Федеральные семейные законы
Содержание:
Наиболее важные документы адвоката по семейному законодательству РФ
Вопросы семейного права, регулируются Семейным кодексом РФ, а также рядом законов.
Применение семейного законодательства при разрешении дел судами, разъяснено в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.
Кроме того, семейному адвокату важно понимать, как суды разрешают конкретную правовую ситуацию, по которой адвокат оказывает юридическую помощь. Это можно сделать, изучив судебную практику районных судов и мировых судей.
Кодексы, содержащие нормы семейного права:
Нормы семейного права содержат Семейный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ, в части положений об исковой давности, имущественных прав супругов, оснований для признания сделок недействительными.
Законы, содержащие нормы семейного права:
Постановления Пленума Верховного Суда РФ по семейным вопросам:
Лучший семейный адвокат в Москве в своей работе использует данные документы.
www.advocatemoscow.ru
Доработан проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
Минюстом России доработан проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве», разработанный во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2012 № 11-П.
Следует отметить, что в средствах массовой информации проект закона был охарактеризован как «закон об изъятии единственного жилья», что существенно искажает его суть, поскольку законопроектом не предусматривается возможность лишения должника жилища.
Законопроектом изначально предполагалось, что вместо принадлежащего должнику единственного жилого помещения он приобретает иное жилье, пригодное для постоянного проживания должника и членов его семьи, но меньшее по площади, для чего ему выделяется из выручки от продажи жилого помещения, на которое обращено взыскание, денежная сумма, достаточная для приобретения нового жилья в том же кадастровом квартале. В случае если должник сам не приобрел иное жилье, оно предоставляется ему органом местного самоуправления. При этом должник и члены его семьи ни одного дня не остаются на улице.
Взыскание на указанное жилое помещение может быть обращено только в судебном порядке и исключительно в случае отсутствия у гражданина-должника денежных средств и иного имущества, на которое может быть обращено взыскание.
При доработке проекта закона Минюст России учел основные предложения, поступившие от граждан в рамках общественного обсуждения законопроекта, а также предложения органов государственной власти.
Законопроект сконцентрирован на защите наиболее уязвимой категории граждан от недобросовестных должников, в связи с чем сфера его действия ограничена только принудительным исполнением требований по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца и возмещению ущерба, причиненного преступлением. Таким образом, доработанный законопроект не предполагает обращения взыскания на единственное жилье в связи с задолженностью по кредитам и оплате услуг ЖКХ.
При этом в связи с многочисленными обращениями граждан законопроектом предлагается дополнить пункт 2 статьи 115 Семейного кодекса Российской Федерации положением, согласно которому размер неустойки может быть уменьшен судом с учетом материального и семейного положения лица, обязанного уплачивать алименты. Данное положение позволит лицам, обязанным уплачивать алименты, выплатить образовавшуюся у них задолженность по алиментам и неустойку, а также в дальнейшем своевременно и в полном объеме уплачивать алименты.
Дополнительно к правилу о том, что обратить взыскание можно лишь на такое единственное жилое помещение, которое по своему размеру и рыночной стоимости двукратно превышает площадь жилого помещения, рассчитанную с учетом нормы предоставления, и среднюю стоимость такого жилого помещения, предусматривается, что в любом случае размер такого помещения не должен быть менее 36 квадратных метров на одного человека.
Также в новой редакции законопроекта вместо минимального предела в 5% от стоимости жилья установлена минимальная сумма неисполненных обязательств должника (200 000 рублей), при наличии которой допускается обращение взыскания на единственное жилье.
Кроме того, уточненной редакцией законопроекта определено, что взыскатель в любое время до реализации принадлежащего должнику жилого помещения вправе предоставить ему и членам его семьи иное пригодное для проживания жилое помещение.
Законопроект прошел обсуждение в Общественной палате Российской Федерации и на заседании Президиума Ассоциации юристов России.
