История арбитражные суды

История арбитражные суды

Раздел 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

Краткая история развития арбитражных судов

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями
не допускались. Разногласия между предприятиями и организациями решались в
административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в
создании специального органа по разрешению споров между государственными
предприятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в России были созданы
арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при
областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован
государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины
и хозяйственного расчета.

Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету и т. д.).

Система арбитражных судов РФ пришла на смену государственному и ведомственному арбитражу. Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является принятие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», введенного в действие с 1 октября 1991 г.

После принятия Конституции РФ, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом Законе «Об
арбитражных судах в Российской Федерации» и новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (АПК РФ), которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

www.bibliotekar.ru

Краткая история развития арбитражных судов

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались.

Однако с развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный.

В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 г. по октябрь 1991 г.) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

После принятия Конституции РФ, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом Законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (АПК РФ), которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

lawbook.online

История развития арбитражных судов в России

АРБИТРАЖНЫЙ СУД — постоянно действующий официальный государственный орган, разбирающий хозяйственные споры между организациями, предприятиями, фирмами и выносящий по ним решения. Арбитражный суд рассматривает в основном споры по поводу договорных отношений и соблюдения вытекающих из договора обязательств. Объектом рассмотрения арбитражных судов являются также внешнеторговые и другие международные экономические связи.

Арбитражные суды возникли давно. Наибольшее применение арбитраж получил в торговых спорах, он был особенно распространен в сфере международной торговли, потому как торговцы из-за незнания чужих систем права и судопроизводства были взаимно несклонны к передаче споров в иностранные суды. В таких ситуациях арбитраж оказался наиболее подходящим механизмом разреше¬ния споров, поскольку он являлся нейтральным правовым институтом с понятными для обеих сторон правилами разбирательства.

Выделяют два этапа, оформленных документально, свидетельствующих о необходимости в рассмотрении особого рода споров (торговых): I — Уставная грамота 1135 г. Новгородского князя Всеволода Мстиславовича («особые суды для торгового сословия»); II — Новоторговый Устав 1667 г. (закрепил учреждение особых таможенных судов).Именно с этого периода в России начинается выделение экономических споров из массива споров, отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции.

Особую роль в упорядочивании судебной системы и арбитражного производства, в частности, сыграл Петр I. Во-первых, в 1699 г. создается Бурмистрская палата, во-вторых, 22 февраля 1711 г. организуется Сенат, который становится высшей апелляционной инстанцией по торговым делам, в-третьих, в 1719 г. учреждается Коммерц-коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами.

В 1727 году был утвержден Устав суда таможенного. На его основе в ряде городов России действовали суды, к ведению которых были отнесены спорные торговые дела. Однако повсеместного распространения они не получили, во многих городах коммерческие споры по-прежнему продолжали рассматриваться по правилам общего судопроизводства. Позднее торговые споры были отнесены частью к ведомству магистратов, частью же к ведомству надворных судов.

Важной вехой в развитии коммерческих судов стал Указ российского императора Николая I от 14 мая 1832 года «Об учреждении коммерческих судов», этим же документом были учреждены особые правила судопроизводства для них. Создание таких судов, согласно Указу, обусловливалось тем, что в городах, отправляющих обширную торговлю, многосложные торговые споры «от слияния их со множеством других дел» часто подвергались «значительным затруднениям». Ведомству коммерческих судов подлежали споры «по торговым оборотам», «по векселям», а также по договорам и обязательствам, «свойственным торговле» между частными лицами, между государственными кредитными учреждениями и частными лицами, а также дела «о торговой несостоятельности

В первые годы советской власти, в период гражданской войны и «военного коммунизма», когда все производство и распределение были строго централизованы, о хозрасчете как таковом не могло быть и речи, а для договорных отношений между хозорганами не было места, споры государственных предприятий и учреждений разрешались исключительно в административном порядке, в порядке подчиненности. В декрете «О суде» № 2 (ст. 15) прямо устанавливалось, что «судебные иски между различными казенными учреждениями не допускаются» В ноябре 1917 года коммерческие суды наряду с другими судами были ликвидированы. На протяжении пяти лет после Октябрьской революции экономические споры вообще никем не разрешались.

