Институт мирового суда

Институт мирового суда

Содержание:

Институт мирового суда

Автор — председатель Московского горсуда

Институт мировых судей введен в соответствии с Федеральным законом РФ «О мировых судьях», принятым в 1995 году. Это был один из самых важных законов в проводимой судебной реформе.

Цель мировых судов — разгрузить суды районные. Мировые суды рассматривают мелкие уголовные дела, где лишение свободы не может быть назначено свыше трех лет; гражданские дела с суммой иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда (на сегодняшний день это 50 тысяч рублей); дела о расторжении брака, разделе совместно нажитого имущества и другие. Одним словом, к мировым судьям ушла вся так называемая профессионалами мелочовка. Хотя любое дело, рассматриваемое судом, является важным. Именно потому, что решает судьбу человека.

Однако в Москве мировые судьи появились не сразу. Первые дела они стали рассматривать в 2002 году. Сначала были назначены на должность 24 мировых судьи. К концу 2003 года в столице было открыто 194 судебных участка. На сегодняшний день в Москве рассматривают дела 180 мировых судей. Всего же для столицы предусмотрено 384 должности мировых судей. Все участки введены.

Чтобы быть назначенным на должность мирового судьи, надо пройти жесткий отбор. С желающими в судебном департаменте проводятся собеседования. Они сдают письменные и устные экзамены. После чего соискатель проходит квалификационную комиссию судей, а потом уже его назначает Мосгордума по представлению председателя Мосгорсуда. При этом кандидат должен быть не судим, иметь высшее юридическое образование, пятилетний стаж работы по специальности, иметь положительные характеристики, быть здоровым, что немаловажно, ведь нагрузки на судей очень большие.

Одним словом, нужно выдержать настоящий конкурс и жесткий отбор, чтобы быть достойным звания мирового судьи. Как показывает практика, половина кандидатов отсеивается.

Примечательно, что в мировые судьи наряду с молодежью идут и юристы старше сорока лет. Они хотят завершить свою профессиональную карьеру именно на должности судьи. Ведь во многих странах мира, да и на Руси, испокон века должность судьи считалась одной из самых почетных.

Главная проблема, с которой мы столкнулись в Москве, — это кадры. Что касается материального обеспечения деятельности мировых судей, и прежде всего предоставления им нормальных помещений, то эти вопросы благодаря деятельному участию мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова полностью решены. Сегодня у каждого мирового судьи есть зал судебного заседания, совещательная комната, канцелярия, помещение для архива, где должны храниться дела, конвойные помещения, компьютеры, мебель, телефоны и т.д.

Но главное — институт мировых судей в Москве заработал.

Со своей стороны мы — районные суды и Мосгорсуд — будем стараться оказывать всяческую Помощь мировым судьям, в том числе и в повышении их квалификации. Ведь на них, если система мировых судей заработает на полную мощь, придется около 30—40% всех рассматриваемых районными судами дел.

www.index.org.ru

Мировые судьи Российской Федерации

Судебные акты мировых судей Российской Федерации. Полная база решений, определений и постановлений мировых судей по всем категориям, статистика судебных дел. Адреса и контактная информация всех судебных участков по субъектам Российской Федерации.

Деятельность Мировых судей Российской Федерации

Мировые судьи Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Полномочия и порядок деятельности мировых судей определенны законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ, законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 N 188-ФЗ, а также иными законами Российской Федерации и правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи Российской Федерации рассматривают в первой инстанции следующие категории дел:

