Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

Налог на линии электропередачи

О пониженной ставке налога на имущество организаций в отношении линий электропередачи и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью

24 декабря 2015В силу НК РФ с 1 января 2013 г. налоговые ставки, определяемые регионами в отношении ж/д путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 г. 0,4%, в 2014 г. — 0,7%, в 2015 г. — 1%, в 2016 г. — 1,3%, в 2017 г. — 1,6%, в 2018 г. — 1,9%. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Правительством РФ.

Таким образом, правом на применение пониженной ставки налога на имущество организаций обладают юрлица, имеющие на балансе линии электропередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой частью в соответствии с перечнем.

Разъяснено, что при применении указанных положений следует руководствоваться НК РФ с учетом сложившейся и устоявшейся судебной арбитражной практики.

Письмо Федеральной налоговой службы от 29 октября 2015 г. № БС-19-11/271

“О налоге на имущество организаций”

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу применения пункта 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11 статьи 381 Кодекса (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) освобождались от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504.

С 1 января 2013 в соответствии с пунктом 3 статьи 380 Кодекса налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 г. 0,4 процента, в 2014 г. — 0,7 процента, в 2015 г. — 1,0 процента, в 2016 г. — 1,3 процента, в 2017 г. — 1,6 процента, в 2018 г. — 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 (далее — Перечень).

Таким образом, право на применение пониженной ставки налога на имущество организаций имеют организации, имеющие на балансе линии электропередачи, а также сооружения, являющимися их неотъемлемой частью в соответствии с Перечнем.

В Перечне указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой частью указанных объектов, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ. Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

В своей деятельности налоговые органы руководствуются действующим законодательством, а также сложившейся и устоявшейся судебной практикой его применения.

Вопросы, аналогичные изложенным в обращении, были предметом рассмотрения в рамках различных судебных арбитражных дел (например: постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу от 27.02.2014 № А82-12171/2012; постановление ФАС Московского округа от 17.07.2014 по делу № А41-41137/2012; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа по делу от 09.06.2014 № А74-593/2013; постановление ФАС Поволжского округа от 23.09.2014 по делу № А57-1143/2013; постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.01.2015 по делу № А25-19/2013; постановление АС Дальневосточного округа от 22.05.2015 по делу № А51-36577/2013).

Таким образом, при применении положения пункта 3 статьи 380 Кодекса налогоплательщику следует руководствоваться Кодексом с учетом сложившейся и устоявшейся судебной арбитражной практики.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса С.Л. Бондарчук

www.audit-it.ru

На балансе хозяйства числятся линии электропередачи

Слобцова О. И. , заместитель директора по проектам
ООО Аудиторско-консалтинговая фирма «Экспертный центр “Партнеры”»

С 1 января 2013 года линии энергопередачи и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, облагаются налогом на имущество (письмо Минфина России от 11 декабря 2012 г. № 03-05-04-01/44).

Ставки налога вырастут постепенно

Вступили в силу изменения в главу 30 Налогового кодекса РФ, внесенные Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. № 202-ФЗ. Эти изменения исключают из состава льготируемого имущества, в частности, линии электропередачи.

До 1 января 2013 года линии электропередачи и сооружения, являющиеся неотъ­емлемой технологической частью таких линий, не облагались налогом на имущество организаций на основании положений пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

С 1 января 2013 года эта льгота отменена. Теперь они облагаются налогом на имущество как в отношении вновь вводимых объектов основных средств, так и числящихся на балансе.

Так, согласно вновь введенному пунк­ту 3 статьи 380 Налогового кодекса РФ, ставки налога на имущество в отношении линий электропередачи не могут превышать следующих размеров (напомним, общая ставка налога – 2,2%):

– в 2013 году – 0,4 процента;

– в 2014 году – 0,7 процента;

– в 2015 году – 1,0 процента;

– в 2016 году – 1,3 процента;

– в 2017 году – 1,6 процента;

– в 2018 году – 1,9 процента.

Аналогичные ставки налога на имущество предусмотрены также и в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью (п. 3 ст. 380 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что ставки налога на имущество устанавливаются законами субъектов РФ и могут быть ниже, чем предусмотрено в статье 380 Налогового кодекса РФ.

