Как визировать приказы

Как визировать приказы

4 вопроса по визированию приказов

Подскажите пож. :
1. Очень ли нужно визирование начальников подразделений, юриста, глав. буха на приказах ( прием,увольнение. ). Не достаточно ли одной подписи кадровика( кроме, конечно, подписи генерального)
2. Визирование оформляется на обратной стороне приказа. Но я знаю кадровиков, которые вбивают доп. строчки в типовые формы ( Т1, Т-8) для визирования вышеуказанных лиц. Благо, что добавлять в типовые формы доп. строчки можно. Как правильно?
3. Придирается ли труд инспекция к отсутствию визирования или к месту визирования ?
4. Моя коллега сказала, что нельзя хранить приказы по личному составу, прокалывая дыроколом . Сколько себя помню, во всех организациях так хранили в папках. Теперь стала сомневаться. Ведь также мы и храним свои экземпляры труд . договоров.лист ознакомления с приказом

1. Очень ли нужно визирование начальников подразделений, юриста, глав. буха на приказах ( прием,увольнение. ). Не достаточно ли одной подписи кадровика( кроме, конечно, подписи генерального)

Одной подписи генерального достаточно
Мариша wrote:

3. Придирается ли труд инспекция к отсутствию визирования?

Нет
Мариша wrote:

4. Моя коллега сказала, что нельзя хранить приказы по личному составу, прокалывая дыроколом.

Я прокалываю дыроколом. Никто не придирался

1-Визирование приказов по приему и увольнению НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ,(кроме ознакомления лицами, указанными в Приказе).
Все визы проставляются на заявлениях и служебных записках (в случаях увольнения по инициативе работодателя).
Виза юриста и главбуха необходима на приказах по штатному расписанию и в случаях сокращения штатов или численности работников, а также при утверждении локльных нормативных актов (ЛНА).
2- без комментариев.
3- Нет, (в контексте вышесказанного)
4- Руководством по кадровому делопроизводству этот
вопрос ни как не регламентируется.

www.hr-portal.ru

Как визировать приказы

Оформляем визу на кадровых документах
Прежде чем подавать на подпись директору организационно-распорядительный документ, будь то приказ, правила внутреннего трудового распорядка или должностная инструкция, его нужно согласовать с заинтересованными лицами, то есть завизировать. Для оформления виз существуют особые правила. Давайте посмотрим какие.
Визирование необходимо в любой организации, ведь это своеобразный контроль качества документов. Визы на документе подтверждают, что его содержание соответствует действительности, не противоречит закону, локальным актам, коллективному договору.
Законодательство ничего не говорит о том, какие должностные лица внутри организации визируют тот или иной документ и сколько виз может быть на одном документе. Поэтому рекомендуем вам подробно описать порядок визирования в инструкции по делопроизводству вашей компании. За основу возьмите ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденный постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. N 65-ст, в котором содержатся общие правила оформления виз. На стр. 42 вы увидите образец раздела о визировании, который должен быть в инструкции по кадровому делопроизводству.

Согласование и ознакомление — не одно и то же

Существует два вида виз — виза согласования и виза ознакомления. Виза согласования упоминается в ГОСТ Р 6.30-2003 и имеет стандартную форму. Виза ознакомления в ГОСТе не упомянута и поэтому составляется в свободной форме. Посмотрим, чем же отличаются эти два вида виз.
Виза согласования ставится на документе до того, как он будет подписан или утвержден руководителем организации (то есть визируется еще не документ, а его проект). Визируют документ только заинтересованные лица, то есть те, кого затрагивает содержание документа. Разные документы предъявляются на согласование разным лицам.
Для примера давайте возьмем приказ о переводе сотрудника на другую работу. Во-первых, на нем должна стоять виза начальника или инспектора отдела кадров, удостоверяющая, что приказ составлен в правильной форме и в него включены достоверные данные. Затем его нужно завизировать у руководителя того подразделения, куда переводится работник. Проставляя свою визу, начальник отдела свидетельствует, что он извещен о прибытии нового сотрудника и согласен с таким положением дел. Если у работника при переводе меняется зарплата, то приказ следует согласовать с главным бухгалтером организации. И наконец, документ визирует начальник юридического отдела (или юрист, если нет отдела), подтверждая, что при переводе не были нарушены нормы трудового законодательства.
Визу ознакомления ставит работник, интересы которого затрагивает документ. Этим он подтверждает, что документ доведен до его сведения. Виза ознакомления в отличие от визы согласования всегда проставляется на уже готовом, подписанном и утвержденном документе.

