Финансы форм собственности

Финансы форм собственности

Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм собственности

1. Финансы коммерческих предприятий.

Данное звено делится на подзвенья в зависимости от различных форм собственности (акционерные, государственные, муниципальные, частные, унитарные и другие).

Основное назначение данного звена — осуществление деятельности на основе коммерческого расчета, что предполагает покрытие расходов за счет собственных доходов, обязательное получение прибыли, которая дает возможность осуществить самофинансирование, финансирование государства, финансирование страховой сферы.

В настоящее время предприятиям дано право самостоятельно распределять выручку и прибыль, формировать производственные и социальные фонды по своему усмотрению, либо вести распределение ресурсов без образования фондов и нести полную финансовую ответственность за результат своей деятельности.

2. Финансы некоммерческих предприятий (бюджетных учреждений и организаций). Данное звено охватывает в основном все отрасли нематериальной сферы (образование, здравоохранение и т.д.)

Основное назначение этого звена — обслуживание населения и оказание социальных услуг.

Формирование финансовых ресурсов строится по следующему порядку или признаку. Для чисто бюджетных учреждений составляется смета расходов, которые финансируются из бюджета. В настоящее время чисто некоммерческих предприятий очень мало. Как правило, эти предприятия имеют некоммерческие и коммерческие структуры. При этом финансы строятся из двух источников финансирования:

· ассигнования из бюджета;

· прибыль от коммерческой деятельности.

При этом налогообложение для коммерческой деятельности аналогично звену финансов коммерческих предприятий.

3. Финансы общественных организаций. Специфическая особенность данного звена состоит в том, что создаются различные структуры (общественные организации, объединения, партии, фонды, общества и т.д.).

Основное назначение этого звена -удовлетворение одной из потребностей общества ( союз композиторов, общество рыболовов-любителей, общество любителей пива и т.п.). Финансы данного звена формируются за счет трех источников:

· членские и вступительные взносы;

· средства, полученные от коммерческой и некоммерческой деятельности структурных подразделений;

· прочие источники в зависимости от назначения общественной структуры (ассигнования из бюджета, добровольные пожертвования и благотворительные взносы в денежной и материальной форме, кредитные ресурсы, зарубежные ассигнования от аналогичных фондов и т.д.).

studopedia.ru

Глава 4. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

4.1. Финансы предприятий как звено финансовой системы РФ

Финансы предприятий различных форм собственности в совокупности являются составным звеном финансовой системы РФ. Здесь формируются финансовые потоки, отражающие созданный ВВП, подлежащий в дальнейшем перераспределению через бюджетную систему в производственную и социальную сферы, сферу домашних хозяйств и др.

Финансы предприятий представляют собой систему экономических отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов и накоплений на общегосударственные цели, финансирование затрат самих предприятий.

Особенности финансов предприятий определяются организационно-правовой формой ( 4.1); формой собственности; масштабами деятельности; сферами вложения капитала предприятий.

В зависимости от форм собственности финансы предприятий подразделяют на финансы государственных предприятий и финансы субъектов негосударственных форм собственности (частные, кооперативные, совместные предприятия).

Гражданский кодекс РФ по организационно-правовому признаку разделяет предприятия и организации на коммерческие и некоммерческие.

4.2. Формы коммерческих организаций и принципы их финансовой деятельности

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий,

Хозяйственные товарищества и общества. Ими признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также наращенное в процессе деятельности, принадлежит хозяйственным товариществам или обществам на праве собственности.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (командитного товарищества).

Акционерным обществом является общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытым или закрытым.

Обществом с ограниченной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных1 с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим

имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

Особенности финансов производственных кооперативов. В ст. 1 Федерального закона «О производственных кооперативах РФ» от OS.05.1996 г. № 41-ФЗ дается определение производственного кооператива (артели): «Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов». Производственных! кооператив имеет ряд финансовых особенностей.

Производственный кооператив отличается от хозяйственных обществ и товариществ прежде всего тем, что основан на добровольном объединении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Производственный кооператив — преимущественно объединение лиц, а не капиталов, это предопределяет и право участия членов кооператива в правлении: каждый член кооператива имеет один голос независимо от размера имущественного пая.

‘л Прибыль в производственном кооперативе создается собственным трудом его членов путем объединения их личных усилий в производственной деятельности. Участие членов производственного кооператива в производственной деятельности может выражаться в разных формах, в том числе путем предоставления финансового капитала; При этом в ст. 7 Закона установлены ограничения на количество членов кооператива, не принимающих личного участия в его деятельности: максимальное количество «финансовых участников» не должно превышать 25 % числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.

