История правонарушений несовершеннолетних

История правонарушений несовершеннолетних

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ИСТОРИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В параграфе воспроизведены ключевые вехи становления и развития государственной системы по противодействию антиобщественному поведению и правонарушениям несовершеннолетних в период с образования Киевской Руси до конца XX века, показано, каким образом совершалось исторически наслоение основных положений ювенального права, как после долгих метаморфоз на территории нашего отечества сформировались звенья цепи профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

Ключевые слова: историческое развитие системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, монастырские приюты, суд по делам несовершеннолетних, комиссии для несовершеннолетних, органы социально-правовой охраны несовершеннолетних в РСФСР, детские комнаты милиции, инспекции по делам несовершеннолетних, подразделения по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних, центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.

Для придания нового целенаправленного и организованного характера деятельности всех звеньев цепи профилактики правонарушений несовершеннолетних в современной России необходимо глубокое изучение накопленного опыта, его позитивных и негативных сторон, что позволит лучше оценить их роль 1 , социальноправовую сущность, тенденции развития и место в государстве. [1]

Проводя ретроспективу развития системы профилактики правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, отметим, что рассматриваемая проблематика не нова и уходит корнями в Киевскую Русь, когда «стали предприниматься первые шаги к перевоспитанию нравственно испорченных детей» [2] .

В языческой Руси существовала традиция, которая предписывала заботиться о сиротах всей общиной славян. Возникновение государственной заботы о детях-сиротах появляется на Руси с принятием христианства. Статья 99 Русской Правды говорила об обязанности опекунов «печаловаться» о сиротах. Термин «печа- ловаться» означал заботу по воспитанию сирот, покровительство тем, кто «не дюже ся будут (не смогут) сами собою печаловаться» [3] .

В годы правления Ивана IV Грозного забота о сиротах поручается государственным учреждениям. Так, был создан Патриарший приказ, в ведение которого были переданы сиротские дома. Стоглавый собор 1551 года предписывал каждой церкви открывать так называемое училище «для наставления детей грамоте», а также создавать богадельни для нищих и немощных.

Сквозь всю эпоху правления Ивана Грозного проходит педагогический принцип «воспитания в добром наказании». Родителям надлежало детей «любить и беречь и страхом спасать; уча, и нака- зуя, и рассуждая раны возлагать» [4] . В сиротских домах широко применялись телесные наказания.

До Соборного уложения, которое было принято в 1649 году в Москве с одобрения царя Алексея Михайловича Романова, в законодательстве, регламентирующем уголовно-правовые отношения, было записано: «. чтобы Московского государства всяких чинов людем от болыпаго до меныпаго. суд и расправа была во всяких делах всем равна» [5] , что в целом уравнивало положение подростков со взрослыми в уголовном процессе и устраняло возможность существования особого привилегированного положения малолетних правонарушителей.

В последующие годы государство впервые на высшем законодательном уровне повсеместно на территории Московского централизованного государства устанавливает, что субъектами преступления признаются лица, принадлежащие ко всем сословиям, но не моложе семи лет.

В 1742 году Сенат вместе с президентами коллегий указал, что малолетство, как для мужского, так и для женского пола, нужно считать до семнадцати лет и что таковых нельзя подвергать тем же наказаниям, как и взрослых. Следом, указом от 26 июня 1765 года, были твердо оговорены два возрастных предела касательно лиц, не достигших совершеннолетия: «безусловная судимость», то есть минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности, устанавливалась в десять лет, «возрастом смягчения» был возраст до семнадцати лет.

В определенной степени тождественные черты с ныне действующими государственными органами, принимающими коллегиальные решения об административной ответственности несовершеннолетних правонарушителей, имели так называемые «совестные суды», учрежденные в 1775 году Екатериной II, которым были переданы все дела о малолетних правонарушителях.

До введения совестных судов новая систематизация уголовноправовых норм производилась в 1715 году при создании Петром I Артикула воинского. Несмотря на то что к смягчающим обстоятельствам по данному правовому акту относилось малолетство преступника, крайне низкий возраст уголовной ответственности, обилие квалифицирующих признаков и чрезмерно жесткие санкции зачастую приводили к тому, что общие суды выносили суровые приговоры и назначали несовершеннолетним такие наказания, как каторжные работы и даже смертная казнь.

В противовес этому совестные суды должны были рассматривать дела не только на основании законов, но и «на основании естественной справедливости, исходя из принципов человеколюбия, почтения к особе ближнего, отвращения от угнетения и притеснения». Однако, по мнению более поздних исследователей, на практике их приговоры не отличались мягкостью и гуманностью в отношении детей. Совестные суды были упразднены в 1828 году, просуществовав более пятидесяти лет.