Читайте так же:  Правило 1008

После окончания гражданской войны, для восстановления разрушенного народного хозяйства потребовались иные подходы к управлению хозяйственной деятельностью. Справиться с этой задачей можно было, только развивая инициативу предприятий, договорные связи и осуществляя переход предприятий на хозяйственный расчет. Несмотря на длительное и упорное сопротивление переходу к Новой экономической политике, в начале 1921 года руководитель советского государства В.И.Ленин понял необходимость изменений. Именно тогда он писал: «Перед нами сейчас задача развития гражданского оборота, — этого требует новая экономическая политика, — а это требует большой революционной законности». Реформа в сфере экономики 1921 года, давшая толчок развитию товарно-денежных отношений, становлению предприятий различных форм собственности, обусловила и создание специальных органов для разрешения имущественных споров. Постановлением от 3 апреля 1922 года образовывались арбитражная комиссия при ВСНХ и арбитражная комиссия при местных органах промбюро и губсовнархозах. Законодательное оформление этих органов состоялось в 1926 году

История органов государственного арбитража берет свое начало с 21 сентября 1922 года, когда Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров РСФСР издали «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями». Этим положением было предусмотрено, что имущественные споры между государственными учреждениями, предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны РСФСР, а на местах – арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.

Деятельность комиссии была направлена на разрешение имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями области, на повышение хозяйственной дисциплины и ответственности организаций. Она имела право отсрочить и рассрочить исполнение обязательств, заменить одно обязательство другим и т. д.

Позже, в 1929 году, ведомственные арбитражные комиссии были упразднены, а в 1931 году – прекратили свою деятельность и государственные арбитражные комиссии. Споры между предприятиями различной ведомственной принадлежности предполагалось передать на разрешение общих судов, однако общие суды ввиду недостаточного знания специфики хозяйственных споров, отсутствия возможностей оперативного их разрешения не в состоянии были справиться с возложенной на них задачей.

Постановлением СНК СССР от 23 марта 1931 года было установлено, что все споры, возникающие между хозяйствующими органами по заключенным договорам и связанные с материальной ответственностью одного из них перед другим, разрешаются органами госарбитража.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 30 мая 1931 года была образована республиканская система государственного арбитража. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 июня 1933 года утвердили «Положение о Государственном арбитраже РСФСР». В 1934 году Госарбитраж при СНК СССР по поручению Правительства СССР утвердил Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами государственного арбитража.

Вплоть до 1991 года органы Госарбитража состояли и действовали при исполнительных комитетах областных (краевых) Советов народных депутатов.

Государственный арбитраж совмещал в себе функции судебного органа и органа государственного управления. Этим его деятельность отличалась от деятельности нынешнего арбитражного суда. Как органу государственного управления ему поручалось активно воздействовать на предприятия в целях выполнения ими плановых заданий и договорных обязательств, способствовать усилению режима экономии и устранению потерь в народном хозяйстве, развитию региональных связей и т. д.

Так, например, Арбитражная комиссия при Удмуртском облисполкоме была упразднена в соответствии с постановлением Централь­ного Комитета (ЦИК) и СНК СССР от 3 мая 1931 года, разрешениями ВЦИК и СНК РСФСР от 30 мая 1931 года и Удмуртского облисполкома от 28 июля 1931 года и передала свои функции вновь образованному Государственному арбитражу при Удмуртском облисполкоме.

