Литература по материнскому капиталу

Литература по материнскому капиталу

Литература по материнскому капиталу

2 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи – М.: Дрофа, 2006

3 Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ)// // Собрание законодательства РФ», 11.03.2011, N 45, ст. 6558.

4 Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ) // Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, N 45, ст. 6558.

5 Федеральный закон №178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ», 08.07.1999, N 45, ст. 6588.

6 Концепция государственной политики в отношении молодой семьи от 8 мая 2007 года №АФ-163//06. Министерство науки и образования Российской Федерации

7 Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ)

8 А.Н. Ахмедшина Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // «Журнал российского права», 2009, №1

9 Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ) // Собрание законодательства РФ», 29.12.2006, N 45, ст. 6558.

10 Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ) // Собрание законодательства РФ», 29.12.2006, N 45, ст. 6558.

11 М. Мошкович, Н. Завойкина, Ю. Терешко Материнский капитал на жилище // «ЭЖ-Юрист», 2008, №1;

12 Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 №209 «О предоставлении межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда РФ на погашение за счет средств материнского (семейного) капитала основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, в том числе ипотечным, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа)»;

13 Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ) // Собрание законодательства РФ», 29.07.2010, N 45, ст. 6558.

14 http://www.pfrf.ru/family_capital/ «Сайт пенсионного фонда Российской Федерации»;

15 Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей».

16 Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 №926 «Об утверждении правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществлении иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов»

17 Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ) // Собрание законодательства РФ», 29.12.2006, N 45, ст. 6558.

18 Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ)

19 Федеральный закон №178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ», 17.07.1999, N 44, ст. 6758.

20 Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 №873 (ред. от 22.09.2008) [Текст] «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский капитал»;

21 Концепция государственной политики в отношении молодой семьи от 8 мая 2007 года №АФ-163/06. Министерство науки и образования Российской Федерации.

22 Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

23 Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ)

24 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».

25 Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ) // Собрание законодательства РФ», 29.12.2006, N 256, ст. 6558.

26 Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ)

27 Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ)

28 Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 №862 (ред. от 04.12.2009) [Текст] «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;

29 Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ);

30 Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 №926 [Текст] «Об утверждении правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществлении иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов».

31 Федеральный закон №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, имеющих детей» (изменения от 28.07.2010 года №241-ФЗ)

32 Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ – 2008 — №11

studfiles.net

Материнский капитал. Досье

21 декабря Госдума приняла законопроект, предусматривающий продление программы маткапитала до конца 2021 года

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 декабря 2017 года Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении президентский законопроект, которым предусматривается продление программы материнского капитала до конца 2021 года. Ранее ее сроки были ограничены 31 декабря 2018 года.

Расходы федерального бюджета на реализацию нового закона составят в 2018 году 1 млрд руб., в 2019 году — 37,9 млрд руб., в 2020 году — 69,7 млрд руб. Теперь материнский капитал можно будет направлять на покрытие расходов на платные услуги дошкольного образования ребенка.

Материнский (семейный) капитал — форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих двух и более детей. Идея о введении единовременных выплат за рождение второго ребенка была предложена 10 мая 2006 года президентом РФ Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию. Соответствующий закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» президент подписал 29 декабря 2006 года.

Правила получения

Материнский капитал выдается в виде сертификата матери ребенка (гражданке РФ), если она родила или усыновила второго ребенка. Программа действует с 1 января 2007 года. Материнский капитал можно получить только один раз: при рождении или усыновлении третьего или последующих детей его выдадут, только если ранее материнский капитал не оформлялся. В случае смерти матери или лишения ее родительских прав средства может получить отец (мужчина-усыновитель). При потере обоих родителей (усыновителей) деньги перечисляются на счет самого ребенка.

Выдачей сертификатов материнского капитала занимается Пенсионный фонд России.

До 2016 году материнский капитал ежегодно индексировался с учетом инфляции. В 2007 году размер сертификата составлял 250 тыс. руб., в 2014 году — 429 тыс. 409 руб., с 2015 года — 453 тыс. 26 руб. 19 декабря 2016 года Путин подписал закон, приостанавливающий индексацию до 1 января 2020 года.

С июня 2016 года имеющие право на материнский капитал начали получать единовременные выплаты из этой суммы в размере 25 тыс. руб. на нужды семьи.

Как потратить

Материнский капитал можно потратить на образование ребенка (в том числе оплату содержания в детском саду или проживание в студенческом общежитии), приобретение жилья, на погашение ранее взятых и новых ипотечных кредитов или формирование накопительной части трудовой пенсии матери. С ноября 2015 года его можно израсходовать на реабилитацию ребенка-инвалида. Обналичивание сертификата на другие цели запрещено.

Деньгами можно распоряжаться по достижении ребенком возраста трех лет, но ипотеку можно погашать сразу после получения сертификата. Материнский капитал необязательно тратить сразу целиком и только на одну из перечисленных целей.

