Федеральный закон о выборах в органы местного самоуправления

Федеральный закон о выборах в органы местного самоуправления

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ
«Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

С изменениями и дополнениями от:

22 июня 1998 г., 21 июля 2005 г., 2 февраля, 12 июля 2006 г., 9 ноября 2009 г., 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г.

Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

О вопросах местного самоуправления см. обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам»

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав.

Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации см. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ

Президент Российской Федерации

26 ноября 1996 г.

Устанавливаются правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях их нарушения. Гражданам предоставляются правовые основания для защиты своих прав в случае отсутствия в субъекте федерации закона о выборах, устава муниципального образования или выборного представительного органа местного самоуправления, если в субъекте федерации не установлен порядок формирования муниципальных образований, а также, если истекли сроки полномочий выборных органов местного самоуправления. Перечисляются нормы, в соответствии с которым муниципальные образования должны своевременно проводить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц, в том числе повторные или досрочные выборы.

Утверждается временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц в субъектах Российской Федерации. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 4 декабря 1996 г. N 232, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. N 49 ст. 5497

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 июля 2006 г. N 107-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ

Федеральный закон от 22 июня 1998 г. N 85-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Об участии общественных объединений в выборах в органы местного самоуправления

Об участии общественных объединений

в выборах в органы местного самоуправления

Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ) общественным объединением признается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 82-ФЗ общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности и политическая партия.

Право общественных объединений на участие в выборах закреплено Федеральным законом № 82-ФЗ и иными Федеральными законами.

Так, в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 82-ФЗ общественным объединениям предоставлено право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 26 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон № 95-ФЗ) определено, что политическая партия имеет право участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, в соответствии со статьей 36 Федерального закона № 95-ФЗ, политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) выдвижение кандидата – это самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность.

Под списком кандидатов, в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 67-ФЗ, понимается единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный или иной выборный орган местного самоуправления, а также указанный список, заверенный либо зарегистрированный организующей выборы избирательной комиссией.

Из приведенных норм Федерального закона № 67-ФЗ следует, что, кроме самовыдвижения, правом выдвижения кандидатов (списка кандидатов) обладают избирательные объединения.

В соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ избирательным объединением признаются:

политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня;

иное общественное объединение — при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований. При этом, к иному общественному объединению Федеральным законом установлены следующие требования:

1) устав общественного объединения должен предусматривать участие в выборах;

2) общественное объединение должно быть создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне;

3) общественная организация или общественное движение либо внесенные в их устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий — не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

Из смысла приведенных норм Федерального закона № 67-ФЗ следует, что общественные объединения, за исключением политических партий, общественных организаций и общественных движений, не вправе выступать в качестве избирательных объединений.

Необходимо отметить, что Федеральный закон № 82-ФЗ содержит неполный перечень организационно-правовых форм общественных объединений.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (далее – Федеральный закон № 74-ФЗ) одним из видов общественного объединения является национально-культурная автономия.

Статьей 1 Федерального закона № 74-ФЗ определено, что национально-культурная автономия создается в организационно-правовой форме «общественная организация» и, таким образом, в силу Федерального закона № 67-ФЗ, имеет право участия в выборах в качестве избирательного объединения.

В то же время, статья 4 данного Федерального закона содержит закрытый перечень прав национально-культурной автономии, которым право участия в выборах не предусмотрено.

Отдельным Федеральным законом регулируются также правоотношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью профессиональных союзов и их объединений.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Федеральный закон № 10-ФЗ) государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.

В связи с указанным обстоятельством в наименованиях многих профсоюзов содержится указание на организационно-правовую форму «общественная организация», что, при наличии в их уставах (положениях) права на участие в выборах, а также государственной регистрации не позднее чем за один год до дня голосования, дает им право выступать в качестве избирательных объединений.

В соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ список избирательных объединений составляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами. Статьей 35 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что на выборах в органы местного самоуправления в указанный список включаются политические партии, их соответствующие региональные отделения и иные структурные подразделения, имеющие право в соответствии с Федеральным законом № 95-ФЗ принимать участие в выборах, а также иные общественные объединения, которые отвечают требованиям, предусмотренным подпунктом 25 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ, и их соответствующие структурные подразделения.

На 01 июля 2011 года в список избирательных объединений на выборах в органы местного самоуправления Забайкальского края Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю включены 7 политических партий, зарегистрированных в Российской Федерации, их региональные отделения и иные структурные подразделения (местные отделения) в Забайкальском крае, 11 общероссийских общественных объединений и их региональных и местных отделений (организаций), а также 14 региональных общественных организаций и общественных движений.

Согласно статье 35 Федерального закона № 67-ФЗ территориальный орган Минюста России не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях и размещают его в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы.