Каждый член производственного кооператива имеет в его имуществе пай, определенный уставом. Однако имущество производственного кооператива не принадлежит его членам на праве долевой собственности. Член производственного кооператива имеет лишь некоторые обязательные права в отношении этого имущества: на получение дохода, на получение части имущества при ликвидации кооператива и пр.

naii состоит из паевого взноса члена кооператива и соответствующей части чистых активов производственного кооператива (за исключением неделимых фондов). Как говорится в приказе Минфина России от 28.07.1995 г. № 81 «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением

в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации», чистые активы — это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов суммы обязательств.

В активах производственного кооператива может быть любое имущество, не изъятое из оборота, за исключением отнесенного законодательством РФ к федеральной, иной государственной или муниципальной собственности. По Закону производственный кооператив имеет право выпускать акции.

Источниками образования финансовых ресурсов в производственном кооперативе являются; паевые взносы членов кооператива; доходы от собственной деятельности; кредиты: имущество, переданное в дар физическими или юридическими лицами, а также другие источники, не запрещенные законодательством.

Паевым взносом могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, включая имущественные права и другие объекты гражданского права. Паевые взносы образуют паевой фонд производственного кооператива. По своей сути это то же, что и уставный капитал в хозяйственном обществе.

Наряду с паевым фондов в производственном кооперативе в соответствии с его уставом могут создаваться иные фонды, в том числе неделимые.

Неделимый фонд в производственном кооперативе — это часть его имущества, имеющая конкретное назначение, которое должно быть указано в уставе. Неделимый фонд включается в состав чистых активов при определении размера пая. Член кооператива не имеет права на неделимые фонды.

Еще одна финансовая особенность производственного кооператива, определенная Гражданским кодексом РФ, — субсидиарная (дополнительная) ответственность члена кооператива по обязательствам этого кооператива. Размер и порядок субсидиарной ответственности определяется в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О производственных кооперативах РФ». Закон, в свою очередь, делает ссылку на устав кооператива, требуя, чтобы он определил размер и условия субсидиарной ответственности, т.е. Закон не ограничивает членов кооператива в выборе размера ответственности: это может быть эквивалент паевого взноса либо годовой доход, либо фиксированная сумма, имеющая номинальный характер.

Прибыль, остающаяся в распоряжении кооператива после уплаты налогов и иных обязательных платежей и отчислений, распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым участием, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в его деятельности, — соответственно размеру их паевого взноса. Порядок распределения прибыли предусматривается уставом кооператива. Однако размер прибыли, распределяемой между членами кооператива пропорционально размерам их паевого взноса, не должен превышать 50 % прибыли, подлежащей распределению.

Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного и муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной и муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При создании унитарного предприятия ему выделяются средства из государственного или местного бюджета для образования уставного фонда. Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования указываются в уставе унитарного предприятия.

Ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам также зависит от того, основано оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право хозяйственного ведения предоставляет унитарному предприятию более широкие права в управлении финансами, имуществом.

Размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 114 ГК РФ).

По решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие.

Правительство РФ Постановлением от 06.10.1994 г. № 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» утвердило порядок планирования и финансирования деятельности казенных предприятий. В частности, установлено, что производственно-хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода. Он вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, разрешенную государственным уполномоченным органом. Взаимоотношения завода с поставщиками ресурсов и потребителями продукции строятся на договорной основе.

Принципы и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, периодичность их корректировки устанавливаются Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ с

участием уполномоченного органа. Продукция, произведенная в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуется по ценам, устанавливаемым заводом самостоятельно или на договорной основе.

Финансирование завода, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития завода, производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подготовке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг).

Читайте так же:  Когда будет повышение трудовой пенсии в 2014 году

При недостаточности доходов заводу выделяются средства из федерального бюджета на реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятий по мобилизационной подготовке); содержание объектов социальной инфраструктуры; компенсацию убытков от выполнения плана-заказа. Решение о выделении средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации на основании обращения уполномоченного органа. Неиспользованные заводом по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Порядок установления указанных нормативов утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Свободный остаток прибыли, остающийся после ее направления на цели, указанные выше, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Завод представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований и амортизационных отчислениях. Аналогично осуществляется финансирование казенных фабрик, казенных хозяйств.