Материнский капитал в Крыму и других регионах

С 2015 года выплаты материнского капитала начались в Крыму, его получили женщины, родившие второго и последующих детей после 1 января 2007 года. Аналоги программы с различными суммами выплат созданы в ряде субъектов Российской Федерации: в некоторых регионах их можно тратить на покупку автомобилей, лечение ребенка и другие цели.

Статистика

Всего за время действия программы сертификаты получили 8,5 млн семей. 5 млн воспользовались ими для улучшения жилищных условий, из них 3,2 млн семей использовали сертификаты для выплаты жилищных кредитов. Всего из госбюджета на материнский капитал было потрачено более 1 трлн руб.

Предложения по продлению

В 2013 году начались дискуссии о будущем программы после первоначально запланированной даты ее окончания 31 декабря 2016 года. В ходе «Прямой линии» 25 апреля 2013 года Путин заявил, что в той или иной форме материнский капитал необходимо сохранить и после 2016 года, но заменив его более адресной и целевой поддержкой граждан, имеющих детей.

5 сентября 2014 года с предложением об отмене материнского капитала с 2017 года выступил министр финансов Антон Силуанов. В ноябре 2014 года Путин сообщил, что ранее принятый комплекс мер по поддержке рождаемости, включая материнский капитал, «принес результат», и «демография демонстрирует устойчивую позитивную динамику». 30 декабря президент подписал закон, продлевающий действие программы до конца 2018 года.

28 ноября 2017 года Путин предложил продлить программу материнского капитала до 31 декабря 2021 года и ввести дополнительные возможности его использования.

tass.ru

Конспект: материнский капитал

Материнский капитал – это одна из мер государственной поддержки, призванная стимулировать рождаемость. Он положен семьям, в которых появился второй или последующий ребенок. В программе участвуют не только супруги, родившие двух и более детей, но и усыновившие их.

Материнский капитал (МК) представляет собой сертификат на определенную законом сумму денег, которую можно использовать исключительно на следующие цели:

  • улучшение жилищных условий на территории РФ;
  • получение образования ребенком (детьми);
  • пенсионные накопления матери;
  • здравоохранение;
  • приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов (с 2016 года).
  • Допускается использование МК одновременно на несколько целей.

    Использовать средства можно спустя три года после получения сертификата.

    Воспользоваться сертификатом сразу после рождения ребёнка можно в случае направления средств материнского капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам (займам), взятым на приобретение и строительство жилья.

    Сумма капитала ежегодно пересматривается с учётом инфляции и не облагается налогом на доходы физических лиц. На данный момент сумма материнского капитала составляет 453 026 руб.

    Программа по выдаче материнского капитала в этом году была продлена до конца 2018 года.

    Обязательным условием для получения МК является наличие Российского гражданства у матери и ребёнка.

    Как получить

    Для того чтобы получить сертификат, необходимо написать соответствующее заявление в территориальный Пенсионный Фонд Российской Федерации. Заявление можно отправить по почте или принести лично. Определить свое отделение можно на сайте ПФР по ссылке (внизу страницы введите свои данные для поиска отделения).

    Необходимые документы:

    • письменное заявление о распоряжении материнским капиталом (бланк заявления на сайте ПФР );
    • документ, удостоверяющий личность и место жительства (пребывания) заявителя, то есть паспорт или заменяющий его документ, в том числе подтверждающий гражданство РФ заявителя;
    • свидетельства о рождении (или усыновлении) детей;
    • документ, подтверждающий гражданство РФ ребенка, с рождением которого возникло право на материнский капитал. Как правило, таким документом является свидетельство о рождении ребенка со штампом паспортно-визовой службы.
    • При подаче заявления также может потребоваться СНИЛС заявителя.

      Документы для подачи заявления доверенным лицом:

      • паспорт доверенного лица;
      • нотариально оформленная доверенность.

      Помимо вышеуказанных документов в зависимости от выбранного направления расходования средств потребуются документы, подтверждающие цели использования материнского капитала.

      На рассмотрение заявления отводится месяц и в течение пяти дней после принятия решения родители должны быть уведомлены о нем.⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀

      mamsila.ru

      Список литературы

      Аузан А.А. Экономические основания гражданских институтов (Доступ: http// www.polit.ru/ lectures/2004/05/19/auzan.html)

      Быстров А.А. Материнский капитал: стимулирование рождаемости? // Социологические исследования. 2008. № 12. С. 91-96.

      Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М.: Едиториал УРСС, 2004.

      Гендерная интеграция: возможности и пределы социальных инноваций / Ред.-сост. О.Б. Савинская и др. СПб: Алетейя, 2004.

      Гендерные аспекты политической социологии / Отв. ред. С.Г. Айвазова, О.А. Хасбулатова. М.: РОССПЭН, 2004.