Как выглядит виза

Виза согласования включает в себя должность визирующего, его подпись, инициалы, фамилию и дату. Если своей визой сотрудник желает выразить несогласие с содержанием документа, то фраза «замечания прилагаются» пишется в первую очередь, а все остальные данные располагаются ниже. Вот образцы оформления виз согласования.

Начальник отдела снабжения Волкова А.А. Волкова
———— ————————
(подпись) (расшифровка подписи)
12.01.2006
————

Замечания прилагаются
Юрисконсульт Ковров Н.И. Ковров
———— ————————
(подпись) (расшифровка подписи)
12.01.2006
————

Документы, которые остаются в организации, визируются на подлиннике. Визы лучше располагать на оборотной стороне (на многостраничных документах это оборот последнего листа). Если же документ отправляется в другую организацию, то визы ставят на копии, которая остается в компании. При этом располагаются они на лицевой стороне, в левой нижней части документа, чуть ниже подписи. На многостраничных документах особой важности допускается визирование каждого листа. Обычно так визируют договоры, протоколы.
Виза ознакомления включает в себя фразу, подтверждающую, что работник ознакомлен с документом. Например, «с приказом ознакомлен». Ниже или на той же строке располагается подпись работника, ее расшифровка (фамилия и инициалы) и дата. Если с документом знакомятся несколько работников, то в визу советуем включить и наименование должности каждого из них. Виза ознакомления проставляется всегда на лицевой стороне подлинника документа, ниже подписи. Представляем вам образцы виз ознакомления.

С актом ознакомлен: Манохин Д.А. Манохин
———— ————————
(подпись) (расшифровка подписи)
12.01.2006
————

С приказом ознакомлены:
Начальник отдела сбыта Крапивин Н.И. Крапивин
———— ————————
(подпись) (расшифровка подписи)
12.01.2006
————
Заведующий АХО Маслов Л.И. Маслов
———— ————————
(подпись) (расшифровка подписи)
12.01.2006
————

В зависимости от вида документа в визу ознакомления могут включаться различные дополнения. Например, в должностной инструкции фразу «с инструкцией ознакомлен» рекомендуется дополнить таким образом: «один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте». Это продиктовано тем, что работники в суде нередко утверждают, что им не выдали должностную инструкцию, а работодатель не может доказать обратное.

Кто и какие документы визирует

По сложившемуся обычаю документы визируют следующие должностные лица:
— руководитель подразделения, подготовившего документ;
— исполнитель, подготовивший документ;
— руководители заинтересованных подразделений;
— руководитель финансовой или бухгалтерской службы (если в документе затрагиваются финансовые вопросы);
— заместитель руководителя организации, курирующий данное направление деятельности;
— руководитель организации, если документ подписывает его заместитель;
— руководитель юридической службы или юрист.
Этот список можно корректировать в соответствии со структурой и потребностями организации. Например, если у генерального директора нет заместителей, визы заместителя на документе не будет. Во многих организациях не предусмотрена виза непосредственного исполнителя — ее заменяет виза начальника того подразделения, которое будет исполнять документ.

Читайте так же:  Реестр кадастровых номеров объектов недвижимости

Как визировать приказы по унифицированным формам?

В унифицированных формах приказов по личному составу отсутствует такой реквизит, как виза согласования (виза ознакомления работника в них предусмотрена). Но это не значит, что вы не можете визировать эти приказы. Согласовывать такие документы с должностными лицами организации необходимо, ведь они затрагивают интересы работников. В соответствии с постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20*(1) в унифицированные формы можно вносить дополнительные реквизиты. Располагайте визы согласования на оборотной стороне приказов, в нижней части документа.
Итак, резюмируем. Внутреннее согласование (визирование) документа означает, что все заинтересованные лица проверили содержание документа. Порядок визирования документов закрепляется в инструкции по делопроизводству организации. На документах, затрагивающих интересы работника, следует оформлять визу ознакомления сотрудника с документом.

