Юристы о гуманизме

Юристы о гуманизме

Сущность проблемы способностей. В многообразии индивидуальных особенностей личности важное место занимают способности. Они выступают одним из важных внутренних условий успешного овладения определенной специальностью, высокопроизводительной работы и постоянного совершенствования. Они не сводятся к знаниям и навыкам, а представляют собой устойчивые особенности психической деятельности, отвечающие требованиям определенной профессии. Одни и те же особенности расцениваются как способность к одной деятельности и неспособность к другой. Вне такого сопоставления они выступают просто как качества данного человека, его индивидуальные особенности.

Наличие способности к данной профессии, в том числе и юриста, — обязательная предпосылка высокого профессионализма, интереса к работе, чувства удовлетворенности, жизненного самоопределения, благополучия. Слабая способность к профессии — одна из причин неуспехов в работе, неудач, срывов, перенапряжения, тягостного чувства собственной неполноценности и неверно избранного жизненного пути, зависти и мотивов к перемене мест. Чрезвычайно важно для человека избрать профессию по способностям: одним потребителем на земле меньше, одним созидателем больше.

Способности, как и другие важнейшие особенности личности, не врожденны, а развиваются у человека прижизненно. В основе их лежат анатомофизиологические особенности организма человека, именуемые задатками. Задатки многозначны, и на основе одних и тех же задатков могут развиться разные способности под влиянием прижизненных особенностей деятельности и условий жизни данной личности. Вместе с тем задатки, выступая в роли «почвы», благоприятствуют развитию одних способностей и не способствуют другим.

Граждане, избирающие правоохранительную деятельность в качестве своего жизненного призвания, к моменту приема на работу уже обладают в определенной степени развитыми качествами, которые расцениваются как способности к ней. Обычно они не находятся в высшей точке своего возможного развития. В связи с этим уместно говорить об актуальных способностях, т.е. том уровне развития качеств, который имеет место, и о потенциальных, т.е. об оценке возможности повышения этого уровня до максимального потолка.

В правоохранительных органах проблема способностей предстает в виде:

• необходимости учета способностей личности во всей системе работы с кадрами;

• задачи изучения, оценки актуальных и потенциальных способностей лиц, отбираемых на службу, на занятие определенных должностей, при комплектовании разных подразделений;

• задачи развития профессиональных способностей сотрудников в процессе службы до максимально возможного потолка.

Характеристика способностей юриста. Поскольку способность — предпосылка успеха в деятельности, нетрудно понять, что она определяется не одним качеством человека, а их совокупностью. Не от отдельных качеств зависит его успех, а от того, что он за личность в системной совокупности ее качеств. Способности юриста это всегда целостная совокупность, а не россыпь тех или иных качеств, структура которых строго соответствует требованиям юридического труда. Для последнего характерны две группы требований и соответственно две группы способностей: социально-юридические и специально -юридические.

Социально-юридические способности обусловлены социальным предназначением и положением юриста. Основные требования к его личности, к его способностям быть юристом — прокурором, судьей, адвокатом, сотрудником милиции, качественно достигать целей укрепления законности и правопорядка — определяются его социальной ролью, его положением государственного человека, представителя власти.

Гражданственность — одно из качеств, отвечающих социально-юридическим требованиям. Юристы всегда принадлежали к прогрессивной и авангардной части общества. Им и ныне присущи выраженное неравнодушие к проблемам общества, озабоченность его будущим, настойчивые поиски путей процветания и повышения блага народа, активно-действенная позиция, выраженная в личном участии в ускорении продвижения к желаемому будущему. Активная гражданская позиция юриста трансформируется в активно-профессиональную, связанную со стремлением к деятельному участию в укреплении законности и правопорядка. Гражданственность находит выражение в способности руководствоваться высшими общественными идеалами, идти к их реализации упорно, относиться к этому ответственно и оптимистично. Если гражданственность слабо развита у конкретного человека, вступившего на стезю юридической деятельности, то, скорее всего, из него выйдет формалист, а возможно, и человек, превращающий службу в свою кормушку.

Моральность юриста — второе социально-психологическое качество. Юрист должен быть в принципе хорошим, честным, порядочным, трудолюбивым, совестливым, требовательным к себе человеком, сознающим, что нельзя утверждать мораль, будучи аморальным.

