Консультация по налогу на имущество

Консультация по налогу на имущество

Содержание:

Консультация по налогу на имущество

Заполненная декларация по налогу на имущество за 1 квартал 2018

Сдавать декларацию по налогу на имущество надо организациям, у которых есть движимое и недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Срок сдачи декларации по налогу на имущество — ежегодно.

До 30 марта организации отчитываются по налогу на имущество за 2018 год. Как посчитать налог и заполнить форму, а также образец заполнения декларации по налогу на имущество за 2018 год, — в этой статье.

При реорганизации компания заплатит повышенный налог на имущество. Декларацию по налогу следует сдавать, даже если сумма к уплате нулевая. Предприниматель вправе списать налог на имущество при расчете НДФЛ. Подробности в статье.

Компании многих регионов платят налог с кадастровой стоимости торговых центров и офисов. Перечень объектов устанавливают местные власти по результатам осмотра. Чтобы не переплачивать налог, надо исключить недвижимость из местного перечня. Мы приводим пошаговый алгоритм.

(подробнее об этом сказано в п. 5.2. Порядка заполнения декларации). В строке 001 укажите код вида имущества (приложение № 5 к Порядку заполнения), а по строке 010 проставьте код территории ОКТМО. По строкам 020-140 в графе 3 отразите основные средства по их остаточной стоимости на первое число каждого месяца 2018 года и на 31.12.2018г. Отражать нужно только имущество, облагаемое налогом, при этом, в графе 4 выделяется стоимость льготируемого имущества, если таковое имеется.

В отдельной консультации мы рассматривали, кто является плательщиками налога на имущество, каковы налоговые ставки и порядок расчета налога. В этом материале расскажем о налоговой декларации по налогу на имущество. Отчетность по налогу на имущество составляется нарастающим итогом за отчетный (1-ый квартал, полугодие и 9 месяцев) и налоговый (календарный год) периоды. Для плательщиков налога на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости отчетными периодами являются 1-ый квартал, 2-ой квартал и 3-ий квартал (ст. 379 НК РФ )

Налог на имущество за 1 квартал 2018 года: ставка, срок уплаты

Декларация по налогу на имущество за 2018 год

Декларация по налогу на имущество организаций в 2018 году

Декларация по НДС в 2018 годах — бланк и образец

Единая упрощённая налоговая декларация 2018

В случае, если по расчётному счёту проходят операции, например, по выплате зарплаты сотрудникам, оплате каких-либо услуг (в том числе, за обслуживание счёта в банке), списании арендной платы и т.п. то единая упрощённая декларация не подаётся. Операцией будет являться и просто ошибочное перечисление средств на расчётный счёт контрагентом. В связи с этим, перед подачей декларации необходимо запросить в банке выписку по расчётному счёту, чтобы убедиться, что никаких движений по нему не было. Отсутствие объектов и операций по тем налогам, по которым представляется единая декларация.

Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2018 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные: Если в регионе регистрации фирмы установлены отчетные периоды для имущественного налога, нужно рассчитывать авансовые платежи. Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды. Регионы вправе утверждать свои налоговые ставки при условии, что они не будут превышать 2,2 %.

2.6. Декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии со статьей 80 Кодекса. Возможно представление Декларации на бумажном носителе с приложением съемного носителя, содержащего данные в электронном виде установленного формата, или на бумажном носителе с использованием двумерного штрих-кода.

Расчет авансовых платежей по налогу на имущество за 1 квартал 2018 года

Онлайн журнал для бухгалтера

Аналогичный подход действует в отношении объектов ОС основных средств из I или II амортизационных групп по Классификации основных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1) на основании п. 8 ст. 374 НК РФ. В основном, это движимые вещи, которые служат от 1 года до 3х лет и очень активно эксплуатируются. Заметим, что про нулевую декларацию по налогу на имущество организаций в НК РФ ничего не сказано.

s-dela.ru

Льготы по налогу на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге

Налог на имущество физических лиц является местным, поэтому в дополнение к статье 407 НК законом муниципального образования, а также законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, могут быть установлены дополнительные перечени лиц, имеющих право на льготу по этому налогу.

