Конспект урока собственность и её формы

Конспект урока собственность и её формы

Содержание:

План-конспект урока по экономике (10 класс) на тему:
урок экономики в 10 классе по теме «Собственность».

конспект урока в 10 классе по экономике (профиль)

Урок экономики в 10 классе.

Тема: что такое собственность

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование экономического мышления на основе осмысления понятия собственность.

Задачи: 1) рассмотреть понятие собственность, формы собственности, субъекты и объекты собственности

2) развивать познавательную активность, социальный опыт.

3) формировать экономическую грамотность.

Содержание: понятие собственность, формы собственности, субъекты и объекты собственности, изменение форм собственности, приватизация.

Самостоятельная работа по разделу «Главные вопросы экономики» в форме теста.

  • Изучение нового материала
  • Постановка проблемных вопросов.

    Когда мы говорим «собственность», то подразумеваем, что что-то принадлежит кому-то. каждый ли человек вправе быть собственником? Всегда ли это одно лицо? Все ли, что нас окружает может быть собственностью? Какие права и обязанности у собственника?

    В течение этого урока мы попытаемся ответить на все вопросы.

    Из истории появления собственности.

    Собственность ( от слова «собь» — пожитки, имущество и «собность» — обладание вещью.

    Как только первобытный человек взял в руки палку, то она стала его собственностью. Все, что человеку доступно становится объектом собственности. Так образуется индивидуальная и групповая собственность. С развитием государства появляется государственная форма собственности.

    Феодальное общество – земля и орудия ее обработки собственность владельца-феодала.

    Капитализм – средства производства – собственность владельца капитала.

    В некоторых странах все формы собственности были сведены к одной – государственной, что оказалось неэффективно.

    Так что же такое собственность?

    Запись определения в тетради.

    Собственность есть отношение между человеком или группой людей, с одной стороны и предметами, вещами, объектами с другой стороны. Они заключаются в том, что человек или группа людей присваивает вещи, объекты себе, отчуждая их от других людей.

    Собственники – субъекты права собственности.

    Это- 1) отдельная личность

    2) группы ( объединения):семья, трудовой коллектив, социальная группа, общественная организация и т.д.

    3) общество в целом.

    Объекты собственности – это, что принадлежит субъекту.

    — земля, земельные участки, угодья

    — основные производственные фонды

    -деньги, ценные бумаги

    -духовно-интеллектуальные и информационные ценности

    Беседа по вопросам.

    1. Какие формы собственности вы знаете? 2) В чем отличие частной от государственной? 3) А что такое форма собственности?

    Запись в тетрадь.

    Формой собственности называют ее вид, характеризуемый прежде всего тем, кто является субъектом собственности, то есть собственником. Обучающиеся приводят примеры.

    Например, субъект – государство, форма собственности – государственная.

    Субъект гражданин, форма собственности – частная и т.д.

    Учащиеся с помощью учителя заполняют таблицу

    nsportal.ru

    План-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме:
    8 класс. Обществознание. Урок на тему «Собственность»

    • Плак-конспект урока на тему «Собственность» , презентация к уроку содержит нагдядный материал (основные термины, схемы), а также практические задания по теме (ситуативные задачи).

    Предварительный просмотр:

    8 класс. Обществознание.

    Урок №___ Собственность.

    Имущественные отношения – это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества и материальных благ.

    Это отношения физических и юридических лиц между собой и друг с другом, в основе которых лежит право на собственность.

    Имущественные отношения составляют основную, преобладающую часть гражданского права, регулирующего куплю-продажу, пользование, взятие в аренду, дарение, наследование и многое другое.

    Собственность – это принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам – собственникам.

    — это совокупность правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных благ конкретным людям – собственникам.

    У каждого человека имеется собственность: квартира, дача, автомобиль или мобильный телефон.

    Собственник владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению, а также имеет право совершать относительно своего имущества любые действия, которые не противоречат закону (продать, подарить, обменять и т.д.).

