Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя

Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя

Карта социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя

Муниципальное образовательное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом «Аистенок»

социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя

  • Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего_____________________________
  • Дата рождения__________________________________________________________
  • Адрес _______________________________________________________________
  • Правонарушение_______________________________________________________________________________________________________________________________
  • Совершались ли правонарушения до поступления в детский дом (в каком возрасте, в чем выражались):_______________________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    1. ^ Социальный статус:

    Социальный портрет семьи (полная, неполная, многодетная; родители — инвалиды, лишены родительских прав, находятся в заключении; опекуны)_____________________________________________________________________

    Структура семьи (количество детей в семье, их возраст)________________________

    Взаимоотношения в семье (кто является лидером, каковы отношения между детьми и родителям, тип воспитания)

    Особый социальный статус подростка (инвалидность, сирота, социальный сирота, под опекой, получает пенсию, пособие)______________________________________________________________________

    ^ Сведения о родителях :

    Место работы, должность____________________________________________

    Отец_________________________ возраст_____образование _____________

  • ^ Педагогический статус:
  • Где обучается (тип образовательного учреждения)_______________________

    Есть ли перерывы в обучении (их длительность, причины, успешность адаптации после перерыва)____________________________________________________________________

    ^ Результаты встреч со специалистами образовательного учреждения, где обучается подросток :

    vmeste.opredelim.com

    Примерный порядок межведомственного взаимодействия в ходе уголовного следствия, судопроизводства и постсудебного периода при проведении социально-реабилитационной работы с несовершеннолетним, оказавшимися в конфликте с законом

    Цель межведомственного взаимодействия: реализовать восстановительное правосудие в отношении несовершеннолетнего, как оказавшегося в конфликте с законом, так и потерпевшего несовершеннолетнего от преступных деяний и их реабилитацию. Обеспечить интеграцию действий органов и учреждений системы профилактики, ювенальных составов судов, направленных на социальную реабилитацию несовершеннолетних, потерпевших от преступных деяний и социализацию (ресоциализацию) несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

    (Задачи) Направления межведомственной деятельности:

    1. Защита и восстановление нарушенных прав несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, и потерпевшего несовершеннолетнего от преступных деяний.

    2. Осуществление правовой и социально-психологической поддержки несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом и потерпевшего несовершеннолетнего от преступных деяний.

    3. Нахождение и вынесение оптимального решения (приговора) в отношении несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, на основании выявления и учета всех причин и условий, приведших к правонарушению и особенностей личности правонарушителя (другой вариант: на основе максимально индивидуального подхода к исследованию обстоятельств совершенного деяния, соизмеримых как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершенного деяния, способствующих предупреждению противозаконных действий и преступлений среди несовершеннолетних, обеспечивающих их ресоциализацию)

    4. Реализация мер воздействия, направленных на реабилитацию, коррекцию и ресоциализацию несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, в том числе применение примирительных (восстановительных) технологий.

    I. Досудебная и судебная стадии сопровождения несовершеннолетнего:

    Задачи субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

    1. Защита и восстановление нарушенных прав, оказание социально-психологической помощи несовершеннолетнему, потерпевшему от преступных деяний.

    2. Обеспечение социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, в процессе следствия и судопроизводства с целью защиты его прав и законных интересов, ресоциализации.

    Субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    Действия в рамках своих полномочий

    Рекомендуемые ювенальные технологии

    Органы внутренних дел Красноярского края

    (отделы следствия, дознания, по делам несовершеннолетних)

    1. Направляют в КДНиЗП, образовательное учреждение информацию о несовершеннолетних, подозреваемых в совершении преступления (при наличии возбужденного уголовного дела и соответствующем процессуальном статусе), в том числе по материалам (делам) частного обвинения, направляемым в мировой суд; о потерпевших несовершеннолетних (по уголовным делам, общественно-опасным деяниям). Запрашивают из субъектов системы профилактики характеризующий материал, информацию о проделанной работе, если несовершеннолетние состояли на учетах.

    2. Предоставляют характеризующий материал и необходимую информацию для «Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя»*. Заполняют в случае помещения несовершеннолетнего в СИЗО раздел 2 Формы «Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя».

    3. В рамках своей компетенции проводят мероприятия по предупреждению противоправных деяний.

    4. Содействуют специалистам социально-психологического сопровождения несовершеннолетних (далее-СПС), органам и учреждениям субъектов системы профилактики в реализации программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего.

    Технологии информационного обмена с сохранением конфиденциальности информации

    Письменно в течение 3 дней. В случае совершения резонансного, особо тяжкого преступления в телефонном режиме в течение суток

    В течение всего этапа работы

    КДНиЗП (координатор взаимодействия с ювенальными судами)

    1. Фиксирует информацию ОВД или прокуратуры о факте возбуждения уголовного дела на несовершеннолетнего и о потерпевшем несовершеннолетнем в журналах учета поступившей информации.

    2. Организует СПС, разработку и реализацию ИПР несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, для этого:

    2.1.Готовит и принимает решение о:

    постановке на учет (в случае необходимости), обеспечении СПС в ходе следствия и судопроизводства,

    о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, оказавшимся в конфликте с законом, и потерпевшим несовершеннолетним по ИПР,

    проведении примирительных процедур на основе программы примирения.

    2.2. С учетом предложений органов и учреждений системы профилактики утверждает состав межведомственной рабочей группы специалистов и ее координатора (кейс-менеджера), которые обеспечивают СПС, разработку ИПР несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, и ее реализацию (согласно Примерному порядку межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по выявлению, учету, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении**)

    2.3. Организует и содействует проведению примирительных процедур на основе программы примирения между обвиняемым несовершеннолетним и потерпевшим.