В Санкт-Петербурге льготы по налогу на имущество физических лиц установлены статьями 4 и 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2014 № 643-109 «О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге».

Перечень лиц, имеющих право на льготы по налогу на имущество физических лиц

(по состоянию на 01.01.2018)

В дополнение к льготам, установленным статьей 407 НК, статьей 4 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2014 № 643-109 «О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге» установлено, что от уплаты налога на имущество физических лиц на период пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, независимо от форм собственности, а также на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации освобождаются:

дети, оставшиеся без попечения родителей;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основанием для освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц для указанных в настоящей статье лиц являются:

один из документов, подтверждающих утрату гражданином в несовершеннолетнем возрасте родительского попечения, а именно:

акт об оставлении ребенка;

заявление родителей (матери ребенка) о согласии на его усыновление;

решение суда о лишении родителей (родителя) родительских прав либо ограничении родителей (родителя) в родительских правах в отношении гражданина;

свидетельства (свидетельство) о смерти родителей (родителя);

решение суда о признании родителей (родителя) безвестно отсутствующими (отсутствующим);

решение суда о признании родителей (родителя) недееспособными (недееспособным);

справка органа записи актов гражданского состояния, подтверждающая, что сведения об отце внесены в запись акта о рождении ребенка по заявлению матери ребенка;

акт органа опеки и попечительства об устройстве ребенка под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или под опеку (попечительство);

документ, подтверждающий пребывание таких лиц в указанной организации или прохождение ими службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Налоговые льготы в отношении отдельных видов объектов налогообложения

Статьей 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2014 № 643-109 «О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге» (введена Законом Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 388-66) установлено следующее:

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются физические лица в отношении жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на территории Санкт-Петербурга в 2015 или 2016 годах.

Налоговая льгота предоставляется в отношении жилых помещений, указанных в абзаце первом настоящей статьи, при условии, что право собственности на них было зарегистрировано на основании заключенного в период с 1 апреля по 31 декабря 2016 года договора участия в долевом строительстве или договора купли-продажи, сторонами по которому являются налогоплательщик и застройщик или агент, комиссионер, поверенный, уполномоченные застройщиком в установленном законодательством Российской Федерации порядке на заключение указанных договоров.

Право на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в соответствии с настоящей статьей предоставляется налогоплательщикам на срок до 31 декабря 2019 года включительно, но не более чем на три налоговых периода подряд начиная с даты государственной регистрации права собственности на жилое помещение.

Читайте так же:  Государство имеет право на применение

Налогоплательщики в целях получения льготы, установленной в настоящей статье, представляют в налоговый орган следующие документы, подтверждающие их право на льготу:

документ, удостоверяющий государственную регистрацию права собственности на жилое помещение, в отношении которого предоставляется указанная налоговая льгота;
(в ред. Закона Санкт-Петербурга от 25.04.2017 № 231-42)

копию договора участия в долевом строительстве или договора купли-продажи жилого помещения;

копию разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, в котором расположено данное жилое помещение (в случае если документ, удостоверяющий государственную регистрацию права собственности на жилое помещение , не содержит реквизитов указанного разрешения);
(в ред. Закона Санкт-Петербурга от 25.04.2017 № 231-42)

копию агентского договора, договора комиссии либо договора поручения, подтверждающих полномочия агента, комиссионера, поверенного, которые уполномочены застройщиком на заключение договора участия в долевом строительстве или договора купли-продажи.

Статья написана и размещена 10.10.2017. Дополнена — 04.01.2018

Льготы по налогу на имущество физических лиц

Льготы по налогам пенсионерам — порядок предоставления и образец заявления

Налог на недвижимость

Порядок налогообложения недвижимого имущества физических лиц до 31.12.2014 был установлен Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон № 2003-1), а с 01.01.2015 — установлен главой 32 Налогового кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ. В главе 32 НК содержится специальная статья 407. Налоговые льготы.

плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения;

объектом налогообложения признаются следующие виды имущества:

2) жилое помещение (квартира, комната);

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение;

установлены категории граждан, имеющих льготы по уплате налога на имущество, перечень которых не претерпел принципиальных изменений (в сравнении с Законом № 2003-1 принципиальных изменений нет).

