Из чего состоит закон божий

Из чего состоит закон божий

Из чего состоит закон божий

Природа закона. Как отражение Божьего характера Закон Десяти заповедей нравственен, всеобъемлющ и содержит универсальные принципы.

Отражение характера законодателя. Писание усматривает в Законе Божием качества Его характера. Как и Бог, “закон Господа совершен” и “Заповедь Господа светла” (Пс. 18:8,9). “Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра” (Рим. 7:12). “Заповеди Твои — истина. Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их навеки” (Пс. 118:151, 152); поистине, “все заповеди Твои праведны” (Пс. 118: 172).

Нравственный Закон. Десять заповедей выражают образец поведения, переданный Богом человечеству. Они определяют наши отношения с нашим Творцом и Искупителем и наши обязанности по отношению к людям. Преступление Закона Божьего Писание называет грехом (1 Ин. 3:4).

Духовный Закон. «Закон духовен» (Рим. 7:14). Потому только духовные и имеющие плод Духа могут повиноваться ему (Ин. 15: 4; Гал. 5:22, 23). Дух Божий дает нам силы исполнить Его волю (Деян. 1:8; Пс. 50:12-14). Пребывая во Христе, мы обретаем силу, которая необходима нам, чтобы приносить плоды во славу Его (Ин. 15:5).
Человеческие законы затрагивают только явные действия. Но десять заповедей «Безмерно обширны» (Пс. 118:96) и затрагивают наши наиболее сокровенные мысли, желания и чувства, такие как ревность, зависть, похоть и честолюбие. В Нагорной проповеди Христос подчеркнул духовную сторону Закона, открыл, что преступление начинается в сердце (Мф.5:21, 22, 27, 28; Мк. 7: 21-23).

Позитивный Закон. Десять заповедей — это нечто большее, чем краткий сборник запретов. Он содержит обширные принципы, которые распределяются не только на то, чего мы не должны делать, но и на то, что следует делать. Мы должны не только удержаться от злых дел и мыслей; мы также должны учиться использовать во благо данные нам Богом таланты и дары. Поэтому каждое запретное повеление имеет и побудительное значение.
Например, шестая заповедь «не убивай» имеет свой побудительный смысл: «Содействуй жизни». «Воля Божья состоит в том, чтобы Его последователи стремились содействовать благополучию и счастью каждого, кто оказывается в сфере их влияния. В самом глубоком смысле призыв благовествовать — нести добрую весть о спасении и вечной жизни в Иисусе Христе — опирается на побудительный принцип, заключенный в шестой заповеди».
Закон Десяти заповедей следует рассматривать «не столько со стороны запрещений, сколько со стороны милости. Его запреты служат надежной гарантией счастья при условии послушания. Принятый во Христе Закон содействует чистоте характера, который принесет нам радость на вечные времена. Для послушных Закон — это защищающая их стена. В нем мы видим благость Бога, который открыв людям неизменные принципы праведности, стремится спасти их от зла, которое есть следствие преступления Закона.»

Простой закон. Глубина Десяти заповедей заключается в их простом и всеобъемлющем характере. Они настолько кратки, что даже ребенок их может быстро запомнить, но обладают таким широким значением, что охватывают все возможные грехи.
«В Законе Божьем нет тайны. Все могут постичь величие истины, заключенные в нем. Самый слабый ум способен понять эти правила, самый невежественный человек может руководствоваться ими в жизни и формировать характер в соответствии с божественным образцом».

