Формализованные правила это

Формализованные правила это

Формализованные правила

Обработка базы знаний (БЗ) методом «до первого успеха».Рассмотрим процедурудостижения некоторой обобщенной цели “установить факт” по методу «до первого успеха»:

1. Если факт принадлежит базе фактов (БФ), то “успех”. В противном случае п.2.

2. Выполнить цикл обработки базы правил (БП) – п.3.

3. Если БП пуста, то “неуспех”. В противном случае п.4.

4. Рассмотреть первое правило БП (ПБП) – п.4.1.

4.1. Если все факты условия из ПБП принадлежат БФ, то пп.4.2,

4.2. Если результат действия из ПБП есть искомый факт, то

“успех”. В противном случае пп.4.3 – 4.5.

4.3. Добавить результат действия из ПБП в БФ, если его там нет.

4.4. Определить БП=БП-ПБП.

4.5. Перейти к п.2.

Пример. Рассмотрим следующую базу знаний:

БЗ: БФ: A,C,D,E,G,H,K

БП: 1. K,L,M®I

2.I,L,J®Q

3. C,D,E®B

4. A,B®Q

5. L,N,O,P ® Q

6. C,H ® R

7. R,J,M ® S

8. F,H ® B

9. G ®F,

где «,» между фактами условных частей правил означает логическое перемножение, а «®» — «следует»; любое правило читается как «изследует…«.Задание: установить факт Q. Последовательность решения (по пунктам алгоритма): п.1: QÏБФ ® п.2 ® п.3: БП¹Æ (не пусто)® п.4: ПБП=1БП (первое правило из БП)® п.4.1: <L,M>ÏБФ ® п.4.4: новая база правил БП1=БП -1БП (остаются правила 2,…,9) ® п.4.5 ® п.2 ® п.3: БП1¹Æ® п.4: ПБП=2БП ® п.4.1: <I,L,J>ÏБФ ® п.4.4: БП2=БП1 -2БП (правила 3,…,9) ® п.4.5 ® п.2 ® п.3: БП2¹Æ ® п.4: ПБП=3БП ® п.4.1: <C,D,E>ÎБФ ® п.4.2: B¹Q ® п.4.3: новая база фактов БФ1=БФ+B ® п.4.4: БП3 = БП2 — 3БП (правила 4,…,9) ® п.4.5 ® п.2 ® п.3: БП3 ¹ Æ ® п.4:

ПБП=4БП ® п.4.1: <A,B>ÎБФ1 ® п.4.2: «успех». Очевидно, что БП рассматривается не полностью и программа не приводит к новым требованиям «установить факт».

Обработка БЗ с перебором всей БП. Алгоритм обработки поясним на примере предыдущей базы знаний с той же целью:

1. Анализ БФ на предмет наличия Q: QÏБФ.

2. Выбор правила 1БП.

3. Анализ условной части 1БП: <L,M>ÏБФ.

4. Выбор правила 2БП.

5. Анализ условной части 2БП: <I,L,J>ÏБФ.

6. Выбор правила 3БП.

7. Анализ условной части 3БП: <C,D,E>ÎБФ.

8. БФ1=БФ+B.

9. Выбор правила 4БП.

10. Анализ условной части 4БП: <A,B>ÎБФ1.

11. БФ2=БФ1+Q.

12. Выбор правила 5БП.

13. Анализ условной части 5БП: <L,N,O,P>ÏБФ2.

14. Выбор правила 6БП.

15. Анализ условной части 6БП: <C,H>ÎБФ.

16. БФ3=БФ2+R.

17. Выбор правила 7БП.

18. Анализ условной части 7БП: <R,J,M>ÏБФ3.

19. Выбор правила 8БП.

20. Анализ условной части 8БП: FÏБФ3.

21. Выбор правила 9БП.

22. Анализ условной части 9БП: GÎБФ.

23. БФ4=БФ3+F.

24. Анализ БФ3 на предмет наличия Q: «успех».

Очевидны просмотр всей БП и наращивание БФ. Увеличенная БФ может использоваться при решении других задач, следующих за рассмотренной. В рассмотренных программах при анализе базы знаний порождаются новые факты, которые приводят к порождению других новых фактов. Такие алгоритмы относятся к монотонным алгоритмам.