Если сотрудник, визирующий документ, не согласен полностью или частично с содержанием документа, в своей визе он может сделать пометку «замечания прилагаются». Возражения необходимо оформить на отдельном листе, подписать их и приложить к документу. Последствия несогласия кого-либо из визирующих с содержанием документа нужно оговорить в инструкции по делопроизводству. Судьбу проекта в любом случае решает руководитель организации. Он может, например, вернуть его разработчику со своими замечаниями или подписать документ, невзирая на возражения.

Общество с ограниченной ответственностью «Роза»
ООО «Роза»

Инструкция Утверждаю
по делопроизводству директор Ракитин А.А. Ракитин
12.01.2006 N 2-и ———— ——— —————
———— (должность (подпись) (расшифровка
(дата) руководителя) подписи)
17.01.2006
г. Пенза ————
(дата)

12. Согласование кадровых документов общества

12.1. Для оценки проекта кадрового документа, проверки его соответствия действующему законодательству и локальным нормативным актам Общества проводится внутреннее согласование документа (визирование).
12.2. Проект кадрового документа обязательно визируется начальником отдела кадров и юристом, а при необходимости — должностными лицами других структурных подразделений. Перечень документов, подлежащих визированию, со списком лиц, визирующих данные документы, приведен в приложении N 5 к настоящей инструкции.
12.3. При несогласии визирующего с содержанием проекта он вправе сделать в своей визе отметку «замечания прилагаются». При этом он должен изложить свои замечания на отдельном листе, заверить их подписью, поставить дату и приложить к проекту документа.
12.4. Директор организации рассматривает все замечания и дает разработчику письменное заключение о дальнейшей работе с проектом. Если директор установит, что проект нуждается в доработке, он определяет разработчику срок для устранения всех недостатков.
12.5. Если после доработки проекта его содержание претерпело существенные изменения, проводится повторное визирование проекта документа.

Мы обратились с вопросом к работодателям:
кто в вашей организации наделен правом визирования документов?
Юлия Ермакова, инспектор отдела кадров (г. Хабаровск)
У нас таким правом наделяются все начальники отделов. Соответствующий пункт мы включили в их должностные инструкции. Они визируют приказы о приеме работников в свои подразделения, переводах, отпусках, премировании.
А вот штатного юриста у нас пока нет, хотя его виза на кадровых документах необходима.
Алла Любавина, менеджер по персоналу (г. Новороссийск)
Все договоры, как хозяйственные, так и трудовые, у нас визирует главный бухгалтер. На приказах по основной деятельности (например, об утверждении штатного расписания) предусмотрена виза директора по правовым вопросам.

Совет
Составьте перечень документов, подлежащих визированию в вашей организации, а к каждому документу — список должностных лиц, которые должны его визировать. Такой перечень можно оформить в виде приложения к инструкции по делопроизводству. На стр. 46 представлен фрагмент перечня, в который вошли приказы по личному составу. Ориентируясь на этот образец, вы можете составить перечень всех визируемых документов вашей организации.

Приложение N 5
к инструкции по делопроизводству ООО «Роза» от 12.01.2006 N 2-и

glavbuhg.diary.ru

Визирование приказов по кадрам юристом

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Я не боюсь выделяться из толпы, я боюсь ею быть.