Необходимо отметить, что общественные объединения, в соответствии с законодательством не обладающие правом принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений (общественные фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности), вправе принимать участие в выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, а также глав муниципальных образований в иной, предусмотренной законодательством Российской Федерации, форме.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 67-ФЗ общественные объединения, не обладающие правом выступать в качестве избирательных объединений, наряду с политическими партиями, их структурными подразделениями, общественными организациями и движениями, вправе принимать участие в формировании избирательных комиссий муниципальных образований.

to75.minjust.ru

Краткий комментарий к Федеральному закону “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” был подписан Президентом Российской Федерации 28 августа 1995 года. Это событие ознаменовало начало второго этапа конституционной реформы местного самоуправления в Российской Федерации. На первом этапе реформы, начавшейся с октября 1993 года, местное самоуправление осуществлялось на основе “Положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы”, утвержденного Указом Президента от 26.10.1993 г. №1760 “О реформе местного самоуправления в Российской Федерации”. Второй этап должен был завершиться к 1 января 1997 года формированием органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” во всех муниципальных образованиях на всей территории Российской Федерации.

На октябрь 1993 года местное самоуправление в Российской Федерации осуществлялось более чем в 28 тысячах муниципальных образований. На июнь 1997 года по данным Центризбиркома органы местного самоуправления были избраны более чем 13 тысячах муниципальных образованиях.

Уже к середине 1996 года можно было предвидеть, что в сроки, установленные вышеназванным Федеральным законом выборы органов местного самоуправления во многих муниципальных образованиях не будут проведены и конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления окажутся нарушены. Не рассматривая причины сложившегося положения, следует отметить, что к тому времени стало очевидным необходимость привлечения для защиты конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления механизмов правосудия.

23 октября Государственная Дума приняла, а 26 ноября 1996 Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” (№138-ФЗ), который предоставил гражданам, общественным объединениям и прокуратуре Российской Федерации возможность защитить и восстановить нарушенные конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в суде* .

Конституционные права граждан Российской Федерации осуществлять местное самоуправление, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления

Конституционное право граждан осуществлять местное самоуправление регулируется рядом положений Конституции Российской Федерации.

Так, в статье 3 Конституции установлено, что в Российской Федерации народ является верховной властью (носителем суверенитета) и источником власти. Свою власть народ осуществляет через органы государственной власти и органы местного самоуправления, то есть местное самоуправление является одной из основ конституционного строя.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, самостоятельное в пределах своих полномочий, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12). Таким образом обеспечивается принцип разделения властей не только по вертикали в соответствии с статьей 10, но и по горизонтали.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти. Запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами (Глава 8).

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. В современном обществе, с высоким уровнем общественного разделения труда, высоким уровнем технологий, высокой степенью концентрации производительных сил и ресурсов, формы непосредственной демократии уступают место представительной демократии, профессионализации государственного управления и местного самоуправления. Собственно, без избрания выборных органов конституционные права граждан на осуществление местного самоуправления не могут быть реализованы, а следовательно будут нарушены и основы конституционного строя Российской Федерации.

Читайте так же:  Пройти то автомобиля правила

Особенно важным является положение статьи 32, относящее право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления к правам и свободам человека и гражданина.

Конституционные право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления равно как и другие конституционные права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Именно на положениях статей 3, 12, 18, 32 и основывается рассматриваемый Федеральный закон.

Типичные нарушения конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления

Как показывает практика, широко распространенные нарушения конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления происходят при следующих обстоятельствах:

непризнании или ограничения права населения отдельных муниципальных образований осуществлять местное самоуправление;

отсутствии в субъекте Российской Федерации закона, регулирующего порядок проведения выборов в органы местного самоуправления;

отсутствии в муниципальном образовании устава, в котором должны быть определены компетенция и полномочия органов местного самоуправления;

отсутствии в муниципальном образовании правомочного представительного органа местного самоуправления;

неназначении выборов в установленные сроки в органы местного самоуправления уполномоченными на то в законном порядке органами.

Рассмотрим эти случаи.

Непризнание или ограничение права населения муниципальных образований на осуществление местного самоуправления часто происходят в результате неверного понимания принципов правопреемства, установленных в нормативных правовых актах, регулирующих местное самоуправление, а также вследствие некорректной трактовки самого понятия «муниципальное образование».

“Муниципальное образование” является собирательным (родовым) понятием, обозначающим городское, сельское поселение или иную территорию, на которых осуществляется местное самоуправление. Необходимость введения в законодательство и юридическую практику этого понятия была вызвана тем, что с развитием федеративных отношений во многих субъектах Российской Федерации стали применяться исторические и национальные наименования территорий и населенных пунктов, такие, например, как уезд, волость и другие. Впервые термин “муниципальное образование” был применен в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (см., например, статьи 124, 125, 215), принятого, как известно, еще в 1994 году * .

В статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дано следующее определение понятия “муниципальное образование”:

“Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления”.

