Лебезятников в преступление и наказание

Лебезятников в преступление и наказание

Лебезятников Андрей Семенович

  1. Сочинения
  2. Персонажи произведений
  3. Лебезятников Андрей Семенович

(«Преступление и наказание»)

«Служащий в министерстве», «молодой друг» Петра Петровича Лужина и сосед Мармеладовых. Именно в квартире Лебезятникова (номера Амалии Людвиговны Липпевехзель) временно остановился Лужин по приезде в Петербург. Он считает себя опекуном Лебезятникова и видит в нем представителя поколения «передовой молодежи». Через восприятие Лужина поначалу и создается внешний и внутренний портрет этого персонажа (и попутно добавляются штрихи в портрет самого Лужина): «Петр Петрович презирал и ненавидел его даже сверх меры, почти с того самого дня, как у него поселился, но в то же время как будто несколько опасался его. Он остановился у него по приезде в Петербург не из одной только скаредной экономии, хотя это и было почти главною причиной, но была тут и другая причина. Еще в провинции слышал он об Андрее Семеновиче, своем бывшем питомце, как об одном из самых передовых молодых прогрессистов и даже как об играющем значительную роль в иных любопытных и баснословных кружках. Это поразило Петра Петровича. Вот эти-то мощные, всезнающие, всех презирающие и всех обличающие кружки уже давно пугали Петра Петровича каким-то особенным страхом, совершенно, впрочем, неопределенным. Уж конечно, сам он, да еще в провинции, не мог ни о чем в этом роде составить себе, хотя приблизительно, точное понятие. Слышал он, как и все, что существуют, особенно в Петербурге, какие-то прогрессисты, нигилисты, обличители и проч., и проч., но, подобно многим, преувеличивал и искажал смысл и значение этих названий до нелепого. Вот почему Петр Петрович положил, по приезде в Петербург, немедленно разузнать, в чем дело, и если надо, то на всякий случай забежать вперед и заискать у «молодых поколений наших». В этом случае надеялся он на Андрея Семеновича и при посещении, например, Раскольникова уже научился кое-как округлять известные фразы с чужого голоса.
Конечно, он быстро успел разглядеть в Андрее Семеновиче чрезвычайно пошленького и простоватого человечка. Но это нисколько не разуверило и не ободрило Петра Петровича. Если бы даже он уверился, что и все прогрессисты такие же дурачки, то и тогда бы не утихло его беспокойство. Собственно до всех этих учений, мыслей, систем (с которыми Андрей Семенович так на него и накинулся) ему никакого не было дела. У него была своя собственная цель. Ему надо было только поскорей и немедленно разузнать: что и как тут случилось? В силе эти люди или не в силе. »
А уже от повествователя добавлено: «Этот Андрей Семенович был худосочный и золотушный человечек малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно. У Амалии Ивановны он считался, впрочем, в числе довольно почетных жильцов, то есть не пьянствовал и за квартиру платил исправно. Несмотря на все эти качества, Андрей Семенович действительно был глуповат. Прикомандировался же он к прогрессу и к «молодым поколения нашим» — по страсти. Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат. Как ни был простоват Андрей Семенович, но все-таки начал понемногу разглядывать, что Петр Петрович его надувает и втайне презирает и что «не такой совсем этот человек». Он было попробовал ему излагать систему Фурье и теорию Дарвина, но Петр Петрович, особенно в последнее время, начал слушать как-то уж слишком саркастически, а в самое последнее время — так даже стал браниться. Дело в том, что он, по инстинкту, начинал проникать, что Лебезятников не только пошленький и глуповатый человечек, но, может быть, и лгунишка, и что никаких вовсе не имеет он связей позначительнее даже в своем кружке, а только слышал что-нибудь с третьего голоса; мало того: и дела-то своего, пропагандного, может, не знает порядочно, потому что-то уж слишком сбивается, и что уж куда ему быть обличителем! Кстати заметим мимоходом, что Петр Петрович, в эти полторы недели, охотно принимал (особенно вначале) от Андрея Семеновича даже весьма странные похвалы, то есть не возражал, например, и промалчивал, если Андрей Семенович приписывал ему готовность способствовать будущему и скорому устройству новой «коммуны» где-
нибудь в Мещанской улице; или, например, не мешать Дунечке, если той, с первым же месяцем брака, вздумается завести любовника; или не крестить своих будущих детей и проч., и проч. — все в этом роде. »
Самый главный и благородный поступок Лебезятникова в романе, несмотря на все его глупости и нелепости, — он вывел на чистую воду негодяя Лужина, когда тот попытался представить Соню Мармеладову воровкой.
В рассуждениях Лебезятникова о проблемах, кои обсуждаются в «их кружке» (может ли член «коммуны» входить к другому без стука, надо ли целовать руку женщине, «полезная деятельность» выше деятельности «какого-нибудь Рафаэля или Пушкина» и пр.), спародированы и окарикатурены идеи «литературных врагов» Достоевского, в первую очередь — Н.Г. Чернышевского и Д.И. Писарева.
В рассказе «Бобок» («Дневник писателя», 1873) действует персонаж с такой же фамилией: Лебезятников Семен Евсеевич, судя по имени, — как бы отец Лебезятникова из «Преступления и наказания». В черновых записях к роману значение фамилии определил сам Достоевский: «Лебезятников, лебезить, поддакивать. картина лебезятничества». И чуть далее важное уточнение: «Нигилизм — это лакейство мысли. »

