Хозяйственные суды в рф

Хозяйственные суды в рф

Содержание:

Дела, рассматриваемые в процессе Третейского разбирательства

Третейский судебный орган – это негосударственная организация, осуществляющая судебное рассмотрение споров, возникающих по экономическим и хозяйственным договорам, между юридическими лицами или гражданами. Представляет собой альтернативный вариант урегулирования гражданских споров, основывающийся на свободном волеизъявлении обоих сторон.

Третейский суд обладает полномочиями по разрешению следующих дел, возникающих на основании:

  • контрактов;
  • договоров аренды;
  • инвестиционных соглашений в сфере долевого строительства;
  • договоров строительного и иных видов подряда;
  • договоров дарения, купли-продажи, обмена, поставки;
  • договоров оказания различных услуг;
  • оценочные договоры недвижимого имущества;
  • договоров товарищества;
  • кредитных займов и договоров;
  • договоров хранения;
  • договоров поручительства и комиссии;
  • договоров, определяющих границы земельных участков;
  • договоров, регулирующих условия процедуры залога, наложения штрафных санкций, другие виды соглашений;
  • На основании федерального законодательства Российской Федерации к полномочиям Третейского органа отнесено разрешение любых спорных ситуаций, возникающих на основе гражданско-правовых отношений, это касается и споров с гражданами иностранного государства и юридическими лицами, возникающими при проведении коммерческих операций. Отечественные Третейские суды в большинстве случаев рассматривают дела, основанные на экономических взаимоотношениях. Исключение составляют споры, определенные в ФЗ «О третейских судах в РФ», так, например, дела о процедуре банкротства, учреждении, слиянии, ликвидации хозяйственных обществ и защите деловой репутации, рассматриваемые непосредственно арбитражным судом.

    Для того, чтобы передать иск на рассмотрение в Третейский суд нужно предварительно достигнуть соответствующего соглашения между участниками конфликтной ситуации. Оно может быть заключено в виде самостоятельного третейского соглашения или же путем внесения в общий договор пункта о возможности рассмотрения спорной ситуации в Третейском суде.

    Третейский суд рассматривает споры с участием различных организаций, предпринимателей и граждан, предъявивших исковые требования для защиты своих прав. Передать дело на разрешение можно даже в случаях его нахождения в производстве арбитражного суда или суда общей юрисдикции.

    xn—-htbbapfbg4cneccw.xn--p1ai

    Арбитражный суд Республики Крым

    ОБЪЯВЛЕНИЕ о приеме документов для участия в конкурсе для замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы Арбитражного суда Республики Крым

    Исполнение Плана работы суда

    Региональные семинар – совещание территориальных органов ФАС России

    Историческая справка о суде

    Арбитражные суды России осуществляют свою деятельность в соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 4 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

    В дореволюционной России рассмотрение споров по торговым оборотам, договорам и обязательствам осуществлялось коммерческими судами, которые по своей сущности являлись историческими прототипами современных арбитражных судов.

    Так, первый коммерческий суд в Крыму был создан в городе Феодосия в 1819 году.

    Наряду с коммерческими судами в Российской империи существовали и другие специализированные органы по рассмотрению хозяйственных споров, в частности, арбитражные комиссии или биржевые суды.

    В ноябре 1917 года в связи с изменением государственного строя все суды Российской империи, в том числе и коммерческие, ликвидированы.

    В ходе гражданской войны и проведении политики военного коммунизма хозяйственные споры отсутствовали как таковые.

    С 1922 года в условиях НЭПА и формирования плановой экономики, основанной на государственной собственности в различных ее формах, стали формироваться специализированные органы по рассмотрению хозяйственных споров. Но это были не судебные органы.

    21 ноября 1922 года были созданы арбитражные комиссии, а

    5 июня 1931 года – Государственный арбитраж, который был включен в систему органов государственного управления и подчинялся непосредственно СНК СССР, СНК союзных республик и исполкомам на местах.

    В состав Государственного арбитража УССР при СНК УССР входили межрайонные государственные арбитражи городов Харькова, Киева, Одессы, Днепропетровска.

    Хозяйственные споры рассматривались арбитражными комиссиями, а в последующем — государственными и ведомственными арбитражами с использованием элементов, присущих судам: споры рассматривались в порядке искового производства, в заседании, с участием представителей сторон, применялись нормы гражданского права, хозяйственного законодательства и т.п.).