Гуманистичность (от лат. — человеческий, человечный) — качество, которое издавна, а ныне в особенности, определяет способность юриста быть настоящим профессионалом в правоохранительных органах. Гуманизм — система идей, особое мировоззрение, в центре которых стоит признание человека как высшей ценности общества, приоритетности его прав и свобод, заботы о благе человека, защиты его прав и свобод как высших критериев оценки справедливости общества и существующих в нем общественных отношений. Цивилизованное общество, построенное на идеях гуманизма, — это всегда и правовое общество; цивилизованный человек — это человек с гуманистическими взглядами, с соответствующим поведением; современный цивилизованный юрист — это обязательно гуманист.

Есть определенные психологические сложности усвоения гуманистических убеждений и норм поведения юристами. Постоянно сталкиваясь по работе с худшими представителями человеческого общества, людьми, которых неоднократно пытались поставить на путь честной жизни, часть юристов ожесточается и не видит ничего, что может решить задачу укрепления законности и правопорядка, кроме ужесточения кары, безжалостного отношения к правонарушителям и преступникам. У определенной части юристов есть и утрированное представление о гуманизме как о всепрощенчестве, вседозволенности, либерализме, уговорах. Если психологически подобные отклонения можно понять, то никакого оправдания нет для их применения в работе юриста. Тот, кто убежден в эффективности и целесообразности только силы и принуждения, а все иное относит к выдумке людей с «разжиженными гуманитарными мозгами, засидевшихся в кабинетах и не знающих жизни», вряд ли может успешно участвовать в построении современного правового государства, демократического цивилизованного общества.

Деловитость — качество, обязательно необходимое юристу. Юридическое дело — очень трудное дело. Быть деловитым — значит быть способным построить работу так, чтобы конечный результат был безусловно достигнут. Юрист, отличающийся деловитостью, нетерпим к браку в работе, полумерам, формализму, очковтирательству. Он не пасует перед трудностями, изобретателен, активен, инициативен и самостоятелен, не ищет оправданий, а находит и использует все возможности. Он должен отличаться организованностью в своей работе и уметь организовывать работу других.

Описанные выше качества нужны и представителям многих других профессий, но для юридического труда с его высокой значимостью и трудностями отсутствие таких качеств свидетельствует об отсутствии способностей к этому труду.

Специально-юридические способности юриста — особые качества, которые определяются спецификой юридического труда, тем, что отличает его от других видов труда, и которые важны именно для него, но не обязательны для других. В них можно выделить две подгруппы: общие — необходимые всем юристам и частные способности, которые должны быть присущи отдельным специалистам.

I Общие способности:

• высокоразвитое чувство долга, чести, ответственности;

• обостренное чувство справедливости и нетерпимость к злу;

• честность, совестливость, требовательность к себе, моральная устойчивость, неподкупность;

• хорошо развитый интеллект, познавательная пытливость, сообразительность, находчивость, комбинационность;

• речевые способности, умение связно, логично и точно выражать свои мысли;

• наблюдательность (обстановочная и психологическая), быстрота ориентировки в обстановке;

• хорошая память на лица, фамилии, слова, факты, цифры;

• волевые качества, активность, целеустремленность, организованность, самостоятельность, настойчивость, упорство, смелость, устойчивость к риску, опасности и неудачам, способность к самомобилизации;

• организаторские способности 1 ;

• представления и воображение, способность образно предвидеть, мысленно проигрывать события;

• склонность и интерес к работе с людьми, способность разбираться в них, видеть их индивидуальные особенности и возможности, правильно оценивать и использовать их;

• коммуникативные способности: общительность, доступность, открытость, доброжелательность, умение слушать, со вниманием относиться к словам собеседника, разбираться в людях, способность располагать к себе людей;

• терпеливость, уравновешенность, сдержанность, самообладание, низкий уровень враждебности и агрессивности;

• уверенность в себе, раскованность в общении, высокая работоспособность;

К частным способностям относятся отдельные качества, необходимые только следователям, только судьям, только прокурорам, только участковым инспекторам и т.д. Так, оперативным работникам необходима способность к перевоплощению, определенная артистичность, следователям — креативность (творческая инициатива мышления), работникам профилактических служб — педагогические и др.