Принципы финансовой деятельности коммерческих организаций. Организация финансов коммерческих предприятий основана на положениях, связанных с их хозяйственной деятельностью. Первоначальное формирование собственных финансовых ресурсов происходит в коммерческих предприятиях в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд (уставный капитал). Источниками его образования в зависимости от организационно-пра-

вовых форм хозяйствующих субъектов могут быть: акционерный капитал, долгосрочный кредит, бюджетные средства и иные источники. Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает выручка от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуется доход и прибыль, а также амортизационный, резервный и иные денежные фонды.

Принципы организации финансов коммерческих предприятий находятся в постоянном развитии и совершенствовании. К основным принципам в рыночной экономике на современном этапе относятся самоокупаемость, самофинансирование, финансовая самостоятельность предприятий, заинтересованность и экономическая ответственность за выполнение обязательств перед государством, поставщиками, банками, коллективом работников, сочетание финансового планирования и коммерческого расчета (подробнее см. гл, 11).

Самоокупаемость — принцип финансово-хозяйственной деятельности, при котором расходы предприятия полностью покрываются собственными доходами.

Денежные доходы организаций складываются из выручки от реализации продукции (работ, услуг), прочей реализации имущества (основных фондов, инвентаря, нематериальных активов и т.д.), внереализационных доходов, арендной платы.

Главным источником денежных доходов является выручка от реализации продукции (работ, услуг), размер которой зависит от объема реализованной продукции и ее цены. В свою очередь, объем реализованной продукции (работ, услуг) зависит от потребностей рынка, спроса и предложения на рынке. С 01.01.00 г. введено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций», утвержденное Министерством финансов Российской Федерации от 06.05.1999 г. № 33-Н. Согласно п. 2 этого Положения, «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».

Доходы в зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности организаций подразделяются на доходы от обычных видов деятельности, прочие поступления.

Основные понятия расходов приведены в Положении о бухгалтерском учете «Расходы организаций», утвержденном Министерством финансов РФ от 06.05.1999 г. № 32-Н. Расходами коммерческой организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности расходы коммерческих организаций подразделяются на расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы (операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы).

Самофинансирование — принцип осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при котором не только текущие расходы, но и капитальные вложения, а также финансирование социально-экономического развития предприятия и расходы будущих периодов обеспечиваются из собственных источников финансирования.

Самофинансирование тесно связано с полной финансовой самостоятельностью предприятия, когда ему предоставлено право самостоятельно распоряжаться своими финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами, изыскивать и внедрять в оборот заемные средства, исходя из экономической выгоды.

Принцип материальной заинтересованности в результатах коммерческой деятельности на предприятии проявляется в получении прибыли как источника материального поощрения за достигнутые положительные результаты деятельности предприятия и его коллектива.

Экономическая ответственность предприятия определяется установленной в законодательном порядке системой финансовых санкций за невыполнение обязательств перед бюджетом, целевыми фондами и другими предприятиями, банками. Предприятия несут ответственность по своим обязательствам собственным имуществом.

4.3. Финансы некоммерческих организаций

Некоммерческие организации имеют существенные финансовые отличия от коммерческих. Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов (потребительских обществ), общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, благотворительных организаций (объединений) и иных формах, предусмотренных законом.

Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью

удовлетворения материальных и иных потребностей участников,

осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Потребительский кооператив как некоммерческая организация согласно ст. 116 и ст. 50 ГК РФ может быть создан в виде кооператива, потребительского союза, потребительского общества.

Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов:

добровольное вступление в потребительское общество и выход из него;

обязанность уплаты вступительного и паевого взносов;

демократичность управления потребительским обществом;

взаимопомощь и обеспечение пайщикам экономической выгоды;

ограничение размеров кооперативных выплат;

доступность информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;

забота о более полном удовлетворении платежеспособного спроса населения в товарах народного потребления.

Потребительские общества объединены в районные, областные, краевые, республиканские союзы и Центрсоюз РФ, образуя систему организаций потребительской кооперации.

Потребительская кооперация — социально ориентированная организация. Она содействует развитию социально-бытовой инфраструктуры в сельских районах страны, активно участвует в международном кооперативном движении, обсуждении социальных проблем.

Деятельность потребительского кооператива финансируется не за счет государственного бюджета, а главным образом за счет вступительных и паевых взносов членов кооператива.

Источниками финансовых ресурсов потребительского общества являются:

вступительные и паевые взносы пайщиков;

прибыль, полученная от торговой и иной деятельности;

заемные и привлеченные денежные средства, полученные в порядке государственной поддержки.

Доходы потребительского общества, полученные от торговой и иной деятельности, после внесения обязательных платежей в бюджет направляются в фонды потребительского общества и на кооперативные выплаты.

