Геополитика пособие

Геополитика пособие

Александр Дугин: Геополитика. Учебное пособие

Аннотация к книге «Геополитика. Учебное пособие»

Учебное пособие «Геополитика» обобщает основные тенденции, направления и школы современной геополитики. Дается подробный обзор теоретических и научных истоков геополитики, рассматривается процесс формирования различных школ — англосаксонской, евразийской, береговой. Прослеживается влияние геополитических теорий и доктрин на политическую практику. Анализируются связи геополитических методик с деятельностью таких групп влияния, как Counsil on Foreign Relations (CFR), Trilateral Comission, неоконсерваторы, неореалисты и т. д. Исследуются новейшие на­правления в геополитике: неоатлантизм, критическая геополитика, геополи­тика космоса и геополитика сетевых процессов. Дается геополитический ана­лиз феномена однополярности, глобализма и «американской гегемонии». Систематически излагаются геополитические принципы многополярной модели.
Рекомендуется для студентов и аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «социология», «философия», «история».

Учебное пособие «Геополитика» обобщает основные тенденции, направления и школы современной геополитики. Дается подробный обзор теоретических и научных истоков геополитики, рассматривается процесс формирования различных школ — англосаксонской, евразийской, береговой. Прослеживается влияние геополитических теорий и доктрин на политическую практику. Анализируются связи геополитических методик с деятельностью таких групп влияния, как Counsil on Foreign Relations (CFR), Trilateral Comission, неоконсерваторы, неореалисты и т. д. Исследуются новейшие на­правления в геополитике: неоатлантизм, критическая геополитика, геополи­тика космоса и геополитика сетевых процессов. Дается геополитический ана­лиз феномена однополярности, глобализма и «американской гегемонии». Систематически излагаются геополитические принципы многополярной модели.
Рекомендуется для студентов и аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «социология», «философия», «история», «международные отношения», «международная экономика», «международное право» и др.
2-е издание.

www.labirint.ru

Геополитика пособие

  • .
  • Общественные и гуманитарные науки
  • 66 Политика. Политическая наука
  • 66.4 Внешняя политика. Международные отношения. Дипломатия

Чтение online

Геополитика. Школы и теории. Учебное пособие

Библиографическая запись

Рекомендуем

Издательство: Вятский государственный гуманитарный университет

Автор: Жаркова Е.Н., Крутихина М.В., Кузьмина Н.Н., Горев П.М., Мухамедшина А.В., Горев П.М., Насибуллина Э.Ф.

Год издания: 2011

Автор: Алешина Л.И., Андреева И.М., Аникеева Л.Ф., Аникина И.А., Анцыперова Т.А., Богуславская Е.В., Борисова О.А., Бузина Н.А., Бурова И.В., Бурцева В.В., Валова М.Н., Ващенко О.Л., Веденеев А.М., Велибеко.

Год издания: 2013

Издательство: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Планета

Автор: Алексеева Е.В., Алешина Е.А., Алешина Л.И., Аникина И.А., Анциперова Т.А., Бабич Ю.М., Бирюлёва Г.В., Бурим Н.И., Бурцева В.В., Ващенко О.Л., Веденеев А.М., Велибекова Т.П., Венецкая М.Ю., Волкова Т.

Год издания: 2014

Автор: Алексеева Е.В., Алешина Л.И., Аникеева Л.Ф., Аникина И.А., Бабич Ю.М., Беликова А.А., Бочарова Г.Ю., Бузина Н.А., Бурим Н.И., Бурцева В.В., Васильева И.А., Васильева О.Н., Веденеев А.М., Волкова Т.В.

Год издания: 2015

Автор: Агапова О.В., Алёшина Л.И., Андреева И.М., Аникеева Л.Ф., Анцыперова Т.А., Бакрадзе Н.Ю., Беляева Н.В., Берсан Т.В., Блинова Е.А., Борякова Е.Е., Бочарова Г.Ю., Бортникова Ж.М., Бурим Н.И., Бурова И.