Должностные обязанности. Разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера. Осуществляет методическое руководство правовой работой в организации, оказывает правовую помощь структурным подразделениям и общественным организациям в подготовке и оформлении различного рода правовых документов, участвует в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий. Подготавливает совместно с другими подразделениями организации материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции, нарушении экологического законода¬тельства и об иных правонарушениях для передачи их в арбитражный суд, следственные и судебные органы, осуществляет учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполне¬нием судебных и арбитражных дел. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансо¬вой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества организаций. Проводит изучение, анализ и обобщение результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров с целью разработки предложений об устранении выявленных недостатков и улучшении хозяйственно-финансовой деятельности организации. В соответствии с установленным порядком оформляет материалы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности. Принимает участие в работе по заключению хозяйственных договоров, проведении их правовой экспертизы, разработке условий коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений, а также рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности. Контролирует своевременность пред¬ставления структурными подразделениями справок, расчетов, объяснений и других материалов для подготовки ответов на претензии. Подготавливает совместно с другими подразделениями предложения об изменении действующих или отмене утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных в организации. Ведет работу по систематизированному учету и хранению действующих законодательных нормативных актов, производит отметки об их отмене, изменениях и дополнениях, подготавливает справочную документацию на основе применения современных информационных технологий и вычислительных средств. Прини-мает участие в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности организации, проектам нормативных актов, поступающих на отзыв. Осуществляет информирова¬ние работников организации о действующем законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц организации с нормативными правовыми актами, относящимися к их деятельности. Консультирует работников организации по организационно-правовым и другим юридическим вопросам, подготавливает за¬ключения, оказывает содействие в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.
Должен знать: нормативные правовые акты, регламентирую¬щие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации; нормативные правовые документы, методические и нормативные материалы по правовой деятельности организации; гражданское, трудовое, финансовое, административное право; нало¬говое законодательство; экологическое законодательство; порядок ведения учета и составления отчетности о хозяйственно-финансовой деятельности организации; порядок заключения и оформления хо¬зяйственных, коллективных договоров, тарифных соглашений; по¬рядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий; осно¬вы экономики, организации труда, производства и управления; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; пра¬вила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Квалификационные требования.
Юрисконсульт I квалификационной категории: высшее про¬фессиональное (юридическое) образование и стаж работы в долж¬ности юрисконсульта II квалификационной категории не менее 3 лет.
Юрисконсульт II квалификационной категории: высшее про¬фессиональное (юридическое) образование и стаж работы в долж¬ности юрисконсульта не менее 3 лет.
Юрисконсульт: высшее профессиональное (юридическое) об¬разование без предъявления требований к стажу работы или сред нее специальное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним специаль-ным (юридическим) образованием, не менее 3 лет.

Читайте так же:  Как получить копию договора купли продажи квартиры

— Бать, скажи как прожить, чтоб не притомиться?
— Живи как человек, набело

Рио-де-Жанейро, — это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь ее своими лапами. (с)

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Председателя
Комитета по архивам
и делопроизводству
при Совете Министров
Республики Беларусь
16.09.2005 N 41

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
СТБ 6.38-2004 «УНИФИЦИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. СИСТЕМА
ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ»

50. Визы (реквизит 26) — это реквизит оформления внутреннего согласования, указывающий на согласие или несогласие должностного лица организации-автора с его содержанием.
Реквизит «Визы» включает в себя наименование должности лица, визирующего документ, его личную подпись, расшифровку подписи (инициалы и фамилия) и дату. Слово «Виза» не входит в состав реквизита.
Пример:
Начальник отдела кадров
Подпись А.В.Смирнов
25.06.2005

Круг лиц, визирующих документ, и последовательность визирования устанавливаются нормативными правовыми актами организации и зависят от вида документа и его содержания.
Визированию подлежат как внутренние документы, так и исходящие. В исходящих документах визируются те экземпляры, которые остаются в делопроизводстве организации, внутренние визируются на первом экземпляре.
Отказываться от визирования, а также делать какие-либо исправления в документе не допускается.
При наличии замечаний и дополнений к документу они излагаются на отдельном листе, а на проекте документа указывается: «Замечания прилагаются».
Пример:
Начальник отдела кадров
Подпись А.В.Смирнов
25.06.2005
С проектом не согласен
Замечания прилагаются

Проект документа может быть завизирован несколькими должностными лицами. В этом случае визы располагаются одна под другой в порядке визирования.
Пример:
Начальник отдела кадров
Подпись Н.Б.Скворцова
20.06.2005

