Какое административное наказание может быть применено к военнослужащим

Какое административное наказание может быть применено к военнослужащим

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов

1. Для правильного применения норм ст. 2.5 необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

1) военнослужащие (упомянутые в ст. 2.5) — это лица, проходящие службу не только в Вооруженных Силах РФ, но и в органах ФСБ России (включая и пограничную службу, входящую в систему ФСБ), МВД России, в Государственной противопожарной службе и иных подразделениях МЧС, в органах Госнаркоконтроля РФ, в железнодорожных войсках, а также в других войсках и воинских формированиях;

2) граждане, призванные на военные сборы, — это лица, которые призваны на поверочные, тренировочные, учебные и т.п. военные сборы в соответствии с ежегодно издаваемым указом Президента РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения военных сборов;

3) упомянутые лица несут ответственность согласно дисциплинарным уставам (речь идет не только об общевоинских уставах, но также об уставах, регулирующих вопросы дисциплины в органах, в которых есть воинские формирования, например, МЧС России, ФСБ России. Так, постановлением Правительства РФ от 16.01.95 N 47 утвержден Дисциплинарный устав военизированных горноспасательных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности). Однако уставы о дисциплине работников других министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (например, Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 N 708, Устав о дисциплине работников морского транспорта, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 395) в ст. 2.5 не имеются в виду.

2. Административной ответственности за совершенные правонарушения также подлежат должностные лица и иные сотрудники:

1) органов внутренних дел (в т.ч. милиции общественной безопасности, ГИБДД, следственного аппарата, иных служб МВД России). Они несут ответственность по Закону о милиции, а также другим актам, примером может служить Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ, утв. приказом МВД России от 18.01.93 N 17;

2) Госнаркоконтроля России (они несут ответственность по Закону N 86, а также Положению о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. Указом Президента РФ от 06.06.2003, и другим актам, регулирующим службу в органах Госнаркоконтроля);

3) органов уголовно-исполнительной системы (они несут ответственность по УИК, а также иным актам, регулирующим службу в этих органах, например, Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы наказания, утв. приказом Минюста России от 06.06.05 N 76 (в ред. от 29.07.09);

4) таможенных органов (они несут административную ответственность по Таможенному кодексу, а также иным нормативным правовым актам, регулирующим службу в этих органах, например, по Федеральному закону N 114 от 21.07.97 «О службе в таможенных органах РФ», Дисциплинарному уставу таможенной службы РФ, утв. Указом Президента РФ от 16.11.98 N 1396).

3. Указанные должностные лица (другие сотрудники) до 01.01.07 должны были нести административную ответственность на общих основаниях:

1) за нарушение законодательства о выборах и референдумах (см. об этом коммент. к ст. 5.1-5.26);

2) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, например Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии (см. об этом коммент. к ст. 6.1-6.19);

3) за нарушение правил дорожного движения (см. об этом коммент. к ст. 12.1-12.36);

4) за нарушение законодательства, устанавливающего требования к пожарной безопасности, например Закона о пожарной безопасности (см. об этом коммент. к ст. 20.4);

5) за нарушение законодательства об охране окружающей среды, например Закона об охране окружающей среды (см. об этом коммент. к ст. 8.1-8.40);

6) за нарушение таможенных правил, пограничного режима и правил режима Государственной границы Российской Федерации (см. об этом коммент. к ст. 16.1-16.22, 18.1-18.14);

7) за нарушение законодательства в области налогов, сборов, финансов, например норм НК, БК (см. об этом коммент. к ст. 15.1-15.26);

8) за невыполнение законных требований (соответствующих Закону о прокуратуре, УПК, Закону о милиции, Закону об ОРД, Закону о ФСБ и др.) прокурора, следователя, лица, производящего дознание;

9) за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 23.1-23.61).

Иначе говоря, в отношении перечисленных действий (бездействия) до 01.01.07 необходимо было исходить из норм самого КоАП, законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, а не из нормативных правовых актов (регламентирующих порядок прохождения службы в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, Госнаркоконтроля РФ, таможенных органах), например не из положений Закона о милиции, Закона о ФСБ.