Обработка БЗ с ветвлением (порождение подпроблем). Алгоритм поясним на примере прежней задачи. Для установления факта Q (цель) анализируем БФ и, поскольку там нет Q, просматриваем правила и находим то действие, результат которого равен Q (2БП). Для установления факта Q требуется установить факты I, L, J (порождение подпроблем или ветвление). Факт Q называется отцом подпроблем I, L, J. Для установления факта I отыскиваем правило с результатом действия I (1БП). Факт K есть в БФ. Факты L, M отсутствуют в качестве результатов действий. Поэтому переходим к следующему правилу, содержащему результат действия Q (4БП). Факт A условной части 4БП есть в БФ. Факт B устанавливается после анализа 3БП , так как в нем <C,D,E>ÎБФ. Теперь легко устанавливается требуемый факт Q.

Обработка БЗ с возвратом. Рассмотрим БЗ, состоящую из следующих строк фактов и правил:

С4: отец (михаил,петр).

С6: отец( , ) :- сын( , ).

С7: дед( , ) :- отец( , ),отец( , ).

где «:-» означает «если» а «,» между предикатами соответствует союзу «и». Пусть имеется запрос, который помещается в стек целей (СЦ):

СЦ1=дед( , ),рабочий( ).

Программа решает задачу: существуют ли такие и , что являются дедами и при этом — рабочие. Процедура поиска решения следующая.

1-й цикл. Разрешаются одна за другой две цели в СЦ1. Вначале отыскивается в БЗ пара для цели дед( , ). Сопоставление цели дед( , ) и С7 заканчивается успешно путем замены на и на , после чего оба выражения становятся идентичными. Это делает унификатор УНИФ =

= ( | , | ). Далее преобразуется содержимое СЦ1 в СЦ2 заменой цели дед( , ) посылкой (условной частью) из С7:

СЦ2= отец( , ),отец( , ),рабочий( ).

Новый СЦ является резольвентой СЦ1 и С7.

2-й цикл. Первая цель в СЦ2, т.е. отец( , ), сравнивается по очереди с С1-С8, и находится унификатор УНИФ=(петр| ,иван| ) для отец( , ) и С3. Первая цель нового СЦ считается решенной и удаляется из СЦ. К оставшимся целям СЦ2 применяют тот же УНИФ:

СЦ3=отец(иван, ),рабочий(петр).

3-й цикл. Цель отец(иван, ) можно сопоставить с С5 из С1-С8 через УНИФ=(виктор| ):

4-й цикл. Цель рабочий(петр) в СЦ4 не сопоставляется с С1-С8. Тупик. Осуществляется возврат с восстановлением ближайшего к СЦ4 стека СЦ3, достижение первой цели которого привело к тупику (обозначим копию СЦ3 как СЦ3.1 — точка возврата ТВ):

СЦ3.1=отец(иван, ),рабочий(петр).

5-й цикл. Сопоставляется цель отец(иван, ) в СЦ3.1 уже с С6 через УНИФ=(иван| ). Получаем новое состояние стека:

СЦ3.2=сын( ,иван),рабочий(петр).

6-й цикл. Цель сын( ,иван) в СЦ3.2 не сопоставляется с С1-С8. Тупик. Возврат к ближайшему к СЦ3.2 стеку СЦ3.1:

СЦ3.1.1= отец(иван, ),рабочий(петр).

7-й цикл. Цель отец(иван, ) не сопоставляется с другими С7-С8. Тупик. Возврат к ближайшему к СЦ3.1.1=СЦ3.1=СЦ3 стеку СЦ2:

СЦ2.1= отец( , ),отец( , ),рабочий( ).

8-й цикл. Цель отец( , ) в СЦ2.1 сопоставляется уже с С4 через УНИФ=(михаил| ,петр| ):

СЦ2.2=отец(петр, ),рабочий(михаил).

9-й цикл. Цель отец(петр, ) в СЦ2.2 сопоставляется с С3 через УНИФ=(иван| ), что дает

10-й цикл. Цель рабочий(михаил) в СЦ2.3 сопоставляется с С1. Стек становится пустым. Ответ: =михаил, =иван.

Прямая цепь рассуждений.Рассмотрим следующую базу правил:

1. Если процентные ставки =падают,

то уровень цен на бирже =растет.