    2.4. Для обеспечения взаимодействия группы специалистов, осуществляющих СПС, направляет в суд (ювенальному судье, ведущему дело) и в ОВД (сотрудникам, ведущим следствие по факту преступного деяния) выписку из своего решения о закрепленных специалистах, обеспечивающих СПС несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, в ходе следствия и судопроизводства.

    3. Организует реализацию специалистами органов и учреждений системы профилактики мер по защите, восстановлению нарушенных прав и реабилитации потерпевшего несовершеннолетнего, в том числе с использованием процедур примирения с правонарушителем.

    4. Осуществляет во взаимодействии с координаторами рабочих групп, обеспечивающих СПС, сотрудниками ОВД, ювенальными судьями анализ эффективности реализации СПС несовершеннолетних оказавшимся в конфликте с законом, на этапе следствия и судопроизводства.

    5. Разрабатывает и утверждает документы, определяющие статус, функции кейс-менеджера (куратора случая).

    В день поступления информации

    в течение 3-х дней

    Согласно срокам, указанным в Порядке

    в течение 3-х дней после принятия решения

    в течение 1-х суток после поступления информации

    Органы и учреждения образования, социальной защиты населения, здравоохранения, по делам молодежи, работающие с несовершеннолетними, проживающими на территории муниципального образования,

    Ювенальные службы, действующие на территории муниципального образования

    1. В соответствие со своей компетенцией:

    1.1. Определяют в состав рабочей группы кандидатуры специалистов, обеспечивающих:

    социально-психологическое сопровождение несовершеннолетнего во время этапа проведения следствия и судопроизводства;

    сопровождающих несовершеннолетнего во время следственных мероприятий, если он не достиг возраста 16 лет;

    разработку и реализацию ИПР несовершеннолетнего, оказавшегося в конфликте с законом, и потерпевшего несовершеннолетнего.

    1.2. Вносят в КДНиЗП предложения по кандидатуре координатора (кейс-менеджера или куратора случая) и учреждениям, на базе которых будут проводиться реабилитационные мероприятия.

    1.3. Содействуют назначенному координатору и рабочей группе в обеспечении СПС и выполнении мероприятий ИПР.

    1.4. Обеспечивают методическое сопровождение работы с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом, и потерпевшими несовершеннолетними.

    2. В лице кейс-менеджера и специалистов рабочей группы на досудебной стадии осуществляют:

    2.1. Сбор информации необходимой для заполнения Раздела 1 Формы «Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя».

    2.2. Оценку рисков и потребностей несовершеннолетнего (ОРП), выработки необходимых рекомендаций для следователей и суда.

    2.3. Разработку и реализацию ИПР на период следствия и судебного разбирательства.

    2.4. Подготовку досудебного доклада о реализации ИПР.

    (основные формы совместной работы группы специалистов– конференция и консилиум специалистов)

    3. В лице психолога, педагога на судебной стадии:

    3.1. Содействуют суду в установлении психологического контакта с допрашиваемым.

    3.2. Содействуют суду в правильной оценке его поведения и показаний.

    3.3. Оберегают психическое здоровье подростка от возможного травмирования необычной для него ситуацией.

    3.4. Излагают свое мнение об эффективных мерах исправления несовершеннолетнего.

    3. Разрабатывают и обеспечивают реализацию специалистами органов и учреждений системы профилактики мер по защите, восстановлению нарушенных прав и реабилитации потерпевшего несовершеннолетнего, в том числе в рамках программы примирения между правонарушителем и потерпевшим.

    4. Предоставляют в КДНиЗП в муниципальном образовании информацию о результатах работы с несовершеннолетним, оказавшимся в конфликте с законом, и потерпевшим несовершеннолетним

    Метод оценки рисков и возможностей

    Технология гражданского образования

    Технология духовно-нравственного воспитания

    www.bmurta.ru

    Организация социально-психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей

    Опубликовано в журнале «Советник юриста» №2 год — 2013

    Гончарова Н.А.,
    преподаватель кафедры психологии
    Полтавского национального
    педагогического университета
    им. В.Г. Короленко

    Важнейшей задачей государства в обеспечении конституционных прав и свобод человека является борьба с преступностью. Ее решение особенно значимо на современном этапе, когда проводимые социальные преобразования наряду с прогрессивными реформами сопровождаются высоким уровнем преступности. Неблагоприятные тенденции и изменение характера преступности определяют необходимость разработки эффективных мер и средств борьбы с ней, совершенствования законодательной базы и опирающейся на нее практики деятельности правоохранительных органов государства.

    Особую категорию составляют подростки, изучение личности которых является необходимым условием для осуществления практической психолого-педагогической работы, направленной на устранение либо уменьшение криминогенных склонностей личности несовершеннолетних, и связано с решением ряда важных практических задач при организации работы инспекций по делам несовершеннолетних и других служб по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних.

    Большинство отечественных психологов и криминологов(1) разделяют положение о том, что личность является «носителем» причин индивидуального антисоциального поведения. Ценностные ориентации личности лежат в основе совершаемых ею поступков – как социально позитивных и нейтральных, так и социально вредных (А.Р. Ратинов). Деформированное нравственное и правовое сознание может само по себе стать причиной выбора противоположной линии поведения (А.Р. Ратинов, И.И. Карпец).

    (1) Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. – М. : Наука, 1990. – С. 61–77; Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. – 1999. – № 5. – С. 38–44; Кудрявцев В.Н. Проблема мотивации в криминологии // Криминальная мотивация. – М. : Наука, 1986. – С. 37–43.