Закон, содержащий принципы. Десять заповедей — это краткое изложение всех верных принципов, они обращены ко всему человечеству во все времена. Писание говорит: «бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12: 13).
Декалог- Десятисловие или Десять заповедей (Исх. 34:28) — состоит из двух частей, по числу каменных скрижалей, на которых он был написан Богом (Втор. 4: 13). Первые четыре заповеди определяют наши обязанности по отношению к нашему Творцу и Искупителю, остальные шесть — к людям.
Закон разделен на две части, и это связано с двумя основополагающими принципами любви, на которых основано царство Божие: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, и всею душою твоею, всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10: 27; ср. Втор. 6: 4, 5; Лев. 19: 18). Те, которые живут по этим принципам будут в полной гармонии с Десятью заповедями, ибо заповеди выражают эти же принципы более подробно.
Первая заповедь учит поклоняться единому истинному Богу. Вторая запрещает идолопоклонств. Третья осуждает непочтительное отношение к Богу и ложную клятву, призывая Его имя. Четвертая призывает к соблюдению субботы и показывает, что истинный Бог есть Творец неба и земли, Своего народа.
Пятая заповедь требует от детей повиновения родителям, как избранным Богом исполнителям, передающим Его волю последующим поколениям (см. Втор. 4: 6-9; 6: 1-7). Шестая защищает жизнь как святой Божий дар. Седьмая предписывает соблюдать чистоту в супружестве и оберегает семейные отношения. Восьмая защищает собственность. Девятая охраняет истину и запрещает лжесвидетельство. А десятая обращена к основам человеческих взаимоотношений и запрещает желать того, что принадлежит другим.

Уникальный Закон. Уникальность Десяти заповедей заключается в том, что это единственные слова, которые Бог изрек вслух ко всему народу (втор. 5:22). Не доверив этого закона забывчивым людским умам, Бог написал эти заповеди перстом Своим на двух каменных скрижалях, которые должны были хранится в ковчеге скинии (Исх. 31: 18; Втор. 10: 2). Чтобы помочь Израилю соблюдать эти заповеди, Бог в дополнительных законах подробно определил отношение людей к Нему и друг к другу. Часть этих дополнительных законов касалась гражданской жизни Израиля (гражданские законы), другие регулировали порядок служения в святилище (церемониальные законы). Эти дополнительные законы Бог передал людям через посредника — Моисея, который записал их в «Книгу Закона» и положил ее «одесную ковчега завета» (Втор. 31: 25, 26), а не в ковчег, где находилось высшее Божие откровение — Декалог. Эти дополнительные законы известны как «Книга Закона Моисеева» (Ис. Нав. 8: 31; Неем. 8:1; 2 Пар. 25:4) или просто — «Закон Моисеев» (4 Цар. 23:25; 2 Пар. 23: 18).

Радующий Закон. Закон Божий — вдохновение для души. Псалмист сказал: «Как люблю я Закон Твой! Весь день размышляю о нем». «А я люблю заповеди твои более золота, и золота чистого!» «Даже когда скорбь и горесть постигли меня, — сказал он — заповеди Твои — утешение Мое» (Пс. 118: 97, 127, 143). Тем , кто любит Господа, «заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5: 3). Те, кто почитает Закон Божий тяжелым бременем, сами являются преступниками Закона, ибо греховные умы «закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8: 7).

Назначение Закона. Бог дал Свой Закон с тем, чтобы обильно благословить народ и во имя спасения привести его к личному общению с Собой. Обратите внимание на следующее назначение Закона:

Он открывает волю Божию к человеку. Будучи отражением характера Божьего и Его любви, Десять заповедей открывают Его волю и намерения по отношению к человечеству. Они требуют совершенного послушания, ибо «кто соблюдает весь Закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). Послушание Закону как принципам жизненно важно для вашего спасения. Христос сказал: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди»(Мф. 19: 17). Это послушание возможно только силой пребывающего в нас Святого Духа.