      Европейский Союз и Россия. Статистические сопоставления 1995-2005 гг. / Федеральная служба статистики. М.: Росстат, 2007.

      Изменения, которые вносятся в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 января 2009 г. № 20 // Российская газета. 2009. 16 января.

      Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 //Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 42. Ст. 5009.

      Медведев Д.А. Выступление на форуме матерей Сибири. (Доступ: http:// www.Medvedev2008.ru /live_press_14_02_.htm)

      Президент Путин о демографических проблемах России. Комментарий Демоскопа. (Доступ: http://demoscope.ru/weekly/2006/0245/polit 01. php)

      Программа действий Четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин. Пекин, 1995. — М., 1996.

      Рощин С.Ю., Зубаревич Н.В. Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин в России в контексте Целей развития тысячелетия. М.: ООО «ИНФОРЕС-ПРИНТ», 2005.

      Румянцева П.В. Основные направления практической гендерной психологии // Гендерные практики: описание, рефлексия, интерпретация / Отв. ред. Т.А. Мелешко, И.И. Юкина. СПб.: «Алина», 2007. С. 70-76.

      Семья в России. 2008: Стат. сб. М.: Росстат, 2008.

      Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: РОССПЭН, 2004.

      Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007. № 1. Ст. 19.

      Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 25 декабря 2008 г. №288-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008. № 30. Ст. 3616.

      Чернова Ж. Семейная политика в Европе и России: гендерный анализ. СПб.: Норма, 2008.

      jourssa.ru

      Материнский капитал литература

      Материнский капитал: список литературы

      Материнский капитал : список литературы

      Ахмедшина на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журн. рос. праваN 1. — С. 99-107. Бадя россиянами правительственных мер по повышению рождаемости // СОТИС — социальные технологии, исслед. – 2006. — N 6. — С. 19-23. Белкин проекты, приоритеты президентского послания и их финансирование // Экономическая наука современной России. – 2006. — N 3. — С. 45-57. Бубон неравенство или кому нужен Закон о материнском капитале // Адвокат. – 2007. — N 5. — С. 68-71. Быстров капитал : стимулирование рождаемости? // Социолог. исследN 12. — С. 91-96. Данилов капитал // Жен. здоровье. – 2007. — N 4. — С. 36-38. О распоряжении средствами материнского (семейного) капитала // ПенсияN 6. — С. 38-43. Дорогина И. В Пенсионный фонд за материнским капиталом // Вопр. соц. обеспечения. – 2007. — N 2. — С. 9. Иванов А. О мотивационных аспектах материнского капитала и увеличения пенсионных прав граждан // Человек и труд. – 2007. — N 1. — С. 12-14. Мавлевич Н. О материнском капитале, или экспертиза дарёного коня // Семья и шкN 6. — С. 2-3. Материнский (семейный) капитал : проблемы законодательства и правоприменительной практики // Защити меня!N 3. — С. 7-9. Материнский капитал поможет детям-сиротам обрести семью // Вопр. соц. обеспечения. – 2007. — N 3. — С. 11. Материнский капитал приносит первые плоды // Там же. – 2007. — N 6. — С. 11. Материнский капитал тратить по желанию // Народный депутатN 7. — С. 17-18. Михайлова оформить материнский капитал? // Финансовый вестн. : финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. – 2007. — N 13. — С. 63-67. Направление средств материнского капитала на образование // Вопр. социального обеспеченияN 4. — С. 44-45. Овчарова политика поддержки семей с детьми : кардинальный прорыв или первый шаг? // Мир РоссииN 2. — С. 3-21. Останина Н. «Материнский капитал» — матерям и детям! // Рос. Федерация сегодняN 15. — С. 15-16. Пивненко В. Если благо российской семьи поставить в центр государственной политики, то какой должна быть эта политика, что должна в себя включать? // Там жеN 5. — С. 5-6. Рекомендации парламентских слушаний «Материнский (семейный) капитал. Проблемы законодательства и правоприменительной практики» // Уровень жизни населения регионов РоссииN 9. — С. 51-55. РИА «Новости», В 2010 году на материнский капитал планируется выделить130, 8 млрд. руб. // Юрид. мир. – 2006. — N 11. — С. 14. РИА «Новости», В законопроект о материнском капитале могут быть внесены поправки // Там же. – 2006. — N 10. — С. 13. РИА «Новости», Медведев считает, что рождение второго ребенка нужно мотивировать // Там же. – 2006. — N 10. — С. 12. Российская Федерация, О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий : постановление от 4 декабря 2009 г., N 994 // Стр-во и право. – 2009. — N 12. — С. 64-71. Российская Федерация, О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей : федеральный закон от 01.01.01 г., N 256-ФЗ : принят Государственной думой 22 декабря 2006 г.; одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 г. // Официальные документы в образовании. – 2007. — N 6. — С. 4-18. Российская Федерация, О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал : постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г., N 873 // Бюл. трудового и соц. законодательства Российской ФедерацииN 2. — С. 58-66. Российская Федерация, Об утверждении Правил подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала и порядка ее осуществления : приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.01.01 г., N 245н // Там же — 2009. — N 7. — С. 34-41. Российская Федерация, Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала: постановление Правительства РФ от 01.01.01 г., N 82 // ПенсияN 3. — С. 27-29. Сашин А. Качество жизни — как на Западе. Детей рождать — как на Востоке // Рос. Федерация сегодня. – 2007. — N 2. — С. 26-28. Смирнова С. Вы, наверное, согласитесь с тем, что нынешняя демографическая ситуация в стране — ахиллесова пята России. Возможно ли, на ваш взгляд, развернуть ситуацию к лучшему? Что для этого надо сделать? // Рос. Федерация сегодня. – 2007. — N 2. — С. 5-6. Соболева О. Хождение за материнским капиталом // Домашний адвокатN 23. — С. 9-11. Соболевская О. Приведут ли к бэби-буму выплаты за второго ребенка? // Вопр. социального обеспечения. – 2007. — N 8. — С. 23-24. Четверикова капитал как отражение кризиса // ПсихотерапияN 3. — С. 21-25.

