Имущественных отношения по законам ману

Имущественных отношения по законам ману

Законы Ману

1. Законы Ману являются так называемой дхармашастрой — сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

2. В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности :

  • наследование;
  • получение в виде дара или находка;
  • покупка;
  • завоевание;
  • ростовщичество;
  • исполнение работы;
  • получение милостыни;
  • давность владения (10 лет).
  • Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

    3. В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения . В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:

  • договор займа;
  • договор найма рабочей силы;
  • договор аренды земли;
  • договор купли-продажи;
  • договор дарения.
  • Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

    Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

    Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации — землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.

    Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

    В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

    4. В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

    Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он «лишен добродетели». Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей — в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

    В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

    Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.

    Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

    5. Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

    • формы вины;
    • рецидив;
    • соучастие;
    • тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.
    • Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

    • принцип талиона («мера за меру»);
    • ордалии (суд богов);
    • принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
    • Виды преступлений , называемых Законами Ману:

    • государственные преступления;
    • преступления против собственности;
    • преступления против личности;
    • преступления, посягающие на семейные отношения.
    • На первом месте стоят государственные — служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

      Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.

      Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

      К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

      Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

      Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний , в том числе:

    • смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);
    • для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;
    • членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);
    • штрафы;
    • изгнание;
    • тюремное заключение.

    6. Различия в ведении процессов по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил состязательный характер. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

    Верховный суд вершил царь с брахманами. Отделения суда от администрации не существовало. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.

    При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.

    opokar.peterlife.ru

    Регулирование имущественных и семейных отношений по Законам Ману

    Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

    Регулирование имущественных и семейных отношений по Законам Ману

    Специальность: 030501 «Юриспруденция»

    РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ…………5 с.;

    Формирование имущественных отношений……………………5 с.;

    Регулирование права собственности……………………. …….5 с.;

    Регулирование обязательственных отношений………..………8 с.;

    РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………. 10 с.;

    Более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда сложилась одна из самых древних в мире цивилизаций. Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н. э. здесь существовали крупные города — центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения.

    Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии. Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II тысячелетия до н.э. — середина I тысячелетия до н.э.), когда углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга, чему способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-запада индо-арийских племен, консолидировавшихся где-то на рубеже III — II тысячелетия до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия.

    Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелетия до н.э. — до I века н.э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования — империи Маурьев. Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чандрагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций — дхармасутр и дхармашастр. Наиболее известная дхармашастра, о которой речь пойдет ниже, получила название “Законы Ману” (II в до н.э. — II в. н.э.).

    Читайте так же:  Правила цифровое телевидение

    Законы Ману — памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр, которые входят в литературу смрити.

    «Появление Законов Ману и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая все больше стала испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения». 1

    Составление Законов Ману индийская традиция приписывает мифическому прародителю Ману. Законы написаны на санскрите, содержат 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав. Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX .

    Законы Ману содержат представления древних индийцев о происхождении Вселенной, человеческого общества, сословий (варн); правила жизни человека в период ученичества; правила жизни семьянина-домохозяина (брачные обычаи, культовые предписания и т.д.); правила жизни отшельника; наставления об обязанностях царя и управлении государством; наставления о судопроизводстве и юридической практике; девятая и десятая главы посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн; одиннадцатая — предписаниям о покаяниях и обетах во искупление совершенных грехов; двенадцатая — описанию посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

    Особое значение имеет регулирование Законами Ману, как наиболее значимых областей жизнедеятельности- регулирование имущественных и семейных отношений.

    1.РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

    1.1Формирование имущественных отношений.

    Содержание Законов определяется основополагающим брахманским учением, которое изложено в первой главе и обосновывает сословно-варновое деление, также здесь закреплен наследственно-профессиональный характер варн. Первые основные четыре группы населения были: брахманы, в привилегию которых входило «общение с богами» и толкование дхарм, кшатрии, вайшии и шудры — самая низшая и наиболее эксплуатируемая варна древнеиндийского общества, не сильно отличающаяся по своему положению от рабов. В дхармашастрах в одних случаях проводится разница между работниками и рабами, в других — нет (Законы Ману X, 32).

    Права, обязанности и тяжесть наказания тоже определялись в зависимости от принадлежности к той или иной варне.