В потребительском кооперативе формируются денежные фонды: паевой фонд; неделимый; развития потребительской кооперации; резервный и иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан на основе

общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Финансовые ресурсы фонда формируются из средств, передаваемых фонду его учредителями.

Фонды занимаются предпринимательской деятельностью, соответствующей уставным целям. Для этого фонды создают хозяйственные общества или участвуют в них. Фонды обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Надзор за деятельностью фонда, принятием органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства осуществляет попечительский совет фонда. Попечительский совет фонда работает на общественных началах.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая учредителем полностью или частично.

Учреждения имеют смету, утверждаемую собственниками, и отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник.

Общественные учреждения, созданные и финансируемые собственниками, в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления.

В РФ создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

При отсутствии прибыли в некоммерческой организации ее финансирование осуществляют участники (учредители) либо иные собственники. Финансовые особенности некоммерческих организаций определены ГК РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 32.01.1996 г. № 7-ФЗ.

В России получили распространение разные формы некоммерческих благотворительных организации.

1. Благотворительная общественная организация представляет собой основанное на членстве добровольное общественное объединение граждан на основе общности интересов для совместного осуществления благотворительной деятельности.

2. Благотворительный фонд — благотворительная организация, не имеющая членства, учрежденная физическими или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, социальные и иные общественно полезные цели, закрепленные в уставе.

3. Благотворительное учреждение — учреждение, созданное для решения задач благотворительности собственником, финансирующим его полностью или частично и закрепляющим имущество на правах оперативного управления.

4. Благотворительная ассоциация (союз) — добровольное объединение благотворительных общественных организаций, фондов.

ГК РФ для некоммерческих благотворительных организаций не предусмотрена необходимость формирования уставного капитала, в то же время регистрирующие органы государственной власти требуют его внесения для тех организаций, которые создаются за счет средств учредителей.

В процессе реализации уставных целей некоммерческие благотворительные организации используют денежные средства и иное имущество, источники формирования которых можно разделить на две группы:

целевые поступления в денежной и натуральной форме;

доходы от предпринимательской деятельности.

Целевые поступления составляют вступительные и членские взносы для общественных объединений, их союзов и ассоциаций благотворительных организаций, основанных на членстве. За счет них покрываются административно-хозяйственные расходы.

Членские взносы относятся к регулярным поступлениям от учредителей. Законодательством не предусмотрены требования к порядку сбора и размеру взносов. Размер взносов и перечислений определяется учредительными документами или решением органов управления либо в соответствии с решением собственника (для учреждений).

Форма предоставления государственных и муниципальных средств на финансирование деятельности благотворительных организаций имеет прямой или косвенный характер. Прямое финансирование — это оплата социального заказа, выполняемого некоммерческой организацией; косвенное финансирование осуществляется в виде предоставления налоговых льгот.

Доходы от предпринимательской деятельности благотворительной организации могут быть от производства товаров, оказания услуг, внереализационных операций.

Профессиональные союзы — массовые демократические организации трудящихся, объединенных на основе общих интересов по роду их деятельности в производстве, сфере обслуживания, культуры, управления. Финансы профессиональных союзов сохраняют все черты финансов некоммерческих организаций, но имеют свою специфику, вытекающую из целей деятельности профессиональных союзов.

Финансовые средства профессиональных союзов формируются из вступительных и ежемесячных членских взносов, поступлений от культурно-просветительных и иных источников.-

Профессиональные союзы для осуществления уставных функций используют собственные, а также привлеченные и заемные денежные средства.

К собственным средствам профсоюзных организаций относятся членские взносы, доходы от деятельности собственных организаций и учреждений. В доходах профсоюзных организаций членские взносы составляют более 2/з их совокупного объема. Размер членского взноса с каждого члена профсоюза установлен в размере 1 %.

Финансы профсоюзных организаций — это замкнутые перераспределительные отношения между их членами, отдельными первичными, отраслевыми, территориальными профсоюзными организациями при решении уставных задач и выполнения целей профсоюзов.

Читайте так же:  Тинькофф возврат средств

Финансы профсоюзов и входящих в эту систему организаций,

учреждений, предприятий складываются из трех групп финансовых отношений. Первая группа — это отношения, возникающие между профсоюзными организациями и их членами, носящие двусторонний характер: члены профсоюзов уплачивают вступительные и членские взносы и получают от профсоюзов материальную помощь. Вторую группу составляют финансовые отношения профсоюзов с предприятиями, организациями, учреждениями по начислениям на заработную плату и отчисления в пользу профсоюзов на проведение культурно-массовой работы и др. Третья группа — это отношения внутри системы профсоюзов.