    В российском гражданском праве традиционным является представление о праве собственности как о совокупности, «триаде» трех правомочий:

    Субъекты и объекты собственности

    Субъекты собственности – это отдельные лица, их ассоциации, трудовые коллективы, социальные группы, общество в целом, владеющие ресурсами или факторами производства.

    Объекты собственности – то, чем владеет собственник и результаты производства – блага.

    Субъекты права собственности

    — коллективная

    Каким образом человек становится собственником?

    Право собственности возникает:

    — в результате изготовления вещи своими силами из принадлежащих владельцу или бесхозных материалов;

    — в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы);

    — в результате приобретения имущества по сделке (купля-продажа, обмен);

    — в результате наследования или правопреемства, дарения;

    — в законном порядке приобретение права собственности на имущество, не имеющее собственника: по праву первого нашедшего бесхозную вещь (находка, клад);

    — по праву давности владения.

    Способы приобретения собственности:

    Право собственности рассматривается как составная часть системы прав человека, как то, что государство должно гарантировать человеку.

    Конституция РФ ст. 35:

    1. Право частной собственности охраняется законом.

    2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

    3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

    4. Право наследования гарантируется

    Вы получили учебник в школьной библиотеке. В каких рамках вы осуществляете в отношении этого учебника право владения, распоряжения?

    Проанализируйте эту ситуацию.

    Проанализируйте ситуации, связанные с судебной защитой права собственности и имущественных интересов лиц, и определите применительно к каждой ситуации, какой вариант защиты права собственности и имущественных интересов граждан иллюстрируется этим примером.

    С и т у а т и в н ы е з а д а ч и:

    1. В связи с угоном автомобиля, которому в период незаконного владения (до возвращения собственнику) был нанесен существенный вред (помят корпус, сломаны тормоза), суд принял решение о сумме возмещения ущерба, которую должен получить законный владелец от виновного в понесенных имущественных потерях.

    2. При разводе супругов Н. суд рассмотрел вопрос о разделе имущества, находящегося в общем владении.

    3. Районное жилищное управление обратилось в суд с иском к гражданину П., требуя освободить самовольно занятую им квартиру. Суд удовлетворил иск, одновременно возложив на гражданина П. обязанность возместить судебные издержки истца.

    Домашнее задание: § 13, вопросы (устно).

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт.

    Материал урока систематизирует и обобщает знания о четырехугольниках, их свойствах, признаках, площадях.

    Архив содержит сценарий урока, презентацию и самоанализ проведённого урока.

    В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме «Оксиды».

    В рамках акции проводимой в России создан конспект урока для 8 класс на тему Час кода — 2015 год.

    Открытый урок в 8 классе по алгебре на тему «Квадратичная функция и ее график» .

    Разработка урока «Право собственности и его виды».

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Конспект урока по обществознанию.

    Тема: Право собственности и его виды.

    Цели: 1) создать представления о праве собственности;

    2) формировать умения анализировать, развивать мышление;

    3) воспитывать правовую грамотность.

    Домашнее задание: № 6,

    Понятия: имущественные права, право собственности, вещное право, интеллектуальная собственность.

    1. Имущественные права.

    2. Право собственности.

    3. Основания возникновения права собственности.

    4. Право собственности на землю.

    5. Понятие права интеллектуальной собственности.

    Что такое договор?

    Читайте так же:  Закон рауля примеры

    Порядок заключения, изменения и расторжения договора.

    Отдельные виды обязательств.

    Изложение. Тема, цели, домашнее задание.

    Имущественные права – это права участников имущественных правоотношений, то есть отношений, которые связаны с владением, пользованием, распоряжением имуществом.

    Виды имущественных прав:

    1)вещные (право собственности)

    2)обязательственные (право на возмещение ущерба)

    3)право авторов (на вознаграждение)

    2. Понятие права собственности.

    Собственность как экономическая категория появилась с возникновением человеческого общества.

    Собственность — это господство людей над вещью

    Право собственности — совокупность правовых норм, устанавливающих, как можно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

    Содержание права собственности складывается из трех правомочий – владения, пользования и распоряжения.

    Владение — обладание вещью. Даже находясь на расстоянии.