  • Уголовные дела в соответствии с ч. 1 ст.31 УПК РФ, при этом наказание за совершение подобных деяний не должно превышать трёх лет лишения свободы;
  • Категории специальных дел о выдаче судебного приказа;
  • Расторжение брачных отношений, в том случае если, если между супругами отсутствует споры в отношении несовершеннолетних детей;
  • Дела, связанные с разделом нажитого в брачном периоде имущества, при этом цена иска не должна превышать пятидесяти тысячам рублей;
  • Дела об определении порядка пользования совместным имуществом;
  • Другие дела, возникающие из семейных отношений, за исключением дел об оспаривании материнства либо отцовства, принудительная процедура лишения родительских прав, также ограничение в осуществлении родительских прав и удочерение либо усыновление, признание брака фиктивным (незаконным);
  • Категории других дел относящихся к имущественным спорам. Не рассматриваются дела о наследовании определённых имущественных обязательств, дела о пользовании интеллектуальной собственностью;
  • Категории дел об административных правонарушениях, которые отнесены КОАП РФ к компетенции мирового судьи;
  • Дела, в которых имеются вновь открывшиеся обстоятельства, в отношении ранее вынесенных судьей решений, принятых им в ходе рассмотрения в первой инстанции и вступившими в законную силу.
  • Кроме вышеперечисленных категорий дел, федеральным законодательством к подсудности Мирового судьи могут быть отнесены также другие категории гражданских, административных и уголовных дел.

    История создания мировых судов в России

    До восемнадцатого века в нашей стране не было даже понятия мировых судов в понятном нам понимании, первые суды похожие на современные аналоги стали появляться при Петре I, но первое существенное развитие судебной системы было осуществлено при императрице Екатерине II. Более ста лет существовала созданная Екатериной уникальная для своего времени система судебного делопроизводства. А первые аналоги мировых судов, в современном их понимании появились в результате проведенной в Российской империи 1863 году судебной реформы. Одним из значимых нормативных актов, разработанный в ходе проведения судебной реформы, стал «Судебный устав». На основании данного нормативного акта, в систему органов власти Российской империи были впервые введены мировые суды. Судьей мирового суда мог стать только мужчина, подданный Российского государства, не моложе двадцати пяти лет и имеющий специализированное образование. Подобные суды существенно разгружали судебную систему России, так как в них рассматривались несущественные дела, которые часто заканчивались миром между истцом и ответчиком.

    После первой октябрьской революции в 1917 году система судопроизводства претерпела существенные изменения. Вместо мировых судов в судебной системе страны появились местные суды, действующие на основании положения Декрета СНК РСФСР от 24.11.1917″О суде». Данным декретом приостанавливались действия существующего института мировых судей, а местные судьи, уполномоченные рассматривать дела все гражданские дела ценою до 3000 рублей и уголовные дела, предусматривающие не более 2 лет лишения свободы, избирались прямыми, демократическими выборами, при этом прежние мировые судьи также не были лишены права избираться на данные должности. Впоследствии, после издания декрета ВЦИК от 30.11.1918 «О Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» и постановления ВЦИК от 10.07.1923 «О введении в действие Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» , в стране были учреждены Народные суды, в компетенцию которых были переданы все уголовные дела, споры об имущественных и личных правах и интересах, а также дела, в порядке бесспорного производства, по которым требуется для какого-либо учреждения республики или лица, установление факта или события. Гражданским процессуальным кодексом Р.С.Ф.С.Р. устанавливалась единая судебная система, состоящая из Народного Суда, Губернского Суда и Верховного Суда. Данная система явилась прообразом современной судебной системы судов общей юрисдикции.

    Институт мировых судей в Российской Федерации был воссоздан после 1996 года, после принятия Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в статье 28 которого закреплялся статус мирового судьи, как суда первой инстанции по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел в пределах своей компетенции.