Профсоюзы обладают полной финансовой самостоятельностью и не несут перед государственным бюджетом никаких обязательств по своей основной деятельности (кроме собственных организаций, принадлежащих профсоюзам, которые вносят в бюджет налоговые платежи наравне со всеми организациями).

Продюоюзы применяют сметное финансирование с использованием перераспределения собственных средств между звеньями профсоюзной системы. Сметы доходов и расходов профсоюзных организаций составляются на всех уровнях профсоюзной системы.

Право распределения денежных средств профсоюзов принадлежит избранным профсоюзным органам, которые несут ответственность за своевременное поступление средств, их сохранность и правильное использование по смете.

bibliotekar.ru

Особенности организаций государственной формы собственности

Виды организационно-правовых форм собственности

Юридические лица, наравне с физическими, являются полноправными субъектами гражданских правоотношений. Законодательство предусматривает определенный порядок создания и деятельности этих субъектов. Как правило, чтобы создать компанию, необходимо принять соответствующее решение, устав, зарегистрировать ее, придумать название и т. д.

Но несмотря на наличие нудного и долгого формального процесса создания фирм, именно они являются наиболее популярным способом объединения физических лиц и их вкладов.

Физические лица, создавая фирмы, в первую очередь преследуют определенные цели. Именно эти цели предопределяют организационно-правовую форму компаний.

Существует два основных типа юридических лиц:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно!

Зачем нужна подобная классификации

Основа классификации юридических лиц — цель их деятельности. Она в первую очередь необходима для определения различий направлений их деятельности.

В частности, коммерческие организации можно охарактеризовать как юридические лица, целью которых считается приобретение определенных доходов. А некоммерческая организация – юридическое лицо, целью которого не считается приобретение дохода, а полученный доход не распределяется между своими участниками.

Именно на основании данной классификации законодательство предусматривает определенное регулирование и особенности того или иного вида юридического лица. Например, коммерческая компания должна иметь фирменное название. Такое требование не предъявляется к некоммерческой организации.

Или же некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью только в исключительных случаях, а коммерческая, в свою очередь, не может осуществлять деятельность в некоммерческих целях (социальная, религиозная и т. д.).

Правовая форма и характеристика коммерческой организации

Как уже было сказано, основной целью подобных компаний считается получение определенного дохода.

Хозяйственные товарищества

Данные коммерческие организации имеют определенный уставной капитал, разделенный на доли.

Хозяйственные товарищества, в свою очередь, бывают полными или основанными на вере. А хозяйственные общества бывают акционерными и с ограниченной ответственностью.

Каждая из вышеуказанных видов компаний имеет свои особенности.

Характерными чертами полного товарищества является то, что участники несут полную ответственность перед кредиторами за его деятельность. Таким образом из-за деятельности компании ее участники могут потерять свое собственное имущество. Это – наиболее рискованный вид организации.

Но более рискованным видом организационно-правовой формы является товарищество по вере. Здесь кроме участников имеются также несколько вкладчиков, которые не занимаются деятельностью компании, но в то же время несут все возможные риски потери своего вклада из-за деятельности фирмы.

Именно из-за большого уровня риска вышеуказанные организационно-правовые формы не пользуются популярностью среди граждан. Более популярными считаются АО и ООО. Эти два вида компаний очень похожи друг на друга.

ООО – общество, в котором каждый участник имеет определенную долю и несет риск потери исключительно этой доли. Таким образом участник не несет какой-либо ответственности за осуществляемую фирмой деятельность, и, соответственно, нет риска потери своего имущества.

То же самое можно и сказать об АО. Только в этом случае участник является владельцем определенного количества акций. Акционерные общества бывают публичными и закрытыми. При закрытом акционерном обществе акции распределяются среди его учредителей или среди лиц, круг которых заранее был определен, а публичные акционерные общества имеют публичное право размещения акций.

Производственный кооператив

Следующая организационно-правовая форма – производственный кооператив — добровольное объединение физических лиц с целью достижения определенных производственных или иных целей. При этом особенность кооперативов в том, что они основаны на личном трудовом или ином участии граждан.

Крестьянское или фермерское хозяйство

Новой организационно-правовой формой является крестьянское (фермерское) хозяйство. В данном случае компания создается гражданами с целью осуществления сельскохозяйственной деятельности.

Муниципальные и государственные унитарные предприятия

Особенная организационно-правовая форма – муниципальные и государственные унитарные предприятия. Они не имеют права собственности к прикрепленному им имуществу.