Зав. отделом документоведения
Подпись А.В.Сидорцова
20.06.2005

Зав. отделом архивоведения
Подпись Т.И.Боброва
21.06.2005

Юрисконсульт
Подпись Н.С.Швец
22.06.2005

Главный бухгалтер
Подпись Л.М.Левентова
23.06.2005

Реквизит «Визы» используется и при оформлении процедуры ознакомления с документом.
Виза ознакомления начинается словами: «С приказом (актом, протоколом, должностной инструкцией и т.д.) ознакомлен». Виза ознакомления включает личную подпись работника, ее расшифровку и дату.
Пример:
С приказом ознакомлен Подпись О.Н.Петров
10.07.2005

При необходимости виза ознакомления может включать наименование должности работника.
Пример:
С приказом ознакомлены:
Начальник отдела кадров Подпись В.И.Гришина
20.07.2005
Экономист планового отдела Подпись А.С.Маслова
21.07.2005
Менеджер отдела рекламы Подпись С.Н.Рязанов
22.07.2005

Визы располагают ниже реквизита «Подпись» или на отдельном листе.

НОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СТАТУСЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2008 № 2070 «О некоторых мерах, направленных на повышение роли и качества работы юридических служб» (далее — постановление № 2070) утверждены Типовое положение о юридической службе республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненных Правительству РБ, местного исполнительного и распорядительного органа (далее — Типовое положение) и Примерное положение о юридической службе государственной организации (далее — Примерное положение). Постановление № 2070 вступило в силу 27 января 2009 г.

О ранее действовавших документах

Коротко напомним хронологию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность юридических служб в Республике Беларусь.

До 24 декабря 1998 г. единственным республиканским нормативным правовым актом, регулирующим деятельность юридических подразделений и юрисконсультов, было Положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, утвержденное постановлением Совета Министров БССР от 13.09.1972 № 280 (далее — Положение № 280). Наряду с Положением № 280 действовал союзный нормативный правовой акт — Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Советов депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 22.06.1972 № 467 (далее — Общее положение), кстати, действующее и поныне.

Министерством юстиции РБ 24 декабря 1998 г. был издан приказ № 371, утвердивший Типовое положение о юридической службе предприятия (объединения) в Республике Беларусь (далее — ТП).

Таким образом, с марта 1999 г. в Беларуси действовало 3 нормативных правовых акта, регулирующих деятельность юрисконсультов: Положение № 280, Общее положение и ТП.

Совет Министров РБ принял 22 марта 1999 г. постановление № 386, которым утверждено Примерное положение о юридическом управлении (отделе), главном юрисконсульте, юрисконсульте министерства, иного республиканского органа государственного управления, объединения (учреждения), подчиненного Правительству РБ, местного исполнительного и распорядительного органа (далее — ПП). В связи с его принятием утратило силу Положение № 280.

Общее положение, ТП и ПП регулировали одну сферу деятельности различных групп юрисконсультов.

Отметим, что ТП действовало в отношении юрисконсультов предприятий и объединений, ПП — в отношении юрисконсультов органов государственного управления, Общее положение — в отношении юрисконсультов, не вошедших в группы юрисконсультов по ТП и ПП.

При этом ТП действовало в части, не противоречащей Общему положению, а последнее действовало в части, не противоречащей ПП в отношении юрисконсультов министерств, комитетов, объединений (учреждений), подчиненных Правительству РБ, местных исполнительных и распорядительных органов. Положения содержали противоречивые условия в части образовательного ценза, порядка создания и упразднения юридических подразделений, порядка назначения юрисконсультов на должность, их подчиненности, что, на наш взгляд, явилось следствием множественности нормативных правовых актов, регулирующих деятельность юрисконсультов, и их недостаточно высокого качества.

Просуществовавшее чуть более 9 лет ТП утратило силу с 6 марта 2008 г. в связи с принятием приказа Минюста РБ от 05.02.2008 № 48. C 6 марта 2008 г. по 27 января 2009 г. деятельность юрисконсультов предприятий нормативными документами Республики Беларусь не регулировалась.

