Характеристика на воспитателя в суд

Характеристика на воспитателя в суд

Характеристика в детский сад образец

Педагогическая характеристика ребенка с онр (образец) — для воспитателей детских садов Педагогическая характеристика

На ФИО, воспитанника ___

(ФИО ребенка, год рождения) посещает детский сад с ___ года по настоящее время.

Ребенок воспитывается в полной семье, где кроме него есть старший брат. Материально-экономическое положение удовлетворительное. Стиль детско-родительских отношений – демократичный.

В семье интересуются вопросами воспитания. Проявляют интерес к консультациям и рекомендациям воспитателей в уголке для родителей, а также регулярно посещают родительские собрания Воспитанием, в основном, занимается мама. В семье придерживаются режима дня, соблюдаемого в детском саду.

(Имя) – здоровый рослый мальчик. Физическое развитие соответствует возрасту. Моторно неуклюж, неловок, ведущая рука правая.

Вовремя НОД старается вести себя спокойно сдержанно, слушать объяснения педагога, Замечания воспитателя по поводу допущенных ошибок воспринимает не всегда адекватно, может отказаться от выполнения задания. Внимание не устойчивое, мальчик подвижный активный, быстро реагирует на окружающие события, любознательный.

Программу воспитания и обучения по основным областям усваивает с трудом, преобладает зрительная память.

Объем словаря не соответствует возрастной норме. Затрудняется называть предметы, выходящие за рамки бытовой лексики, испытывает трудности в подборе прилагательных и глаголов к слову. Испытывает трудности в образовании относительных прилагательных.

Отмечается низкий уровень сформированности обобщающей функции слова. Нарушена структура четырех сложных слов. Слуховая дифференциация фонетически близких звуков нарушена, допускает ошибки при повторении серии слогов с фонетически близкими звуками.

Составление рассказа по картине заключается в перечислении знакомых объектов. Пересказ простого текста выполняется самостоятельно после повторного прочтения. Громкость голоса нормальная речь медленная, не достаточно выразительная.

Мальчик дружелюбный, открытый, охотно играет с детьми, подчиняется правилам игры, в игровой деятельности активен.

(Имя) общительный, добрый, ласковый, легко вступает в контакт с детьми и взрослыми. Преобладает радостное настроение, послушный, соблюдает правила элементарной вежливости. Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым.

Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй.

(Имя) неаккуратный мальчик, неопрятный, за своим внешним видом не следит. Навыки самообслуживания сформированы в достаточной мере.

Положительные черты личности ребенка, на основе которых можно строить коррекционную работу: любознательность, трудолюбие, доброта, общительность.

Воспитатель (ФИО) : ___

Похожие записи:

Социально-демографический паспорт семьи

Анкета для родителей при поступлении ребенка в детский сад

Характеристика в детский сад : бланк — образец на 2014 год

Характеристика в детский сад может потребоваться для поступления в школу, решения каких-либо юридических вопросов, связанных с ребенком, или для психологического обследования. Такую характеристику обычно составляет воспитатель, в группе которого состоит ребенок.

Первоначально в характеристике указывается фамилия и имя ребенка, дата и место его рождения, адрес регистрации ребенка, а также язык воспитания ребенка дома и в детском саду. Следует указать, в течение какого времени он посещает данный детский сад.

Воспитатель описывает, нравится ли ребенку посещать детский сад, часто ли он пропускает посещения дошкольного учреждения и по какой причине. Следует перечислить болезни, по причине которых ребенок пропускал посещения детского сада.

Далее описываются отношения ребенка со сверстниками и воспитателем, насколько он общителен и его темперамент, уровень его самостоятельности, соблюдение правил личной гигиены, отношение ребенка к занятиям (какие занятия вызывают у него интерес, а какие вызывают трудности).

В характеристике описывается отношение ребенка к труду: доводит ли он начатое до конца, занятия, выполнение которых вызывает у ребенка особый интерес, требуется ли ребенку мотивация для начала определенного вида трудовой деятельности.

Следует описать позиционирование ребенка в игре, и какие роли он любит примерять на себя, как он выходит из критических ситуаций. В конце характеристики воспитатель дает свою оценку психологического портрета воспитанника, на какие особенности поведения ребенка нужно обратить внимание родителям и педагогам.

Персональный сайт — психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего детский сад

Фамилия, имя _____________________Дата рождения _____________________Общее физическое развитие _________________Состояние здоровья _____________________Состав семьи ______________________

Поступил в ДОУ ______________________

Детский сад посещает с августа 2006 года. К детскому саду адаптировался быстро.

Ребенок из полной семьи. Взаимоотношения с родителями строятся на теплой, доброжелательной основе. В семье больше всего ребенок общается с мамой. Дома предпочитает рисовать, играть в шашки, рисует, лего. Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Самостоятельно складывает игрушки по местам.

Соматическое здоровье. Болеет редко, аппетит хороший, засыпает быстро, сон спокойный.

Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту. Ребенок может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, пользоваться ложкой.

Мальчик осознает свои физические возможности. Осознает себя во времени и пространстве.

Особенности игровой деятельности: ребенок предпочитает предметно-процессуальные и подвижные игры, участвует в ролевых играх, выполняя в них разные роли. Очень любит играть в подвижные игры и машинки с другими детьми. С удовольствием играет в лего, любит слушать сказки.

Основные трудности, отмечаемые в общении: У ребенка сформировано доброжелательное отношение к детям, развито желание сотрудничать с ними. Среди ребят в группе есть постоянный круг друзей с общими интересами. На контакт со взрослыми идет охотно.

Особенности отдельных познавательных процессов: Ребенок отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения. Достаточно хорошо развито наглядно-образное и элементы логического мышления.

Речевое развитие: Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове. Ребенок отличается большим словарным запасом.

Правильно строит предложения. Преобладает монологическая речь: правильно строит устные сообщения, рассуждения по поводу способов выполнения действий.

Основные трудности, отмеченные в обучении: Ребенок с легкостью усваивает программу, на занятиях темп работы равномерный. К занятиям проявляет интерес. С удовольствием занимается трудовой деятельностью и чувствует себя там уверенно.

На критику реагирует негативно, может обидеться и перестать выполнять задание. Любит похвалу и одобрение, которое старается заслужить. У ребенка уровень нравственного развития в норме. Мальчик знает, что хорошо и что плохо.

Любит бывать в детском саду. Преобладает познавательный вид общения с педагогом. Понимает, что в детском саду его учат читать, рисовать, английскому языку, танцевать.

Именно за это любит своего воспитателя.

Особенности характера. Мальчик общительный, ласковый, доброжелательный, обидчив.

Психолог МДОУ №___: __________________

Заведующая дошкольнымучреждением №___: ___________________

Характеристика на воспитателя детского сада

Характеристика с места работы составляется на сотрудников организации для различных целей – предъявление в различные организации при поиске работы, предъявление в различные инстанции (суды, полицию и т.д.), для внутренних целей. В данной статье разберемся, как написать характеристику на воспитателя детского сад. В конце статьи можно скачать образец характеристики на воспитателя от заведующей детским садом.

На воспитателя детского сада часто составляется характеристика для аттестации или награждения. Составляется он от имени заведующей.

Предлагаем также скачать образцы других характеристик с места работы: для предъявления в суд – скачать, для предъявления в полицию – скачать образец, на руководителя — скачать, на учителя — образец, на ребенка ДОУ — скачать.

Образец характеристики на воспитателя детского сада от заведующей

В текст обычно включают информацию о том, где учился воспитатель, какое образование получил. Профильное высшее образование положительно скажется на имидже воспитателя.

Далее приводятся данные о том, как давно человек работает в детском саду в должности воспитатель, отмечаются все передвижения по карьерной лестнице, особые достижения и заслуги.

В тексте дается оценка тому, насколько грамотным и умелым педагогом является данный человек. Большим плюсом будет дополнительное образование, курсы, пройденные воспитателем в целях повышения квалификации.

Воспитатель должен хорошо разбираться в детской психологии, уметь налаживать контакт с детьми, иметь желание их развивать. В тексте необходимо отметить все те черты, которые создают положительное мнение о человеке, как о воспитателе.

Участие в мероприятиях различного характера, активность и желание развиваться вместе с дошкольным учреждением также не будет лишней информацией.

Таким образом, характеристика должна содержать оценку профессиональных и личных качеств воспитателя детского сада.

Подписывает документ лицом, его написавшем, обычно это заведующая детским садом.

В качестве примера предлагаем скачать образец написания характеристики на воспитателя дошкольного учреждения от заведующей.

Скачать образец

Характеристика на воспитателя детского сада образец от заведующей – скачать.

buhs0.ru

Характеристика на ребёнка в ДОУ от воспитателя группы

Если ребёнок — воспитанник детского сада, от учреждения всегда может потребоваться составление на него характеристики. Запросить её имеют право либо родители (один из них), либо иные законные представители (опекуны, директор детского дома). Это требование федерального закона «О персональных данных». Возможен также запрос от прокуратуры или суда по уголовному делу. Другим лицам характеристика на ребёнка в ДОУ от воспитателя не предоставляется.

Требования к оформлению документа

К составлению характеристики привлекаются все специалисты, работающие с ребёнком: педагог-психолог, логопед, медицинская сестра. При её написании могут быть использованы все имеющиеся в распоряжении детского учреждения документы:

• медицинская карта, где есть данные о состоянии здоровья ребёнка;

• материалы диагностических исследований, их соответствие объективным программным показателям нормы, динамика развития;

• сведения о семье.

Характеристика на ребёнка в ДОУ от воспитателя подписывается заведующим детским садом и заверяется печатью учреждения. Несмотря на отсутствие утверждённых форм её составления, на неё распространяются основные требования делопроизводства. Это должен быть печатный текст с названием документа, чётким указанием, на кого составлен и в какую организацию предоставляется. Внизу проставляется дата. Спустя время могут запросить повторную характеристику, поэтому воспитателю целесообразно вести дневник наблюдения за ребёнком, чтобы отметить произошедшие изменения.

Требования к содержанию

При определении уровня развития ребёнка для выработки правильного подхода к его дальнейшему обучению необходимо раскрыть, как он усваивает программу дошкольного учреждения. Это может понадобиться для предоставления данных в территориальную психолого-педагогическую комиссию, если возникли опасения в отставании малыша в развитии или если ему требуется перевод в логопедическую группу. Также бумага может быть нужна для общеобразовательной школы, когда он выпускается из детского сада и в случае оформления инвалидности.

Тогда пишется характеристика на ребёнка в ДОУ от воспитателя, пример которой приведен ниже. В ней должны быть отражены такие факты:

  • Малыш во время занятий: наличие интереса, с какими сложностями сталкивается и насколько способен их самостоятельно преодолеть, как воспринимает помощь взрослых, доставляет ли ему трудности переключение на разные виды деятельности, как он сам оценивает результаты деятельности.
  • Ребёнок в игре: использование предметов, речи, умение самостоятельно организовать игровую деятельность, взаимодействие с другими участниками игры, понимание своей роли, поведение в конфликтных ситуациях.
    • Соблюдение ребёнком режимных моментов: развитость навыков самообслуживания, соблюдение гигиенических норм, особенности приёма пищи, сна, активность при прогулках.

    Характеристика на ребёнка в ДОУ от воспитателя с описанием внутрисемейной ситуации

    Для принятия решения о возможном жизнеустройстве ребёнка от детского сада требуется развёрнутый документ с описанием внутрисемейной ситуации. Может потребоваться характеристика на ребёнка в ДОУ от воспитателя в суд или комиссию по делам несовершеннолетних, если выявлены нарушения в исполнении родительских обязанностей в отношении воспитанника дошкольного учреждения.

    Дело будет рассматриваться в судебной инстанции при разногласиях супругов по вопросу места жительства ребёнка или порядка его общения с родственниками; в случае иска о лишении или ограничении их в родительских правах; после заведения уголовного дела, по которому жертвой преступления стал воспитанник детского сада.

    В характеристике важны:

  • Состав и категория семьи (многодетная, неполная, воспитывающая ребёнка-инвалида, замещающая), степень материальной обеспеченности, кто из взрослых членов семьи в большей степени занимается воспитанием ребёнка: водит в детский сад, участвует в воспитательном процессе дошкольного учреждения, посещает родительские собрания. Как родители взаимодействуют с педагогическим коллективом, прислушиваются ли к его рекомендациям.
  • В полной ли мере обеспечиваются потребности ребёнка: соответствует ли одежда сезону, обеспечивается ли своевременное лечение, выполняются ли рекомендации медиков. Важно отметить наличие опрятности, возможных страхов по отношению к взрослым, жалоб на жестокое отношение со стороны родителей, следов побоев или синяков неизвестного происхождения.
  • Мнение педагогов ДОУ влияет на судьбу ребёнка, поэтому к написанию характеристики следует подходить с большой ответственностью.

    Характеристика на ребёнка в ДОУ от воспитателя, образец

    Характеристика (имя, фамилия несовершеннолетнего),

    воспитанника ДОУ № _ города_____гр. (название)

    для предоставления в районный суд _____ района г.______

    Имя, фамилия; возраст, адрес места жительства и регистрации (при несовпадении). Мать: имя, фамилия, отчество; возраст, занятость (работа, учёба), совместное или раздельное проживание с ребёнком. Отец: имя, фамилия, отчество; возраст, занятость (работа, учёба), совместное или раздельное проживание с ребёнком, наличие регистрации брака с матерью. Другие дети: имена, даты рождения, статус (указание юридических родителей), место обучения или работы. Другие родственники, проживающие совместно.

    С какого периода ребёнок посещает ДОУ. Откуда прибыл, где воспитывался ранее. Регулярность посещаемости. Краткая характеристика адаптации. Состояние здоровья. Бытовые навыки. Их соответствие возрасту. Познавательные процессы, соответствие норме. Коммуникативные навыки, характер трудностей (при наличии). Особенности характера.

    Краткая характеристика семьи, стиль воспитания. Степень участия каждого родителя, других членов семьи. Взаимодействие с педагогическим коллективом, выполнение рекомендаций. Примеры, аргументирующие позицию ДОУ по существу иска. Мнение ребёнка (указывается со слов или по результатам обследований).

    Выводы по существу искового заявления в суд (спор между родителями, ненадлежащее воспитание).

    fb.ru

    Характеристика педагога дополнительного образования образец

    Представление-характеристика на аттестацию дополнительного образования

    Людмила Николаевна системно работает над развитием своей творческой индивидуальности, она восприимчива к педагогическим инновациям, способна адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Действия педагога обеспечивают эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, они направлены на создание детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи и взаимовыручки.

    Педагог владеет современными образовательными технологиями:

    «Технология интеграции в образовании» (В.В.

    Гузеева). Педагог применяет интегрированную форму занятий, на которых обучающиеся используют компьютерные информационные технологии для составления эскизов, набросок, схем в процессе выполнения поделок и изделий (например: 3-D газет, открыток, визиток, бейджиков).

    «Технология коллективного творческого воспитания» (И.П. Иванов). Крылова Л.Н. использует технологию сотрудничества взрослых и детей на занятиях.

    Примером может служить мягкая игрушка «Бычок на облаке», которая стала победителем в номинации «Приз зрительских симпатий» на городском конкурсе «Животные – символы восточного гороскопа» (совместная работа мамы и ребенка).

    «Технология проектной деятельности» (С.В. Глухов) Пример – проект «Сайт школы», выполненный обучающимися, учениками 11 класса. Диплом I степени школьной конференции школьного научного общества «Эрудит».

    «Информационные технологии» (Е.С. Полат). На занятиях обучающиеся осваивают графические редакторы Paint, CorelDraw, Adobe Photoshop и текстовый редактор Word. Приобретенные навыки работы на персональном компьютере дети применяют на конкурсах различных уровней, демонстрируя позитивные результаты.

    Крылова Л.Н. владеет технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), методическими приемами, педагогическими средствами и постоянно их совершенствует. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

    Является членом Педагогического клуба «Первое сентября» и Сети творческих учителей, активно использует методические идеи других преподавателей, новинки методической литературы и иных источников информации в области компетенции и методики преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), таких как: занятия-фантазии, сборы, игры, фольклорные праздники, психологические практикумы. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности.

    С 2006 по 2010 год педагог преподает элективные курсы предпрофильного образования учащихся 9-ых классов по своим авторским программам (направление: применение декоративно-прикладного творчества в жизни человека).

    Педагог участвует в разработке и реализации образовательных программ, например: «Программа кружка школьной газеты «Школьник», «Применение компьютерной графики в декоративно-прикладном творчестве». Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.

    Организует разные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.

    Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса.

    Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях.

    Осуществляет оценочно-ценностную рефлексию посредством итоговых выставок и конкурсов.

    Участие в конкурсах, викторинах, проектах

    • педагога (Приложение 1),
    • воспитанников (Приложение 2)

    II. Информационная компетентность (ИК)

    Одной из основных компетентностей на современном уровне развития образования является информационная компетентность. Информационная компетентность Крыловой Л.Н. проявляется в умении технологически мыслить, в наличии аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Информационная компетентность является составной частью информационной, технологической культурыпедагога и выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений. Информационная компетентность педагогаформируется наэтапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средстваобучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующиеуровни формирования информационной компетентности:

    1. Высокий уровень пользователя компьютером. Людмила Николаевна в совершенстве владеет программами Microsoft Office версий 2000, 2003, 2007 и 2010 (Word, Excel, Access, Publish); графическими редакторами Paint, Adobe Photoshop и Adobe

    ImageReady, Corel Draw, программой презентации PowerPoint, Adobe Reader, Internet Explorer, Macromedia Flash MX, Windows Movie Maker, программами-архиваторами Winrar и Zip, конструктором сайтов и другими. На занятиях регулярно применяет компьютерные и мультимедийные технологии.

    2. Высокий уровень предметно-специфических задач на основе творческого, межпредметного подхода. Педагогом разработаны авторские программы предпрофильного образования школьников: элективный курс по программе презентации PowerPoint, элективный курс по компьютерной графике, программу кружка школьной газеты «Школьник»: «Применение информационно-коммуникационных технологий в издательской деятельности школы»

    1-ый и 2-ой год обучения, статья «Межпредметные связи – использование пакета Microsoft Office в школе», интегрированный урок «Стихийные бедствия. Лавина» (ОБЖ, 7 класс), мастер-класс «Технология создания векторного изображения в текстовом редакторе MS Word», которые были опубликованы на сайте http://www.1september.ru и на электронных носителях (CD, DVD – дисках).

    Редакцией журнала «Директор школы» выпущен в продажу CD-диск «Профильное обучение» рубрика «Административная работа в школе», на котором размещены три авторские разработки элективных курсов: «Программа презентации PowerPoint», «Компьютерная графика», «Как развивать навыки делового общения».

    В газете «Первое сентября» – Информатика № 8 2006г. – опубликована авторская (в соавторстве с Исаковой И.С.) статья «Наш кабинет – наша гордость». Крылова Л.Н. является членом Педагогического клуба «Первое сентября», клубная карта № 100-453-220.

    3. Высокий уровень потребителя информации. Посредством дистанционного образования Людмила Николаевна регулярно повышает квалификацию. Повышение квалификации по темам:

    2010 год – «Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении». (Педагогический университет «Первое сентября»

Москва), регистрационный номер № 1003532200-21003;

  • 2009 год – «Применение пакета свободного программного обеспечения» – 72 часа (НОУДПО «Институт «АйТи», Москва). Регистрационный номер № 045466;
  • 2008 год – «Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме»

    Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (Педагогический университет «Первое сентября» Москва). Регистрационный номер № 290063-8003.

    Педагог умеет осуществлять эффективный поиск в поисковых системах Internet необходимой информации и ее структурирование. Адаптирует информацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям.

    Формулирует учебную проблему различными информационно-коммуникативными способами, профессиональными инструментами. Квалифицированно работает с различными информационными ресурсами, свободно ориентируется в навигации необходимых сайтов, знает адреса цифровых образовательных ресурсов и энциклопедий, применяя полученную информацию в образовательном процессе.

    Имеет собственную подборку готовых программно-методических комплексов, позволяющих проектировать решение педагогических проблем и практических задач. Использует автоматизированное рабочее место учителя, как в образовательном процессе, так и в ведении школьной документации на электронных носителях. Людмила Николаевна – член Сети творческих учителей России.

    4. Высокий уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования.

    Под руководством педагога учащиеся в 2007 году разработали и внедрили в сеть Интернет сайт школы http://www.limbaschool.edusite.ru. Крылова Л.Н. является руководителем и администратором указанного сайта. С января 2008 года отвечает за информатизацию школы: обеспечивает техническую поддержку и учет офисной техники; ежегодно составляет Паспорт по информатизации школы; ответственной по доступу к сети Интернет и по запросам Управления образования г. Новый Уренгой, Департамента образования г. Салехард, прокурорским запросам и т.д. предоставляет отчетность по использованию ресурсов интернет; курирует работу с СБППО (Стандартный базовый пакет программного обеспечения «Первая помощь 1.0» и «Первая помощь 2.0» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»)

    Педагог повсеместно применяет: создание профессионально ориентированных задач, педагогических ситуаций на уроке, создающих мотивацию овладения информационными технологиями; обучение с помощью наглядных моделей, средств мультимедиа, Интернет-ресурсов, стимулирующих процесс формирования ИК; выполнение творческих проектовс учетом учебной специализации с использованием информационных технологий.

    Умеет сама и обучает учащихся: применять информационные технологии для демонстрации печатныхи графических документов; использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке; создавать презентации; систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц и технологических карт; строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера; применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов; использовать компьютерное тестирование; использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.

    Информационная компетентность Крыловой Людмилы Николаевны позволяет широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера.

    Педагог обладает необходимой подготовкой длякорректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей. Это приводит к активному участию в ИКТ-конкурсах и позитивным результатам творческих достижений

  • педагога (Приложение 3),
  • оспитанников (Приложение 4)

    III. Коммуникативная компетентность

    Квалифицированные действия педагога дополнительного образования – Крыловой Людмилы Николаевны обеспечивают эффективное конструирование прямой и обратной связи с сотрудниками школы и социума. Людмила

    Николаевна коммуникабельна, она легко устанавливает контакт с разновозрастными обучающимися и их родителями, с коллегами по работе. Умеет организовать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умеет убеждать, аргументировать свою позицию; владеет ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

    Людмила Николаевна владеет знаниями технологий диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и пути разрешения конфликтов.

    Для достижения определенных социально значимых целей Крылова Л.Н. осуществляет следующую совместную деятельность с воспитанниками, их родителями, и другими сотрудниками школы.

    Результативность коммуникативной компетентности педагога (Приложение 5).

    Педагог регулярно участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы. Принимает активное участие в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.

    Крылова Л.Н. осуществляет руководство методическим объединением:

      с 01 сентября 2003 года по 31 августа 2009 года – учителей школы по технологии, музыке, изобразительному искусства и черчению;

  • с 01 сентября 2009 года по 30 мая 2010 года – педагогов дополнительного образования школы;
  • с 01 сентября 2010 года по настоящее время – педагогов дополнительного образования и учителей технологии, музыки, изобразительного искусства и черчения.

    При выполнении обязанностей руководителя методического объединения наряду с выполнением, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей музыки, технологии, ИЗО и черчения, а также других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.

    Публичные выступления (Приложение 6):

    IV. Правовая компетентность

    Для решения соответствующих профессиональных задач в профессиональной деятельности Крылова Людмила Николаевна эффективно использует законодательные и иные нормативные правовые документы органов власти. Педагог знает Конституцию Украины; законодательство Украины в области образования; приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Владеет правовыми основами функционирования развития системы общего образования, работает согласно закону Украины «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, приказам Министерства образования, администрации г. Новый Уренгой, Устава общеобразовательного учреждения, других нормативных актов по организации учебно-воспитательного процесса.

    Людмила Николаевна – квалифицированный специалист, знающий основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, основы их творческой деятельности; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Директор МОУ СОШ № 9 С.Н. Демидова

    Ознакомлена:_____________________ _______________________________ дата подпись

    Педагог дополнительного образования: анатомия профессиональной деятельности

    Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,

    Я не то чтоб любопытствовал — я по небу летел.

    Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,

    Как умеют эти руки эти звуки извлекать

    Наблюдение за тенденциями развития дополнительного образования де-тей в последние годы приводит к противоречивым чувствам. По разным приметам ощущается, что люди, формирующие государственную образовательную политику, не в полной мере понимают ту роль, которую играют учреждения дополнительного образования. Отчасти сложившаяся ситуация результат недостаточной пропаганды достижений системы внешкольного воспитания, кроме того представления о нормах деятельности педагогов-внешкольников создают впечатления неконкретности, а порой и примитив-ности решаемых ими профессиональных задач.

    Именно поэтому следует предпринять попытку разложить и разобрать работу педагога дополнительного образования, что называется по косточкам, чтобы как можно меньше заниматься патологоанатомией.

    СРЕДИ АКУЛ И АЛЬБАТРОСОВ

    МЕЧТАЛ СТОЯТЬ ОН НА БОРТУ

    Он спел бы под скрипку про скрип старых мачт,

    Про боцмана — злую собаку.

    А маленький, злой, одинокий скрипач

    Играл бы на скрипке — и плакал.

    Педагог дополнительного образования явление достаточное противоре-чивое. С одной стороны это — дилетант, получающий деньги за то, что вместе со школьниками реализует свою страсть к какому-либо занятию, при этом, где заканчиваются рамки профессиональной деятельности и начинаются гра-ницы хобби зачастую определить весьма трудно.

    В массовой практике дело осложняется имплицитным дилетантством, вузов и сузов, где готовят педаго-гов дополнительного образования можно перечесть по пальцам. Правда, се-годня в стандартах бакалавров «Педагогического образования» введен про-филь – «Дополнительное образование». Однако при самом оптимистическом прогнозе, первые бакалавры соответствующего профиля придут в учреждения через пять лет.

    Еще одно противоречие в деятельности педагога дополнительного обра-зования состоит в том, что он должен быть фанатиком двух вещей: того мира занятий, в которое он вводит детей и мира воспитания детей. Требование фа-натичности или полного энтузиазма объясняется тем, что без этого сверх-нормативного отношения к занятиям невозможно заразить учеников этой практикой.

    Педагог дополнительного образования должен гореть, сознавая то, что сам он в этой деятельности уже не состоится. Хорошо еще спортив-ным тренерам, у которых было спортивное прошлое.

    А как быть тем, у кого громких побед не было, а отношения среди приятелей – специалистов может быть ироничным: «Вот у самого не вышло, ведь ничего сам не добился, а он с малышней возиться! Перед детьми гоголем ходит, самоутверждается!».

    И конечно нужно быть страстным энтузиастом, чтобы всего себя отда-вать решению сложной задачи ввести воспитанника в особый мир тех или иных занятий, угадать талантливого и помочь трудолюбивому. Однажды мне пришлось объяснять замечательному педагогу-хореографу – преподавателю училища культуры, что такое занятие в системе дополнительного образова-ния. Его открытое занятие было грамотным, правильным, четким, но в нем не было той привлекательности и кажущейся простоты, которая так мобилизует на усилия, на преодоление, не было и ситуаций творческого куража (джазо-вого свинга), когда выдается индульгенция на творчество и душа воспаряет куда в заоблачные дали и т.д. и т.п.

    Противоречивость профессиональной деятельности педагога дополни-тельного образования детей осознавалась достаточно давно. Уже в 2001 Л.В.Иванова предложила вариант оптимизации деятельности педагога систе-мы дополнительного образования , а Л.Ю.Круглова в своем исследовании предложила подход к модернизации профессиональной деятельности педаго-гов дополнительного образования . Но и оптимизация (выбор наилучшего в данных условиях варианта) и модернизация (осовременивание) деятельности педагога дополнительного образования могут осуществляться только после того, как мы систематизируем и примем наши представления в качестве начальной схемы.

    Нельзя сказать, что мы пытаемся открыть Америку – взяв на себя окаян-ство, вскрыть сущностные схемы деятельности педагогов дополнительного образования, в отечественной педагогике есть немало любопытных разрабо-ток. Например, С.Б. Серякова исследовала формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования . И все же не вступая в дискуссию с вышеназванными авторами, предложим плод размышлений и обсуждений с педагогами и управленцами.

    И НАМИ УПРАВЛЯЕТ ПРОВИДЕНЬЕ

    И нами управляет Провиденье,

    хоть ниточек и скрыта череда.

    Но как похожи мы! Вот совпаденье.

    Не обольщайтесь волей, господа!

    Нарисуем несколько фантастическую картину в духе кинофильмов про будущее: Массовая практика дополнительного образования детей сама, как большой организм, испытывая на себе разные внешние воздействия, посте-пенно сама совершенствуется, отмирают менее эффективные разновидности внешкольного воспитания, а наиболее адекватные выживают и развиваются и тиражируется. Правда эта глобальная социальная и культурная самооргани-зация чем-то подпитываются.

    Есть предположение, что вечный двигатель са-моорганизации приводится в действие другим вечным двигателем – воспро-изводством человека и общества. Объективная необходимость воспроизвести в новом поколении врачей и военных, артистов и ученых, рабочих и инжене-ров, самодеятельных певцов и музыкантов, туристов и запускает незримые нити, и педагоги-внешкольники повинуясь невидимой силе вроде сами вы-бирают чем будут заниматься. А, на самом деле, выбор педагогом профиля представляет собой субъективное отражение взаимосвязи нескольких момен-тов:

    — чем хочется заниматься самому педагогу (наличие интереса),

    — что хорошо у педагога получается (наличие способностей),

    — что привлекает современных детей, подростков, молодежь (популяр-ность),

    — что признается обществом социально приемлемым и даже ценным (со-циальная адекватность).

    Однажды меня заинтересовал вопрос, почему одна моя знакомая стала руководителем клуба юных моряков. Никаких видимых предпосылок для этого я не наблюдал. И вот однажды прочитал ее интервью одному из изда-ний и очень удивился.

    Оказывается, что и отец и старший брат моей знакомой были моряками, для Костромы, города мягко говоря, несколько удаленного от мирового океана, это весьма показательно.

    МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА ИДЕЙ

    Задумаюсь вновь и, как нанятый, жизнь истолковываю

    И вновь прихожу к невозможности истолковать.

    Прежде чем, сформулировать характеристики деятельности педагога до-полнительного образования определимся в теоретических основаниях.

    Первое основание — деятельность педагога дополнительного образова-ния, как и педагогическая деятельность вообще является управленческой, ре-гулирующей взаимодействие между учащимися и родителями, учащимися и педагогами, интегрирующей и координирующей воспитательные воздействия различных социальных институтов (Н.В. Кузьмина М.И. Рожков, Л.Ф.Спирин, Р.Х.Шакуров и многие другие).

    Второе основание — для решения педагогических задач в окружающей педагога среде имеются возможности – потенциалы, другими словами – ре-сурсы. Ресурсный подход, связанный с именем профессора Высшей школы бизнеса Мичиганского университета Б.Вернефилда (Wernerfeld, 1984), сегодня разрабатывается в психологии, экономике, социологии.

    Психолог Татьяна Петровна Зинченко пишет, что ресурсный подход предусматривает «объ-единение в рамках единого языка описания представлений об ограниченности возможностей человека как субъекта деятельности и путей преодоления этой ограниченности посредством обменных отношений, позволяет найти решение ряда актуальных научно-практических задач» . В последние годы идеи ресурсного подхода стали активно эксплуатироваться в педагогике (Б.В.Куприянов, В.М.Лизинский, С.Д. Поляков).

    Ключевая идея ресурсного подхода В.М. Лизинского, выглядит так «в основе ресурсного подхода лежит принцип соответствия задач наличествующим и необходимым ресурсам, без которых решения задач становится профанацией» . Остановимся на некото-рых положениях ресурсного подхода к деятельности педагога дополнитель-ного образования.

    Прежде всего: сущность деятельности педагога дополнительного обра-зования состоит в управлении возможностями детско-подросткового объ-единения учреждения дополнительного образования и окружающей среды для реализации программы дополнительного образования по отношению к каждому учащемуся.

    Возможности существуют в двух состояниях: состояние покоя –как ре-зерв и актуального состояния, когда возможность выступает как средство, другими словами, для реализации возможности необходимо дополнительные действия – актуализация (приведение в действенное состояние). Возможности имеют пространственное расположение, возможности деятельности педагога дополнительного образования пространственно находятся или внутри, или вне учреждения ДОД, особое место занимают возможности самого вос-питанника.

    Возможности имеют собственную логику существования (время суще-ствования). Скажем образовательные возможности детей – участвующих в программе дополнительного образования могут развиваться от года к году, у воспитанников появляется опыт самоорганизации.

    Органы ученического са-моуправления объективно являются ресурсом для педагога дополнительного образования. Для решения той или иной задачи может ощущаться недостаток возможностей (ограниченность ресурсов). Возможности могут реализовы-ваться, привлекаться, развиваться – наращиваться, недостаток возможностей может компенсироваться.

    В этой связи для создания полной картины профессиональной деятель-ности педагога дополнительного образования необходимо осветить несколько элементов:

    — сферы ответственности (для чего используются возможности),

    — помощники, дополнительные сведения, схемы эффективного решения задач, материальные средства и условия, общественно-профессиональная ре-путация педагога (возможности как таковые),

    — дети, педагоги, родители, администрация учреждения, природная и культурная среды (обладатели и распорядители возможностей),

    — статус, позиция, ожидания, интересы детей, родителей, характеристики окружающей среды (свойства, от которых зависят перечень и объемы воз-можностей),

    — диагностика, целеполагание, планирование, организация, анализ — этапы педагогической деятельности (шаги по использованию возможностей).

    Солдаты, тысячелетия смотрят на вас

    с вершин этих пирамид

    Нам представляется, что сферы ответственности педагога дополни-тельного образования можно изобразить в виде последовательных уровней, прежде трех базовых:

    — ответственность за жизнь и здоровье воспитанников – создание без-опасных условий жизнедеятельности для ребенка и детско-подросткового коллектива,

    — ответственность за эмоциональное благополучие каждого воспитанника – формирование благоприятного психологического климата в детско-подростковых объединениях,

    — ответственность за включение каждого воспитанника в коллективную жизнедеятельность – организация коллективной жизнедеятельности так, что-бы у детей и подростков возникали мотивы участия.

    Далее представляется важно обозначить еще два уровня профессио-нальной ответственности:

    — обеспечить реализацию целей и задач дополнительной образовательной программы (ориентация воспитанника на ключевые социокультурные ценно-сти, формирование у подростков совокупности способов решать соответ-ствующие задачи в практической деятельности и общении с окружающими, обучении, интеграция выпускников в социально-профессиональные и досу-говые сообщества),

    — содействовать воспитаннику в самоопределении сначала преимуще-ственно по отношению к детскому объединению, затем по отношению к осваиваемой практической деятельности, и наконец по отношению к профес-сии, хобби, стилю жизни, жизненным смыслам.

    Остановимся на деталях поподробнее.

    Ответственность за жизнь и здоровье воспитанников в учреждениях дополнительного образования выглядит достаточно ярко. Здесь и работа с различными опасными инструментами, станками, контакт с электроприбора-ми.

    В ряде дополнительных образовательных программ для подростков предусмотрены достаточно ощутимые нагрузки (спортивные секции, военно-патриотические объединения). К сожалению, несмотря на имеющуюся ин-формацию о перегрузке детей в образовательных учреждениях, в реальности эти факты учитываются недостаточно.

    С одной стороны педагог –внешкольник всегда нальет ребенку чай, угостит печеньем, конфетами, одна-ко, все эти действия воспринимаются как житейская, а не профессиональная забота. Существенные риски для жизни и здоровья детей создают походы, экспедиции, поэтому педагоги дополнительного образования достаточно це-ленаправленно работают по обучению детей и подростков технике безопас-ности.

    Обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника – редко осознается педагогом дополнительного образования в качестве специ-альной задачи профессиональной деятельности, скорее поддержка благопри-ятного психологического климата в детско-подростковых объединениях осуществляется стихийно и интуитивно. Не в полной мере педагоги готовы к возникновению проблем, обусловленных циклами групповой динамики. Циклы групповой динамики внешкольного подросткового объединения по-дробно описаны (В.И.Ланцберг, М.Б.Кордонский), существует также попытка формулировки методических рекомендаций по педагогическому сопро-вождению групповой динамики .

    Специфика внешкольной работы состоит в том, что «за» и «против» пе-дагога дополнительного образования дети «голосуют ногами», то есть если педагогу не хватает привлекательности, группы у него не набираются, а, сле-довательно, администрация вынуждена будет с ним попрощаться. К школь-ному учителю детей приводит общая социальная и культурная заданность – каждый ребенок школьного возраста должен ходить в школу.

    Именно поэто-му две задачи в работе педагога дополнительного образования определяют все или почти все – организация коллективной жизнедеятельности и вклю-чение в нее каждого воспитанника. Сегодня, среди слов, ставших популяр-ными, прочное место занимает понятие «уклад детско-подросткового объ-единения».

    Понятие жизнедеятельность, кажется нам не менее выразитель-ным. однако, мода, есть мода. В любом случае, используя тот или иной тер-мин, для практика важно, что за всей этой красотой скрывается. Предлагаем на основе работ А.В. Мудрика, Л.И.

    Новиковой, Н.Л. Селивановой, следу-ющую схему жизни детско-подросткового объединения, разделяемую услов-но на несколько планов:

    — индивидуально-групповой план(люди и группы, составляющие объ-единение),

    — ценностно-смысловой план(ценности коллективной жизни и ключевые смыслы участников),

    — функционально-целевой план (цели коллективной предметной деятель-ности, функции коллектива для каждого участника),

    — содержательный план (содержание занятий, набор иерархия общения, спорта, игры, труда, эстетических занятий, познания),

    — знаково-символический план (визуальные, словесные, музыкальные, предметные символы, ритуалы),

    — организационный план (сезонность, годовой и программный цикл жизни коллектива).

    Одна высокопорядковых сфер ответственности педагога дополнительно-го образования ориентация воспитанника на те или иные социокультурные ценности, формирование у подростков совокупности способов решать соот-ветствующие задачи в практической деятельности и общении с окружающи-ми, обучении, интеграция выпускников в социально-профессиональные и до-суговые сообщества. Конечно, в определенной степени, эти цели реализуются автоматически, даже если педагог, занимается тем, что обеспечивает жизнь – здоровье, позитивный микроклимат, организуют коллективную жиз-недеятельность и включает в нее воспитанников. Более, того, нам представ-ляется, что если три названные сферы ответственности не обеспечены, ника-кие иные результаты не имеют смысла.

    Пожалуй, самой сложной сферой ответственности для педагога допол-нительного образования является содействие подросткам в самоопределении. Данное утверждение прописано в Типовом положении об учреждении до-полнительного образования детей: «обеспечение необходимых условий для … профессионального самоопределения» (Общие положения. П. 2).

    Существующее положение вещей не только не способствует самоопре-делению школьников, посещающих учреждения допобразования, а наоборот. Для сохранности контингента посещающих занятия педагог не только не провоцирует самоопределение, а наоборот всячески ему препятствует. Иначе, если ребенок начнет сомневаться, возникнет риск, значительного уменьшения числа обучающихся

    .ТОВАРИЩ ИБН, КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?

    Тут я понял: это джин, он ведь может многое,

    Он ведь может мне сказать: вмиг озолочу.

    Обозначив сферы профессиональной ответственности педагога дополни-тельного образования, попытаемся представить, как эти сферы реализуются на практике.

    Остановимся подробнее на возможностях профессиональной деятель-ности педагога дополнительного образования.

    Главная возможность кроется в самом ребенке, детях. Разглядеть этот индивидуальный потенциал — вот дар великого педагога дополнительного об-разования, создать условия для реализации личностного ресурса ребенка.

    Показательно как о своем потенциале рассказывают известные состоявшиеся люди: «Дома ничего помогающего стать музыкантом не было. Брат и сестра относились к моим занятиям не особенно радостно. Когда я посту-пил в учили¬ще, мне было куплено пианино.

    Представь себе: две маленькие комнаты. В одной отец, работающий, а в другой, маленькой, – мы с братом и сестрой, да еще пианино. Поддержки в доме в таких стесненных условиях я не ощущал.

    Я ощущал ее у своего педагога в училище – Василия Шатерникова. Правда, не тому, что я сочинял, а то¬му, что играл. К моим композиторским опытам он относился крайне крити¬чески. . В отношении моих занятий музыкой все было абсолютно вне логики и гарантий.

    . Значит, что-то решающее было во мне самом, что – не знаю. Не было му-зыкальной среды – ни среди знакомых, ни среди соседей» .

    Конечно, значимый обладатель возможностей для реализации дополни-тельной образовательной программы является сам педагог. Возможности пе-дагога обеспечиваются его личностно-профессиональной позицией, способ-ности, опыт профессиональной деятельности.

    Личностно-профессиональная позиция представляет собой отношение к себе как субъекту педагогической деятельности, направленной на участников детско-подросткового объедине-ния, отношение к собственным возможностям и перспективам в названном поле деятельности. Ключевой момент в профессиональной позиции педагога дополнительного образования (ПДО) — готовность в реализации программы прилагать усилий несколько больше, чем принято.

    Одна из реальных проблем состоит в том, что в профессионально-педагогической позиции данной категории педагогов существуют противоречия. Так как, проблема с профес-сиональным статусом мешает людям отождествлять себя с педагогами до-полнительного образования, они себя позиционируют как специалисты, ма-стера в какой-то практической сфере (художники, режиссеры, туристы т.д.), реже как спортивный тренер, преподаватель музыки или дизайна).

    С прямым предъявлением себя как педагога у ПДО имеются существенные трудности, в лучшем случае позиция выстраивается так – «научить подростков что-либо делать). При этом за скобками остается что потом с этими знаниями и умени-ями воспитанник будет делать, зачем именно этому ребенку тратить время и силы на освоение той или иной предметной области.

    В рамках теории социального научения личностно-профессиональная позиция может быть определена при помощи локуса контроля. Интернальный локус контроля представляет собой наиболее продуктивное отношение к себе, собственным перспективам и выражается в рассмотрении себя как источника успехов и неудач своей жизни.

    В экстернальном варианте ответственность за победы и поражения возлагается на жизненные обстоятельства, поэтому индивид отказывается от активного противостояния трудностям, что и может привести к углублению личностной проблемы. Когда педагог до-полнительного образования проявляет экстернальную позицию то фактором независящих обстоятельств оправдывается формальное отношение к выпол-нению своих обязанностей только в том направлении, которое удобно и не затратно.

    Практически ставят под вопрос возможность эффективной работы педа-гога дополнительного образования такие проявление позиции как «личност-но-профессиональный инфантилизм» и «личностно-профессиональное иждивенчество». Личностно-профессиональный инфантилизм – специфиче-ское отношение к окружающим, характеризующееся проявлением эмоцио-нальной неустойчивости, незрелости суждений, капризностью и подчиненно-стью.

    Иждивенческая позиция в данном контексте рассматривается как спе-цифическое отношение одного индивида к другому субъекту (социальному институту), как к содержателю, позволяющему жить за его счет (безвозмезд-ному источнику ресурсов для реализации собственных нужд и потребностей). С точки зрения трансактного анализа, и в том и в другом случае индивид отражает собственное «Я» в качестве «Ребенка» (слабого, беззащитного, неспособного противостоять трудностям), а образ другого может быть назван «Родителем» (сильным, мудрым, способным обеспечить комфорт, защиту и проч.). Выходом из данной ситуации является перевод индивида в позицию «Я – Взрослый», проявляющуюся в ответственности, самостоятельности, ре-флексивности.

    Вот как о личностно-профессиональной позиции педагога дополнитель-ного образования из далекого городка Пыщуг, пишет журналист Е.Куценко: «приехал мичман медицинской службы Юрий Кокоулин, отслужив на флоте. Устроился на работу.

    И вместо того чтобы после трудового дня лежать на диване, идет вечером в школу на занятия клуба. Про земляка-адмирала рассказывает, про историю флота, атрибутику, про то, как менялась флотская форма, учит ребят вязать морские узлы.

    Клуб, как и другие фор-мы дополнительного образования, хорош тем, что приходят ребята только по желанию. Не каждый профессиональный педагог выдерживает такое испытание. Сюда – приходят.

    Сначала нужно пройти испытательный срок, проверить себя, если чувствуешь, что хочешь остаться, получаешь форму, настоящую морскую форму. Для мальчишек (в клубе ребята с первого по пя-тый класс) это очень важно.

    Они даже не идут на занятия сразу после уро-ков, а отправляются домой, переодеваются и снова возвращаются в школу. И весь городок видит, как они идут.

    А однажды неугомонный руководитель клуба организовал слет моряков-подводников из четырех ближайших обла-стей, пригласил ребят из речного училища, детские морские клубы из сосед-них городов (один, в Шарье, возник с его же подачи). И ребята шли вместе со взрослыми как на настоящем параде. Им здорово повезло: взрослый увле-ченный человек возится с ними, рассказывает о море, о настоящем муж-ском братстве, о героях и сражениях…» .

    Способности и уровень их развития. Способности, традиционно пони-маются как свойства, определяющие успешность какой-либо деятельности. Каждый человек при рождении получает задатки, от которых зависит воз-можность развития способностей.

    Для педагога дополнительного образования достаточно желательно обладать способностями в той практической сфере, той, куда он вводит своих воспитанников, однако, возможны исключения.

    Опыт работы педагога дополнительного образования. Наличие опыта работы классного руководителя означает, что в его сознании запечатлелись способы решения профессионально-педагогических задач, которые показали свою приемлемость, как в плане непосредственной утилитарной эффектив-ности, так и в плане оптимального влияния на систему отношений учащихся друг с другом и с другими участниками жизнедеятельности школы.

    Наличие у классного руководителя опыта позволяет ориентироваться в различных си-туациях, факторами, обеспечивающими необходимый объем опыта являются длительность выполнения соответствующих обязанностей и профессиональ-но-педагогическая рефлексия. Качество выводов, сделанных педагогом в различных ситуациях обусловлено здравым смыслом (способностью взвеше-но, толково, рассудительно мыслить и принимать решения адекватные ситу-ации).

    Хотя здесь имеются некоторые особые случаи, когда педагог в сфере коллективной деятельности своего клуба полностью полагался на ребят, ко-торые привезли из тематической лагерной смены увлеченность и начальные представления об интересном занятии. Инна М., так зовут педагога училась ролевым играм у своих воспитанников, вместе с ними продвигалась к ма-стерству.

    Одним из очевидных ресурсов являются – помощники, те на кого педа-гог может переложить часть обязанностей и благодаря кому сделать свою ра-боту с детьми, посещающими занятия более интенсивными, индивидуально ориентированными. В качестве помощником могут выступать специалисты и педагоги учреждений образования, культуры и спорта, преподаватели учре-ждений начального, среднего и высшего профессионального образования, сами учащиеся (наиболее активные, авторитетные, способные и т.д.).

    Если спросить педагога дополнительного образования для чего он привлекает по-мощников, то, скорее всего, ответ будет о том, что тот или иной человек или группа облегчают организацию тех или иных занятий. Сознательно педагог не связывает помощников с решением профессиональных задач, и поэтому зачастую не обдуманно и не вполне целесообразно прибегает к использова-нию возможностей окружающих. В редчайших случаях педагог осознает ра-циональность договоренностей с возможными помощниками, построенными на взаимной пользе.

    Еще один ресурс это — дополнительные сведения, информированность. Причем полезной оказывается информация, необходимая педагогу для при-нятия правильных решений, подготовки и проведения мероприятий, то есть информационные ресурсы представляют собой информацию о детях, о со-держании образования, его организации и методике.

    Одним из важных ресурсов в работе педагога дополнительного образо-вания является наличие необходимых материальных средств и условий — возможности помещений, оборудования и материалов для осуществления за-нятий, предусмотренных программой дополнительного образования.

    Успех профессиональной деятельности педагога дополнительного обра-зования зависит от дополнительной образовательной программы. Во-первых, сама по себе программа дает педагогу право на работу, грамотная и дельная программа создает значительные возможности для развития и цен-ностной ориентации подростков.

    Программа позволяет организовывать – объединить, привлекать и использовать различные возможности. В частности программа поможет рассчитать каких помощников привлечь, когда и как, ка-кие понадобятся материальные возможности и финансовые ресурсы.

    Большие возможности для реализации программы дополнительного со-здают интересы представителей окружающей среды (учащихся, родителей, школьных учителей и др.). Об этом явлении желательно иметь более и менее определенное представление.

    Здесь возможен только один выход — целена-правленное изучение. Педагогу в изучении интересов нужен помощник – психолог, методист или просто подготовленный в этой области педагог. С психологами, правда, случаются казусы.

    Ждут его как миссию, а его диагно-стику как панацею: «Вот придет психолог и объяснит нам что делать!». одна-ко, на деле часто бывает так, после длительной и сложной диагностики, пси-холог долго рассказывает две вещи, одни совершенно не понятные, а другие совсем очевидные.

    Об источниках получения ресурсов красноречиво свидетельствует инте-ресный пример из воспоминаний известного футболиста Пеле: «мэр Бауру решил учредить турнир для таких маленьких клубов, как наш. Ребята из «Сете де Сетембру» отчаянно хотели участвовать и выиграть, но не могли придумать, как обойти правило, согласно которому у всех команд должна была быть соответствующая обувь – мы все еще играли босиком.

    Спасение прибыло в лице Зе Лейте, местного торговца, который хорошо знал всех нас, потому что в команде играли трое его сыновей. Он обещал достать нам бутсы. И мы начали тренироваться – трудились как каторжные.

    Мы даже дошли до финала, …. Замечательный день, который навсегда оста-нется со мной – … в этот день впервые я услышал, как болельщики хором скандируют: «Пеле! Пеле!»

    Социальный и профессиональный статус педагога дополнительного об-разования занимают особое место среди возможностей осуществления про-граммы дополнительного образования – на самом деле это отношение , сте-пень доверия со стороны родителей, администрации образовательного учре-ждения, местного сообщества выступает в качестве шлюзов, кторые либо препятствует, либо содействуют передачи финансовых, материальных ресур-сов, активизируют добровольных помощников. В этом смысле следует под-черкнуть необходимость целенаправленной рекламы работы детско-подросткового объединения, общественное мнение нужно настраивать, фор-мировать бренд. В этом случае, достаточно порой намека и затратная задача решается.

    В современной педагогической реальности всем здравомыслящим людям необходимо озаботиться тем как создать и поддерживать репутацию пе-дагогов дополнительного образования. В данном случае под профессиональ-ной репутацией следует понимать (от латин. reputatio, счет, счисление) со-ставившееся общее мнение о достоинствах или недостатках профессиональ-ной деятельности.

    ВАЖЕН КАЖДЫЙ ШАГ

    А куда наш следующий шаг?

    Страшно, если мы шагнем не так

    Пусть нам всем шагается

    Так как полагается

    Деятельность педагога дополнительного образования в рамках предло-женной схемы выглядит так:

    — диагностика актуальных задач и возможностей их решения, реалистич-ное целеполагание (инвентаризация под целевые ориентиры имеющихся возможностей и ресурсов, привлечение которых возможно),

    — планирование работы с теми, кто обладает и распоряжается возможно-стями, работы по активизации свойств создающих возможности, создание ресурсного потенциала для осуществления целевых ориентиров,

    — привлечение возможностей для реализации всех сфер ответственности (оперативная инвентаризация имеющихся возможностей, поддержка в субъ-ектах и объектах окружающей среды характеристик, создающих новые воз-можности и содействие реализации ресурсов),

    — анализ полученных результатов и реализованных возможностей, при-влеченных ресурсов и оценка перспектив развития возможностей воспитан-ников, использования своего собственного потенциала и ресурсов окружаю-щей среды.

    Попытаемся нарисовать первый этап деятельности педагога дополни-тельного образования. Определение в качестве первоначального шага работы учителя — воспитателя психолого-педагогической диагностики явление едва ли не тривиальное, однако, что диагностировать?

    Каковы рамки диагностики, думается, здесь есть одна тайна. На этапе разработки программы педагог – внешкольник уже сформулировал предполагаемый результат, в данном слу-чае этот эталон-ориентир не является целью в полном смысле.

    Но именно благодаря эталону – ориентиру возможно построить диагностику, которая ответит на вопрос на каком уровне по отношению к ориентиру находятся участники детско-подросткового объединения. Именно отсюда и проистекает формулировка цели (целеполагание) – какое отличие между тем, на что ори-ентируемся и тем, что на данный момент можно констатировать будет, пре-одолено в ходе реализации дополнительной образовательной программы.

    Здесь снимается одна из серьезных нестыковок в работе педагога допобразо-вания, которую практики формулируют так: как можно сформулировать цели не видя детей? И все же для завершения целеполагания не достает еще одного действия – соотнести сформулированную цель с имеющимися возможно-стями. Хватит ли ресурсов на то, что существенно приблизиться к целевому ориентиру программы допобразования.

    Второй этап – планирование, вроде бы столь же тривиальный, как и диа-гностика в предлагаемой схеме в планировании кроме, отбора содержания и форм организации коллективной жизнедеятельности, формирования уклада жизни детско-подросткового объединения, не менее важно определить какие и чьи возможности будут привлечены в образовательный процесс. Целесооб-разно в дополнительной образовательной программе отразить логику реали-зации сфер ответственности, а в календарных планах — срез по всем сферам ответственности на четверть.

    Третий этап профессиональной деятельности педагога дополнительно-го образования представляет собой практическое осуществление программы. В этой работе педагогу необходимо подключать всех обладателей возможно-стей: воспитанников, коллег, родителей, специалистов.

    Думается, что при этом чрезвычайно важно, поддерживать у всех перечисленных субъектов значимость их участия в реализации программы, здесь необходим большой объем организационной работы. Педагогу важно рассчитать собственные возможности, координация потенциалов окружающей детско-подросткового объединения среды также требует ощутимых усилий.

    Последний этап в цикле педагогического управления возможностями — анализ полученных результатов и реализованных возможностей. К сожале-нию, приходится признать, что массовый педагог дополнительного образова-ния испытывает большие сложности при осуществлении анализа.

    Думается, важным ресурсом для решения этой задачи обладают методисты, руководи-тели отделов, заместители руководителя учреждения допобразования. Нам представляется, что при анализе целесообразно оценить то как привлекались и развивались возможности детей, самого педагога, окружающей среды для реализации целевых ориентиров дополнительной образовательной програм-мы.

    Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнитель-ного образования : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. об-разования. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 239 с.

    Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В.

    Миновская; Под ред. А.В. Мудрика.– М.: Издательский центр «Академия», 2004.– 240с.

    Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образова-ния: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.И. Фриш-ман. — М. : Academia, 2001. — 158 с.

    pozovsud.com.ua

    Читайте так же:  Два дома на одном участке в собственности

  • Обсуждение закрыто.