© 2012 — 2018 Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»
Свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ Эл № ФС77-51838 от 7 декабря 2012 г.

Все права на материалы сайта принадлежат редакции и являются ее собственностью. Права на иные материалы, являющиеся объектами авторского права, принадлежат их авторам. При цитировании информации гиперссылка на сайт обязательна.

www.fedordostoevsky.ru

Лебезятников – характеристика и образ

Лебезятников – герой романа «Преступление и наказание» Достоевского.

Это один из наиболее отрицательных персонажей, в котором Достоевский отразил мерзкий для него социальный тип. Но вместе с тем Лебезятников, наряду с Лужиным, — кривозеркальный двойник Раскольникова, необходимый автору, чтобы оттенить глубоко трагическую фигуру главного героя.

Читайте так же:  Заинтересованное лицо в суде общей юрисдикции

Этот приём использовался Достоевским и в других романах:

  • Ставрогин и Пётр Верховенский («Бесы»);
  • Смердяков и Иван Карамазов («Братья Карамазовы»).

Образ Лебезятникова

Внешность персонажа говорит сама за себя. Это «худосочный и золотушный человечек малого роста», у которого очень белые волосы и бакенбарды «в виде котлет», которыми он особенно гордится. Это довольно молодой человек, служит он чиновником в каком-то министерстве. И как многие молодые люди того времени, он со страстью заинтересовался всякими новомодными идеями, которые даже Лужину кажутся «вольнодумными и безбожными».

Лебезятников известен в молодёжных кружках как пропагандист и «обличитель», сторонник теорий Дарвина и Фурье, противник законного брака и сторонник свободных отношений мужчин и женщин. Он считает себя образованным и просвещённым человеком. Однако при этом не знает ни одного иностранного языка, а все его знания о новейших научных и философских идеях – поверхностные. Всё, что он пытается пропагандировать и отстаивать, он на самом деле карикатурно искажает.

Образ Лебезятникова переполнен взаимоисключающими параграфами. Этот бунтарь и «обличитель» не смеет возражать любому, в ком видит реальную силу и власть, даже Лужину он предпочитает поддакивать. Мягкий и дружелюбный Лебезятников добивается выселения из дома Сонечки Мармеладовой, когда она не ответила взаимностью на его домогательства. «Образованный» Лебезятников в итоге оказывается довольно глупым и наивным человеком.

Характеристика

Лебезятникова Лебезятников – типичный «хипстер» того времени; это благополучный и пригретый системой молодой чиновник, играющийся новомодными идеями и движениями ради повышения собственного достоинства. Дело даже не в том, что сами прогрессивные идеи были противны Достоевскому-обскуранту (реальными прообразами Лебезятникова являлись литераторы из «вражеского стана» — Писарев и Чернышевский); главное состоит в том, что «прогрессивность» героя дальше громких слов не выходит.

«Я первый, я, готов вычистить какие хотите помойные ямы!» — восклицает он, рассуждая о том, что такая простая, но полезная работа куда нужнее и «благороднее» для общества, чем деятельность Рафаэля или Пушкина. Однако чистить помойные ямы в реальности он не желает, а писать стихи – не умеет. Намёк на Чернышевского явно виден в том, что Лебезятников пропагандирует «коммуны» как новый и прогрессивный тип общества.