    Развитие государственного арбитража как специализированного органа по рассмотрению хозяйственных споров шло по пути расширения его полномочий, повышения статуса и совершенствования организации.

    В 1977 году государственный арбитраж СССР стал конституционным органом, в 1987 году преобразован из Государственного арбитража при Совете Министров СССР в Государственный арбитраж СССР, который подчинен непосредственно Верховному Совету СССР.

    Государственный арбитраж в Крыму впервые был создан при Крымоблисполкоме в 1960 году в составе главного государственного арбитра, государственного арбитра и секретаря-машинистки.

    Первым главным государственным арбитром Крымского государственного арбитража стал Норден Андрей Викторович.

    В 1963 году в связи с созданием совнаркомов государственный арбитраж в Крыму был ликвидирован, а его полномочия переданы Одесскому государственному арбитражу.

    Государственный арбитраж при Крымоблисполкоме создан вновь в декабре 1966 года в составе главного государственного арбитра, должность которого занял Норден А.В., и трех государственных арбитров: Морозовой Татьяны Николаевны, Кульской Инны Владимировны, Ермолаева Сергея Федоровича, а также секретаря Музалевой Лидии Федоровны.

    В 1966 году Нордена А.В. сменил Нелюбин Георгий Кондратович, который работал на должности главного государственного арбитра области до февраля 1973 г.

    С февраля 1973 года по июль 1987 года государственный арбитраж при Крымоблисполкоме возглавлял заслуженный юрист Украины Коркишко Владимир Григорьевич, а с 1987 года по 1996 год заслуженный юрист Украины Алсуфьев Виктор Владимирович.

    С 1985 года по 1990 год назначены на должности государственных арбитров Тофан В.М., Щепанская О.А., Фенько Т.П., Соколова И.А., Толпыго В.И.

    Развитие государственного арбитража СССР завершилось созданием арбитражных судов.

    4 июня 1991 года Верховным Советом Украинской ССР был принят Закон Украины «Об арбитражном суде».

    Государственный арбитраж Крымской АССР преобразован в арбитражный суд Крымской АССР.

    21 июня 2001 года Верховным Советом Украины принят ряд законов, которые в своей совокупности получили название “малой судебной реформы”.

    В результате арбитражные суды были реорганизованы в хозяйственные суды.

    В 2001-2014 годы Хозяйственный суд Автономной Республики Крым возглавляли Шеренин Ю.Л., Луцяк М.И. , Лазарев С.Г.

    По результатам общекрымского референдума, проведенного 16 марта 2014 года в Автономной Республики Крым и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией, Крым вошел в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 9 Федерального конституционного Закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до создания на территории Республики Крым арбитражного суда Республики Крым Хозяйственный суд Республики Крым от имени Российской Федерации осуществлял правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

    Читайте так же:  Следственный комитет рф пензенской области

    Создание и начало деятельности Арбитражного суда Республики Крым осуществлялось в соответствии со статьями 1,2 Федерального закона от 23 июня 2014 года №154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

    Пленум Верховного суда Российской Федерации 23 декабря 2014 года принял постановление №21, согласно которому определено считать днем начала деятельности Арбитражного суда Республики Крым 26 декабря 2014 года.

    crimea.arbitr.ru

    Исполнение решений российских судов на территории Республики Беларусь

    Нормативной основой выступают: «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Минск 22.01.1993), “Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам” (Кишинев, 7 октября 2002 г.), Соглашение от 17 января 2001 г. «О порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь», а также совместное информационное письмо ВАС РФ, Минюста РФ и Банка России.

    Решения судов общей юрисдикции

    Для приведения в исполнение решения российского суда общей юрисдикции на территории Республики Беларусь (далее — РБ) необходимо:

    — установить компетентный суд общей юрисдикции на территории Республики Беларусь по месту жительства ответчика;

    — направить в указанный суд (или в российский суд, принимавший решение по первой инстанции) ходатайство с прилагаемыми документами в соответствии с “Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам” (Минск, 22.01.1993).

    К ходатайству необходимо приложить следующие документы:

    а) копия решения суда с отметкой о вступлении в законную силу; вступление решения в законную силу может быть подтверждено справкой из суда, рассматривающего дело в качестве суда первой инстанции;

    б) документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд, а в случае ее процессуальной недееспособности была надлежащим образом представлена (опять же, это справка, выданная судом первой инстанции);

    в) документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его пересылки (справка из суда первой инстанции, которую он сможет выдать только после предварительного запроса сведений у ФССП России – получение ответа может занять длительное время);

    г) документ, подтверждающий соглашение сторон по делам договорной подсудности (договор, если взыскивалась задолженность по договору, или другое соглашение о подсудности);

    д) документ, подтверждающий уплату пошлины за рассмотрение ходатайства.

    Решения арбитражных судов

    Решения арбитражных и хозяйственных судов РФ и РБ не нуждаются в специальной процедуре признания согласно положениям Соглашения от 17 января 2001 г. «О порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь». Все что требуется от взыскателя – это направить исполнительный лист компетентному исполнителю на территории Республики Беларусь и учесть некоторую специфику белорусского законодательства:

    — в обязательном порядке указывать в заявлении о возбуждении исполнительного производства все известные расчетные счета должника);

    — при предъявлении исполнительного документа непосредственно в банк на территории Республики Беларусь прикладывать платежное требование по форме, закрепленной в информационном письме ВАС РФ от 01.06.2004 N С1-7/МО-627, Минюста РФ от 28.01.2004 N 06/899-ЮЧ, Банка России от 04.06.2004 N 01-31/2020 «По вопросам применения Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь».

    В настоящий момент действенный механизм исполнения судебных решений на территории Беларуси функционирует только в части арбитражных (хозяйственных) судов. Исполнение решений судов общей юрисдикции гораздо затруднительнее и может растягиваться на года.

    Юридическая компания «Центральный округ» уже несколько лет эффективно оказывает своим клиентам услуги по исполнению отечественных судебных актов на территории Беларуси и Казахстана.

    centraldep.ru

    Хозяйственные суды в РБ

    История становления хозяйственных судов в Республике Беларусь. Система, состав и структура хозяйственных судов, определение их задач и функций. Статус судьи хозяйственного суда, его основные права и обязанности. Принципы хозяйственного процесса.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Принцип состязательности и равноправия сторон. Это два самостоятельных, но тесно связанных принципа хозяйственного судопроизводства.

    Принцип состязательности — один из основополагающих принципов хозяйственного процесса. Он создает благоприятные условия для выяснения всех имеющих существенное значение для дела обстоятельств и вынесения обоснованного решения. Условием реализации принципа состязательности выступает процессуальное равноправие сторон, поскольку состязаться в отстаивании своих субъективных прав и интересов стороны могут лишь в одинаковых правовых условиях с использованием равных процессуальных средств.

    Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Это означает, что истец обязан доказать и факты, с которыми связано существование спорного правоотношения, и факты, свидетельствующие о нарушении или оспаривании ответчиком права истца. Ответчик должен доказать факты, подтверждающие его возражение против иска. Если лица, участвующие в деле, не имеют возможности самостоятельно получить необходимое доказательство, они вправе обратиться в хозяйственный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В то же время у хозяйственного суда имеется право предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства либо непосредственно их истребовать, если сочтет невозможным рассмотреть дело на основании имеющихся доказательств.

    Хозяйственное судопроизводство от начала до конца проходит в форме состязания участвующих в деле лиц. Прежде чем удовлетворить или отклонить заявленное ходатайство одного лица, хозяйственный суд должен выслушать мнение по данному ходатайству иных участвующих в деле лиц. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной деятельности и гарантирует равную защиту. Равенство участников материально-правовых отношений предполагает их равенство и в процессуальных отношениях. Все, что дозволено в процессе истцу (представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать судебные акты и т.д.), должно быть дозволено ответчику, и наоборот. В споре между собой стороны обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и исполнять процессуальные обязанности.

    Принцип диспозитивности. Принцип диспозитивности заключается в возможности участвующих в деле лиц распоряжаться при активной помощи суда своими процессуальными и материальными правами. Этот принцип является движущим началом хозяйственного процесса. Он определяет движение хозяйственного процесса по делу, переход его из одной стадии в другую.

    Хозяйственный процесс по конкретному спору возникает только по заявлению заинтересованных лиц, обратившихся за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Действие принципа диспозитивности наглядно проявляется в Хозяйственном процессуальном кодексе при предъявлении исков прокурором, государственным или иным органом в интересах других лиц. Такой иск может быть предъявлен только с согласия этих лиц.

    В отличие от порядка, установленного Хозяйственным процессуальным кодексом 1991 г., в настоящее время хозяйственный суд не вправе возбудить производство по делу по своей инициативе. Кроме того, право истца изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, право ответчика признать иск или изменить основание возражений против иска, а также право сторон окончить дело мировым соглашением на любой стадии процесса раскрывает содержание принципа диспозитивности.

    Читайте так же:  Зачет и возврат налогов сборов и пени

    Однако суд не связан волеизъявлением сторон. Он может не утвердить мировое соглашение, не принять отказ истца от иска, ходатайство об уменьшении размера исковых требований, о признании иска, если эти действия противоречат закону или нарушают чьи-либо права.

    Принцип непосредственности и непрерывности. Согласно принципу непосредственности хозяйственный суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, заслушивать объяснения лиц, участвующих в деле, заключение экспертов, знакомиться с письменными доказательствами, осматривать вещественные доказательства. Это способствует отысканию истины, позволяет правильно оценить доказательства.

    Судебный акт подлежит отмене, если он основан на доказательствах, не исследованных судьями, которые его вынесли. Суд основывает решение только на доказательствах, исследованных судьями в судебном заседании. Хозяйственный суд должен стремиться к тому, чтобы сведения о фактах, необходимых для разрешения спора, были почерпнуты непосредственно из первоисточников либо из надлежаще оформленных копий документов или выписок из них. Если копия документа вызывает сомнение, то по требованию хозяйственного суда должен быть представлен подлинный документ.

    В силу принципа непосредственности не допускается вынесение решения, основанного на внепроцессуальных материалах, на доказательствах, которые не были проверены в судебном заседании, за исключением случаев, прямо указанных в законе. Принцип непрерывности заключается в том, что разбирательство дела проводится непрерывно. Перерыв в судебном заседании может быть назначен для отдыха. Кроме того, не всегда дело может быть рассмотрено в одном, первом же, судебном заседании. При разбирательстве дела суд может столкнуться с обстоятельствами, препятствующими его рассмотрению по существу. В этом случае он должен отложить разбирательство дела. Новое разбирательство дела после его отложения начинается сначала, т.е. с подготовительной части судебного заседания.

    Соблюдение принципа непрерывности обеспечивает цельность восприятия судом исследуемого материала, сосредоточения внимания суда только на одном деле, что позволяет судьям правильно оценить исследованные доказательства.

    Арбитражный процесс: Учебник. Изд. / под ред. М.К. Треушникова. М., 1998.

    Арбитражный процесс: Учебник / под ред. Г.Е. Гукасяна, В.Ф. Тараненко. М., 1996.

    Анохин В. Проблемы арбитражного суда и процесса // Хозяйство и право. 1997. №4.

    Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М., Городец, 1997.

    Зайцев М.И. Хозяйственный спор и арбитражный процесс. Вопросы теории. М., 1982.

    Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. Мн.: Амалфея, 1999.

    Каменков В.С., Жандаров В.В. Справочник по хозяйственному процессу. Мн.: Амалфея, 2001.

    Каменков В. Актуальные вопросы судебной защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования в Республике Беларусь // Бюллетень нормативной правовой информации. 2001. №2.

    Каменков В. Судебные органы, разрешающие споры в сфере экономики в Республике Беларусь. // Закон и реальность. 2001. №7.

    Каменков В. Судебные органы, осуществляющие правосудие по хозяйственным (экономическим) спорам в Республике Беларусь // Хозяйство и право. 2001. №7.

    Каменков В. Соотношение некоторых принципов в хозяйственном процессе // Право Беларуси. 2003. №19.

    Лутченко Ю.И., Каменков В.С. Принципы хозяйственного процесса // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 1996. №1.

    Сысуев Т.В. Юридическая природа, содержание и субъекты конституционного права на судебную защиту в хозяйственном судопроизводстве // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2000. №2. С. 252.

    Тараненко В.Ф. Принципы арбитражного процесса. М., 1988.

    Филипповский В. Белявский С. Как происходит назначение на судейскую должность в различных странах. // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2003. №5.

    Хозяйственное судопроизводство: законодательство, постановления, разъяснения, обобщения. Исполнительное производство. Международные правовые акты / Сост. В.В. Бойко, В.С. Каменков, В.И. Телекников и др. — 2-е изд. Мн.: Белбизнеспресс, 1998.

    knowledge.allbest.ru

    Система арбитражных судов РФ. Структура арбитражной системы РФ

    Экономические споры, то есть те, в которых участвуют различные хозяйствующие субъекты, в России могут разрешаться при содействии арбитражных судов. В чем заключается специфика их работы? Какие нормативные акты регулируют деятельность арбитражей?

    Задачи арбитражных судов

    Рассмотрим для начала то, какие задачи решает судебная система арбитражных судов РФ. Их специфика определена отдельным федеральным нормативным актом — АПК РФ. В соответствии с данным Кодексом, система арбитражных судов РФ решает задачи, связанные с разрешением, как мы отметили выше, экономических споров — тех, в которых участвуют хозяйствующие субъекты: индивидуальные предприниматели, различные хозяйственные общества, иностранные компании.

    Деятельность соответствующих судебных учреждений регулируется АПК и другими источниками права, в частности Федеральным конституционным законом об арбитражных судах. В перечень задач, которые решают рассматриваемые учреждения, входят:

  • защита прав и интересов лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, а также государственных и муниципальных органов власти в сфере бизнеса;
  • обеспечение доступности арбитражного правосудия для различных хозяйствующих субъектов;
  • справедливое решение споров в рамках разумных сроков;
  • укрепление института права, законности, а также предупреждение правонарушений в области хозяйственной деятельности;
  • стимулирование уважительного отношения граждан и организаций к закону;
  • деятельности судов, стимулирование развития между хозяйствующими субъектами партнерских отношений;
  • этики делового общения.
  • Нормативное регулирование системы арбитражных судов

    Рассмотрим теперь более подробно то, какими нормативными актами регулируется система арбитражных судов РФ. Основополагающий источник права, на который должны опираться в своей деятельности арбитражи, как, впрочем, и любые учреждения, граждане и организации, — Конституция РФ. Конкретно порядок арбитражного судопроизводства определяется главным законом государства, а также:

  • ФКЗ «О судебной системе»;
  • ФКЗ «Об арбитражных судах»;
  • АПК РФ;
  • иными федеральными законами, сфера действия которых распространяется на деятельность арбитражей.
  • АПК РФ устанавливает норму, в соответствии с которой в РФ применяются положения международного договора, в случае если в нем установлены иные правила, чем те, что зафиксированы в законодательстве. На судебных заседаниях должны применяться только действующие положения законодательства. В случае если та или иная норма в рамках процессуального права, которая требуется для оценки результатов тех или иных правоотношений в рамках заседания, отсутствует в законодательстве, то система арбитражных судов РФ обязана ориентироваться на принцип аналогии права. То есть рассматривать спор в контексте схожих норм законодательства, которые регулируют смежные сферы правоотношений.

    Рассмотрим теперь то, что представляет собой арбитражный суд РФ как самостоятельный правовой институт. Для этого обратимся к положениям ФКЗ «Об арбитражных судах».

    Арбитражные суды как самостоятельный правовой институт

    В соответствии с отмеченным источником права, арбитражи являются федеральными судами. В систему соответствующих учреждений входят:

  • окружные арбитражные суды (они также являются кассационными);
  • апелляционные судебные учреждения;
  • суды первой инстанции субъектов РФ;
  • специализированные суды.
  • Ранее самым высоким по рангу учреждением в рамках соответствующей системы являлся Высший арбитражный суд Российской Федерации. Однако в 2014 году законодатель осуществил реформу, по результатам которой функции ВАС РФ перешли в ведение Верховного суда РФ. Рассмотрим более подробно особенности данных изменений в регулирующих нормах права.

    Судебная реформа 2014 года

    Итак, в начале 2014 года законодателем были инициированы поправки:

  • в ФКЗ «О Верховном суде»;
  • в ФКЗ «О судебной системе».
  • В соответствии с ними, как мы отметили выше, функции ВАС РФ после вступления соответствующих поправок в силу в августе 2014 года переходили в ведение ВС РФ. Был установлен особый порядок формирования состава судей в рамках ВС РФ, получившего новые полномочия.

    Данная реформа, в соответствии с которой Высший арбитражный суд Российской Федерации был фактически упразднен как самостоятельный институт права, вызвала довольно много критики. Как посчитали эксперты, те компетенции, которыми изначально обладал ВС РФ, не так просто перенести на уровень другого государственного института. В связи с этим, по мнению специалистов, может снизиться качество рассмотрения дел в рамках арбитражных процессов.

    Читайте так же:  Адвокат голубенков ярославль

    Так или иначе, реформа судебной системы состоялась. Любой арбитражный суд РФ осуществляет свою деятельность с учетом того, что самые высокие полномочия при решении экономических споров сейчас имеет ВС РФ.

    Рассмотрим теперь особенности осуществления функций конкретными разновидностями арбитражных судов, которые обозначены нами выше: окружными, апелляционными, выполняющими роль учреждений первой инстанции, которые работают на уровне субъектов РФ, а также специализированными. Для этого обратимся к положениям ФКЗ «О судебной системе».

    Окружные суды: особенности выполнения функций

    Итак, система арбитражных судов РФ включает учреждения, которые осуществляют свои функции на уровне округов. Данные арбитражи также являются кассационными. Можно отметить, что они рассматривают споры на уровне первой инстанции. Нужно отметить, что арбитражи округов, в соответствии с законодательством, являются вышестоящими по отношению к таким учреждениям, как:

    • апелляционный арбитражный суд;
    • учреждения, выполняющие функции на уровне субъектов РФ.
    • При этом оба типа организаций должны располагаться на территории соответствующего округа, если иные нормы не определены в Федеральном конституционном законе. Аналогично полномочия, алгоритм формирования, а также порядок организации деятельности окружных арбитражей устанавливаются на уровне ФКЗ.

      Апелляционные суды

      Собственно, апелляционный арбитражный суд как самостоятельный правовой институт также присутствует в рамках соответствующей системы. Его полномочия опять же устанавливаются на уровне ФКЗ РФ. В пределах своей компетенции данные учреждения могут рассматривать дела по новым или вновь возникшим обстоятельствам.

      Арбитражи в субъектах РФ

      Примеры соответствующих учреждений — арбитражный суд края или области, которые формируют отдельный субъект РФ. Основные полномочия данных организаций связаны с осуществлением правосудия на уровне первой инстанции, а также по новым или вновь появившимся обстоятельствам.

      Субъектом РФ считается и город федерального значения. Таким образом, есть арбитражный суд Москвы, Санкт-Петербурга. Его функции и полномочия соответствуют учреждениям, о которых идет речь. Арбитражный суд Московской области будет осуществлять свою деятельность независимо от столичного. То же самое можно сказать о Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Арбитражный суд Санкт-Петербурга решает споры, возникшие между хозяйствующим субъектами, которые ведут свою деятельность на территории города. Арбитраж в Ленинградской области будет рассматривать дела с участием фирм, представляющих соответствующий регион.

      Арбитражный суд области или иного типа субъекта РФ осуществляет свою деятельность в порядке, который, как и в случае с предыдущими учреждениями, определяется на уровне Федеральных конституционных законов.

      Еще один тип арбитражей — это специализированные суды. Они также имеют статус федеральных. Рассмотрим особенности их деятельности подробнее.

      Специализированные арбитражи

      Собственно, специализированные федеральные суды необязательно могут быть арбитражными. Вполне возможно, что они выполняют функции, связанные с рассмотрением административных и гражданских дел, которые в общем случае находятся в компетенции судов общей юрисдикции. Однако при необходимости они могут выполнять функции специализированных арбитражей. Порядок их формирования, как и в случае с другими учреждениями, такими как окружной, апелляционный, арбитражный суд республики, края или области, определяется на уровне ФКЗ.

      Суд по интеллектуальным правам

      Пример специализированного арбитража — Суд по интеллектуальным правам. Данная организация рассматривает споры, связанные с реализацией прав. При этом Суд по интеллектуальным правам одновременно имеет полномочия для осуществления правосудия на уровне первой, а также кассационной инстанций.

      Итак, мы рассмотрели основные сведения о системе арбитражных судов РФ, какие именно учреждения в ней представлены. Полезно будет изучить некоторые нюансы работы данной системы. В частности то, как назначаются судьи в арбитражах. Для этого вновь обратимся к положениям ФКЗ «Об арбитражных судах», а также к дополняющим его правовым актам.

      Назначение судей в арбитражах

      Назначение председателей, их заместителей, а также судей во всех типах учреждений осуществляется в соответствии с положениями:

    • законом РФ «О статусе судей».
    • Главное условие, при котором гражданин получает назначение в арбитражный суд Москвы, Санкт-Петербурга, областной, краевой, окружной, — это получение согласия от квалификационной коллегии. В свою очередь, данный орган также принимает решения об освобождении судей от должности. При этом они могут обжаловаться в Дисциплинарной коллегии ВС РФ.

      Финансирование деятельности арбитражей

      Следующий аспект деятельности арбитражей, который мы изучим — финансирование. Оно осуществляется за счет федерального бюджета РФ. Финансирование судов осуществляется ВС РФ с учетом позиции Судебного департамента. Таким образом, обеспечение деятельности рассматриваемых учреждений осуществляется централизованно. Арбитражный суд Московской области, столицы, округа использует средства федерального бюджета.

      Численность и структура арбитражей

      Рассмотрим также то, каким образом законодательством РФ регулируется численность и структура рассматриваемых учреждений. Можно отметить, что соответствующие показатели устанавливаются бюджетным законодательством, поскольку, как мы отметили выше, деятельность арбитражей финансируется за счет государственного бюджета. При этом численность и структура конкретных судебных учреждений, таких как арбитражный суд Санкт-Петербурга, Москвы, области, края, определяются ВС РФ в пределах, установленных бюджетным законодательством.

      Аппарат арбитражного суда

      Еще один аспект деятельности рассматриваемых учреждений, который полезно будет изучить, — функционирование аппарата. Данный орган отвечает за организационное обеспечение работы арбитража. Руководит соответствующим аппаратом председатель конкретного арбитражного суда. Основные задачи, решаемые данным органом:

      • досудебный прием лиц, которые участвуют в спорах;
      • прием и выдача различных документов, осуществление их проверки;
      • содействие работе судей в рамках их подготовки к рассмотрению споров;
      • ведение учета различных дел;
      • исследование и обобщение формирующейся судебной практики;
      • подготовка различных предложений по внесению необходимых поправок в законодательство;
      • информационная, а также справочная работа;
      • статистический учет в рамках основной деятельности;
      • материально-техническое обеспечение учреждения;
      • организация исполнения изданных судом актов.
      • Деятельность аппарата суда регулируется специальным положением. Утверждает его Судебный департамент при ВС РФ. В целях рассмотрения особых вопросов, которые возникают в рамках рассмотрения тех или иных дел, в его аппарате собирается группа советников, которые обладают необходимой квалификацией для решения поставленных задач. Общее количество сотрудников аппаратов рассматриваемых учреждений, не считая персонала, занимающегося охраной, обслуживанием зданий, ведением транспортного хозяйства, определяется бюджетным законодательством.

        Структура и численность аппарата арбитража устанавливаются председателем суда при условии согласования с Судебным департаментом в ВС РФ с учетом показателей, определенных на уровне бюджетного законодательства. Сотрудники аппарата суда могут иметь статус гражданских служащих. Их права и обязанности устанавливаются отдельными федеральными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в целях оптимизации системы правового регулирования деятельности государственных служащих. Права и обязанности сотрудников аппарата суда, не имеющих статуса госслужащих, регулируются ТК РФ.

        Итак, мы изучили особенности системы арбитражных судов РФ. Таковые представлены 4 основными разновидностями: окружными, апелляционными, судами субъектов РФ, а также специализированными арбитражами.

        Деятельность соответствующих учреждений регулируется на уровне федерального законодательства. С 2014 года наибольшей компетентностью в арбитражной системе обладает Верховный суд РФ. Он же отвечает за формирование состава судей в конкретных учреждениях, в пределах тех показателей численности кадров, которые устанавливаются бюджетным законодательством. Оно, в свою очередь, определяет то, как будет финансироваться система арбитражных судов РФ.

        Рассматриваемые учреждения решают экономические споры с участием предпринимателей, хозяйственных обществ, органов власти. Организация деятельности арбитражей осуществляется учрежденным в них аппаратом.

        fb.ru

    Обсуждение закрыто.