Он — основа Божьего завета. Моисей записал Десять заповедей и пояснительные законы в книгу, названную Книгой завета (Исх. 20:1; 24: 8). Позже он назвал Десять заповедей «скрижалями завета», отметив их важность как основы вечного завета (Втор. 9: 9; ср. 4: 13)

Читайте так же:  Пособие по развитию письменной речи

Он служит критерием суда. Как и Сам Бог, Его «заповеди… праведны» (Пс. 118: 172). Поэтому Закон устанавливает критерий праведности. Каждый из нас будет судим по этим праведным принципам, а не по нашей совести. «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, — говорит Писание, — ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Екк. 12: 13, 14; ср. Иак. 2: 12).
Совесть у людей бывает разной. У некоторых совесть «немощная», у других — «оскверненная», «порочная», «сожженная» (1 Кор. 8: 7, 12; Тит. 1: 15; Евр. 10: 22; 1Тим. 4: 12). Подобно часам, как бы хорошо они не работали, их нужно «ставить» по некоторому эталону, чтобы они имели какую — либо ценность. Наша совесть досказывает нам, что мы должны поступать правильно, но она не говорит нам, что правильно. Только совесть, поставленная по великому Божьму эталону — Его Закону — может уберечь нас от греха.

Он указывает на грех. Без Десяти заповедей, люди не могут правильно понимать ни Божией святости, ни своей вины, или необходимости покаяться.
Не сознавая себя нарушителями Божьего Закона, они не чувствуют ни собственной потерянности, ни нужды в примирительной крови Христа.
Закон действует подобно зеркалу, помогая людям увидеть свое истинное состояние (Иак. 1: 23-25). Те, кто «смотрится» в него, видят недостатки своего характера в свете Божьего праведного характера. Тем самым нравственный закон показывает, что весь мир виновен перед Богом (Рим. 3:19), и все ответственны перед Ним.
Посредством Закона мы познаем грех (Рим. 3:19), так как «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3: 4). Апостол Павел сказал: «Я не иначе узнал грех, как посредством Закона» (Рим. 7: 7). Обвиняя грешников в их грехах, Закон помогает им осознать, что суд Божьего гнева сулит им наказание вечной смертью. Через него они осознают свою полную беспомощность.

Он — посредник в деле обращения. Закон Божий — это то средство, с помощью которого Святой Дух ведет нас к обращению. «Закон Господа совершен, обращает душу» (Пс. 18: 7). Увидев свой истинный характер, мы осознаем себя грешниками, приговоренными к смерти и не имеющими надежды, мы чувствуем нужду в Спасителе. И тогда благая весть Евангелия приобретает для нас смысл. Таким образом, Закон указывает на Христа, единственного, Кто может помочь нам вырваться из нашего безвыходного положения. Именно в этом смысле апостол Павел называл как моральный, так и обрядовый закон «детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3: 24).
Закон открывает нашу греховность, но не может спасти нас. Как водой смывают грязь с лица так и мы, обнаружив свою ущербность для омытия греха и нечистоты (Зах. 13:1) и очищаемся «кровью Агнца» (Откр. 7: 14). Мы должны взирать на Христа, и когда мы видим Его на голгофском кресте, умирающего под тяжестью грехов всего мира, Дух Святой открывает нам то, как Бог относится ко всем тем, кто раскаивается в своих преступлениях. Тогда надежда наполняет наши сердца, и мы с верой устремляемся к нашему Спасителю, наделяющему нас даром вечной жизни (Ин. 3: 16).

Он обеспечивает истинную свободу. Иисус сказал, что «всякий делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). Преступая Закон Божий, мы теряем свободу; а послушание Десяти заповедям обеспечивает нам истинную свободу. Жизнь в пределах, ограниченных Законом Божьим, означает свободу от греха. Это также и свобода от всего того, что сопутствует греху: «постоянного беспокойства, угрызений совести, растущего чувства вены и сожаления, истощающих наши жизненные силы. Псалмист сказал: » Буду ходить свободно; ибо я взыскал повелений твоих» (Пс. 118: 45). Апостол Иаков называл Декалог «Законом царским», «совершенным Законом свободы» (Иак. 2:8; 1: 25). Чтобы обрести эту свободу, Иисус Христос приглашает нас прийти к Нему с бременем наших грехов. Он предлагает взамен Свое иго, которое легко. Иго (или ярмо) — это орудие труда. Оно распределяет тяжесть и с ним легче работать. Христос предлагает соединиться с Ним. Иго — это Закон, «великий Закон любви, открытый в Едеме, провозглашенный на Синае и в Новом Завете, написанный в сердце — именно он соединяет трудящегося человека с волей Божьей».