Прогрессивным этапом развития законодательства применительно к содержанию несовершеннолетних под стражей является первый общегосударственный акт в этой области (и в области модернизации тюремного дела вообще) — «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных» 1832 года. Все осужденные по нему были разделены на три разряда: важных, маловажных и бродяг. Каждый разряд должен был содержаться в отдельном помещении. Кроме этого, запрещалось содержание женщин в одном помещении с мужчинами, а несовершеннолетних и малолетних — со взрослыми и старыми.

«Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года (издание 1885 года) признавало, что дети от 7 до 10 лет

не подвергались определенному в законах наказанию, а отдавались родителям или благонадежным родственникам для домашнего исправления. Период детства, таким образом, устанавливался до 10 лет. Период отрочества (от десяти до семнадцати лет) подразумевал замену для подростков наказания только в случае признания их обладающими вменяемостью. Рядом с отрочеством Уложение ставило юность (от семнадцати до двадцати одного года), которая признавалась только причиной уменьшения ответственности. Еще в том же нормативном документе 1845 года — «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» — впервые в законодательстве нашего отечества комплексно по всей стране появляются заменяющие наказание для малолетних так называемые исправительные приюты.

Большое количество детей, нуждающихся в помощи, детей- сирот и беспризорных, правонарушителей появилось в годы войн и междоусобиц. В это тяжелое время основную заботу о таких детях взяла на себя церковь. Следуя идеям Петра I, развивалась система монастырей, которые взяли на себя функции приютов.

В связи с этим следует отметить некоторую особенность русской церкви в деле призрения сирот и ее отличие от церкви западной. Последняя видела свое предназначение в том, чтобы «призреть сирот», т.е. дать им приют и пропитание. Русская церковь, кроме этого, еще взяла на себя выполнение воспитательных, образовательных функций, а также осуществляла лечение детей, оставшихся без родителей.

Эволюция системы монастырей привела к тому, что в XIX веке почти все крупные монастыри имели при себе богадельни и детские приюты. Например, известная Шамординская Казан- ско-Амвросиевская пустынь, основанная в XIX веке в Калужской губернии знаменитым оптинским старцем Амвросием, славилась не только духовной жизнью монахинь, уникальными мастерскими, больницей, амбулаторией, но и детским приютом.

В рассматриваемый период создаются частные приюты, а также попечительские советы и другие благотворительные общества. Создается система управления подобными учреждениями. В Москве и Петербурге такими учреждениями управляют советы, а в губернских и уездных городах — попечительства. И вновь необходимо отметить в этом роль церкви: создавались и приходские благотворительные организации, которые также многое делали для детей-сирот. Такая частная и приходская благотворительность ставила перед собой задачи содержания, обучения, воспитания и лечения детей-сирот и, кроме того, подготовку их к будущей профессии. Во второй половине XIX века появляется еще вид воспитательных заведений — так называемые трудовые колонии.

Поскольку отечественное законодательство до определенного момента четко не определяло смысл и назначение подобного рода исправительных заведений, все они именовались по-разному и базировались на различных подходах к организации превентивной деятельности. Так, одни полагали, что исправительные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей являются разновидностью воспитательных заведений, другие, напротив, акцентировали внимание на их карательной направленности. Однако в 1909 году эта проблема была решена на должном уровне, поскольку приоритетным направлением деятельности учреждений для малолетних преступников официально было признано воспитание [6] .

Крайне низкая эффективность применения наказания в отношении некоторых категорий правонарушителей, в том числе не достигших совершеннолетнего возраста, становилась причиной появления средств воздействия, основанных на индивидуальных особенностях личности. «Уголовное Уложение» 1903 года предусматривало в качестве правовых последствий совершения преступления:

— меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним (ст. 41);

— меры принудительного лечения в отношении лиц, совершивших преступные деяния, страдающих психическим расстройством (ст. 39);

— специальную конфискацию имущества (ст. 36),

а также ряд других мер уголовно-правового воздействия, не являющихся наказанием (карой) и не содержащих в себе отрицательной оценки вины лица, совершившего преступное деяние [7] .

В 1910 году в Санкт-Петербурге был создан первый специализированный судебный орган по делам малолетних. Серьезного внимания заслуживает организация при Санкт-Петербургском особом суде попечительской части, которая включала в себя положительно характеризующихся взрослых лиц (попечителей), разбирающихся в педагогике и психологических особенностях личности несовершеннолетних правонарушителей и призванных обеспечить процесс эффективной ресоциализации и реабилитации подростка. Как помощник судьи попечитель, владея основами уголовного, семейного, «школьного» права, выполнял функции по сбору сведений о личностных особенностях несовершеннолетнего, совершившего противоправное деяние, его образе жизни, окружении, которое могло повлиять на формирование его противоправных намерений.