Государственный арбитраж учреждался для разрешения наиболее крупных и важных хозяйственных споров между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными предприятиями, организациями и учреждениями, входящими в систему разных ведомств, для укрепления плановой и договорной дисциплины, хозяйственного расчета, повышения материальной ответственности хозяйственных органов и т. Д

Созданная на базе организованных в начале 20-х годов арбитражных комиссий система государственного арбитража, постепенно развиваясь, приобретала форму универсальной системы по разрешению споров экономического характера, обладающую конкретными принципами работы, четкими нормами судопроизводства. Тем не менее, несмотря на возрастающую «легалистичность» процессуальных норм, система государственного арбитража оставалась скорее квазисудебным органом, а не судом.

С принятием Конституции СССР 1977 года, конституций союзных, а также автономных республик Государственный арбитраж получил статус конституционного органа, что потребовало дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего процессуальную основу его деятельности.

Разрушение основанной на государственной собственности плановой экономики, повлекшее за собой зарождение в России в 90-х годах института частной собственности, формирование системы частных интересов в сфере экономики, необходимость эффективного управления государственной собственностью обусловили и необходимость введения судебного разбирательства экономических споров, возникающих в сфере формирующейся рыночной экономики. Арбитраж, который до сих пор имел дело только с регулированием отношений между субъектами одной государственной формой собственности, надлежало превратить в независимый суд, имеющий дело с многообразием связей владельцев частной, государственной и муниципальной собственности.

В результате в 1991 году были ликвидированы государственные арбитражи, а на их кадровой и материальной основе была создана единая и цельная система арбитражных судов России, к компетенции которых было отнесено рассмотрение экономических споров, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

17 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял два закона, в корне изменивших деятельность арбитражных органов: «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР».

4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят закон РСФСР «Об Арбитражном суде», который вводился в действие с 1 октября 1991 года. С принятием названного закона арбитражным судам становятся подведомственны споры с участием граждан-предпринимателей.

Конституция Российской Федерации 1993 года окончательно закрепила за судебными органами, в том числе и арбитражными судами, статус органов по отправлению правосудия. В соответствии со статьей 188 Конституции правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Согласно данному конституционному положению иные обязанности, в том числе органов государственного управления, на арбитражные суды возложены быть не могут. Хотя впервые конституционное закрепление правосудия как отдельной, самостоятельной и независимой государственной власти было осуществлено в Конституции РСФСР 1978 года, глава в этой Конституции называлась «Правосудие и прокурорский надзор», в Конституции 1993 года в полном соответствии с принципом разделения властей идея обособления функций правосудия от функций законодательной и исполнительной власти нашла отражение в отдельной главе 7 «Судебная власть». Именно Конституцией 1993 года арбитражные суды были закреплены как самостоятельная ветвь судебной системы.

В правовом государстве, каким в 90-х годах была провозглашена Россия, на судебную власть возлагается особая миссия по развитию в обществе принципов демократии и начал справедливости. Для этого законодателем создается и соответствующая нормативная база. Так, 4 июля 1991 года был принят Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», а 5 марта 1992 года первый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Читайте так же:  Не уплатил вовремя налоги

В 1991 году был образован Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. За этим последовало назначение в 1992 году Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также председателей и судей арбитражных судов Российской Федерации. В том же 1992 году, вслед за вступлением в силу Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, начал функционировать Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, начали свою работу и все арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Согласно ст.127 Конституции Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Вслед за стремительно меняющейся экономикой страны продолжалось не менее стремительное реформирование системы арбитражных судов. В апреле 1995 года были приняты закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс РФ и закон «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».Они установили правовой статус арбитражных судов, их место в судебной системе страны, детализировали структуру, состав, принципы организации и деятельности.

В эти годы увеличилось число судей, во много раз возросло количество рассматриваемых арбитражными судами дел, принципиально изменился и характер споров, что потребовало от судей познаний в различных отраслях права, пристального внимания ко всем изменениям в законодательстве.

В связи с развитием рыночных отношений, переходом от нецивилизованного рынка к рыночной экономике потребовалось принятие огромного числа новых законов, регулирующих все сферы общественной жизни. В 2001–2003 годах законодательство РФ претерпело значительные изменения, приняты новые кодексы и огромное число новых законов.