Лица, имеющие право на льготы по уплате налога на имущество:

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего;

пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

  • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак.
  • Налог на имущество физических лиц не уплачивается:

    со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования;

    с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

    Право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

    1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

    2) инвалиды I и II групп инвалидности;

    10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

    14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;

    15) физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

    Порядок применения льгот по налогу на имущество

    Обратите внимание: с 01.01.2018 изменяется порядок предоставления льгот по налогу на имущество физлиц, а также по транспортному и земельному налогу физических лиц.

    До 31.12.2014 порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом № 2003-1, с 01.01.2015 — Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ.

    На основании пункта 2 статьи 4 Закона № 2003-1 пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц. При этом количество объектов, находящихся в собственности пенсионера, значения не имеет.

    Лицам, имеющим право на льготы, следует самостоятельно представить необходимые документы в налоговые органы по месту жительства (пункт 1 статьи 5 Закона от 24.11.2004 № 2003-1, пункт 6 статьи 407 Налогового кодекса РФ (после 01.01.2015)) или месту нахождения недвижимости (если место жительства и нахождения имущества не совпадают), включая лиц, достигших пенсионного возраста и получающих пенсию в соответствии с пенсионным законодательством РФ.

    Независимо от количества оснований льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида по выбору налогоплательщика (пункты 3, 4 статьи 407 НК). На местном уровне могут быть предусмотрены дополнительные льготы, а также основания и порядок их применения (абз. 2 п. 2 ст. 399 НК).

    В соответствии с п. 5 ст. 407 НК льгота не предоставляется в отношении объектов, кадастровая стоимость которых более 300 млн рублей, и имущества, включенного в установленный органом исполнительной власти субъекта РФ перечень объектов, для которых база по налогу на имущество организаций определяется исходя из кадастровой стоимости (например, торговых или административных центров и помещений в них), а также объектов, образованных, в частности, в результате раздела недвижимости, указанной в таком перечне.

    Документы, подтверждающие право на льготу, и заявление на предоставление льготы налогоплательщик вправе подать в инспекцию по своему выбору (п. 6 ст. 407 НК). Если физлицу уже предоставлялась льгота в соответствии с Законом о налоге на имущество физлиц, оно вправе не подавать документы и заявление повторно (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ). Кроме того, если физлицо, имеющее право на льготу, является собственником нескольких объектов налогообложения одного вида (например, двух квартир), это лицо до 1 ноября налогового периода, начиная с которого в отношении объектов применяется льгота, представляет заявление (пока форма заявления не утверждена, можно пользоваться предлагаемой формой). В нем указывается объект, в отношении которого будет применяться льгота. При отсутствии такого заявления освобождение предоставляется в отношении объекта с максимальной суммой налога к уплате (п. 7 ст. 407 НК).

    Примечание:

    Достаточно часто встречается ситуация, когда работники налоговых органов почему-то «вдруг перестают видеть» документы, которые им предъявляют пенсионеры или под различными предлогами не хотят принимать их копии.

    Так летом 2011 года ФНС Борского района Нижегородской области отказалась принять копии пенсионных удостоверений лиц, на чье имя начислялся налог на имущество. Мягко говоря — это странно. Понятна позиция ФНС — любыми способами наполнить бюджеты, но не до такой же степени!

    Как видно из статьи 407 Налогового кодекса РФ уведомительный порядок сохранился и для тех, кто решил воспользоваться налоговой льготой после 1 января 2015 года.

    Налоговые льготы по налогу на недвижимое имущество с 01.01.2015 (Закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ)

    Статья 407. Налоговые льготы

    С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

    3) инвалиды с детства;

    4) участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

    Читайте так же:  Литература о пенсии за выслугу лет

    5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

    6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

    7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

    8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

    9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

    11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

    12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

    13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

    14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат , используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования;
    в ред. Федерального закона от 30.09.2017 № 286-ФЗ

    Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

    При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

    Комментарий к п. 3

    Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

    1) квартира или комната;

    3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

    4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

    Комментарий к п. 4

    Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса.

    Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.

    Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
    Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.
    Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
    (п. 6 в ред. Федерального закона от 30.09.2017 № 286-ФЗ)

    Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

    Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном объекте налогообложения, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, представлять уточненное уведомление с изменением объекта налогообложения, в отношении которого в указанном налоговом периоде предоставляется налоговая льгота.

    При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

    Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Статья написана и размещена 1 мая 2011 года. Дополнена — 19.03.2013, 02.04.2013, 27.09.2014, 08.10.2014, 13.12.2014, 07.06.2015, 26.08.2015, 16.12.2016, 10.10.2017

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    yuridicheskaya-konsultaciya.ru

    Спорные вопросы по налогу на имущество

    Проанализируем судебную практику, касающуюся наиболее актуальных вопросов исчисления налога на имущество.

    1. Споры по поводу использования налоговых льгот (пониженных ставок)

    Налогоплательщики могут использовать льготы по налогу на имущество при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (пп.3 п.1 ст. 21, п.1 ст.56 НК РФ).

    При этом положения законодательства о налогах и сборах, предусматривающие налоговые льготы не подлежат расширительному толкованию (определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 г. №41-О).

    Споры в части льготирования линий энергопередач

    Большая часть налоговых споров касается правомерности применения налоговых льгот, установленных старой редакцией п.11 ст.381 НК РФ в части железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Следует отметить, что суть этих споров не теряет актуальность и сейчас, в связи с тем, что налоговые ставки, устанавливаемые законами субъектов РФ в отношении данных объектов, не могут превышать в 2016 году — 1,3 %, в 2017 году — 1,6 %, в 2018 году — 1,9 %. А до 2013 г. такое имущество было освобождено от налогообложения.

    Соответствующий перечень такого имущества утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. №504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций» (далее по тексту — Перечень №504).

    Для того чтобы воспользоваться правом на налоговую льготу (пониженную налоговую ставку, устанавливаемую субъектом РФ), необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

  • имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в п.3 ст. 380 НК РФ;
  • имущество поименовано в Перечне №504, утвержденном Правительством РФ;
  • имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
  • Как свидетельствует арбитражная практика, неправильное определение налогоплательщиком кода общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) при постановке объекта основных средств на учет не может служить основанием для отказа в признании его права на налоговую льготу (Решение АС г. Москвы от 06.05.2016 г. №А40-177795/2015).

    Согласно правовым подходам, изложенным в постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 г., определении ВС РФ от 17.11.2014 г. №305-КГ14-3662, обязанность по предоставлению доказательств в обоснование правомерности применения налоговых льгот возлагается на налогоплательщика.

    В составе Перечня №504 указано в том числе, имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.
    Например, в одном из споров, налогоплательщиком заявлена льгота по коду льготы 2010238 в соответствии с п.11 ст. 381 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), то есть в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

    Поскольку понятие «линии энергопередачи» в налоговом законодательстве отсутствует, для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями и терминами гражданского и других отраслей законодательства РФ (п. 1 ст.11 НК РФ).

    Так, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п.1 ст.539 ГК РФ). А в силу п.4 ст.539 ГК РФ и п.1 ст.548 ГК РФ правила §6 «Энергоснабжение» применяются, в том числе к договору снабжения электрической энергией, а также отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
    Таким образом, к «линиям энергопередачи», о которых идет речь в п.11 ст.381 НК РФ (в старой редакции) и Перечне №504, следует относить, в частности, линии электропередачи и линии теплопередачи.

    При этом из анализа норм права следует, что законодатель предусмотрел льготирование не всего имущества, а только имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи энергии.

    Читайте так же:  Комиссия по вопросам гражданства рф

    Так, в данном споре рассматривались следующие объекты:

    1) здание центрального теплового щита, здание фидерной пристройки (c учетом их назначения можно отнести к льготируемым объектам по ОКОФ 114521012, льгота по коду ОКОФ 114521012 — «Здания электрических и тепловых сетей»).