    Частые войны способствовали формированию государственных земель. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления государственной власти и расширения государственной территории непосредственно переходила в царские владения, здесь применялся труд рабов и арендаторов; другая — очень рано стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата, в так называемое “кормление”. Они приобретали право сбора налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств.

    С государственной собственностью на землю была связана эксплуатация общинников-крестьян господствующей правящей верхушкой, состоящей из лиц управленческого аппарата, царских чиновников, военачальников, осуществляемая путем взимания ренты-налога. Общинная верхушка эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жителей общины.

    Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее. В общинной собственности были пастбища и дороги.

    Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими полномочиями — продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство передавало им свои права.

    Так впервые стали закрепляться имущественные отношения, основу которых составляло право собственности. С формирование частной собственности появляются права владения (аренда и т.д.), распоряжения, налогообложение.

    1.2. Регулирование права собственности.

    Праву собственности в Законах Ману отводится значительное место. Окончательно оформляется разграничение права собственности и права пользования: само пользование не являлось доказательством права собственности. За нарушение вышеуказанных прав предусматривалось строгое наказание. «Предписания Законов Ману направлены на всемерную охрану права собственности на различные виды движимого имущества: рабов, скот, зерно, домашний инвентарь». 2

    В «Ману-смрити» говорится о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность. Данный срок составлял 10 лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад.

    Выделяются, следуя традиционной семизначной манере, следующие 7 способов приобретения собственности: наследование, находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работ, получение подарка или милостыни. Первые три способа были доступны для всех варн, четвёртый — только для кшатриев, пятый и шестой — для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов.

    Универсальный способ приобретения права на вещь — по давности владения. Недвижимое имущество также могло выступать в роли собственности. Земельный фонд в Древней Индии делился на несколько категорий: государственная, царская, общинная и частная. Государственной собственностью признавались леса, необработанные земли, рудники, пустоши. В царский личный фонд включались царские хозяйства, полновластным собственником которых выступал непосредственно правитель. Общинные земли — пастбища, луга и т.д. Община контролировала землевладение — преимущественное право выкупа участка предоставлялось соседям и родственникам, ограничивалась продажа лицам, не являющимся членами общины. Частная собственность: сад, поле — только собственник мог распоряжаться без чьего-либо позволения.

    Царь получал налоги с землевладельцев не как собственник земли, а как суверен, защищающий население страны. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф. Присвоившего чужую землю объявляли вором.

    Если собственник бросал свой участок во время сева или жатвы, он подвергался штрафу, таким же было наказание и за нарушение правил купли — продажи.

    В древнеиндийском государстве закреплялась собственность на рабов, они могли принадлежать государству, общине, частным лицам. Однако, самую грязную и тяжелую работу выполняли не рабы, а низшие касты свободных. По Артхашастре, некоторые категории рабов могли иметь некоторое имущество (по Законам Ману такого права рабы не имели).

    Таким образом, Законы Ману регулировали в основном отношения собственности на землю и рабов, что отражало общественные отношения той эпохи.

    1.3. Регулирование обязательственных отношений.

    Формирование права собственности породило закрепление в Законах Ману обязательственных отношений: приобретение права собственности, распоряжения и владения, закрепление заемных отношений.

    Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говориться об обязательствах из договоров.

    Законы Ману перечисляют несколько видов договоров, их общие принципиальные положения и возникающие отношения. Так, договор возникает только в силу добровольного, сознательного соглашения сторон; не порождал обязательств договор, заключенный пьяным, безумным, ребенком, в силу обмана или принуждения, а также рабом, если только соглашение не было выгодно хозяину.

    Наиболее разработан договор займа. В нормах права нашли отражение формировавшиеся на протяжении веков обычаи. В Древней Индии процветало ростовщичество, узаконено было взимание высоких процентных ставок, к тому же должник фактически находился в полной зависимости от кредитора. Допускались такие формы получения долга, как угроза, хитрость, принуждение, сила и т.д. Никакой защиты от подобных действий для должника не предусматривалось, наоборот: должник, пришедший с жалобой на кредитора, подвергался штрафу. Из-за такого тяжелого положения был довольно распространен институт долгового рабства.