В то же время в изъятие из общих правил ст. 3.2, 3.3 (см. коммент. к ним) к упомянутым лицам до 01.01.07 не могли быть применены такие административные наказания, как:

административный штраф (см. об этом коммент. к ст. 3.5);

административный арест (см. об этом коммент. к ст. 3.9).

Однако административный штраф не мог быть применен лишь к военнослужащим, которые проходят военную службу по призыву.

4. После 01.01.07 (в связи с вступлением в силу изменений внесенных в ст. 2.5 Законом N 203 от 04.12.06) указанные выше лица несут:

1) административную ответственность на общих основаниях — за административные правонарушения исчерпывающим образом перечисленные в части 2 ст. 2.5. Расширительному толкованию этот перечень — не подлежит. При этом и к указанным лицам с 01.01.07 может быть применено такое наказание как административный арест. Административный штраф не может применяться с 01.01.07 к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования (до заключения с ними контракта о прохождении военной службы). См. также коммент. к ст. 3.4; 3.9 КоАП.

2) дисциплинарную ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами регулирующими деятельность органов, перечисленных в части 1 ст. 2.5.

5. После вступления в силу изменений, внесенных в ст. 2.5 Законом N 218 от 24.07.07 (в этой части он вступил в силу с 01.10.07) указанные в ст. 2.5 лица на общих основаниях несут административную ответственность лишь в случаях исчерпывающим образом перечисленных в ч. 2 (а именно за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.1-5.26; ст. 5.45-5.52; 5.56; ст. 6.3; ст. 7.29-7.32; ст. 8.1-8.40; ст. 11.6, ст. 20.4 (в части нарушения противопожарных правил вне места службы, или сборов) ст. 12.1-12.37; ст. 15.1-16.23;. ст. 17.7; ст. 18.4; ст. 19.5.7; ст. 19.7.2 (см. коммент. к ним). И в дальнейшем этот перечень может изменяться (но только путем внесения поправок в КоАП!), поэтому изменения следует отслеживать. После вступления (с 22.08.09) изменений, внесенных в ст. 2.5 Законом N 160 от 17.07.09 N 160 — положения ч. 2 ст. 2.5 распространены также на должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков (за непредставление ими сведений о заключении госконтракта и совершение иных правонарушений, указанных в ст. 19.7.4 КоАП, см. комментарий к ней). О судебной практике см. «Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2008 г.» (утв. пост. Президиума ВС РФ от 28.05.08).

6. Для правильного применения норм ст. 2.5 см. также коммент.:

1) к ст. 2.4 (о понятии должностного лица для целей КоАП);

2) к ст. 4.1 (об общих правилах назначения административного наказания);

3) к ст. 4.2, 4.3 (об обстоятельствах, отягчающих и смягчающих административную ответственность);

4) к ст. 4.4 (об административной ответственности за совершение нескольких административных правонарушений).

base.garant.ru

Административная ответственность военнослужащих, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов

1. В данной статье определяются особенности привлечения к административной ответственности такого субъекта как военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

В ней выделяется два вида таких субъектов:

военнослужащие, т.е. лица, проходящие военную службу в кадрах Вооруженных Сил РФ, и призванные на военные сборы граждане. Они несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами;

сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах (см. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»). Следовательно, названные субъекты за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, установленным общевоинскими уставами и специальными нормативными актами.

2. КоАП закрепляет ряд составов правонарушений, за совершение которых названная категория лиц несет ответственность на общих основаниях (нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении). Но несмотря на то, что за указанные правонарушения военнослужащие и иные указанные в статье лица привлекаются к административной ответственности в порядке, предусмотренном КоАП, к ним не может быть применено административное наказание в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также и административный штраф.

Читайте так же:  Как оформить пенсию по госслужбе в 2018 году

3. Законодатель сузил круг лиц, которые за административные правонарушения несут ответственность по дисциплинарным уставам, исключив из их числа работников железнодорожного, морского, речного транспорта и гражданской авиации. Кроме того, он ограничил меры наказания, которые не могут применяться к названной категории субъектов административной ответственности. Если прежнее законодательство устанавливало, что к ним не могут применяться административный арест, штраф, лишение права управления транспортными средствами, то теперь не может быть применен в качестве меры наказания только административный арест, а штраф может применяться лишь к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

• являющиеся сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, налоговой полиции, таможенных органов, входящие в их гражданский персонал и гражданский персонал войск и воинских формирований

1. Гарантии социальной и правовой защиты сотрудников органов, наделенных правом проведения ОРД (МВД, ФСБ, СВР, ФСНП и др
Так, согласно ст. 22 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» военнослужащим и сотрудникам федеральных органов.

