственным принуждением, наличие которого также необходимо для получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозы применения государственного принуждения налог превращается в добровольное пожертвование. 4.

Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, установленный законодательным органом власти в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характер наказания. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

товар, они уплачивают одну и ту же сумму налога, что в процентном отношении к их доходу далеко не одинаково.

В зависимости от характера использования налоги делятся: 1)

на общие налоги (они составляют основную налоговую массу) — не имеют привязки к определенным расходам и поступают в бюджет как в общий денежный фонд, на общий счет; 2)

целевые налоги — не поступают в общий денежный фонд территории, а учитываются отдельно (на счетах внебюджетного фонда, выделяются отдельной строкой в бюджете) и используются на конкретные цели (например, раньше такой характер носили налоги, зачисляемые в дорожные фонды).

В зависимости от территориального уровня налоги делятся: 1)

на федеральные налоги, которые устанавливаются НК РФ и взимаются на всей территории Российской Федерации. В порядке регулирования часть федеральных налогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня; 2)

Читайте так же:  Новый закон в социально

региональные налоги, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Федерации. Субъекты Федерации определяют конкретную ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также вводят установленный налог в действие. Зачисляться эти налоги могут как в бюджет субъекта, так и, в порядке регулирования, в бюджеты муниципальных образований; 3)

местные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления. Муниципальные образования определяют конкретную ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также вводят установленный налог в действие. Суммы налогов зачисляются в бюджеты муниципальных образований.

В зависимости от категории налогоплательщика бывают налоги, которые могут взиматься: 1)

только с физических лиц (налог на доходы физических лиц и т. д.); 2)

только с юридических лиц (налог на прибыль организаций); 3)

и с физических, и с юридических лиц (земельный налог, транспортный налог).

lawbook.online

§ 3. Налоги: понятие и их роль

Налоги играют большую социальную роль, выполняя ряд функ-и- Долгое время фискальная функция налогов доминировала.

‘Основы российскою права» 242

Глава V Финансовое право

Однако в XX в. на первый план выходит регулирующая функция, путем перераспределения денежных средств, предоставления налоговых льгот возможно стимулирование определенных отраслей народного хозяйства, поддержка наиболее слабых в материальном плане слоев населения и др. С помощью налогов возможно регулирование структуры потребления и уровня доходов населения. Налогам присуща и контролирующая функция, неуплата налогов может свидетельствовать о неблагоприятном финансовом положении хозяйствующего субъекта. В ходе налогообложения возможен контроль за законностью получения денежных средств гражданами и юридическими лицами, контроль за рациональным законным использованием имущества. Признаки налогов. Их несколько. 1.

С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения, узаконенное нарушение отношений собственности. Как же это необходимое насилие сообразуется с тезисом о нерушимости, неприкосновенности собственности? Снять это противоречие призван такой институт, как парламент, первой функцией которого исторически являлось санкционирование, а позднее установление налогов. С тех пор существует принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги. Таким образом, законодательное оформление является первым признаком налога. Однако в некоторых государствах (обычно небольших) допускается установление налогов на референдуме, хотя среди ученых отношение к такому способу установления налогов неоднозначно. Сразу возникает вопрос о роли и значении подзаконных актов, например инструкций Министерства налогов и сборов как источников налогового права, без которых в принципе обойтись трудно. Правда, здесь все же есть проблема Дело в том, что в действительности ведомственные инструкции зачастую искажают волю законодателя, устанавливают дополнительные обязанности для налогоплательщиков.

§ 3 Налоги понятие и их роль 243

ш 31 мая 1995 г. указал, что инструкции налогового ведомства являются нормативными актами и носят рекомендательный, методический характер, могут применяться лишь при условии соответствия закону 2.

Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог. Поэтому можно говорить о другой черте налога — это индивидуально-безвозмездные платежи. Слово «индивидуально» в данном случае необходимо, так как в широком смысле средства, полученные с помощью налогов, все равно используются на нужды общества, и в этом смысле налог есть платеж возмездный. Данный признак позволяет отличить налог от других платежей, в частности сборов и пошлин, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление. Наука финансового права понимает под сбором плату за предоставление какого-либо права (например, сбор за право торговли), а под пошлиной — плату за совершение юридически значимых действий. В российском законодательстве не проводится различие между налогом, пошлиной и сбором, которые объединяются под одним словом «налоги». Зачастую налог называется сбором, пошлиной (например, таможенная пошлина, которая, по сути, является косвенным налогом)л

Налог является обязательным платежом, что выражается в одностороннем его установлении и взимании при наличии объекта налогообложения вне зависимости от желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживается государственным принуждением, наличие которого также необходимо для получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозы применения государственного принуждения налог превращается в добровольное пожертвование. 4.

Налог не носит характер санкции за совершенное правонарушение, не носит характер наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.

Теперь суммируем вышесказанное.

Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж юридических и физических лиц, установленный законодательным органом власти, обеспечиваемый государственным при-и не носящий характер наказания.

knigi.link

Понятие, значение и основные функции налогов и сборов

В специальной юридической литературе имеются различные подходы к определению налога. Так, например, Ф.Аквинский (1225-1274 г.г.) определил налоги как «дозволенную форму грабежа». Шарль Монтескье же с полным основанием полагал, «что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той части, которую оставляют им».

