Должностные и хозяйственные преступления

Должностные и хозяйственные преступления

Должностные преступления в медицинской практике

В главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» также есть статьи, которые касаются медицинских работников, занимающих какие-то руководящие должности. Эти преступления так часто и называют должностным преступлением.

Так называют такое деяние, которое направлено против государственной власти, интересов государственной службы в органах самоуправления. Они приводятся в гл. 30 УК РФ, и большая часть из них может иметь субъектом преступления медработника.

Прежде всего сюда относится ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями«.

Злоупотребление — это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено с корыстной целью или любой личной заинтересованностью и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства.

Должностным лицом считается работник, осуществляющий функции представителя власти либо выполняющий организационно-распорядительные, административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, в учреждениях государственных или муниципальных либо в Вооруженных Силах и других родах войск РФ. Таким образом, субъектом таких преступлений может быть только лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию обладающее должностной властью. Медицинские и фармацевтические работники относятся к должностным лицам, если занимают руководящие должности, выполняя организационно-распорядительные функции (главный врач, зав. фармацевтическим предприятием, их заместители, зав. отделами, отделениями, лабораториями, а также лица, временно исполняющие эти обязанности, к которым относится дежурный врач) либо административно-хозяйственные функции (старшая медсестра).

Эти преступления характеризуются определенными признаками:

— деяние в виде использования служебного положения вопреки интересам самой

— наступление последствий в виде нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства;

— причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

Такое должностное преступление, как халатность, совершается по неосторожности, легкомыслию или небрежности, все остальные должностные преступления совершаются с прямым умыслом.

В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.90 № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» (в ред. от 10.02.00) указано, что злоупотреблениями должностными полномочиями могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекают из его служебных полномочий и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Это преступление предусмотрено ст. 285 УК РФ. В ней отмечается, что злоупотребление — это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено с корыстной целью или любой личной заинтересованностью и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства.

Корыстная заинтересованность заключается в имущественной выгоде с незаконного изъятия государственных средств в свою собственность или в собственность других лиц. Иная личная заинтересованность имеет неимущественный характер, например угодить начальству.

В экспертной практике нередки случаи, когда ответственный по больнице дежурный врач дает распоряжение дежурному водителю подвезти кого-либо домой, съездить в магазин за продуктами или совершить иные поездки, непосредственно не связанные с обслуживанием больных.

Наблюдался случай, когда единственный в больнице кардиолог был отправлен домой к влиятельному лицу, хотя очевидным было отсутствие в этом медицинской необходимости, а ряд тяжелых больных остались на 2 часа без врачебного контроля за их состоянием.

Распорядительно-организационные функции данного лица, например главного врача или зав. отделением, могут выражаться в неправильном подборе и расстановке кадров, в продвижении по службе и поощрении недостойных, близких родственников или приятелей, выдаче заключения для призывной комиссии военкомата, преследовании и увольнении неугодных. Это действия дежурного врача, использовавшего временно возложенные обязанности, чтобы выписать неугодного больного или из корыстных побуждений положить в элитную палату знакомого. Административно-хозяйственные функции учреждения здравоохранения могут заключаться в недолжном хранении, несоблюдении порядка учета и отпуска лекарств и других материальных ценностей, в отсутствии контроля за ведением документов либо в бездействии вопреки интересам пациентов.

Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» предусматривает совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Отягчающими обстоятельствами этого преступления, предусмотренными ч. 3 этой статьи, являются деяния, если они совершены:

а) с применением оружия или спецсредств;

б) применением насилия или с угрозой его применения;

в) причинением тяжких последствий, определяемых в каждом конкретном случае.

Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышением власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» выделяет следующие основные виды превышения должностных полномочий:

— совершение действий, которые могли быть совершены им самим, но при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;

— совершение действий, которые имеет право совершить только коллегиальный

— совершение действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе

За преступления, предусмотренные ст. 285 и 286, назначается наказание: штраф от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; арест и лишение свободы.

Преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ «Получение взятки», не является профессиональным преступлением и часто встречается среди разного рода чиновников обюрократившейся государственной системы. К ним может относиться медицинский работник как должностное лицо, если он постоянно или временно осуществляет эти обязанности. Тем не менее взятка — преступление, актуальное в здравоохранении, тем более что некоторые медицинские работники принимают его за вознаграждением за труд, который в нашем государстве обесценен. По мнению известного судебного медика А.П. Громова, врач по характеру своих обязанностей может считаться должностным лицом.