      К концу ХХ – началу XXI в. в нашей стране изменился социальный статус общества. Сократилась средняя продолжительность населения, упала рождаемость и ослабла такая важная ячейка общества, как семья. Анализ этих негативных явлений попал под пристальное внимание Правительства РФ, региональных властей и всего общества, что вызвало разработку различных программ демографического развития. Основными причинами низкой рождаемость названы такие, как: ослабление потребности в детях; неблагоприятные условия для рождения детей; изменение отношения к регистрации семейных браков; снижение семейных ценностей и др. В этих условиях руководство страны определило ряд задач, которые необходимо решить: формирование системы мер социальной поддержки семей, материнства и детства, а также создание благоприятных условий для их жизнедеятельности. Была разработана Концепция демографического развития российской Федерации до 2015 года (распоряжение Правительства РФ от 24.09.2001 № 1270-р), в которой определены приоритетные меры в стимулировании рождаемости и укреплении семьи. На современном этапе в России продолжает оставаться нестабильная демографическая ситуация, что отрицательно сказывается на национальной безопасности страны. Согласно статистическим данным (Всероссийская перепись населения 2002 г.), из 41 млн. российских семей около 15% имеют двух несовершеннолетних детей. Трое и более детей несовершеннолетнего возраста воспитываются в 3% всех семей, а 50% семей вообще не имеют несовершеннолетних детей. Год от года увеличивается количество неполных семей. В связи с этим у Пенсионного фонда РФ, начиная с 01.01.2007 г. появились дополнительные функции – выдача сертификатов и выплата материнского капитала. Государство нацелено на программу стимулирования рождаемости и укрепления института семьи. Граждане, которые создают семьи и планируют рождение 2 ребенка должны быть уверены дальнейшей поддержке государства. В своем Послании Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 г. Президент РФ отметил, что государство обязано помогать женщине, которая родила второго ребенка. Такая женщина на долгое время выбывает из трудовой деятельности и теряет при этом свою квалификацию. Чтобы поддержать материнство, детство и институт семьи, государство разработало концепцию по совершенствованию системы выплаты пособий гражданам, которые имеют детей, предполагая повысить размер пособий и обеспечить их адресность. На федеральном уровне государством разработан закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ФЗ № 256 от 29.12.2006). С принятием закона появилось такое понятие, как «материнский (семейный) капитал». В данном Законе регулируются отношения, связанные с порядком реализации прав на получение дополнительных мер семьям, которые имеют детей. Закон предусматривает, что семьи, имеющие детей, могут улучшить свои жилищные условия, получить образование и повысить уровень пенсионного обеспечения за счет средств маткапитала. Цель реферата – изучить, проанализировать и обобщить понятие «материнский капитал», его назначение и проблемы. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Выявить и изучить литературу по выбранной теме. 2. Дать определение понятия «материнский капитал», условиям его назначения. 3. Определить в чем заключаются проблемы при его назначении и использовании.

      С 01 января 2014 года материнский капитал составлял 429408,50 рублей, а сейчас составляет уже 453026 рублей. Таким образом, материнский капитал способствует развитию системы социальной защиты семьи в России, хотя и остается достаточно много проблем в его реализации. Часть проблем во многом связано с тем, что государство стремится контролировать процесс освоения тех средств, которые выделяются на реализацию закона о поддержке российских семей. Особого внимания на высшем уровне требуют научные разработки и исследования в вопросах получения материнского капитала, а также прогнозирование последствий его использования. В заключении можно сказать, что значение материнского капитала как одного из инструментов финансовой поддержки уровня рождаемости населения, так и жизненного уровня в целом велико и неоднозначно. Несомненно, материнский капитал является эффективным способом решения демографической проблемы, повышением рождаемости, но необходимо исключить случаи, когда рождение детей выступает средством получения денег.