Читайте так же:  Расписка в получении аванса образец

Российские юристы и ювеналисты дореволюционного периода считали модель привлечения несовершеннолетних к ответственности наиболее удачной в сравнении с моделями, существовавшими в других странах. Ее отличали рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних единоличным судьей, профессиональная подготовка которого предполагала знание им детской психологии (поэтому большинство из них были врачами и педагогами), конфиденциальность разбирательства и весьма упрощенное производство по делу о правонарушении, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком при участии его попечителя. В основном в качестве меры воздействия к подросткам применялся попечительский надзор. Специализированные суды для малолетних правонарушителей просуществовали до победы вооруженного восстания рабочих и солдат под руководством большевиков в Петрограде, то есть до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года.

Итак, идеи по оптимизации государственно-общественных механизмов предупреждения правонарушений несовершеннолетних и привлечения их к ответственности начали генерироваться столетия назад, а становление и развитие отечественных государственных органов по контролю за совершением несовершеннолетними противоправных деяний прошло достаточно длительный путь. К настоящему времени накоплен определенный положительный опыт, отказ от учета которого ведет к ослаблению профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Особое внимание предупреждению правонарушений и преступлений, в частности несовершеннолетних, уделялось в социалистическом обществе. Этот процесс связан с целой системой мероприятий, осуществлявшихся на различных уровнях и в различных социальных сферах. В общесоциальном плане предупреждение преступлений — составная часть целого комплекса экономических, политических, идеологических, правовых, организационных и прочих мероприятий по совершенствованию социалистического государства. После революции 1917 года в советском государстве к числу таковых относятся постоянное повышение материального благосостояния трудящихся, дальнейшая демократизация управления и повышение общественной активности масс, рост образования и культуры, формирование коммунистической нравственности, преодоление влияния буржуазной идеологии.

Включительно до 1922 года законодательство РСФСР не было кодифицировано, а нормы права, устанавливающие ответственность за совершение отдельных видов преступлений, содержались в декретах, а иногда и в подзаконных актах. Так, ст. 1 декрета Совета народных комиссаров «О комиссиях для несовершеннолетних» от 14 января 1918 года [8] указывала, что «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются», а в соответствии со ст. 2 «дела о несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в деяниях общественноопасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних», которая могла применить одну из двух мер: либо освободить несовершеннолетнего правонарушителя от уголовной ответственности, либо направить его в «одно из убежищ — детский дом, коммуну, приют или приемник Народного Комиссариата общественного призрения соответственно характера деяния» [9] .

4 февраля 1919 года издается декрет об учреждении Совета защитников детей. «Принимая во внимание тяжелые условия жизни в стране и лежащую на революционной власти обязанность сберечь в опасное переходное время подрастающее поколение, Совет Народных Комиссаров РСФСР настоящим декретом утверждает особый Совет защиты детей». 5 марта 1920 года по губерниям было разослано постановление Народного комиссариата образования, в котором указывалось на необходимость создания специальной детской милиции, скорейшей организации бесплатного питания беспризорников, их лечения, организации приемников, потому что все это «должно заменить крайне вредное помещение детей в общие участки милиции».

Начавшаяся Гражданская война, эпидемии и голод 1917— 1918 годов привели к возникновению массовой беспризорности среди детей. В связи с этим требовалось изъятие данных несовершеннолетних с улиц и создание нормальных условий для их существования. Для этих целей в декабре 1919 года в Петрограде Народным комиссариатом просвещения было организовано новое учреждение для временного содержания беспризорных и склонных к правонарушениям несовершеннолетних — Центральный карантинно-распределительный детский пункт (ЦКРДП), призванный оказывать первую как доврачебную, так и социальную помощь нуждающимся детям.

Одним из ключевых моментов в развитии уголовно-правовой мысли и уголовного законодательства явилось принятие в 1919 году Народным комиссариатом юстиции «Руководящих начал по уголовному праву РСФСР», ст. 13 которых устанавливала, что несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не подлежат суду и наказанию. В отношении указанной возрастной категории могут быть применены только воспитательные меры. Аналогичные меры применялись и к лицам переходного возраста, т.е. от 14 до 18 лет, «действующим без разумения, если в отношении них возможно медико-педагогическое воздействие. Однако в отношении данной категории несовершеннолетних, действующих «с разумением», суду предоставлялось право применять меры уголовного наказания.