Примерное положение о юридическом управлении (отделе), главном юрисконсульте, юрисконсульте министерства, иного республиканского органа государственного управления, объединения (учреждения), подчиненного Правительству РБ, местного исполнительного и распорядительного органа действовало до вступления в силу постановления № 2070.

Общее положение, как было сказано выше, действует и сегодня.

Документы, действующие в настоящее время

Итак, по состоянию на 27 января 2009 г. в республике действуют 3 нормативных правовых акта, регулирующих деятельность юрисконсультов: Типовое положение, Примерное положение и Общее положение. Каковы характеристика и качество первых двух положений, в частности, по сравнению предыдущими положениями? На какие категории юрисконсультов распространяются положения? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Прежде всего хотелось бы обратить внимание на наличие в тексте постановления № 2070 противоречащих и нейтрализующих друг друга норм. В первом предложении подп.2.2 п.2 постановления № 2070 не допускается возложение на юридическую службу обязанностей, не относящихся к правовой работе. Во втором предложении данного подпункта предусматривается возможность возложения на работников юридической службы исполнения иных обязанностей, не относящихся к правовой работе, в соответствии с заключенными трудовыми договорами. Наличие данного предложения вызывает недоумение. На наш взгляд, оно включено в текст подпункта с целью минимизации материальных затрат, связанных с денежными выплатами, при привлечении юрисконсультов к исполнению иных, не свойственных им обязанностей. Данный подход считаем неверным. Поэтому, на наш взгляд, юрисконсульты, пользуясь запретом на возложение на юридическую службу обязанностей, не относящихся к правовой работе (т.е. первым предложением названного подпункта), должны возражать против применения такого подхода. Отметим, что в ранее действовавших положениях содержался безусловный запрет на возложение на юрисконсультов обязанностей, не относящихся к правовой работе.

Читайте так же:  Оформить кредитную карту в банке ренессанс кредит

Типовое положение почти полностью повторяет действовавшее ранее ПП, в т.ч. и его наименование. Отличие состоит в статусе нового нормативного правового акта: из примерного оно стало типовым.

В п.1 Типового положения указываются структурные подразделения юридической службы: управление, отдел, бюро, сектор, группа. Типовое положение содержит норму об образовательном цензе юрисконсультов, аналогичную норме Примерного положения. Юридическая служба государственного органа комплектуется из числа работников, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы по специальности, установленный законодательством.

В Типовом положении на три пункта увеличен объем компетенции юридической службы. К компетенции юридической службы отнесена обязательная юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов государственного органа, разработанных самим государственным органом, осуществление организационно-методического руководства организацией правовой работы в подчиненных организациях и осуществление в них выборочных проверок состояния правовой работы. Из обязанностей по участию совместно с другими структурными подразделениями в работе по подготовке и заключению договоров, их визированию и внесению предложений по обеспечению их надлежащего исполнения в Типовом положении оставлена только обязанность по проверке на соответствие законодательству договоров и их визированию.

Примерное положение также претерпело незначительные изменения по сравнению с ранее действовавшим ТП. И если ТП распространяло свое действие на юридические службы предприятий всех форм собственности, то Примерное положение действует в отношении только государственных организаций, в число которых входят учреждения, республиканские и коммунальные унитарные предприятия и государственные объединения.

Пунктом 4 постановления № 2070 рекомендовано руководителям негосударственных организаций руководствоваться Примерным положением.

Юридическая служба государственной организации представлена либо самостоятельным структурным подразделением, либо ведущим юрисконсультом или юрисконсультом соответствующей категории. Из наименований должностей Примерного положения исключена должность главного юрисконсульта, которая присутствовала в ТП и ныне предусматривается Типовым положением.

Отметим, что ТП допускало на договорных началах правовое обслуживание предприятий адвокатами, юрлицами и предпринимателями, имеющими лицензии на право оказания юридических услуг. В Примерном положении такая норма отсутствует.

О квалификационных требованиях

На должность руководителя юридической службы назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет. На должность юрисконсульта принимаются лица, имеющие высшее юридическое образование (без предъявления требований к стажу работы) или среднее специальное (юридическое) образование и стаж работы по юридической специальности не менее 3 лет. В соответствии с ТП на должность юрисконсульта назначались лица, имеющие высшее юридическое образование, а также лица, обучающиеся на последних курсах высших учебных заведений по специальности «Правоведение».

