Как возникло золотое правило нравственности

Как возникло золотое правило нравственности

Как возникло золотое правило нравственности

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ – «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Данное нравственное требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, принцип, заповедь, основной принцип, поговорка, предписание и т.д. Термин «золотое правило» за ним закрепился с конца 18 в.

Первые упоминания о «золотом правиле нравственности» относятся к т.н. «осевому времени» – середине I тысячелетия до н.э. Оно встречается в «Махабхарате» (Мокшадхарма, кн. 12, гл. 260), в изречениях Будды (Дхаммапада, гл. X, 129; гл. XII, 159), у Гомера (Одиссея, V, 188–189) и Геродота (История, кн. III, 142; VII, 136). Конфуций на вопрос ученика о том, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» («Лунь Юй». 15, 23). В Библии «золотое правило» упоминается в ветхозаветной книге Товита (Тов. 4:15) и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди (Лк. 3:31; Мф. 7:12). Евангельская формулировка считается наиболее полной и адекватной: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф., 7:12). В Коране «золотое правило» не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда. «Золотое правило нравственности» прочно вошло в культуру и массовое сознание, осело в виде пословиц, очевидных требований житейской мудрости (немецкое: «Was du nicht willst, dass man dir tu, das flieg auch keinem anderen zu»; русское: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»).

В античных философских текстах «золотое правило» встречается редко и всегда как требование житейской нравственности, но не как теоретически санкционированный принцип. Оно приписывается двум из семи мудрецов – Питтаку и Фалесу. На вопрос, как прожить жизнь самую лучшую и праведную, Фалес ответил: «Если сами не будем делать того, в чем упрекаем других» (Фрагменты ранних греческих философов, ч. I. М., 1989, с. 103). На «золотое правило» ссылается Сенека («Письма к Луцилию», 94, 43).

Христианская средневековая этика рассматривает «золотое правило нравственности» в контексте Нагорной проповеди. Для Августина «золотое правило» – принцип естественной нравственности, которым следует руководствоваться в отношениях между людьми («О порядке», II, 8) и нарушение (выворачивание) которого деформирует человеческое поведение («Исповедь». I, 19); одновременно он рассматривает его как конкретное выражение закона любви, понимаемого как любовь к Богу: «Закон же любви состоит в том, чтобы человек желал ближнему того же самого добра, какого желает и себе самому, и не желал ему того зла, какого не желает себе» («Об истинной религии», 46). «Золотое правило нравственности» входит в социально-договорную концепцию Τ.Гоббса, выступая в качестве критерия, позволяющего установить, не противоречит ли действие естественным законам («О гражданине», раздел I, гл. III, 26). Д.Локк видит в «золотом правиле» «непоколебимое нравственное правило и основу всякой общественной добродетели» («Опыты о человеческом разумении». Кн. I, гл. 3, § 4). Лейбниц считает, что «золотое правило» не является самоочевидным мерилом нравственности: «Если бы это зависело от нас, то мы хотели бы от других излишнего; значит ли это, что мы должны делать излишнее и другим?» («Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии». Кн. I, гл. II, § 4). По его мнению, это правило лишь описывает диспозицию для вынесения справедливого суждения (встать на точку зрения другого).