Он обуздывает зло и приносит благословения. Волна преступности, насилия, безнравственности и злодеяний, захлестывающая мир, есть следствие пренебрежения к Декалогу. Там, где этот Закон принимается, он обуздывает грех, побуждает к правильным поступкам, и содействует утверждению праведности. Те народы, которые включили Его принципы в свои Законы, испытали великие благословения. И наоборот, отказ от Его принципов ведет к упадку.
В ветхозаветные времена Бог часто посылал отдельным людям и целым народам Свои благословения, соизмеримые с их послушанием Его Закону. «Праведность возвышает народ, — говорится в Писании, — правдою утверждается престол» (Притч. 14:34; 16:12). Непослушные заповедям Божиим навлекают на себя бедствия (Пс. 88:31-33). «Проклятие Господне на дом нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет» (Притч. 3:33; ср. Лев. 26; Втор. 28). Этот же общий принцип действует сегодня

www.otkrovenie.de

Беседа о человеке

Беседа о человеке

Когда мы говорим, что человек состоит из души и тела, то мы этим выражаем, что человек состоит не из одного лишь мертвого вещества — материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. В действительности же человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа. Ап. Павел говорит: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судить помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

1. ТЕЛО. Тело человека создано Богом «из праха земного» (Быт. 2, 7) и потому оно принадлежит земле: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19), сказано первому человеку после его грехопадения. Своею телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ — животных и состоит она в удовлетворении потребностей тела. Потребности тела многоразличны, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжена рода.

Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа, с вполне понятной и разумной целью — дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно.

Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, без коих человек был бы в этом мир вполне беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы лишь мертвой машиной без движения, если бы его не оживотворяла душа.

2. ДУША. Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого живого существа; ученые так ее и называют: виталистическая (жизненная) сила.

Душа есть и у животных, но она вместе с телом была произведена землей. «И сказал Бог: да произведет вода душу живую… рыб, пресмыкающихся. И сказал Бог: да произведет земля душу живую… скотов, гадов, зверей… по роду их: и стало так» (Быт. 1, 20-24).

Читайте так же:  Ст 131 ч 2 п б ук рф

И только о человеке сказано, что после создания тела его из праха земного Господь Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Это «дыхание жизни» и есть высшее начало в человеке, т. е. его дух, которым он безмерно возвышается над всеми другими живыми существами. Потому, хотя душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря сочетанию ее с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою, как бы мост от тела к духу.

Все действия, или вернее движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания. Эти движения души служат предметом изучения науки, называемой «психологией».

1. Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг.

2. Центральным органом чувства принято считать сердце. Оно является мерилом того, что нам приятно или неприятно. Сердце естественно рассматривается, как некий центр жизни человека, центр, в котором вмещается все, что входит в душу совне, из которого исходит все, что обнаруживается душою вовне.

3. Желаниями человека руководить воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний, это наши члены, приводимые в движение при помощи мускулов и нервов.

Результаты деятельности нашего ума и чувства, порожденные сердцем, сказывают то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение.

Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело, с помощью органов внешних чувств, дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой связи души с телом, эту жизнь нередко называют общим термином: «жизнь душевно-телесная». Однако все же необходимо различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души.

В чем состоит жизнь телесная, мы уже говорили. Она состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода.

Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

3. ДУХ. Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением одних только вышеперечисленных потребностей тела и души.

Тело и душа — это еще не весь человек, вернее сказать, — не полный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, а именно дух, который часто выступает в роли судии и души и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. «Дух», говорить Еп. Феофан, «как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им». Это как раз то, о чем говорил еще блаженный Августин: «Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе.

Дух в человеке проявляется в трех видах: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога.