      1. Федеральный Закон «О мерах дополнительной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256-ФЗ. 2. Александрова И.А. Защищенность материнского капитала от криминальных угроз // Юридическая наука и практика. — 2014. — № 2. — С. 59-62. 3. Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. — 2009. — №1. — С. 99-107. 4. Бекренева Т.А. Материнский капитал – повод для мошенничества // Жилищное право. – 2012. — № 4. 5. Бубон К.В. Узаконенное неравенство, или Кому нужен закон о материнском капитале // Адвокат. — 2007. — № 5. 6. Быстров А. А. Материнский капитал: стимулирование рождаемости? // Социологические исследования — 2010. — N 12. – 96 с. 7. Домчева, Е. Не копить, а купить: Вложить маткапитал в покупку квартиры можно сразу после рождения ребёнка / Е. Домчева // Рос. газета. — 2015. — 14 сент. — С.7. 8. Звягинцева О.С. Материнский капитал: сущность, особенности и перспективы // Труды молодых ученых. – 2015. — № 12. 9. Иванова А.А. Семья как объект государственной семейной политики в трансформируемом российском обществе // Власть. – 2013. — №03.

      МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФОРМА ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ

      Секция: 4. Социология

      XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

      МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФОРМА ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ

      line-height:150%»> «Любовь к родному краю, к своей стране начинается с любви к своей семье».

      line-height:150%»> Академик Д.С. Лихачев

      150%»> ХХ I век для нашей страны начался с одной из самых важных проблем — проблемы депопуляции. В период демографической катастрофы наша страна вступила в самом начале 1990х г. Ученые демографы и другие специалисты пришли к выводу о принятии адекватных и радикальных мер, без которых Россия, как государство в короткий исторический отрезок времени может исчезнуть совсем.

      150%»> Была разработана программа действий для преодоления депопуляции, особенно остро рассматривался демографический вопрос на уровне конституции в 2006 году 10 мая в Послании президента. Основным содержанием президентского послания стало детальное рассмотрение критической проблемы современной России — демографии населения. Полный текст этого нормативно-правового документа расположен на сайте Кремля от 10 мая 2006 года. Я хочу обратить особое внимание, на ту часть этого послания, где речь идет о материнском (семейном) капитале, так как наша тема включает в себя эту государственную форму поддержи семьи. Реформа о материнском (семейном) капитале — это самая действенная, на мой взгляд, мера материальной поддержки семьи. Если государство действительно заинтересовано в повышении рождаемости, то оно обязано предоставить все необходимые условия для реализации этого шага, вселить уверенность будущей маме, материальное спокойствие ее детей в будущем. Должно предоставить в ее распоряжение, так сказать, первичный, базовый, «материнский капитал», — который реально повысил ее социальный статус, помог решить будущие проблемы. Эта сумма должна ежегодно индексироваться по инфляции».

      150%»> Без изменения отношения всего общества к ценностям семьи нельзя решить проблему детской рождаемости, поэтому проблемы семьи в современной России обозначены, как ключевые, для решения экономических, политических, демографических задач в обществе. Ведь личные социальные, этнические, экономические вопросы связаны напрямую с населением, его численностью и изменением во времени.

      150%»> Чтобы у России было будущее, необходимо заботиться о демографии сейчас. Низкая рождаемость и отсутствие материальной поддержки семей с детьми часто рассматривается как основные причины кризисной демографической ситуации. Считается, что многие молодые семьи не могут решиться на рождение детей не только вследствие серьезности данного шага, но и отсутствия их обеспечить, дать им достойное образование и жилье, поэтому важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи. Таким образом, материнский капитал — дополнительная мера государственной поддержки семей и последующих детей, введенный с 1 января 2007 года, может рассматриваться, как стимулирование повышения рождаемости в стране.

      150%»> В числе приоритетов стимулирования рождаемости и укрепления семей является концепция демографического развития РФ до 2025 года, в которой определены основные приоритеты:

      text-indent:1.0cm;line-height:150%»> · формирование системы общественных и личностных ценностей;

      text-indent:1.0cm;line-height:150%»> · повышение материального благосостояния, уровня, качества жизни семьи;

      text-indent:1.0cm;line-height:150%»> · создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания, воспитания детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получения общего и профессионального образования, работы с достойной заработной платой, возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями.

      150%»> С достижением этих приоритетов и связано принятие решение государственных органов власти о материнском капитале.