    Пользование – предполагает возможность извлекать из вещи ее полезные свойства. Пользоваться может и не владелец.

    Распоряжение – возможность определять юридическую судьбу вещи (продавать, дарить, завещать).

    Субъектами права собственности могут быть физические и юридические лица, РФ, ее субъекты, муниципальные образования.

    Виды собственности: 1) частная собственность, 2) государственная собственность, 3) муниципальная собственность.

    Объекты федеральной собственности:

    национальные богатства страны

    объекты функционирования федеральных органов власти (казна, золотой запас, валютный фонд)

    прочие объекты (военная техника, спиртовая продукция, стратегические материалы)

    Основания возникновения права собственности.

    Существуют первоначальные и производные основания приобретения права собственности.

    Первоначальные основания – если вещь никому не принадлежала, если вещь найдена (если за 6 месяцев не найдется хозяин вещи, то нашедший становится ее владельцем), право собственности по давности владения: 15 лет недвижимое имущество, 5 лет движимое.

    Производные способы – национализация или приватизация, реквизиция – изъятие имущества в случае аварий, эпидемий с выплатой стоимости, конфискация – безвозмездно, договор купли — продажи.

    Вещное право – совокупность правомочий в отношении имущества.

    Другие вещные права: сервитуты (право пользования чужим имуществом в определенных пределах), право пользования земельным участком, право хозяйственного владения, право оперативного управления имуществом.

    4. Право собственности на землю.

    Это владение, аренда, продажа, сервитут – линии электропередач, трубопровода, водоснабжение.

    Понятие права интеллектуальной собственности.

    Право интеллектуальной собственности – собственность на результаты творческой деятельности.

    Группы объектов права интеллектуальной собственности:

    — объекты авторского права (произведения науки, литературы)

    — объекты смежного права (исполнения, фонограммы)

    — объекты патентного права (изобретения, модели, образцы)

    — средства индивидуализации (товарные знаки, наименования)

    — нетрадиционные объекты (селекционные достижения, ноу-хау).

    Предметом гражданского оборота выступают не названные объекты, а права на них.

    Интеллектуальные права – виды прав на результаты интеллектуальной деятельности.

    Исключительные права – право автора осуществлять действия…

    Реклама – использование средств массовой информации для распространения сведений о фирме, товарах.

    infourok.ru

    Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме: «Собственность» с использованием ИКТ.

    Выбранный для просмотра документ Конспект урока Собственность 8 класс.doc

    Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме: «Собственность» с использованием ИКТ.

    Учитель истории и обществознания

    МБОУ СОШ № 12 г. Абакан

    Архипкина Анастасия Валерьевна

    Образовательные: раскрыть экономический и правовой смысл понятия «собственность», познакомиться с такими понятиями, как «имущественные отношения», «имущество», «аренда»; усвоить основные формы собственности;

    — Развивающие: развивать все сферы личности: эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, практико-действенной, интеллектуальной, речи устной и письменной, развивать умение анализировать, проводить элементарные исследования, доказательства.

    Воспитательные: воспитывать правовую эрудированность, продолжить воспитание бережного отношения к своему имуществу.

    репродуктивный (объяснение учителя), продуктивный (поиск ответа на поставленное задание, групповая работа, работа со статьями Конституции РФ, Гражданским кодексом РФ).

    Тип урока : изучение нового.

    Формы работы: индивидуальная, работа в малых группах.

    Оборудование: доска, мультимедиа с ПК, презентация, раздаточный материал на группы (статьи Гражданского кодекса, Конституции РФ см. Приложение 2), учебник: Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько.– Волгоград: Учитель, 2005.

    План изучения нового материала:

    I . Имущественные отношения

    III . Формы собственности

    IV . Защита прав собственности.

    II . Актуализация опорных знаний

    Цель: подвести учащихся к понятию «Имущество», «имущественные отношения».

    1. Чьим имуществом является мебель в кабинетах школы? Приборы в кабинете физики? (слайд 5)

    2. Чьим имуществом являются письменные принадлежности? Если вы утверждаете: «Это моя ручка», может ли другой ученик сказать об этой ручке тоже самое?