1 Л.И. Уманским и его сотрудниками выделены, например, такие качества способных организаторов: психологическая избирательность, т.е. эффективное восприятие психологических особенностей и состояний «.других людей; быстрая возможность правильно охарактеризовать и оценить их; склонность к психологическому анализу; избирательно-психологическая память; сопереживание тому, что переживают, чувствуют другие люди; способность мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека и др.; практически-психологический ум, проявляющийся в распределении обязанностей коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей; быстрая ориентация в ситуациях, требующих практического применения знания людей; находчивость в учете психологического состояния и настроений людей в конкретной ситуации; способность заинтересовывать людей; учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий и т.п.; психологический такт; общественная энергичность; требовательность, критичность; склонность к организаторской деятельности.

Взаимообогащая и дополняя друг друга, способности образуют целостность, выступающую важным комплексным личностным свойством юриста. Наличие потенций к их развитию лежит в основе психологического отбора на работу в правоохранительные органы. Их дальнейшая актуализация и расцвет Происходят, когда юрист самокритичен, требователен к себе, работает с самоотдачей и стремлением к достижению наивысших результатов, проявляет творчество, инициативу, самостоятельность, не почивает на лаврах, а всегда по-деловому обеспокоен и неудовлетворен.

www.rf-u.ru

Содержание:

Юристы о гуманизме

Исходя из общего понимания сущности нравственно-правового вос­питания, можно вычленить его гл

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по профессиональной этике юриста. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по профессиональной этике юриста — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Соотношение морали и права — один из важных аспектов изуче­ния этих социальных явлений, предс

Что такое гуманизм?

> Гуманизм — принцип мировоззрения, в том числе нравственно­сти, означающий признание человека высшей ценностью, при­знание его способности к совершенствованию, осмыслению сво­боды и достоинства личности, а также права человека на счастье.

И. Кант обосновывая свою теорию нравственности, в которой мо­раль рассматривалась как область должного, сформулировал гумани­стическое в своей сущности требование, названное категорическим им­перативом.

Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других.

Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное нрав­ственное требование, как «золотое правило этики: поступай по отно­шению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по от­ношению к тебе». Это означает право и обязанность личности брать на себя ответственность за свои поступки, способствует выработке стремления ставить себя на место другого.

Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность сотруд­ников правоохранительных органов, где справедливость есть понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия между прак­тической ролью различных индивидов (социальных слоев, групп и т. д.) в жизни общества и их социальным положением; между их правами и обязанностями; трудом и вознаграждением; заслугами и их общест­венным признанием; преступлением и наказанием. При таких условиях законность есть установление стандартизированных норм, которые регулируют человеческое поведение с целью осуществления социаль­ного контроля.

Похожие вопросы

  • Профессиональная этика юриста — Чтотакоегуманизм?
    Чтотакоегуманизм? >Гуманизм — принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, признание его способности к.
  • Всемирная история — Итальянский гуманизм и Возрождение в 14-15 в.
    Периодизация – для Италии – 14-16 в., для всех остальн. стран – к. 15-17 в. Черты В. – гуманизм, античн. наследие, свет. хар-р. Г. – идейная основа Возрождения; Г.-это мировоззр.
  • Педагогическая психология — ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
    Воспитатель в рамках гуманистического воспитания должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа.
  • История психологии — Гуманистическая психология (Олпорт, Маслоу.
    Основные положения гуманистической психологии, которых придерживается каждый гуманистический психолог: человек открыт миру.
  • Профессиональная этика юриста — В чем заключается соотношение морали.
    Чтотакоегуманизм? >Гуманизм — принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание чело.
  • Профессиональная этика юриста — Чтотакое профессиональная мораль?
    Важнейшими принципами профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов являются: — гуманизм (любовь к людям, уважение их прав)
  • История психологии — Гуманистическая психология
    Гуманистическая психология, выступив против бихевиоризма и психоанализа, провозгласила себя «третьей силой».
  • Теория и методика воспитания — Основные правила для педагога-гуманиста
    Сформулируем основные правила для педагога-гуманиста на конкретном примере. Известный педагог Ш. А. Амонашвили.
  • Концепции современного естествознания (КСЕ) — Гуманитарная культура.
    Согласно толкованию С.И. Ожегова: «Гуманизмгуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям».
  • Педагогика — Основные требования гуманистичесхой педагогики
    Гуманизм — это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.
    Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее от- личительные признаки.