В 2002 году был принят новый, третий по счету, Арбитражный процессуальный кодекс, основной целью которого является повышение эффективности и обеспечение большей доступности правосудия для граждан и юридических лиц. С его принятием обеспечивается более четкое разграничение подведомственности дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции. В основу этого разграничения был положен принцип, согласно которому все экономические споры рассматриваются арбитражными судами.

В соответствии с новым процессуальным кодексом арбитражные суды призваны не столько в принудительном порядке разрешать споры, сколько содействовать добровольному урегулированию спора между сторонами, когда стороны договариваются между собой, а арбитражный суд выступает посредником. Перенос акцента с судебного урегулирования споров на добровольное разрешение конфликта самими сторонами представляется очень важным моментом в развитии судопроизводства в России.

Достижению эффективности и доступности правосудия в арбитражных судах призван содействовать институт арбитражных заседателей, который появился после принятия 30 мая 2001 года Закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации». Основной целью данного института является привлечение к рассмотрению споров специалистов в разных отраслях экономики и предпринимательской деятельности. Арбитражные заседатели могут участвовать только при рассмотрении дел гражданско-правового характера в суде первой инстанции.

Дальнейшее развитие системы арбитражных судов в Российской Федерации выразилось в создании самостоятельных арбитражных судов апелляционной инстанции. Изменения в Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» были внесены Федеральным конституционным законом от 04.07.2003 г. № 4-ФКЗ, добавившего в ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в том числе, главу III.1. «Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов». Законом предусмотрено образование двадцати апелляционных судов, ареал деятельности которых ограничен апелляционными округами, географически не совпадающими ни с административными округами Российской Федерации, ни с округами, в пределах которых осуществляют полномочия суды кассационной инстанции. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции

Система арбитражных судов состоит из 4-х звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т.е. арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Защита прав предпринимателей в основном осуществляется арбитражными судами. Обращение предпринимателей в суд с иском о защите своих прав и охраняемых законом интересов — наиболее эффективная форма восстановления нарушенного права. Арбитражные суды являются органами, специально созданными для рассмотрения и разрешения споров с участием предпринимателей.

works.doklad.ru

История становления и развития арбитражного судопроизводства в России

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 06.08.2015 2015-08-06

Статья просмотрена: 2154 раза

Библиографическое описание:

Нестерова Н. В. История становления и развития арбитражного судопроизводства в России // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 341-344. — URL https://moluch.ru/archive/96/21531/ (дата обращения: 09.07.2018).

Специальные торговые суды впервые упоминаются в Древнем Риме [1]. Постоянный коммерческий суд был впервые образован в Париже в ноябре 1563 г. Первые упоминания об особых судах для разрешения коммерческих споров содержатся в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича 1135 г., но только со второй половины XVII в. в Московском государстве обращается внимание на необходимость поднятия авторитета торгового класса. Дальнейшее развитие в России защита торгового сообщества получила при императоре Петре I, когда его указами от 30.01.1699 г. в г. Москве были учреждены Бурмистрская Палата, а в иных российских городах — земские избы. В дальнейшем в 1719 г. в России была учреждена Коммерц-коллегия, которая выполняла функции надзора за торговлей и разрешения споров между купечеством по торговым делам. Первый «коммерческий» суд в России был учрежден императором Александром I 26.11.1808 г. в г. Одессе для привлечения иностранных инвестиций. В связи с этим одесскому градоначальнику герцогу Ришелье императором поручалось обеспечивать грамотное правильное судопроизводство. С этой целью был подготовлен проект Устава торгового суда, послуживший правовой основой для принятия 14.05.1832 г. Устава коммерческого судопроизводства. Данный Устав регулировал организационную и процессуальную деятельность коммерческих судов до реформирования всей судебной системы России в 1917 г. С 1917 по 1922 г. все возникающие между субъектами хозяйственные споры разрешались исключительно в административном порядке.