    3. Так что же такое имущество?

    1. Школьным имуществом.

    2. Ответы учеников.

    3. Ответ детей: Имущество- совокупность вещей, которые находятся в собственности какого-либо лица.

    III . Изучение нового материла.

    3.1. Имущественные отношения

    Давайте запишем определение (слайд 6): Имущественные отношения – это отношения между людьми возникающие по поводу имущества (Регулирует Гражданское право).

    Мы пользуемся общественным транспортом: вступаете с владельцами городского транспорта в договорные отношения – платите – вас везут. В магазине вступаете в отношения купли-продажи.

    Виды имущественных отношений: 1. Договорные отношения (плата за проезд, за товары, за услуги,

    одалживание в долг)(слайд 7)

    В основе отношений лежит право собственности. Первые упоминания о собственности как об одной из основных характеристик государства, появились еще в глубокой древности в Вавилоне, Китае и других странах.

    Задание: прочитать и найти в учебнике на с. 102 основные точки зрения по поводу дефиниции «собственность».

    Задания группам (слайд 10)

    1-я группа — работа с отдельными статьями Конституции РФ и Гражданским кодексом. Найдите статьи, в которых речь идет о собственности. Определить правомочия собственника. Выполнить в виде схемы.

    На слайде Вы видите слова. При помощи данных слов составьте известную всем пословицу! Слайд 16

    записывают в тетрадь виды имущественных отношений

    Записывают определение: собственность-принадлежность вещей и духовных ценностей определённым лицам.(слайд 9)

    Задания группам (ответы)

    Владение – фактическое обладание данным имуществом, закрепленное юридически.

    Использование – возможность получать от вещи пользу (доход).

    Распоряжение – возможность определять юридическую судьбу вещи (продавать, дарить, менять). Записывают все в тетрадь.

    Делают вывод: все виды собственности равноправны.

    Ответы: 1. сам создает вещь

    2. получил по наследству

    3. купил, нашел и т.д.

    Выполняют. Пословица «На чужой каравай рот не разевай!»

    Мозговой штурм, работа в малых группах: Каким образом можно защитить собственность. На выполнение дается 2 минуты.

    Итак, сегодня мы с вами узнали, что такое собственность, кто является собственником, основные формы собственность. Для закрепления предлагаю составить синквейн на слово «Собственность». Слайд 18. Выборочно учитель проверяет у учащихся.

    Самостоятельно составляют и записывают в тетрадь.

    Записывают домашнее задание: параграф 13. Проверь себя с. 106.

    2-я группа – работа с учебником с. 103. Изучить основные правомочия собственника и привести примеры.

    3я группа — работа с учебником с. 103. Сделать схему и рассказать, кто является субъектами права собственности.

    4-я группа – работа с учебником с. 104-105. Сделать схему: «Формы собственности» (привести примеры).

    5-я группа. Ответить на вопрос как человек становится собственником?

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

    Конституция РФ

    Ст. 35 1. Право частной собственности охраняется законом.
    2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
    3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

    ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ

    Статья 209. Содержание права собственности

    1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
    3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

    4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

    «Лучший урок обществознания» Тема урока «Собственность»

    На уроке рассматривается та часть экономической жизни общества, которая связана с отношениями собственности. Необходимость регулирования этих отношений породила систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между людьми. Усвоение материала особенно значимо для изучения тем о рыночной экономике.

    Читайте так же:  Нотариус мира льва толстого

    Ключевые слова: Имущественные отношения, собственность, формы собственности, субъекты и объекты права собственности, правомочия собственника.

    Просмотр содержимого документа
    ««Лучший урок обществознания» Тема урока «Собственность»»

    Палатова Ирина Николаевна

    общеобразовательная средняя школа

    номинация «Лучший урок обществознания» Тема урока «Собственность»

    Аннотация: 8класс обществознание

    Ключевые слова: Имущественные отношения, собственность, формы собственности, субъекты и объекты права собственности, правомочия собственника.

    Тема урока: Собственность.

