Государственная собственность на леса

Государственная собственность на леса

Государственная собственность на землю

К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ). Субъектами государственной собственности на землю являются органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государственная собственность на землю имеет два уровня:

  1. Федеральный уровень, к которому относится собственность Российской Федерации;
  2. Региональный уровень, включающий в себя собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

На одни и те же земли не может быть двух или нескольких собственников, так как общая совместная государственная собственность не предусмотрена законодательством. При этом Российская Федерация обладает так называемой исключительной собственностью на земельные участки. На основании целого ряда федеральных законов Российская Федерация может быть единственным собственником целого ряда земель в силу их целевого назначения или разрешенного вида использования. К таким землям относятся земельные участки в соответствии с такими Федеральными законами, как Лесной кодекс РФ, «Об обороне», «О государственной границе» и др. Всего насчитывается около 20 подобных федеральных законов.

Статья 18 Земельного кодекса РФ к собственности субъектов Российской Федерации относит земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  • Использование земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется, как правило, путем создания государственных унитарных предприятий либо путем передачи земель частным землепользователям на вторичных правах, например в аренду.

    Разграничение государственной собственности на землю

    В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса РФ государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

    Поскольку объектами любых прав на землю могут быть только индивидуально определенные земельные участки, в настоящее время серьезные трудности связаны с определением объектов собственности публичных образований, в частности государственной собственности.

    С июля 2001 по июль 2006 г. существовала самостоятельная законодательно установленная процедура разграничения публичной собственности. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с утратившим силу Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

    Целями разграничения публичной собственности являлись индивидуальное определение каждого земельного участка и отнесение к федеральной, региональной или муниципальной собственности путем принятия соответствующего перечня на уровне Правительства Российской Федерации. Данная процедура была крайне сложной и запутанной, а также требовала больших технических, временных и финансовых затрат, так как предполагалось индивидуально определить каждый участок на территории, составляющей примерно 70 — 80% от территории Российской Федерации, а также принять решение об отнесении каждого участка к собственности конкретного публичного субъекта. Разумеется, данная деятельность не была осуществлена, в связи с чем было принято решение об отмене разграничения государственной собственности в качестве самостоятельной процедуры.

    В настоящее время разграничение государственной собственности на землю регулируется ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вступившей в силу с 1 июля 2006 г. Данная статья устанавливает принципы разграничения государственной собственности на землю.

    Принципы разграничения государственной собственности на землю:

    1. Акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, изданные Правительством РФ при разграничении государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г., являются основанием для государственной регистрации права собственности соответствующего публичного образования на такие земельные участки;

    2. Установлены три признака, позволяющие отнести земельный участок к собственности одного из публичных образований (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование):

    • нахождение на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося в собственности соответствующего публичного образования;
    • если земельный участок был предоставлен органам власти соответствующего уровня, их территориальным органам (в отношении федеральных органов государственной власти), казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами власти соответствующего уровня;
    • прямое указание федерального закона, а в отношении земель, относящихся к муниципальной собственности, – прямое указание федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с федеральным законом.

    pravoross.jimdo.com

    3. Государственная собственность на земли лесного фонда. Иные формы собственности на леса

    Лесной кодекс РФ устанавливает, что и сформированные, и формируемые лесные участки в соответствии со ст. 8 также находятся только в федеральной собственности, независимо от того, предоставлены они физическим либо юридическим лицам на установленном праве пользования или нет. Содержание права собственности в целом — как института гражданского права — закреплено в ст. 209 ГК РФ.

    Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

    Общие положения об оборотоспособности объектов гражданских прав, в том числе земли и других природных ресурсов, закреплены в ст. 129 Гражданского кодекса РФ. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

    Перечень земельных участков, изъятых из оборота, т.е. тех, что нельзя предоставлять в частную собственность, а также перечень земельных участков, ограниченных в обороте, т.е. тех, которых по общему правилу также нельзя предоставлять в частную собственность, за исключением прямого разрешения о том федерального закона, содержится в ст. 27 Земельного кодекса РФ. В соответствии со статьей 33 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» пп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ изложен в другой редакции — ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

    Отметим, что правовой режим лесных участков в составе земель нелесного фонда (иных категорий) четко не определен. Фактически формы собственности на такие лесные участки могут быть любыми и должны определяться в соответствии с земельным законодательством.

    textbook.news

    13.Право собственности на леса в рф. Право собственности на животный мир.