Год издания: 2016

Автор: Алексеева Е.В., Алёшина Л.И., Алфёров А.Г., Алфёрова Г.А., Аникеева Л.Ф., Аникина И.А., Анцыперова Т.А., Афицкая И.Л., Бакрадзе Н.Ю., Баранова Е.В., Белова Н.В., Белоук В.М., Беляева Н.П., Беседин С.

www.iprbookshop.ru

Геополитика

Содержание

Предисловие. Что такое геополитика?

1. 1. Предмет геополитики

1. 2. Источники геополитики

1. 3. Функции геополитики

1. 4. Вклад в становление геополитики Ф. Ратцеля, Р. Челлена, А. Т. Мэхэна, Дж. Х. Маккиндера

2. Эволюция геополитического пространства. Геополитические эпохи

3. Геополитическая динамика России (IX-XXI вв.)

3. 1. Геополитическое пространство Российского государства в IX — начало XХ вв.

3. 2. Российская империя в начале ХХ в. и ее распад

3. 3. Образование СССР

3. 4. Распад СССР, образование СНГ

Вопросы для самоконтроля

4. Цивилизационный подход в геополитике

4. 1. Различные точки зрения на сущность цивилизаций

4. 2. Природные сообщества и их проблемы в современном мире

4. 3. Восточный тип цивилизации, его характерные черты

4. 4. Западный тип цивилизации и его место в современном мире

4. 5. Проблемы модернизации незападных обществ

5. Современные зарубежные геополитические концепции

5. 1. Мондиализм как одно из направлений современной зарубежной геополитики

5. 2. Ф. Фукуяма и его концепция о «конце истории»

5. 3. Ф. Фукуяма и его концепция о «борьбе за признание»

5. 4. Теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона

Геополитика

Геополитика и международные отношения

Похожие пособия

Исследование ферритовых вентилей и циркуляторов: Руководство к лабораторной работе / Гошин Г. Г., Никифоров А. Н., Фатеев А. В., Замотринский В. А., Соколова Ж. М., Падусова Е. В. — 2013. 27 с.

Исследование влияния распределения поля в раскрыве антенны на её диаграмму направленности: Руководство к лабораторной работе / Гошин Г. Г., Никифоров А. Н., Фатеев А. В., Шангина Л. И., Замотринский В. А. — 2013. 28 с.

Безопасность жизнедеятельности: Методические указания к лабораторным работам по дисциплине / Полякова С. А., Кан А. Г., Лощилов А. Г., Пустовойт А. Ф., Туев В. И., Хорев И. Е., Екимова И. А., Аверьянов Г. А., Петровская Н. Е., Крупеников Б. В., Воронина Г. А. — 2012. 57 с.

Исследование диэлектрических антенн: Руководство к лабораторной работе / Гошин Г. Г., Никифоров А. Н., Фатеев А. В., Замотринский В. А. — 2013. 23 с.

Исследование коэффициента усиления рупорных антенн: Руководство к лабораторной работе / Гошин Г. Г., Никифоров А. Н., Фатеев А. В., Замотринский В. А. — 2013. 27 с.

Научно-образовательный портал ТУСУРа. 12 +

Учредитель: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»
Главный редактор: Митузина Ю. В.
(3822) 900-157
[email protected]

Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15 ноября 2013 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-56036

edu.tusur.ru

Библиотека Михаила Грачева

Геополитика: учебно-методическое пособие

М.: ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»,

Межвузовский центр инноватики и социально-проектных технологий

в управлении, 2010. – 40 с.

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста

на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский университет дружбы народов»

Факультет гуманитарных и социальных наук

Кафедра государственного и муниципального управления

Читайте так же:  Посмотреть все штрафы гибдд оплаченные

Межвузовский центр инноватики

и социально-проектных технологий в управлении

Для студентов очной формы обучения

по специальности 061000 –

«Государственное и муниципальное управление»

Обсуждено и утверждено

на заседании кафедры

государственного и муниципального управления

Российского университета дружбы народов

11 марта 2010 г., протокол № 4

Рекомендовано к изданию

Межвузовского центра инноватики

25 марта 2010 г., протокол № 7

Грачев М.Н. Геополитика: учебно-методическое пособие: для студентов дневной формы обучения по специальности 061000 – «Государственное и муниципальное управление» / М. Н. Грачев (сост.). – М.: ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», Межвузовский центр инноватики и социально-проектных технологий в управлении, 2010. – 40 с.