Положения статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются дефинитивными (вводят определения понятий и терминов — дефиниции) и служат для единообразного применения понятий и терминов. Вышеприведенное определение не может быть основанием для признания или непризнания населенных пунктов или иных территорий в качестве муниципальных образований.

Тем не менее, в ряде случаев утверждается, что населенные пункты или иные территории, например сельские округа (бывшие сельсоветы), в которых на данный момент нет выборных органов местного самоуправления, не являются муниципальными образованиями. Такое утверждение неправомерно по двум основаниям. Во-первых, в этих случаях в результате прекращения полномочий местных Советов народных депутатов в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 09.10.1993 №1617 и от 26.10.1993 №1760, их функции осуществлялись местными администрациями, главы которых получили статус глав местного самоуправления, то есть местное самоуправление осуществлялось в соответствии с этими указами.

Во-вторых, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержится норм, которые требовали бы установления или пересмотра статуса населенных пунктов (городских и сельских поселений) и иных территорий, в которых ранее осуществлялось местное самоуправление, в качестве муниципальных образований в связи с вступлением в силу Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона или других нормативных правовых актов, в том числе законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований. Напротив, этим Федеральным законом установлено (первый абзац, пункта 1 статьи 12), что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях, а территории муниципальных образований (именно территории, а не их статус!) устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В этой же статье (третий абзац, пункта 1) установлена императивная норма, не допускающая лишения права населения городских и сельских поселений на осуществление местного самоуправления независимо от их численности.

В статье 13 указанного Федерального закона определен порядок установления и изменения границ территории при образовании, преобразовании, объединении или упразднении муниципальных образований, причем также не содержится упоминаний о пересмотре или установлении статуса муниципальных образований. То есть, федеральный законодатель прямо исходит из преемственности ранее установленных в законодательстве Российской Федерации прав населения муниципальных образований и органов местного самоуправления муниципальных образований в осуществлении местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, муниципальными образованиями являются населенные пункты и территории, в которых местное самоуправление осуществлялось в соответствии с Конституцией РСФСР, Законом Российской Федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации”, а после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года и до вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — выборными (представительными) органами местного самоуправления и (или) главами местных администраций (главами местного самоуправления), избранными или назначенными на эти должности в соответствии с вышеназванными указами Президента Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с этими указами и Конституцией Российской Федерации* .

К этому же ряду относятся случаи нарушения и ограничения прав населения на осуществление местного самоуправления отдельных муниципальных образований, находящихся в границах других муниципальных образований (сельских округов, поселков и городов, районов в городах). Такого рода нарушения и ограничения обычно возникают при принятии уставов районов или городов (а в некоторых случаях и законов субъектов Российской Федерации), которыми в нарушение принципа правопреемственности населенные пункты и территории, где ранее осуществлялось местное самоуправление, объявляются якобы не получившими статуса муниципального образования в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, соответствующего закона субъекта Российской Федерации или в связи с принятием устава муниципального образования. Это является прямым нарушением Конституции Российской Федерации и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, так как Конституцией установлено, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (статья 131), а ограничение прав местного самоуправления запрещается (статья 133).

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” урегулирован порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований (статьи 12 и 13). При этом установлено, что изменение границ муниципальных образований не допускается без учета мнения населения. Мнение населения муниципального образования может быть выражено только на референдуме муниципального образования, так как иные формы, выражающие мнение населения (сходы, собрания, опросы), могут отражать лишь мнение части населения.

Только референдум обеспечивает процедуру участия всего правоспособного населения в голосовании и юридически однозначный учет мнения населения.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” регулирование порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, а также установления и изменения их границ отнесено к законодательству субъектов Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 13).

Таким образом, без соответствующего закона субъекта Российской Федерации ни одно муниципальное образование не может быть образовано, объединено, преобразовано или упразднено, равно как не могут быть изменены и его границы.

Правоприменительная практика показала, что нарушение рассмотренных выше принципов приводит к нарушениям конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Во избежание дальнейших нарушений подобного ряда федеральный законодатель в Федеральном законе “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” (пункт 1 статьи 2) установил прямую норму следующего содержания:

“В субъектах Российской Федерации, не установивших в своих законах норм, регулирующих порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, муниципальными образованиями являются в соответствии с существующим административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации районы, города, районы в городах, имеющих районное деление, поселки, сельские округа (сельсоветы), иные населенные пункты или территории, в которых на день вступления в силу Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” местное самоуправление осуществлялось в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”.

Из высшей юридической силы и прямого действия конституционных норм (часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации) следует, что даже если население определенной территории или населенного пункта было лишено или ограничено в осуществлении права на местное самоуправление хотя бы в течение некоторого времени, то граждане вправе потребовать восстановления своих прав.

В свою очередь, прокуратура Российской Федерации, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить восстановление нарушенных конституционных прав граждан (см. статью 12, пункт “в” статьи 71, пункт “а” части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Статьей 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” установлено, что порядок проведения муниципальных выборов (выборов в органы местного самоуправления) определяется законами субъектов Российской Федерации. Однако в ряде субъектов Российской Федерации соответствующие законы не были приняты в течение времени, установленного статьей 58 указанного Федерального закона для подготовки и проведения выборов.