    Формы и содержание права собственности на леса в РФ определяются Конституцией РФ, Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным зако­нодательством. Необходимо иметь в виду, что владение, пользование и рас­поряжение лесным фондом и не входящими в него лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса (ст. 18 ЛК РФ), то есть с учетом особенностей леса как природного объекта, отличного от обычных объектов права собственности.

    Леса РФ являются государственной собственностью. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса нахо­дятся в федеральной собственности. Однако законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

    Читайте так же:  Шапка для заявления приставов

    Формы собственности на леса, расположенные на землях городских по­селений (городские леса), устанавливаются специальным федеральным за­коном.

    Древесно-кустарниковая растительность, которая не признается лесом, может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, ес­ли она расположена на земельных участках, принадлежащих этим субъектам на праве собственности.

    Правовой режим древесно-кустарниковой растительности различен в за­висимости от условий ее появления на земельных участках. Если это про­изошло в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после его передачи в собственность гражданина или юридического лица, то владение, пользование и распоряжение ею собствен­ник осуществляет по своему усмотрению.

    В других случаях правомочия соб­ственником должны осуществляться в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (ст. 20 ЛК РФ).

    Лесной фонд изъят из гражданского оборота. Купля-продажа, залог и со­вершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуж­дение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лес­ной фонд, запрещены.

    Сделки с правами пользования участками лесного фонда и лесов, не вхо­дящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным за­конодательством РФ, а в части, не урегулированной им, гражданским зако­нодательством.

    Животный мирв пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

    Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.

    Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    К объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.

    Объектами федеральной собственностиявляются:

    – редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, а также занесенные в Красную книгу РФ;

    – обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения;

    – населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

    – подпадающие под действие международных договоров РФ;

    – отнесенные к особо охраняемым видам, ценным в хозяйственном отношении;

    – естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.

    Приведенный перечень является открытым.

    Право собственности от имени Российской Федерациии ее субъектов осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции.

    Пользователи объектов животного мира обязаны вести учет используемых ими объектов, объемов их изъятия и ежегодно представлять эти и другие данные уполномоченным органам. Государственный учет, кадастр и мониторинг объектов животного мира ведутся по единым для РФ правилам с использованием унифицированных форм хранения информации.

    Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

    Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, ФЗ о животном мире, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    studfiles.net

    Право собственности и иные права на лесные участки

    Право собственности на леса

    Право собственности является наиболее полным вещным правом на лесные участки вместе с произрастающими на них лесами. Право собственности можно рассматривать в объективном и субъективном смысле. Право собственности в субъективном смысле можно определить как закрепленную за собственником юридически обеспеченную возможность владеть, пользоваться, распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства1. В объективном смысле право собственности представляет собой правовой институт, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих особую сферу имущественных отношений по поводу земли и других природных ресурсов.

    В соответствии с действующим ЛК РФ право собственности на леса прямо не закреплено в законодательстве. В нем право собственности на леса закрепляется посредством закрепления собственности на земельные участки, на которых произрастают леса. Лес представляет собой сложную вещь, состоящую из нескольких частей: из земельного участка, лесной растительности и других частей.

    Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ч. 1 ст. 6 Л К РФ). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ). Большинство лесов произрастает на землях лесного фонда, поэтому находится в федеральной собственности. Лесной кодекс РФ не предусматривает возможности приватизации лесов, произрастающих на землях лесного фонда. Также в федеральной собственности находятся леса, произрастающие на землях обороны и безопасности, на территории заповедников, национальных парков и др.