X.Томазий на материале «золотого правила нравственности» разграничивает сферы права, политики и морали. Он выделяет три формы «золотого правила», называя их соответственно принципами права (justum), приличия (decorum) и уважения (honestum). Принцип права состоит в том, чтобы человек не делал никому другому того, чего он не желает, чтобы другой сделал ему. Принцип приличия предполагает делать другому то, чего он желает, чтобы другой сделал ему. Принцип уважения требует от человека поступать так, как он желал бы, чтобы поступали другие. Первые два принципа обобщаются в естественном праве и политике (Томазий называет их внешними законами), последний – в этике. По Канту, «золотое правило нравственности» не может быть всеобщим законом, т.к. оно не содержит в себе оснований долга, и преступник, исходя из него, «стал бы приводить доводы против своих карающих судей» («Основание к метафизике нравственности». Соч., т. 4(1), с. 271). Кант придавал принципиальное значение различению категорического императива и «золотого правила». Некоторые критики Канта, напротив, видели в категорическом императиве лишь иное выражение «золотого правила» (см. Шопенгауэр А. Об основе морали. § 7). Ссылки на «золотое правило» как критерий нравственной оценки и концентрированное выражение гуманистической морали имеются также в марксистских текстах – у К.Маркса (Дебаты о свободе печати. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 3), А.Бебеля (Женщина и социализм. М., 1959, с. 516). П.Кропоткин видел в нем выражение общеприродного закона взаимопомощи (Современная наука и анархия. М., 1990, с. 338–41). Л.Н.Толстой рассматривал «золотое правило» как этический инвариант, присущий всем религиям, наиболее последовательно сформулированный в учении Христа и выражающий общечеловеческую суть нравственности («Что такое религия и в чем сущность ее?»).

В современной литературе наиболее полную содержательную характеристику «золотого правила нравственности» (перекликающуюся с трактовкой Томазия) предложил Г.Райнер, выделивший три его формы. Правило вчувствования (Einfühlungsregel): «(не) делай другому то, что (не) желаешь себе». Здесь эгоистическая воля индивида становится масштабом поведения, и в таком виде правило не может быть возвышено до всеобщего нравственного принципа – его негативная формулировка исключает наказание, поскольку оно человеку неприятно, утвердительная форма не может быть всеобщим масштабом поведения, потому что эгоистические желания часто безмерны. Правило автономности (Autonomieregel): «(не) делай сам того, что ты находишь (не)похвальным в другом»; основой принятия решения в данном случае является беспристрастное суждение о поведении других. Правило взаимности, объединяющее первые два и совпадающее с евангельской формулировкой (Gegenseitigkeitsregel): «как вы хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, поступайте так же и вы по отношению к ним». Здесь основой принятия решения является собственное желание индивида, совпадающее с его же беспристрастным суждением о поведении других. Райнер оправданно считает, что правило взаимности является наиболее полной и адекватной формулой «золотого правила».

Читайте так же:  Сотрудники фсин пенсии в 2018

«Золотое правило нравственности» и генетически, и по существу представляет собой отрицание талиона. В процессе многообразной внутренней дифференциации и расширения общественных отношений талион трансформировался в двух направлениях: подлежащий отмщению ущерб стал калькулироваться с учетом субъективного аспекта (за его скобки постепенно выносятся ненамеренные действия, ущерб, нанесенный скотом, и т.д.) и заменяться материальным вознаграждением, выкупом. Изменения, приведшие к необходимости перехода от коллективной ответственности рода к индивидуальной ответственности лиц и снятия той резкой разделенности между «своими» и «чужими», которая могла уравновешиваться только взаимным признанием права силы, и воплотились в «золотом правиле нравственности». Как полагает А.Диле, посредствующим звеном в процессе перехода от талиона к «золотому правилу» было правило: «добром за добро, обидой за обиду». «Золотое правило» от талиона отличается тем, что оно: 1) утверждает в качестве субъекта поведения само действующее лицо и обязывает его руководствоваться своими собственными представлениями о хорошем и плохом («чего в другом не любишь. », «во всем, как хотел. »); 2) соединяет «своих» и «чужих», которые теперь становятся просто другими и охватывают всех людей; 3) представляет собой идеально (мысленно) заданный регулятив поведения, а не обычай.