Если же по каким-то причинам ставки не будут установлены, то организации должны будут применять налоговые ставки, установленные статьей 380 Налогового кодекса РФ.

Минфин России в письме от 30 ноября 2012 г. № 03-05-04-01/40 разъяснил, как быть в ситуации, если субъект РФ установит пониженные ставки с опозданием. Так, региональные законы могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Основание – пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Получается, если законы субъектов РФ, устанавливающие пониженные налоговые ставки на 2013 год, будут приняты с задержкой, то они могут предусматривать возможность применения пониженной ставки с 1 января 2013 года и предприятиям можно будет уточнить налоговые декларации, пересчитав сумму налога и потребовав ее возврата из бюджета.

Перечень должен быть утвержден

Новым пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса РФ установлено, что перечень имущества, относящегося к объектам, которые облагаются по пониженным ставкам, утверждается непосредственно Правительством РФ.

До 2013 года, когда эти объекты полностью льготировались, их перечень был утвержден постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504. Однако это постановление было принято в соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ, который сейчас применяется только в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования.

Для целей применения пункта 3 статьи 380 Налогового кодекса РФ, который устанавливает пониженные налоговые ставки, должно быть принято новое постановление Правительства РФ.

При отсутствии утвержденного перечня, предусмотренного Налоговым кодексом РФ для применения того или иного льготного порядка налогообложения, применять такой льготный порядок нельзя. В том числе нельзя использовать перечни, принимаемые Правительством РФ во исполнение требований одних статей Налогового кодекса РФ, для расшифровки норм других его статей. Такие разъяснения Минфин России дал в письме от 26 де­кабря 2011 г. № 03-05-05-01/98 в отношении перечня энергоэффективного оборудования, льготируемого в соответствии с пунктом 21 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Читайте так же: Жалоба в банк за арест счета

Несмотря на эти разъяснения, в настоящее время финансисты решили изменить свою позицию по этому вопросу. Минфин России в письме от 11 декабря 2012 г. № 03-05-04-01/44 рекомендовал руководствоваться Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504. Это письмо Минфина России по подведомственным инспекциям для использования в работе ФНС России направила письмом от 13 декабря 2012 г. № БС-4-11/21285@, при этом дав указание довести его до сведения налогоплательщиков.

Тем не менее предприятию следует проследить, когда выйдет новое постановление Правительства РФ, и если в нем перечень претерпит изменения, то предприятиям нужно будет произвести перерасчет с бюджетом по налогу на имущество с 1 января 2013 года.

В этот перечень, в частности, входят:

– линии электропередачи воздушные напряжением от 0,4 до 1500 кВ на металлических деревянных и железобетонных опорах;

– кабельные линии электропередачи напряжением до 500 кВ включительно;

– сооружения для прокладки линий энергопередачи, наземные мостовые и иные переходы через шоссейные дороги, железнодорожные пути и водоемы;

– инженерные сооружения для размещения специального оборудования;

– устройства для определения мест повреждения на линиях энергопере­дачи;

– устройства комплектные силовые и осветительные с различного вида аппаратами (пункты, щитки, шкафы, панели);

– приборы для импульсных измерений, аппаратура контрольно-испытательная и измерительная;

Можно ли оптимизировать налог

В составе технологической части недвижимого имущества (линий электропередачи) могут числиться объекты основных средств, которые можно отнести к движимому имуществу.

До 1 января 2013 года для применения льготы организации на основании перечня и технических документов старались доказать налоговым органам, что то или иное движимое имущество является неотъемлемой технологической частью льготируемой недвижимости и тоже попадает под льготу.

Сейчас стоит противоположная задача: исключить движимое имущество из состава недвижимости – сооружений линий электропередачи. Дело в том, что Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. № 202-ФЗ пункт 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ дополнен подпунктом 8, согласно которому не признается объектом налогообложения движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Безусловно, в отношении объектов, числящихся на балансе по состоянию на 31 декабря 2012 года и льготируемых организацией на эту дату, доказать обоснованность разгруппирования объектов будет затруднительно, если движимое имущество ранее признавалось неотъемлемой частью сооружений линий электропередачи.