В 1920 году на основании совместного решения Наркомат юстиции и Наркомат просвещения приступили к созданию «реформаториев» для несовершеннолетних правонарушителей, к которым применялись меры судебного наказания. Одновременно с этим осуществлялась реорганизация закрытых учреждений для несовершеннолетних, начавшаяся еще в 1918 году. В зависимости от особенностей режима и контингента воспитанников они именовались колониями, детскими и трудовыми домами, институтами социального воспитания, коммунами. В начале 20-х годов трудовые коммуны создавались и в системе органов государственной власти.

Кроме того, важную роль в тот период играли всероссийские съезды:

— январь 1918 года: I Всероссийский съезд по охране детства;

— май 1920 года: Всероссийский съезд по борьбе с детской беспризорностью;

— 1923 год: II Всероссийский съезд социально-правовой охраны детей и подростков и детских домов.

Рекомендации этих съездов легли в основу многих решений, направленных на создание государственной системы органов и учреждений, в функции которой, кроме прочего, входила профилактика детской безнадзорности и детских правонарушений.

Таким образом, можно констатировать, что до 1922 года законодательство РСФСР по вопросам защиты прав и свобод детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не было кодифицировано, а нормы права в рассматриваемом сегменте содержались в декретах, а иногда и в актах подзаконного характера.

Прошедшая Гражданская война, принесшая народу разрушения и голод, вновь остро поставила вопрос детской безнадзорности. В стране в тот период насчитывалось более 5 миллионов беспризорных детей, потерявших родителей. Они нуждались в комплексной социальной помощи и заботе. В 1921 году уже при каждой губернии стали создаваться детские приемники-распределители.

В годы советской власти основную функцию содержания и обучения детей-сирот взяла на себя система интернатов (учреждений интернатного типа).

Государственным регулированием в этой области и заботой о детях, оставшихся без попечения, занимались различные ведомства: Наркомздрав, Наркомпрос, Народный комиссариат внутренних дел, профсоюзы, комсомол, партийные органы, женотделы и т.д. Кроме того, учет беспризорников велся в органах милиции, уголовном розыске, а также в их транспортных подразделениях.

Такие неурегулированность и бессистемность в деле контроля работы социальных учреждений не способствовали ее эффективности. Основную заботу о регулировании деятельности интернатов несли местные органы народного образования (ОНО). Однако и в этом случае имело место дублирование функций, что затрудняло эффективное осуществление государственного регулирования деятельности интернатов и содержания детей-сирот в целом. При каждом органе народного образования были созданы отделы социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН), в структуру которых входили стол опеки, детский адресный стол, юрисконсультская часть и комиссия по делам несовершеннолетних («комнес»).

Кроме того, существовали детские социальные инспекции (ДСИ). Отличие работы отделов СПОН от ДСИ заключалось только в подходах к ней. Первые занимались в основном бумажной и циркулярной работой и проведением заседаний. Вторые, в качестве народных дружинников, работали «на ногах», проводили облавы на беспризорников, обследовали условия содержания детей в приютах, несли дежурства в местах скопления беспризорных. В результате недостаточного финансирования деятельности такого количества учреждений и организаций произошло резкое сокращение штатов (в 1922 году на всю страну было около 400 детских инспекторов). В результате этого по всей России было «обслужено» в 1922—1923 годах всего лишь около 350 беспризорников, в то время как только в 29 губерниях их насчитывалось более 935 тысяч человек. На фоне этого возникла система органов, которые должны были заниматься рассмотрением дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, — комиссия по делам несовершеннолетних, которая осуществляет свои функции и по сей день.

Следующим важным историческим шагом на пути улучшения жизни детей стал декрет от 10 февраля 1921 года. Согласно этому документу при Всероссийском центральном исполнительном комитете была создана специализированная комиссия. Она работала над созданием коммун, где бывшие беспризорники, правонарушители и преступники переориентировались на правопослушное поведение, получали образование и профессию.

Приказ Народного комиссариата внутренних дел РСФСР от 6 декабря 1922 года № 574 «О борьбе с детской беспризорностью и правонарушениями» установил, что милиция занимается правонарушителями старше 14 лет. Подростки, не достигшие такого возраста, а также беспризорные дети (независимо от возраста) подлежали незамедлительной передаче в ближайший детский приемный пункт или местный отдел народного образования. Приказ разрешил привлекать милиционеров-женщин для борьбы с беспризорностью, административными правонарушениями несовершеннолетних и детской преступностью, но наряду с исполнением основных обязанностей.