    Цели урока: способствовать формированию у учащихся представления о собственности. Способствовать самораскрытию и саморазвитию учащихся. (связь темы урока с социальным опытом учащихся, осознание актуальности темы).

    Задачи: планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные — сформировать у учащихся представление о собственности и ее формах; — раскрыть роль собственности в обществе; овладение учащимися знаниями и навыками, обеспечивающих наиболее полное понимание информации; — повышение уровня правовой культуры учащихся; — получение учащимися навыков самоанализа своей деятельности.

    УУД Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные

    — находить информацию в различных источниках;

    — владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы

    — обобщать и систематизировать полученную информацию

    — планировать и ставить цели деятельности;

    — оценивать степень достижения результатов

    — понимать позицию другого;

    — излагать свое мнение, уметь его корректировать;

    — умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении,

    — аргументированно оценивать свое и чужое поведение;

    — воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека.

    Тип занятия: занятие по изучению нового учебного материала

    Вид занятия: урок-исследование (сочетание теоретических и практических самостоятельных работ)

    Технологии: педагогика сотрудничества (уважение личности ребенка, субъектный подход)

    Формы обучения: индивидуальная и фронтальная.

    Методы обучения: метод проблемного обучения, самостоятельная работа с текстом, мозговой штурм, эвристическая беседа, опрос, устная форма рефлексии.

    Основные термины и понятия:

    Имущественные отношения, собственность, формы собственности, субъекты и объекты права собственности, физические лица, юридические лица, правомочия собственника: владение, пользование, распоряжение.

    Организационная структура урока

    1 Организационный этап. Подготовка учащихся к работе на уроке. 2 Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Вхождение в тему урока. Работа с понятиями, беседа учителя, мозговой штурм, создание проблемной ситуации 3 Целеполагание. Постановка проблемы 4 Этап открытия нового знания. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. 5 Практическое изучение нового материала с использованием различных информационных источников. Первичное закрепление. 6 Этап проверки понимания учащимися нового материала. Обобщение полученных знаний с использованием материалов презентации, дискуссия по поставленному вопросу. Объяснение учителя, групповаяработа с текстом.

    7 Этап закрепления нового материала. Проверка и коррекция полученных результатов. Закрепление у учащихся знаний и УУД, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу. (выполнение заданий формата ОГЭ)

    8 Этап инструктажа по выполнению домашнего задания Сообщение учащимся домашнего задания. Разъяснение методики его выполнения, требований к результатам.

    9 Подведение итогов урока. Рефлексия (обсуждение высказывания Аристиппа, Диогена)

    1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

    Добрый день, рада вас видеть, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы продолжим говорить об экономических явлениях. И рассмотрим один из ключевых экономических институтов. Возникновение у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность. Актуализация опорных знаний ( загадки, пословицы ) О чем будет идти речь вы можете догадаться.

    -Коль трудился круглый год, будет кругленьким…?(Доход)

    -Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся . (Залог)

    -Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет. (Деньги)

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О СОБСТВЕННОСТИ

    -Всяк хочет взять, а никто не хочет дать.

    -Своя шапка: как захочу, так и надену.

    -Не бери чужого — не бойся никого.

    -На чужой каравай глаз не порывай, а о своем заботься.

    Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня тема урока?

    Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.

    Сформулировать тему урока. Поставить цель урока.

    Самый главный вопрос, связанный с обладанием собственностью поставил еще древнегреческий философ Аристипп. Его друг и извечный оппонент Диоген утверждал, что человек свободен лишь настолько, насколько он самодостаточен и независим от материальных благ. В стремлении достичь максимальной свободы этот мудрец раздал свое имущество и поселился в большой глиняной бочке — пифосе. Однако Аристипп не разделял всеобщего преклонения перед Диогеном.

    Нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими, это дает свободу.

    Выскажите ваше мнение по данному вопросу.

    (Нужно правильно распоряжаться своим имуществом. Об этом )

    Цель урока Сформировать представление о собственности как экономической и юридической категории .

    Сегодня на уроке мы обсудим

    Имущественные отношения. Разберемся в том, что такое собственность, каковы ее формы. Узнаем, каким образом мы можем защитить свое право собственности.