Из взглядов Фомы Аквинского можно сделать вывод, что он относился к налогам столь негативно по той причине, что государство регулировало и регулирует эту сферу жизнедеятельности административно-командными методами, самостоятельно определяя, какой налог, в каком размере и в какие сроки необходимо выплачивать, а кроме того, в случае неуплаты оставляет за собой право силового принуждения. В противоположность Фоме Аквинскому, считавшему налоги признаком неволи, один из основоположников теории налогообложения Адам Смит, говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, есть признак не рабства, а свободы.

Современные авторы также разнятся в определениях понятия «налог», и, видимо, проблема заключается в том, что налог есть категория комплексная, имеющая как экономическое, так и юридическое значение. Несмотря на различия позиций, большинство авторов, однако, выделяют следующие его составляющие:

1. обязательность и принудительность налога;

2. адресность налога (внесение в бюджет или в соответствующий внебюджетный фонд);

3. законность его установления.

Кроме того, поскольку налог может выступать как экономическая категория и как правовая, единственным критерием отделения налога, в экономическом смысле и, особенно в правовом, от других платежей является налоговое законодательство (так называемый признак нормативно-правового регулирования).

Таким образом, сравнивая у различных авторов понятие налога, можно определить налог как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или в указанный законодательством внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками (юридическими и физическими лицами) в порядке и на условиях, регламентируемых налоговым законодательством. Легальное определение налога, данное в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации, содержит в себе также цель взимания налога — финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог, в том смысле, в котором он был рассмотрен выше, включает в себя понятие сбора. Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Хотя сбор, в отличие от налога, есть возмездный платеж, но и он используется государством для формирования собственных доходов, а следовательно, имеет ту же правовую природу, что и налог. Также относится к этой категории и государственная пошлина, которая является платой за оказание плательщику каких-либо услуг.

Рассматривая налог более детально, можно выделить следующие его признаки:

— законность установления и введения;

— обязательность налоговых платежей и возможность принуждения со стороны государства за нарушение налоговых норм;

— отчуждение собственности при уплате;

— абстрактность налоговых платежей;

— внесение платежей в бюджет или во внебюджетный фонд;

— обезличивание платежей при поступлении в бюджет или во внебюджетный фонд.

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков — физических лиц и организаций — в денежной форме переходит в собственность государства.

Определение налога как основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти впервые сформулировал Конституционный Суд РФ. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. При этом, по мнению Конституционный Суд РФ, взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

«Налоги есть форма перераспределения национального дохода, — верно утверждает С.Д.Цыпкин. — Налоги связаны с наличием различных форм собственности. Уплата налогов всегда означает переход части средств из собственности отдельных плательщиков в собственность государства». В этом состоит одно из существенных отличий налогового права от гражданского, которое согласно п.1 ст.1 ГК РФ основывается на признании неприкосновенности собственности.

Читайте так же:  Кто такой судья посольского приказа

Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:

1. императивно-обязательный характер;

2. индивидуальная безвозмездность;

3. денежная форма;

4. публичный и нецелевой характер налогов.

Рассмотрим указанные признаки подробнее.

Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления.

Налоги не предполагают каких-либо форм кредитования государства, то есть налогообложение всегда носит безвозвратный характер. Лишь в случае установления налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств.

Возникновение и исполнение налоговой обязанности не основано на соглашениях государства с налогоплательщиком и тем более не зависит от индивидуального усмотрения последнего. Налоговая обязанность вытекает непосредственно из закона, диспозитивные элементы здесь сведены к минимуму. В сфере налогообложения господствует императивный метод правового регулирования, предполагающий детальную юридическую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. При этом отступить от предусмотренной нормой модели поведения не представляется возможным. Указанный метод иногда называется методом субординации или властных предписаний. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. «О налогах не договариваются» — известная аксиома налогового законодательства. Налоговое правоотношение носит односторонний характер, где стержневым юридическим элементом выступает, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и, соответственно, с другой — право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной уплаты налоговых платежей.

Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных субъективных прав. «Налог обязывает вносить определенную денежную сумму, но взамен налогоплательщик не получает права претендовать на выполнение каких-либо государственных мероприятий или оказывать влияние на действия государства в будущем». Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.

Денежный характер. НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа — валюта Российской Федерации. В качестве исключения иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Действующее законодательство не предусматривает какие-либо натуральные формы уплаты налога.

Налог должен быть уплачен за счет средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть налоговый платеж носит личный характер.

Публично-нецелевой характер. Налоговые платежи — безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90%). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П отмечается, что в налоговой обязанности налогоплательщиков «воплощен публичный интерес всех членов общества». Разумеется, некоторая часть налоговых поступлений идет на содержание государственного аппарата. Однако подавляющее большинство налоговых платежей в виде бюджетного финансирования возвращается обратно в общество. Поэтому неуплата налога нарушает интересы не только государства, но прежде всего третьих лиц — бюджетополучателей. Государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и всех остальных членов общества.

Нецелевой характер налогов вытекает из закрепленного ст.35 БК РФ принципа общего (совокупного) покрытия бюджетных расходов: все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета. Доходы бюджета, включая прежде всего налоговые доходы, не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые юридическим или физическим лицом в развитие освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

students-library.com


Обсуждение закрыто.