«Золотое правило нравственности» есть формула отношения человека к себе через его отношение к другим. Существенно важно, что у этих видов отношений – разные модальности: отношение к себе реально, охватывает поступки («поступайте и вы», «того и сам не делай»), отношение к другим идеально, охватывает область пожеланий («как вы хотите», «чего в другом не любите»). Предполагается, что человек необходимо должен и хочет руководствоваться нормами, которые имеют достоинство всеобщности (не разрушают его связей с другими, а открывают перспективу сотрудничества с ними). «Золотое правило» предлагает способ, с помощью которого это можно установить. Норма может считаться всеобщей (и в этом смысле нравственной), если субъект действия готов признать (санкционировать, пожелать) ее, и в том случае, если другие будут применять ее по отношению к нему самому. Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), т.е. тех, кто будет испытывать действие нормы, а другого (других) поставить на свое собственное место. Аргументы Лейбница (желания могут быть безграничными) и Канта (преступник не пожелал бы быть осужденным) не учитывают этого мысленного обмена диспозициями, в результате чего субъект исходит не из своих ситуативно заданных эгоистических желаний по отношению к другому, а из тех предполагаемых желаний, которыми он руководствовался бы, окажись он на месте другого, а тот, другой, на его месте. «Золотое правило» можно интерпретировать как мысленный эксперимент для выявления нравственного качества отношений между индивидами (взаимоприемлемости этих отношений для обеих сторон). Оно соединяет произвольность моральных требований с их общезначимостью и в этом смысле выражает специфичность нравственности как таковой.

Специфичность «золотого правила» как сугубо нравственного феномена отразилась и в его языковом выражении. Формулировка талиона выдержана исключительно в повелительном наклонении – ее императивность является категорической и в этом отношении «жизнь за жизнь» ничем не отличается от «не убий». «Золотое правило нравственности» дополняет повелительное наклонение сослагательным («как вы хотите» в значении «как вы хотели бы»). Через повелительное наклонение формула «золотого правила» задает отношение субъекта к себе, а через сослагательное наклонение – отношение к другим. Таким образом, нравственность оказывается общезначимой в качестве идеального проекта, в желаниях и произвольна в качестве реального выбора, в поступках.

1. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1988, с. 91–131;

2. Dihle А. Die goldene Regel. Eine Einführung in die Geschichte der antiken und frühchristlichen Vulgärethik. Gott., 1962;

3. Reiner H. Die «Goldene Regel» Die Bedeutung einer sittlichen Grundformel der Menschheit. – «Zeitschrift für philosophische Forschung», 1948, Bd. 3, H 1.

iphlib.ru

Тематический философский словарь. — М.: МГУ ПС (МИИТ) . Н. А. Некрасова, С. И. Некрасов, О. Г. Садикова . 2008 .

Смотреть что такое «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ» в других словарях:

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ — основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Исторически это требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, принцип,… … Философская энциклопедия

Золотое правило нравственности — «Золотое правило нравственности» общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь,чтобы относились к тебе.». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не… … Википедия

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ — – одна из древнейших нравственных заповедей, содержащихся в пословицах и поговорках многих народов: «(Не) Поступай по отношению к др. так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

«Золотое» правило поведения — одно из древнейших нормативных требований, выражающих общечеловеческое содержание нравственности, в разных формах сформулированных почти у всех народов. Текст правила дан в Евангелии: «(Не) поступай по отношению к другому так, как бы ты (не)… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Золотое правило — одно из древних нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности: (Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе . Исторически это требование фигурировало… … Педагогический терминологический словарь

Читайте так же:  Сколько процентов удерживают за алименты

правило — ПРАВИЛО1, а, ср Принцип, служащий руководством в чем л., отправное суждение, установка, лежащие в основе чего л. … Вся родня мне сказала, что в школе мои дети потеряют приобретенные ими в доме правила нравственности и сделаются вольнодумцами (В.… … Толковый словарь русских существительных

Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович — Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович(р. 08.03.1939) спец. по этике; д р филос. наук, проф. Чл. корр. РАН, действ. чл. ряда обществ. академий. Род. в с. Алка дар (Дагестан). В 1961 окончил филос. ф т МГУ, в 1964 асп. того же ф та. С 1965 по 1987… … Большая биографическая энциклопедия

Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович — Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов Дата рождения: 8 марта 1939(1939 03 08) (73 года) Место рождения: Алкадар, Касумкентский район, Дагестанская АССР Основные интересы: этика … Википедия