Чернышевский посвятил коммунам свой знаменитый огромный роман. Однако и с этой идеей, популярной в европейских и российских интеллектуальных кругах, Лебезятников, очевидно, знаком лишь поверхностно. В общем, довольно мерзкий и никчёмный персонаж. Однако взаимоисключающие параграфы на этом не заканчиваются: именно Лебезятников разоблачил своего бывшего лучшего друга – негодяя Лужина, когда тот пытался оклеветать Сонечку.

Несмотря на свою глупость, Лебезятников – в целом искренний персонаж, верящий в то, что пытается отстаивать, и это отличает его от того же Лужина – форменного злодея, который «вклинился» в прогрессивную среду из соображений личной выгоды. Поведение Лебезятникова у Достоевского – это «страсть», которая обязательно должна пройти с возрастом.

www.ote4estvo.ru

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

Господин Лебезятников является одним из второстепенных персонажей романа «Преступление и наказание» Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лебезятникова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера героя.

Образ и характеристика Лебезятникова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера

«. Этот Андрей Семенович был худосочный и золотушный человечек малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами, в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза.» «. проговорил Лебезятников, строго смотря на него своими подслеповатыми глазками. « «. Вам померещилось… на подслепые глаза. « «Белокурая физиономия господина Лебезятникова заглянула в комнату.» Лебезятников — довольно мягкий, но самоуверенный и заносчивый человек:
«Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно.» Лебезятников — очень милый молодой человек, по мнению Лужина:
«. очень милый молодой человек… и следящий…» Лебезятников — очень добренький молодой человек:
«. Лебезятников, несмотря даже на то, что был очень добренький, тоже начинал отчасти не терпеть своего сожителя и бывшего опекуна Петра Петровича. № «. добренький Андрей Семенович, опять почувствовав усиленное расположение к Петру Петровичу. « Господин Лебезятников — образованный, просвещенный человек, по его собственному мнению. При этом он не владеет никаким иностранным языком:
«. я, такой просвещенный человек. «

«. не зная, впрочем, никакого другого языка. « Андрей Семенович Лебезятников — простоватый человек:
«Как ни был простоват Андрей Семенович. « Господин Лебезятников — пошленький, глуповатый человек:
«Несмотря на все эти качества, Андрей Семенович действительно был глуповат.» «. Лебезятников не только пошленький и глуповатый человечек, но, может быть, и лгунишка, и что никаких вовсе не имеет он связей позначительнее даже в своем кружке, а только слышал что-нибудь с третьего голоса. « Лебезятников — небогатый человек, в которого почти никогда не бывает денег:
«Андрей Семенович, у которого никогда почти не бывало денег. « Господин Лебезятников — ничтожный человек:
«. напомнив ему его ничтожество. «

Господин Лебезятников является сторонником «прогресса» и следит за «новыми мыслями». Он стал «прогрессистом» и «обличителем», потому что это модно среди молодежи:
«. слышал он об Андрее Семеновиче, своем бывшем питомце, как об одном из самых передовых молодых прогрессистов и даже как об играющем значительную роль в иных любопытных и баснословных кружках. « «. Вот эти‑то мощные, всезнающие, всех презирающие и всех обличающие кружки. существуют, особенно в Петербурге, какие‑то прогрессисты, нигилисты, обличители и проч. и проч. « «. господин Лебезятников, следящий за новыми мыслями. « «Прикомандировался же он к прогрессу и к «молодым поколения нашим» — по страсти. Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат.» «. «гуманный» Андрей Семенович. у него было кой-что сказать на этот счет прогрессивного и пропагандного. « Лебезятников считает себя пропагандистом прогрессивных идей. Однако на деле у него плохо получается пропагандировать и «закидывать идеи». Он не способен быть обличителем и оратором:
«. Совсем не наплевать, а протестовать. Я с полезною целью. Я могу косвенно способствовать развитию и пропаганде. Всякий человек обязан развивать и пропагандировать и, может быть, чем резче, тем лучше. Я могу закинуть идею, зерно… Из этого зерна вырастет факт. « «. мало того: и дела-то своего, пропагандного, может, не знает порядочно, потому что-то уж слишком сбивается, и что уж куда ему быть обличителем!» Лебезятников любит говорить о создании в обществе особой «коммуны»:
«. Андрей Семенович, пустился было развивать перед ним свою любимую тему о заведении новой, особой «коммуны». « Господин Лебезятников выступает за трезвый образ жизни. Это является частью его убеждений:
«. Я и водки совсем никогда не пью, потому что это не в моих убеждениях. « «У Амалии Ивановны он считался, впрочем, в числе довольно почетных жильцов, то есть не пьянствовал и за квартиру платил исправно.» Лебезятников старается казаться «независимым» и «протестующим» человеком, но на деле он не всегда смеет протестовать даже против своего друга Лужина:

Читайте так же:  256 приказ о санаторно

«. Лебезятников, который, вообще говоря, несмотря на всю свою «независимость» и на все «протесты», как-то не смел оппонировать Петру Петровичу. « Господин Лебезятников придерживается вольнодумных и безбожных социальных идей, по мнению Лужина:
«. я не соглашался на ваши вольнодумные и безбожные социальные предложения, вот что-с!» Господин Лебезятников пропагандирует свои «модные идеи» среди соседей по дому, надеясь возбудить в них протест. Так например, он дает читать свои «прогрессивные» книги Соне Мармеладовой и другим соседям:
«. уже не берет у меня больше книг. А прежде брала. Она великолепно, например, поняла вопрос о целовании рук, то есть что мужчина оскорбляет женщину неравенством, если целует у ней руку. Теперь я толкую ей вопрос свободного входа в комнаты в будущем обществе.» » Да мимоходом зашел прежде в нумер к госпожам Кобылятниковым, чтоб занести им «Общий вывод положительного метода» и особенно рекомендовать статью Пидерита (а впрочем, тоже и Вагнера). « Глуповатый Лебезятников очень непоследователен в своих вглядах. Когда Соня Мармеладова начинает заниматься «непристойным ремеслом», Лебезятников, судя по всему, пристает к ней («добивается от Сонечки»). Однако девушка отказывает ему.

Тогда Лебезятников «входит в амбицию» и требует выселить Соню из дома за «непристойное поведение». Под давлением хозяйки квартиры и Лебезятникова Соня переселяется в другое место:
«. да и господин Лебезятников. гм. Вот за Соню-то и вышла у него эта история с Катериною Ивановной. Сначала сам добивался от Сонечки, а тут и в амбицию вдруг вошли: «Как, дескать, я, такой просвещенный человек, в одной квартире с таковскою буду жить?» «И совсем я не подбивался к Софье Семеновне! Я просто-запросто развивал ее, совершенно бескорыстно, стараясь возбудить в ней протест… Мне только протест и был нужен. « Теперь, когда Соня живет в другом месте, Лебезятников продолжает с ней общаться и даже заявляет, что уважает ее за неприличное ремесло:
«Что же касается до Софьи Семеновны лично, то в настоящее время я смотрю на ее действия как на энергический и олицетворенный протест против устройства общества и глубоко уважаю ее за это; даже радуюсь на нее глядя!» «. но теперь, теперь по крайней мере, уж конечно, никто и никогда не обращался с ней более вежливо и учтиво, чем я, более с уважением к ее достоинству… я жду и надеюсь — и только!» Лебезятников считает, что любая работа, как например, чистка помойных ям, более полезна, чем деятельность Пушкина или Рафаэля:
«Я первый, я, готов вычистить какие хотите помойные ямы! Тут даже нет никакого самопожертвования! Тут просто работа, благородная, полезная обществу деятельность, которая стоит всякой другой, и уже гораздо выше, например, деятельности какого-нибудь Рафаэля или Пушкина, потому что полезнее!» «. Что такое «благороднее»? Я не понимаю таких выражений в смысле определения человеческой деятельности. «Благороднее», «великодушнее» — всё это вздор, нелепости, старые предрассудочные слова, которые я отрицаю! Всё, что полезно человечеству, то и благородно! Я понимаю только одно слово: полезное! Хихикайте как вам угодно, а это так!» Лебезятников выступает против законного брака, который, по его мнению, лишает человека свободы. Он также выступает за свободные отношения в браке, когда у супругов есть увлечения на стороне:
«. к чему вам непременно этот брак, этот законный брак. К чему вам непременно эта законность в браке. я рад, рад, что он не удался, что вы свободны, что вы не совсем еще погибли для человечества, рад… » (Лебезятников о браке Лужина)