1. «Страх Божий» — это, конечно, не страх в нашем обычном человеческом понимании этого слова: это благоговейный трепет перед величием Божиим, неразрывно связанный с неизменною верою в истину бытия Божия, в действительность существования Бога, как нашего Творца, Промыслителя. Спасителя и Мздовоздаятеля. Все народы, на каких бы они ступенях развития не находились, все имеют веру в Бога. Еще древний писатель Цицерон, за две тысячи лет до нашего времени сказал: «нет ни одного народа, до такой степени грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не знал Его существа». С тех пор, — говорит ученый Геттингер, — открыты и исследованы Америка и Австралия, и в состав истории вошло бесчисленное множество новых народов, а его слова все так же остаются непоколебимыми, разве только еще боле прежнего сделались несомненными и вполне очевидными. Таким образом, сколько история насчитывает протекших столетий, столько и доказательств для этой истины.

2. Второе, чем проявляет себя дух в человеке, это — совесть. Совесть указывает человеку, что право и что не право, что угодно Богу и что неугодно, что должно и чего не должно делать. Но и не только указывает, а и понуждает человека исполнять указываемое, причем за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть наш внутренний судья — блюститель закона Божия. Недаром наш народ называет совесть «голосом Божиим» в душе человека.

3. Третье проявление духа в человеке Еп. Феофан метко назвал «жаждою Бога«. И в самом деле, нашему духу от природы свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным наш дух удовлетворяться не может. Кто бы из нас сколькими и сколь разнообразными земными благами не обладал, ему все хочется чего-то большего. Эта вечная человеческая неудовлетворенность, это всегдашнее недовольство, эта поистине ничем ненасытимая жажда показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, чем все то, что его в земной жизни окружает, к чему-то идеальному, как принято говорить, а так как ничто земное этой жажды в человеке утолить не может, то дух человека и мятется, не находя себе покоя, пока не обретет полного удовлетворения в Боге, к живому общению с Коим дух человеческий всегда сознательно или бессознательно стремится.

Таковы проявления духа в человеке, которые и должны быть руководящим началом в жизни каждого человека, т. е. жить в общении с Богом, жить по воле Божией и пребывать в любви Божией, а это значит исполнять свое назначение на земле и наследовать вечную жизнь.

(По статье архим. Аверкия «Душевность и духовность».

religion.wikireading.ru

Закон Божий

Первое место в числе Богослужебных книг занимают: Евангелие, Апостол и Псалтирь. Эти книги взяты из Священного Писания – Библии, – потому называются священно-богослужебные.

Затем следуют книги: Служебник, Часослов, Требник, книга молебных пений, Октоих, Минея месячная, Минея общая, Минея праздничная. Триодь постная, Триодь цветная, Типикон или Устав, Ирмологий и Каноник. Эти книги составлены на основании Св. Писания и Св. Предания, отцами и учителями Церкви. И называются церковно-богослужебные.

Евангелие – это Слово Божие. Оно состоит из четырех первых книг Нового Завета, написанными евангелистами Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном. Евангелие содержит в себе описание земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: Его учение, чудеса, крестные страдания, смерть, славное воскресение и вознесение Его на небо. Богослужебное Евангелие, имеет ту особенность, что кроме обыкновенного деления на главы и стихи, делится еще на особые отделы, называемые «зачалами». В конце книги помещается указатель: когда читать то или другое зачало.

Читайте так же:  Срок уплаты налогов по усн

Апостол, так называется на церковном языке книга, содержащая последующие книги Нового Завета: Деяния Святых Апостолов, соборные послания и послания апостола Павла (кроме книги Апокалипсис). Книга Апостол также, как и Евангелие разделена, кроме глав и стихов, на «зачала», с указанием в конце книги, когда и какое читать «зачало».

Псалтирь – книга пророка и царя Давида. Так называется она потому, что большинство псалмов в ней написаны св. пр. Давидом. В этих псалмах св. пророк открывает перед Богом свою душу, все свои радости, печали, кается в содеянных грехах, прославляет бесконечные Божия совершенства, благодарит Его за все Его милости благодеяния, просит помощи во всех своих предприятиях. Вот почему псалтирь и употребляется при Богослужении чаще всех других богослужебных книг.