В годы гражданской войны действовал административный порядок разрешения хозяйственных споров. Переход к НЭПу потребовал отказа от административного способа разрешения хозяйственных споров, уже тогда громоздкого, неэффективного и не знавшего процессуального оформления. 03.04.1922 г. Президиум ВСНХ своим постановлением образовал Арбитражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при его местных органах — промбюро в губсовнархозах. Предшественники органов Госарбитража — Арбитражная комиссия при Совете труда и Обороны (СТО) и арбитражные комиссии при областных и губернских экономических совещаниях (ЭКОСО) — были созданы почти полгода спустя постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 г., утвердившим Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями.

Члены арбитражных комиссий назначались на должность теми органами, при которых комиссия состояла; дела рассматривались коллегиально — председательствующим на заседании и двумя членами (юристом и хозяйственником); споры разбирались в порядке, близком к правилам гражданского судопроизводства, с некоторыми особенностями. Процессуальную основу своей работы комиссии получили с утверждением СТО 14.03.1923 г.

Постановлениями ЦИК и СНК СССР от 13.12.1929г. и 04.03.193 г. были ликвидированы соответственно ведомственные и государственные арбитражные комиссии. Это было сделано с целью «укрепления единства судебной системы СССР, поднятия хозяйственной дисциплины и повышения ответственности хозяйственных органов за свою работу» [2].

Читайте так же:  Когда менять резину на летнюю в 2018 штрафы

В юридической литературе ликвидация арбитражных комиссий объясняется неоправданностью их двойственной правовой природы (по характеру деятельности они напоминали суды, однако подчинялись органам управления народным хозяйством) их слишком широких полномочий. Между тем предложения о ликвидации арбитражных комиссий обосновывались нежелательностью существования двух различных порядков правоохранительной деятельности, целесообразностью разрешать организационно-хозяйственные и технические споры, не имеющие правового элемента, в самих хозяйственных органах. Кроме того, принимались во внимание относительная дороговизна и медлительность рассмотрения дел в арбитражных комиссиях. Конечно, в работе государственных арбитражных комиссий имелись определенные недостатки.

Государственные арбитражи в СССР создавались в форме союзно-республиканской системы. В соответствии с Положением органы Госарбитража не были правомочны рассматривать споры между хозорганами одного и того же ведомства, состоящими на общегосударственном или местном бюджете. Фактически эти споры разрешались руководством ведомств, и, конечно, не всегда их разрешение процессуально оформлялось, что не способствовало их единообразному рассмотрению, оперативности и эффективности принятых решений. Постепенно разрешение имущественных, а затем и преддоговорных споров между хозорганами одного ведомства стали поручать специально созданным в ведомствах подразделениям — ведомственным арбитражам.

Работа ведомственного арбитража строилась на тех же основаниях, что и работа государственного арбитража. Эти арбитражи создавались при министерствах и ведомствах (центральных учреждениях, кооперативных центрах) для разрешения хозяйственных споров между подведомственными данным органам предприятиями, организациями и учреждениями. Ведомственные арбитражи обычно образовывались как часть аппарата указанных органов. Каждый из этих арбитражей был подчинен только тому органу государственного управления, при котором он состоял и под чьим непосредственным руководством работал.

По определению К. С. Юдельсона, государственный арбитраж в СССР — орган государственного управления, осуществляющий защиту прав и интересов социалистических предприятий, учреждений, организаций, содействующий использованию правовых средств в управлении народных хозяйством, выполняющий иные функции, непосредственно связанные с хозяйственной юрисдикцией [3].

В начале 70-х гг. ХХ в. И. Г. Побирченко внес радикальное предложение, в соответствии с которым систему государственных арбитражей предлагалось преобразовать в систему союзно-республиканского комитета по координации хозяйственно-правовых отношений [4].

В 1990-х гг. переход России к рыночной экономике потребовал создания «коммерческого (экономического) правосудия», т. е. независимой судебной системы (в лице государственных арбитражных судов), предназначенной для рассмотрения и разрешения экономических споров между хозяйствующими субъектами. В настоящее время существует четырехуровневая система арбитражных судов: первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Их деятельность регламентирована такими нормативными правовыми актами, как: Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» [5], Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [6],Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» [7], Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» [8], Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [9].