    Территориальная подсудность дел мировых судей

    Мировые судьи рассматривают гражданские дела (имущественного и не имущественного характера, при имущественном споре цена иска не должна превышать пятидесяти тысяч рублей), уголовные дела (категории дел сроком лишения свободы не выше трех лет) и административные дела. Территориальная подсудность мировых судей, заключается в рассмотрении дел мировыми судьями в рамках территории своих судебных участков. Число мировых судей и количество судебных участков в каждом субъекте РФ определяются федеральным законом по инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Количество судебных участков на территории субъектов рассчитывается по численности населения в административно-территориальном образовании. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

    Председатели районных судов обеспечивают равномерное распределение уровня загрузки на судебном участке. Если нагрузка, возлагаемая на одного мирового судью выше среднего значения, то в таком случае председатель районного суда вправе передать часть дел и исковых заявлений мировому судье другого участка, но в том же судебном районе. Как показывает практика, судебные участки на территории России всегда загружены, и это является существенной проблемой для осуществления судопроизводства.

    Порядок рассмотрения дел мировыми судьями

    Мировые судьи рассматривают споры на основании поступившего искового заявления. Форма гражданского иска, сроки подачи искового заявления определены в статье 131 Гражданско-процессуального кодекса России. В случаях, определенных действующим законодательством, судья может отказать в принятии искового заявления, вернуть исковое заявление, или оставить исковое заявление без движения. При подаче искового заявления необходимо собрать всю доказательственную базу, предоставить копии и оригиналы документов, рассчитать госпошлину, которая рассчитывается от суммы иска при имущественных спорах либо имеет установленную налоговым законодательством определенную сумму при делах неимущественного характера.

    На стадии предварительного рассмотрения, а также в ходе рассмотрения дела по существу между сторонами судебного процесса возможно заключение мирового соглашения, по определенным категориям дел. При этом судья не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. При заключении мирового соглашения стороны судебного процесса должны предусмотреть порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

    Как и в районных судах, так и в судах мировых существует понятие предварительного судебного заседания. Это специфическая процедура, благодаря которой решаются некоторые аспекты дела. Ведение судебного разбирательства мирового судьи регулируется нормами гражданского судопроизводства России. Дело в среднем (если не имеется иных обстоятельств, влияющих на сроки) рассматривается судьей в течение двух месяцев непосредственно с момента поступления иска в суд. В ходе судебного заседания участники имеют права делать ходатайства и отводы судье, участвовать как самостоятельно, так и предоставляя вместо себя лицо, защищающее их интересы по доверенности, истребовать протоколы судебных заседаний для ознакомления и внесения замечания в них, просить судью о привлечении свидетелей или приобщении материалов, имеющих значение для своевременного и юридически правильного рассмотрения дела с точки зрения требований действующего процессуального законодательства.

    Судебные решения мировых судей

    Деятельность мирового суда в Российской Федерации осуществляется в соответствии с процессуальными нормами, закрепленными в соответствующих процессуальных кодексах. Итогом рассмотрения судебного дела является принятие судебного решения мирового судьи, изданного в форме постановления. Кроме этого, мировые судьи могут принимать распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, которые являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

    Постановление мирового судьи, вступившее в законную силу, подлежит обязательному исполнению на всей территории РФ. Постановление, принимаемое судьей, издается в письменной форме, с выделением в нем резолютивной и мотивировочной частей. В документе обязательно указывается наименование суда, вынесшего решение, имя судьи и лиц участвующих в деле. В резолютивной части кратко описывается название иска, итог по делу, указываются нормативно-правовые акты, на которые ссылается судья, в мотивировочной части решения приводится аргументация принятого решения. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Процессуальное законодательство выделяет и разделяет виды актов, принимаемых судьей, а также виды и порядок осуществления процессуальных действий, проводимых судом. Определение и постановления по делу подлежат вручению всем сторонам, участникам рассмотрения дела.

    Предварительное заседание мирового суда протоколируется секретарем судебного заседания. Статьей 229 ГПК РФ определен порядок ведению протокола в суде по определенным категориям дел. В ходе судебного разбирательства также ведется протокол, окончательный которого готовится в течении трех дней. По итогам судебного заседания мировой судья подписывает протокол, лица участвующие в рассмотрении дела имеют право затребовать копии протоколов для ознакомления с ними. Ведение участниками диктофонных записей в суде не законодательно не запрещено, при этом официальное ознакомление с любым материалом по делу возможно лишь на основании письменного заявления на имя председательствующего судьи.