найдено похожих страниц:10

cribs.me

9.4. Моральные принципы и их отражения в юридической деятельности

Не менее важным условием осуществления юристами профессиональных обязанностей является осознание и использование ими в своей деятельности основополагающих идей — принципов морали, которые являются наиболее обобщенным выражением требований той или иной морали. Моральные принципы составляют ядро морали, определяют ее социально-историческую сущность, идейную направленность. В отличие от норм морали, которые определяют тактику поведения человека в конкретных жизненных ситуациях, принципы морали определяют обобщенную социальную ориентацию, стратегию поведения, является своеобразной программой деятельности. Моральные принципы объединяют и систематизируют всю моральную деятельность, является фактором ее стабильности, определяют главную линию поведения человека в различных жизненных ситуациях.

В профессии юриста моральные принципы выполняют специфические функции. Они помогают ориентироваться в наиболее сложных, нормативно не определенных ситуациях, что позволяет принимать нестандартное решение, которое не противоречит интересам дела в целом. Благодаря осознанию принципов морали, сложившиеся в коллективе служащих юридического учреждения, возникает возможность программирования действий отдельных сотрудников, обеспечения уверенности относительно выполнения ими профессионального долга на должном уровне. Моральные принципы также обеспечивают стабильность микроклимата в коллективе, а, следовательно, стабильность его работы, что является необходимым условием функционирования всех правоохранительных органов. С другой стороны, соблюдение принципов морали в своей профессиональной деятельности оберегает работников юридических служб от аморальных поступков, совершение которых порождает среди граждан недоброжелательное отношение, недоверие, а в отдельных случаях — лютую ненависть к служителям Фемиды.

Среди принципов морали, которые в существенной мере оказывают позитивное влияние на сферу юридической деятельности, следует назвать принципы гуманизма, демократизма, законности, справедливости, коллективизма, честности, порядочности, гласности в работе и некоторые другие. В чем заключается сущность указанных принципов в отношении профессионального долга юристов? Для освещения этого вопроса необходимо обратиться к определению содержания ведущих моральных принципов. Одним из общепризнанных и важнейших считается принцип гуманизма, который раскрывает ценностный аспект организации человеческих отношений. Гуманизм (лат. humanus — человечный, человеческий) означает человечность, любовь к людям, требование на защиту достоинства человека, его право на счастье, всестороннее развитие. Как моральный принцип, который трансформируется в сферу юридической деятельности, он с содержательной стороны формулирует определенную систему требований:

• понимание человека как высшей ценности, а не как средства для достижения целей, все делать для обеспечения потребностей и интересов человека;

• обеспечение свободы и защиты достоинства личности, права на счастье, на духовное развитие;

• уважение личных качеств;

• ровное отношение и уважение к мужчины и женщины, уважение к идеалам человека, его возрастных, национальных признаков, политических взглядов;

• чувствительность, душевность в отношениях;

• честность, прямота в оценке действий, доброжелательность к критике, невосприимчивость аморальных поступков.

Принцип коллективизма также присущ юридической работе, относительно которой ставят определенные требования:

• единство цели и воли коллектива;

• сотрудничество и взаимопомощь;

• руководство коллективом как организационный и объединительный фактор его существования;

• четкое соблюдение дисциплины всеми членами коллектива независимо от стажа, опыта, должности и т.д.

Иногда отдельные требования принципа коллективизма трактуют на основании отстаивание вузькогрупового или индивидуально-эгоистического интереса, в результате чего они приобретают иное звучание. Так, следует отличать доброжелательную критику от критицизма, зависти или других негативных чувств, взаимопомощи от круговой поруки.