    Лесной кодекс РФ 2006 г. ввел собственность на леса субъектов РФ как разновидность государственной собственности. Субъекты РФ названы в качестве участников лесных отношений в ст. 4 ЛК РФ. Их собственность на леса, например, прямо предусмотрена ч. 1 ст. 82 ЛК РФ, в соответствии с которой к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Собственность субъектов РФ на земельные участки закрепляет ст. 18 ЗК РФ. В собственности субъектов РФ находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    Лесной кодекс РФ предусматривает также введение новой формы собственности на леса — муниципальной собственности. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков относятся полномочия по владению, пользованию и распоряжению такими лесными участками (п. 1 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ). Собственность муниципальных образований на земельные участки также предусмотрена ЗК РФ. В соответствии со ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

    Муниципальные образования как собственники лесных участков наделены ЛК РФ полномочиями по владению, пользованию и распоряжению такими лесными участками. К полномочиям органов местного самоуправления относятся также установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков, организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах и др. (ч. 1 ст. 84 ЛК РФ). Кроме того, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч. 1.1 ст. 84 ЛК РФ). При этом перечень полномочий органов местного самоуправления не является исчерпывающим: органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 2 ст. 84 ЛК РФ).

    В ЛК РФ не предусмотрена возможность передачи участков леса из земель лесного фонда в собственность субъектов РФ и муниципальных образований.

    Читайте так же:  Пенсии гражданам ссср

    В частной собственности могут находиться леса, произрастающие на земельных участках, которые предоставлены в частную собственность, например земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения.

    Важной особенностью государственной собственности является то, что она создается и функционирует для выполнения государственных задач. При этом государство защищает свое право собственности на тех же основаниях, как и другие собственники. В государственной собственности находят свое выражение известные властные, публичные элементы, которые при последовательно демократической организации общества ограничены законом1.

    В Конституции РФ раскрывается содержание права собственности на землю и другие природные ресурсы. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

    Общее понятие права собственности независимо от объекта права собственности сформулировано в ст. 209 ГК РФ, которое в полной мере согласуется с вышеуказанной нормой Конституции РФ. Содержанием права собственности являются правомочия владения, пользования, распоряжения. В соответствии с гражданским законодательством собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

    В лесном законодательстве не раскрывается содержание указанных правомочий, однако в цивилистической науке ученые практически единодушны при решении данного вопроса. «Под правомочием владения понимается основанная на законе (или юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (числить на балансе и т.п.); под правомочием пользования — аналогичная возможность эксплуатации (хозяйственного использования) имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления; под правом распоряжения — соответствующая возможность определить судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждения, уничтожения и т.д.)»1.

    В лесном законодательстве определяются специфические черты и характер содержания права федеральной собственности на леса, произрастающие на землях лесного фонда, а также особенности механизма реализации правомочий собственника на этот природный ресурс. Нормы гражданского законодательства о праве собственности конкретизируется в лесном законодательстве. Это обстоятельство обусловлено содержанием п. 3 ст. 129 ГК РФ, согласно которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Таким образом, гражданским законодательством установлен приоритет природоресурсного законодательства. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственником в той мере, в какой их оборот допускается законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Данной нормой установлен предел осуществления права собственности.

    На первый взгляд Российская Федерация обладает такими же правомочиями, что и частные земельные собственники, т.е.

    содержание права федеральной собственности на леса составляют правомочия владения, пользование и распоряжения. Однако право государственной собственности на леса обладает значительной спецификой. Это позволило проф. О. И. Крассову сделать вывод о том, что «правовая конструкция субъекта права публичной собственности, при которой осуществление права собственности возлагается на органы государственной власти или органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, не дает оснований для признания за этими субъектами двух правомочий: владения и пользования»1. О. И. Крас-сов проанализировал содержание правомочий собственника применительно к содержанию права публичной (государственной) собственности на землю, включая произрастающие на ней леса. «По действующему законодательству, пожалуй, единственными правовыми формами осуществления владения землей является учет земельных участков, отражение соответствующих сведений в документах государственного земельного кадастра и государственная регистрация соответствующего права на земельный участок»2, однако этого не достаточно для того, чтобы признать, что Российская Федерация осуществляет правомочие владение в его традиционном понимании.

    Правомочие пользования земельным участком представляет собой его непосредственную эксплуатацию и извлечение доходов. Но субъект права публичной собственности никогда сам не использует землю. Правомочия по владению и пользованию земельным участком всегда осуществляет субъект права на земельный участок, производного от права собственности на него (постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения), но не субъект права государственной собственности. Физические и юридические лица, реально использующие земельные участки, находящиеся в государственной собственности, наделяются этими правомочиями исключительно в силу закона. «Субъект права публичной собственности на землю обладает только одним, но самым главным правомочием собственника — правомочием распоряжения»3.