Новый импульс эволюции отечественных государственных органов по превенции девиантного поведения не достигших совершеннолетия лиц был дан постановлением Совета народных комиссаров РСФСР от 11 июля 1931 года, которым было утверждено новое Положение о комиссиях по делам о несовершеннолетних [10] [11] . В соответствии с данным Положением основными задачами комиссий являлись охрана прав и интересов подростков, борьба с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних путем применения к ним мер медико-педагогического характера. Анализируя эти меры, в юридической литературе отмечают, что отсутствие реальных наказаний, которые могли бы быть применены к подросткам в зависимости от тяжести совершенного ими правонарушения, в рассматриваемый период негативно отразилось на работе комиссий и привело к снижению их роли в предупреждении преступности лиц рассматриваемой категории 11 .

Читайте так же:  Законы смк

Переломным моментом в деле профилактики правонарушений несовершеннолетних является создание специализированных органов правопорядка по борьбе в первую очередь с правонарушениями не достигших совершеннолетия лиц. Постановлением Совета народных комиссаров Союза советских социалистических республик и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» в структуре Главного управления Рабоче-крестьянской милиции были созданы детские комнаты милиции. С этой даты начинается история подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел [12] (31 мая официально признан Днем подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации). Данным постановлением, наряду с закреплением ряда мероприятий по устранению причин, порождающих преступность несовершеннолетних, установлению уголовной ответственности взрослых подстрекателей к совершению подростками преступлений, были ликвидированы созданные в 1918 году комиссии по делам несовершеннолетних и вся деятельность по ликвидации беспризорности и безнадзорности, устройству несовершеннолетних ложилась на плечи милиции.

Кроме этого, по данному правовому документу в ведение Народного комиссариата внутренних дел перешли изоляторы для несовершеннолетних, трудовые колонии и детские приемники-распределители (ДПР), в которых содержались различные категории несовершеннолетних правонарушителей.

Следом вышел в свет приказ Народного комиссариата внутренних дел СССР, который гласил, что «милиция несет ответственность за правильность и полное проведение в жизнь постановлений Партии и Правительства, за борьбу с детской преступностью». Органам милиции поручалось организовать и обеспечивать систематическое изъятие с улиц беспризорных, безнадзорных и заблудившихся детей и подростков, борьбу с их хулиганскими проявлениями в общественных местах, а также нищенством, спекуляцией, приставанием к гражданам, привлекать к административной ответственности родителей и опекунов за оставление без присмотра детей. Для задержанных и заблудившихся детей и подростков предусматривалось организовать отдельно от отделов (отделений) милиции, но по возможности вблизи от них комнаты привода для детей. Сотрудникам органов внутренних дел категорически запрещалось помещать подростков в камеры предварительного задержания.

Впервые для руководства и непосредственной работы в комнаты привода для детей были направлены проверенные, по возможности с педагогической подготовкой, работники милиции.

Планомерно с 1931 по 1938 год перестали существовать комиссии по делам несовершеннолетних всех уровней — от комиссии при Совете народных комиссаров СССР до местных. Еще раз подчеркнем, что обязанности по организации противодействия преступности перешли к правоохранительным органам.

Направление ужесточения уголовного законодательства нашло свое отражение в зеркале указа Президиума Верховного совета СССР от 10 декабря 1940 года, согласно которому к числу преступлений, ответственность за которые также устанавливалась с 12-летнего возраста, были отнесены также действия несовершеннолетних, которые могли вызвать крушение поезда, например развинчивание рельсов или подкладывание под них различных предметов.

Ряд новых серьезных вопросов в сфере борьбы с правонарушениями несовершеннолетних возник в период Великой Отечественной войны, когда тысячи и тысячи детей были лишены жилья, семьи, родителей. Срочно на восток эвакуировались детские дома, в регионах Поволжья и Урала их сеть значительно возросла, а следовательно, возросли и заботы о воспитании детей, их трудоустройстве. Детские дома формировались в кратчайшие сроки, были переполнены, испытывали значительный недостаток в продовольственном и вещевом снабжении, вследствие чего воспитанниками детских домов совершались такие преступления, как кражи и грабежи, обмен имущества детских домов на базарах, хулиганства. Постоянно росло число беспризорных и безнадзорных детей и, как результат, количество преступлений по линии несовершеннолетних.

Итак, в период Великой Отечественной войны правительством Советского союза и Народным комиссариатом внутренних дел СССР был принят ряд постановлений и приказов, определивших меры борьбы с беспризорностью несовершеннолетних; борьба с детской безнадзорностью находилась в центре внимания местных партийных и комсомольских органов; принимались меры для устройства детей, потерявших родителей.

Приказ Народного комиссариата внутренних дел СССР от 1941 года № 312 объявил инструкцию «О работе детских комнат милиции». Этим приказом детские комнаты милиции организовывались при городских, районных и линейных отделениях милиции для приема детей на время, необходимое для выяснения причин беспризорности и безнадзорности, передачи родителям, лицам, их заменяющим, или направления в соответствующие детские учреждения. Работники детских комнат были введены в штат отделений милиции, при которых дислоцировались детские комнаты.