    Особое место в системе права занимал договор личного найма. В Законах Ману и других источниках права рабы и рабочие зачастую упоминаются вместе, в некоторых случаях положение рабов было даже лучше, т.к. он имел хотя бы гарантированное пропитание. Права наемных работников всячески нарушались, так, редко, когда получал он полностью полагающуюся ему плату, зато штрафы налагались на него по всякому поводу. Тяжелое положение вынуждало отказываться от личной свободы за содержание. Высшими кастами наемный труд презирался, и в Законах Ману брахманам рекомендуется всячески его избегать.

    Договор купли-продажи не был так детально проработан из-за слаборазвитых денежных отношений. Кастовое деление накладывало некоторые ограничения на занятие торговлей представителей для высших варн и на торговлю людьми. Торговля рабами считалась самым недостойным занятием, самопродажа и продажа родственников влекла изгнание из касты(XI, 60, 62).

    Нестабильность договора влекла возможность его расторжения в течении 10 дней и без указания причины(VIII, 222). При заключении сделок имело значение деление вещей на движимое и недвижимое имущество. Движимое покупалось и продавалось свободно, а при сделках с недвижимостью соблюдался определенный порядок. Преимущественное право покупки имели: родственники, соседи и кредиторы. В более позднюю эпоху стали употребляться специальные грамоты для регистрации сделок с землей.

    Существовали так же договор аренды земли, , договор дарения и т.д.

    Законы Ману регулировали также отношения в области наемного труда. Наёмный труд был неприемлем для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать. Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Даже в случае его болезни, наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена.

    Читайте так же:  Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей от 17081992 197

    Таким образом, обязательственные отношения отражали кастовое деление общества того времени и отражали специфику отношений собственности и расслоения общества.

    2.РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

    Особое место в Законах Ману занимали семейные отношения.

    Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в Законах Ману посвящены в основном главы III и IX.

    Для древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. В первых же строках говорится о подчиненном положении женщины в семье и существовании больших патриархальных семей. Отцу беспрекословно подчинялись все члены семьи, особое положение занимал старший сын, относиться к которому должны были с такой же почтительностью, с какой и к отцу.

    Женщина согласно «Ману-смрити» должна была всю жизнь находится под защитой мужчины (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости).Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа. В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно».

    Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.

    Было признано многоженство. В Законах Ману специально оговаривается, что отец не должен брать вознаграждение за дочь, но реально брак являлся неприкрытой продажей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

    Брачный возраст был очень низок, что зачастую приводило к большой разнице в возрасте супругов. Достигшими совершеннолетия считались мужчины в 16 лет, женщины – в 12.

    Законы Ману выделяют восемь форм брака, которые были распространены в Индии.

    Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху), дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»). Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты), гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты) и самый худший вид — пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной). Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна.

    Браки между различными варнами не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена. Однако их дети были неравны в своих правах на наследство, к примеру, сын шудрянки и дважды рождённого не имел права на наследство, кроме того, что давал ему отец.

    Были запрещены браки между кровными родственниками, младший брат не мог жениться раньше старшего. Отдельные части посвящены охране жены и «чистоты потомства», которая является обязанностью мужа (IX, 6, 7).

    Развод по древнеиндийскому праву не допускался, но муж мог оставить жену, если в семье не было детей. Правда, покинутая или проданная жена не освобождалась от мужа, только если он являлся «вредным для государства человеком». После смерти жены муж мог снова вступить в брак, жена — никогда.

    Далее, в гл.X излагается теория «неприкасаемых» каст, рожденных якобы от смешанных браков. Их «нечистотой» и объяснялись многочисленные запреты, налагаемые на них.

    К семейным отношениям также относятся отношения по наследованию имущества внутри семьи.

    Традиционно в Древней Индии сложилось правило:»не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца». Наследства лишались слабоумные, изгнанные из касты, государственные преступники и т.д. Решающую роль при разделе имущества имела кастовая принадлежность матери сыновей, дочери, так же как и братья умершего могли вступить в наследство только при отсутствии сыновей. Женщина традиционно не имела никаких имущественных прав, но муж мог подарить ей поле или сад, в таком случае после смерти это имущество наследовали ее дети, включая дочерей.

    При отсутствии всех законных наследников, все имущество переходило в пользу царя. Исключение делалось только для брахманов, имущество которых передавалось лицам, посвятившим себя изучению вед. Правила наследования имущества шудр были менее строгими(могло перейти даже сыну рабыни, если отец его признал).