    Апелляционная жалоба на решение мирового судьи

    Обжалование решения мирового судьи осуществляется путем подачи апелляционной жалобы, Апелляционную жалобу можно подавать не только на решение суда, но и на процессуальные судебные акты. Обжалование осуществляется в установленные процессуальным законодательством сроки. Также, в определенных случаях обжалование судебного решения или судебных действий может осуществляться представителем прокуратуры. В апелляционной жалобе также указывается данные суда апелляционной инстанции и лица, подавшего жалобу. В тексте жалобы приводится аргументация с обоснованием и ссылками на соответствующие правовые нормы, с указанием оснований неправомерности, по мнению автора жалобы, вынесения судебного решения, приводится соответствующая аргументация и доводы. Подать жалобу может непосредственно как участник процесса, так и лицо, действующее за него по доверенности. По итогам предварительного рассмотрения жалобы вышестоящей инстанцией, принимается решение по возбуждению производства по жалобе и рассмотрению ее по существу, возврату или оставления ее без движения.

    Рассмотрение жалоб на решения мировых судей осуществляется районными судами, которые являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

    sudact.ru

    Значение деятельности мировых судей в Российской Федерации

    Юридические науки

  • Иксанов Радмир Аузагиевич , ассистент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • Хакимова Гульназ Фаритовна , студент
  • ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
Читайте так же:  Правила знаков момента
    • ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА
    • ПРАВОСУДИЕ
    • МИРОВОЙ СУДЬЯ
    • СУДОПРОИЗВОДСТВО
    • Похожие материалы

      Институт Мировых судей существовал еще в царской России, но в советский период этот институт был упразднен. Возрождение института мировых судей, в основном, обусловлено необходимостью разгрузить районных судей. Мировые судьи призваны облегчить нагрузку на судебную систему РФ. Таким образом, переданные дела районных судов были отражены во вступившем в силу 17 декабря 1998 г. Федеральном Законе «О мировых судьях в Российской Федерации»[1]. Исторически специфика деятельности этого судебного института в России заключалась в том, что необеспеченность условиями труда мировых судей порождали проблемы, с которыми приходилось сталкиваться им. В начале 20 века мировые судьи были более загружены делами, испытывали проблему нехватки материальных и финансовых средств и неустроенность в социальном плане. Преемственность этих проблем наблюдается и в настоящее время.

      Мировые судьи относятся к судьям субъектов Российской Федерации. Мировые суды являются судами первой инстанции системы судов общей юрисдикции. Решение мировых судов можно обжаловать в 10-дневный срок в суд второй инстанции – районный суд. В своей деятельности, мировые судьи руководствуются Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе», ФЗ «О мировых судьях».

      В последние годы в сфере мирового судопроизводства, как и во многих других сферах, распространяется использование автоматизированных информационных систем (АИС). Например, ведение дел, подлежащих рассмотрению мировым судьей в системе АМИРС в значительной степени упростило порядок судопроизводства, облегчило доступ к информации о предстоящих и прошедших судебных заседаниях и результатов рассмотрения дел в суде. Делопроизводство в суде не является чем-то исключительным, присущим лишь судебной процедуре, но, тем не менее, делопроизводство в суде имеет существенные отличия от сходной деятельности по работе с документальными материалами в других учреждениях. Это обусловлено, прежде всего тем, что делопроизводство в суде самым непосредственным образом связано с обеспечением основной и исключительной функции суда – отправлением правосудия.

      Результаты судебной практики позволяют провести оценку эффективности российского законодательства в различных сферах. Например, благодаря судебной практике оценивается эффективность российского законодательства в сфере хозяйственной деятельности[2,3]. По гражданским делам в практике мировых судов достаточно часто встречаются дела по защите нарушенных гражданских(имущественных) прав. Выбор конкретного способа защиты лежит на потерпевшей стороне[4].