2. Если процентные ставки =растут,

то уровень цен на бирже =падает.

3. Если валютный курс доллара =падает,

то процентные ставки =растут.

Читайте так же:  Образец договора купли продажи с использованием кредитных средств

4. Если валютный курс доллара =растет,

то процентные ставки =падают.

5. Если процентные ставки федерального резерва =падают

и обращение федерального резерва =добавить,

то = процентные ставки падают.

С целью формализации записи правил введем следующие переменные:

INTEREST – изменение процентных ставок (рост или падение),

DOLLAR – валютный курс (падает, растет),

FEDINT – процентные ставки федерального резерва (растут, падают),

FEDMON – федеральный резерв (добавление или изъятие),

STOK – уровень цен на бирже (растет, падает).

Получим такую базу правил:

1. Если INTEREST=падает,

2. Если INTEREST=растет,

3. Если DOLLAR=падает,

4. Если DOLLAR=растет,

5. Если FEDINT=падает

Образуем следующие структуры:

— список различных переменных (в условиях правил) и их значений,

— указатели на правило и номер условия.

Введем запрос: “Если добавить денег из федерального бюджета, как будет вести себя фондовая биржа?”. Алгоритм поиска решения методом “от причины к следствию” имеет следующий вид:

1. Определить начальное условие – причину. В нашем случае: FEDMON=добавить.

2. Занести переменную условия (FEDMON) в очередь переменных (очередь примет вид: 1. FEDMON), а ее значение (добавить) – в список переменных. Для рассматриваемого примера этот список содержит четыре переменных, из которых INTEREST и DOLLAR пока не могут иметь значения, так как меняют их в разных правилах, а FEDINT и FEDMON точно известны:

3. Просмотреть список переменных из условных частей правил и найти ту переменную (FEDMON), которая стоит первой в очереди. Если переменная найдена, записать в указатели номер первого найденного правила (номер 5) и номер 1 условия. Если переменная не найдена — пункт 6 алгоритма.

4. Присвоить значения непроинициализированным переменным условной части найденного правила по списку переменных (FEDINT=падает) или запросить, если в списке переменных их значений нет. Проверить все условия правила (в правиле 5 два условия), отражая их номера в указателе (вначале указатель условия будет равен 1, затем 2), и в случае их истинности (у нас оба условия истинны) обратиться к части “то” правила.

5. Присвоить в списке переменных значение (падает) переменной (INTEREST), входящей в часть “то” рассматриваемого правила, и поместить ее в конец очереди переменных (очередь: 1. FEDMON, 2. INTEREST). Пункты 3, 4, 5 повторить для других правил, в условных частях которых встречается та же переменная очереди (FEDMON, в нашем примере после 5 других правил нет).

6. Удалить переменную, стоящую в начале очереди (FEDMON).

7. Закончить процесс рассуждений, как только опустеет очередь. Если в очереди есть переменные (INTEREST), вернуться к шагу 3 алгоритма.

На шаге 3 для нашего примера переменная INTEREST встречается в правилах 1, 2. Но найденное на шаге 5 значение падает соответствует только правилу 1. Получим STOK=растет. Очередь переменных: 1. INTEREST, 2. STOK. Переменная INTEREST удаляется из очереди. Очередь: 1. STOK. Переменной STOK нет в условных частях правил, поэтому поиск завершен. Ответ: 1. Процентные ставки падают. 2. Уровень цен на бирже растет.

Обратная цепь рассуждений. Рассмотрим следующую базу правил:

Если DEGREE=нет, то POSITION=нет.

Если DEGREE=да, то QUALIFY=да.

Если DEGREE=да и DISCOVERY=да,

то POSITION=научный работник.

Если QUALIFY=да и GRADE =2,

то POSITION=инженер по эксплуатации.

Если QUALIFY=да и EXPERIENCE =3.5,

DEGREE – ученое звание (да, нет),

DISCOVERY – открытие (да, нет),

EXPERIENCE – стаж работы,

GRADE – средний балл,

QUALIFY – возможность принятия на работу.