В диспозиции ст. 290 УК РФ разъясняется: получение должностным лицом взятки за действия или бездействие в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо если оно в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям, а равно за общее покровительство по службе. К квалифицируемым признакам такого преступления относится и получение должностным лицом взятки за незаконные действия. Отягчающими обстоятельствами являются совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, неоднократно, с вымогательством взятки и в крупном размере.

Комментарий УК РФ поясняет, что взятка может быть в виде:

— денег (в том числе иностранных, находящихся в финансовом обороте);

— ценных бумаг в виде государственных облигаций ГКО и др., векселей, акций, чеков, приватизационных ценных бумаг;

— иного имущества, т. е. любых материальных ценностей, обладающих меновой стоимостью;

— выгоды имущественного характера, например безвозмездное предоставление разнообразных услуг материального свойства (постройка дачи, ремонт автомашины и др.);

— общее покровительство или попустительство по службе может быть не конкретным действием, а проявленным виновным в разнообразных формах, например выделение для него периодически доли своего заработка.

Для состава преступления не имеет значения, когда должностному лицу передана взятка — до (взятка-подкуп) или после совершения договоренных действий (взятка-вознаграждение).

Неоднократным называют преступление, совершаемое не менее двух раз, если не истек срок давности.

Крупным размером взятки считается сумма (стоимость имущества или выгода), превышающая 300 минимальных размеров оплаты труда.

Вымогательство означает требование должностным лицом незаконного вознаграждения под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя либо поставить его в условия, когда он вынужден дать взятку. Получение взятки всегда связано с другим самостоятельным преступлением — дачей взятки (ст. 291 УК РФ) и является опасным преступлением, деформирующим установленный порядок и представление общества о благородном облике врача и медицины в целом.

Вот несколько примеров, когда судебно-медицинская экспертиза для решения вопросов медицинского характера назначалась в связи с возбуждением дела о взятке.

Два врача, работающие в одном неврологическом отделении, за взятку поместили в стационар призывника гр-на К., указав в истории болезни диагноз: открытая проникающая Ч/MT, ушиб головного мозга легкой степени тяжести, субарахноидальное кровоизлияние, перелом пирамиды височной кости справа, оторея справа, ушиб мягких тканей головы.

Как установлено следствием, врачи подделали и вклеили в историю болезни некоторые результаты лабораторных исследований и заключения различных специалистов-консультантов. Перед судебно-медицинской экспертизой поставлены вопросы об обоснованности установленного диагноза. После соответствующего обследования эксперты пришли к выводу, что диагноз черепно- мозговой травмы является необоснованным. В то же время, если судить по данным истории болезни, то этот диагноз обоснован клиническими данными. Проведенные экспертами рентгенография, РКТ позволили полностью исключить диагноз перелома пирамиды височной кости, субарахноидального кровоизлияния, установлено также, что барабанная перепонка справа не имеет повреждений, следовательно, исключается описанная оторея. В судебном заседании эксперты доказали обоснованность своих выводов. Врачи-взяточники осуждены.

Врач городской поликлиники Е. обвинен в получении взятки за выдачу листка нетрудоспособности. Изучив амбулаторную карту больного, эксперты пришли к выводу, что выдача листка нетрудоспособности врачом Е. неправомерна, так как согласно инструкции врачи имеют право выдавать листок единолично каждый раз не менее чем на 3 дня, но не более чем на 5 дней. В данном же случае документ оформлен на 10 дней.

Врач городской больницы М. обвинен в получении взятки, так как, являясь зав. неврологическим отделением и одновременно членом врачебной призывной комиссии, получил взятку путем вымогательства, признав гр-на Л. негодным к военной службе и сделав записи в медицинской документации о наличии у гр-на Л. последствий давней черепно-мозговой травмы. В заключении экспертов указано, что объективных признаков каких-либо телесных повреждений в медицинской документации на имя гр-на Л. не имеется. Клинических данных о каком-либо расстройстве здоровья, в том числе нервной системы, не имеется. Таким образом, диагноз врача «Последствия черепно-мозговой травмы, посттравматическая астения» не обоснован медицинскими данными.

Статья 292 УК РФ «Служебный подлог» отмечает, что служебный подлог — это внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы заведомо ложных сведений или исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корысти или иной личной заинтересованности.