Исходя из того, что прав и свобод человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации), Федеральным законом “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” установлены нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, не урегулированных законами субъектов Российской Федерации. Причем эти нормы обеспечивают непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, предоставляя гражданам и общественным объединениям возможность восстанавливать их нарушенные права через суд. При этом суд своим решением назначает дату выборов. Решение суда подлежит немедленному исполнению.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (пункт 1 статьи 58) выборы представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления должны осуществляться в порядке, предусмотренном статьями 15 и 16 этого закона, то есть в соответствии с уставом муниципального образования. Уставом должны быть установлены численность представительного органа, и компетенция органов и выбоорных должностных лиц местного самоуправления.

Если устав не принят, то выборы должностных лиц местного самоуправления не могут быть назначены, так как не определена компетенция должностного лица местного самоуправления, то есть уставом не учреждена соответствующая выборная должность*.

В случае отсутствия устава муниципального образования численность представительных органов местного самоуправления может быть установлена законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, как это предусмотрено в пункте 1 статьи 58 вышеуказанного закона. Если численность представительного органа не установлена ни уставом муниципального образования, ни законодательным органом субъекта Российской Федерации, то она определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” .

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (пункт 1 статьи 57) вопросы, подлежащие регулированию законами субъектов Российской Федерации, в том числе и порядок проведения муниципальных выборов, отнесенный статьей 23 указанного Федерального закона к компетенции субъектов Федерации, могут регулироваться уставами муниципальных образований до принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Однако если в муниципальном образовании нет правомочного представительного органа местного самоуправления, то принятие устава и реализация конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а соответственно и реализация конституционного права на осуществление местного самоуправления оказываются под вопросом * . Если при этом отсутствует закон субъекта Российской Федерации, регулирующий порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, то возникает тупиковая ситуация. Поэтому федеральный законодатель предоставил возможность гражданам, общественным объединениям и прокуратуре обращаться с заявлением о назначении даты выборов в суд, а для того, чтобы установить процедуру выборов, утвердил «Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», являющееся приложением к этому закону.

Прямым нарушением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления является ситуация, при которой выборы не назначаются уполномоченным на это органом в установленные сроки или осуществляется прямое противодействие проведению выборов.

На практике встречается множество сочетаний подобных и других обстоятельств. В каждом конкретном случае суд, применяя Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” , должен рассматривать дело с учетом всего комплекса норм муниципального права.

Основные принципы судебной защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления

Суды, руководствуясь положениями статьи 15 Конституции Российской Федерации принимают решения с применением конкретных статей Конституции, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных актов регулирующих выборы в органы местного самоуправления. Конституцией Российской Федерации установлена следующая система правовых норм в области местного самоуправления:

Конституция Российской Федерации;

законы субъектов Российской Федерации;

правовые акты муниципальных образований.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении №8 от 31 октября 1995 года дал разъяснения о порядке непосредственного применения Конституции Российской Федерации * .

В некоторых случаях суд не может принять исчерпывающее решение, руководствуясь лишь нормами Конституции, например, когда для исполнения решения суда требуется достаточно сложная процедура. Так, для исполнения решения суда о назначении выборов необходим еще и нормативный правовой акт, регулирующий порядок организации и проведения выборов. Восполнить подобный пробел правового регулирования суд не имеет права. Таким образом, для обеспечения прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления требуется либо федеральный закон, единообразно регулирующий проведение выборов в органы местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, либо отдельный федеральный закон, обеспечивающий защиту и реализацию указанных конституционных прав граждан в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Письмо по возврату денег за непоставленный товар

В то же время, в разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации не раскрывается процедура применения положения статьи 18 Конституции Российской Федерации о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина . Однако из анализа совокупности статей 15 (часть1), 18, 45 (часть1), 46 (часть1), 71 (пункт в) Конституции можно сделать вывод, что для судебной защиты нарушенных конституционных прав и граждан федеральные законы должны содержать не только адекватные конституционным нормы материального права, но и необходимые и достаточные процессуальные нормы, позволяющие решением суда непосредственно восстановить нарушенные права . Например, при рассмотрении жалоб избирателей на нарушение их конституционного права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления право граждан может быть восстановлено непосредственно , если суд назначит выборы на определенную дату . При этом в отношении должностных лиц органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных и обязанных по закону назначать выборы и обеспечивать конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, но не выполнивших свои обязанности и тем самым нарушивших статью 18 Конституции, должны применяться соответствующие меры воздействия. В этом свете должна измениться и роль прокуратуры в области защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Прокурор в судебных процессах по этой категории дел должен стать активным защитником конституционных прав и свобод человека и гражданина. На него должна быть возложена обязанность возбуждать гражданские иски по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина по ряду категорий дел, прежде всего относящихся к сфере публичных правовых отношений. Поставленные вопросы должны получить развитие в по существу новой для России отрасли права — публичном праве .