      На наш взгляд, необходимо повышать эффективность мирового судопроизводства, справедливость вынесенных решений, в отношении сторон судебного процесса, которые не должны зависеть от двух факторов: территориального расположения мировых судей на судебных участках, которые создаются на относительно небольших территориях административно-территориальных образований исходя из численности населения, на них проживающего; и упрощенной, ускоренной формы судопроизводства у мировых судей. Рассмотрение дел мировым судьей – наиболее доступный для граждан способ судебной защиты. По сравнению с федеральными судами производство у мирового судьи требует и меньших материальных издержек для государства и лиц, участвующих в деле.

      Деятельность мирового судьи позволяет не только снизить нагрузку на судебную систему в России, но и укрепить законность, обеспечить верховенство право. Проблема укрепления законности и установления верховенства права всегда была актуальна для России[5]. Только строгое соблюдение законности есть стратегически верный путь развития России в современных условиях. Обеспечение верховенства права должно быть одним из приоритетных направлений для мировой юстиции.

      Роль мировых судей проявляется в осуществлении превентивной функции права, т.е. в предупреждении совершения новых правонарушений различного правового характера. Одновременно с этим, следуя духу и букве российского законодательства мировой судья должен придерживаться принципа гуманности при вынесении судебных решений. Законодателю, и вышестоящим судебным органам следует строго следить и придавать значение охране законных прав и обязанностей мировыми судьями как граждан, так и государственных и муниципальных образований.

      Список литературы

      1. Федеральный Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» // «Российская газета».- N 242.- 22.12.1998.
      2. Владимиров И.А. Оценка эффективности государственной поддержки субъектов аграрного предпринимательства. Журнал ВАК «Аграрное и земельное право» .- С. 84-87.- №10.- 2014г.
      3. Владимиров И.А. Эффективность законодательства в сфере аграрного предпринимательства. Журнал ВАК «Аграрное и земельное право». 2014 г. №7 С.88-94.
      4. Иксанов Р.А. Правовая защита сельскохозяйственных товаропроизводителей России в условиях членства в ВТО // Монография / Изд. ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, Уфа. — 2014.- ст. 16.
      5. Селезнева А. Х., Иксанов Р.А. Укрепление верховенства закона в России как необходимое условие участия во Всемирной торговой организации // Юрист Вуза, ст. 52-57.- 2013г.

      Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

      Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

      novainfo.ru

      Место мирового судьи в судебной системе и его роль в защите прав человека Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

      Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Плеханова Елена Валерьевна

      В настоящей статье освещаются два вопроса: о месте мирового судьи в судебной системе России и о роли мирового судьи в защите прав человека. Предложенный автором подход к разрешению поставленных вопросов поможет избежать дискредитации института мировых судей в России.

      Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Плеханова Елена Валерьевна,

      Place Justice of the Peace in the judicial system and its role in protecting human rights

      This article highlights two issues: the place justice of the peace of in the judicial system of Russia and the role of magistrate in protecting human right. The author proposed approach to resolving the issues will help to avoid discrediting the institution of justice of the peace in Russia.

      Текст научной работы на тему «Место мирового судьи в судебной системе и его роль в защите прав человека»

      МЕСТО МИРОВОГО СУДЬИ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ И ЕГО РОЛЬ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

      Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

      Плеханова Елена Валерьевна, аспирант кафедры теории права и государственноправовых дисциплин

      Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

      Аннотация. В настоящей статье освещаются два вопроса: о месте мирового судьи в судебной системе России и о роли мирового судьи в защите прав человека. Предложенный автором подход к разрешению поставленных вопросов поможет избежать дискредитации института мировых судей в России.

      Ключевые слова: мировые судьи, институт мирового суда, местный суд, статус мировой юстиции, звено судебной системы, специфика дел, защита прав граждан.