    Таким образом, регулирование семейных отношений также как имущественных отражало деление общества на касты. В семейных отношениях прослеживался патриархат. Тоже касается и регулирование отношений по наследованию имущества.

    «Законы Ману» написаны на рубеже нашей эры на основе более ранних сочинений о дхарме и состоят из 12 глав (2650 стихов-шлок), в которых говорится о сотворении мира, происхождении варн, правах и обязанностях людей, совершении обрядов, об организации управления и обороны государства и т.д. Текст отличается религиозной тенденциозностью, присущей брахманской литературе и краткостью изложения, что объясняется, видимо, трудностью запоминания при устной передаче от поколения к поколению. Поэтому центральным в «Ману-смрити» не правовой материал в точном смысле этого слова, характерный для более поздних дхармашастр, а перечисление норм праведной жизни с точки зрения ортодоксальной брахманской традиции.

    Но регулирование имущественных и семейных отношений постепенно стало носить правовой характер.

    Появились такие понятия как частная собственность, в основном на землю и рабов.

    Отражено, хоть и слабо, регулирование таких договоров как купля-продажа, займ, залог, аренда.

    Установлены основания признания договора несостоявшимся.

    Регулирование семейных отношений отразило понятие брака, правовое положение женщины, порядок наследования имущества.

    Се отношения пронизаны верованиями и традициями Индии того времени. Кастовое деление и патриархат оказывают влияния не регулирование всех областей жизнедеятельности.

    История государства и права зарубежных стран., ч. 1, /под ред. проф. О. А. Жидкова и доктора юр. наук проф.Н. А. Крашенинниковой. Москва , 1988г;

    История Древнего Востока /под ред. В. И. Кузищина, изд.2, М., «Высшая школа», 1988 год.;

    История политических и правовых учений. / Под ред. Проф. В.С. Нерсесянца. — М.: 1998;

    История религии. / Ельчанинов А. И др. — М.: 1991;

    1 История государства и права зарубежных стран., ч. 1, под ред. проф. О. А. Жидкова и доктора юр. наук проф.Н. А. Крашенинниковой. Москва, 1997г., стр. 72-73

    2 История государства и права зарубежных стран., ч. 1, под ред. проф. О. А. Жидкова и доктора юр. наук проф.Н. А. Крашенинниковой. Москва , 1988г., стр. 64.

    works.doklad.ru

    Регулирование имущественных отношений в Древней Индии

    В Древней Индии Законы Ману четко закрепляли законные способы приобретения имущества, совершения различных гражданских актов, а также определяли меры наказания за совершенные проступки и преступления.

    Шастры свидетельствуют, с одной стороны, об имущественном расслоении в Древней Индии, а с другой — о довольно строгом сохранении общинных, кастовых, патриархальных, большесемейных связей. В общинном землевладении находились пастбища, ирригационные сооружения, дороги и пр. Нормы древнеиндийского права охраняют земледельческие права общин, деревень, селений, которые имели почти неограниченное право распоряжения землей: продавать, сдавать в аренду, дарить, в частности — храмам.

    Частное крестьянское землевладение также было связано с широкими правомочиями: продажей, сдачей в аренду, дарением земли и пр. Об этом свидетельствуют те положения шастр (ЗМ (Законы Ману), VIII, 248-266 и др.; Арт., III, 8-9 и др.), которые посвящены спорам между общинами, общинниками-крестьянами о границах земельных участков, межевых знаках, колодцах, каналах и др.

    Широкие полномочия общинника-земледельца были, однако, ограничены в интересах упрочения общинных связей. Так, собственник не мог свободно продавать землю, ибо сохранялось преимущественное право ее покупки за родственниками или соседями, не мог забросить и не обрабатывать принадлежащий ему участок (Арт., III, 9(1), 10, (1-12) и др.).

    Судя по всему, понятие собственности сложилось в Индии еще в первой трети I тысячелетия до н.э. Об этом свидетельствует изменение смысла таких слов, как «агама» и «прамана», используемых в древнеиндийской литературе. «Агама» (от простого присвоения, приобретения имущества) получила смысл титула собственности, поддающейся измерению и исчислению, а также смысл триады доказательств собственнических прав: документа, свидетельских показаний и пользования вещью. В Яджнавалькье, например, титул собственности становится выше пользования, за исключением прав, проистекающих от предков. «Пользование сына или внука превалирует над титулом собственности» — записано здесь (Ядж., II, 27, 28).