Книга Псалтирь для употребления при Богослужении разделена на двадцать отделений, называемых «кафизмами», а каждая «кафизма» делится на три части, называемые «славами».

Кроме простой Псалтири есть еще Псалтирь «следованная», она отличается тем, что содержит в себе три приложения: а) Часослов, б) тропари и кондаки, выбранные из всех богослужебных книг и в) все молитвословия, которые должны читаться приступающими к Св. Таинству Причащения.

Служебник – книга для священника и диакона. Она содержит в себе порядок вечерни, утрени и Литургии. В конце служебника помещены: отпусты, прокимны, величания и месяцеслов, т. е. список святых, ежедневно воспоминаемых церковью.

Архиерейский служебник (или «Архиерейский чиновник») отличается тем, что содержит в себе еще чин освящения антиминса и чины посвящения в чтеца, диакона, священника и др.

Часослов – книга, служащая руководством для чтецов и певцов на клиросе. Часослов содержит в себе порядок всех повседневных служб, кроме Литургии.

Требник – книга, заключающая в себе чинопоследования Св. Таинств (кроме таинств Св. Причащения и Священства) и других треб – чин отпевания и погребения усопших, чин освящения воды, молитвы по рождении младенца, при наречении младенца и воцерковлении его и др.

Книга молебных пений содержит чинопоследования молебнов (молебных пений) на разные случаи жизни.

Октоих или Осмигласник заключает в себе песнопения (тропари, кондаки, каноны и проч.), разделенные на восемь напевов или «гласов». Каждый глас, в свою очередь, содержит в себе песнопения на всю седмицу, так что службы Октоиха повторяются раз в восемь недель. Разделение церковного пения на гласы совершено было знаменитым песнопевцем греческой Церкви св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Ему приписывается и составленение Октоиха, хотя надо заметить, что в составлении Октоиха принимали участие св. Митрофан, епископ Смирнский, св. Иосиф песнописец и другие.

Минея Месячная содержит в себе молитвы в честь святых на каждый день года и торжественные службы на праздники Господни и Богородичные, приходящиеся на определенный день месяца. По числу 12 месяцев она разделяется на 12 отдельных книг.

Минея Общая заключает в себе песнопения общие целому лику святых, например, в честь пророков, апостолов, мучеников, преподобных и проч. Она употребляется при Богослужении в том случае, если какому-либо святому не составлено отдельной службы в Минее Месячной.

Минея Праздничная содержит в себе службы Великих Праздников, извлеченные из Минеи Месячной.

Триодь Постная содержит в себе молитвословия на дни Великого Поста и на приготовительные недели к нему, начиная с недели Мытаря и Фарисея и до Пасхи. Слово: «Триодь» греческое и означает трипеснец. Такое название эта книга и следующая за ней «Триодь Цветная» получили потому, что в них имеются неполные каноны, состоящие всего из трех песней, вместо обычных девяти песней канона.

Триодь Цветная заключает в себе песнопения со дня Св. Пасхи до недели Всех Святых (т. е. до 9-го Воскресения, считая со дня Пасхи).

Типикон или Устав содержит в себе подробное указание: в какие дни и часы, при каких Божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в служебнике, часослове, октоихе и других богослужебных книгах.

Ирмологий содержит в себе избранные из различных канонов песнопения, называемые ирмосами (ирмос есть начальное песнопение каждой песни канона).

azbyka.ru

Я есмь путь и истина и жизнь.
(Иоанна 14:6)

Эта страница написана по просьбе родителей и она содержит информацию нужную для занятий с детьми по Закону Божию. Здесь находится документация из церковно-приходской Гимназии в г. Бурлингейм, штат Калифорния. Гимназия пользуется учебной программой из церковной гимназии в г. Сан-Франциско. Обе гимназии существуют уже много лет. Если у вас есть вопросы, то вы можете связаться с автором по эл. почте: [email protected]