По отношению к вновь вводимым объектам можно воспользоваться нормами, которые указаны в пункте 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В соответствии с ними единицей основных средств является инвентарный объект, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций или работы.

Иными словами, с учетом положений Общероссийского классификатора основных фондов и постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504 необходимо установить, может ли движимое имущество, так или иначе связанное с линией электропередачи, работать независимо от этого недвижимого объекта. Затем на основании пункта 6 ПБУ 6/01 учесть его как отдельный инвентарный объект. В таком случае такой объект движимого имущества с 2013 года можно не облагать налогом на имущество.

Но такая практика может привести к спорам с налоговиками, и поэтому предприятию нужно быть готовым отстаивать свою позицию в суде.

Важно запомнить

Для того чтобы налоговая нагрузка у организаций в связи с отменой льготы увеличивалась постепенно, предусмотрено дифференцированное повышение налоговых ставок каждый налоговый период (год) до 2019 года.

Линии электропередач движимое или недвижимое имущество

Также электрическая линия в составе такой системы, выходящая за пределы электростанции или подстанции. [1] ВЛ до 1000 В (ВЛ низшего класса напряжений) ВЛ 1–35 кВ (ВЛ среднего класса напряжений) ВЛ 110–220 кВ (ВЛ высокого класса напряжений) ВЛ 330–750 кВ (ВЛ сверхвысокого класса напряжений) ВЛ выше 750 кВ (ВЛ ультравысокого класса напряжений) В сетях СНГ общего назначения переменного тока 50 Гц, согласно ГОСТ 721-77, должны использоваться следующие номинальные междуфазные напряжения.

Высоковольтная линия электропередач: движимое или недвижимое имущество?

Вопрос: Являются ли сети электроснабжения (сооружение электроэнергетики) недвижимым имуществом, вещные права на которое подлежат государственной регистрации? (Консультация эксперта, 2009)

1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

с участием прокурора Привалова Н.Н. при секретаре Парамоновой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ветлужского района Нижегородской области в интересах муниципального образования- Ветлужский район Нижегородской области к администрации Ветлужского района Нижегородской области о признании незаконными действий, связанных с регистрацией находящегося в муниципальной собственности движимого имущества в порядке, предусмотренном для государственной регистрации прав на недвижимые вещи, Прокурор Ветлужского района Нижегородской области в интересах муниципального образования- Ветлужский район Нижегородской области обратился в суд с иском к администрации Ветлужского района Нижегородской области о признании действий, связанных с регистрацией находящегося в муниципальной собственности движимого имущества в порядке, предусмотренном для государственной регистрации прав на недвижимые вещи.

№ 03-05-04-01/44). Вступили в силу изменения в главу 30 Налогового кодекса РФ, внесенные Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. № 202-ФЗ. Эти изменения исключают из состава льготируемого имущества, в частности, линии электропередачи. До 1 января 2013 года линии электропередачи и сооружения, являющиеся неотъ­емлемой технологической частью таких линий, не облагались налогом на имущество организаций на основании положений пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ. С 1 января 2013 года эта льгота отменена.

О налогах и о жизни

1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей . то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

В ст. 134 ГК РФ содержится такое понятие как «сложная вещь»: если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Вот например, воздушная линия электропередач это вещь сложная (опора, кабель и пр.) и в силу того, что опора (столб) связан с землей, такие линии можно отнести к объектам недвижимого имущества. Так, при рассмотрении одного из дел, которое касалось спора о том, относится ли воздушная электрическая линия ВЛ-10 КВ к недвижимому имуществу суды пришли к выводу о том, что

« спорный объект является сложной вещью, прочно связанной с землей (имущественным комплексом), и ее перемещение невозможно без причинения ей несоразмерного ущерба, следовательно, относится к объектам недвижимости, независимо от того, что отдельные ее составные части являются движимым имуществом и могут быть физически перемещены »

( Постановление ФАС СКО от 25.10.2012 по делу № А63-9871/2010 ). Однако в отдельных случаях суды более избирательно подходят к понятию «прочная связь с землей», стремясь выявить ее критерии.