А. А. Гусейнов — Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (директор ИФ РАН) Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (8 марта 1939, селение Алкадар, Касумкентский район, Дагестанская АССР) советский и российский философ, академик РАН (2003), доктор философских наук (1977),… … Википедия

Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов — Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (директор ИФ РАН) Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (8 марта 1939, селение Алкадар, Касумкентский район, Дагестанская АССР) советский и российский философ, академик РАН (2003), доктор философских наук (1977),… … Википедия

thematic_philosophical.academic.ru

Золотое правило нравственности проект длинное

Ответы и объяснения

Слайд 1
Урок по курсу ОРКСЭ, модуль « Основы светской этики» учитель истории и обществознания МКОУ «Михайловская ООШ» Шальнова Зоя Сергеевна

Слайд 2
Гималайский Будда – «просветлённый» учит нас: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».
Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Только добро ведёт к счастью».
Смысл законов первопророка Индии Ману: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
Чему же учат эти правила, что их объединяет?
Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Высказывания мудрецов, жившие в разные времена, в разных землях.

Слайд 3
Проблемное задание:Авторы учебника ставят перед нами вопросы, на которые мы постараемся ответить в течение урока:(Прочитаем их вслух)- Почему появилось золотое правило нравственности.- Как формулируется золотое правило нравственности.- Как применять золотое правило нравственности в жизни

Слайд 4
Подберите существительные к прилагательному золотой.
Прямое значение
Переносное значение
Золотое сердцеЗолотые рукиЗолотые слова
Золотое кольцоЗолотая медальЗолотые серёжки

Слайд 5
Исследовательская работа с текстом.Опережающее задание:Во время чтения текста и позже постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые:а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить

Слайд 6
Оцените поступок Карабаса Барабаса из сказки А. Толстого «Золотой ключик»

Слайд 7
Оцените поступок разбойниковиз сказки А. Толстого «Золотой ключик»

Слайд 8
Оцените поступок доберман-пинчеров – сыщиков из сказки А. Толстого «Золотой ключик»

Слайд 9
Притча“Мудрый царь Соломон”. “Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”.– Которая же из них была матерью ? Почему вы так считаете?

Слайд 10
Суд царя Соломона

Слайд 11
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
Попробуй не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.

Слайд 12
Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».Я не буду …., так как …. .

znanija.com

Урок ОРКСЭ «Золотое правило нравственности»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Технологическая карта урока в 4 классе

Модуль : «Основы религиозной культуры и светской этики»

Тема: «Золотое правило нравственности»

Туркина Светлана Евгеньевна – учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 28» г. Сыктывкар

Цель: — создать условия для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений;

-развивать этические чувства как результата морального поведения;

-знакомство с моральными нормами и с ориентацией на их выполнение;

-учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.

научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;

воспитывать желание делать выбор в пользу добра;

-формировать умение высказывать свое мнение, аргументировать его;

-учить работать с источниками информации и уметь обрабатывать информацию;

-знакомство с «золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

— составление алгоритма применения «золотого правила нравственности» в жизненных ситуациях;

-способствовать развитию у учащихся чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.

-видеоролик притча «Ведро с яблоками», клип «Делай добро»;

-конверты с заданиями;

-рассказ В.Осеевой «Три товарища»;

Цель урока : Создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений, воспитание уважительного отношения к людям.

Обучающий аспект: вывести золотое правило этики , усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.

Развивающий аспект: создать условия для формирования навыков работы в группе; формировать навыки работы с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать словарный запас;

Воспитательный аспект: воспитывать терпимость, сострадание и любовь к ближнему.

Читайте так же:  Преддипломная практика отчет юриста бесплатно

Личностные : развивать этические чувства как результата морального поведения; знакомство с моральными нормами с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.

Метапредметные: формировать умение высказывать суждения; учить осуществлять поиск и обработку информации;

Предметные: знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; учить оценивать поступок.

Основные понятия урока:

Социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, справедливость, совесть, дружба.