Конечно, каждый сам выбирает тот вид организации, которая в наибольшей степени подходит его потребностям и требованиям, ведь гражданское законодательство дает подобную возможность.

Некоммерческие организации

Основной целью деятельности подобных организаций не является получение дохода. Люди объединяются в некоммерческие организации для осуществления религиозных, правовых, культурных целей и т. д.

Эти юридические лица могут создаваться в качестве кооперативов, общественных организаций или движений. Некоммерческими считаются также различные ассоциации и союзы, религиозные организации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины малочисленных народов, публично-правовые компании, адвокатские палаты, фонды, учреждения и т. д.

Основной характерной чертой подобных компаний является то, что они могут иметь неограниченное количество участников. Чем больше участников имеет некоммерческая организация, тем сильнее она считается.

При этом каждый из участников, по сути, может участвовать в процессе управления компанией. В частности, все участники имеют полное право участия и голосования в общем собрании.

Конечно, в уставе организаций предусматривается весь спектр полномочий общего собрания участников, но, как правило, он довольно широкий и включает основные важные вопросы касательно управления организацией.

Необходимо также учитывать тот факт, что именно с помощью данной организационно-правовой формы граждане реализуют свое конституционное право на объединение.

На сегодняшний день особой популярностью пользуются не только политические партии, которые объединяют политические взгляды граждан, но и некоммерческие организации, деятельность которых направлена на защиту прав и законных интересов граждан.

Деятельность без образования юридического лица

Предпринимательской деятельностью также можно заниматься без образования юридического лица.

Одной из подобных способов является регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. ИП — полноправный субъект гражданских правоотношений. В качестве индивидуального предпринимателя может выступать любое физическое лицо, достигшее совершеннолетия. Для этого достаточно получить государственную регистрацию.

Особенностью индивидуального предпринимательства является то, что ИП несет ответственность всем своим имуществом. Это – единственный недостаток, так как при наличии задолженности у ИП он может также потерять то имущество, которое было приобретено в качестве физического лица, т.е. в то время, когда гражданин не занимался предпринимательством, а имущество было приобретено за счет его личных средств (зарплата, сбережения и т. д.).

Еще одна форма осуществления предпринимательства без создания компании – филиалы и представительства. Филиал осуществляет все функции юридического лица, а представительство — представление и защиту прав и законных интересов компании.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что действующее законодательство дает большие возможности ведения как предпринимательской и коммерческой, так и некоммерческой деятельности. Каждый имеет возможность выбрать ту организационно-правовую форму осуществления деятельности, которая в полной мере соответствует требованиям и возможностям.

Выбор формы собственности рассмотрен в данном видео.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

7 (499) 703-52-19 (Москва)

+7 (812) 309-68-13 (Санкт-Петербург)

8 (800) 333-45-16 доб. 193 (Регионы)

20. Особенности финансов организаций негосударственной формы собственности.

Важнейшей характерной чертой функционирования рыночного механизма в экономике любого государства является образование и деятельность организаций различных организационно-правовых форм.

В Республике Беларусь функционируют государственные организации, основанные на государственной форме собственности, и частные организации. Существуют также организации, которые учреждаются и государственными структурами совместно с частным бизнесом, и иностранными субъектами, то есть смешанные и совместные организации.

Негосударственные организации могут создаваться в различных формах. Критериями дифференциации этих организаций выступают вид собственности, субъект собственности, характер имущественной ответственности собственника (полная, ограниченная, дополнительная), механизм управления организацией.

С учетом этих критериев предприятия могут создаваться в следующих формах: единоличные; индивидуальные предприниматели; частные организации; товарищества (полные, коммандитные); унитарные предприятия; общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; акционерные общества (открытые, закрытые); кооперативные (производственные, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы и крестьянские фермерские хозяйства; потребительские кооперативы); арендные; иностранные; совместные.

Все вышеперечисленные организации функционируют на основе общей законодательной базы и общих принципов в области финансовой деятельности (самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление, заинтересованность в итогах финансово–хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты).

В отличие от государственных финансы организаций негосударственных форм собственности имеют свои особенности. Эти особенности связаны с источниками формирования финансовых ресурсов, источниками пополнения финансовых средств, распределением и перераспределением финансовых ресурсов.