Таким образом, предметом этого преступления являются официальные документы — материальный носитель информации. Это могут быть медицинские документы: история болезни, амбулаторная карта, листок нетрудоспособности, заключение эксперта и др.

Субъектом этого преступления является любое должностное лицо, в том числе служащий муниципального или государственного учреждения здравоохранения. Служебный подлог — преступление, совершаемое с прямым умыслом, т. е. когда лицо, его совершившее, сознает, что подделывает официальные документы и желает этого из корыстных целей.

Известны случаи, когда врач определял ложное заболевание и выдавал документы с целью освобождения его пациента от армии или устанавливал стойкую утрату трудоспособности, что давало возможность получить документы об инвалидности. Но чаще встречаются отдельные подделки медицинских документов, в частности истории болезни. Прежде всего это бывает, когда имеется жалоба на врача в связи с наступившими тяжкими последствиями. Иногда с этой целью вклеиваются новые листы с измененным изложением фактов. В ряде случаев это мотивировано желанием скрыть ошибку или

небрежность в своей работе. Это могут быть дописки неосуществленных диагностических и лечебных действий, подчистки, изменения жалоб больного или указаний консультантов, исправление даты, свидетельствующей о несвоевременности оказания помощи, и т. д. Иногда встречается составление полностью подложного документа. Приведем несколько примеров из нашей экспертной практики.

Водитель автомашины ВАЗ-2103, виновный в столкновении с другим легковым транспортом, был ранен и доставлен в БСМП. Дежурный врач отметил его нетрезвое состояние. Однако при дальнейшем обследовании больного, которое проводилось через 2 часа после поступления в больницу, другой врач вписал в историю болезни данные о том, что при исследовании алкоголь не обнаружен. Известна важность установления алкогольного опьянения водителя, отягчающего его вину, поэтому результаты исследования должны быть достоверны. Однако в дальнейшем на суде нетрезвое состояние этого водителя было неопровержимо доказано. Суд признал его виновным в аварии и вынес частное определение по отношению к врачу, записавшему заведомо ложные сведения в историю болезни.

В ЦРБ в тяжелом бессознательном состоянии после автотравмы была доставлена гр-ка А. Наезд совершил на своей машине майор местного ОВД. Через месяц после поступления гр-ка А. выписалась в удовлетворительном состоянии. В представленной на судебно-медицинскую экспертизу истории болезни указан окончательный диагноз: закрытая черепно-мозговая травма с кровоизлиянием в мягкие ткани головы, сотрясение головного мозга. В описании рентгенограммы черепа отмечается, что повреждений костей не выявлено. Установленный диагноз и другие противоречия не объясняли продолжительности пребывания гр-ки А. в больнице, поэтому был запрошен рентгеновский снимок черепа. Изучение рентгенограммы черепа действительно не выявило повреждения костей, а из амбулаторной карты вдруг выяснилось, что гр-ка А. продолжает лечиться в стационаре уже второй месяц. На запрос выслать историю болезни из ЦРБ не ответили. Обо всем этом судмедэксперт сообщил в районную прокуратуру, по постановлению которой проводилась экспертиза. Вскоре была доставлена подробная история болезни, в которой был другой диагноз: открытая черепно- мозговая травма, перелом затылочной, теменной костей. В связи с серьезными противоречиями следователем прокуратуры был направлен запрос с просьбой произвести рентгенограмму черепа в присутствии следователя и представить полученные рентгенограммы на экспертизу. Выполненные новые рентгенограммы, на которых был четко выражен перелом, показали, что первоначально представленный снимок по параметрам и особенностям черепа не принадлежал гр-ке А. По факту подлога истории болезни и рентгенограмм черепа было возбуждено уголовное дело.

Расследование показало, что подозреваемый, ответственный работник ОВД района, договорился со знакомым зав. отделением о замене истории болезни, чтобы понизить тяжесть вреда здоровью и уйти от уголовной ответственности. Зав. отделением был осужден по ст. 292 за служебный подлог.

Гражданин К. совершил уголовное преступление. Накануне задержания он срочно лег в урологическое отделение городской больницы с диагнозом «почечная колика». В течение трех недель велась история болезни с заполнением дневников на каждый день, назначались различные манипуляции, которые отмечались в листах назначений. Однако этот больной, как позднее было доказано, в больнице был только однажды, при беседе с зав. отделением. Врач и медсестра были вовлечены в составление подложной документации по указанию зав. отделением. Расследованием с проведением судебно-медицинской экспертизы было доказано, что гр. К. не страдает мочекаменной болезнью и не имел почечной колики, не лечился стационарно и даже выезжал за пределы города. Было возбуждено уголовное дело против зав. отделением по ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» и 292 «Служебный подлог».