Введем запрос: “Какую работу предложить данному посетителю, имеющему ученую степень, не сделавшему никакого открытия, со средним баллом 3 и стажем работы 4 года?” Для ответа образуем структуры:

— упорядоченного списка переменных вывода (список логических выводов) с номером правила: 1. POSITION, 2. QUALIFY,

3. POSITION, 4. POSITION, 5. POSITION, 6. POSITION;

— списка неповторяющихся переменных и их значений из условных частей правил (список переменных условия), не встречающихся в следствиях, с учетом запроса:

— стека пар указателей номеров правил и условий.

Поиск ответа методом “от цели к фактам ”имеет следующий порядок.

1. Определить неизвестную переменную логического вывода (здесь -переменная запроса POSITION).

2. В списке логических выводов искать первое вхождение этой переменной (1. POSITION). Если переменная найдена, в указатели ввести номер вхождения-правила (в нашем случае это 1) и установить номер условия 1. Если переменная не найдена, выдать “ответа нет”.

3. Присвоить значения всем переменным условий найденного правила, наращивая номера условий (для нашего примера условие одно: известно, что DEGREE=да).

4. Если в списке переменных условий какой-либо переменной найденного правила не присвоено значения и её нет в списке переменных логических выводов, запросить у оператора (в нашем случае не требуется).

5. Если какая-либо переменная условий найденного правила входит в список переменных логического вывода (в рассматриваемом примере такого нет), поместить в стек указателей номер ближайшего правила, в логический вывод которого она входит, установить номер условия 1 и перейти к шагу 3.

6. Если из правила нельзя определить значение переменной логического вывода (POSITION=?, так как в нашем примере правило 1 противоречиво), удалить соответствующий ему элемент (номер правила 1) из стека указателей и по списку переменных логического вывода продолжить поиск следующего правила (3) с этой переменной логического вывода (POSITION).

7. Если новое правило (3) найдено, заполнить стек указателей новыми данными (номер правила 3, номер условия 1) и перейти к шагу 3 (переменная первого условия правила 3: DEGREE=да, второго условия: DISCOVERY=нет). Правило 3 противоречиво. Из стека указателей удаляем номер этого правила. По списку переменных логических выводов переходим к правилу 4 и шагу 3. Переменная QUALIFY первого условия правила 4 входит в список переменных логических выводов. Добавляем в стек указателей пару “правило 2, условие 1”, сохраняя предыдущие данные — ”правило 4, условие 1”. Переходим к шагу 3: DEGREE=да, QUALIFY=да. Удаляем пару “правило 2, условие 1” из стека указателей, обрабатываем предыдущую пару “правило 4, условие 1”: QUALIFY=да. Увеличиваем номер условия: “правило 4, условие 2”: GRADE=3, т.е GRADE =2.

8. Если переменная не найдена ни в одном из оставшихся правил в списке логических выводов, правило для предыдущего вывода неверно. Если предыдущего вывода не существует, сообщить, что “ответа нет”. Если предыдущий вывод существует, вернуться к шагу 6.

9. Определить значение переменной из правила, расположенного в начале стека логических выводов (правило 4: POSITION=инженер по эксплуатации); правило 4 из стека удалить. Если среди переменных условий есть еще переменные логического вывода (в нашем примере их больше нет), увеличить значение номера условия и перейти к шагу 3. Если в условиях больше нет переменных логического вывода, сообщить окончательный ответ (POSITION=инженер по эксплуатации).

Читайте так же:  Можно ли кредитной картой оплатить штраф в гибдд

Обратная цепь рассуждений особенно ярко демонстрирует себя в задачах, где ищется причина (причины) при известных следствиях. Пример: определить причину, по которой не заводится автомобиль.

Дата добавления: 2014-11-10 ; просмотров: 705 . Нарушение авторских прав

studopedia.info

Как происходит формализация правил

Теперь перейдем к характеристике второго элемента институцио­нальной подстройки — формализации правил. Это процесс, обратный процессу деформализации. Его суть состоит в замещении неформальных правил формальными предписаниями и встраивании хозяйственных практик в законодательные и контрактные рамки. Важная часть данного процесса — сокращение или прекращение действий, связанных с прямым нарушением закона, — называется легализацией деятельности. Но формализация правил в целом более широкое понятие. Кроме легализации она включает также процессы замещения неформальных договоренностей и конвенций документально оформленными контрактами и регламентами.