«. Какие рога? Зачем рога? Какой вздор! Напротив, в гражданском-то браке их и не будет! Рога — это только естественное следствие всякого законного брака, так сказать, поправка его, протест, так что в этом смысле они даже нисколько не унизительны…Вы смеетесь? Это потому, что вы не в силах оторваться от предрассудков!» «. я иногда мечтаю, что если бы меня выдали замуж, тьфу! если б я женился (по гражданскому ли, по законному ли, всё равно), я бы, кажется, сам привел к жене любовника, если б она долго его не заводила. « Господин Лебезятников считает, что частная благотворительность не способна помочь обществу. Другими словами, он против того, чтобы богатые люди напрямую помогали нищим деньгами:
«. зная, что я противных убеждений и отрицаю частную благотворительность, ничего не исцеляющую радикально?» За месяц до событий, описанных в романе, между Лебезятниковым и Катериной Ивановной произошел конфликт. Не стерпев грубости, Катерина Ивановна кинулась на Лебезятников, а тот якобы в целях защиты отпихнул ее. По словам же господина Мармеладова, Лебезятников все-таки избил Катерину Ивановну:
«. месяц назад тому супругу мою избил господин Лебезятников. « «. господину Лебезятникову грубость его не захотела спустить, и когда прибил ее за то господин Лебезятников, то не столько от побоев, сколько от чувства в постель слегла. « Сам Лебезятников оправдывает свою драку с Катериной Ивановной своими «прогрессивным взглядами». Он утверждает, что мужчина и женщина должны быть равны в драке. При этом он не очень тверд в своей позиции, поэтому постоянно трусит при упоминании об этой драке:

«. теперь же прибавлю только, что вы дурак-с. Желаю вам вылечить ваш ум и ваши подслепые глаза.»
Это был цитатный образ и характеристика Лебезятникова в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера героя.

www.alldostoevsky.ru

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

Достоевский вводит в роман «Преступление и наказание» двойников Раскольникова, чтобы более глубоко раскрыть образ главного героя и показать несостоятельность его теории. Всего в романе шесть двойников: Разумихин, Лужин, Свидригайлов, Лебезятников, Порфирий Петрович и Соня.

Первым в повествовании появляется Разумихин. По сути, он является антиподом Раскольникова: он деятелен, оптимистичен. Раскольников же «мрачен, надменен и горд», апатичен. Объединяет этих героев их порядочность, человечность, готовность помочь (ведь одним из потивов преступления Родиона было желание помочь бедным на деньги старухи-процентщицы).

Читайте так же:  Санитарные правила сэс

Другой двойник Раскольникова — Петр Петрович Лужин — несостоявшийся жених Дуни, эгоцентрист, человек мелочный и подлый. Он любыми способами достигает своей цели и своим примером показывает, чтобы было, если бы теория Раскольникова широко распространилась. Лужин изрек монолог о «целом кафтане», смысло которого является сосредоточение на своих потребностях, а не на благе общества.

Свидригайлов и Раскольников являются двойниками, потому что оба они — преступники. Свидригайлов совершает злодеяния, руководствуясь принципом «единичное зло позволительно, если главная цель хороша». Он не терзается угрызениями совести и не раскаивается Раскольников же сразу после преступления мучается и страдает. Раскольников и Свидригайлов оба совершают благодеяния, Свидригайлов помогает Соне и детям Катерины Ивановны, Раскольников отдает им последние деньги после смерти Мармеладова.

Лебезятников — это жалкая карикатура на прогрессивную молодежь. Он искаженно понимает все теории и проповедует их в таком виде. Сам по себе, Лебезятников «малый с мягким сердцем», он разоблачает Лужина, тогда тот подсунул Соне сто рублей. Это роднит Раскольникова и Лебезятникова.

Порфирий Петрович — гениальный следователь, в юности тоже строил радикальные теории, как и Раскольников, но со временем и жизненным опытом убедился в их ложности. Он не желает Родиону зла, склоняет его в покаянию.

Сонечка и Раскольников — тоже преступники. Мармеладова пошла на преступление ради семьи, Раскольников — ради бедных. Они оба склонны к самопожертвованию и берут страдания на себя.

biblioman.org

«Характеристика образа Разумихина и Лебезятникова»

Дворянский сын с замашками разночинца, Разумихин сочетает в себе весельчака и труженика, забияку и заботливую няньку, донкихота и глубокого психолога. Он полон энергии и душевного здоровья, об окружающих людях он судит разносторонне и объективно, охотно прощая им мелкие слабости и беспощадно бичуя самодовольство, пошлость и эгоизм; при этом он самым трезвым образом оценивает себя. Это демократ по убеждениям и по образу жизни, не желающий и не умеющий подольщаться к другим, как бы высоко он их не ставил.