23 января 1942 года Совет народных комиссаров Союза советских социалистических республик принимает постановление «Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей», в котором подчеркивалось, что планомерное проведение мероприятий по предупреждению детской беспризорности является важным государственным делом. Согласно постановлению при исполкомах местных советов учреждались комиссии по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, была существенно расширена сеть интернатов, приемников-распределителей.

Директивой Народного комиссариата внутренних дел СССР от 22 сентября 1942 года № 403 штат детских комнат милиции, в зависимости от объема работы, устанавливался не более двух единиц: инспектор и помощник инспектора. Им выделялось денежное содержание и вещевое довольствие, а комплектовались они за счет работников милиции, по своим служебным качествам соответствующих этой работе и не подлежащих призыву в Красную Армию. Работниками детских комнат милиции являлись в преобладающем большинстве женщины. В последующие годы сеть детских комнат постоянно расширялась. Приказ Народного комиссариата внутренних дел СССР от 12 июня 1943 года № 0231 объявил штаты детских комнат милиции при органах транспортной милиции.

Значительная часть преступлений несовершеннолетних в военные годы имела своей причиной безнадзорность и беспризорность или тяжелое материальное положение. Поэтому потребовалось более широкое применение мер воспитательного воздействия к этому контингенту подростков. В связи с этим было принято постановление СНК СССР от 15 июня 1943 года «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью и хулиганством». Постановление послужило основой для создания первых специализированных подразделений по делам несовершеннолетних в структуре уголовного розыска Народного комиссариата внутренних дел СССР, Народных комиссариатов внутренних дел союзных и автономных республик, краев и областей. Они назывались отделениями по борьбе с детской преступностью и хулиганством. Эти подразделения работали во взаимодействии с детскими комнатами милиции, ранее называвшимися комнатами для привода детей.

Изучая поствоенные годы, подчеркнем, что безнадзорность и беспризорность, наряду с тяжелым экономическим положением страны, являлись основными причинами правонарушений несовершеннолетних. Несмотря на это, тогда большое внимание уделялось и вопросам раннего предупреждения совершения правонарушений подростками. Указанное положение нашло отражение в принятых Советом министров СССР постановлениях от 8 апреля 1952 года № 1708 и от 30 января 1954 года № 171 «О мероприятиях по улучшению работы детских домов».

Выделяя положительные результаты работы комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, указывалось на необходимость более внимательного отношения к организации контроля за условиями жизни и воспитания детей, находящихся на патронате и под опекой, необходимость широкого привлечения общественности к шефству над детскими учреждениями, а также более согласованной деятельности всех учреждений по предупреждению детской безнадзорности, беспризорности и попрошайничества.

Для руководства детскими учреждениями были созданы самостоятельный отдел по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью Народного комиссариата внутренних дел СССР, соответствующие отделы и отделения на местах (приказ Народного комиссариата внутренних дел СССР от 25 июня 1945 года № 246). Директива Народного комиссариата внутренних дел СССР от 23 ноября 1946 года № 277 регламентировала принятие необходимых мер к открытию и оборудованию в кратчайший срок предусмотренных дислокацией детских комнат милиции на железнодорожном транспорте. В 1950 году уже во всех крупных городах и промышленных центрах были созданы детские комнаты милиции. Их работа осуществлялась в полном взаимодействии с комиссиями по делам несовершеннолетних. В практику работы вошло создание детских комнат на общественных началах, кроме того, серьезную помощь в работе сотрудникам милиции стал оказывать созданный институт внештатных инспекторов детских комнат.

В короткий срок детская комната милиции стала центром борьбы с детской безнадзорностью. Над решением этих задач работали и представители общественности. Кроме того, детская комната милиции помогала несовершеннолетним в трудоустройстве, в продолжении учебы.

Прогрессивным шагом вперед к превенции преступлений среди не достигших совершеннолетия лиц можно считать принятие Советом министров РСФСР «Положения о комиссиях по устройству детей и подростков при Советах министров автономных республик и исполкомах краевых, областных, окружных, городских, районных Советов депутатов трудящихся» от 4 октября 1957 года [13] . Этим Положением на комиссии была возложена обязанность устройства всех нуждающихся детей, а не только детей, оставшихся без родителей. Они координировали работу органов народного образования и социального обеспечения, в том числе по оказанию материальной и педагогической помощи нуждающимся семьям. В соответствии с Положением комиссии (кроме районных) имели право направлять детей и подростков в воспитательные колонии Министерства внутренних дел союзных республик. Помимо того, данное Положение обязывало создавать детские спортплощадки при школах и домоуправлениях, родительские комитеты и комиссии содействия при всех домоуправлениях для организации работы с детьми, трудоустраивать подростков, достигших 16-летнего возраста, обязывая при этом руководителей предприятий принимать на работу подростков, направляемых комиссиями.