Введение. У о.протоиерея Серафима Слободского, в его знаменитом учебнике «Закон Божий для семьи и школы» (с.569) есть такие слова: «Богопознание есть важнейшее из всех знаний. Оно составляет первую и важнейшую нашу обязанность. Все научные человеческие знания, если они не озарены светом богопознания теряют свое истинное значение, свой смысл и свою цель. Вместо добра такие знания вносят в жизнь много зла». Насколько важно передать нашим детям Закон Божий, в особенности в наше время, можно прочесть здесь: Значение Закона Божия в школах (ЗЗ-17).

1. Учебные программы.
Учебная программа Гимназии в г. Сан-Франциско (все предметы) (ЦГД-401)
Программа по Закону Божию для средних школ (ДД-31) А
Проверка знаний по Закону Божию (ДД-31.3)
Минимум знаний по Закону Божию (ДД-31.4)
Материал для церковных школ (ДД-46.2)
Домашняя духовная библиотека (ДД-56.2)
Самоучитель Закона Божия (ДД-56)
Как организовать приходские школы (ДД-46)
Сборник документации для Гимназии в г. Бурлингейм (ЦГ-03)
Развитие русской речи (ЦГД-402)

3. Учебники.
На начальном, первом уровне (I) можно пользоваться учебниками с нашего узла (сайта), а на следующем, втором (II) можно употреблять эти книги:
(1) Молитвослов.
(2) Библия.
(3) прот. Серафим Слободской. «Закон Божий для семьи и школы».
(4) А. В. Бородина. «Основы православной культуры».

Приготовительные классы.
Учебный молитвослов (ГП-1)
Молитвослов (ДД-42)
Двунадесятые праздники (ДД-12) РА А
Покров Пресвятой Богородицы (ДД-12.14) РА А-нг

2-ой класс Гимназии. Новый Завет
Жизнь Господа Иисуса Христа (ДД-21.1) РА А-нг
Чудеса Господа Иисуса Христа (ДД-21.2) РА А
Притчи Господа Иисуса Христа (ДД-21.3) РА А
Учение Господа Иисуса Христа (ДД-21.4) РА А

Рождество Христово (ДД-12.04) РА А
Великий Пост и Пасха Христова (ДД-11) РА А

3-ий класс Гимназии. Богослужение
Божественная Литургия. Обзор (ДД-10) РА А-нг
Литургия. Пособие для изучения РА(ДД-10.2ра)
Божественная Литургия. Полный текст с объяснениями (ЦГ3-1)

4-ый класс Гимназии. История Христианской Церкви
Введение в Историю Христианской Церкви. Обзор (ДД-13.3) РА А
История Христианской Церкви. Обзор (ДД-13) РА-нг А
История Христианской Церкви (по Смирнову) (ЦГ4-1)
История Христианской Церкви (прот. Петр Смирнов) (ДД-68р)
Православие и протестантизм (ДД-16)
Благотворное влияние христианства (ДД-6) РА-нг А
The Orthodox Church (ДД-13.2а)

5ый класс Гимназии. История Русской Церкви
История Русской Церкви. Обзоры (ДД-14.0)
ИРЦ, Введение (ДД-14.1) РА А-нг
ИРЦ, Безбожный период (ДД-14.6) РА А-нг
ИРЦ, Русская Церковь за границей (ДД-14.7) РА А-нг
Влияние христианства на Россию (по Смирнову) (ДД-6.3)

6-ой класс Гимназии. Катихизис
Что такое катихизис? (ДД-09) РА А-нг

7-ой класс Гимназии. Христианское нравоучение
Православное нравоучение (ДД-64.5) РА-нг А
Нравоучение в вопросах и ответах (по мит. Филарету) (ЦГ7-1) А
Нравоучение (мит. Филарет) (ДД-64р) А

7-ой класс Гимназии, выпускной
Общий экзамен по Закону Божию (ДД-64.6) А

www.dorogadomoj.com


Обсуждение закрыто.