Рассмотрим основные элементы механизма формализации правил. На наш взгляд, логику формализации можно представить следу­ющим образом.

1. В силу внешних или внутренних причин повышается спрос на формальные правила.

2. Оказываясь перед институциональным выбором, участники рынка взвешивают сравнительные издержки, риски и выгоды от соблюдения или несоблюдения формальных правил.

3. Помимо принятия собственных решений, производится оценка готовности других участников рынка к их соблюдению.

4. Наряду со взаимным наблюдением происходит обсуждение условий возможного соблюдения формальных правил между самими участниками рынка, а также между ними и контролиру­ющими органами.

5. При невозможности полного соблюдения формальных правил (что случается нередко) достигается институциональный комп­ромисс, связанный с возможным частичным смягчением условий их соблюдения.

6. Участники рынка корректируют деловые стратегии в сторону формализации деятельности. Возникает своего рода «социаль­ное движение» в сторону формализации деятельности.

7. Наблюдается публичное демонстративное дистанцирование участников рынка от тех, кто не соблюдает формальные правила.

Рассмотрим эти основные элементы. Исходным элементом формализации правил является повышение спроса на формальные правила — как со стороны участников рынка, так и со стороны контролирующих государственных органов. Оно может вызываться разными причинами, например желанием участников рынка закрепить свои позиции в том или ином сегменте рынка или их стремлением к переделу этого рынка; потребностью в снижении уровня рисков и неопределенности или намерением разрешить конфликтные ситуации. В этих случаях потребность в формализации правил вырастает как бы «изнутри». Однако часто такая потребность порождается внешним давлением, в первую очередь со стороны государственных структур. Государство либо вводит какое-то новое формальное правило, либо внезапно «вспоминает» об уже существующем правиле, которое в слабой степени поддерживается и в сильной степени не соблюдается. Включаются дополнительные механизмы выборочного контроля и административного принуждения, начинаются случайные и адресные проверки. Участникам рынка приходится реагировать, подстраивая свои действия к новым ужесточенным требованиям.

Формализация деятельности редко происходит как автоматическая реакция на изменение регламентирующих норм. Участники рынка всегда сохраняют определенную степень свободы в отношении их соблюдения или несоблюдения. И прежде чем принять решение, они сопоставляют текущие издержки следования формальному и соответствующему неформальному правилу. Как правило, выбор в пользу де­формализации оказывается дешевле (по крайней мере, в краткосрочной перспективе). И если бы взвешивались только текущие трансакционные издержки, то серьезных мотивов к формализации действий не возникало бы. Однако степень неформальности находится в прямой зависимости от уровня риска стать объектом выборочной проверки. Поэтому относительный уровень издержек соотносится также с относительным уровнем риска. А если раздвигается временнáя перспектива и начинают учитываться не только фактические, но и упущенные возможности, то предугадать наиболее рациональное ре­шение становится еще более сложно.

Решение о несоблюдении формального правила может приниматься участниками рынка индивидуально и несогласованно. Возникновение и поддержание неформальных правил, связанных с несоблюдением закона, становится здесь скорее конечным результатом типиче­ских действий многих участников, стратегией массового выхода по­одиночке. Механизм формализации в этом отношении предъявляет более сложные требования. На первый взгляд, казалось бы, чего про­ще: содержание правила всем хорошо известно, решил соблюдать — соблюдай. Однако поскольку формализация деятельности связана с дополнительными (и, как правило, не копеечными) издержками, от­дельный участник рынка не в состоянии взвалить на себя это бремя в одиночку. Ему приходится соотносить свои действия с действиями других агентов, выявляя, насколько едиными являются толкования формального правила и в какой степени участники рынка готовы к его соблюдению. «Безбилетничество» («фрирайдерство») — уклонение от соблюдения формального правила в «естественном» желании переложить издержки на других, более активных агентов — выступает серьезным сдерживающим фактором на пути к формализации действий (помимо взятия на себя неизбежных дополнительных издержек).