    Читайте так же:  Расписка образец написания

    О сложившемся понятии собственности, в отличие от пользования вещью, свидетельствует и появление в дхармашастрах, например в ЗМ, норм о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность. Этот срок по ЗМ составляет 10 лет (VIII, 147). Арт. уже различает сроки давности для движимого и недвижимого имущества, соответственно определяя их в 10 и 20 лет, предусматривая при этом и исключения в отношении собственности, принадлежащей детям, слабоумным, больным, бедствующим, царю и брахману — знатоку веды. Не распространялось правило давности на залог и вклад (ЗМ, VIII, 148, 149). Право собственности утрачивалось на оросительное сооружение, если оно бездействовало 5 лет (Арт., III, 9 (32). Предписания шастр направлены на всемерную охрану недвижимости — дома, поля, которые Нарада называет двумя основами существования домохозяина.

    Вместе с тем шастры свидетельствуют о верховных собственнических правах правителя на землю, или его власти-собственности. Правитель, царь выступает как бы третьей стороной в поземельных отношениях. Так, Нарада рекомендует царю, имеющему право на получение налога, не подрывать «корень домохозяйства, ибо, когда имеет место процветание сельской местности, увеличиваются религиозные заслуги царя. » (Нар., XI, 43).

    Цена за землю была фиксирована, но не возбранялась при этом надбавка, которая шла не продавцу, а вместе с налогом в казну. В спорах по поводу поля участвовали соседи, а также городские и сельские старейшины. Если не было людей, знающих границы поля, сам царь проводил ее по своему разумению. Если же в споре обе стороны ложно заявляли о своих правах, он мог взять землю как лишенную хозяина. Особая заинтересованность казны в обработке земли, и тем самым в получении налога, проявлялась и в предоставлении возможности каждому человеку обработать любое заброшенное поле.

    В характерной семизначной манере ЗМ четко закрепляют законные способы приобретения имущества: путем передачи вещи по наследству, получения ее в дар, покупки, завоевания, ростовщичества, исполнения работы, а также получения милостыни (X,115). Наследственно-профессиональный принцип деления на варны проявился при этом и в представлении о законных способах приобретения собственности. Если первые три способа, как записано в ЗМ, были доступны для всех, то четвертый — только для кшатриев, пятый и шестой — для вайшиев, седьмой же был привилегией брахманов. Этот идеальный порядок часто не отражал реального положения представителей отдельных варн.

    Больше половины из 18 поводов судебного разбирательства, указанных в шастрах, занимают нормы, касающиеся обязательств, договоров: займа, найма, купли-продажи, хранения (вклада) и др. При этом предусматриваются гарантии исполнения договоров — залог (заклад), поручительство. При трактовке договорных отношений формулируются и некоторые общие принципы. В специальной главе Арт. (III, 1) — «Установление о сделках» — перечисляются, например, условия, каким должен отвечать правомерный договор, указывается его форма. Заключался договор письменно, с указанием точного времени, места совершения сделки, местожительства, рода, касты и пр. сторон и поручителей.

    Сделки считались недействительными, если заключались тайно, без свидетелей, путем обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также стариком, ребенком, уродом (ЗМ, VIII, 163-165; Арт., Ill, 1). Была ограничена также дееспособность женщин, несамостоятельных членов больших неразделенных семей (сына, зависящего от отца, отца, зависящего от сына, брата, не имеющего семьи, и др.). Неправомерные сделки не только считались недействительными, но и наказывались штрафом. Строгие формальности ослаблялись, если сделки были связаны с царским поручением, с охраной государственной тайны или заключались лицами, ведущими бродячий образ жизни: охотниками, пастухами, артистами и пр. (для которых совершение формальностей было затруднительным). Детально разработан в шастрах договор займа, который скреплялся, как правило, распиской (Ядж., II, 93).

    В соответствующих положениях шастр нашел отражение весь многовековой путь развития этого института. С одной стороны, нормы, касающиеся займа, свидетельствовали о расцвете ростовщичества, взимании высоких процентов (традиционное правило допускало двойное увеличение суммы долга за счет начисления процентов); с другой — о сохранении первобытных элементов самоуправства, расправы. Кредитору фактически предоставлялись неограниченные возможности для получения задолженности (с помощью хитрости, принуждения, путем осады дома, захвата животных или сыновей должника, а также силы, «когда кредитор, схватив должника, приводит его в свой дом и держит моря голодом и избивая его до тех пор, пока тот не заплатит долга»). При этом ЗМ прямо предписывают царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по «произволу».