      150%»> Материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256 — ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

      150%»> Предоставление такой поддержки семьям основано на 2 обстоятельствах: рождение (усыновление) 2 и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло. С 1 января 2007 года до 31 декабря 2016 года.

      150%»> Размер материнского (семейного) капитала первоначально составлял 250000 рублей. С каждым годом эта сумма изменяется. В 2013 году — 408 960 р., в 2014 г. — 429 408 рублей.

      150%»> С указанного выше Федерального закона устанавливается порядок подачи заявления о распоряжениями средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, а также перечень документов, необходимых для реализации распоряжением средств материнского капитала.

      150%»> Заявления подается лицами, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, либо лично, либо через представителя в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства (пребывания) или фактического пребывания.

      150%»> Граждане РФ, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории РФ и имеющие подтвержденную регистрацией места жительства (пребывания) на территории РФ, подают заявления о распоряжении со всеми документами в Пенсионный Фонд РФ. Средства материнского капитала не передаются в виде наличного расчета. Распорядиться средствами (частью) средств МСК можно ранее, чем по истечении 3х лет со дня рождения (усыновления) 2-го, 3-го и последующих детей.

      150%»> Для того, чтобы понять, как работает этот механизм, выявить, как реформа работает в нашем городе и какие уже есть результаты, мы провели анализ:

      text-indent:1.0cm;line-height:150%»> · публикации в СМИ

      text-indent:1.0cm;line-height:150%»> · статистических данных

      text-indent:1.0cm;line-height:150%»> · нормативных документов

      text-indent:1.0cm;line-height:150%»> · материалов, полученных из отдела ЗАГС по г. Заречному ФГБУЗМС Ч № 59 ФМБА России.

      150%»> Так же проведен опрос 100 молодых мам и сотрудников отдела ЗАГСА города Заречного.

      150%»> Таким образом, федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» успешно работает на территории нашего города о чем свидетельствуют следующие данные:

      text-indent:1.0cm;line-height:150%»> 1. В городе Заречном МСК за период 2013—2014 гг. воспользовалось 402 семьи.

      text-indent:1.0cm;line-height:150%»> 2. Распорядились МСК по кредитным договорам, договорам займа 419 человек.

      text-indent:1.0cm;line-height:150%»> 3. Распорядились МСК на образование ребенка за весь период 10 человек.

      150%»> По данным отдела ЗАГСА администрации города Заречного рождаемость в городе увеличилась за 9 месяцев на 56 малышей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составляет 550 новорожденных. Смертность граждан уменьшилась на 77 человек за этот же период. Эта статистика свидетельствует о положительной динамики в демографии нашего города. Демографические показатели заметно улучшались в городе Пензе и Пензенской области, за 9 месяцев текущего года родилось 9 тысяч 795 детей, что на 299 больше, чем в прошлом году за этот же период. Жители нашего региона не останавливаются на одном ребенке — семьи растут, родители принимают решение родить и 2-го и 3-го и 4-го малыша: таких детей родилось за 2014 год 5009 человек. Этому способствует не только федеральная поддержка государства, но и региональный проект «Я родился на пензенской земле».

      150%»> Таким образом, опрос молодых мам в городе Заречном, что средства МСК служат серьезной поддержкой для семьи и стимулируют к рождению 2-го и последующих детей. Можно сказать, что дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, дали положительные результаты в динамике демографического развития города, что способствует росту численности населения в городе Заречном.

      150%»> За период с 2007 по 2014 год прирост рождаемости в городе Заречном увеличился по сравнению с 90-ми годами. При этом, увеличилось значительно количество семей, имеющих 2-х и более детей.

      150%»> Объяснить рост численности новорожденных в городе Заречном и Пензенской области можно разными причинами и факторами, но, несомненно, одним из стимулов к рождаемости (усыновлению) 2-го и последующих детей является дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих 2-го и последующих детей — материнский (семейный) капитал.

      1.0cm;line-height:150%»> Итоги анкетирования.

      Рисунок 1. Сколько детей вы хотели бы иметь?

      Рисунок 2. Повлияла ли материальная поддержка государства на ваше желание иметь 2,3-его ребенка?

      Рисунок 3. Считаете ли вы материнский капитал серьёзной поддержкой семьи?

      Список литературы:
      1. Медков В.М., Демография: Учебник. 2-е изд. — М.: ИНФРА — М, 2007. — 683 с.
      2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

      Научно-
      образовательный
      портал IQ

      Одна из самых значимых мер помощи семьям с детьми – программа материнского, или семейного, капитала (МСК), стартовавшая в 2007 году, – все эти годы вызывала немало дискуссий. Необходимость ее сомнению не подвергалась: детство всегда нуждается в особой поддержке. Да и самому государству для простого воспроизводства населения нужно, чтобы в семьях было минимум по два ребенка. Не случайно демографические дивиденды программы, призванной поддержать вторые и последующие рождения, проявились вполне отчетливо (см. статьи «Материнский капитал помог родиться «отложенным» детям» , «Материнский капитал стимулировал бэби-бум на селе» ).

