Должность прокурора при петре 1

Должность прокурора при петре 1

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

История органов прокуратуры

Указ Петра I об учреждении
Российской прокуратуры

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура — «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров — был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

  • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
  • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
  • поддержание обвинения на суде;
  • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
  • В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия — право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

    В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

  • надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
  • наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
  • возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
  • надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
  • общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами

путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Связь времен продолжается.

Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

genproc.gov.ru

Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

Главная навигация

12 (23) января 1722 г. Пётр I издал Указ об учреждении должности генерал-прокурора Российской Империи: «Быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, который должен рапортовать Генерал-прокурору».

В 1711 г. Пётр I, отправляясь в Прусский поход, учредил Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. Сенат заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за разветвлённым бюрократическим аппаратом.

С 1711 по 1722 гг. в Сенате появились: Расправная палата для расследования служебных преступлений и злоупотреблений и для контроля над местными чиновниками в области суда; обер-фискал для негласного надзора за нижестоящими учреждениями и должностными лицами, а также для защиты казённых интересов при судебных исках; генерал-рекетмейстер для приёма и рассмотрения жалоб на центральные учреждения; позднее — генерал-ревизор и штаб-офицеры гвардии. Однако все эти учреждения и должности не смогли решить проблему единого и общего контроля над чиновничьим аппаратом в центре и на местах. Поэтому император издал Указ об учреждении должности генерал-прокурора. Вскоре началась разработка нормативных актов, определяющих статус нового государственного института.

Читайте так же:  Госпошлина на паспорт рф в 14 лет в 2018 году

Пётр I , создавая прокуратуру, поставил задачу «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Прокурор контролировал финансовую отчётность и ведомости коллегий. В соответствии с Указом от 18 (29) января 1722 г. «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах компетенции надворных судов в делах и по доносам фискальским и прочих людей» прокуратура была поставлена над фискальными органами.

Первым генерал-прокурором Сената император назначил Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам генерал-прокурора, Пётр произнёс: «Вот око моё, коим я буду всё видеть». Эту же мысль он повторил и в Указе от 27 апреля (8 мая) 1722 г. «О должности генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ устанавливал основные обязанности и полномочия генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчинёнными органами прокуратуры.

После смерти Петра I в 1725 г. должность генерал-прокурора фактически была упразднена, а наибольшими полномочиями в этой сфере стал обладать Верховный Тайный Совет. В марте 1730 г., после упразднения Верховного Тайного Совета императрицей Анной Иоанновной, Сенат вновь был восстановлен, а в октябре того же года — восстановлена должность генерал-прокурора. Но уже через год, после учреждения нового центрального органа власти — Кабинета — влияние Сената снова упало. В декабре 1741 г., вскоре после вступления на престол, императрица Елизавета Петровна издала Указ об упразднении Кабинета и о восстановлении Правительствующего Сената. После восшествия на престол в 1762 г. Екатерина II существенно реформировала Сенат: теперь в круг обязанностей генерал-прокурора стало входить заведование юстицией, финансами, государственным казначейством и, как и прежде, государственным надзором за органами власти.

При реформе государственного управления, предпринятой Александром I, с 1802 г. должность главы Сената была соединена с должностью министра юстиции, что соответствовало и новому характеру Сената, за которым остались функции высшего судебного органа и органа надзора. В таком виде должность генерал-прокурора просуществовала вплоть до февральских событий 1917 г., после чего была упразднена.

Лит.: Бессарабов В. Г. Дореформенная (петровская) прокуратура (1772-1864 гг.) // Журнал российского права. 2002. № 8; Градовский А. Д. Высшая администрация России XVIII ст. и генерал-прокуроры. СПб., 1863; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968.

См. также в Президентской библиотеке:

www.prlib.ru

Прокуратура вчера и сегодня

СТАНОВЛЕНИЕ РОЛИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В ЗАЩИТЕ
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ

В данной статье авторами отражена история становления и развития прокуратуры в России, изучено ее место в системе государственных органов, роль органов прокуратуры в защите конституционных прав граждан и, в частности, права на обращение на примере деятельности прокуратуры Тюменской области.

Ключевые слова: история прокуратуры, прокуратура, органы прокуратуры, право на обращение, защита прав граждан, нарушение прав, роль органов прокуратуры в защите прав.