      PLACE JUSTICE OF THE PEACE IN THE JUDICIAL SYSTEM AND ITS ROLE IN PROTECTING HUMAN RIGHTS

      Plehanova E.V., post-graduate

      Pensa state university

      Summary. This article highlights two issues: the place justice of the peace of in the judicial system of Russia and the role of magistrate in protecting human right. The author proposed approach to resolving the issues will help to avoid discrediting the institution of justice of the peace in Russia.

      Вопрос о месте мирового суда и мировых судей в судебной системе может быть разрешен двумя различными способами.

      В соответствии с первым из них мировой суд рассматривается как составная часть, нижнее звено системы судов общей юрисдикции. Мировые судьи становятся при реализации такого подхода мелкими государственными чиновниками, судьями «второго сорта». Такой вариант был использован, к примеру, во Франции в XIX веке и привел к дискредитации самого института мирового суда.1

      Второй вариант состоит в признании мирового судьи представителем местного суда, который, хотя и входят, наряду с «обычными» судами, в единую судебную систему государства, представляет собой ее особенную часть, имеющую свои

      1 Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. // Москва, 1993г. С. 184

      особые задачи, и построен на несколько иных началах, нежели система общих судебных мест. Такое место мировые судьи занимают, к примеру, в судебных системах Великобритании и США.2

      Анализируя зафиксированное в Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ»; Федеральном законе «О мировых судьях в РФ»3, можно сделать вывод о том, что законодатель в нашей стране пошел по первому пути.

      Статус мирового судьи именно в нашем государстве можно охарактеризовать следующим образом:

      мировые судьи в РФ составляют нижестоящее звено судебной системы, по отношению к районным судам и получают часть полномочий районных судов (рассмотрение некоторых уголовных и гражданских дел и дел об административных правонарушениях, подсудных судам). Не вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления мировых судей пересматриваются районными судами в апелляционном порядке (в отличие от приговоров других судов, которые пересматриваться в кассационном порядке). Кроме того, требования, которым должен отвечать мировой судья, очень мало отличаются от требований, предъявляемых к судьям Федеральных Судов. Так, ст. 5 ФЗ «О мировых судьях в РФ» предъявляет к кандидатам на должность мирового судьи требования, аналогичные требованиям к кандидату на должность судьи районного (городского) суда.

      В большинстве научных публикаций на тему мировых судей авторы полагают, что в силу специфики дел, подлежащих разбирательству у мирового судьи, которые не представляют особой сложности, возраст для занятия должности мирового судьи может быть существенно снижен, предполагая, что лица, достигшие 22 лет, вполне обладают необходимыми знаниями и опытом в сфере предстоящей деятельности и умением применять их на практике. Тем более что к этому возрасту большинство из кандидатов на должности мировых судей получают высшее юридическое и специальное образование.4 Позволю себе не согласиться с указанными выводами, поскольку на самом деле, если у судьи общего суда есть возможность тщательно подготовиться к рассмотрению сложного дела,

      2 Стойко Н.Г., Шагинян А.С. Уголовный процесс Англии, Уэльса, Бельгии и Дании: сравнительно-правовой аспект: Учебное пособие. // Красноярск: Красноярский гос. Университет, 1997г., С. 10-11.

      3 Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ (в ред. от 05.04.2005г.) «О судебной системе Российской Федерации»; Федеральный закон от 17.12.1998г. №188-ФЗ (в ред. от 22.07.2008г.) «О мировых судьях в Российской Федерации».

      4 Дорошков В.В., Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. // Москва, «Норма». 2004г., С.23-26.

      МЕСТО МИРОВОГО СУДЬИ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ

      разрешению запутанной проблемы, то мировой судья в силу специфики своей деятельности должен будет решать его незамедлительно и качественно с точки зрения законности, для этого непременно нужно иметь определенные навыки работы. К тому же, полагаю, что к личности мирового судьи должны предъявляться и дополнительные требования, такие как уважение, доверие к нему со стороны местного населения и его житейской опытности. Таким образом, требования к личности мирового судьи не могут быть ниже тех, что предъявляются к другим судьям. Должность мирового судьи предполагает более высокие требования к его юридической квалификации. Потому и возраст, необходимый для занятия должности мирового судьи, должен быть не ниже установленного законом.