Следующим этапом в развитии профилактики правонарушений несовершеннолетних явилось подписание 3 июня 1967 года указа Президиума Верховного совета РСФСР «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (далее также КДНиЗП. — А.Б.у 4 , которые действуют и по сей день. Лейтмотивом [14] [15] принятия данного нормативно-правового документа являлась необходимость координации деятельности всех субъектов системы превенции правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия. Главными задачами комиссий по делам несовершеннолетних закреплялись организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, их устройство и охрана прав, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях лиц этой категории и осуществление контроля за условиями их содержания и проведением с ними воспитательной работы в учреждениях Министерства внутренних дел Союза советских социалистических республик и специальных учебно-воспитательных и лечебновоспитательных учреждениях. Согласно указу, комиссии по делам несовершеннолетних создавались при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, окружных, областных, краевых Советах народных депутатов, при Советах министров автономных республик и при Совете министров РСФСР.

Читайте так же:  Приказ по охране материнства и детства

17 декабря 1968 года Коллегией Министерства внутренних дел СССР совместно с Бюро ЦК ВЛКСМ было принято Постановление «О совместной работе комсомольских организаций и органов Министерства внутренних дел СССР по предупреждению безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних». Положение об оперативных комсомольских отрядах дружинников было утверждено Постановлением ЦК ВЛКСМ от 5 ноября 1974 года. Деятельность этих отрядов была направлена непосредственно на борьбу с правонарушениями молодежи и подростков в тесном взаимодействии с работниками органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, судов, комиссий по делам несовершеннолетних.

13 мая 1970 года Министерством коммунального хозяйства РСФСР и Министерством просвещения РСФСР по согласованию с ЦК ВЛКСМ было утверждено Примерное положение о педа- гоге-организаторе по проведению воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства. В соответствии с этим Положением педагоги-организаторы, являясь штатными работниками коммунального хозяйства, должны были организовывать работу в подростковых клубах по месту жительства, куда привлекались местные несовершеннолетние. Подростковые клубы со временем стали основными субъектами по месту жительства, где несовершеннолетние проводили свой досуг, параллельно занимаясь в кружках и спортивных секциях, организованных при этих клубах.

Созданные еще в 1940 году детские комнаты милиции в советский период претерпели многочисленные изменения, но при этом продолжали занимать центральное место в системе предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Среди принимаемых в тот период нормативных документов, регламентирующих деятельность данного субъекта, интерес представляют прежде всего приказ Министерства внутренних дел РСФСР № 285 от 5 июля 1961 года «Об изменении организации работы по борьбе с преступностью несовершеннолетних и детской безнадзорностью» и указ Президиума Верховного совета СССР от 15 февраля 1977 года «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». С 1973 года началось создание центральных детских комнат милиции в службах профилактики уголовного розыска горрайлинорганов. В 1974 году в Управлении уголовного розыска Министерства внутренних дел СССР и аппаратах уголовного розыска Министерств внутренних дел, Управлений внутренних дел союзных и автономных республик, краев и областей в целях всемерного улучшения организации работы детских комнат милиции были созданы отделения по руководству ими.

15 февраля 1977 года детские приемники-распределители, детские комнаты милиции были реорганизованы в приемники- распределители для несовершеннолетних, инспекции по делам несовершеннолетних.

Важной вехой в комплексной деятельности по профилактике асоциального поведения, безнадзорности, административных правонарушений и преступлений лиц, не достигших восемнадцати лет, стало принятие указа президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [16] . Данный нормативный акт в настоящее время утратил юридическую силу (диапазон действия его полной редакции — с 21 сентября 1993 года по 13 января 2000 года), но именно он заложил основу для развития законодательства о профилактике правонарушений и защите прав несовершеннолетних и предусматривал создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия.

Дальнейшая эволюция законодательства, регламентирующего как правовой статус не достигших восемнадцатилетнего возраста лиц, так и деятельность органов системы противодействия правонарушениям лиц, не достигших совершеннолетия, безусловно, связана со своевременным принятием на федеральном уровне важнейших нормативных актов, среди которых особо следует выделить Уголовный кодекс Российской Федерации [17] , Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [18] и федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня

1999 года № 120-ФЗ [19] .