    Читайте так же:  Развод с рудневым

    Антисоциальное поведение связывают с такими личностными образованиями, как потребности, нравственное сознание, ценностные ориентации (А.И. Долгова, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцева, Х.А. Рандолу, А.В. Пищелко, А.И. Папкин, Г.С. Саркисова, Ю.М. Антонян). Можно предположить, что именно эти качества личности и должны быть объектом индивидуального превентивного воздействия.

    В социально-педагогическом плане проблему антисоциального поведения и причины неграмотного воздействия на подростка в процессе его воспитания и перевоспитания рассматривали В.И. Куфаев, A.C. Макаренко. Так, A.C. Макаренко определил, что воспитание малолетних преступников протекает в эволюционной форме, в то время как перевоспитание совершается в форме взрыва, при этом теряются старые, вырабатываются и закрепляются новые положительные качества личности. На отклонения в поведении подростка оказывают влияние следующие социальные факторы: дефекты воспитания, скудный жизненный опыт, узость кругозора и т. д. (В.Т. Лашко), различные стихийные сообщества (Ж.Л. Новицкий, Г.А. Аванесов), взрослые с антисоциальным поведением (Г.Г. Бочкарева, Л. Рябис)(1).

    Становление правового общества сопровождается процессами его гуманизации, возрастающей ролью человеческого фактора, нравственной сферы личности. Необходимость изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя, необходимость знания мотивов правонарушения диктуются задачами воспитательной системы, основанной на гуманистическом принципе. Особую важность приобретают вопросы психологического изучения особенностей личности несовершеннолетнего осужденного, ведь изменения, происходящие в физическом, психическом, интеллектуальном и нравственном развитии подростков, делают этот возраст сложным и противоречивым по сравнению с предшествующими этапами жизни ребенка. Основой поведения подростков все чаще выступают не чувственные побуждения, а мысль и нравственное сознание; само поведение получает через это определенный смысл и становится поступком(2).

    Рост преступности и тяжких преступлений среди несовершеннолетних является крупной проблемой во многих странах. Крайне важно не только предупреждать преступность среди несовершеннолетних с помощью судебных мер, но и обеспечить защиту положения и прав всех несовершеннолетних, которые вступают в конфликт с законом.

    В современной психологии государств СНГ существуют исследования нравственной и мотивационной сферы детей и подростков, в том числе и так называемых трудных детей, что облегчает понимание процесса формирования личности подростка с антисоциальным поведением (Ю.А. Клейберг, И.А. Невский, О.М. Мороз, Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Ячина, А.П. Закалюк, К.Е. Игошев, А.С. Новоселова, Е.В. Шорохова, С.Н. Хоружий, Ю.Г. Пилипейченко, И.А. Фурманов и др.). Эти авторы с разных сторон подводят нас к пониманию особенностей личности детей, так или иначе отличающихся в развитии от своих сверстников. В исследованиях раскрывается процесс формирования личности ребенка и выявляется роль различных обстоятельств его жизни и деятельности, которые приводят к неадекватному нравственному развитию и усвоению им общественно отрицательных форм поведения.

    (1) Яковлев A.M. Социальная роль и мотивация // Криминальная мотивация / под ред. В.Н. Кудрявцева. – М. : Наука, 1986. – С. 76–85.
    (2) Антонян Ю.М. Личность преступника – индивидуальная профилактика преступлений: сопоставление и выводы // Личность преступников и индивидуальное воздействие на них. – М. : ВНИИ МВД СССР, 1989. – С. 5.

    Необходимо также указать на тот факт, что причины антисоциального поведения подростков и факторы, детерминирующие такое поведение, рассматриваются в работах по криминальной и юридической психологии (В.И. Батов, Н.Я. Константинова, А.Е. Личко, И.Ю. Лавский, Г.М. Миньковский, В.Т. Кондрашенко, В.М. Кормщиков, А.Б. Сахаров, С.И. Вернигор, В.В. Волков, М.В. Габелко, Т.В. Калашникова, М.Н. Фицула, И.П. Башкатов, A.M. Яковлев и др.).

    Однако при всей важности этих исследований практика испытывает недостаток знаний по проблеме изучения личности несовершеннолетних осужденных.

    Поэтому актуальной проблемой является организация и разработка программы социально-психологического сопровождения развития личности подростка, который вступил в конфликт с законом. Необходимость такой работы связана с тем, что у большого количества подростков существуют психологические проблемы, требующие скорейшего конкретного решения. Психолог и социальный педагог не просто ставят диагноз и разрабатывают программу дальнейшего развития сторон личности, но и следят за выполнением данных ими рекомендаций и в значительной мере сами осуществляют часть коррекционной, развивающей работы.

    Научно-теоретическая составляющая механизма социально-психологического сопровождения должна включать прежде всего совокупность целей, направленных на упорядочение всего спектра влияний (физических, природных, социальных) на личность и создание условий для ускорения процессов ее реабилитации и коррекции (личностного развития)(1).

    Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних должно быть направлено на развитие личности каждого ребенка и основываться на идеях гуманизации, индивидуализации, социальной самореализации личности. Здесь же важно отметить тот факт, что концепция социально-психологического сопровождения, опираясь на фундаментальные психологические и педагогические разработки, используя системы понятий психологии и педагогики, имеет очевидную тенденцию саморазвития. Это проявляется в формировании новых групп понятий преимущественно в данном контексте научного знания: социально-психологическая реабилитация, жизненные силы субъекта, индивидуальная субъективность, социальная субъективность, психолого-педагогический опыт, психологическая помощь, психологическая поддержка и т.п.(2)

    Таким образом, концепция социально-психологического сопровождения рассматривается отнюдь не только в контексте проблем образования и воспитания, но и в широком социальном поле общественного развития в целом. Эта концепция опирается на сложившиеся в стране традиции педагогической практики, ее теоретического видения.