    Ввиду того, что субъект права государственной собственности не обладает правомочиями владения и пользования землей, к нему неприменим комплекс прав и обязанностей, предусмотренных ст. 40 («Права собственников земельных участков на использование земельных участков») и 42 («Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков») ЗК РФ. Это объясняется тем, что весь комплекс прав и обязанностей, адресованный собственникам земельных участков, касается исключительно правомочий владения и пользования земельным участком, которыми наделены физические и юридические лица, реально использующие земельные участки. Неприменимы также к субъектам права публичной собственности на землю и требования ст. 13 ЗК РФ, касающиеся охраны земель.

    Данная точка зрения обоснована еще и потому, что при характеристике права федеральной собственности на леса правомочия, составляющие содержание права собственности, исходя из цивилистической «триады», не наполнены реальным содержанием. В ЛК РФ не предусмотрено, что Российская Федерация (в отличие от субъектов РФ) осуществляет правомочия по владению, пользованию, распоряжению лесами. Такие правомочия субъектов РФ предусмотрены п. 1 ст. 82 ЛК РФ, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ.

    Следует отметить, что применить традиционную «триаду» правомочий собственника затруднительно к раскрытию содержания права федеральной собственности еще и потому, что в соответствии с действующим ЛК РФ основные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений переданы субъектам РФ, которые они и осуществляют.

    Право собственности на леса характеризуется еще такой особенностью, как неразрывной связью с природными объектами (земельными участками, объектами животного мира), что отражает интересы населения РФ.

    Анализ законодательства с уверенностью позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация реально не осуществляет право собственности, а полномочия в области лесных отношений переданы органам государственной власти субъектов РФ.

    Таким образом, «цивилистическая триада» рассчитана, прежде всего, на раскрытие содержания права частной собственности, но ее затруднительно применить к конструкции права федеральной собственности на леса, поскольку последняя обладает значительной спецификой.

    Субъектом права федеральной государственной собственности на леса является Российская Федерация, обладающая рядом особенностей.

    Российская Федерация в соответствии с законодательством не является юридическим лицом. Тем не менее в соответствии со ст. 124 ГК РФ она является субъектом гражданско-правовых отношений, поскольку выступает на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. Однако существует большие различия между публичными образованиями (Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями) и физическими и юридическими лицами как субъектами права. Пункт 2 ст. 124 ГК РФ допускает применение к публичным образованиям общих норм о юридических лицах, если иное не следует из закона или особенностей этих образований.

    Читайте так же:  Практика по ст 196 ук рф

    Российская Федерация может иметь любое имущество на праве собственности, в том числе изъятое из оборота, в отличие от субъектов РФ, которые не могут иметь имущество на праве собственности, отнесенное к исключительной собственности РФ.

    Российская Федерация как таковая не может непосредственно сама осуществлять право собственности, поскольку понятие «государство» носит абстрактный характер. Управление и распоряжение принадлежащим ему имуществом осуществляют органы исполнительной власти, а также специально уполномоченные юридические и физические лица. Российская Федерация осуществляет право собственности через разветвленную сеть своих органов.

    В соответствии со ст. 7 ЛК РФ 1997 г. все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, образовывали лесной фонд. В ЛК РФ 1997 г. на лесной фонд была установлена федеральная собственность (ст. 19). Леса, расположенные на землях обороны, также находились в федеральной собственности (ст. 19 ЛК РФ 1997 г.). Вопрос о форме собственности на леса, произрастающие на землях населенных пунктов, не был решен в законодательстве. Тем самым ЛК РФ 1997 г. устанавливал исключительную федеральную собственность на леса.

    Ситуация изменилась с принятием нового ЛК РФ в декабре 2006 г. В нем предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ч. 1 ст. 6 ЛК РФ). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ). Леса на других участках могут находиться в иных формах собственности. Так, в п. 3 ч. 3 ст. 23 ЛК РФ 2006 г. в отличие от ЛК РФ 1997 г. прямо закреплено, что леса могут находиться на землях особо охраняемых природных территорий, которые могут быть в частной собственности1. Хотя следует обратить внимание, что подавляющее большинство лесов все же находятся в федеральной собственности, поскольку большинство лесов произрастает на землях лесного фонда.