Постатейный комментарий*

В статье определена сфера действия закона и установлены основания его применения. Нормы Федерального закона подлежат применению в случаях, когда законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований не урегулированы в необходимом для правоприменительной практики объеме правоотношения, отнесенные к их ведению Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В пункте 1 перечислены условия, при которых закон должен быть применен.

В пункте 2 установлено, что нормы данного закона применяются в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с уставами муниципальных образований нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с частью третьей статьи 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР нормы Федерального закона могут применяться в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации в случае отсутствия закона, регулирующего спорные отношения, то есть правовые предписания данного закона должны рассматриваться в комплексе норм всего муниципального права.

В статье формулируются принципы преемственности прав населения муниципальных образований и органов местного самоуправления на осуществление местного самоуправления в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит норм, которые требовали бы пересмотра статуса населенных пунктов (городских и сельских поселений) и иных территорий в качестве муниципальных образований, в которых ранее осуществлялось местное самоуправление, в связи с вступлением в силу Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона или других нормативных правовых актов, в том числе законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований. То есть федеральный законодатель исходит из преемственности прав населения муниципального образования и органов местного самоуправления муниципального образования в осуществлении местного самоуправления при вступлении в силу Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации * .

Прямые нормы, регулирующие преемственность прав населения муниципальных образований и органов местного самоуправления муниципального образования в осуществлении местного самоуправления, установлены в Главе VIII Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, пунктом 1 статьи 59 установлено, что полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, избранных до вступления в силу этого Федерального закона сохраняются до истечения срока, на который они были избраны, а пунктом 2 той же статьи закреплено, что полномочия глав местных администраций, назначенных на должность в ином порядке, чем это предусмотрено указанным Федеральным законом, сохраняются до их избрания или назначения в порядке, установленном положениями этого Федерального закона. Статьями 58 и 59 установлен временной период, в течение которого должны быть проведены выборы представительных органов местного самоуправления, а также выборных должностных лиц местного самоуправления. При переизбрании представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления на основании соответствующих законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований и осуществляется правопреемственность.

Таким образом, принцип преемственности прав граждан на осуществление местного самоуправления основан на следующих положениях:

граждане Российской Федерации и представительные органы и должностные лица местного самоуправления осуществляли местное самоуправление в муниципальных образованиях на основании Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России, в соответствии с Законом Российской Федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации”;

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, не только подтвердила права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления, но и установила гарантии осуществления местного самоуправления, причем в значительно большем объеме;

граждане Российской Федерации осуществляли местное самоуправление в муниципальных образованиях через сформированные до вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на основании нормативных правовых актов Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации;

граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципальных образований, принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом;

вновь избранные в порядке, установленном Федеральным законом, представительные органы и выборные должностные лица местного самоуправления муниципального образования обладают правами, компетенцией, обязанностями и полномочиями, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами муниципальных образований.

В отношении преемственности прав граждан на осуществление местного самоуправления следует руководствоватьсяимперативным методом правового регулирования, присущим публичному праву, из которого следует, что для субъектов публичных правовых отношений действует принцип: “органам публичной власти разрешено только то, что разрешено законом”, в отличие от принципа частного (гражданского) права: “разрешено все, что не запрещено законом” *. Поэтому в соответствии с иерархией правовых норм, установленной статьями 15, 55 и 76 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут принимать нормативные правовые акты, ограничивающие права граждан на осуществление местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами.

В связи с распространенными нарушениями вышеприведенных принципов преемственности прав населения муниципальных образований на осуществление местного самоуправления пунктом 1 данной статьи установлена прямая норма, закрепляющая принцип правопреемственности муниципальных образований. Смысл этой нормы заключается в том, что местное самоуправление в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» осуществлялось в границах административно-территориального деления, а Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иной порядок не установлен.

В спорных случаях следует определить, осуществлялось ли местное самоуправление в населенном пункте или на территории муниципального образования на день вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом следует исходить из того, что местное самоуправление имело следующую нормативную правовую базу:

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России с изменениями и дополнениями от 27.10.1989, 31.05.90, 16.06.1990, 15.12.1990, 24.05.1991,01.07.1991, 21.04.1992;

Закон Российской Федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, №29, ст. 1010);

Указы Президента Российской Федерации от 9.10.1993 №1617, 24.10.1993 №1738, 26.10.1993 №1760, 29.10.1993 №1797;

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года;

Указы Президента Российской Федерации от 22.12.1993 №2265, 21.03.1994 №557.

К правовой базе местного самоуправления следует относить также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с вышеперечисленными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что пунктом 2 статьи 55 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен временной период для приведения правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с указанным Федеральным законом.