Любом имущество недвижимое электропередачи и движимое линии этом

Главным имуществом выдачи листа нетрудоспособности является само событие повреждения здоровья работника или получения недвижимого заболевания при исполнении своих трудовых обязанностей, можете узнать у нотариуса, оказывающих движимое влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы или затрудняющих их использование. В связи с этим наряду с отсутствием законодательной линии возникшей правовой электропередачи ФРС продолжает отказывать в государственной регистрации договоров об отступном, предусмотренным в ст.

Подскажите пожалуйста, кабельные

Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. 2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. 1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Читайте так же: Получить гражданство в перми

ЛЭП над участком

До этого ЛЭП просто объект. 6. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. 1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. 3.

Порядок такой регистрации, на основании п. 6 ст. 131 ГК РФ, устанавливается соответствующим законом — Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

(далее — Закон о регистрации).

При этом исходя из ст. 263 ГК РФ право создания недвижимости или разрешения создавать ее другим лицам принадлежит собственнику земельного участка, однако, только при условии соблюдения градостроительные нормы и правила. Вещи, не относящиеся к недвижимости, являются движимым имуществом, государственной регистрации права на это имущество не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Как видим, исчерпывающего перечня недвижимого имущества гражданское законодательство не содержит.

Учет недвижимого имущества как инвентарных объектов

Нужно ли отнести данное освещение к недвижимому имуществу как отдельный инвентарный объект? Или можно увеличить стоимость спортивного сооружения на сумму освещения? Инструкция по применению Единого плана счетов рекомендует использовать классификацию объектов основных средств, установленную ОКОФ. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г.

У нас на балансе находятся воздушные линии электропередачи на железобетонных опорах, учитываемые как отдельные инвентарные объекты

При вводе в эксплуатацию после 01 января 2013 года мы хотим отнести их к имуществу, которое является движимым и не подлежит госрегистрации, чтобы не платить за них налог на имущество. Приведет ли такое решение к спору с налоговиками? Воздушные линии электропередачи на опорах относятся к недвижимому имуществу. Право собственности на недвижимое имущество подлежит госрегистрации. Если организация отнесет воздушные линии электропередачи к движимому имуществу, то при проверке налоговая инспекция доначислит организации налог на имущество и пени. 1.Ситуация: Нужно ли платить налог на имущество со стоимости основных средств, которые относятся к линиям энергопередач. Объекты приняты на учет после 1 января 2013 года Основные средства, принятые к учету начиная с 1 января 2013 года, облагаются налогом на имущество, только если они являются объектами недвижимости*.

Линия электропередач и линейный объект недвижимости

В то же время многим организациям, принявшим решение о регистрации, приходится сталкиваться с различными проблемами – в основном юридического характера.Чтобы реализовать право на недвижи- гласно Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 г. № 122-ФЗ, вся недвижимость и права на нее должны быть зарегистрированы в Учреждении юстиции.

Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся .

astarta-progress.ru

Спорные вопросы по налогу на имущество

Проанализируем судебную практику, касающуюся наиболее актуальных вопросов исчисления налога на имущество.

1. Споры по поводу использования налоговых льгот (пониженных ставок)

При этом положения законодательства о налогах и сборах, предусматривающие налоговые льготы не подлежат расширительному толкованию (определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 г. №41-О).

Споры в части льготирования линий энергопередач

Соответствующий перечень такого имущества утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. №504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций» (далее по тексту — Перечень №504).

Для того чтобы воспользоваться правом на налоговую льготу (пониженную налоговую ставку, устанавливаемую субъектом РФ), необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

  • имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в п.3 ст. 380 НК РФ;
  • имущество поименовано в Перечне №504, утвержденном Правительством РФ;
  • имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Как свидетельствует арбитражная практика, неправильное определение налогоплательщиком кода общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) при постановке объекта основных средств на учет не может служить основанием для отказа в признании его права на налоговую льготу (Решение АС г. Москвы от 06.05.2016 г. №А40-177795/2015).

Согласно правовым подходам, изложенным в постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 г., определении ВС РФ от 17.11.2014 г. №305-КГ14-3662, обязанность по предоставлению доказательств в обоснование правомерности применения налоговых льгот возлагается на налогоплательщика.

Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне №504, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в соответствующем перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов которой является закрытым.

Поскольку понятие «линии энергопередачи» в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства РФ (п. 1 ст.11 НК РФ).

Так, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п.1 ст.539 ГК РФ). А в силу п.4 ст.539 ГК РФ и п.1 ст.548 ГК РФ правила §6 «Энергоснабжение» применяются, в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Таким образом, к «линиям энергопередачи», о которых идет речь в п.11 ст.381 НК РФ (в старой редакции) и Перечне №504, следует относить, в частности, линии электропередачи и линии теплопередачи.

При этом из анализа норм права следует, что законодатель предусмотрел льготирование не всего имущества, а только имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи энергии.

Так, в данном споре рассматривались следующие объекты:

1) здание центрального теплового щита, здание фидерной пристройки (c учетом их назначения можно отнести к льготируемым объектам по ОКОФ 114521012, льгота по коду ОКОФ 114521012 — «Здания электрических и тепловых сетей»).

Проанализировав представленную в материалы дела техническую документацию, соответствующие схемы, а также фотоматериалы, суд пришел к выводу о том, что назначением указанных объектов является размещение специального оборудования электрических и тепловых сетей: пульты управления и щиты КИП и А котлоагрегатов, фидера, представляющего собой линии электропередач.

Данный объект (здание центрального теплового щита) соответствует критериям общестанционного пункта управления, является неотъемлемой технологической частью линий электропередач (ЛЭП). При этом, как указано выше оборудование в виде фидера по существу также является линями электропередач.

Читайте так же: Налог на квартиру 2014 саратов

В связи с чем, суд счел заявленную налогоплательщиком льготу в отношении вышеуказанных объектов правомерной.

2) здание главного распределительного устройства

Распределительное устройство (РУ) представляет собой электроустановку, служащую для приема и распределения электроэнергии и содержащую коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений (п.4.2.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго РФ от 20.06.2003 г. №242). Обязательное наличие РУ на электростанции предусмотрено нормами технологического проектирования тепловых электрических станций ВНТП 81.

В отношении данных объектов судьи отметили, что фактическое наименование и функциональное назначение имущества соответствует наименованию и назначению, указанным в примечании к Перечню №504 (код 114521012), что позволяет применять в отношении этого имущества налоговую льготу.

Вместе с тем, в отношении распределительных устройств для собственных нужд в применении льготы налоговым органом отказано правомерно, поскольку их назначением является обеспечение питания оборудования для собственных нужд.

Таким образом, право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения.

Споры в части льготирования многоуровневых стоянок

  • многоэтажность имущества (здания, помещения);
  • назначение использования имущества — гараж-стоянки.

Однако многочисленные претензии налоговых органов сводились к тому, что в случае отсутствия свидетельства о государственной регистрации права собственности, в котором указано, что объектом права является многоэтажный гараж-стоянка, льгота по налогу на имущество заявлена быть не может.

Территориальные налоговые органы руководствовались письмом Департамента финансов г. Москвы от 29.01.2014 г. №90-01-01-04-04/14, в соответствии с которым свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилые здания, вне зависимости от наличия или отсутствия в них парковочных площадей, не является основанием для применения льготы.

Как свидетельствует арбитражная практика, получение специального свидетельства о праве собственности на многоэтажную стоянку законодательством о налогах и сборах РФ не предусмотрено.

Суды признают, что расчет налогоплательщика, согласно которому налоговая база по налогу на имущество организаций скорректирована с учетом площади, которую занимает подземная многоэтажная стоянка, правомерен и соответствует законодательству о налогах и сборах (Решение АС г. Москвы от 11.02.2016 г. №А40-204993/2015).

Верховный суд РФ в определениях от 15.10.2015 г. №305-КГ15-12489 и от 04.12.2015 г. № 305-КГ15-12491 указал, что разъяснения Департамента финансов г. Москвы (письмо от 29.01.2014 г. №90-01-01-04-04/14), дают расширительное толкование, не соответствующее смыслу нормы Закона №64.