Принятие 12.12.1993 г. Конституции РФ, формирование нового гражданского законодательства, а также опыт функционирования арбитражных судов в качестве органов правосудия, определили необходимость реформирования системы арбитражных судов. Проверка законности и обоснованности решений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, стала осуществляться апелляционными инстанциями тех же судов и федеральными арбитражными судами округов, действующими в качестве кассационных инстанций по отношению к определенным группам арбитражных судов субъектов Российской Федерации, образующим — трехзвенную систему.

Компетенция арбитражных судов была расширена за счет отнесения к их подведомственности споров с участием иностранных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Последнее обстоятельство налагает на систему арбитражных судов особую ответственность за качество осуществляемого правосудия, поскольку надежная правовая защита предпринимательской деятельности рассматривается как одно из необходимых условий успешной интеграции российской экономики в мировую и межрегиональные экономические структуры.

Российское арбитражное процессуальное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих деятельность государственного арбитражного суда (в отличие от третейского суда) и других заинтересованных субъектов, и направлено на осуществление «экономического» правосудия по делам, подведомственным арбитражным судам. По своим содержательным характеристикам арбитражное процессуальное право относится к отраслям права публично-правового характера, но вместе с тем имеет определенные элементы частноправового регулирования. Поскольку право в общем смысле устанавливает состав действий, имеющих юридическое значение, условия, при которых они могут оказывать влияние на права и обязанности их участников, юридические последствия их совершения и т. д., то процессуальные правоотношения в сочетании с процессуальными действиями образуют осуществляемое судебной властью арбитражное судопроизводство (процесс), которое и составляет предмет правового регулирования арбитражного процессуального права. Давая определение арбитражному процессу (судопроизводству), необходимо отметить, что это система последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых арбитражным судом и другими участниками арбитражного судопроизводства в связи с рассмотрением и разрешением конкретного гражданского дела в сфере предпринимательской (п. 1 ст. 2 ГК) [10] и иной экономической деятельности. В арбитражном процессе под иной экономической деятельностью необходимо понимать деятельность участников гражданского оборота, так или иначе связанную с предпринимательством, например взаимоотношения с регистрационными, налоговыми, таможенными и иными государственными органами, наделенными властными полномочиями по регулированию в соответствующей сфере экономической деятельности.

Выделяют следующие признаки арбитражного процесса:

1) одним из субъектов арбитражного процесса (как обязательный участник судебного процесса) является сам арбитражный суд;

2) действия, которые совершаются судом и иными участниками процесса, являются арбитражными процессуальными действиями;

3) предметом арбитражного процесса являются хозяйственные (экономические) споры, подведомственные только государственным арбитражным судам.

В соответствии с законом цель судопроизводства в арбитражных судах заключается в защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти ее субъектов, органов местного самоуправления, других органов, должностных лиц в данной сфере.

1. Московский коммерческий суд. Очерки истории Московского коммерческого суда (1883–1908) и его современные деятели // Под ред. Председателя Н. А. Победоносцева и члена Суда Т. М. Годзевича. СПб., 1909.

2. Собрание законодательства СССР. 1931. № 14.

3. Арбитраж в СССР // Под ред. К. С. Юдельсона. М.: Юридическая литература, 1984.

4. Побирченко И. Г. Хозяйственная юрисдикция. Киев, 1973.

5. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 22.12.2014) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // «Российская газета», N 93, 16.05.1995.

6. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 06.01.1997, N 1, ст. 1.

7. Федеральный закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» // «Парламентская газета», N 99, 01.06.2001.

8. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // «Парламентская газета», N 52, 19.03.2002.

9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // «Российская газета», N 137, 27.07.2002.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // «Российская газета», N 238–239, 08.12.1994.

moluch.ru


Обсуждение закрыто.