Грачев Михаил Николаевич, доктор политических наук,

профессор кафедры государственного и муниципального управления

факультета гуманитарных и социальных наук

© М. Н. Грачев, составление, 2009

© Межвузовский центр инноватики и социально-проектных технологий в управлении, 2010

СОДЕРЖАНИЕ
Общее описание курса
1. Цель и задачи курса
2. Организационно-методическое построение курса
3. Структура курса
4. Описание системы контроля знаний
4.1. Общие правила выполнения контрольных заданий
4.2. Примерные типы письменных работ и форм устного контроля
4.3. Шкала оценок, итоговые оценки (методика выставления)
4.4. Академическая этика
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Программа курса
Список обязательной и дополнительной литературы
Тематический план курса и распределение бюджета аудиторного времени (в академических часах)
План семинарских занятий
Темы творческих работ (эссе)
Задания для самостоятельной работы по тематике курса
Перечень вопросов к промежуточной и итоговой аттестациям

1. Цель и задачи курса

Основной целью курса «Геополитика» является освоение базовых основ геополитических знаний и представлений, позволяющих будущему специалисту в области государственного и муниципального управления определить место страны, региона в общей системе мировой политики и осознанно выработать линию профессионального поведения, направленную на обеспечение интересов государства и граждан, с учетом воздействия внешнеполитических и геостратегических факторов в эпоху глобализации.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

– определение статуса и предметной области геополитики в системе политологического знания;

– раскрытие логики построения геополитических теорий с учетом основного закона и базовых категорий дисциплины;

– рассмотрение основных идей и методов изучения геополитики в рамках классических концепций, а также принципов анализа современной системы международных отношений и внешней политики государств с позиций геополитических направлений и школ второй половины XX – начала XXI вв.;

– выявление специфики развития геополитических процессов на территории бывшего СССР с учетом изменения позиций России, государств, входящих в состав СНГ, а также стран Балтии в новой системе международных отношений;

– анализ современной геополитической ситуации в Восточной и Западной Европе, места США, Японии, Китая, а также развивающихся стран Азии, Латинской Америки и Африки в современной системе геополитических отношений.

Курс «Геополитика» входит в блок общепрофессиональных дисциплин образовательной программы подготовки специалиста государственного и муниципального управления – менеджера, для специальности 061000 – «Государственное и муниципальное управление» является обязательной дисциплиной федерального компонента ГОС ВПО (ОПД.Ф.10), носит теоретический характер.

Трудоемкость курса – 3 кредита. [c. 4]

Курс состоит из лекций и практических занятий (семинаров). Формат семинара – изложение и обсуждение рассматриваемой темы на основе изученной литературы. В рамках семинарской работы рекомендуются короткие выступления с докладами на заранее выбранную тему, комментирование и активное участие в коллективном обсуждении докладов, выполнение индивидуальных письменных заданий (научное реферирование текстов, переводы и т. д.). В рамках курса проводится два письменных тестирования (промежуточная и итоговая аттестационные работы) на основе пройденного материала и по дополнительной литературе, а также предусматривается написание творческой работы (эссе).

Особенностью организационно-методического построения курса является преимущественная опора на материалы и источники, размещенные на Федеральном образовательном интернет-портале «Социально-гуманитарное и политологическое образование» (http://www.humanities.edu.ru), личном сайте автора «Библиотека Михаила Грачева» (http://grachev62.narod.ru) и некоторых других некоммерческих интернет-сайтах, которые представлены в режиме свободного доступа. Гиперссылки приведены по состоянию на 15 февраля 2010 г.