    Такой подход оптимизирует практику работы с подростком во всех ее видах и формах организации. Он подразумевает движение вместе с несовершеннолетним по данному отрезку жизненного пути, изучение его особенностей, помощь в принятии и понимании себя, осмыслении достижений и трудностей, т. е. создание условий для продуктивного движения подростка по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями для осознанных личных выборов и формирования конструктивного поведения в трудных ситуациях(3).

    (1) Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. – 1999. – № 5. – С. 38–44.
    (2) Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. – М. : Наука, 1990. – С. 61–77.
    (3) Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях / под ред. Д.Н. Завалишиной, И.И. Барабанщикова. – М. : Наука, 1990. – С. 10–18.

    Психолог и социальный работник реализуют цель оптимизации личностного развития, опираясь на возможности подросткового возраста, организации оптимальной деятельности для несовершеннолетнего, в которой формируется его готовность к жизненному самоопределению.

    Рассматриваемый подход обеспечивает создание модели целостного кор рекционно-развивающего, воспитательного комплекса, на основе которого формируется устойчивая система психологического сопровождения развития личности подростков(1).

    Целью такого социально-психологического сопровождения является создание условий для личностного развития, саморазвития и личностного роста подростков, их оптимальной самореализации в обществе. А задачами психологического сопровождения могут быть: проведение диагностики и мониторинга личностного развития подростков в воспитательно-образовательном процессе; организация тесного взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса: социальными педагогами, практическими психологами, педагогами; содействие формированию личностного и интеллектуального потенциала детей подросткового возраста; оказание помощи и поддержки воспитаннику в разрешении противоречий личностного развития, преодолении отклонений в личностном и поведенческом развитии; осуществление индивидуального подхода к разрешению проблем личностного развития подростков.

    Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей с момента возбуждения уголовного дела могут осуществлять: психологи, социальные педагоги, педагоги учреждений, в которых обучается ребенок; психологи и социальные педагоги учреждений социальной защиты населения; специалисты центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

    Организационно социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей состоит из таких этапов:
    1) сбор информации о личности ребенка через: а) посещение места жительства ребенка для выяснения условий его жизни; б) встречи и беседы: с родителями и родственниками для выяснения особенностей взаимоотношений и воспитания в семье; с сотрудниками районных ОВД для получения информации: состоял ли подросток на учете и какая работа с ним проводилась;
    с классным руководителем для выяснения особенностей взаимоотношений с одноклассниками и учителями, проблем обучения и воспитания в школе; со школьным психологом – обращался ли за психологической помощью сам, обращались ли родители или учителя с проблемами взаимодействия, поведения или обучения данного ребенка, какая работа психологом проводилась и с кем;
    2) организация и осуществление социально-психологического обследования ребенка, его семьи (изучение интеллектуальных особенностей ребенка, соответствие возрастной норме, изучение личностных особенностей ребенка; его эмоционального состояния; отношений со сверстниками, родителями; изучение особенностей семейного воспитания);

    (1) Яковлев A.M. Социальная роль и мотивация // Криминальная мотивация / под ред. В.Н. Кудрявцева. – М. : Наука, 1986. – С. 76–85.

    3) составление индивидуальной реабилитационной программы для несовершеннолетнего правонарушителя, которая включает следующие аспекты: социальный (условия жизни, организация досуга, трудоустройство несовершеннолетних), психологический (включает психокоррекцию эмоциональных состояний, личностных особенностей, повышение ответственности за свое поведение, развитие навыков социально-компетентного поведения со сверстниками и взрослыми, коррекцию детско-родительских отношений, семейное консультирование), образовательный (направлен на создание индивидуальной образовательной программы, помещение ребенка в образовательное учреждение, соответствующее его психическим и интеллектуальным возможностям);
    4) организация психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего во время следствия и судебного процесса (при необходимости специалистом выносятся на суд заключение и рекомендации);
    5) участие в реализации индивидуальной реабилитационной программы для осужденного несовершеннолетнего.

    Вся полученная информация фиксируется в карте социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя и предоставляется судье для исследования вопроса о причинах, способствовавших совершению преступления, и нахождения оптимального решения о применении мер воздействия на нарушителя.

    Таким образом, социально-психологическое сопровождение просто необходимо проводить с несовершеннолетними, которые совершили преступления. Содержательно оно может быть представлено такими направлениями: изучение наиболее типичных психологических проблем детей и форм их проявлений у подростков (самооценка, самоактуализация, коммуникативность и т. д.); психологическая диагностика (как входная, так и в режиме контрольных срезов); реабилитационная, развивающая и психокоррекционная работа, направленная на восстановление
    и формирование структуры личности ребенка, преодоление нарушений в развитии личности подростков; психопрофилактическая работа, направленная на создание благоприятных условий для адаптации несовершеннолетних.

    dis.ru

    Муниципальное образование Дворцовый округ

    В Центральном районе работает отдел социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей службы профилактики асоциального поведения молодежи СПб ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ».

    Читайте так же:  Программы переселения 2018 посольства россии

    Отдел, который находится по адресу — улица Конная, дом №5/3. ежемесячно помогает почти сотне несовершеннолетним. Девять специалистов по социальной работе, педагог-психолог и юрисконсульт работают с подростками, которые совершили административные, уголовные правонарушения, а также оказались в зоне риска. Два специалиста по социальному сопровождению имеют образование психолога. Они работают с наиболее сложными случаями.