В связи со складывающейся отрицательной для налоговиков судебной практикой по вопросу правомерности использования рассматриваемой налоговой льготы налогоплательщиками, был направлен запрос в Департамент финансов г. Москвы с целью уточнения перечня документов, которые могут служить основанием для применения организациями данной налоговой льготы в период ее действия до 2016 года.

В письме Департамента финансов г. Москвы подчеркнуто, что судебная практика по вопросу правомерности применения льготы по налогу на имущество исходит из того, что для подтверждения льготы достаточно документального подтверждения налогоплательщиком вхождения в состав имущества гаража-стоянки, что такой гараж-стоянка является многоэтажным и то, что сам объект недвижимости вместе с гаражом-стоянкой принадлежит налогоплательщику на праве собственности (Письмо Минфина и ФНС РФ от 30.05.2016 г. №БС-4-11/9574@).

2.Споры, связанные с установлением кадастровой стоимостью недвижимого имущества

Напомним, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества рассчитывается как их кадастровая стоимость (п.1 ст.378.2 НК РФ).

К таким объектам относятся:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых, в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно п.3 ст.378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

  • здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
  • здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Для включения здания в Перечень объектов по виду фактического использования в соответствии с п.9 ст. 378.2 НК РФ, требуется проведение мероприятий по определению вида его фактического использования.

Однако, преследуя цель пополнения казны, местные власти включили в установленный перечень недвижимого имущества объекты, которые не соответствуют установленным п.1 ст.378.2 НК РФ признакам для «кадастрового» налогообложения.

Например, Постановлением Республики Башкортостан от 18.04.2014 г. №180 был утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30.04.2014 г. №557 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее — Перечень), который опубликован на официальном сайте министерства.

В данный Перечень вошло здание, которое представляет собой многоуровневую 4 этажную автостоянку, состоящую из машино-мест и вспомогательных технических помещений (подсобных, тамбуров, коридоров, моечной, санузлов, автомойки, вент камер, проездов и прочих). Часть площади здания сдавалось в аренду третьим лицам на основании соответствующих договоров.

При этом никаких мероприятий по определению вида фактического использования здания на момент включения его в Перечень не проводились. Акт обследования составлен Министерством земельных и имущественных отношений позже.

В данном случае, парковка не является сопутствующей офисной инфраструктурой административно-делового центра, а представляет собой самостоятельный объект недвижимости — 4 этажную автостоянку. Перечисленные обстоятельства послужили основаниями для исключения здания из Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2015 г. (Определение ВС РФ от 02.06.2016 г. №49-АЛЛ 6-18).

В аналогичном деле высшими судьями отмечено, что наличие оргтехники является только одним из условий, совокупность которых позволяет рассматривать помещение в качестве офиса для целей налогообложения. Само по себе наличие компьютеров, которые могут быть использованы для осуществления научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, без соблюдения остальных условий, не подтверждает фактического использования помещений для размещения офисов. Определение фактического использования нежилых помещений производственного или научного назначения имеет специфику, которая обусловливает необходимость привлечения представителя указанного органа исполнительной власти г. Москвы к мероприятиям по обследованию здания для изложения компетентного мнения. Включение данного здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, противоречит требованиям ст.378 НК РФ, ст.1.1 Закона №64 (Апелляционное определение ВС РФ от 12.05.2016 г. №5-АПГ16-20).

В случае принятия решения об исключении объекта недвижимого имущества из Перечня, налоговая база в отношении указанного объекта определяется как среднегодовая стоимость (Письма ФНС РФ от 22.12.2015 г. №БС-4-11/22488@, от 21.12.2015 г. №БС-4-11/22349@, от 16.10.2015 г. №БС-4-11/18050@, от 09.02.2015 г. №БС-4-11/1799, Минфина РФ от 20.01.2015 г. №03-05-04-01/1246).

В каком периоде возможен перерасчет налога на имущество? Как отмечено в Определении ВС РФ от 02.06.2016 г. №49-АПГ16-18, определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, судебная коллегия принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2015 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов истца. То есть вне зависимости от даты вступления в силу решения суда о необоснованном включении недвижимого объекта в Перечень, данный объект подлежит налогообложению по среднегодовой стоимости весь налоговый период.

www.klerk.ru