    Работать мы будем с текстом учебника и документами.

    По ходу урока вы заполните рабочие листы, составите кластер «Собственность». Подпишите, пожалуйста, рабочий лист. Высказывают свое понимание мысли Аристиппа и Диогена. Отвечают на вопрос учителя.

    Открытие нового знания

    Развивать умение учащихся работать с понятиями

    из словарей, учебной литературы, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы

    1 Имущественные отношения работа с текстом стр. 161 Подумайте:

    1.Каждый ли человек владеет имуществом? 2. Каким имуществом вы владеете?

    Обобщая ответы учащихся, делаем вывод Имущество –это совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту

    Владея каким либо имуществом, мы вступаем в имущественные отношения. Но они разнообразны, ведь мы пользуемся не только тем, что принадлежит лично нам.

    транспорт — принадлежит субъекту, мы покупаем билет и нас везут, т.е. мы заключаем договор с владельцем транспорта и вступаем в договорные отношения – это вид имущественных отношений.

    Совершая покупку в магазине, мы заключаем договор купли-продажи (чек) – это тоже имущественные отношения

    Вопрос: Так, что же такое имущественные отношения?

    Имущественные отношения –это отношения между людьми, в основе которых лежит право на собственность.

    2 Собственность. работа с текстом стр. 162-163 Подумайте: Что такое собственность?

    с точки зрения психологии– собственность — это проявление биологической природы человека: чувство собственности заложено в человеке от рождения.

    Так ребенок, в возрасте 1,5-2х лет начинает осознавать себя самостоятельным человеком и у него появляется, по словам психологов, «естественное желание собственника».

    Но мы будем говорить о собственности с точки зрения экономики и права.

    Большинство современных ученых трактуют понятие собственность в 2-х аспектах: экономическом и юридическом.

    Экономическая категория – принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам – собственникам.

    Юридическая категория – это право владения, пользования, распоряжения объектом собственности.

    Работа с документом Конституция Российской Федерации (ст.35)

    Собственность –это принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам, а также право на их обладание.

    Возьмите, пожалуйста, ваши рабочие листы, запишите определение собственности.

    Какие исторические типы форм собственности вы знаете?

    ( Опережающее задание. Как проходила эволюция форм собственности нам расскажет …. )

    Эволюция форм собственности.

    Отношения собствен­ности прошли длительный путь развития, на котором происходила неоднократная смена форм собственности. Каждая исторически сложившаяся форма собственности соответствует уровню развития производительных сил и сложившейся системе экономических отношений.

    Исторически первой была общинная собственность, а так как господствующей отраслью было сель­ское хозяйство, главенствующая роль принадле­жала земельной собственности.

    Дальнейшее развитие производительных сил, специализация труда, рост производительности труда привели к производству большого количества излишек. Они присваивались отдельными людьми. Возникло имущественное неравенство. На смену общинной форме собственности пришла рабовладельческая.

    Эта форма собственности основывалась на присвоении труда рабов, которые являлись объектами собственности рабовла­дельцев.

    Феодальная земельная собственность преоблада­ла в средние века. Она базировалась на эксплуатации труда крепостных крестьян.

    Развитие товарно-денежных отношений, первоначальное накопление капи­тала, внедрение машинного производства привели к разорению мелкотоварного произ­водства. Возникла частная капиталистическая собствен­ность периода так называемого чистого капитализма. Эта собственность основывалась на наемном труде работников и равенстве частных лиц как субъ­ектов собственности.

    Таким образом, развитие форм собственности и их смена определяются развитием производства и производи­тельных сил. Вместе с изменением содержания производства меняется и его общественная форма — собственность.

    Сейчас вы узнали, что эволюция форм собственности напрямую связана с развитием производства и производительных сил, что, в свою очередь лежит в основе любой экономической системы.

    Читайте так же:  Категории преступлений рб

    Выполняя домашнее задание, вы сравнивали различные виды экономических систем. Предлагаю выполнить задание на эту тему. Откройте, пожалуйста, учебник стр. 160, задание 3.