Принципы демократизма, законности как система требований наиболее характерные для сферы государственного управления, которое осуществляется в форме законодательной деятельности. Эти принципы существенной степени влияют на регламентацию пра-вотворчого процесса и предусматривают соблюдение таких требований: осуществление законодательных полномочий только компетентными органами и в порядке, определенном юридической процедурой, учета интересов народа вообще и отдельных социальных групп населения, предоставление права народа на самостоятельное определение путей и перспектив социально-политического и экономического развития.

Таким образом, определяя нормативную основу регулирования юридической деятельности, следует учитывать существование в морали основополагающих идей, которые наряду с нормами морали имеют более обобщающий характер, однако при конкретизации их содержания относительно юридической практики, предоставляется возможность формулировки более детальных правил, которые дополняют общую картину идеальной модели поведения юристов.

banauka.ru

Сущность Гуманизма. Гуманизм в деятельности юриста

Гуманизм (лат. humanus — человечный) — прин­цип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защи­ты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества. Сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Категорический импе­ратив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечест­ву и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству».Категорический императив провозглашает важнейшее гу­манное положение, означающее, что всякий человек заслужи­вает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу. Идею категорического императива Канта поддерживали многие мыслители, в том числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам Кант, в полном объеме неосущест­вима. «Золотое правило» содержит гуманистическую идею ра­венства всех людей. Оно означает право и обязанность лично­сти брать на себя ответственность за свои поступки, способст­вует выработке стремления ставить себя на место другого. Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкрет­ную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необхо­димо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению

Читайте так же:  Решение суда в пользу нескольких истцов

14. Сущность справедливости. Справедливость в деятельности юриста.

Справедливость в обществе понимается в различных ас­пектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положе­ние вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых пра­вах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социаль­ным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. Справедливость главенствует в профессиональной деятель­ности юристов. Само понятие «юстиция» по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, «представи­тель справедливости».Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности ст. 10 декла­рации гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленно­го ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного ра­венства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблю­дением всех требований справедливости независимым и беспри­страстным судом». Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедли­вости к судам при производстве по уголовным и гражданским де­лам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гаран­тий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении. Требование справедливости в государстве и обществе во­площается в основных принципах и конкретных нормах Кон­ституции РФ. Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг. Справедливость считают синонимом правосудия Между тем незаконное решение в принципе нельзя при­знавать справедливым, поэтому необходимо своевременно от­ражать в законодательстве происходящие в обществе измене­ния, предусматривать возможность выбора решений в зависи­мости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить на­казание или вовсе от него освободить

studopedia.ru

Принципы милосердия, справедливости и гуманизма: проблемы соотношения Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Воронкова Евгения Олеговна

Исследуется взаимосвязь таких принципов права , как милосердие , справедливость и гуманизм . Делается вывод о том, что сложности, возникающие при определении и реализации этих принципов права , сопряжены с недостаточной изученностью данного вопроса. Категория милосердия имеет непреходящее значение для развития общества в целом и для формирования государственно-правовой материи и правотворчества в частности, а правильное функционирование судебной власти возможно лишь при наличии и действии всех принципов права . Исключение даже одного из них неизбежно приведет к деформации правосознания граждан, а также к проблемам в правовой системе. Принцип милосердия отражает минимальную нравственность, которой должен обладать не только каждый человек, но и все государство в целом, вследствие чего его отрицание не представляется возможным. Обращение к данной теме позволяет расширить сложившиеся в теоретической науке представления о принципе милосердия как правовой категории. Наибольшую сложность вызывает вопрос разграничения принципа милосердия с иными общетеоретическими принципами. В статье поднимается и разрешается проблема, заключенная в подмене и смешении понятий.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Воронкова Евгения Олеговна,

Charity, Justice and Humanism: Problems of Correlation

The scientific article explores the correlation of such principles of law as charity, justice and humanism. It is concluded that the difficulties arising in the definition and implementation of this principle of law are associated with a lack of knowledge of this issue. The category of charity has an enduring significance for the development of society as a whole and for the formation of state-legal matter and law-making in particular, and the proper functioning of the judiciary is possible only with the availability and operation of all principles of law. The exclusion of even one principle will inevitably lead to the deformation of citizens’ legal awareness, as well as problems in the legal system. The principle of charity reflects the minimum morality that not only every person, but the whole state should have, and therefore its exclusion is impossible. The reference to this topic allows us to expand the notion of the principle of charity as a legal category that has developed in theoretical science. The most difficult issue is the delineation of charity as a principle of law with other general theoretical principles. The article raises and resolves the problem, which lies in the substitution and confusion of concepts.