В пункте 2 статьи устанавливается порядок сохранения полномочий представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в связи с вступлением в силу данного закона. По существу, повторяется содержание статьи 59 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом возможности переизбрания представительных органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом.

В статье приведены нормы, устанавливающие порядок проведения выборов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Пунктом 1 данной статьи устанавливается общий порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии со статьями 23, 15, 16, 58 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Последующие пункты статьи, а также статьи 4, 5, 6 содержат положения, обеспечивающие реализацию конституционных гарантий прав граждан осуществлять местное самоуправление, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся в соответствии с уставами муниципальных образований. Порядок их проведения устанавливается законами субъектов Российской Федерации. При этом следует учитывать, что Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены обязательность выборных органов местного самоуправления (пункт 2 статьи 14) и исключительные полномочия представительных органов местного самоуправления (статья 15); представительный орган местного самоуправления наделен правом принимать устав (пункт 2 статьи 8). Поэтому выборы представительных органов местного самоуправления могут быть назначены и в том случае, если устав муниципального образования не принят. (В следующих пунктах данной статьи и пунктах 1 и 2 статьи 4 установлен порядок избрания представительных органов местного самоуправления в случае отсутствия устава муниципального образования.)

В отношении выборных должностных лиц местного самоуправления действуют нормы статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми компетенция, сроки полномочий и наименования выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливаются в уставе муниципального образования. Таким образом, при отсутствии устава муниципального образования выборы должностных лиц местного самоуправления назначены быть не могут, так как сама выборная должность может быть учреждена только уставом муниципального образования.

Ранее учрежденные должности глав местных администраций (глав местного самоуправления) упраздняются по истечении установленного пунктом 2 статьи 59 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» срока в связи с окончанием полномочий лиц, их занимавших.

Пунктом 2 данной статьи установлено, что если в субъектах Российской Федерации или отдельных муниципальных образованиях выборы депутатов представительных органов или выборных должностных лиц местного самоуправления не были назначены за три месяца до истечения срока, указанного в пункте 1 статьи 58 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то выборы проводятся в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Таким образом, если по различным основаниям выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц не были назначены, то они могут быть назначены судом в порядке, установленном в пункте 6 статьи 3 рассматриваемого Федерального закона.

Пунктом 3 данной статьи установлено, что в случае, если законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, то представительным органам местного самоуправления предоставляется право проводить выборы в порядке, устанавливаемом временными положениями, принимаемыми представительными органоми местного самоуправления. Указанное положение основывается на пунктах 3 и 4 статьи 57 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции от 26 ноября 1996 года. Если в муниципальном образовании в установленном порядке вступил в силу устав, в котором определены полномочия выборных должностных лиц, то могут быть назначены выборы выборного должностного лица местного самоуправления. Если в уставе муниципального образования или во Временном положении о проведении выборов депутатов представительного органа и (или) выборного должностного лица местного самоуправления определен порядок назначения выборов (например, представительным органом местного самоуправления), то выборы могут быть назначены органом, уполномоченным уставом муниципального образования или судом в порядке, установленном в пункте 6 статьи 3 рассматриваемого Федерального закона.

Пунктом 4 данной статьи установлено, что в случае, если представительные органы местного самоуправления в муниципальных образованиях не избирались или не были избраны, выборы проводятся в соответствии с Временным положением, утвержденным статьей 5 рассматриваемого Федерального закона. Как правило, в таких случаях отсутствует устав муниципального образования, а численный состав представительного органа местного самоуправления устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона.

Согласно пункту 5 данной статьи временные положения действуют до принятия в субъектах Российской Федерации соответствующих законов.

Читайте так же:  Образец заявления на получение дубликата исполнительного листа

Пункт 6 данной статьи наделяет граждан, общественные объединения, прокурора правом обращаться в суд для восстановления конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Причем здесь и далее в пунктах 7-9 этой же статьи даются гарантии судебной защиты и восстановления нарушенных конституционных прав и свобод человека и гражданина и устанавливаются процедуры назначения даты выборов.

Пункт 7 данной статьи содержит два важных положения. Исходя из особого значения становления демократических избирательных процедур для развития правового государства, федеральный законодатель обязал суды субъектов Российской Федерации рассматривать в первой инстанции дела об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и установил обязательное участие прокурора в этом процессе. Соответствующие изменения и дополнения внесены в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР.

Пунктом 8 данной статьи определен десятидневный срок для рассмотрения судом по существу дел, связанных с назначением даты выборов.

Пунктом 9 данной статьи устанавливаются требования к содержанию решения суда. Основанием для назначения даты проведения выборов судом служит заявление прокурора, жалоба гражданина или общественного объединения, в которых доказывается, что установленные Конституцией Российской Федерации права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления были нарушены или не реализованы. Суд в соответствии с пунктами 1, 3 и 4 данной статьи определяет нормативный правовой акт, в соответствии с которым должны быть проведены выборы.