2. Если взять за основу такой критерий, как особенности службы в федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.).

Чтобы обеспечить избирательные права военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры, Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 г. предусмотрено предоставление им.

Имущественная ответственность сотрудников органов внутренних дел, налоговой полиции и

bibliotekar.ru

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

СТ 2.5 КоАП РФ

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7-17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях.

Комментарий к Ст. 2.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Данная статья устанавливает дифференцированную ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, в качестве субъектов административного правонарушения.

2. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках МВД России, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях.

Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определены следующие виды военнослужащих:

— военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты);

— военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы).

Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнообязанные, призванные на военные сборы, также относятся к военнослужащим (ст. 2).

Согласно ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения, привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

По общему правилу совершение военнослужащим административного правонарушения является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности в соответствии с общевоинскими уставами. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации утверждены Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495.

3. К иным лицам, которые за совершение административного правонарушения несут дисциплинарную ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими особенности прохождения службы в соответствующих органах, относятся сотрудники органов внутренних дел РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел, а также порядок их наложения определены Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14.10.2012 N 1377. Порядок и условия прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы регулируются также Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (см. также Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденную Приказом Минюста России от 06.06.2005 N 76).

Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенной службы регламентирована Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.11.1998 N 1396.

4. Приведенный в ч. 2 комментируемой статьи перечень составов административных правонарушений, за совершение которых лица, подпадающие под действие дисциплинарных уставов и положений о дисциплине, несут административную ответственность на общих основаниях, значительно расширен по сравнению с КоАП РСФСР. Он охватывает наиболее серьезные нарушения законодательства о выборах и референдумах, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об охране окружающей среды и природопользования, о безопасности дорожного движения, а также нарушения в области налогов, сборов и финансов, таможенного дела, в области защиты государственной границы и некоторые другие.

Кроме этого, расширен перечень административных наказаний, которые могут быть применены к лицам, совершившим перечисленные выше нарушения. Если прежнее законодательство исключало возможность применения к ним административного ареста, штрафа и лишения права управления транспортными средствами, то теперь к ним не может быть применен только административный арест (ч. 2 ст. 3.9), а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — и административный штраф (ч. 6 ст. 3.5). Военнослужащих — иностранных граждан нельзя также подвергнуть административному наказанию в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (ч. 3 ст. 3.10).

В случаях, когда указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП РФ. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, отнесенные к компетенции органов судебной власти, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов (ч. 2 ст. 23.1).

5. Тот факт, что административные правонарушения, за которые военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания, несут административную ответственность на общих основаниях, одновременно могут содержать признаки дисциплинарного проступка, ставит вопрос о допустимости применения к виновному лицу сразу двух мер наказания: административного наказания и дисциплинарного взыскания. Например, в силу ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия; исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения являются грубыми дисциплинарными проступками, которые корреспондируют с нормами ст. ст. 12.24, 12.26 КоАП РФ. Представляется, что исходя из принципа дифференциации административной и дисциплинарной ответственности, которые, являясь видами юридической ответственности, реализуются посредством применения к виновным принудительных мер, имеющих характер наказания, назначение лицу за одно и то же противоправное деяние двойного наказания нецелесообразно.

6. Военнослужащие, которым не может быть назначено ни одно из административных наказаний, предусмотренных санкцией статьи Особенной части КоАП РФ, по которой они несут административную ответственность на общих основаниях, подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности. Так, если административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 12.8 или ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ, в санкциях которых значится административный арест или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с данным Кодексом не может применяться административный арест, совершено военнослужащим по призыву, к которому ни одно из этих наказаний не может быть назначено (ч. 2 ст. 3.9, ч. 6 ст. 3.5), то материалы дела подлежат направлению командиру части, где виновный проходит военную службу, для наложения на него дисциплинарного взыскания. При этом дисциплинарная ответственность подлежит применению не за административное правонарушение, а по основаниям и в порядке, которые определены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495.