Текст научной работы на тему «Принципы милосердия, справедливости и гуманизма: проблемы соотношения»

УДК 342 ББК 67.400

Принципы милосердия, справедливости и гуманизма: проблемы соотношения

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Charity, Justice and Humanism: Problems of Correlation

Altai State University (Barnaul, Russia)

Исследуется взаимосвязь таких принципов права, как милосердие, справедливость и гуманизм. Делается вывод о том, что сложности, возникающие при определении и реализации этих принципов права, сопряжены с недостаточной изученностью данного вопроса. Категория милосердия имеет непреходящее значение для развития общества в целом и для формирования государственно-правовой материи и правотворчества в частности, а правильное функционирование судебной власти возможно лишь при наличии и действии всех принципов права. Исключение даже одного из них неизбежно приведет к деформации правосознания граждан, а также к проблемам в правовой системе. Принцип милосердия отражает минимальную нравственность, которой должен обладать не только каждый человек, но и все государство в целом, вследствие чего его отрицание не представляется возможным.

Обращение к данной теме позволяет расширить сложившиеся в теоретической науке представления о принципе милосердия как правовой категории. Наибольшую сложность вызывает вопрос разграничения принципа милосердия с иными общетеоретическими принципами. В статье поднимается и разрешается проблема, заключенная в подмене и смешении понятий.

Ключевые слова милосердие, справедливость, гуманизм, принцип права, нравственно-этическая категория.

The scientific article explores the correlation of such principles of law as charity, justice and humanism. It is concluded that the difficulties arising in the definition and implementation of this principle of law are associated with a lack of knowledge of this issue. The category of charity has an enduring significance for the development of society as a whole and for the formation of state-legal matter and law-making in particular, and the proper functioning of the judiciary is possible only with the availability and operation of all principles of law. The exclusion of even one principle will inevitably lead to the deformation of citizens’ legal awareness, as well as problems in the legal system. The principle of charity reflects the minimum morality that not only every person, but the whole state should have, and therefore its exclusion is impossible.

The reference to this topic allows us to expand the notion of the principle of charity as a legal category that has developed in theoretical science. The most difficult issue is the delineation of charity as a principle of law with other general theoretical principles. The article raises and resolves the problem, which lies in the substitution and confusion of concepts.

Key words: charity, justice, humanism, the principle of law,

moral and ethical category.

Выбор темы исследования во многом обусловлен ее актуальностью. В юридической науке XXI в. проблема определение перечня принципов и их сути крайне важна, т.к. они являются основой права. Современная практика и теория нуждаются в комплексном исследовании принципа милосердия и разграничения его со смежными принципами права.

Современные ученые и практики зачастую осуществляют подмену понятий. Так, подразумевая прин-

цип милосердия, умышленно или нет, юристы используют принцип гуманизма, а в ряде случаев — принцип справедливости. Целью работы является разграничение этих категорий. Стоит заметить, что современные отечественные и зарубежные ученые занимаются исследованиям категории милосердия в праве. Так, следует отметить работу Julia Eckert «Tugend, Recht und Moral: Tendenzen der Verantwortungszuschreibung», в которой отмечается влияние различных нравственных категорий

на назначение, в т.ч. рассматривается вопрос о влиянии милосердия на данный институт права [1, с. 247]. Поднимается этот вопрос и в отечественной юридической литературе [2, с. 16-17]. Методологической основой являются общенаучные методы и логические приемы, используемые в теории государства и права, а также формально-юридический метод.

Читайте так же:  Институт судебных экспертиз москва

Принцип милосердия — это один из способов изменения негативных тенденций в современном судопроизводстве и в праве в целом.

Можно определить его как оправданное положительными качествами личности и внешними обстоятельствами снисхождение к субъекту, допускаемое с целью исправить его образ жизни или улучшить ее качество. Это системообразующий принцип права, т.к. государство может и должно давать человеку шанс на исправление своего поведения и последствий своего деяния. Реализация этого принципа означает, что нравственные идеалы и духовные ценности в государстве и обществе не только провозглашаются, но и реализуются на практике. В этом принципе отражается суть права, которое основывается на морали, а также государства, главное назначение которого должно быть не репрессивным механизмом, а оплотом нравственности и гуманизма.