Поскольку продвижение в сторону формализации деятельности связано с необходимостью координации действий разных участников процесса, помимо взаимного наблюдения, возникает потребность в очном обсуждении условий такого продвижения и достижении деловых договоренностей. Обсуждение организуется по двум линиям: между самими участниками рынка и между ними и государственными чиновниками. Достигаемые договоренности тем более важны, что формальные правила зачастую не могут быть выполнены в полном объеме. Поэтому важно оговорить условия и степень их соблюдения. В процессе таких взаимодействий (формальных и неформальных) выдвигаются аргументы, поддерживающие или дезавуирующие то или иное формальное правило [160] . Эти обсуждения могут происходить и в публичной сфере. Например, может подниматься шум по поводу сугубой вредоносности нового законопроекта или невозможности его выполнения. Начинается легкий шантаж — используются угрозы сокращения масштабов деятельности или даже ее приостановки в случае его введения. Или, наоборот, специалисты по пиару начинают превозносить какой-то закон — его прогрессивность и справедливость, — приводить выгодные сравнения с другими существующими нормативными актами. Причем и в том, и в другом случае в качестве ключевых аргументов благополучно используются ссылки на чужой (преимущественно западный) опыт.

Прояснив ситуацию и найдя обоснования движения к легализации, участники рынка вырабатывают новые или корректируют прежние деловые стратегии. При этом чаще всего эти стратегии предусматривают не немедленную формализацию деятельности (что часто оказывается экономически невозможным и политически рискованным делом), а постепенное ступенчатое продвижение к относительно более полному подчинению существующим формальным предписаниям. Например, они несколько увеличивают суммы, уплачиваемые в качестве налогов и отказываются от наиболее рискованных схем по их оптимизации. В ходе этого продвижения достигаются институциональные компромиссы — находятся конкретные условия, при которых реализуются формальные правила.

Читайте так же:  Лишение свободы ст 167 ук рф

Наконец, изменение деловых стратегий сопряжено и с подвижками в статусной иерархии участников рынка. Те, кто включается в движение формализации, стараются тщательно дистанцироваться от тех, кто продолжает уклоняться от соблюдения формальных правил и, следовательно, не несет дополнительных издержек. Это дистанцирование осуществляется, в том числе, и публично. Подчеркивая свое отличие от нарушителей конвенции, ведущие участники рынка, во-первых, сигнализируют партнерам и клиентам о собственной чистоте и надежности, а во-вторых, обращаются к государству с требованием применения санкций к нарушителям и их вытеснения с рынка.

В чем состоит суть институциональных компромиссов. Формализация неформальных правил имеет объективные пределы. Простого принятия закона здесь недостаточно. Дело в том, что неформальные правила более специфичны и даже контекстуальны, они сильнее привязаны к конкретным сегментам рынка, группам участников или локальным территориям. И проблема состоит не только в нахождении дружественных интерфейсов и освоении «соседями» спо­собов адекватного следования данному правилу. Она заключается и в необходимости преодоления зачастую присущих этим правилам дискриминационных элементов, предлагающих разные образцы поведения — для своих и чужих [161] .

Законодательное оформление социальной нормы или прописыва­ние деловых договоренностей в форме контракта делает неформальные правила видимыми для третьих лиц и посторонних, превращая их в объект для критики. Обостряется вопрос об их легитимности с точки зрения экономической эффективности и социальной справедливости. Возникает необходимость дополнительного обоснования правила и демонстрирования его успешной работы.

Кроме того, формализации препятствует оппортунистическое поведение участников рынка. Экономисты часто ищут объяснение устойчивости такого поведения в асимметрии информации, не позволяющей принципалу эффективно контролировать поведение хозяйственных агентов. Не ставя под сомнение важность данного фактора, мы все же не думаем, что степень информированности играет в данном случае решающую роль. Контролирующим органам известно куда больше, чем принято считать (или по крайней мере они без труда могут получить компрометирующую информацию). И большинство «невинных хитростей» двойной бухгалтерии, при желании, легко вскрывается путем сколь-либо серьезной проверки. Однако в реальной практике зачастую пороки не вскрываются или это делается сугубо выборочно [162] . Вместо безжалостного выворачивания подноготной начинаются переговоры или контролирующая инстанция сама идет на смягчение условий. В результате достигается желанный институциональный компромисс, когда агентам позволяется не соб­лю­дать в определенных пределах установленные формальные правила.