Структура курса включает в себя:

– лекции – 36 часов,

– семинары – 14 часов,

– промежуточная аттестация – 2 часа,

– итоговая аттестация – 2 часа.

4.1. Общие правила выполнения контрольных заданий

Промежуточная и итоговая аттестационные работы пишутся студентами соответственно в середине и в конце семестра. Тематика аттестационных работ соответствует тематике прослушанных студентами лекций и семинарских занятий на конкретном этапе обучения. В промежуточную аттестационную работу включаются вопросы по первой части курса, в итоговую – вопросы по всему курсу. Перечень [c. 5] вопросов, выносимых на каждую из аттестационных работ, доводится до сведения студентов не позднее, чем за неделю до даты проведения соответствующего письменного тестирования. Конкретные задания по аттестационным работам сообщаются каждому студенту непосредственно при тестировании.

Тематика письменных творческих работ (эссе) предлагается студентам в начале семестра. Студент вправе выбрать тему из данного перечня или предложить свою, согласовав ее с преподавателем. Не разрешается представлять одну и ту же работу более чем по одному предметному курсу. Преподаватель дает консультации по любым вопросам, касающимся проблематики итоговой творческой и текущих самостоятельных работ, в специально отведенные для этого часы (по договоренности). Творческие работы сдаются преподавателю не позднее чем за три недели до окончания учебного семестра.

Требования к набранным на компьютере творческим работам (эссе): шрифт Times New Roman, кегль – 14, полуторный интервал, цитирование и сноски – в соответствии с принятыми стандартами, тщательно выверенная грамматика, орфография и синтаксис. Объем работы – от 12 до 16 страниц (без учета титульного листа и списка литературы). Творческая работа не должна иметь реферативного или описательного характера, акцент должен быть сделан на аргументированном представлении студентом своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики.

На промежуточной и итоговой аттестационных работах каждому студенту предлагается индивидуальный вариант задания, содержащий два вопроса из перечня, выносимого на соответствующее тестирование. Студент имеет право заменить предложенный ему вариант задания, но при этом оценка снижается на 30% от максимального количества баллов, предусмотренных за данную работу. Повторное написание рубежной и итоговой аттестационных работ не предусматривается.

Устный контроль знаний в ходе проведения семинарских занятий предполагает оценку умения студентов вести дискуссию, аргументировать свою позицию ссылками на изученную литературу, а также их творческий подход к подготовке докладов и сообщений, которые должны представлять собой не пересказ чужих мыслей, а попытку самостоятельной концептуализации определенной, достаточно узкой и конкретной проблемы, связанной с тематикой соответствующего семинарского занятия. [c. 6]

Читайте так же:  Налог на прибыль учетная политика 2014

Действующая в Российском университете дружбы народов кредитная система обучения, соответствующая европейской системе перевода и накопления кредитов ECTS (The European Credit Transfer System), предполагает выставление студентам по итогам изучения каждой дисциплины дифференцированных оценок, балльная структура которых учитывает посещаемость лекций и активность работы на семинарских занятиях в течение семестра, результаты промежуточной и итоговой аттестационных письменных работ, а также творческой работы.

Шкала оценок определяется отведенным на каждую дисциплину количеством кредитов из расчета 36 баллов за один кредит.

На дисциплину «Геополитика» отводится 3 кредита, что соответствует максимальной оценке 108 баллов.

– посещение лекций в течение семестра – до 18 баллов;

– активная работа на семинарах в течение семестра – до 14 баллов;

grachev62.narod.ru

7. Геополитика прежде и теперь

Геополитика (географическая политика) – одно из главных направлений политической географии. Как и политическая география, она рассматривает происходящие в мире процессы и явления на разных уровнях. На глобальном и региональном уровнях ее главная задача заключается в исследовании географии международных отношений, в особенности баланса сил, складывающегося между великими державами. На уровне отдельных стран – в изучении положения той или иной страны в системе существующих военно-политических и экономических взаимоотношений, которые влияют на ее внешнюю политику и определяют изменения в ее геополитическом положении. Можно сказать, что геополитика рассматривает каждое государство как пространственно-географический организм, живущий своими ритмами и имеющий свое собственное неповторимое лицо. Иногда говорят также о прикладной геополитике или геостратегии.