Формы и методы изложения нового учебного материала :

Решение проблемных вопросов.

Работа в группах по выведению золотого правила этики:

работа с текстовым материалом.

работа с иллюстративным материалом, дискуссия.

Метод рефлексии. Синквейн.

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: выполнение индивидуальных заданий, работа с тестом, моделирование.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материалу, желание использовать дополнительную литературу.

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, иллюстративный материал, проблемная ситуация, исследование, создание ситуации успеха.

I . Организационный момент.

1 Строить речевое высказывание в устной форме.

2 Делать выводы на основе анализа объектов.

3 Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

— Посмотрите друг на друга и подарите улыбку. Когда вы улыбаетесь, у вас добрые лица. Начинаем урок ОРКСЭ.

Золотое правило нравственности

II .Актуализация знаний.

Работа с пословицей

Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.

-Как понимаете эту пословицу?

— Какие бывают поступки?

— Назовите признаки нравственного поступка.

Средства достижения цели ( надо знать к каким последствиям они приведут)

Само действие (обстоятельство в которых действовал человек)

infourok.ru

Презентация к уроку по теме:
«Золотое правило нравственности»

В этом году я веду еще один предмет — «Основы Светской Этики». Есть уроки. разаработка и ведение которых мне особенно нравятся и некоторыми из них я хочу поделиться с вами.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Золотое правило нравственности Составила Пашкова М.В. Учитель школы-интерната №8 Г. Пушкина

Правило. Что это такое? Пра́вило — требование для исполнения неких условий (норма на поведение) всеми участниками какого-либо действия (игры, правописания, организации, учреждения), за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание.

Что такое «золотой»? Какие существительные можно подобрать к этому слову? кольца серьги медаль В прямом смысле

Что такое «золотой»? Какие существительные можно подобрать к этому слову? В переносном смысле сердце руки голова Про кого мы так говорим?

Золотое правило нравственности Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Высказывания древних мудрецов Будда : «Не делай другим того, что сам считаешь злом»; Конфуций : «Только добро ведет к счастью»; Ману : «Не делай другим того, что причинило бы тебе боль».

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

Притча “ Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”. Как вы думаете, которая из женщин- настоящая мать? Почему?

Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать при общении с другими людьми? Не забирать, а … Не кричать, а… Не ломать, а… Не прятать, а… Продолжите ряд сами…

Объясните своими словами, что такое «Золотое правило»?

Предварительный просмотр:

Цель: познакомиться с формулировкой золотого правила нравственности.

Задачи: узнать, почему появилось золотое правило нравственности;

учиться применять золотое правило нравственности в жизни.

1. Сообщение темы и цели урока . (Слайд 1)

Что такое «Правило»? (Слайд 2)

Что такое «золотой»? Подобрать существительные к этому слову. (Слайд 3 ,4)

По кого мы говорим «золотые руки», «золотое сердце», «золотая голова»?

— Человеку очень часто приходится решать, как поступить в той или иной ситуации, какое принять решение. Иногда сделать выбор в конкретной ситуации бывает трудно. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов является золотое правило нравственности.

Теперь мы познакомимся, как звучит это правило. (Слайд 5.)

Когда же появилось это правило? — Как вы думаете, это правило придумал один человек, или, может быть это народная мудрость какой-то одной страны? ( Слайд 6)

— Познакомьтесь с формулировкой золотого правила нравственности в учебнике на стр. 42. Совпадает ли это содержание с нашими представлениями о золотом правиле нравственности?

Почитаем притчу. А вы бросили бы камень? Почему? (Слайд 7)

Ознакомимся еще с одной притчей (Слайд 8)

Вывод: золотое правило нравственности является учением одного из философов, мудростью одного из народов мира, общечеловеческой ценностью

Вывод: золотое правило нравственности — общечеловеческая ценность взаимоотношений между людьми.

5. Формирование навыков применения золотого правила нравственности в жизни .(Слайд 9)

nsportal.ru

Обсуждение закрыто.