      В России мировой суд изначально был создан в ходе судебной реформы 1864 года. Реформа предусматривала создание такого мирового суда, главным предназначением которого было примирение сторон, охрана и утверждение общего порядка и спокойствия. Однако в 1889 году мировой суд был упразднен в результате контрреформ Александра III.5

      Сегодня нередко используется формула о том, что мировая юстиция в России «возродилась»6. Однако сегодняшний мировой суд с существовавшим ранее в России объединяет разве что название. Общее у них, пожалуй, еще и сложное положение и значительное число противников.

      Противников создания мировой юстиции в России было немало как на стадии подготовки соответствующих законопроектов, так и сейчас, когда решение принято и мировые судьи осуществляют правосудие уже почти 10 лет. Основные аргументы этой стороны сводятся к тому, что вместо введения достаточно многочисленного отряда судейского корпуса следовало лишь ограничиться увеличением числа федеральных судей.7 Сторонники такой позиции смотрят на дело механистически, полагая, что уменьшение нагрузки, приходящейся на федеральных судей, является главной целью создания мировой юстиции.

      С другой стороны, есть немало и сторонников мирового суда. Причем для одних это панацея для решения многих сложных вопросов, относящихся к осуществлению правосудия, для других — путь совершенствования и демократического развития гражданского и уголовного судопроизводства, для

      5 Лебедев В.М. Судебная власть в современной России // С-Пб., 2001г., С.68

      6 Будаев К.А., Егорова Г.В. Институт мировой юстиции: проблемы и перспективы // «Судья», январь 2007 г, N 1, С.22; Быков В.П. Конституционно-правовые проблемы организации деятельности мировых судей // Российская юстиция, июль 2007г., №7, С.16.

      7 Осипова М.С., Мировая юстиция (региональный аспект) //

      «Юрист», 2007г., №2, С.55.

      третьих — важнейший шаг на пути осуществления судебной реформы в Российской Федерации, концепция которой была утверждена в 1991 году.

      Относясь к сторонникам мирового суда позволю себе отметить несколько моментов оправданности введения института мировых судей в нашей стране, связанных, в основном, с немаловажной ролью в защите прав граждан.

      В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина провозглашаются обязанностью государства.

      На протяжении достаточно длительного времени в России считалось вполне обычным явлением, когда в первую очередь обеспечивались интересы государства, а не отдельной личности. Более того, отсутствовали действующие механизмы надлежащей защиты прав человека и гражданина.

      К настоящему времени, мировое сообщество выработало целый комплекс документов о правах человека, в соответствии с чем должны быть приняты необходимые меры к их защите.8 Иногда происходит так, что права и свободы человека нарушаются чьими-либо незаконными действиями или бездействиями, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов того или иного гражданина. В таком случае нет иного выхода, как обратиться в компетентный орган, который обеспечил и гарантировал бы гражданину защиту его нарушенного права. В данной взаимосвязи таким органом является суд.

      Судебная власть должна обладать высоким статусом, быть сильной и независимой, хорошо подготовленной профессионально, организационно

      оформленной и действующей в процессуальном порядке, отвечающем требованиям справедливо-сти.9

      Судья призван прилагать все силы ума и совести, знания и опыта, чтобы постигнуть житейскую и юридическую правду дела. Облекая эту правду в определенные формы, он должен способствовать в каждом отдельном случае восстановлению поколебленного порядка.10

      Основные усилия правоохранительных органов и судебной системы всегда были направлены на противодействие росту преступности в российском обществе. Одновременно с этим часто безнаказанными оставались совершаемые в быту незначительные преступления, затрагивающие не столько публичные, сколько частные интересы граж-

      Павликов С.Г., Обращение к мировому судье. Пособие // Москва, 2004г., С. 3-4.