В качестве основных геополитических факторов обычно рассматривают:

географические (пространство, положение, природные условия и ресурсы);

политические (тип государственного строя, социальная структура общества, взаимоотношения с другими государствами, участие в политических союзах и блоках, характер

государственных границ и режим их функционирования, наличие горячих точек);

– экономические (уровень жизни населения, степень развития ведущих отраслей экономики, участие во внешних экономических связях);

военные (уровень развития, боеспособность и боеготовность вооруженных сил, уровень развития военной инфраструктуры, степень подготовки военных кадров, военные расходы);

экологические (степень деградации природной среды и меры по ее охране);

демографические (характер воспроизводства населения, его состав и размещение);

культурно-исторические (уровень развития науки, образования, здравоохранения, культурные и трудовые традиции, этнические и религиозные взаимоотношения, криминогенная обстановка).

Геополитическая доктрина каждого государства определяется всей совокупностью перечисленных факторов. Но наибольшее значение обычно отводят географическим и политическим факторам.

В своем развитии геополитика, как и вся политическая география, прошла ряд этапов.

Первый этап нередко называют этапом классической геополитики. Он охватывает конец XIX и начало XX в., когда происходило резкое обострение многочисленных военно-политических противоречий, борьбы за территориальный передел мира, которые в конечном счете и привели к Первой мировой войне. Главными идеологами и, как часто говорят, отцами геополитики в этот период стали немецкий географ Ф. Ратцель, шведский политолог Р. Челлен и английский географ X. Маккиндер.

Ф. Ратцель в своей «Политической географии» выдвинул идею о том, что государство – это своего рода живое существо и его жизнь так же во многом определяется окружающей средой, как и жизнь живых организмов. Поэтому для улучшения своего географического положения государство – особенно молодое, растущее – имеет право изменять свои границы, увеличивать свою территорию путем присоединения соседних земель, а также расширять свои заморские колониальные владения. Именно Ф. Ратцель ввел в оборот термины «жизненное пространство» и «мировая держава». Идеи Ф. Ратцеля получили еще более крайнее выражение в работах Р. Челлена, который применил их к конкретной геополитической ситуации в тогдашней Европе, доказывая, что Германия, занимающая в ней центральное положение, должна объединить вокруг себя остальные европейские державы.

Х.Маккиндер в своем докладе «Географическая ось истории» (1904) подразделил весь мир на четыре большие зоны: 1) «мировой остров» (World Island) трех континентов – Европы, Азии и Африки; 2) «сердцевинную землю», или Хартленд (Heartland) – Евразию; 3) «внутренний полумесяц», или окраинный пояс, опоясывающий Хартленд, и 4) «внешний полумесяц» (рис. 4). Из этой геополитической модели мира вытекал основной тезис Маккиндера, сформулированный им как важнейший геополитический закон: тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над Хартлендом; тот, кто доминирует над Хартлендом, доминирует и над «мировым островом»; тот, кто доминирует над «мировым островом», доминирует над всем миром. Отсюда прямо вытекало, что центральное геополитическое положение в мире занимает Россия.

Рис. 4. Геополитическая модель X. Маккиндера (по А. Дугину)

Второй этап развития геополитики охватывает период между Первой и Второй мировыми войнами, когда идеи реваншизма получили наибольшее распространение в Германии. В фашистской Германии геополитика стала, по существу, официальной государственной доктриной, широко использовавшейся для обоснования агрессии и территориальных притязаний. Еще в 1924 г. Карл Хаусхофер основал геополитический журнал «Цайтшрифт фюр геополитик», пропагандировавший идеи реваншизма и перекройки границ. Позднее он стал главой фашистской геополитики, основателем института геополитики в Мюнхене, президентом германской академии наук. В этот период в основном сформировались такие геополитические понятия, как «жизненное пространство», «сфера влияния», «страна-сателлит», «пангерманизм», и другие, при помощи которых оправдывали территориальные захваты в Европе, нападение на Советский Союз. В годы Второй мировой войны геополитические концепции получили широкое распространение и в Японии.