Обращаясь же к принципу справедливости, необходимо отметить, что он обладает легальным определением, закрепленным в статье 6 УК РФ: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного». Однако это не исключает споров вокруг данного принципа. Это связано прежде всего с тем, как верно отмечает Ю.И. Бытко, что не наблюдается единообразия в понимании самой справедливости: «одни исследователи отождествляют справедливость с правом, другие, подчеркивая их взаимосвязь, по-разному определяют их суборди-национность: у одних право признается явлением, производным от справедливости, порожденным ею, у других, наоборот, справедливость рассматривается как порождение права» [3, с. 14].

Несмотря на очевидную необходимость и, казалось бы, всеобщее признание этого принципа, и сегодня возникают сомнения в необходимости его закрепления. Причина этого кроется в том, что справедливость, как и милосердие, — категория изначально философская и нравственная. Как следствие, ряд ученых придерживаются точки зрения, заключающейся в исключении данного принципа из закона и оставлении его в качестве «основы права». Таким образом, можно выделить первую причину, по который эти два принципа смешиваются: единая природа происхождения и отсутствие единого понимания данных категорий.

В продолжение следует сказать, что, по мнению В.В. Мальцева, при всех очевидных достоинствах определения принципа справедливости он выражен скорее как общее начало назначения наказания, нежели как принцип, на котором построен УК РФ [4, с. 98]. Важно понимать, что даже наличие легального определения справедливости не разрешает ряда проблем, возникающих при его реализации, в первую очередь остается открытым вопрос об адресате данного принципа, а также об условиях его применения и наконец — его содержании.

Однако первоочередным является другой вопрос: а может ли справедливость быть правовой категорией? Ведь она субъективна и, как милосердие, является не только правовой, но и нравственной единицей. Н.Н. Вопленко полагает: «справедливость имеет много общего с правом, что, однако, не дает повода для отождествления данных понятий, ибо правовое не всегда является справедливым, справедливое не ограничивается правовой сферой» [5, с. 43]. Ю.И. Бытко отмечает, что «справедливость как правовая и этическая категория — это субъективное представление о пределах дозволенного для себя по отношению к другим и других по отношению к тебе, а право — не что иное, как писаное правило об этих пределах. Однако право может быть и несправедливым, поскольку его положения могут находиться в противоречии с идеалами справедливости, господствующими в обществе в данную эпоху, а особенно — на стыке эпох» [3, с. 68].

Как следствие, не все, что законно, справедливо и не все, что справедливо, законно. Однако цель законодателя — стремиться к созданию справедливого, с точки зрения общества, закона.

Неразрешенным остается вопрос и о понятии справедливости. Обратимся к сущности самого понятия справедливости как морально-этической категории. А.И. Экимов отмечает, что «в отличие от других категорий этики, имеющих оценочный характер, с позиций справедливости оцениваются не отдельные явления, а соотношения между ними» [6, с. 42].

Таким образом, выявив основные постулаты данного принципа, необходимо дать его определение с точки зрения общей теории права.

Принцип справедливости — это один из наиболее значимых принципов права, который выражает общесоциальную сущность права. Он является компромиссом между субъектами правоотношений, между личностью и обществом, гражданином и государством, выраженным в соответствии деяния и наказания.

Из вышесказанного следует, что милосердие и справедливость — категории, бесспорно, родственные, однако не тождественные.

Переходя к принципу гуманизма, следует заметить, что он закреплен в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

В рамках уголовного права это означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут причинять физические страдания или унижать человеческое достоинство [7, с. 170].

Статья 7 УК РФ закрепляет: «1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. 2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».

В юридической литературе сложилось достаточно устойчивое представление о том, что гуманизм имеет две стороны [8, с. 95]. Это положение, как справедливо указывают большинство авторов, нашло отражение и в рассматриваемой нами уголовно-правовой норме. Однако легальное определение не дает нам точного представления относительно круга субъектов, на которых распространяется принцип гуманизма.