Такими нормативными правовыми актами могут быть:

закон субъекта Российской Федерации о порядке проведения выборов в органы местного самоуправления, принятый в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 23);

положение о выборах в органы местного самоуправления, принятое представительным органом местного самоуправления муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования на основании пункта 1 статьи 57 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”; временное положение о выборах органов местного самоуправления, принятое представительным органом местного самоуправления муниципального образования в соответствии с нормой, установленной в пункте 3 данной статьи;

“Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”, в соответствии с нормой, установленной в пункте 4 данной статьи.

При этом необходимо иметь в виду, что если в муниципальном образовании, отсутствует (или не вступил в силу) устав, который должен быть принят в порядке, установленном в статье 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, суд может назначить выборы только депутатов представительного органа местного самоуправления. В соответствии с пунктом 5 этой статьи устав вступает в силу после его официального опубликования. Государственная регистрация не является условием вступления устава в силу. Положения устава, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, могут быть опротестованы прокурором, оспорены в суде и должны быть приведены в соответствие с вышеуказанными нормативными правовыми актами на основании решения суда.”

Суд должен назначить дату выборов таким образом, чтобы со дня вступления решения суда в силу оставалось время, достаточное для формирования избирательных комиссий и проведения избирательных мероприятий, предусмотренных определенным судом нормативным правовым актом, регулирующим порядок проведения выборов.

Суд возлагает проведение выборов на администрацию (исполнительный орган) местного самоуправления муниципального образования, а в случае ее отсутствия — на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с принципом правопреемственности администрация (исполнительный орган местного самоуправления муниципального образования) сохраняет определенные законом полномочия и после окончания полномочий главы администрации, назначенного органом государственной власти в соответствии с пунктом 2 статьи 59 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, до формирования структуры органов местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Решение суда подлежит немедленному исполнению. Это, однако, не означает лишения прав лиц, участвующих в деле, на обжалование решения суда в кассационной инстанции. При этом следует учитывать, что Федеральным законом от 26.11.1996 №140-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» срок рассмотрения кассационной жалобы по делам о назначении даты выборов в органы местного самоуправления установлен в 15 дней.

Суд вправе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР при рассмотрении дел вынести частное определение в адрес органов и должностных лиц государственной власти или органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушивших конституционные права граждан.

Вступившее в законную силу решение суда по делу о назначении даты выборов и об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не препятствует гражданам обжаловать действия (бездействие) органов и должностных лиц государственной власти, органов и должностных лиц местного самоуправления в порядке, установленном Главой 241 Гражданского процессуального кодекса РСФСР и Законом Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” в редакции от 14.12.95г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №51, ст. 4970).

В связи с тем что во многих случаях выборы депутатов представительных органов местного самоуправления проводились в течение 1994 года, пунктом 10 данной статьи установлено, что выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся одновременно, если срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления заканчивается в течение трех месяцев до истечения срока, указанного в пункте 1 статьи 58 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Пунктом 11 данной статьи предоставляется право при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления возлагать проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территориальные избирательные комиссии по выборам в органы государственной власти, если даты выборов совпадают.

Пунктом 12 данной статьи устанавливается, что срок полномочий депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления, избранных в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом, составляет 2 года.

Статья 4 содержит положения, применяемые для обеспечения проведения выборов в органы местного самоуправления, в случае если соответствующие правоотношения не урегулированы законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Численность представительного органа местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования (см. пункт 2 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”). В случае его отсутствия на основании пункта 1 данной статьи в представительный орган местного самоуправления избирается то же число депутатов, что и в представительный орган предыдущего созыва, имевший правомочия на день вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Пунктом 2 данной статьи определяется численность депутатов представительных органов местного самоуправления для тех случаев, когда:

а) отсутствует устав муниципального образования;

б) численный состав представительного органа местного самоуправления не установлен (например, решением местного референдума или законом субъекта Российской Федерации);

в) представительные органы местного самоуправления после прекращения полномочий местных Советов народных депутатов на основании указов Президента Российской Федерации от 9.10.1993 №1617 и от 26.10.1993 №1760 не избирались, проводившиеся выборы были признаны недействительными, несостоявшимися или было избрано недостаточное для осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления число депутатов.

Пунктом 3 данной статьи устанавливается возможность проведения выборов депутатов в представительный орган местного самоуправления по единому многомандатному округу, если за 75 дней до объявленной даты выборов границы избирательных округов для выборов по одномандатным округам не будут установлены.

Пункт 4 данной статьи регулирует порядок финансирования выборов в органы местного самоуправления. Если средств в бюджете муниципального образования оказывается недостаточно, то в соответствии с гарантиями осуществления местного самоуправления, установленными в Конституции Российской Федерации (статья 12) и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” пункты 3, 10, 12 статьи 4, статья 9, пункт 3 статьи 23), федеральный законодатель обязывает осуществлять финансирование выборов за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом избирательной комиссии муниципального образования по согласованию с избирательной комиссией субъекта Федерации (с целью определения обоснованности размеров кредита) предоставлено право взять кредит на конкурсной основе в коммерческом банке.