    Земельное законодательство не урегулировало в полной мере вопрос о праве собственности на земельные участки с произрастающими на них лесами. В соответствии с абз. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки из состава земель лесного фонда. Также ограничены в обороте леса, произрастающие в пределах земель особо охраняемых природных территорий, а также на земельных участках, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.

    В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    Вопрос о праве собственности на леса на землях обороны раньше был прямо урегулирован п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»: «Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности». В настоящее время из формулировки этой статьи «леса, воды» изъяты. Однако леса относятся к природным ресурсам, поэтому можно путем логического толкования данной статьи установить, что леса, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, относятся к федеральной собственности.

    При этом земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ (п. 11 ст. 1 Федерального закона «Об обороне»).

    Действующий Лесной кодекс РФ, так же как и ЛК РФ 1997 г. не урегулировал вопрос о праве собственности на леса, произрастающие на землях населенных пунктов, включая городские леса. Городские леса не входят в состав земель лесного фонда. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ч. 2 ст. 8 ЛК РФ). Однако земельное законодательство не решает эту проблему3.

    Необходимо закрепить в ЛК РФ федеральную собственность на леса, произрастающие на землях населенных пунктов. Это повысит их защищенность, не допустит их отчуждение для использования земельных участков для других целей, благоприятно скажется на экологической обстановке в городах, поскольку она прямо зависит от состояния лесов. Городские леса очень значимы для населения, проживающего на землях населенных пунктов.

    Ведение лесопаркового хозяйства в городских лесах достаточно затратный процесс, убыточно с точки зрения возможности получения прибыли, поэтому для сохранения полезных качеств городских лесов необходимо финансирование мероприятий по охране, защиты, воспроизводству лесов из федерального бюджета. Финансовые возможности РФ превосходят, например, финансовые возможности органов местного самоуправления. Федеральная собственность на городские леса необходима для обеспечения единого правового режима всех лесов на территории РФ.

    При всех столь значительных изменениях лесного законодательства главным достоинством нового ЛК РФ, как и ранее действовавшего ЛК РФ 1997 г., является то, что им не допускается возможность приватизации лесов, произрастающих на землях лесного фонда. Это согласуется со ст. 27 ЗК РФ, в соответствии с которой земли лесного фонда ограничены в обороте. Как гласит абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    В настоящее время вводить частную собственность на леса явно преждевременно. Крупные лесопромышленники не собираются скупать большие участки леса для заготовки древесины. Не следует идеализировать самосознание частных собственников участков лесного фонда. Если они займутся вырубкой древесины, то при цикле ее выращивания до 100 лет придется ждать плодоношения плантаций более века, а рассчитывать на обогащение смогут лишь их внуки или правнуки1.

    Зарубежный опыт США, Канады и других стран также свидетельствует о нецелесообразности частной собственности на леса. Государственная (федеральная в США) собственность является формой собственности, наилучшим образом отвечающей как экономическим, так и экологическим национальным интересам2.

    Таким образом, можно констатировать, что новый ЛК РФ ввел многообразие форм собственности на леса с некоторой оговоркой. Хотя физических и юридических лиц ЛК РФ не называет в качестве субъектов права собственности на леса, но в ч. 1 ст. 6 ЛК РФ закреплено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом в ч. 2 ст. 8 ЛК РФ законодатель развивает далее мысль: формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Иными словами, леса могут произрастать на землях, находящихся в частной собственности (например, на землях сельскохозяйственного назначения) в соответствии с земельным законодательством.

    Федеральная собственность на лесные участки на землях лесного фонда имеет целевой характер: ее правовое регулирование подчинено обеспечению рационального и неистощительного использования лесов, сохранению биологического разнообразия лесных экосистем.

    Использование лесов в соответствии с ЛК РФ осуществляется на определенных титулах. Лесной кодекс РФ закрепляет следующие права пользования лесными участками (ст. 9 ЛК РФ):

    — постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;

    — ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);

    — безвозмездного срочного пользования лесными участками;

    — аренды лесных участков.

    Права на участки земель лесного фонда возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

    В аренду предоставляются лесные участки гражданам и юридическим лицам. При предоставлении лесных участков в аренду заключается договор аренды лесного участка. Порядок предоставления лесных участков в аренду будет рассмотрен в гл. 4 учебника.

    studme.org


    Обсуждение закрыто.