Третий этап, начавшийся вскоре после Второй мировой войны, охватил четыре десятилетия «холодной войны» между двумя мировыми системами. На этом этапе геополитические изыскания активизировались во многих странах Западной Европы, в особенности во Франции, в Германии и Великобритании; стал выходить международный геополитический журнал «Геродот». И тем не менее главный центр геополитической мысли переместился в США, где было выдвинуто много новых концепций.

В качестве примера можно привести концепцию Саула Коэна. Он выделил две основные геостратегические сферы – морскую и континентальную, в каждой из которых, по его мнению, доминирует одна из двух сверхдержав. В пределах первой сферы он предложил различать четыре региона: 1) Англо-Америку со странами Карибского бассейна; 2) Европу со странами Северной Африки; 3) Южную Америку и Тропическую Африку; 4) островную Азию и Океанию. Во вторую сферу он включил два региона – Хартленд и Восточную Азию. С. Коэн выделил также пять главных политических центров мира – США, Россию, Японию, Китай и Западную Европу. Помимо реанимации идеи Х. Маккиндера о Хартленде, американские геополитики разрабатывали сценарии ядерной войны, определяли зоны жизненных интересов США, «дуги нестабильности» и т. д. Известный американский политолог, директор Центра стратегических исследований Гарвардского университета С. Хантингтон выдвинул концепцию, согласно которой основные противоречия современного мира имеют в своей основе противоречия между существующими на планете цивилизациями – иудео-христианской, мусульманской, буддистской и др. По его мнению, вооруженные конфликты в первую очередь возникают в районах так называемых цивилизационных разломов.

В Советском Союзе на третьем этапе геополитика фактически не получила никакого развития. Это в основном объясняется тем, что сам термин «геополитика» оказался как бы скомпрометированным, поскольку его связывали только с милитаристскими идеями западного блока. В советских научных и справочных изданиях геополитику обычно характеризовали как реакционное направление буржуазной политической мысли, основанное на крайнем преувеличении географических факторов в жизни общества, как лженаучную концепцию, которая использует географическую терминологию для обоснования захватнической политики капиталистических государств. В результате ярлык буржуазного геополитика угрожал каждому, кто хотел вторгнуться в эту сферу исследований.

Читайте так же:  Какие сроки оформления материнского капитала

Четвертый этап в развитии этого направления наступил в конце 80-х гг. XX в. Его иногда называют этапом новой, неконфронтационной, геополитики. Действительно, с окончанием «холодной войны» и крушением биполярной системы международных отношений произошло общее потепление мирового геополитического климата. Противостояние капитализма и социализма завершилось поражением второго. Прямым следствием отхода от прежней конфронтации двух мировых систем и двух сверхдержав – США и СССР – стало постепенное затухание некоторых конфликтов, расширение процессов мирного урегулирования, уменьшение военных расходов и числа военных баз на чужих территориях и др. Начался перевод международных отношений из характерной для прошлых времен плоскости военного противостояния в русло прежде всего экономического, культурного, дипломатического взаимодействия. Современный мир из двухполюсного начал превращаться в многополюсный, а международные отношения стали более добрососедскими, регулярными и предсказуемыми.

Однако все это вовсе не означает, что переход от геополитики противостояния к геополитике взаимодействия (причем как на глобальном, так и на региональном уровнях) можно считать завершенным. Мировая геополитическая обстановка осложняется тем, что и в многополюсном мире выделяется одна супердержава – США, которая, как показывает опыт, отнюдь не отказалась от политики диктата и военной угрозы, исходя из своего понимания «нового мирового порядка». Далее, геополитическая обстановка теперь характеризуется появлением на мировой арене новых центров-«тяжеловесов», которые претендуют на роль мировых или по крайней мере региональных лидеров. Это Западная Европа, Япония (хотя обладая большой экономической мощью, она не отличается военной мощью), Китай, Индия, арабский мир. На Западе еще не сняты с вооружения идеи «атлантизма», основанные на силе НАТО, что уже неоднократно приводило к довольно резкому обострению международной напряженности (например, в связи с событиями в Косово, Чечне).