    Сотрудники отдела отслеживают посещение несовершеннолетними учебных заведений, помогают им найти работу, оказывают психологическую и юридическую помощь, активно сотрудничают с объединением подростково-молодежных клубов Центрального района «Перспектива». Там в свободное время они могут заниматься спортом или творчеством. Кроме того, отдел организует для несовершеннолетних экскурсии, посещение театров и музеев, а в период школьных каникул — отдых в детских оздоровительных лагерях Ленинградской области.

    Несовершеннолетних, которые состоят на учете в полиции, находятся под следствием или условно осуждены, специалисты отдела берут на социальное сопровождение. Сначала специалист по социальной работе собирает всю необходимую информацию о подростке и правонарушении, которое он совершил. Эти сведения помогают понять проблемы несовершеннолетнего и конфликтные ситуаций в его окружении. На втором этапе специалист работаег над устранением причин, которые привели к совершению правонарушения. В период социального сопровождения несовершеннолетним оказывается содействие в получении психологической, юридической и медицинской помощи, организации досуга, профориентации, трудоустройстве.

    На базе городского центра «КОНТАКТ» отделы социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей работают уже в 14-ти районах города. Они активно сотрудничают с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделами полиции, Федеральным судом, отделом молодёжной политики районной администрации, районными учреждениями социальной защиты населения, учреждениями образования и здравоохранения.

    Особое внимание отделы социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей уделяют профилактической работе с молодежью. Так, в марте специалисты отдела Центрального района организовали несколько лекций и семинаров для учащихся школ № 174, №178, № 183, на которых специалисты рассказали о правовой грамотности и об ответственности, которую несет каждый, кто нарушил закон.

    В отделах социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей Центра «КОНТАКТ» работают только профессионалы своего дела, которые прошли курс повышения квалификации по специальным программам в области девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи. Обучение проходит в учебно-методическом центре, который входит в структуру СПБ ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ». Курсы повешения профессиональной компетентности могут пройти все специалисты, работающие в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Санкт-Петербурга.

    dvortsovy.spb.ru

    КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»

    Сайт КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»

    Социально-психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом

    В марте 2011 г. в КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» образовано консультативное отделение, специалисты которого занимаются работой с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом.

    Работа проводится в рамках деятельности опорной площадки, реализующей методологическое направление «Ювенальные технологии – эффективный кейс-менеджмент» долгосрочной целевой программы «Содействие занятости и социальной адаптации лиц, отбывающих и отбывших наказание в виде лишения свободы в Красноярском крае на 2010-2012 годы».

    Основные целевые группы: несовершеннолетние условно осужденные, отбывающие наказание и вернувшиеся из мест лишения свободы; несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете ОДН, находящиеся в социально опасном положении или «группе риска»; несовершеннолетние, пострадавшие от преступлений и других общественно опасных деяний; семьи несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

    Цель работы – первичная, вторичная и третичная профилактика противоправного рецидивного поведения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, их ресоциализация.

    В штате отделения: специалист по социальной работе, социальный педагог, педагог-психолог.

    Деятельность организуется следующим образом.

    После получения информация из организаций системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних (МО МВД РФ «Минусинский», КДНиЗП, прокуратура, Управление образования, Управление социальной защиты населения и др.) в виде:

  • списков несовершеннолетних, находящихся на учете ОДН, Уголовно-исполнительной инспекции, участников преступлений (ежемесячно);
  • запросов, заявок, ходатайств, представлений, постановлений (по мере необходимости);
  • информации в телефонном режиме от следователя, участкового уполномоченного, специалистов учебных заведений
  • «открывается случай», и начинается работа с несовершеннолетним и его семьей по технологии междисциплинарного ведения случая.

    Эта деятельность осуществляется в несколько этапов:

    1) установление контакта с семьёй и первичная оценка состояния и потребностей семьи;

    2) комплексная углубленная социально-психолого-педагогическая диагностика семьи;

    3) проведение консилиума с целью определения направлений и форм работы с семьёй составления плана индивидуального сопровождения несовершеннолетнего и его семьи (ИПС);

    4) реализация ИПС;

    5) анализ эффективности оказанной помощи и принятие решения об организации дальнейшего сопровождения.

    Причём индивидуальные программы сопровождения (ИПС) являются составной частью индивидуальной программы реабилитации ИПР у несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении (СОП). Специалисты отделения являются членами рабочей группы ИПР этих несовершеннолетних.

    На социальном обслуживании отделения на начало II полугодия 2012 года находится 91 несовершеннолетний, из них:

    • 1 вернувшийся из колонии,
    • 4 находятся в колонии и в школе закрытого типа,
    • 1 находился в ЦВИНП,
    • 5 находятся под следствием (2 из них – в СИЗО),
    • 8 состоят на учете в Уголовно-исполнительной инспекции,
    • 74 состоят на учете ОДН,
    • 27 находятся в «группе риска» (сняты с учёта ОДН, Уголовно-исполнительной инспекции),
    • 42 из семей СОП.
    • Таким образом, на каждого специалиста по сопровождению приходится в среднем по 30 несовершеннолетних.