Работа над проектом направлена на выстраивание баланса интересов между кредиторами и должниками в целях защиты конституционных прав и свобод граждан. Помимо данного законопроекта подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», направленный на воспрепятствование роста задолженности и улучшение положения гражданина-потребителя. Также разрабатываются законопроекты «О внесении изменения в пункт 3 статьи 958 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» и статью 9.1 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Целью этих проектов является предоставление заемщику-гражданину права на возврат части уплаченной им страховой премии при прекращении договора страхования в связи с досрочным погашением кредита, в том числе ипотечного.
minjust.ru
Семейный кодекс РФ с изменениями
Семейный кодекс РФ — главный нормативно-правовой документ, регламентирующий совместно с Конституцией РФ и нормами интернационального права семейные взаимоотношения на российской территории.
Также семейные взаимоотношения регулируются и другими законодательными актами:
Описание закона о браке и семье РФ
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ был принят участниками Государственной Думы 08 декабря 1995 года. Действительный закон пришел на смену кодексу о браке и семье РСФСР.
Семейные правовые акты направлены на регулирование персональных имущественных и неимущественных взаимоотношений между членами семьи, а также определяет принципы и порядок заключения и расторжения бракосочетания, признания брака недействительным и иные положения, связанные с правами и интересами членов семьи.
Структура настоящего кодекса о браке и семье РФ включает в себя 8 разделов, 22 главы и 170 статей:
- Раздел 1. Главные положения кодекса. Главы 1- 2, статьи с 1 по 9. Устанавливает главные положения, условия и принципы настоящего документа;
- Раздел 2. Заключение и расторжение бракосочетания. Главы 3-5, статьи с 10 по 30. Данный раздел содержит принципы и порядок заключения, расторжения и признания недействительности брака;
- Раздел 3. Правомочия и обязательства супругов. Главы 6-9, статьи с 31 по 46. Регламентируются права, обязанности и ответственность обоих супругов;
- Раздел 4. Правомочия и обязательства родителей и детей. Главы 10-12, статьи с 47 по 79. Поясняются права, обязанности и ответственность родителей и детей;
- Раздел 5. Алиментные обязательства всех членов семейства. Главы 13-17, статьи с 80 по 120. Установлены алиментные выплаты супругов, родителей, детей и иных членов семьи, а также формы, способы, размеры, условия и сроки их уплаты;
- Раздел 6. Принципы воспитания детей, которые остались без опеки родителей и (или) официального опекуна. Главы 18-22, статьи с 121 по 155.3. Подробно описывается порядок и условия воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей;
- Раздел 7 (статьи 156-167). Применение семейного права к семейным взаимоотношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Определяет положения, которые регулируют семейные взаимоотношения с участием иностранцев и лиц без гражданства;
- Раздел 8 (статьи 168-170). Итоговые положения кодекса. Содержит: процесс введения в законную силу настоящего закона; осуществление норм и законодательных актов Семейного кодекса РФ.
- заключение брака по обоюдному согласию;
- равенство прав между супругами;
- в приоритете всегда воспитание детей, а также заботы об их благополучии и развитии;
- укрепление семьи, построения семейных взаимоотношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед всеми членами семьи.
Скачать 223 ФЗ Семейный Кодекс
Основными понятиями соответствующего кодекса являются: семья, семейные правоотношения, брак и брачный договор. Семьей называют малую общественную группу, которая основана на браке или кровном родстве, участники которой имеют общие бытовые взаимоотношения и характеризуются ответственностью и взаимопомощью. Данные правоотношения устанавливаются семейным правом.
Брак — регистрирование в общегосударственных службах семейной связи между людьми, которые определяется взаимными правами и обязанностями относительно друг друга.
Законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность заключения брачного контракта. Данное соглашение устанавливает материальные права и обязательства мужа и жены в браке или в случае его расторжения.
Семейный кодекс основан на следующих главных принципах:
Скачать «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ в последней редакции по ссылке.
Изменения, внесенные в Семейный кодекс
Последние изменения в настоящий кодекс были внесены 1 мая 2017 года. Нововведения касаются опеки над несовершеннолетними детьми, родители которых не состоят в официальном браке, а также поступка, который может послужить основанием для лишения родительских прав.
Изменения были внесены в следующие статьи «Семейного кодекса Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ:
Статья 58
Изменить пункт 2 ст. 58 Семейного кодекса и дополнить его следующим текстом: «При выборе родителями имени ребенка, запрещено применение в его имени цифр, буквенных и цифровых обозначений, числительных. Исключением является «дефис».