    В главе I Нарады — «Невозвращение долга» — изложен ряд общих правил, касающихся таких споров: «где наследство — там долг», «долг женщины не падает на мужа», «женщина — имущество мужа, даже покойного, отсюда правило: ее сожитель после смерти мужа должен вернуть его долги», «долговые отношения связывают и человека, обещавшего дар» и пр.

    Размер процентов по долгам различался в зависимости от того, в каком количестве и что было взято взаймы: деньги, зерно и пр., к какой варне принадлежал должник. Для шудры он был больше, согласно Ядж., чем для брахмана. Попытки фиксации процентов по долгам, направленные на предотвращение полного разорения земледельцев, плательщиков налога, вряд ли были эффективны, так как они наталкивались на действие разнообразных норм местного обычного права. Арт., ограничивая ростовщический процент, признает тщетность этих попыток в государстве (Арт., III, 11 (3). В интересах слабого была предусмотрена не только фиксация процентов, но и декларативное запрещение злоупотреблений со стороны кредитора при получении долга, прекращение роста процентов по долгам в случае болезни, обучения, несовершеннолетия должника и пр. (Арт., III, 10, 11 и др.).

    Особо оговаривались в Арт. обязательства по выплате долгов мужа женой и наоборот, что свидетельствует о признании за женщиной больших прав, чем по дхармашастрам. Она не привлекалась к выплате долгов мужа, если не принимала их на себя, а муж, вопреки общему правилу, мог привлекаться к выплате долгов жены, если уехал, не обеспечив ее средствами существования (Арт., III, 11 (23-24).

    Многовековой практикой были установлены нормы оплаты труда работника — 1/10 часть урожая, но они, как правило, не соблюдались из-за его зависимости. Он вынужден был отказываться от остатков личной свободы, становясь рабом «за содержание».

    Наемный труд презирался высшими варнами, не случайно в ЗМ (примечание к шлоке 4, гл. IV) услужение характеризуется как «собачий образ жизни», а брахману всячески рекомендуется избегать его. Крайне тяжелы были и условия личного найма. Наемный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу (ЗМ, VIII, 215), ему не выплачивалась наемная плата, даже если он был болен и работа в связи с этим была немного не законченной (ЗМ, VIII, 217).

    В то же время в шастрах специально предусматривалась в качестве повода для судебного разбирательства невыплата жалованья пастуху, торговцу, возчику, плата проститутке, которые могли быть возмещены через суд в двойном размере.

    Подробно рассматривались в шастрах договоры хранения (вклад), товарищества, поручительства и купли-продажи. В них предусматривалось освобождение от ответственности хранителя вклада, если он был потерян в результате стихийного бедствия, а также «вмешательства царя, бога или воров» (Ядж., II, 65).

    Для договора купли-продажи характерным было то, что кастовые барьеры накладывали ряд ограничений на возможность заниматься торговлей, особенно представителям высших варн (ЗМ, X, 85). Самопродажа и продажа родственников в рабство влекла за собой изгнание из касты (ЗМ, XI, 60-62).

    Относительно слабое развитие товарно-денежных отношений отразилось на некоторой нестабильности договора купли-продажи, который, согласно ранним дхармашастрам, мог быть расторгнут в любое время, по ЗМ — в течение 10 дней. Не чем иным как стремлением упорядочить торговые отношения стало выделение в поздних шастрах таких поводов судебного разбирательства, как непередача проданного или отказ от купленного.

    Расторгнуть договор купли-продажи, согласно Нараде, можно было в тот же день, на второй день — с уплатой неустойки. В Арт. отказу от проданного или купленного как поводу судебного разбирательства была посвящена целая глава. Характерно, что в этой же главе рассматривались и вопросы отказа от заключенного брака, в частности, при выявлении недостатков у жениха или невесты. Особо оговаривались сроки расторжения сделок о продаже животных (1,5 месяца) и людей (1 год) (Арт., III, 15 (17,18).

    studentu.info


    Обсуждение закрыто.