      Социально-психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних и их семей осуществляется через следующие направления:

    • Проведение обследования, социального и социально-педагогического патронажа семей несовершеннолетних.
    • Проведение социально-правовых и социально-педагогических консультаций для несовершеннолетних и их законных представителей.
    • Защита законных прав и интересов несовершеннолетних в ходе производства следственных мероприятий и суда.
    • Проведение групповых социально-профилактических занятий, направленных на повышение коммуникативной и правовой культуры несовершеннолетних.
    • Предоставление индивидуальных психологических услуг (консультирование, тестирование, диагностика, коррекция).
    • Работа службы примирения.
    • Патронирование семей несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, проводится с целью способствования социальной адаптации несовершеннолетнего и обеспечение полноценного воспитания и развития ребенка родителями. Подразумевает систематическое посещение семьи с целью наблюдения для своевременного выявления степени социальной дезадаптации и оказания своевременной социальной помощи.

    Особенностью является предварительный сбор информации о семье у социального педагога учебного заведения, инспектора ОДН, УИ. Специфика – в постоянном поддержании контакта с семьей, мотивировании на сотрудничество.

    С отбывающими наказание работа осуществляется следующим образом: направляется запрос в ОДН о количестве и местонахождении несовершеннолетних, затем запрашивается характеризующий материал и предполагаемая дата освобождения в учреждении отбывания наказания, параллельно обследуется семья для определения «готовности» к возвращению несовершеннолетнего: наличия жилья, возможности продолжения образования или трудоустройства, если необходимо, осуществляется патронаж семьи.

    Социально-правовые и социально-педагогические консультации несовершеннолетних и их законных представителей проводятся во время обследования и патронирования, а также во время визита к нам по следующей тематике:

  • Обязанности, права и ответственность родителей
  • Обязанности, права и ответственность несовершеннолетнего
  • Правовая грамотность родителей
  • Правовая грамотность несовершеннолетнего
  • Пагубность и последствия вредных привычек.
  • Индивидуальные психологические услуги (консультирование, диагностика, коррекция) предоставляются как несовершеннолетним, так и их законным представителям

    Диагностика проводится по следующим методикам:

  • Тест «Подростки о родителях» (ADOR) Шафер;
  • Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера;
  • Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я.Варги и В.В.Столина;
  • Измерение родительских установок и реакций (PARY) Е.Шефера;
  • Опросник интерперсонального диагноза Т.Лири, Р.Л.Лафорже, Р.Ф.Сучек;
  • Метод «Незаконченные предложения» (Сакс, Т.Лири);
  • Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз А.Г.Шмелев, В.С.Бабина;
  • Диагностика социально-психологической запущенности детей (Р.Овчарова);
  • Тест RAFFT (Relax, Alone, Friends, Family, Trouble) для быстрой диагностики алкоголизма и наркомании у подростков;
  • Анкета для раннего выявления родителями химической зависимости у подростка (Е.В.Змановская);
  • Тест на интернет-аддикцию (Т.А.Никитина, А.Ю.Егоров);
  • Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В);
  • Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений (вариант метода Сакса-Сиднея);
  • Тест для определения стратегий поведения в конфликте (К.Томас);
  • Методика диагностики показателей и форм агрессии (А.Басса-А.Дарки );
  • Тест для оценки агрессивности в отношениях (А.Ассингер);
  • Методика диагностики эгоцентризма у подростков (Т.И.Пашукова);
  • Методика для оценки психологических защит (Р.Плутчик, Г.Келлерман);
  • Методика определения индивидуальных копинг-стратегий (Э.Хайм);
  • Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор);
  • Дифференциально-диагностический опросник (Е.Климова);
  • Опросник «Акцентуации характера» (Шмишек) и др.
  • По результатам психологического диагностирования даются рекомендации:

  • специалистам по работе с несовершеннолетним;
  • родителям по воспитанию детей и внутрисемейному общению;
  • несовершеннолетнему по эффективному взаимодействию с окружающими.
  • Результаты психологического диагностирования и сведения, полученные из бесед с социальными педагогами учебных учреждений, классными руководителями и учителями-предметниками, родителями, родственниками, и различного рода характеризующих материалов вносятся в бланк «Оценки рисков и возможностей» (ОРВ), т.е. применяется ювенальная технология «Метод структурированной оценки рисков совершения повторных правонарушений и возможностей реабилитации несовершеннолетнего». На практике во всех случаях применения метода получиется низкий или средний уровень риска совершения повторных правонарушений, даже у тех, кто совершил повторное преступление. Считаем, что это можно объяснить недостаточным или неполным объемом информации, который предоставляют другие учреждения и организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и тем, что данная методика только апробируется и отрабатывается.

    Также в работе с несовершеннолетними используется Карта социальных связей (инструмент методики сетевой терапии) – еще один диагностический инструмент, дает полную и очень наглядную картину ближайшего окружения несовершеннолетних до 14-летнего возраста, их взаимоотношений.

    Проблематика личностного консультирования несовершеннолетних такова: неадекватная самооценка, высокая конфликтность, неумение разрешать ситуации бесконфликтным способом, справляться со вспышками гнева и агрессивности, отсутствие чувства вины, нежелание осознавать последствия своих поступков, безразличие к мнению и отношению окружающих, низкая толерантность в межличностных отношениях. У некоторых подростков также можно отметить неудовлетворенность семейными и детско-родительскими отношениями.

    Индивидуальные консультации с законными представителями несовершеннолетних правонарушителей чаще всего проводятся по следующей тематике:

  • Мотивация семьи несовершеннолетнего на совместную работу со специалистами Центра семьи;
  • Эффективное общение родителя с ребенком;
  • Влияние типа нервной системы ребенка на взаимоотношения с окружающими;
  • Особенности подросткового возраста, характерологические особенности личности, акцентуации характера;
  • Влияние самооценки на уверенность, неуверенность подростка;
  • Конфликты и способы их разрешения;
  • Особенности поведения подростка, употребляющего ПАВ.
  • Читайте так же:  Комиссия при госпошлине

    Работа направлена на решение различного рода психологических проблем несовершеннолетних, их семей, основным средством воздействия является беседа.