      9 Лебедев В.М. Судебная власть в современной России // СПб., 2001г., С.12.

      10 Кони А.Ф. Собрание сочинений, Том 1 // Москва, 1966 год, С.389.

      дан.11 Вот почему активное привлечение пострадавших к участию в уголовном судопроизводстве на стороне обвинения, соблюдение и защита прав потерпевших, упрощение процедуры судопроизводства по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, введение примирительных процедур в суде также требовали совершенствования судоустройства и уголовного судопроизводства.

      Таким образом, в начале 90-х годов в стране сложилась ситуация, когда население России остро ощутило потребность в правом и справедливом суде. По мнению разработчиков основных направлений судебно-правовой реформы, мировые судьи могли эффективно справиться с поставленными перед правосудием задачами в силу особенностей их организации и деятельности.

      Определив три самостоятельных ветви судебной власти в лице Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституция РФ (ч.3 ст. 118) закрепила возможность установления структуры судебной системы федеральным конституционным законом. Принятый 31 декабря 1996 г. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» наряду с федеральными и конституционными судами в качестве одного из элементов судебной системы предусмотрел мирового судью. Дальнейшее развитие законодательство о мировых судьях получило в связи с принятием 17 декабря 1998 г. Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации».

      Государство, воссоздав незаслуженно забытый институт мировой юстиции, сделало первые шаги по облегчению доступа населения к правосудию. Ведь районные (федеральные) суды, как правило, располагаются далеко от места жительства гражданина, поэтому люди не всегда имеют возможность воспользоваться своим конституционным правом на обращение в суд.12 Другими словами, могут иметь место случаи, когда предстоящие физические, материальные и моральные затраты заставляют отказаться от подачи иска. Система мировой юстиции позволяет определять место расположения мирового судьи в наиболее удобном и доступном для населения месте. Для получения сведений о том, создан ли в конкретном населенном пункте судебный участок мирового судьи, по какому адресу он расположен и какую территорию обслуживает, необходимо просто обратиться в местное управление Судебного департамента или Управление по обеспечению деятельности мировых судей.

      11 Макаров Ю.Я., Настольная книга мирового судьи // Москва, 2008г., С.4-5.

      12 Сапрыкин С.Ю., Мировой судья — новый субъект российской судебной системы //М, 2007г., С.4.

      Таким образом, роль мирового судьи в области защиты прав человека и гражданина очевидна и решает принципиально важную проблему: приближает суды к местному населению и тем самым облегчает доступ граждан к правосудию. Несмотря на трудности становления, с их появлением правосудие стало более доступным для граждан. Они действительно «разгрузили» федеральных судей.

      Вопросы, рассматриваемые в предоставленной на рецензию статье, являются достаточно актуальными, т. к. посвящены вопросам о месте мирового судьи в судебной системе России и о роли мирового судьи в защите прав человека. На сегодняшнем этапе развития судебной системы в РФ, мировой судья представляет собой ее особенную часть, имеющую свои задачи и цели, которые освещены автором работы.

      Полученные результаты являются новыми, т. к. автором предлагается подход к разрешению поставленных вопросов, который поможет избежать дискредитации института мировых судей в России.

      Статья написана грамотным языком в которой четко прослеживается логическая структура. Материал статьи оформлен в соответствии с существующими требованиями.

      Данная статья имеет научную и практическую значимость и может быть рекомендована к печати.

      Рецензент: Синцов Гпеб Владимирович, к.ю.н., профессор, зав.кафедрой гражданского права и процесса юридического факультета ПГПУ им. В.Г. Белинского.

      cyberleninka.ru

      Читайте так же:  Допрос несовершеннолетнего пример
    Обсуждение закрыто.