Наказание за служебный подлог в зависимости от последствий может быть от штрафа в 100-200 минимальных размеров оплат труда до 6 месяцев ареста или лишения свободы до 2 лет.

bibliotekar.ru

Должностные и хозяйственные преступления

Кафедра гуманитарного образования и социологии

По дисциплине: «Правоведение»

На тему: «Должностные и хозяйственные преступления»

1.1 Содержание должностных преступлений

1.2 Особенности должностных преступлений.

2. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

2.1 Понятие и система хозяйственного правонарушения

2.2 Особенности хозяйственных преступлений

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

На протяжении всей своей жизни человек очень часто оказывается перед моральным выбором: делать или не делать. Как он поступит во многом зависит от уровня его сознания, социального развития, уважения к собственной личности, обществу и государству в целом. Выбор человеком определенного поведения – это, как правило, результат воздействия на личность всего комплекса воспитательных мер, влияния общества.

Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы.

Целостная, динамическая система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека. Человек, в своем поведении может либо придерживаться этих норм, либо отступать от них.

От четкости функционирования государственной службы, честности и ответственности ее работников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством. Между тем, некоторые работники этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством и другими негативными явлениями, которые нарушают их нормальную деятельность, подрывают их авторитет в глазах общества.

Должностная преступность появилась не в наши дни. Распространенность и общественная опасность этого явления возрастала в периоды крупных социальных потрясений. Современная Россия — не исключение.

В данной работе рассматриваются различные виды должностных преступлений, а так же предполагается показать важность борьбы с должностными преступлениями. Уделяется внимание необходимым мерам по искоренению должностных преступлений, в любых его проявлениях.

Предмет исследования является общая характеристика и анализ преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Целью работы является изучение общей характеристики и видов должностных преступлении, а так же изучение законодательства по уголовной ответственности за должностные преступления.

  1. Изучить историю российского законодательства о должностных преступлениях.
  2. Рассмотреть различные виды должностных преступлений.
  3. Дать общую характеристику преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
  4. Исследовать проблемы квалификации преступлений, совершаемых с использованием служебного положения.

Теоретической основой работы послужили труды А.И. Рарог, Д.Г. Долгих, Е.А. Свинарева и др., законодательные и нормативные акты Российской Федерации, комментарии законодательства, литература справочного характера, материалы периодической печати.

Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, две главы по два параграфа, список используемой литературы.

1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Должностные преступления в УК 1996г. содержатся в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». В соответствии с действующим ныне законодательством данную группу преступлений отличает то, что совершаются они специальные субъектами (должностными лицами) с использованием служебных полномочий. Родовой объект данных преступлений в обобщенном виде можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти. По существу об этом же говорилось и в УК 1960г. Эти преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной службы, на интересы государственной службы и ее деятельность. Под интересами государственной службы понимается объем обязанностей лица, вытекающий из соответствующих нормативных актов и трудовых договоров с государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, деятельность которых не противоречит закону[1].

Дополнительным объектом в некоторых преступлениях являются общественные отношения, которые могут не находиться в плоскости родового объекта (собственность, интересы личности). Обязательным признаком отдельных преступлений является их предмет: взятка, документы.

Сущность рассматриваемых преступлений заключается в совершении должностным лицом, вопреки интересам службы, противоправных действий (бездействия) с использованием своего служебного положения, причиняющих существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан.

Способы совершения должностных преступлений многообразны. Преступления могут совершаться путем активных заведомо противоправных действий, нарушающих обязательные для исполнения правила, инструкции, положения, используются различные способы. К ним можно отнести следующие:

— внесение заведомо неправильных записей в официальные документы;

— издание незаконных приказов и распоряжений;

— сокрытие незаконной деятельности других лиц путем самоуправных действий;

— временное заимствование и использование государственных или общественных средств на личные нужды;

— расходование денежных средств не по назначению;

— выдача бестоварных накладных;

— подчистка, травление и иные изменения текста документов;

— незаконное применение оружия представителем власти;

— нанесение побоев подчиненным по службе.