    На основании полученных сведений выявляются: общая оценка уровня развития; сущность трудностей ребенка; факторы, провоцирующие трудности; сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы. По результатам консультирования определяется условно-вариантный прогноз развития.

    Психологическая коррекция проводится с целью профилактики либо исправления недостатков и отклонений в развитии несовершеннолетнего. Индивидуальные психокоррекционные занятия направлены на общую личностную коррекцию, коррекцию отдельных сторон, сфер и качеств личности, коррекцию деятельности и отношений. В процессе коррекции оказывается следующее воздействие: стимулирование мотивации изменения поведения; коррекция эмоциональных нарушений, саморегуляция; изменение нежелательного поведения; формирование позитивного поведения.

    К защите законных прав и интересов несовершеннолетних в ходе производства следственных мероприятий и суда педагоги привлекаются с целью обеспечения максимально индивидуального подхода к исследованию обстоятельств совершенного преступления либо правонарушения.

    Несовершеннолетние, представление законных прав и интересов которых осуществляется в процессе производства следственных мероприятий, могут быть подозреваемыми, потерпевшими и свидетелями, на судах – обвиняемыми, свидетелями и потерпевшими.

    По запросу следователей составлялись карты социально-психологического сопровождения (КСПС), а с 2012 года – карты социального сопровождения (КСС).

    Деятельность организуется в соответствии с порядком межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом. Взаимодействие между КДНиЗП, образовательными и социальными учреждениями, полицией (следственными органами, инспекцией по делам несовершеннолетних и др.) отлажено, но случаи неоперативного информирования учреждениями и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних специалистов Центра существенно осложняет работу. Например, на учет Отдела по делам несовершеннолетних полиции подросток был поставлен в феврале, а в Центр информация о необходимости срочной работы с ним приходит через 3 месяца.

    Очень важно работать с несовершеннолетним сразу после совершения им проступка или преступления. Так, можем считать успешной работу с 15-летним несовершеннолетним Б. Социальный педагог школы в январе обратилась с просьбой взять Б. на социальное обслуживание Центра, т.к. от общения со школьным психологом он отказывается. На тот момент вопрос о постановке несовершеннолетнего на учёт в ОДН ещё решался. Специалистам удалось наладить контакт с родителями и самим Б., и на сегодняшний день несовершеннолетний – активный участник тренинговых занятий, направленных на формирование навыков бесконфликтного общения и самоопределение, а также мастер-классов городского проекта «Сталкер», является победителем фотоконкурса. Школа собирается ходатайствовать о снятии его с учета в ОДН, т. к. характеризует его положительно.

    Аналогичный случай с 11-летним несовершеннолетним С., который был направлен КДНиЗП сразу после заседания на социально-психолого-педагогическое сопровождение в Центр. Оперативно проведенный комплекс мероприятий, направленный на осознание вины и коррекцию поведения несовершеннолетнего, позволил не довести до постановки на учет в ОДН, т.к. им больше не было совершено правонарушений.

    Эта и многие другие проблемы были озвучены на круглом столе с элементами дискуссии «О механизмах и формах взаимодействия организаций и учреждений города и района по использованию ювенальных технологий в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом», который состоялся 25 октября 2011 года. Результатом стало подписание многостороннего договора о сотрудничестве между 12 организациями и учреждениями системы профилактики города Минусинска и Минусинского района.

    Таким образом, дорабатывалась и оформлялась функционирующая модель межведомственного взаимодействия.

    Успешной практикой в работе с несовершеннолетними и их родителями можно считать проведение групповых социально-профилактических занятий, направленных на повышение коммуникативной и правовой культуры. Основные цели таких занятий психологов с несовершеннолетними – формирование правовой культуры, жизненного самоопределения через повышение личностной ответственности, предупреждение кризисных явлений, профилактика девиантных форм поведения, психологическая реабилитация. Данные формы занятий также направлены на развитие и коррекцию представлений о себе, об окружающих, формирование умения находить и вырабатывать эффективные копинг-стратегии поведения, способствующие адаптации и социализации, а также на осознание и корректировку своих жизненных ценностей, формирование готовности к саморазвитию.

    Занятия проводятся с учащимися школ города и района, ПУ-61 и студентами МСХК на классных часах в группах и классах, в составе которых есть несовершеннолетние, состоящие на учете ОДН, УИИ, или находящиеся в «группе риска».

    Темы групповых социально-профилактических занятий, направленных на повышение уровня коммуникативной и правовой культуры несовершеннолетних:

  • Знакомство. Построение коммуникации.
  • Личность и государство.
  • Я и мой мир вокруг меня.
  • Познаю мир – познаю себя.
  • Правила в жизни. Стоит ли жить без установленных правил?
  • Обязан и имею права. Определение стиля поведения в затруднительных ситуациях.
  • 7.Ответственность и ее значение в жизни.

    1. Самооценка и ее роль в жизни человека.
    2. Конфликты. Способы их преодоления. Пути выхода из них. Ответственность за исход конфликта.
    3. Барьеры общения и пути их преодоления.
    4. Неагрессивное настаивание на своем.
    5. Толерантность.
    6. Диагностика собственных психологических особенностей и их использование в построении отношений.
    7. Что такое семья и зачем она нужна человеку.
    8. Стрела времени.
    9. В результате анализа проведенной работы, считаем, что недостаточность ранней профилактики можно компенсировать проведением занятий со школьниками, начиная с начального звена, направленных на повышение уровня правовой и коммуникативной грамотности, а также с их родителями.