Согласно новой редакции настоящего кодекса, пункт 3 изложить таким образом: «Фамилия новорожденного ребенка определяется фамилией его родителей. Если же у родителей разные фамилии, то по обоюдному согласию родителей ребенку может быть присвоена фамилия отца или фамилия матери. Семейный кодексом РФ предусмотрена возможность присваивание двойной фамилии, которая может образоваться путем присоединения фамилии отца к фамилии матери. Двойная фамилия может состоять только из двух слов, соединенных между собой дефисом».
Ст. 66 п. 4
В соответствии с внесенными изменениями, родители, которые проживают отдельно от своих детей, имеют право запросить информацию о своем ребенке из образовательных учреждений, медицинских организаций и учреждений общественного обслуживания. По закону, родители могут получить отказ в предоставлении информации только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка. Соответствующий отказ может быть обжалован в судебном порядке.
Статья 69 Семейного кодекса
Изменить третий абзац ст 69 и изложить в следующий редакции: «отказываются без уважительной причины взять новорожденного ребенка из родильного отделения, либо из иного медицинского учреждения».
Статья 85 пункт 2
Соответствующая статья устанавливает порядок взыскания и использования алиментов на детей, которые остались без попечения родителей. Был несколько измен абзац первый п. 2: «Алименты, которые взимаются с родителей на детей, оставшихся без попечительства родителей и находящихся в образовательных, медицинских и общественных учреждениях, перечисляются на счета данных организаций».
Статья 131
Абзац третий пункта 1 ст. 131 изложить в новой редакции: «Для усыновления (удочерения) детей, которые остались без попечения родителей и находящихся в медицинских, образовательных, общественных учреждений, следует получить письменное согласие руководителей данных организаций».
210fz.ru
Об организации получения образования в семейной форме
Письмо Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г.
Руководителям органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющих
государственное управление в сфере образования
Об организации получения образования в семейной форме
Министерство образования и науки Российской Федерации в связи с возникающими вопросами по получению образования в семейной форме после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) сообщает.
В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичное положение предусмотрено статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.
Частью 2 статьи 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).
Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).
В частности при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).
Обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. Образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно статье 33 Федерального закона, экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Следует отметить, что согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.
Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого- медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона).
Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).
Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несёт ответственность за качество образования, при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона) [ Зачисление в образовательную организацию лица, находящегося на семейной форме образования для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в соответствии с Порядком приема в общеобразовательные учреждения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № 107 ]. Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.
Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).
В связи с изложенным:
1. Учет детей, получающих общее образование в семейной форме, ведется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (в городах федерального значения — органами, определенными законами этих субъектов Российской Федерации). В связи с этим для организации прохождения детьми соответствующей аттестации родители (законные представители) при информировании органа местного самоуправления (иного уполномоченного органа) по месту жительства о выбранной форме семейного образования одновременно должны обеспечить обучение в семейной форме и получить сведения об образовательных(ой) организациях(и), в которых(ой) предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации. Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.
Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.
Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.
Следует отметить, что в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например, вузы, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме. Особенно актуально в условиях, когда ребенок, не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, должен продолжить получение общего образования, как правило, в общеобразовательной организации.
2. Учитывая целостность образовательного процесса, взаимосвязь обучения и воспитания, для обучающихся в форме семейного образования системой образования должны быть созданы условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию.
3. Статья 35 Федерального закона гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе.
В этой связи, обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.
Причём обеспечение указанных обучающихся учебниками и учебными пособиями возможно производить не только из фондов библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся проходит промежуточные и (или) государственную итоговую аттестации, но и посредством создания специализированного библиотечного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
4. Согласно статье 9 Федерального закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Указанная помощь в том числе, помощь обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, в случае необходимости обучающимся в семейной форме может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
5. В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).
Таким образом, учредителем образовательной организации могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций, затраты на приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы, затраты на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Кроме того, при выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм получения образования (семейная форма) и форм обучения (в организации, осуществляющей образовательную деятельность) нормативные затраты помимо вышеуказанных должны предусматривать затраты, покрывающие возможность освоения отдельных компонентов образовательной программы в организации.
6. В части возможности оказания поддержки родителям (законным представителям) при получении несовершеннолетними общего образования в форме семейного образования.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона).
Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») [В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.]
xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai