Хаммурапи законы 12 таблиц
Содержание:
Закон Хаммурапи, или Первый письменный источник права
Древнейшим источником права принято считать закон Хаммурапи, вернее целый их свод, который регулировал жизнь древнего вавилонского общества. Обнаружили его во время одной из археологических экспедиций на территории Месопотамии, между легендарными реками Тигр и Евфрат. Французские археологи работали в Сузе, одном из старейших городов, расположенном в современном Ираке. Находки были внушительные: предметы материальной культуры, многочисленные глиняные таблички с таинственными клинописными текстами, домашняя утварь. Среди них был особенный предмет – черный базальтовый столб высотой 2,25 метра. Нижняя его часть была полностью покрыта клинописными знаками. Наверху красовалось изображение бога солнца Шамаша. Он передавал какой-то свиток человеку в царском одеянии.
Находка была доставлена в Париж, в национальный музей Франции Лувр. Исследователи сразу же пришли в восторг, расшифровав таинственные надписи. Это было изумительное творение искусства и одновременно памятка древнего права, получившая название «законы вавилонского царя Хаммурапи».
Как появился этот законник? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует взглянуть на политическую карту региона. В первой половине XVIII в. до н.э. Месопотамия являла собою ряд городов, которые часто соперничали между собой. Хаммурапи объединил эти государства в единое целое, прекратил междоусобицы и выбрал Вавилон своей столицей. Для того чтобы централизовать свою власть, он принимает собственный свод правил и норм. Такова история законов Хаммурапи, а какова их суть?
Законник, который был передан царю самим Шамашем, состоит из введения, статей (общее количество которых равняется 282) и заключения. Нарушение их считалось преступлением против божества, поэтому каралось очень строго. Закон Хаммурапи должен был подарить Вавилонии мир, справедливость и благополучие. Статьи составлены в казуистической форме, то есть они описывают не общие нормы, а конкретные случаи из жизни.
Закон Хаммурапи утверждал деление общества на полноправных и неполноправных. За одни и те же преступления они отвечали по-разному. Государство использовало рабский труд, и зависимый человек полностью подчинялся воле своего хозяина. Однако невольник мог иметь собственное хозяйство, семью и даже заключать гражданско-правовые сделки. Закон Хаммурапи способствовал формированию института частной собственности, но еще он регулировал гражданские и семейные отношения, наследственность.
Интересной была и уголовная политика вавилонского государства. Хаммурапи желал искоренить зло, боролся с преступниками, безбожниками и злодеями. Его законы призывали к возмездию, к наказанию, которое равнялось нанесенному ущербу. Принцип, гласящий «око за око, зуб за зуб», который потом встречается в Библии, произошел отсюда. Кроме того, использовались устрашения, система штрафов и общественный суд как пережиток родоплеменного строя, брались во внимание смягчающие вину обстоятельства.
fb.ru
Сравнительная таблица З. Хаммурапи и З. Ману
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ И ЗАКОНОВ МАНУ.
1. Особенности экономического строя
При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигала наивысшего уровня развития
В период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное
2. Формы собственности
Царским и храмовым хозяйством управлял царь.
получение в виде дара или находка
давность владения(10 лет)
3. Ограничение собственности
Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений сос стороны общины не существовало.
Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.
1. Договор аренды. Ряд статей посвященных аренде – поля, сада, еще не освоенной земли
2. Договор имущественного найма. Виды: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей а также ответственность в случае потери или гибели нанятого
3. личного найма. Найм сельхоз. рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законом определяется порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда.
4. займа. особенностью является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство
5.купли-продажи. регламентировалась: продажа ценных предметов(скота, земли) осуществлялась при свидетелях в письменной форме; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества изъятая из оборота, считалась недействительной
1. договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств
Если должник не может уплатить долг в срок, он обязан отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. в случаи смерти долг мог перейти на сына или др. родственника.
2.договор найма рабочей силы. Условия заключение договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье
3. договор аренды земли. Землю вынуждены были арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее
4. договор купли-продажи. Совершался в присутствии свидетелей. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо причин, но не позднее чем в течении 10 дней.
5. договор дарения
5. Из причинения вреда
В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
6.Условия заключения и расторжения брака
Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действителен только при наличии этого договора.
Брак представлял имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью
7. Права и обязанности мужа и жены
Главой семьи был муж. Жена могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданное, имела право на развод, могла наследовать после мужа. Но за неверность она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна , то мужу разрешалось иметь побочную жену.
Главой семьи был муж. От жены требовалось почитать своего мужа как бога. Женщина полностью зависела от своего мужа и сыновей- в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.Жена должна была принадлежать той же варне что и муж.в исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низких варн, но женщинам из высшей варны запрещалось вступать в брак с мужчиной низшей варны . Отец управлял всем достоянием семьи, хотя все имущество считалось общим.
8. Правовое положение детей
Отец имел над детьми сильную власть. Он продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие над родителем. Но дети имели право наследовать после отца. Разрешается усыновление детей.
9.Порядок наследования имущества
Преимущественным способом наследования является наследования по закону, хотя и было известно наследование по завещанию. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы (если отец признавал их своими). Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.
Древнеиндийское право незнало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были им выдать для приданного по ¼ своей доли.
10. Классификация преступлений
3 вида преступлений: 1.Против личности -неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждение глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.
2.Имущественные – кража скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.
3.Против семьи – прелюбодеяние (неверность жены), кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть.
1.государственные преступления – служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.
2.против собственности. Кража, укрывательство вора си недонесение о виденной краже
3. против личности. Убийство и телесные повреждения
4. посягающие на семейные отношения. Прелюбодеяние, посягательство на честь женщины
1. Смертная казнь в различных вариантах – сожжение, утопление, посажение на кол. 2.Членовредительские наказания – отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.
Преступления совершенные против личности наказывались смертной казнью. За имущественные были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного.За преступления против семьи наказывались смертной казнью или членовредительством.
1. смертная казнь в различных вариантах – посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками.
2. для брахмана приравнивавшиеся к смертной казни бритье головы
3. членовредительские наказания – отрезание пальцев, рук, ног.
6. тюремное заключение
12. Лица, осуществляющие правосудие
Правосудие осуществляли судьи. Судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа или лишения должности без права возращения к ней.
Верховный суд вершил царь с брахманами.
13. Участники процесса, их права и обязанности
в качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины.
14. Ход судебного разбирательства
Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны
Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии.
Процесс носил состязательный характер. для рассмотрения исков законы называют 18 поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушения соглашения
отделение суда от администрации не существовало. Дело рассматривалось, следуя порядку варн
Законы регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. При отсутствии свидетелей применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т.п.
works.doklad.ru
8. Договор купли-продажи по Законам царя Хаммурапи. Сравнить с законами 12 таблиц Древнего Рима.
Право собственности.Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.
Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку), о чем говорилось выше.
Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:
продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;
продавцом мог быть только собственник вещи;
продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной. В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое .развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения
(поклажи), товарищества, мены, поручения,
Законам Хаммурапи были известны обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего.
9. Основания для развода по Законам царя Хаммурапи.
Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.
В древневавилонской семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи, представляет ее в деловых отношениях, ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто их захочет купить, продать без возврата. Жену, которая позорит мужа или «расточает его имущество», разрешается «отвергнуть» или выгнать из дома. Во власти мужа оставить ее дома на положении рабыни и жениться вторично. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой дома. Но муж и в этом случае имеет право на развод. Для него не существует юридических препятствий к разводу. Они существуют для жены, одновременно действуют два принципа: свобода развода для мужа и ограничение права на развод для жены.
Для жены установлены три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа, оставление им дома и местности проживания: неосновательное обвинение в супружеской неверности. В то же время жена вправе распоряжаться своим собственным имуществом, нажитым ею в браке, полученным по наследству, дарению и т. д. Может заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться им без согласия последней.
В Законнике Хаммурапи дети наследуют в равной доле: сестры получают столько же, сколько и братья. Долю умершего получают его дети. Усыновленные дети наследуют на равном основании с «законными» детьми. Дети, прижитые от наложницы, наследуют, если отец признает их своими и только движимое имущество. Отец вправе отказать сыну в наследстве, но не по произволу, а в наказание за «тяжелый грех» и по разрешению судей, которые исследуют дело.
studfiles.net
Законы Хаммурапи, Ману, 12 таблиц, спартанские
Ни один здравомыслящий человек не скажет, что нет нужды знать законы. На это всегда найдется ответ вроде того, что что «незнание законов не освобождает от ответственности»… Хотя и необязательно знать весь свод законов — нужно лишь знать где их найти или иметь хорошего юриста. Впрочем, так же как и хорошего врача:).
В первобытном обществе отношения между соплеменниками не отличались сложностью и разнообразием. И все же часто приходилось регулировать их, чтобы избегать конфликтов и недоразумений. Роль регулятора в этом случае играли обычаи, ограничения и запреты на те или иные действия.
Законы 12 таблиц, законы Хаммурапи, законы Ману — все это интересно не только юристам, но и всем любителям истории. Ведь правовые нормы отражают особенности того или иного общества. По ним можно судить и об обычаях и традициях, и о государственном строе, и о границах власти главы государства.
Законы Хаммурапи
Древнейшим источником права принято считать закон Хаммурапи, вернее целый их свод, который регулировал жизнь древнего вавилонского общества. Обнаружили его во время одной из археологических экспедиций на территории Месопотамии, между легендарными реками Тигр и Евфрат. Среди многочисленных предметов материальной культуры был особенный предмет – черный базальтовый столб высотой 2,25 метра. Нижняя его часть была полностью покрыта клинописными знаками. Наверху красовалось изображение бога солнца Шамаша. Он передавал какой-то свиток человеку в царском одеянии.
Исследователи сразу же пришли в восторг, расшифровав таинственные надписи. Это было изумительное творение искусства и одновременно памятка древнего права, получившая название «законы вавилонского царя Хаммурапи».
Как появился этот законник? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует взглянуть на политическую карту региона. В первой половине XVIII в. до н.э. Месопотамия являла собою ряд городов, которые часто соперничали между собой. Хаммурапи объединил эти государства в единое целое, прекратил междоусобицы и выбрал Вавилон своей столицей. Для того чтобы централизовать свою власть, он принимает собственный свод правил и норм. Такова история законов Хаммурапи, а какова их суть?
mogilew.com
Ни один здравомыслящий человек не скажет, что нет нужды знать законы. На это всегда найдется ответ вроде того, что что «незнание законов не освобождает от ответственности». Хотя и необязательно знать весь свод законов — нужно лишь знать где их найти или иметь хорошего юриста. Впрочем, так же как и хорошего врача:).
Изучение любой области деятельности человечества начинают, как правило, с истории. Тут я оговорюсь, что данная статья не претендует на полноту исторических фактов, а лишь дает возможность ознакомиться основными писаными законами древности.
Далее, с образованием государств, появилась потребность письменно закрепить правила поведения, ограничив свободу людей.
Законы 12 таблиц, законы Хаммурапи, законы Ману — все это интересно не только юристам, но и всем любителям истории. Ведь правовые нормы отражают особенности того или иного общества. По ним можно судить и об обычаях и традициях, и о государственном строе, и о границах власти главы государства.
Исследователи сразу же пришли в восторг, расшифровав таинственные надписи. Это было изумительное творение искусства и одновременно памятка древнего права, получившая название «законы вавилонского царя Хаммурапи».
Закон Хаммурапи утверждал деление общества на полноправных и неполноправных. За одни и те же преступления они отвечали по-разному. Государство использовало рабский труд, и зависимый человек полностью подчинялся воле своего хозяина. Однако невольник мог иметь собственное хозяйство, семью и даже заключать гражданско-правовые сделки. Закон Хаммурапи способствовал формированию института частной собственности, но еще он регулировал гражданские и семейные отношения, наследственность
Интересной была и уголовная политика вавилонского государства. Хаммурапи желал искоренить зло, боролся с преступниками, безбожниками и злодеями. Его законы призывали к возмездию, к наказанию, которое равнялось нанесенному ущербу. Принцип, гласящий «око за око, зуб за зуб», который потом встречается в Библии, произошел отсюда. Кроме того, использовались устрашения, система штрафов и общественный суд как пережиток родоплеменного строя, брались во внимание смягчающие вину обстоятельства.
Хотя законник Хаммурапи применялся довольно непродолжительное время, его влияние на развитие правовой культуры мира неоценимо.
Драконовские законы
В Афинах законы несколько раз менялись и с каждым разом становились все мягче. Самые древние законы в этом городе придумал человек по имени Драконт. Они были очень простыми: за любое преступление он назначал одно и то же наказание — смертную казнь. Когда законодателя спросили, почему он так сделал, Драконт ответил, что, по его мнению, даже за мелкую кражу человека надо казнить, а для более тяжелых преступлений он просто не смог придумать никакого другого наказания. Память о законах Драконта дошла до наших дней. Даже те люди, которые не слышали о жестокости этого правителя, знают название его законов. Правда, с веками люди стали по- другому произносить имя этого человека. Он казался таким жестоким, что суровые законы начали называть драконовскими.
Главный переворот в афинских законах произвел человек, которого считали одним из самых мудрых людей всей Греции. Его звали Солон. Он впервые дал возможность незнатным гражданам Афин занимать государственные должности. Именно он четко определил, как надо выбирать людей для управления государством, как часто они должны меняться, какую плату им надо платить.
Сам Солон больше всего гордился тем, что отменил тяжелейшие долги, угнетавшие владельцев земли в Афинах, и дал им возможность жить спокойно.
Законы 12 таблиц
Законы 12 таблиц — знаменитый памятник древнеримского права. Считается, что они были составлены комиссией десяти мужей (децемвиров) в 451-450 гг. до н. э. Децемвиры во время работы комиссии являлись магистратами. Долгое время некоторые из них не хотели расставаться с полномочиями и даже задумали осуществить государственный переворот для того, чтобы установить тиранию.
Ученые полагают, что источники законов 12 таблиц — документы афинского права. Именно ими децемвиры руководствовались при их написании. В греческие колонии, находившиеся на юге Италии, было направлено посольство из Рима. Апий, старший из десяти мужей, закончив кодификацию, будто бы сказал, что они должны служить на благо и процветание государства. Такова краткая история создания законов 12 таблиц.
Свое название они получили не случайно. Именно на 12-ти деревянных досках был вбит их текст. Перед зданием Сената на Форуме были выставлены законы 12 таблиц. Римское право древности немыслимо без них. Законы сразу же начали изучать в школе. Сегодня оригинал их утрачен, видимо, навсегда. Когда на территорию Древнего Рима вторглись галлы, доски были разрушены. До наших дней дошли лишь фрагменты высказываний юристов, писателей, ученых, политических деятелей того времени.
Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая, автора «Институций», — учебника для римских юридических школ. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. «Институций» Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания.
Существует предание, будто Нибур опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил сочинение Гая.
От слова «цивитас», что значит «город», «городская община», право Таблиц называли «цивильным», то есть принадлежащим данной совокупности граждан; от слова «квирит» (как любили называть себя сами римляне в честь бога войны Януса Квирина) — «квиритским».
Спартанские законы
В другом греческом городе — Спарте — тоже был свой мудрец-законодатель, царь Ли- кург.
В Спарте не происходило таких перемен в управлении, как в Афинах. Здесь знать сохранила свою власть — государством управляли два царя из двух самых древних и уважаемых родов и совет старейшин-аристократов. Поэтому, казалось бы, законодателю тут делать нечего. Но, если верить легенде, Ликург придумал законы, определившие знаменитый спартанский образ жизни.
Если в Афинах жители любили веселую привольную жизнь, то в Спарте все было устроено совсем по-другому. Здесь все существование граждан — от рождения до смерти — было подчинено государству, и только ему. Маленький спартанец едва рождался, а государство уже решало — жить ему или нет. Отец приносил ребенка старейшинам, и они смотрели — достаточно ли он силен и здоров, чтобы стать настоящим воином. Если малыш был слабым и хилым, то его тут же сбрасывали со скалы, и никто не смел переживать по этому поводу.
Когда детям исполнялось семь лет, их начинало воспитывать государство — они вместе жили, учились, ели. От воспитателей они получали задания, которые нам показались бы странными. Например, надо было пойти и украсть что-нибудь у взрослых. Если попадешься — тебя будут больно бить, но не за то, что украл, а за то, что попался. Считалось, что и такое умение может пригодиться на войне.
Спартанцы презирали богатство. У них не было никаких украшений в домах, а основная еда — чечевичный суп — никому, кроме спартанцев, не нравилась. Чтобы никто тайком не лакомился дома изысканными яствами, государство приказывало всем мужчинам обедать вместе и есть одно и то же. Даже деньги Ли- кург ввел не из золота или серебра, а из длинных железных прутьев. Их трудно было копить — и некуда прятать. Да и зачем они были нужны? Кто из иноземных торговцев захочет получить такую плату за свой товар? А спартанские ремесленники делали только необходимое для войны.
Под влиянием таких обычаев сложился суровый и твердый характер спартанцев. Они никогда не отступали в бою. Женщины, провожая своих мужчин на войну, говорили им: «Со щитом или на щите». Это значило, что спартанец мог вернуться домой или победителем, со щитом, или же на щите — мертвым. Древние историки рассказывали о спартанской матери, узнавшей о гибели своих пятерых сыновей и тут же радостно отправившейся в храм праздновать победу своего государства.
Спартанцам не нравились пространные речи на афинский манер. Они говорили всегда очень кратко и четко. Самая короткая и, наверное, самая знаменитая спартанская речь вообще состояла из одного слова. Македонский царь передал спартанцам: «Если я вступлю на ваш полуостров Пелопоннес, Спарта будет уничтожена». Спартанцы на это ответили одним словом: «Если».
Спартанцы не умели и не хотели развлекаться так, как афиняне. Они не вели длинных бесед за пиршественными столами. Их главным развлечением были гимнастические упражнения, в которых наравне с юношами принимали участие и девушки, причем и те и другие выступали обнаженными — о стеснении не думали.
В Спарте не знали ничего прекраснее сильного тренированного тела.
Иногда здесь устраивали соревнования певцов. Но и песни их отличались от песен других государств. Обычно выступали несколько хоров. Взрослые мужчины пели: «Как мы сильны и отважны», старики: «А мы были сильными и отважными», а молодежь подхватывала: «Когда мы вырастем, то станем такими же, как вы».
Нигде старшие не пользовались таким уважением, как в Спарте. Рассказывают, что однажды на Олимпийских играх какой-то старик искал себе место. Все советовали ему пойти и сесть где-нибудь в стороне. И только спартанцы, едва он к ним приблизился, встали все, как один, и уступили ему место.
Таковы были суровые законы спартанской жизни, придуманные Ликургом. Говорят, что он так был уверен в их пользе для своего государства, что отправился в далекое путешествие и взял со своих подданных слово, что они ничего не изменят во введенных им законах до его возвращения. Спартанцы обещали, и тогда Ликург уехал на чужбину и там уморил себя голодом. Мало того, он так боялся, что кто-нибудь перевезет его тело в Спарту и объявит его вернувшимся, что приказал развеять свой прах по ветру. Поэтому спартанские законы оставались неизменными в течение нескольких сотен лет.
Законы Ману
Религиозно-моральные наставления, изложенные в стихотворной форме, — вот что представляют собой Законы Ману. Считается, что наставления, изложенные в данном своде, даны от имени полубога Ману, являвшегося легендарным прародителем всего человечества.
Характеристика источника позволяет узнать культуру и социально-экономическую историю Индии. Данная цивилизация является одной из самых древних в мире. Сложилась она в долине Инда более четырех тысячелетий назад. Центрами этой цивилизации были Харапп и Махенджо-Ларо. В месте, где существовали эти города, были проведены археологические раскопки. Их результаты позволили установить тот факт, что в центрах древнеиндийской цивилизации были хорошо развиты ремесленное производство, торговля и земледелие. Имелось в них и имущественное расслоение общества. Об этом периоде истории Индии наука располагает весьма скудными сведениями.
Двенадцать глав включают в свой состав Законы Ману. Общая характеристика и специфические особенности свода правил таковы, что все его статьи (а их 2685) изложены в форме двустиший (шлок). Такая ритмитизированная подача характерна для многих религиозно-законодательных актов древних государств. Примером тому может служить Библия.
Кратко основную направленность данного документа можно понять из описания его глав.
В первой излагаются сведения о мироздании, а также о божественном Самосущем (Творце). Говорится в ней и о происхождении варн (основных 4 сословий), а также о роли брахманов, охраняющих сокровища вселенского Закона, предначертанного для всех людей.
Во второй главе дается повествование о воспитании индуса, придерживающегося правовых норм. Согласно ему человек должен быть приобщен к знанию Вед. Только в таком случае его можно считать подготовленным к новому духовному существованию. Повествует вторая глава о той роли, которую играют ритуалы и обычаи в жизни правоверного индуса. Говорится в ней и о священной мудрости, которой является дхармашастр.
Какие еще направления включают в себя Законы Ману? Общая характеристика свода правил описывает требования, а также нормы, предъявляемые к семейной жизни. Их можно прочесть в главе III.
В главах от IV до VI приводятся сведения о повседневных правилах гигиены, способах сакрализации обыденной жизни, а также о правильном распорядке дня. В них же даются перечисления запрещенных поступков, описываются ритуалы очищения и образ жизни.
Общая характеристика седьмой главы может дать представление о дхарме (дхарма – это космический вечный порядок или закон, который включает в себя обычные права и нормы, установленные в государстве) которой должен придерживаться царь. Излагается в этом повествовании о той роли, которую играет наказание и правосудие, поддержание порядка, а также защита «всех творений».Даются в VII главе советы, касающиеся налоговых, административных, военных и других дел.
Интересны Законы Ману, характеристика статей этого документа, касающаяся поводов, по которым следует обращаться в суд. Всего их насчитывается 18. Изложены они в главе VIII. По Законам Ману поводом для судебного разбирательства может стать преступное деяние или нарушение заключенных договорных отношений, насилие или кража, оскорбление действием или клевета, прелюбодеяние, игра в кости и т. д. Описаны в этой главе правила о принятии решения о наказании. Здесь же говорится о невиновности тех, кто действовал с целью защиты от насилия женщины, ребенка или священника-брахмана.
Поведение в семье также описывают Законы Ману. Общая характеристика девятой главы дает представление об имущественных и личных правах мужа и жены, а также об их обязанностях и правах наследования. Излагается здесь и роль царя, налагающего наказание в случае нарушения описанных норм.
В X главе Законов Ману можно найти правила для варн. Они включают в себя 7 законных способов, по которым возможно приобретение собственности, а также 10 способов, которые дозволены для существования тех, кто находится в бедственном положении.
XI глава регулирует образ жизни неприкасаемой касты, которая появляется при заключении межварновых, смешанных, неправильных браков, осуществленных в нарушение дхармы.
В главе XII дается предписание относительно ритуалов, культа, а также обязанностей их участников. Здесь же повествуется о той ответственности, которую несет человек при недостаточном контроле над своим телом, мыслями и словами. Таковы Законы Ману.
Общая характеристика (кратко) всех его глав позволяет получить представление об этом документе.
Законы Конфуция
Китайский мудрец Конфуций не сумел ввести новые законы в том государстве, где он жил: правители не очень любили его. Он был слишком честным для придворной жизни, не любил интриг и сплетен. Но Конфуций создал законы, по которым, по его мнению, должен был жить каждый человек.
Конфуций считал, что жизни человека, его семьи, государства и всего мира очень тесно связаны и подчиняются определенным правилам. Каждый человек должен следовать твердым законам — уважать родителей, заботиться о детях, соблюдать все предписанные древними мудрецами обряды, жить честно и благородно. Семья царя — его государство, и он должен управлять им так же, как справедливый, но строгий отец своей семьей. Государь защищает своих детей-подданных, а они верно служат ему, как своему отцу. Как в семье люди соблюдают древние обычаи, так и правитель должен быть верен законам, введенным до него. Если в семьях и в государстве все идет правильно, в соответствии с законами, тогда и боги не гневаются, и весь мир живет хорошо.
Сам Конфуций всегда очень строго соблюдал все обряды — он знал, как надо кланяться при встрече с государем, как приветствовать старшего, как приносить в храме жертвы душам покойных родителей. Ничто не могло заставить его сделать на один поклон меньше, чем полагалось, или небрежно поздороваться с уважаемым человеком. Он считал, что предписанные правила и установления подобны музыке — строгой, продуманной и гармоничной.
Конфуций и его ученики изучали старинные книги, в которых описывались правила поведения, и во всем им следовали. Для того чтобы точно понять, что хорошо и что плохо, как должен себя вести простой человек и как должен управлять государь, они изучали историю, поэзию, религию, философию. Ученики стекались к Конфуцию со всех концов государства, и главный урок, который они выносили от встречи с учителем, был очень прост.
«Обряды и правила поведения могут казаться нам очень сложными, но надо всегда следовать им. Древние мудрецы не случайно записали свои предписания. Они очень важны и для каждого отдельного человека, и для государя». А главным во всех законах, по мнению Конфуция, было понятие жень — человечность. Ведь все в мире устроено для того, чтобы человек оставался человеком.
Если при жизни Конфуция государи не очень прислушивались к его советам, то после его смерти он стал одним из самых почитаемых людей в Китае, и правители, стремившиеся к справедливости, старались следовать советам, изложенным в книгах великого мудреца. Конфуций много говорил о том, что чиновники, помогающие государю управлять, должны быть образованными людьми. Именно поэтому в Китае ввели правило, гласившее, что место на государственной службе может получить только человек, сдавший сложный экзамен на знание конфуцианских книг. Правило это сохранялось до начала XX века — и китайским чиновникам в течение многих лет приходилось штудировать книги Конфуция и. учиться писать сочинения.
В честь великого мудреца были воздвигнуты храмы по всей стране, к его дому и его могиле до crиx пор приходят паломники, хотя умер Конфуций две с половиной тысячи лет назад.
«Закон Русский»
Становление и эволюция российской правовой системы происходили по общим закономерностям, присущим развитию любой национальной правовой системы, хотя в этих процессах были и свои особенности.
Русское право представляет собой весьма оригинальное явление на правовой карте мира и имеет тысячелетнюю историю. По мере становления и развития – от древнего права к средневековому и далее к советскому праву – оно приобретало все большее своеобразие. В XX столетии Россия дала миру принципиально новый тип правовой системы – социалистическое право, оказавшее значительное воздействие на правовые представления миллионов людей и повлиявшее на законодательство многих стран мира.
Древнейшим источником права на Руси были юридические обычаи. «Имяху обычаи свои, и закон отец своих, – сообщает Повесть временных лет, – и преданья, каждо свой нрав». Наиболее важный свод устных норм обычного права назывался «Закон Русский». Ссылки на него имеются в самых ранних из письменных памятников русского права – в договорах Руси с Византией (X в.).
Усиление княжеской власти способствовало возникновению законодательства, основу которого составляет «Русская Правда» – фундамент русского, украинского, белорусского и литовского права.
«Русская Правда» – важнейший памятник древнерусского права. Она включала в себя нормы различных отраслей права, и в первую очередь уголовного и процессуального. Источником «Русской Правды» было обычное право. Вместе с тем она обобщила отдельные законы, принимавшиеся князьями, т.е. означала определенную систематизацию права.
«Русская.Правда» – светский судебник. Он был создан государственной властью и охватывал дела, подведомственные светским, государственным органам, не вторгаясь в церковную юрисдикцию, которая возникла с крещением Руси и была предусмотрена специальными княжескими уставами. Вместе с тем в некоторых сферах, на пример в наследственном праве, «Русская Правда» соотносилась с областью церковной компетенции.
В период средневековой раздробленности XIII–XV вв. среди источников русского писаного права на первое место по количеству и распространенности вышли княжеские грамоты. Они имели местное значение, и их действие не распространялось на всю территорию государства. Постановления этих грамот дополняли и развивали нормы «Русской Правды», приспосабливая их к новым условиям.
Прибывшие из Византии священнослужители привезли на Русь сборники византийского канонического права, нормы которого на протяжении нескольких веков постепенно внедрялись в русскую правовую систему. В результате подобной рецепции, заимствования появилась искаженная византийско-русская редакция законников, изданных в Константинополе после Свода Юстиниана – так называемой Кормчей книги.
А с появлением первого Судебника при правлении князя Иоана III в 1497 году нормы «Русской Правды» изжили себя окончательно.
Развитие русского права в XV-XVI вв. способствовало появлению весьма уникального законодательного акта, который был подготовлен и принят Земским собором 1649 г., – Соборного уложения царя Алексея Михайловича. Соборное уложение подготавливалось более полугода и стало результатом творческой переработки многих предыдущих законодательных актов (судебников, грамот, указов), свода юридических норм Юго-Западной Руси (Литовский статут 1588 г.).
Это важнейший из кодексов допетровской России, служивший основой русского права на протяжении почти двух веков, вплоть до издания Свода законов Российской империи. Соборное уложение 1649 г. было первым законодательным актом, который был действительно опубликован и разослан в виде книги по всей России. Отдельные нормы Соборного уложения были включены в Свод законов и таким образом действовали вплоть до свержения монархии в стране.
mogilew.by