      Разработаны и применяются новые виды групповых мероприятий:

      – «Маршрут безопасности – цветной калейдоскоп» (для школьников 10-13 лет), целью которого является формирование правовой культуры и социально ответственного поведения. На него приглашаются подростки из списка несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете ОДН, внутришкольном учете и из группы риска;

      – «100 вопросов взрослому» (для подростков 14-17 лет) – ток-шоу, направленное на формирование адекватных моделей поведения на примере профессиональной деятельности и активной жизненной позиции приглашенного взрослого. Так, прошла встреча, на которую был приглашён специалист Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Центр детско-юношеского туризма» г. Минусинска.

      Также к новым видам групповых занятий можно отнести встречи психолога с несовершеннолетними, состоящими на учете Уголовно-исполнительной инспекции. С осужденными, но не лишенными свободы, было проведено 2 занятия на темы: «Семейные ценности», «Самооценка».

      С 2012 года нововведением в проведении групповых занятий явилась реализация программы «Сталкер» (была рецензирована методическим советом Центра), направленной на интеграцию несовершеннолетних в социальную практику. Эта программа педагога-психолога Шемякиной С.В. получила статус городского проекта, в реализации которого принимали участие многие организации и учреждения системы профилактики беспризорности несовершеннолетних.

      Так, в рамках проекта прошли мастер-классы арт-направлений «Аэродизайн», «Фототерапия», «Рисование акриловыми красками». Эти яркие и позитивные мероприятия способствовали созданию эффективной модели социализации несовершеннолетних, условий для развития созидательной активности несовершеннолетних, включению их в общественно- полезную и спортивную деятельность, объединению молодежи общими интересами. Полученные подростками знания и навыки помогут им в самоопределении и личностном росте.

      Специалисты отделения принимают участие в мероприятиях «Встречи с интересными людьми», организованных Уголовно-исполнительной инспекцией и ОДН. Так, состоялось несколько встреч несовершеннолетних с представителями духовенства, казачества, Центра семьи «Минусинский», Центра медицинской профилактики. Выступающие затрагивают тему ответственного поведения и свободы выбора жизненного пути. Специалисты Центра семьи показывают видеосюжеты, через которые знакомят подростков с социально позитивными формами самореализации и проявления личной активности. Подобные мероприятия носят межведомственный, регулярный характер.

      На групповых занятиях педагогом-психологом используется оборудование, полученное по долгосрочной целевой программе (проектор и ноутбук) для демонстрации:

    10. видеосюжетов из художественных и мультипликационных фильмов для анализа эффективных и неэффективных способов выхода из конфликтных ситуаций, а также образцов регулирования эмоционального состояния;
    11. видеосюжетов о проводимых социальных акциях, мероприятиях, флешмобах и других современных молодежных проектах с целью популяризации и вовлечения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом в социально одобряемую практику;
    12. учебных фильмов, направленных на профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетними.
    13. В рамках внедрения в работу с несовершеннолетними ювенальных технологий организована служба примирения. Работа службы ведется в двух направлениях:

    14. проведение восстановительных процедур,
    15. подготовка волонтеров.
    16. В первом направлении работа осуществляется в соответствии с утвержденным Положением о Службе примирения определенным составом специалистов, состоящим из заведующего отделением, педагога-психолога, специалиста по социальной работе. Сначала проводится предварительная работа (беседы с представителями обеих сторон, принятие решения о возможности и необходимости медиации), а затем уже сама восстановительная процедура.

      Параллельно через СМИ ведется разъяснительно – пропагандистская деятельность о целях работы Службы примирения через публикации в местных газетах, выступления на телевидении. В основном, миротворческая деятельность проходит с несовершеннолетними учебных заведений, в штате которых нет педагогов-психологов. В Школе рабочей молодежи и Профессиональном училище №61 постоянно оказывается посредническая помощь в урегулировании конфликтов между учащимися, совершившими административные правонарушения и находящимися в длительных конфликтных отношениях, между учащимися и преподавателями. Так же удаётся разрешать конфликты между детьми (пострадавшими и обидчиками), посещающими занятия специалистов на участках социальной участковой службы.

      Направление работы Службы примирения по подготовке добровольцев включает не только занятия с ними, но и мероприятия, которые проводят уже сами волонтеры.

      Подготовка волонтеров в течение года была сосредоточена на формировании основных навыков общения, владения собой, умении разрешать конфликтные ситуации, получении знаний о психологических особенностях подросткового возраста, общении подростков, основных аспектах межличностных отношений с подростками группы риска. Полученные профессиональные сведения и психологические установки позволили волонтерам, студентам Медицинского техникума, осмысленно и эффективно провести профилактическую работу с подростками в ходе мероприятия «Маршрут безопасности – цветной калейдоскоп», участниками которого стали ученики 6-х классов и воспитанники детского дома.

      В проведении мероприятия «Маршрут безопасности – цветной калейдоскоп» с детьми социальной участковой службы «Калейдоскоп» в июле, когда основной состав волонтеров уже разъехался на каникулы, в качестве волонтеров привлекли правонарушителей, которые хорошо зарекомендовали себя в мастер-классах проекта «Сталкер». Также волонтеры из числа несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, были задействованы в городских акциях, посвященных Дню молодежи, Дню защиты детей, уборке бора.

      Вовлечение несовершеннолетних правонарушителей в социально значимые городские мероприятия в качестве волонтеров, несомненно, является одной из перспективных форм работы.

      Богданова Татьяна Викторовна,

      КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»

      xn——mlcbpbaajirchhb2bshcg5a6c8i.xn--p1ai


    Обсуждение закрыто.