    Нужно распределить перечисленные признаки по соответствующим графам, отвечаете по очереди, называя по одному признаку:

    1 ряд — рыночная экономика 2 ряд — командная 3 ряд — традиционная

    (1 минута выделить, потом проверка)

    А ребята получают индивидуальное задание, работа по карточкам.

    1 ряд Рыночная: эк. самостоятельность производителей, равные права для всех форм собственности,

    Какие особенности рыночной экономики вы можете еще назвать?

    факторы производства находятся преимущественно в частных руках.

    2 ряд Командная: контроль за распределением благ со стороны государства,

    преобладание государственной собственности, принятие государственных планов, обязательных для производителей;

    поддержка государством стабильного уровня цен; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов.

    3 ряд Традиционная: господство натурального хозяйства,

    «простой труд» как основа хозяйства,

    производство продукции преимущественно для собственного потребления,

    использование производственных ресурсов на основе обычаев.

    Дополнить могут ребята, которые работали по карточкам. Проверяем карточки. Встаньте, пожалуйста, зачитайте задание.

    Вопрос: Из каких нормативно-правовых актов мы можем узнать о правах собственника?

    Конституция РФ,ГК РФ (запишите)

    Наряду с Конституцией РФ и ГК РФ, право собственности граждан и юридических лиц корреспондируется в ряде иных Федеральных законов. Так, например, в Земельном кодексе РФ закрепляется право собственности на землю граждан и юридических лиц.

    Практическое изучение нового материала.

    Полученную информацию применить на практике.

    В Конституции и Гражданском Кодексе зафиксированы формы собственности. Откройте учебник на стр. 164. Работа с таблицей Назовите какие формы собственности есть в РФ.

    Формы собственности -частная, государственная(федеральная и собственность субъектов федерации), муниципальная (органы местного самоуправления),собственность общественных организаций(собственность юридических лиц-здания), коллективная собственность(совместная собственность трудового коллектива ОАО),общественная собственность(принадлежит обществу СССР -социалистическая собственность)

    Теперь давайте разберемся, что, согласно закону, мы можем делать со своей собственностью? т. е., рассмотрим собственность как юридическую категорию (стр. 162-163)

    Юридическое содержание собственности (правомочия собственника) раскрывается через владение, пользование и распоряжение,

    Право владения – фактическое обладание вещью

    Право пользования извлечение из имущества полезных свойств

    Право распоряжения – возможность изменения его принадлежности, состояния, включая полную или частичную передачу прав.

    Продемонстрируйте на принадлежащей вам вещи свое право собственника

    Я читаю задание, дети отвечают. Задание (владеть, распоряжаться, пользоваться, владеть, распоряжаться.)

    Кто может быть собственником?

    Субъекты права собственности

    1.Граждане (физические лица) человек как носитель прав и обязанностей.

    2.Юридические лица( которые выступают как носители прав и обязанностей(предприятия, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или управлении имущество)

    3.Государство РФ(субъекты федерации)

    4.Органы местного самоуправления.

    Занесите эти данные в кластер

    личные вещи принадлежат физическим лицам,

    юр. Лицо Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа владеет имуществом на праве оперативного управления, а собственник муниципальное образование (т.е органы местного самоуправления),

    работа с источником ГК РФ Что может быть объектом собственности?

    Объекты права собственности:

    Ст.128. Объекты гражданских прав

    -вещи(наличные деньги и ценные бумаги), иное имущество(безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права), результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), нематериальные блага(принадлежащие человеку от рождения или в силу закона, как жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь, доброе имя)

    Любое ли имущество может находиться в собственности граждан? (стр. 163)

    — Объектом права собственности граждан и юридических лиц не могут быть некоторые виды вооружений, памятников истории и культуры, недра, континентальный шельф,

    — а также отдельные виды имущества владение которыми ограничено в целях нравственности и здоровья.

    Итак, мы узнали, что такое собственность, что включает в себя право собственности, рассмотрели субъекты и объекты собственности, но каким образом приобретается право собственности?

    4.Защита права собственности.

    Проблемное задание. Каким образом человек становится собственником?