Важнейшими особенностями финансов негосударственных организаций являются следующие: возрастающая роль прибыли и фонда амортизации как основных источников финансовых ресурсов; сокращение сферы безвозмездного получения ресурсов на основе внутриведомственного перераспределения денежных фондов, а также бюджетного финансирования; ограниченная финансовая поддержка со стороны государства; постепенно увеличивающаяся роль страховых возмещений, поступающих от страховых компаний; развитие новых форм получения доходов (приобретение ценных бумаг других юридических лиц, вкладывание средств в уставный капитал вновь образуемых организаций и банков, размещение временно свободных финансовых ресурсов на депозитных счетах в банках); распространение различных форм поддержки друг друга в виде финансовой помощи (денежные средства, товар, пожертвования, благотворительные взносы).

Наряду с этим в зависимости от типа организации по-разному формируется их уставный фонд, распределяется и используется прибыль, происходит управление финансами.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения организации, когда образуется уставный фонд, то есть на стадии формирования уставного капитала хозяйствующего субъекта возникают финансовые отношения.

В зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования источниками уставного фонда могут быть: акционерный капитал (выпуск и размещение акций в акционерных обществах); паевые взносы членов обществ и кооперативов; долевое участие учредителей, членов арендных или совместных предприятий; ведомственные финансовые ресурсы ассоциаций, концернов, отраслевых министерств и ведомств; долгосрочные кредиты и т. д.

В дальнейшем при необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов кооперативные, арендные, а также совместные организации правомочны принимать решения об увеличении паевых и членских взносов.

Значительные финансовые ресурсы могут мобилизовать акционерные общества за счет объявления дополнительной подписки на акции или индексации их номинальной стоимости, а также путем выпуска облигаций.

Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые инвестированы в процесс производства. Организация получает право юридического лица после присвоения ей номера и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Имеются специфические особенности в плане финансовой ответственности участников организаций негосударственных форм собственности (долями, паями, акциями, имуществом), в управлении финансами организаций негосударственных форм собственности.

Читайте так же:  Роман преступление и наказание часть 1

Высшими органами управления, регламентирующими все финансовые отношения, являются общее собрание членов кооператива, трудового коллектива, акционеров, совет директоров, учредителей, правление или другое правомочное представительство, определенное в учредительном договоре. Этим органам принадлежит право распоряжаться собственностью (продавать другим, обменивать, сдавать в аренду, передавать бесплатно), утверждать доходы и расходы организации, размер оплаты труда, определять источники покрытия затрат и решать другие финансовые вопросы.

В процессе хозяйственной деятельности организации несут денежные затраты, не однородные по своему экономическому содержанию и назначению. Некоторые виды затрат, их размер часто оговариваются в учредительных документах организации.

Основным источником финансовой деятельности организаций негосударственных форм собственности является собственный капитал. Он представляет собой разницу между суммой активов и суммой внешних обязательств организации.

Главным же источником финансирования воспроизводства организаций негосударственных форм собственности является прибыль, остающаяся в распоряжении после налогообложения. Направления и объемы ее использования на финансирование инвестиций определяются субъектом хозяйствования самостоятельно.

В процессе принятия решения о распределении прибыли учитываются экономические интересы учредителей, акционеров и других инвесторов. С этой целью акционерные общества создают резервные фонды, предназначенные для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, а арендные организации формируют долевой фонд. Часть расходов, связанных с выплатой процентов и дивидендов по акциям или облигациям, учитывается при образовании фонда потребления.

Организации каждой организационно-правовой формы имеют свои преимущества и недостатки в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Так, единоличная собственность дает хозяину свободу и гибкость в принятии решений, управлении финансами. Вместе с тем такие организации имеют трудности в привлечении внешних источников финансовых ресурсов. Кредиторы неохотно предоставляют денежные и другие средства одному человеку.

Товарищество организационно является более сильной экономической единицей по сравнению с частной организацией. Оно не испытывает трудностей в привлечении дополнительного капитала. Кредиторы более расположены предоставлять им деньги, так как участники товарищества несут неограниченную ответственность.

Акционерные общества относятся к хозяйствующим субъектам с ограниченной ответственностью. Здесь ответственность каждого участника ограничена размером его инвестиций. В случае банкротства владельцы теряют лишь только то, что вложено ими в акции. Организации этого типа более надежны и кредитоспособны. Они не испытывают трудностей в получении заемных средств при условии рентабельной работы.

Следует заметить, что хотя и сокращаются возможности государства в регулировании финансов организаций негосударственной формы собственности, но такое регулирование не исключается.

Основными направлениями государственного регулирования финансов негосударственных организаций являются:

1. Законодательное регулирование размера уставного фонда акционерных обществ, и в частности банков, страховых компаний.