В 90-е годы XX века органы милиции, координирующие деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних, носили различные названия (30 июня 1991 года инспекции по делам несовершеннолетних были реорганизованы в отделы (отделения) по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних (ОППН), которые, в свою очередь, 26 мая

2000 года были переименованы в отделы (отделения) по делам несовершеннолетних (ОДН), а они в свою очередь с 1 марта 2011 года, после реформы полиции, были реструктурированы в отделы по организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних (ООДУУПиПДН); 2 апреля 2004 года центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) были переименованы в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВСНП)), имели разнообразную структуру.

Итак, к настоящему моменту низовое звено подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел представлено центрами временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, отделами по организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних, состоящими из руководящего звена отдела и иных должностных лиц, которые в совокупности должны контролировать правонарушения несовершеннолетних на территории обслуживания, — инспекторов (старших инспекторов) полиции по делам несовершеннолетних и школьных инспекторов (старших школьных инспекторов) полиции.

В завершение параграфа можно сделать вывод о том, что история развития отечественных государственных органов по профилактике безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, — это не что иное, как генезис принципа индивидуального подхода к данной категории правонарушителей, возведенный в ранг государственной политики.

Научный анализ исторического принципа индивидуализации в данном контексте показывает, что мы имеем дело с поступательным его развитием, пиком которого, как представляется, стал советский период. Во-первых, несмотря на то что советский период характеризуется борьбой абстрактно гуманистической идеи максимальной экономии репрессии и идеи усиления как административной, так и уголовной репрессии как основного способа быстро покончить с административными правонарушениями и преступностью в среде несовершеннолетних, особая заслуга в сохранении и развитии специфического подхода к несовершеннолетним правонарушителям принадлежала в период ужесточения административного и уголовного законодательства практике, которая смягчала в процессе правоприменения жесткие требования закона. Во-вторых, в это время государство не только обеспечивало деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, но и одновременно занималось обеспечением детей.

Однако в период реформ конца XX века и перехода к новому укладу экономики государство оказалось не способным осуществлять дальнейшую поддержку указанной системы. Таким образом, деятельность по профилактике и предупреждению административных и других правонарушений несовершеннолетних оказалась на пороге полной деградации и разрушения, так как в условиях сложившихся реалий исполнение поставленных задач могло обеспечиваться только посредством рыночных механизмов, которые до конца еще не сформировались. Кроме того, для получения конкретных позитивных результатов профилактической работы необходима научно обоснованная координация деятельности всех субъектов профилактики и, в частности, всех подразделений органов внутренних дел при четком правовом разграничении их функций и полномочий.

Итак, в 90-е годы центр тяжести социально-превентивной работы в исследуемой сфере сместился в сторону подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Неудивительно, что в сложившихся условиях особую актуальность приобретает вопрос о том, каков потенциал этих подразделений в предупредительной деятельности, все ли резервы в законодательстве и иных государственных правовых механизмах задействованы с целью более успешной профилактической деятельности в сегменте правонарушений несовершеннолетних.

  • [1] Роль — это характер, степень участия; играть роль — оказывать влияние и иметьзначение. (См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1968. С. 675-676). 8
  • [2] Беляева Л.И. Зарождение и развитие в России практики предупреждения преступлений несовершеннолетних // Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1999. С. 53.
  • [3] Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: учеб, пособие для студентов пед. вузов и колледжей. М., 1999. С. 86—87.
  • [4] Соловьев С.М. Сочинения. Кн. 4. М., 1989. С. 172.
  • [5] Дмитриев Ф. История судебных инстанций и гражданского апелляционногопроизводства от Судебника до Уложения о губерниях. М., 1959. С. 187—224.
  • [6] См.: Закон Российской Империи от 19 апреля 1909 года «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних» // СУ. 1909. Отд. 1. Ст. 547.
  • [7] Уголовное Уложение, высочайше утвержденное 22 марта 1903 года. Киев;Пб.; Харьков, 1903.
  • [8] См.: Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 338.
  • [9] СУ РСФСР. 1918. № 16. Ст. 227.
  • [10] СУ РСФСР. 1931. №38. Ст. 301.
  • [11] Прозументов Л. М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Томск, 1999. С. 26.
  • [12] См.: Приказ МВД России от 18.12.03 № 1005 «Об объявлении Дня подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».
  • [13] См.: Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР.1957. №51. С. 25.
  • [14] Свод законов РСФСР. Т. 8. С. 314.
  • [15] Leitmotiv — «главный, ведущий мотив» — преобладающая главная тема, идейный тон направления, доминирующее начало в деятельности, основная мысль,неоднократно повторяемая и подчеркиваемая.
  • [16] Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. № 37. Ст. 3449.
  • [17] Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954. (Далее — СЗ РФ.)
  • [18] СЗРФ.2002.№ 1.4. 1.
  • [19] СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3177.

studref.com


Обсуждение закрыто.