Разумихин — человек, другом которого быть нелегко. Но чувство дружбы настолько свято для него, что, увидя товарища в беде он бросает все свои дела и спешит на помощь. Разумихин настолько честен и порядочен сам, что ни на минуту не сомневается в невиновности друга. Однако он отнюдь не склонен к всепрощению и по отношению к Раскольникову: после его драматичного прощания с матерью и сестрой Разумихин делает ему прямой и резкий выговор: «Только изверг и подлец, если не сумасшедший, мог бы так поступить с ними, как ты поступил; а следственно, ты сумасшедший…».

О Разумихине нередко пишут как о человеке ограниченном, «умном, но ординарном». Сам Раскольников иногда называет его мысленно «дурачком», «болваном». Но я думаю, что Разумихина отличает скорее не ограниченность, а неискоренимое добродушие и вера в возможность рано или поздно найти решение «больных вопросов» общества — надо только неустанно искать, не сдаваться: «…и хоть мы врем, врем, да довремся же наконец до правды». Разумихин тоже желает установления на земле правды, но у него ни разу не возникает мыслей, хотя бы отдаленно напоминающих мысли Раскольникова

Здравый смысл и человечность сразу же подсказывают Разумихину, что теория его друга очень далека от справедливости: «Меня более всего возмущает, что ты кровь по совести разрешаешь». Но когда явка Раскольникова в суде уже является свершившимся фактом, он выступает в суде как самый ярый свидетель защиты. И не только потому, что Раскольников его товарищ и брат будущей жены, но и потому, что понимает, сколь бесчеловечна система, толкнувшая человека на отчаянный бунт.

Авдотья Романовна Раскольникова по первоначальному замыслу должна была сделаться единомышленницей брата. Сохранилась следующая запись Достоевского: «Он непременно сестре (когда та узнала) или вообще говорит о двух разрядах людей и воспламеняет ее этим учением». В окончательном же варианте Дуня чуть не с первых минут встречи вступает с братом в спор. Линия отношений брата и сестры Раскольниковых — одна из самых сложных в романе.

Горячая любовь молодой провинциалки к старшему брату, умному, мыслящему студенту, не подлежит сомнению. Он, при всем его эгоизме и холодности, до совершения убийства нежно любил сестру и мать. Мысль о них была одной из причин его решения переступить через закон и через собственную совесть. Но это решение обернулось для него таким непосильным грузом, так непоправимо отрезал он себя от всех честных, чистых людей, что и на любовь уже не стало сил. Разумихин и Дуня — это не Мармеладовы: они почти не упоминают о Боге, их гуманизм чисто земной. И, тем не менее, их отношение к преступлению Раскольникова и к самой его «наполеоновской» теории столь же непоколебимо отрицательное, как и у Сони. — Убивать, убивать-то право имеете? — восклицала Соня. — Меня более всего возмущает, что ты кровь по совести разрешаешь, — говорит Разумихин. — Но ведь ты кровь пролил! — в отчаянии кричит Дуня.

Монологи Лебезятникова, в которых он излагает свои «социалистические» убеждения — резкий шарж на знаменитый в те годы роман Чернышевского «Что делать?». Пространные размышления Лебезятникова о коммунах, о свободе любви, о браке, об эмансипации женщин, о будущем устройстве общества кажутся читателю карикатурой на попытку донести до читателя «светлые социалистические идеи». Лебезятникова Достоевский изображает исключительно сатирическими средствами. Это пример своеобразной «нелюбви» автора к герою. Тех героев, чья идеология не вписывается в круг философских размышлений Достоевского, он описывает в уничтожающей манере. Идеи, проповедуемые Лебезятниковым и ранее интересовавшие самого писателя, разочаровывают Достоевского.

Поэтому так карикатурно он описывает Андрея Семеновича Лебезятникова: «Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков, и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат». Для Достоевского даже «искреннее служение» гуманистическим идеалам нисколько не оправдывает пошлого человека.

В романе Лебезятников совершает один благородный поступок, но даже это не облагораживает его образ. Достоевский не дает героям такого типа ни одного шанса состояться как личность. И хотя риторика и Раскольникова, и Лебезятникова носит гуманистически окрашенный характер, но не совершавший значимо плохих поступков (как, впрочем, и хороших) Андрей Семенович несравним со способным на значительные поступки Раскольниковым. Душевная узость первого намного отвратительнее нравственной болезни второго, и никакие «умные» и «полезные» речи не поднимают его в глазах читателя.

www.allsoch.ru


Обсуждение закрыто.