В чем состоит суть институционального компромисса? По существу, он означает нахождение такого варианта исполнения закона, который делает его если и не выгодным, то по крайней мере приемлемым не только для контролирующих структур, но и для участников рынка. Государство и ведущие участники рынка идут на смягчение условий соблюдения правила и его частичную деформализацию. Это создает реальную почву для выполнения формального правила (пусть даже и частичного). Возможна также и корректировка содержания формального правила, когда очередное директивное предписание отменяет предыдущее. Такие компромиссы не только становятся одной из форм смягчения потенциальных и реальных конфликтов, вызванных неадекватностями формальных правил, фактически они превращаются в условие выполнения этих правил.

Понимая невозможность полного соблюдения формальных ограничений, а также осознавая свою неспособность к тотальному конт­ролю за нарушителями, представители государства сами инициируют компромиссные решения, которые могут заключаться, например, в требовании соблюдения формальных правил в несколько смягченной форме в обмен на ослабление соответствующего контроля со своей стороны [163] . Могут также проводиться всяческие эксперименты, связанные с созданием параллельных институциональных режимов, когда одни участники рынка (в добровольном или принудительном порядке) переходят к иному формальному порядку, а другие руководствуются прежними условиями.

При этом, разумеется, в публичной риторике контролирующие органы продолжают настаивать на бескомпромиссном, стопроцентном соблюдении правил. Эта декларативная приверженность точно­му соблюдению формальных правил и создание соответствующего правового прикрытия являются важной частью институционального компромисса, камуфлирующего сложные неформальные стратегии. Как существуют параллельные институциональные режимы и как достигаются институциональные компромиссы, мы рассмотрим в тринадцатой главе на примере таможенного оформления грузов.

Институциональные компромиссы являют собой конечное выражение своеобразной диалектики институциональной подстройки. Формализация попросту невозможна без своей оборотной стороны — деформализации. Эти механизмы не действуют, следуя друг за другом, образуя синусоидальные циклы. Одно из них является непременным условием другого, и наоборот. Более того, во многих случаях они реализуются одновременно. Нельзя деформализовать формальное правило, не соотнеся с ним свои действия и не формализовав часть отношений в соответствии с данным правилом (например, если речь идет о легальной деятельности, нельзя уйти от уплаты налогов, не заплатив какой-то их части). В то же время нельзя продвинуться по пути формализации, не встроив частично данное правило в существующую систему неформальных отношений (т.е. во многих случаях нельзя без ущерба для бизнеса сразу начать платить все налоги).

Резюме

Деформализация и формализация правил могут быть представлены как своего рода «социальные движения», которые не имеют конкретного автора или одной-единственной причины. Они возникают как тенденции или как некие веяния сразу из множества независимых источников. Мы не можем сказать, откуда дует ветер, но четко видим его последствия. Переход от одной тенденции к другой подобен повороту флюгера вслед за господствующим веянием.

При этом деформализация и формализация правил выступают как две стороны одной монеты. Но как нельзя увидеть монету одновременно с двух сторон, так и эти тенденции в каждый данный момент не равноправны: всегда одна из них доминирует, оказывается на пе­реднем плане. От чего зависит поворот вектора в сторону формализации или, наоборот, в сторону деформализации? Вероятность формализации повышается благодаря следующим факторам:

· завершенность (полнота и непротиворечивость) формальных правил;

· относительные уровни издержек соблюдения формальных и неформальных правил;

· вероятность стать объектом выборочного контроля;

· возможность договориться о степени соблюдения (несоблюде­ния) правил с ведущими участниками рынка (или данного его сегмента);

· убедительность публичных обоснований, нацеленных на поддержку или обесценение формальных или неформальных правил.

На пути к формализации правил возможны периодические колебания, связанные, например, с текущей политической конъюнктурой или электоральными циклами [164] . Так, по мере приближения к выборам политическим группировкам требуются значительные средства, а желание проводить жесткую политику ослабевает, что должно приводить к относительной активизации на рынке «серых» (полузакон­ных) схем.

В результате процесс институциональной динамики может происходить болезненно и противоречиво, со множеством поворотов и отступлений. В шестом разделе данной книги мы постараемся продемонстрировать это на примере процесса легализации в таможенных отношениях.

studopedia.ru


Обсуждение закрыто.
© 2020