При бездействии должностные преступления выражаются главным образом в преступно-небрежном отношении к вверенному имуществу, к исполнению служебных обязанностей и выполнению должностных инструкций, в халатном отношении к приему и отпуску товарно-материальных ценностей, в бесконтрольности и т.п. В результате неправомерных действий (бездействия) должностного лица по службе наступают материальные последствия, остаются следы, отражающиеся в письменных документах, накладных, счетах на оплату, приказах о выплате незаконных премий и т.д. Выявление этих следов помогает составить правильное представление о характере допущенных нарушений, установить время, место и способ совершения преступления, выявить свидетелей, которые могут сообщить важные сведения по делу.

Иногда мотивами преступлений чаще всего выступают корысть и иная личная заинтересованность, зависть, месть, желание создать видимость хорошо поставленной работы, ложно понятая «служебная необходимость» и т.д.

Всякого рода злоупотребления — это результат многих обстоятельств, между которыми имеется тесная связь. Типичными обстоятельствами, способствующими совершению должностных преступлений, являются: нарушение принципов подбора и расстановки кадров; недостатки в организационно-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций (бесхозяйственность), нарушение дисциплины, ненадлежащий учет и неудовлетворительные условия хранения и транспортировки товарно-материальных ценностей, отсутствие контроля за деятельностью должностных лиц со стороны вышестоящих организаций и контрольно-ревизионных учреждений; недостатки в деятельности правоохранительных органов.

Важным элементом должностных преступлений является совокупность данных об их типичных связях с другими преступлениями. Невыполнение должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей нередко создает благоприятную почву для совершения иных преступлений: хищения государственного и коллективного имущества, спекуляции, приписок, выпуска недоброкачественной продукции, коррумпированных действий государственных служащих. На связь должностных преступлений с хищениями могут указывать: неоговоренные исправления в приемо-сдаточных материалах; актах на уничтожение пришедшей в негодность и морально устаревшей продукции; подлоги в документах; пересортица; бестоварные операции с имуществом; большое количество пришедших в негодность товаров; несвоевременное представление отчетов о движении товарно-материальных ценностей и ненадлежащее их оформление; нарушение технологических условий при выработке изделий; факты обращения виновным в свою пользу государственного или коллективного имущества.

Первая особенность должностных преступлений — специфичность субъекта преступлений. «Служебное положение» — вот предпосылка должностных преступлений. В обычном понимании, служебное положение — это «ответственность за определенный круг дел в работе». В уголовном праве смысл выражения «служебное положение» отличается от обычного понимания и смысла, вкладываемого в него административным правом, а именно: должностное лицо действует на основании закона или по поручению, занимается государственными делами и получает юридический статус, с тем, чтобы исполнять общественные обязанности. Должностное лицо занимает определенное служебное положение, а значит, обретает определенную управленческую общественную компетенцию, которую ему на законных основаниях передают государственные органы, государственные и негосударственные предприятия и организации, а также общественные организации. Поэтому должностные преступления входят в разряд преступлений общественного положения. В число государственных служащих входят сотрудники государственных компаний, предприятий, производственных организаций, общественных групп, занимающиеся общественными делами, сотрудники вышеперечисленных органов и предприятий, направленные в негосударственные компании, предприятия, производственные организации и общественные группы и занимающиеся общественными делами, а также другие сотрудники, занимающиеся общественными делами на законном основании.

Вторая, взаимосвязь со служебным положением. В юридическом смысле государственные служащие, получив определенную компетенцию управления, обладают определенной властью, они должны в соответствии с распоряжением осуществлять власть и обязанности в рамках своих служебных полномочий. Взаимосвязь состава преступления должностных преступлений и служебного положения их субъекта проявляется в следующем. Во-первых, преступление совершается с использованием преимуществ служебного положения, т.е. должностное лицо использует свое должностное положение, связанные с ним возможности и влияние для совершения преступления. То, что называется «используя власть, стремится к наживе» и «обменивать власть на деньги». Примером таких преступлений являются: взяточничество. Во-вторых, должностное лицо в процессе исполнения служебных обязанностей злоупотребляет служебными полномочиями, извращает представление о функции управления, присущей данной должности. Примером здесь могут служить такие преступления: насильственное принуждение к даче показаний, незаконное заключение под стражу, жестокое обращение с заключенными. В-третьих, субъекты таких преступлений в процессе своей работы не исполняют или неточно исполняют свои должностные обязанности, что приводит к значительному ущербу общественному имуществу и интересам общества и государства. Субъекты этого вида должностных преступлений хотя и не используют свое служебное положение, но в итоге преступление имеет внутреннюю связь с должностными обязанностями человека, например, преступная халатность при исполнении служебных обязанностей и др.