Данной статьей утверждено «Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», являющееся приложением к комментируемому Федеральному закону.

Во многих случаях в правоприменительной практике норма пункта 3 статьи 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” трактуется как разрешительная. Однако это не так: согласно пункту 5 статьи 8 вышеназванного закона порядок вступления в силу устава муниципального образования не связывается с его регистрацией. Тем не менее, федеральный законодатель установил в статье 6 комментируемого Федерального закона положение, не допускающее приостановление или непроведение выборов вследствие отсутствия закона субъекта Российской Федерации о порядке государственной регистрации или отказа в государственной регистрации принятого устава муниципального образования. При этом устанавливается, что выборы должны проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, настоящим Федеральным законом, законами субъекта Российской Федерации, уставом, принятым представительным органом местного самоуправления муниципального образования или населением на местном референдуме.

С.С. Митрохин, депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;

И.Ф. Фасеев, консультант аппарата Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления.

Р.К. Надеев, начальник отдела правовой экспертизы законопроектов по конституционному законодательству и правам человека Правового управления Аппарата Государственной Думы.

Авторы выражают благодарность А.Н. Дементьеву за ценные замечания и предложения, внесенные при подготовке рукописи.

Опубликовано в “Журнале российского права” №10 1997.

* Собрание законодательства Российской Федерации ст. 5497, №49, 1996.

* В Федеральном законе “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” положе-ний, указывающих на необходимость учреждения муниципальных образований или установления порядка отнесения субъектов гражданских правовых отношений к категории муниципальных образований, не содержится. В статье 124 ГК термин “муниципальное образование” впервые появляется в тексте в следующем перечислении: “ . городские, сельские поселения и другие муниципальные образования . ”. В пункте 2 статьи 125 ГК установлено, что от имени муниципальных образований приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обя-занности могут органы местного самоуправления. В соответствии Законом Российской Федерации “О местном само-управлении в Российской Федерации”в то время органы местного самоуправления действовали в районах, городах, районах в городах, поселках, сельсоветах, сельских населенных пунктах, которые и были обозначены в ГК собира-тельным термином — “муниципальное образование”.

* Отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования или недостаточность до-ходных статей местного бюджета для покрытия расходных статей также не могут служить основанием для непризна-ния конституционных прав граждан осуществлять местное самоуправление на территории муниципального образова-ния или упразднения муниципального образования. Так, пункт 3 статьи 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” прямо устанавливает, что «отсутствие муниципаль-ной собственности на территории муниципального образования на момент вступления в силу настоящего Федерально-го закона не является основанием для упразднения или преобразования соответствующего муниципального образова-ния либо отказа в образовании нового муниципального образования».

Соотношение собственных доходов и расходов местных бюджетов в значительной степени зависят от принципов разделения источников налоговых поступлений, а их средние величины в разных странах значительно различаются. Например, в Великобритании собственные источники доходов местных бюджетов составляют не более 40%, во Франции за счет местных налогов формируется только 13.5% бюджетов коммун, в США собственные источники до-ходов местных бюджетов составляют от 50 до 70% в зависимости от законодательства штатов ( см.: Финансовая база местных органов власти западных стран.М.:ИНИОН РАН, 1994 ).

* Должность главы местной администрации была введена Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года №1760 было утверждено «Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы». Этим Указом главам местных администраций был придан новый статус — статус главы местного самоуправления. В Положении было установлено, что органы местного самоуправления, в том числе и главы местного самоуправления избираются сроком на два года.
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, предоставила право населению муниципальных образований самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления (статья 131), а Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” установил порядок формирования структуры органов местного самоуправления через устав муниципального образования.
Однако на практике часто встречаются случаи, когда уставы муниципальных образований принимаются уже после избрания выборных должностных лиц местного самоуправления. В подобном случае, для того чтобы исключить сомнения в правомочности лица, избранного на выборную должность местного самоуправления, в уставе муниципального образования следует установить порядок замещения выборной должности, учрежденной уставом, лицом, избранным ранее на выборную должность местного самоуправления.

* В статье 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде-рации” установлен перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления, в том числе утверждение местного бюджета. По этим вопросам никакой другой орган местного само-управления или должностное лицо не уполномочены принимать решения, за исключением небольших муниципальных образований, в которых функции представительного органа местного самоуправления могут осуществлять собрания (сходы) граждан (см. пункт 6 указанной статьи).

* Бюллетень Верховного Суда РСФСР, №1 1996.

* В настоящем журнальном варианте комментируются только основные статьи Федерального закона.

* Точно так же в соответствии с принципом правопреемственности после вступления в силу Конституции Российской Федерации не были прекращены полномочия государственных органов и должностных лиц Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

* См., например Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.:БЕК,1995 с.48.

www.yabloko.ru

Обсуждение закрыто.