      В то же время, сами направления действия программы горячо обсуждаются до сих пор. Жилье, образование детей, пенсия матери – важнейший, но недостаточный список возможных инвестиций, подчеркивали многие эксперты. В связи с этим возникал вопрос: а эффективна ли новая социальная мера?

      Сегодня, по прошествии некоторого времени, можно уже детально анализировать результаты действия программы, что и сделала Елена Горина в докладе «Распоряжение средствами материнского капитала: общие проблемы и региональные различия».

      Она изучила сведения Пенсионного фонда России о выдаче сертификатов на МСК и распоряжении его средствами с начала действия программы и до 2013 года, а также привлекла микроданные выборочных обследований Росстата. Это позволило представить расклад интенсивности вложения средств капитала по 13 субъектам РФ из семи федеральных округов (Москва и Московская область, Брянская, Воронежская, Вологодская, Самарская, Томская, Амурская области; Краснодарский и Пермский края; республики Татарстан, Бурятия и Северная Осетия).

      Часть семей не обратилась за сертификатом

      С 2007 по 2013 год обладателями сертификатов стали 4 млн 822 тысяч человек. Насколько велик охват программой населения, позволяют судить данные Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (Росстат провел его в начале 2012 года). Около трети женщин (34%), подходящих по формальным критериям, вообще не подавали заявление на выдачу сертификатов МСК, выяснила эксперт. Причем среди тех, кто не оформлял сертификат, максимальной оказалась доля малоимущих сельских семей – 45% (в городе не подавали заявление 34,6% бедных семей).

      С другой стороны, уточняет Горина, объективные данные не подтверждают такого низкого охвата: численность лиц, получивших сертификат за 2007-2013 годы, лишь на 13% меньше численности родившихся за этот период вторых и последующих детей. «Тем не менее, выявленное по социологическим данным неравенство в доступе к получению МСК требует более пристального внимания», – отметила эксперт.

      Однако «необращение за сертификатом» – отнюдь не единственная проблема реализации программы. Елена Горина также выделила пассивное владение МСК, постепенное обесценивание средств и накопление отложенных расходных обязательств федерального бюджета.

      Условия программы затрудняют вложение средств

      Эффективность программы снижает прописанное в ней отложенное распоряжение капиталом, подчеркнула эксперт. За 2009-2013 годы полностью использовали средства МСК 43% владельцев сертификата, еще около 3% потратили только часть денег. В целом по стране пик активности погашения сертификатов пришелся на 2011 и 2012 годы (рисунок 1). В 2013 году прирост доли тех, кто распорядился средствами, сократился.

      Рисунок 1. Прирост доли лиц, вложивших средства МСК (полностью или частично), в отдельных субъектах РФ в 2009-2013 гг., % от общей численности лиц, получивших сертификат с 2007 года.

      Источник: доклад Гориной Е.А.

      Востребовано лишь вложение денег в жилье

      Решение «квартирного вопроса» – почти безальтернативный вариант распоряжения материнским капиталом, указывает Елена Горина. На эти цели идут почти все средства. При этом оплата образования детей и формирование накопительной части пенсии матери востребованы мало, поскольку это нужды, отложенные во времени, несрочные.

      В итоге на образование детей по регионам пошло от двух до примерно пяти процентов МСК (рисунок 2). В столичной агломерации семейный капитал вкладывался в образование детей наиболее активно (свыше 5%). По мнению эксперта, это связано с большей распространенностью платных услуг.

      Рисунок 2. Доля лиц, распорядившихся средствами (или их частью) материнского капитала, по разным направлениям, в отдельных субъектах РФ суммарно за 2007-2013 гг., % от общей численности лиц, получивших сертификат с 2007 года.

      Капитал не всегда востребован и на рынке жилья

      Ряд факторов ограничивает использование МСК и на рынке жилья.

      Во-первых, средства капитала удобно использовать для покупки жилья прежде всего на первичном рынке. На вторичном рынке, особенно в крупных городах, для использования средств МСК открыт лишь определенный сегмент, поскольку на этом рынке преобладают физические лица и альтернативные сделки, в которых затруднительно ждать перечисления средств со счета в ПФР в течение двух месяцев.

      Во-вторых, капитал служит весомым вкладом при покупке квартиры только в регионах и населенных пунктах с доступными ценами на жилье. А в больших городах, особенно в столице, МСК оказывается лишь одной из составляющих (и обычно не главной) в общей сумме при покупке жилья.