Третья, специфичность объекта. Объект должностного преступления по идее должен от имени государства точно исполнять функцию управления государством, обществом и общественными делами, должен соблюдать принципы работы государственных органов и служебную дисциплину, строго исполнять свои обязанности. Поэтому, когда субъект должностного преступления злоупотребляет служебными полномочиями, допускает преступную халатность, или совершает взяточничество, пользуясь властью, стремится к наживе, он неизбежно наносит урон деятельности государственных органов в какой-либо сфере или урон репутации государственных органов как справедливых и неподкупных, наносит удар по одной из функций государства. Поэтому, объект, который поражают должностные преступления, — это нормальная работа государственных органов и их справедливая и неподкупная репутация.

Четвертая, наличие среди форм преступления действия и бездействия. По форме преступления должностное преступление может быть действием и бездействием. Действие и бездействие должностных преступлений в сравнении с действием и бездействием прочих преступлений имеют непременную связь с должностными обязанностями, а прочие преступления не имеют ее.

Действие при должностных преступлениях — это когда государственные служащие при исполнении общественных служебных обязанностей активно используют свои служебные полномочия для совершения преступления. Бездействие при должностных преступлениях — это когда государственные служащие обязаны исполнить некое действие, но ведут себя пассивно и не исполняют его, что приводит к значительному ущербу интересам народа и государства.

Специфика субъекта и объекта, взаимосвязь со служебным положением, наличие среди форм преступления действия и бездействия — вот неотъемлемые особенности должностных преступлений. При их отсутствии нет состава должностного преступления.

В настоящее время, в России, в период построения цивилизованной экономики и становления демократического правового государства важная роль принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам местного самоуправления. В связи с чем, особенно опасны и недопустимы преступные проявления среди самих работников органов власти и управления.

Говоря о должностных преступлениях, довольно часто используется термин коррупция. Профессор С.В.Максимов определяет коррупцию как использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями), либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера), либо предоставление названным лицом такого имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера).

student.zoomru.ru

Еще по теме:

  • Закон о государственном предприятии был принят в Закон О государственном предприятии (объединении) Однако главные события начались в 1987 г., когда был принят пакет правовых актов,' предусматривавших серьезные изменения в механизме хозяйственного управления. Первым среди них был Закон от 30 июня 1987 г. «О […]
  • Преступления в сфере экономической деятельности понятие виды Лекция 8. Преступления в сфере экономической деятельности 8.1. Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами главы 22 УК. Содержащиеся в ней запреты […]
  • Приказ об организации гочс Приказ об организации гочс I. Назначить заместителей руководителя гражданской обороны (наименование объекта) в следующем составе: - первый заместитель руководителя гражданской обороны - главный инженер Веденеев В.И. с правом отдавать распоряжения, касающиеся […]
  • Пословицы о правила здорового питание Пословицы о здоровом питании. Мудрость, прошедшая сквозь время О пользе правильного питания знали испокон веков. И хотя в его основу каждое поколение вкладывало свой смысл, некоторые прописные истины оставались неизменными. Недаром ещё множество столетий назад Сократ […]
  • Алгоритм правила построения алгоритма Алгоритм правила построения алгоритма 8.2. Блок-схемы алгоритмов При описании алгоритмов давно и успешно используются блок-схемы (Basic Flowchart). Построение блок-схем алгоритмов регламентируется ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807-85) "Единая система программной документации. […]
  • Семейные дела в гражданском процессе Семейные дела в гражданском процессе Гражданский процесс (или гражданско-процессуальное право) – это отрасль права, регулирующая порядок рассмотрения судом гражданских дел. В рамках гражданского процесса в основном разрешаются споры, вытекающие из гражданских, […]
  • Прямая речь примеры правило Прямая речь (Direct speech / Quoted speech) Прямая речь (Direct speech) – это передача, повторение слов точно в таком же виде, в каком они были кем-то когда-то сказаны. В английском языке прямую речь также называют “ Quoted speech ”, так как в письме прямая речь […]
  • Субсчет алиментов БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ АЛИМЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ В соответствии с п. 2 статьи 80 Семейного кодекса (СК) алименты представляют собой средства на содержание несовершеннолетних детей, взыскиваемые с родителей в судебном порядке, в случае, если родители не представляют […]

Комментарии запрещены.