Читайте так же:  Амнистия на штрафы административные

www.kodap.ru

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 24
Права и ответственность военнослужащих

Правовое положение военнослужащего (его статус) определено законами «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными актами.

Статус военнослужащих определен как совокупность их прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных законодательством.

Общегражданские права и свободы для военнослужащих, их обязанности и ответственность установлены с учетом их максимально возможной реализации в условиях Вооруженных Сил и других военных организаций и имеют некоторые ограничения. Так, свободу передвижения и право на выбор места жительства военнослужащие реализуют с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы.

При реализации права на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации военнослужащие не должны разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командиров. Они вправе участвовать в митингах, собраниях, шествиях, демонстрациях, пикетировании, не преследующих политических целей и не запрещенных органами государственной власти и органами местного самоуправления, но только во внеслужебное время вне территории воинской части и без оружия. Участвовать в забастовках они не имеют права.

Военнослужащие имеют право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями. В частности, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они могут состоять в общественных объединениях (в том числе религиозных), не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

С учетом интересов военной службы осуществляются и другие общегражданские права и свободы граждан, состоящих на военной службе (право на труд, право на отдых, право на жилище и т. д.). Однако при реализации этих прав и свобод военнослужащими возможность их некоторого ограничения допустима только в том случае, если эти ограничения и их объемы конкретно указаны в законе.

Кроме общегражданских прав и свобод, военнослужащие имеют права, обусловленные спецификой военной службы. Реализацию этих прав они осуществляют путем получения от государства закрепленных в законодательстве социальных гарантий и компенсаций. Особо следует подчеркнуть, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение, в том числе и участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право вступать в жилищно-строительные и жилищные кооперативы или получать земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Действующим законодательством для военнослужащих предусмотрены страховые гарантии на случай гибели, увечья и заболевания, а также право на возмещение морального вреда и убытков.

Одно из необходимых условий успешной воинской деятельности — юридическая ответственность военнослужащих за нарушение правовых норм. Все военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

Дисциплинарная ответственность

Все военнослужащие обязаны соблюдать требования воинской дисциплины — важнейшего фактора высокой боевой готовности и боеспособности войск. Содержание, основные положения и особенности воинской дисциплины изложены в Дисциплинарном уставе вооруженных Сил Российской Федерации. Одной из мер укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих является дисциплинарная ответственность. Главная цель дисциплинарной ответственности состоит в том, чтобы предотвратить дисциплинарные проступки со стороны военнослужащих и воспитать провинившегося.

К дисциплинарной ответственности военнослужащих привлекают за дисциплинарные проступки — противоправные виновные действия (бездействия), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности.

При совершении военнослужащим указанных правонарушений командир (начальник) может ограничиться напоминанием ему о его обязанностях и воинском долге, а при необходимости и подвергнуть дисциплинарному взысканию.

К солдатам и матросам, сержантам и старшинам, проходящим военную службу по призыву, могут применяться различные взыскания. Они указаны в схеме 30.

Государство, предоставляя командирам (начальникам) властные полномочия, в частности право привлечения подчиненных к дисциплинарной ответственности, заинтересовано в том, чтобы эти полномочия использовали строго в соответствии с законом и при соблюдении определенных условий.

Для правильного и законного применения дисциплинарной ответственности военным законодательством установлен соответствующий порядок применения дисциплинарных взысканий, который заключается в следующем:

• к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться только те дисциплинарные взыскания, которые определены дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении нарушителя к дисциплинарной ответственности;
• командир (начальник) вправе принять решение о наказании военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, своей властью либо в срок до 10 суток представить по подчиненности вышестоящему командиру (начальнику) материалы разбирательства о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка для принятия решения;
• вышестоящий командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником) по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти, но имеет право отменить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником), если сочтет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка, и применить более строгое дисциплинарное взыскание;
• привлекая подчиненного к дисциплинарной ответственности, нельзя допускать унижения его личного достоинства, причинения ему физических страданий и проявлять по отношению к нему грубость.

Запрещено за один и тот же проступок применять несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, применять взыскания на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников.

При назначении дисциплинарного взыскания учитывают характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего, обстоятельства, смягчающие и отягощающие дисциплинарную ответственность.

Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если дисциплинарный проступок совершен во время боевого дежурства (боевой службы), при исполнении других должностных или специальных обязанностей, в состоянии опьянения либо привел к существенному нарушению внутреннего распорядка.

Применение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные военнослужащим во время несения службы в составе суточного наряда (несущим боевое дежурство), производят после его смены с наряда (боевого дежурства) или после его замены другим военнослужащим.

Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, находящемуся в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладывают до его вытрезвления.

Принятию решения о применении взыскания должно предшествовать разбирательство, которое проводят в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствующих совершению проступка.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

Административная ответственность

Административную ответственность военнослужащие несут на общих основаниях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Административное правонарушение — это противоправное виновное действие (бездействие) лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Характер административных правонарушений и меры административной ответственности за их совершение устанавливают соответствующие правовые акты. К числу таких актов относятся прежде всего Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды административных взысканий: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация такого орудия или предмета, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности. Все эти виды административных взысканий применяют судьи, органы и должностные лица, уполномоченные решать дела об административных правонарушениях.

Административные нормы и правила, регулирующие общественный порядок в Российской Федерации, другие стороны отношений в обществе, в большинстве случаев распространяются и на военнослужащих. Они обязаны и на службе, и вне ее исполнять требования правовых норм, регулирующих правила поведения, пользование государственной и муниципальной собственностью, имущественные права и безопасность граждан и т. п. Однако, учитывая, что Вооруженные Силы — это специфическая военная организация государства, в которой отношения военнослужащих регулируются в первую очередь воинскими уставами, а важнейший принцип военного управления — единоначалие, законодательством предусмотрены некоторые особенности в ответственности военнослужащих за административные правонарушения.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

На общих основаниях этих лиц привлекают к ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лиц, производящих дознание или осуществляющих производство по делу об административном нарушении.

К военнослужащим не может быть применено административное наказание в виде административного ареста и исправительных работ, а к проходящим военную службу по призыву также и в виде административного штрафа.

Материальная ответственность

Вооруженные Силы Российской Федерации получают от государства вооружение, боевую технику, другое военное имущество и денежные средства. Все эти ценности, служащие материальной основой боеспособности войск, подлежат всемерной охране и сбережению, использованию строго по целевому назначению. Однако иногда имеют место порча, утрата, присвоение или расходование не по назначению материальных и денежных средств военных организаций. В целях обеспечения сохранности имущества и денежных средств в Вооруженных Силах государством установлена материальная ответственность военнослужащих.

Материальная ответственность — это вид правовой (юридической) ответственности военнослужащих, под которой понимают установленную для них компетентными государственными органами обязанность возмещения в денежной форме в предусмотренных случаях и размерах причиненного ими материального ущерба государству.

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее — военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

Читайте так же:  Обж правила поведения при взрыве

Под имуществом воинской части понимаются все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью.

Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

Под реальным ущербом понимаются утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения причиненного ими ущерба.

Военнослужащий не несет материальной ответственности, если ущерб был причинен вследствие исполнения им приказа командира (начальника), а также оправданного служебного риска, в результате правомерных действий, действия непреодолимой силы.

Материальную ответственность в отношении военнослужащих применяют в двух видах размеров денежных взысканий: ограниченная и полная. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. Военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, при причинении ими материального ущерба по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы привлекают к ответственности в размере не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены другие размеры материальной ответственности. Это ограниченная материальная ответственность.

Полная материальная ответственность военнослужащих наступает в тех случаях, когда ущерб был причинен:

• военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
• действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
• в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования либо других умышленных действий;
• умышленными действиями, которые привели к затратам на лечение военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
• военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.

Законодательством определен и порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности. При обнаружении материального ущерба или получении данных об этом командир (начальник) воинской части назначает административное расследование для установления причин возникновения ущерба, его размеров и виновных лиц.

Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия. Этот приказ объявляют военнослужащему под роспись и обращают к исполнению по истечении семи дней после объявления. Если приказ о возмещении ущерба не был издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решает суд по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб. Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решает суд по иску командира (начальника) воинской части. Удержание из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производится на основании выданного судом исполнительного листа.

Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.

Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производится в размере 20% месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, — в размере 50% месячного денежного довольствия военнослужащего.

Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50% месячного денежного довольствия военнослужащего. Очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность

Военнослужащие подлежат уголовной ответственности за совершение общеуголовных преступлений или преступлений против военной службы.

За совершение уголовных преступлений предусмотрены следующие виды наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Преступления против военной службы выделены в Уголовном кодексе в отдельный раздел, так как они представляют серьезную опасность для общества и создают угрозу безопасности страны.

К ним отнесены преступления против установленного порядка прохождения воинской службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов, а также военными строителями военно-строительных отрядов и частей.

Уголовная ответственность предусмотрена за следующие преступления против военной службы:

• неисполнение приказа;
• сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы;
• насильственные действия в отношении начальника;
• нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности;
• оскорбление военнослужащего;
• самовольное оставление части или места службы;
• дезертирство;
• уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами;
• нарушение правил несения боевого дежурства;
• нарушение правил несения пограничной службы;
• нарушение уставных правил караульной службы;
• нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
• нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне;
• оставление погибающего военного корабля;
• умышленное уничтожение или повреждение военного имущества;
• уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности;
• нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих;
• нарушение правил вождения или эксплуатации машин;
• нарушение правил полетов или подготовки к ним;
• нарушение правил кораблевождения.

Наиболее остро и болезненно нашим обществом воспринимаются преступления, связанные с нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, которые сопровождаются унижением чести и достоинства, издевательствами над потерпевшими, насилием над ними. Это так называемые неуставные взаимоотношения, «дедовщина». За такие преступления предусмотрено наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет или в виде лишения свободы на срок до 3 лет. Если же преступление совершено в отношении двух и более лиц, группой лиц, с применением оружия или причинением средней тяжести вреда здоровью, то оно наказывается лишением свободы до 5 лет. В случае, если преступление повлекло за собой тяжкие последствия, наказание может быть на срок до 10 лет лишения свободы.

За совершение преступлений, предусмотренных УК РФ, военнослужащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию только военными судами.

Вопросы и задания

1. Какими законодательными и нормативными правовыми актами определено правовое положение военнослужащих?

2. Что такое статус военнослужащих?

3. Какие общегражданские права и свободы имеют военнослужащие?

4. При каком условии допускается ограничение при реализации этих прав и свобод в отношении военнослужащих?

5. Какими правами, обусловленными спецификой военной службы, наделены военнослужащие?

6. За какие проступки военнослужащие несут дисциплинарную ответственность?

7. Какие дисциплинарные взыскания могут быть наложены на солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву?

8. В какие сроки командир должен принять решение о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности?

9. Каким условиям должно соответствовать налагаемое на военнослужащего взыскание?

10. В каких случаях строгость дисциплинарного взыскания увеличивают?

11. Что называют административным нарушением?

12. Какие виды административных наказаний предусмотрены российским законодательством?

13. Какие органы и должностные лица могут применять административные наказания?

14. Какие особенности существуют при привлечении к административной ответственности военнослужащих?

15. Что понимают под материальной ответственностью военнослужащих?

16. В чем состоит основное назначение материальной ответственности?

17. В каком случае при нанесении материального ущерба военнослужащий не несет материальной ответственности?

18. В каких видах размеров денежных взысканий применяют материальную ответственность в отношении военнослужащих?

19. Какие наказания предусмотрены за совершение уголовных преступлений?

20. Назовите преступления против военной службы, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

21. Какие наказания предусмотрены за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими?

Задание 44

Основные права и свободы военнослужащих определены:

а) Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
б) Федеральным законом «О статусе военнослужащих»;
в) Федеральным законом «Об обороне».
Укажите правильный ответ.

Задание 45

В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах установлены следующие составы военнослужащих:

а) солдаты и матросы;
б) сержанты и старшины;
в) солдаты, матросы, сержанты, старшины;
г) прапорщики и мичманы;
д) младшие офицеры;
е) офицеры;
ж) старшие офицеры;
з) высшие офицеры.
Какие из перечисленных составов военнослужащих указаны неправильно?

Задание 46

На солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, могут быть наложены следующие виды дисциплинарных взысканий: выговор, строгий выговор, дисциплинарный арест, снижение в должности, снижение в воинском звании на одну ступень.

Какие дисциплинарные взыскания в указанном перечне не перечислены?

xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Обсуждение закрыто.