Так, к примеру, А.Н. Игнатов выделяет два аспекта принципа гуманизма: «обеспечение безопасности членов общества от преступных посягательств и обеспечение прав человека совершившему преступление лицу» [9, с. 13].

Н.А. Лопашенко отмечает, что «в уголовном законодательстве принцип гуманизма проявляется двояко: прежде всего — во всесторонней охране личности, ее прав и интересов от преступных посягательств и, кроме этого, в защите прав и интересов лица, виновного в совершении преступления» [10, с. 47].

Однако, определяя содержание принципа гуманизма, прежде всего необходимо уяснить содержание понятия «гуманизм». Этот вопрос интересует исследователей как в области уголовного права, так и в области теории государства и права.

Так, философское определение гуманности представляется «как осознанное и сопереживаемое отношение к людям, выражающееся в глубоком уважении человеческого достоинства личности, в заботе о ней и непримиримости к проявлениям зла. В гума-

нистических отношениях выражаются высшие духовные потребности личности видеть в человеке товарища, друга и брата, жить для блага людей труда, видеть человека удовлетворенным жизнью, счастливым. Специфика этого вида отношений порождена сущностью гуманности как основы нравственности. Именно отношение к людям (гуманное или негуманное) определяет сущность человеческой личности с нравственной стороны» [11, с. 62].

По мнению же И.О. Цыбулевской, «в широком смысле гуманизм означает исторически изменяющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам, принципам равенства, справедливости» [12, с. 7].

С точки зрения С.Г. Келиной и В.Н. Кудрявцева, «гуманизм — это нравственная позиция, выражающая признание ценности человека как личности, уважение его достоинства, стремление к благу человека как цели общественного прогресса» [13, с. 147].

Е.В. Кашкина полагает, что «гуманизм как принцип права — это юридическое признание и закрепление личности человека как высшей ценности, провозглашение и гарантированность осуществления его прав и свобод и создание достаточных условий для развития и деятельности человека» [14, с. 25].

Как общеправовая идея, гуманизм выражает уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека социальных условий.

Следует отметить, что милосердие нельзя подменять гуманизмом, т.к. они не совпадают в целях и их реализации.

Подводя итог, следует сказать, что единство этих принципов права обусловлено базовыми нравственными началами. Тем самым они выступают в виде руководящих идей общественных отношений, отражаясь в законодательстве в качестве общетеоретических принципов права. Они тесно связаны с объективной истиной, процессом ее установления и доказывания при рассмотрении и разрешении юридических дел.

1. Eckert, Ju. Tugend, Recht und Moral: Tendenzen der Verantwortungszuschreibung // Deutsche Zeitschrift für Philosophie. 64(2). — 2016.

2. Мальцев Г.В. Нравственные основания права. — М., 2008.

3. Бытко Ю.И. Справедливость и право : лекция. — Саратов, 2005.

4. Мальцев В.В. Принципы уголовного законодательства и общественно опасное поведение // Государство и право. — 1997. — № 2.

5. Вопленко Н.Н. Социальная справедливость и формы ее выражения // Советское государство и право. — 1979. — № 10.

6. Экимов А.И. Справедливость и социалистическое право. — Л., 1980.

7. Чередниченко Е.Е. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации. — М., 2007.

8. Смирнов В.Г. Функции советского уголовного права. — Л., 1965.

9. Уголовное право России : В 2 т. Т. 1 : Общая часть / под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. — М., 1999.

10. Лопашенко Н.А. Принципы кодификации уголовно-правовых норм. — Саратов, 1989.

11. Нигматов З.Г. Принцип гуманизма как основополагающий принцип развития современного образования // Вестник ТГГПУ. — 2004. — № 3.

12. Цыбулевская О.И. Категория гуманизма в советском праве : автореф. дис. . канд. юрид. наук. — Саратов, 1983.

13. Келина С.Г., Кудрявцев В.Н. Принципы советского уголовного права. — М., 1988.

14. Кашкина Е.В. Гуманизм как принцип юридической ответственности по российскому законодательству : дис. . канд. юрид. наук. М., 2003.

cyberleninka.ru

Обсуждение закрыто.