    Основания приобретения права собственности ст.218 ГК (уч. стр.165)

    1.Изготовление (сам изготовил вещь)

    2.Собственник продукции, доходов полученных в результате использования имущества

    3. По наследству

    4.В результате купли-продажи, обмена, дарения и др. сделок.

    5.Приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника.

    6.Выплатив пай как член потребительского кооператива.

    Приведите примеры, иллюстрирующие возникновение права собственности.

    А вот в такой ситуации у вас есть основания приобретения права собственника?

    Задание про найденный телефон:

    Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

    Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

    2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

    Этап проверки понимания учащимися нового материала.

    Итак, предлагаю вернуться к вопросу, который у нас появился в самом начале уроке:

    Как видим, основания приобретения права собственности могут быть различными.

    Все они строго оговорены законом.

    Но бывают случаи когда люди стремятся присвоить чужую собственность.

    Вы видите, что большая часть преступлений совершается именно против собственности. Так каким образом можно защитить свое имущество?

    Наше право собственности защищает закон. Какие именно нормативно-правовые акты стоят на стражи нашего права собственника

    Право собственности защищает Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, а так же

    Уголовный кодекс РФ

    Обобщить полученные знания.

    Но, ребята, согласитесь, что большую роль в защите права собственности играет государство. Прочитайте приведенное высказывание, раскрыть смысл данного высказывания: «Правительство не имеет никакой другой цели, кроме обеспечения прав собственности». Д.Локк

    Статья 210. Бремя содержания имущества

    Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Защита права собственности. Работа с текстом на стр.165 Решение проблемного вопроса. Каким образом человек становится собственником? Самостоятельная работа и проверка задания.

    Итак, результатом нашей работы является создание кластера, который отражает собственность как экономическую и юридическую категорию.

    Этот кластер поможет вам при подготовке домашнего задания. Осмысливают полученную информацию

    Закрепить знания, полученные на уроке, 1) Подготовить пересказ параграфа с опорой на план.

    2) Сообщение «Преступления против собственности» (главой 21 УК РФ)

    3. дифференцированное индивидуальное задание по заготовленным карточкам.(работа со слабоуспевающими учащимися) Приложение

    Соотнесение цели урока и результата

    Давайте вернемся к проблеме, обозначенной древнегреческим философом Аристиппом и Диогеном.«Нужно не убегать от вещей, а учиться владеть ими».

    Что нового вы сегодня узнали о собственности и о своих правах на собственность?

    Выставление оценок за урок. Выборочно собрать рабочие листы (у тех, кто не отвечал на уроке)

    Выражение благодарности за плодотворное сотрудничество.

    Анализируют свою деятельность по достижению цели.

    Правительство страны Z провело реформы, в результате которых был осуществлен переход от командной экономики к рыночной. Сравните два типа экономических систем, упомянутых в условии задания. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

    1) конкуренция товаропроизводителей

    2) господство государственной собственности

    3) решение проблемы ограниченности ресурсов

    4) производство товаров и услуг

    ЧЕРТЫ СХОДСТВА: ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ:

    Установите соответствие между признаками и типами экономических систем: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

    ПРИЗНАКИ А) государство определяет количество производимой продукции

    Б) многообразие форм собственности

    В) директивное распределение производственных ресурсов

    Г) цены определяются соотношением спроса и предложения

    Д) производитель свободен в принятии решений

    2) командная (плановая)

    Установите соответствие между признаками и типами экономических систем, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

    А) свободная конкуренция

    Б) цены на товары определяют спрос и предложение

    В) государство директивно руководит экономикой

    Г) преобладает натуральное хозяйство

    Д) решение основных вопросов экономики с помощью обычаев, хозяйственного опыта предков

    ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

    Если собственник – хозяин (разводим руки в сторону),

    Эта мысль отличная (сгибаем руки в локтях к груди).

    Собственность есть муниципальная (наклон с вытянутыми руками в одну сторону),

    И бывает личная (наклон в другую сторону).

    Если общество – хозяин (разводим руки по кругу),

    kopilkaurokov.ru


    Обсуждение закрыто.