Подобная геополитическая ситуация ставит сложные проблемы перед молодой российской геополитикой, которая за последнее время превратилась в одно из наиболее быстро развивающихся научных направлений.

В России начала складываться своя геополитическая школа, костяк которой составляют не только политологи, но и географы (В. А. Колосов, Н. С. Мироненко, Л. В. Смирнягин, Н. В. Петров в Москве, С. Б. Лавров, Ю. Д. Дмитревский, Ю. Н. Гладкий, А. А. Анохин в Санкт-Петербурге). Появились исследования, содержащие геополитический анализ с элементами геополитической стратегии и прогнозирования. Большой научный и практический интерес представляет разработка вопроса о государственных границах, которые влияют на территориальное развитие через свои фундаментальные свойства – барьерность и контактность. К новым направлениям относится изучение геополитических аспектов Мирового океана, взаимозависимости между политической, экономической и экологической ситуациями, роли пограничных районов и т. д.

Естественно, что главный вопрос, на который должна дать ответ отечественная геополитика, – это вопрос о месте и роли России в современном мире. Он подразделяется на несколько подвопросов. Приведем важнейшие из них. Остается ли Россия, обладающая большим ядерным потенциалом, великой державой или из-за своего сильного экономического отставания она перешла в разряд региональных держав? Как должны строиться отношения России со странами СНГ, где Россия имеет геополитические интересы стратегического характера, с США, Западной Европой, Китаем, Японией, Индией, Арабским Востоком? Как обеспечить сохранение своей собственной территории, что для каждой страны является высшим государственным интересом?

Характерно, что в связи с этим снова обострились споры о евразийстве – политическом (геополитическом) и философском течении, зародившемся в среде русской эмиграции в 20—30-х гг. XX в.

«Евразийцы» выступали против преувеличения роли Европы в мировой истории, т. е. европоцентризма. Они рассматривали огромную территорию России как особый исторический и географический регион, относящийся и к Европе, и к Азии и образующий особую культурную область – Евразию. Известно, что уже в недавнее время идеи евразийства развивал видный историк и географ Л. Н. Гумилев, который также считал Россию-Евразию особым, своеобразным, но при этом целостным миром, имеющим большее родство не с Европой, а с Азией. В конце XX в. идеи евразийства (неоевразийства) снова приобрели большую популярность в научных и общественных кругах России и некоторых стран СНГ. Многие стали выступать против «западников», ссылаясь и на то, что государственный герб России – двуглавый орел – имеет симметричную форму, и это нужно понимать как некий символ равновеликости отношений страны с Западом и с Востоком. Идеи неоевразийства разделяют и некоторые российские ученые с мировыми именами, например академик Н. Н. Моисеев, защищавший концепцию «евразийского моста». Существует общероссийское общественно-политическое движение «Единство», возглавляемое профессиональным геополитиком А. Г. Дугиным. Его сторонники считают, что именно евразийство должно стать той национальной идеей, которой так недостает современной России.

Пока еще роль России в мировой геополитической системе окончательно не определилась. Симптоматично, что заключительная глава новой книги по проблемам геополитики страны озаглавлена «Хмурое утро: геополитические перспективы России на пороге XXI века». [13] Отсюда вытекает: чтобы не превратиться в полупериферийную страну, Россия должна подчинить свою геополитическую и геоэкономическую стратегию одной главной задаче – постепенному превращению в действительно процветающую великую державу с современной экономикой, высоким уровнем жизни людей, развитой демократической системой власти.

www.e-reading.mobi


Обсуждение закрыто.