    Проанализировав представленную в материалы дела техническую документацию, соответствующие схемы, а также фотоматериалы, суд пришел к выводу о том, что назначением указанных объектов является размещение специального оборудования электрических и тепловых сетей: пульты управления и щиты КИП и А котлоагрегатов, фидера, представляющего собой линии электропередач.

    Данный объект (здание центрального теплового щита) соответствует критериям общестанционного пункта управления, является неотъемлемой технологической частью линий электропередач (ЛЭП). При этом, как указано выше оборудование в виде фидера по существу также является линями электропередач.

    В связи с чем, суд счел заявленную налогоплательщиком льготу в отношении вышеуказанных объектов правомерной.

    2) здание главного распределительного устройства

    Распределительное устройство (РУ) представляет собой электроустановку, служащую для приема и распределения электроэнергии и содержащую коммутационные аппараты, сборные и соединительные шины, вспомогательные устройства (компрессорные, аккумуляторные и др.), а также устройства защиты, автоматики, телемеханики, связи и измерений (п.4.2.4 Правил устройства электроустановок, утвержденных Минэнерго РФ от 20.06.2003 г. №242). Обязательное наличие РУ на электростанции предусмотрено нормами технологического проектирования тепловых электрических станций ВНТП 81.

    В отношении данных объектов судьи отметили, что фактическое наименование и функциональное назначение имущества соответствует наименованию и назначению, указанным в примечании к Перечню №504 (код 114521012), что позволяет применять в отношении этого имущества налоговую льготу.
    Вместе с тем, в отношении распределительных устройств для собственных нужд в применении льготы налоговым органом отказано правомерно, поскольку их назначением является обеспечение питания оборудования для собственных нужд.

    При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне №504, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества (Решение АС Пермского края от 16.06.2016 г. №А50-27024/2014, постановление АС Уральского округа от 04.02.2016 г. №А50-27197/2014).

    Споры в части льготирования многоуровневых стоянок

    Следующая часть споров касается льготирования таких объектов недвижимости как «многоуровневые стоянки». Согласно пп.9 п.1 ст.4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. №64 «О налоге на имущество организации» (далее – Закон №64) освобождаются от уплаты налога организации в отношении многоэтажных гаражей-стоянок. Исходя из буквального толкования пп.9 п.1 ст. 4 Закона №64, критериями для освобождения имущества от налогообложения служат только количественные и качественные характеристики имущества, а именно:

  • многоэтажность имущества (здания, помещения);
  • назначение использования имущества — гараж-стоянки.
  • Однако многочисленные претензии налоговых органов сводились к тому, что в случае отсутствия свидетельства о государственной регистрации права собственности, в котором указано, что объектом права является многоэтажный гараж-стоянка, льгота по налогу на имущество заявлена быть не может.

    Территориальные налоговые органы руководствовались письмом Департамента финансов г. Москвы от 29.01.2014 г. №90-01-01-04-04/14, в соответствии с которым свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилые здания, вне зависимости от наличия или отсутствия в них парковочных площадей, не является основанием для применения льготы.

    Как свидетельствует арбитражная практика, получение специального свидетельства о праве собственности на многоэтажную стоянку законодательством о налогах и сборах РФ не предусмотрено.

    Суды признают, что расчет налогоплательщика, согласно которому налоговая база по налогу на имущество организаций скорректирована с учетом площади, которую занимает подземная многоэтажная стоянка, правомерен и соответствует законодательству о налогах и сборах (Решение АС г. Москвы от 11.02.2016 г. №А40-204993/2015).

    Верховный суд РФ в определениях от 15.10.2015 г. №305-КГ15-12489 и от 04.12.2015 г. № 305-КГ15-12491 указал, что разъяснения Департамента финансов г. Москвы (письмо от 29.01.2014 г. №90-01-01-04-04/14), дают расширительное толкование, не соответствующее смыслу нормы Закона №64.

    В связи со складывающейся отрицательной для налоговиков судебной практикой по вопросу правомерности использования рассматриваемой налоговой льготы налогоплательщиками, был направлен запрос в Департамент финансов г. Москвы с целью уточнения перечня документов, которые могут служить основанием для применения организациями данной налоговой льготы в период ее действия до 2016 года.

    В письме Департамента финансов г. Москвы подчеркнуто, что судебная практика по вопросу правомерности применения льготы по налогу на имущество исходит из того, что для подтверждения льготы достаточно документального подтверждения налогоплательщиком вхождения в состав имущества гаража-стоянки, что такой гараж-стоянка является многоэтажным и то, что сам объект недвижимости вместе с гаражом-стоянкой принадлежит налогоплательщику на праве собственности (Письмо Минфина и ФНС РФ от 30.05.2016 г. №БС-4-11/[email protected]).

    2. Споры, связанные с установлением кадастровой стоимостью недвижимого имущества

    Теперь перейдем к анализу спорных ситуаций, касающихся случаев расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

    Напомним, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества рассчитывается как их кадастровая стоимость (п.1 ст.378.2 НК РФ).

    К таким объектам относятся:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых, в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
  • Согласно п.3 ст.378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

    • здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
    • здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
    • На сегодняшний день уже многие субъекты РФ выполнили необходимые условия для налогообложения налогом на имущество объектов недвижимости.

      Однако, преследуя цель пополнения казны, местные власти включили в установленный перечень недвижимого имущества объекты, которые не соответствуют установленным п.1 ст.378.2 НК РФ признакам для «кадастрового» налогообложения.

      Постановлением Республики Башкортостан от 18.04.2014 г. №180 был утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30.04.2014 г. №557 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год (далее — Перечень), который опубликован на официальном сайте министерства.

      В данный Перечень вошло здание, которое представляет собой многоуровневую 4 этажную автостоянку, состоящую из машино-мест и вспомогательных технических помещений (подсобных, тамбуров, коридоров, моечной, санузлов, автомойки, вент камер, проездов и прочих). Часть площади здания сдавалось в аренду третьим лицам на основании соответствующих договоров.

      При этом никаких мероприятий по определению вида фактического использования здания на момент включения его в Перечень не проводились. Акт обследования составлен Министерством земельных и имущественных отношений позже.

      В данном случае, парковка не является сопутствующей офисной инфраструктурой административно-делового центра, а представляет собой самостоятельный объект недвижимости — 4 этажную автостоянку. Перечисленные обстоятельства послужили основаниями для исключения здания из Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2015 г. (Определение ВС РФ от 02.06.2016 г. №49-АЛЛ 6-18).

      В аналогичном деле высшими судьями отмечено, что наличие оргтехники является только одним из условий, совокупность которых позволяет рассматривать помещение в качестве офиса для целей налогообложения. Само по себе наличие компьютеров, которые могут быть использованы для осуществления научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, без соблюдения остальных условий, не подтверждает фактического использования помещений для размещения офисов. Определение фактического использования нежилых помещений производственного или научного назначения имеет специфику, которая обусловливает необходимость привлечения представителя указанного органа исполнительной власти г. Москвы к мероприятиям по обследованию здания для изложения компетентного мнения. Включение данного здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, противоречит требованиям ст.378 НК РФ, ст.1.1 Закона №64 (Апелляционное определение ВС РФ от 12.05.2016 г. №5-АПГ16-20).

      В случае принятия решения об исключении объекта недвижимого имущества из Перечня, налоговая база в отношении указанного объекта определяется как среднегодовая стоимость (Письма ФНС РФ от 22.12.2015 г. №БС-4-11/[email protected], от 21.12.2015 г. №БС-4-11/[email protected], от 16.10.2015 г. №БС-4-11/[email protected], от 09.02.2015 г. №БС-4-11/1799, Минфина РФ от 20.01.2015 г. №03-05-04-01/1246).

      В каком периоде возможен перерасчет налога на имущество? Как отмечено в Определении ВС РФ от 02.06.2016 г. №49-АПГ16-18, определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, судебная коллегия принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2015 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов истца. То есть вне зависимости от даты вступления в силу решения суда о необоснованном включении недвижимого объекта в Перечень, данный объект подлежит налогообложению по среднегодовой стоимости весь налоговый период.

      Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт, компания «РосКо – Консалтинг и аудит»

      rosco.su

    Обсуждение закрыто.