      В распоряжении капиталом, таким образом, существуют региональные контрасты. Наименее активно пользуются средствами капитала москвичи. «На начало 2014 года, по Москве и Московской области средствами МСК полностью распорядились только 12,5% получателей», – констатирует Горина.

      Из-за запредельной стоимости жилья и благодаря большим доходам населения в столице по сравнению с регионами активнее привлекаются кредитные средства для сделок с недвижимостью с участием МСК (76%; рисунок 3). Похожие цифры в этой номинации и у Вологодской, Самарской, Томской областей (74%, 73% и 70% соответственно). Но все эти регионы не рекордсмены.

      Абсолютным лидером выглядит Татарстан, где доля жилищных сделок с участием МСК, в которых привлекались кредиты, достигает 88%. Это следствие особых институциональных условий, поясняет эксперт, – проводимой в регионе политики широкой поддержки жилищного строительства и кредитования, особенно на селе (впрочем, тут играет роль и национальный менталитет, в котором очень велика ценность собственного дома). В итоге Татарстан лидирует и по интенсивности использования средств капитала: на начало 2014 года 63% получателей полностью погасили сертификаты. В Москве и Московской области аналогичная цифра, напомним, впятеро меньше: 12,5%.

      Рисунок 3. Распределение средств МСК по направлениям распоряжения на улучшение жилья, суммарно за 2009-2013 гг. в отдельных субъектах РФ, % от численности лиц, направивших средства на эти цели.

      Источник: доклад Гориной Е.А.

      В половине из рассмотренных регионов (а это, в основном, регионы с менее благополучной социально-экономической ситуацией, – например, Брянская и Амурская области, республики Бурятия и Северная Осетия) кредиты менее востребованы для решения квартирного вопроса с участием средств МСК, чем в среднем по стране. Большая часть сделок в этих регионах совершается без кредитов по договору купли-продажи (рисунок 3).

      В регионах с обилием сельского жилфонда (Краснодарский край, Бурятия, Воронежская область) пользуется спросом и строительство жилья своими силами (до 13% от числа направивших средства на улучшение жилья).

      Местная специфика распоряжения средствами

      Елена Горина изучила региональные нюансы соотношения численности семей, распорядившихся МСК, и количества домохозяйств, получивших сертификат. «Быстрее всего осваивают средства материнского капитала жители ряда национальных республик, особенно на Северном Кавказе: число использованных за четыре года (2010-2013 годы) сертификатов превышает в 1,3-1,5 раза число выданных, – комментирует исследователь. – Особенности менталитета сочетаются здесь с условиями для развития теневых схем использования средств МСК».

      Резко отличаются от этих регионов Москва, Санкт-Петербург и большинство областей Крайнего Севера: там число использованных сертификатов в 2-5 раз меньше числа выданных.

      Сертификаты теряют в цене

      Размер невостребованных сертификатов по закону ежегодно индексируется. Но с 2012 года фактические темпы прироста суммы МСК отстают от годовых темпов прироста потребительских цен. Тем самым, материнский капитал обесценивается. Между тем, в абсолютном выражении сумма отложенных обязательств федерального бюджета по предоставлению МСК продолжает накапливаться.

      Активизировать использование средств семейного капитала можно было бы путем расширения возможностей реализации капитала. Об этом говорят и социологи, и сами семьи, у которых существует спрос на самые разные способы использования средств, подчеркнула эксперт.

      Инициативы по корректировке законодательства, касающегося МСК, регулярно поступают в Государственную Думу. Так, в работе текущего созыва было 35 законопроектов, относящихся к этому закону. Чаще других фигурируют предложения о новых способах распоряжения средствами капитала, а также об изменении (уточнении) условий в рамках уже имеющихся направлений (другие идеи – изменение размера МСК, продление срока действия программы и пр.).

      При этом большая часть законопроектов предполагают дополнительные затраты бюджета на реализацию программы: либо за счет роста размера социальной поддержки или контингента получателей, либо за счет смещения графика использования МСК. Не удивительно, что новации так и не нашли применения в законе (исключение составили только две поправки, уточняющие правила распоряжения средствами). Аргументы для их отклонения были связаны не только с размером бюджета, но и с тем, что государство и так финансирует те направления (например, высокотехнологичное лечение), за счет которых предлагалось расширить спектр действия МСК.

      Вряд ли стоит ожидать появления новых способов распоряжения средствами МСК, резюмирует Елена Горина. «Сохранится тренд, при котором подавляющая часть сертификатов будет направляться на улучшение жилищных условий», – дает прогноз эксперт. Некоторая часть сертификатов, владельцы которых не смогут улучшить жилье, может зависнуть на неопределенный срок.

      minjustbryansk.ru

      Читайте так же:  Сахарный диабет 1 типа передаётся по наследству

Обсуждение закрыто.