2. Установление особого порядка начисления амортизации для малых организаций, разрешающего в первый год работы дополнительно списывать амортизационные отчисления до 20% стоимости основных фондов.

3. Определение порядка формирования финансовых результатов хозяйственной деятельности полных товариществ (не являясь юридическим лицом, оно может не вести учет прибыли и убытков; налоги взимаются не с полученной товариществом прибыли, а с доходов каждого его участника, в которые включается и прибыль от совместной деятельности, поделенная между членами товарищества).

4. Установление некоторых привилегий для таких организаций (предоставление льгот).

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

Словарь финансовых терминов .

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ» в других словарях:

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ — в РФ признанные и гарантированные Конституцией равноправные формы собственности: государственная собственность; муниципальная собственность; частная собственность; + Конституция РФ допускает существование иных форм собственности. Словарь бизнес… … Словарь бизнес-терминов

Формы собственности — см. Субъекты права собственности … Энциклопедия права

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ — см. Собственность … Юридический словарь

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ — СОБСТВЕННОСТЬ … Юридическая энциклопедия

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ — обобщенная категория для обозначения принадлежности имущества на праве собственности одному из четырех видов субъектов гражданских правоотношений: гражданину, юридическому лицу (за исключением унитарных предприятий и учреждений, которые… … Энциклопедия юриста

формы собственности — см. собственность. * * * см. Субъекты права собственности … Большой юридический словарь

Формы собственности — см. в ст. Собственность … Большая советская энциклопедия

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ — (см. СОБСТВЕННОСТЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ — в соответствии со ст. 13 Конституции, ст. 213 ГК собственность может быть государственной и частной. См. также Государственная собственность; Коммунальная собственность; Собственность Республики Беларусь; Частная собственность … Юридический словарь современного гражданского права

Формы собственности в России — Формы собственности в России ( ). За период, прошедший с момента краха социализма в СССР, изменился состав и соотношение взаимодействующих в России экономических субъектов. Рынок – структура горизонтальная или,правильнее сказать, сетевая. Это … Экономико-математический словарь

Вопрос 10: Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой систем и являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.

Государственные финансы представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.

Государственные финансы– это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.

Государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.

Задачей государственных финансовявляется концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства, и направление их на финансирование общегосударственных нужд.

Финансовые ресурсы государства формируются за счёт: налогов; сборов; госпошлин; сумм, полученных от выкупа госпредприятий; доходов от предприятий и хозяйствующих субъектов, находящихся в государственной собственности и т.п.

Структура государственных финансов:

— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

— региональные бюджеты и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.

Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, но и как один из ведущих экономических рычагов государства.

Финансы субъектов РФ— совокупность денежный отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.

Эти отношения складываются между органами гоcyдарственной власти субъектов РФ и населением, живущим на теppитoрии данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами.

Финансы субъектов РФ включают:

• средства бюджета субъекта РФ;

• государственные цепные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;

• другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.

В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта .

Государственные доходы: понятие, виды. Резервы роста государственных доходов в Российской Федерации.

В системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

от личных доходов граждан.

В зависимости от территориального уровня доходы подразделяются на:

доходы субъектов Федерации;

местные доходы муниципальных образований.

На увеличение государственных доходов оказывают влияние такие факторы как: — рост ВВП; — изменение объемов импорта; — изменение структуры объемных показателей; — изменение экспортных цен на природный газ. Вместе с тем, государственные доходы уменьшатся в результате: — изменения цены на нефть; — изменения объемов экспорта; — снижения курса рубля по отношению к доллару США.

Государственные расходы, их виды, формы. Направления повышения эффективности государственных расходов в Российской Федерации.

Доходы государства — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

от государственного или муниципального хозяйства;

от предприятий и организаций негосударственных форм собственности ;

от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить платежи и поступления:

Муниципальные финансы, их содержание, состав, особенности организации, роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований.

Муниципальные финансы — форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.

Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования.

К доходам местного бюджета относятся:

доходы от местных налогов и сборов

отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов

отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов

безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней

доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей

штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления

иные законные поступления.

Экономическую основу неналоговых доходов муниципальных образований составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений

Муниципальные финансы предполагают возможность осуществлять заимствования, в т.ч. путем выпуска муниципальных облигаций

Финансовое регулирование, его роль и формы. Механизм государственного финансового регулирования на макро- и микроуровнях.

финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей

Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования, финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований.

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость , льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, эффективность такого регулирования достаточно высока.

adm-kuzminskiy.ru

Обсуждение закрыто.