На сегодняшний день квалификационные требования для занятия должности юрисконсульта вызывают недоумение, поскольку юрисконсульты — это единственные представители юридической профессии, в отношении которых отсутствует требование об обязательном наличии высшего юридического образования.

Непонятна вообще формулировка о наличии среднего специального образования и стажа работы по юридической специальности. Где может работать юрист со средним специальным юридическим образованием. В милиции? На производственном государственном сельскохозяйственном предприятии? Да, к сожалению, сегодня юристов готовят различного рода техникумы, но кроме профанации профессии юриста такая подготовка ничего не дает. И пока ничего в этом вопросе в положительную сторону не изменилось.

Законодатель, на наш взгляд, просто перенес основную часть старых положений в новые и не ставил цель придать статусу юрисконсульта авторитет, соответствующий значимости его работы.

Еще раз хотим напомнить о том, что сегодня еще действует Общее положение. В связи с этим необходимо отметить формальную обязанность руководителей негосударственных организаций руководствоваться при организации работы юридических подразделений нормами Общего положения. Следовательно, содержащаяся в постановлении № 2070 рекомендация об использовании Примерного положения для негосударственных организаций теряет смысл. Необходимо также отметить, что действующее уже 36 лет Общее положение по своему качеству нисколько не уступает Типовому положению и Примерному положению, а порой содержит нормы, защищающие юрисконсультов в большей степени, чем нормы постановления № 2070. К их числу относятся норма о назначении и освобождении от должности юрисконсультов руководителями вышестоящих организаций, норма о возможности упразднения юридических подразделений и сокращения должности юрисконсульта только с согласия вышестоящей организации, а также норма о возможности назначения на должность юрисконсульта лиц, не имеющих высшего юридического образования только в исключительных случаях и при наличии 3-летнего стажа работы по юридической специальности. Отметим, что данные правила действовали в СССР, где число юридических факультетов и собственно вузов было гораздо меньшим, а специальность юрисконсульта — дефицитной.

До 2005 г. представители двух юридических специальностей — нотариусы и юрисконсульты — действовали на основании подзаконных нормативных правовых актов. С 2005 г. деятельность нотариата определяется соответствующим законом, и только юрисконсульты остались без законодательного регулирования.

Между тем хорошо известно, насколько сложна, значима и ответственна работа юрисконсульта любой организации, будь то орган государственного управления, учреждение, предприятие или банк. Уровень современной экономики, управления, техники, технологий, в т.ч. технологии производства, таков, что только доскональное знание законодательства, в частности, таких его отраслей, как хозяйственное, финансовое, внешнеэкономическое, трудовое, административное право, основ анализа и бухгалтерского учета, а также постоянная самоподготовка, межведомственная и ведомственная учеба могут обеспечить соответствующий уровень квалификации юрисконсульта.

Практика показывает, что уровень знаний современного юрисконсульта ничуть не ниже, а зачастую с учетом предъявляемых к нему современных требований выше, чем у многих прокурорских работников, адвокатов и судей. Предъявление единых объективно обоснованных требований к статусу юрисконсультов — вот что сегодня необходимо. На наш взгляд, это нужно сделать путем принятия закона о юрисконсультах.

Сергей Мощук, юрист

Материал подготовлен редакцией журнала «Юрист»

Инструкция по делопроизводству
100. Проекты распорядительных документов подлежат согласованию с исполнителями и заинтересованными должностными лицами. В обязательном порядке распорядительные документы согласовываются с юридической службой организации. Согласованный проект документа представляется на подпись руководителю, от имени которого он издается.Таким образом, виза юрисконсульта в приказе обязательна..

Кадровая служба, разумеется должна быть «юридически грамотной службой», как и иные службы предприятия, но такая грамотность не подменяет собой ТЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, которые возложены на СООТВЕТСТВУЮЩИЕ службы.

kadrovik.by


Обсуждение закрыто.