In this article the authors consider the history of the formation and development of the Prosecutor’s Office in Russia and analyse its place in the system of state authorities bodies. Besides, the Prosecutor’s Office role in the defence of citizens’ constitutional rights and in particular the right of address by means of the example of the Tyumen region’s Prosecutor’s Office activity is examined.

Key words: history of the Prosecutor’s Office, the Prosecutor’s Office, right of address, defence of citizens’ rights, violation of rights, the Prosecutor’s Office role in the defence of rights.

« Прокурор должен служить обществу.
Но это служение только тогда будет полезно,
когда в него будет включена строгая
нравственная дисциплина, и когда интерес
общества и человеческое достоинство будут
ограждаться с одинаковой чуткостью и усердием».
(А.Ф.Кони).

Основателем прокуратуры как органа за соблюдением законности в России считается Петр I, который осуществлял в период своего правления целенаправленную деятельность по созданию единого централизованного государства. В.О. Ключевский так описывал конец 17-начало 18 веков: «Непослушание чиновников предписаниям высшего начальства и даже царским указам стало при Петре I настоящей язвой управления, превосходящей даже смелость старых московских дьяков, которые, бывало, на пятнадцатом указе непременно послать подьячего по делу стойко отвечали: «И по тому его Великого государя указу подьячий не послан». Не помогали ни штрафы, ни угрозы лишить чина и «весьма отставить», ни даже сослать на каторгу» 1 . Бюрократизм стал силой, способной помешать императору в достижении поставленных целей.

В 1713 году вводится должность генерал-фискала. Полномочия фискала, средства его деятельности были определены в Указе «О фискалах и о их должности и действии» от 17 марта 1714 года. Фискальная служба являлась тайной, она слабо влияла на обеспечение правопорядка и законности. Служба фискалов подчинялась Юстиц-коллегии, а это означало появление новых форм надзора, в том числе надзора за Сенатом. Для этих целей в 1715 году была введена должность генерал-ревизора (для надзора за исполнением указов Сената).

Таким образом, появлению в России прокуратуры предшествовало существование нескольких форм надзорной власти: фискалы, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената, дежурные гвардейские офицеры в Сенате, сам Сенат и император.

В 1722 году Петр I ввел новый институт – прокуратуру , целью которого являлось проведение в жизнь экономических, политических и социальных реформ вопреки сопротивлению местных органов власти. Петр задумывал прокурорский надзор как институт контроля за деятельностью государственного аппарата, в том числе за деятельностью Сената.

Прокуратура была учреждена тремя петровскими указами: «Быть при Сенате Генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору» от 12 января 1722 года; «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и в пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных и прочих людей» от 18 января 1722 года; «О должности Генерал-прокурора» от 27 апреля 1722 года.

Прокурор не пользовался решающим голосом ни по одному административному вопросу – это являлось признаком, отличающим надзор от всех иных видов государственной деятельности. «Органы управления производят и решают дела, а прокуроры наблюдают за этим производством и решением, охраняют их закономерность, но не принимают другого ближайшего участия в самом существе дела, в их возбуждении, постановлении и направлении» 2 .

Таким образом, деятельность прокурора носила надзорный характер. Генерал-прокурор надзирал за тем, чтобы Сенат выполнял все, относящиеся к его компетенции дела, и действовал строго в рамках Регламента и указов императора.

Создавая прокуратуру, император возлагал на генерал-прокурора надзор за соблюдением интересов государства и исполнением законов, охраной прав и защитой интересов граждан, о нарушениях которых они сообщали в своих челобитных. Поэтому 17 апреля 1722 года Петр I издал Указ «О хранении прав гражданских». Защищая и охраняя права гражданские, император возлагал решение этой проблемы на прокуратуру как орган надзора.

Новый для России институт был особенным: российская прокуратура сочетала в себе черты французской; элементы шведских омбудсменов и немецких фискалов, а также чисто русские особенности: приоритет надзорных функций не за судебными органами, а за органами административными, не участие в рассмотрении дел и представление публичных интересов, а надзор за правильностью рассмотрения дел органами, обладающими функциями суда.

При проведении административной реформы Петр I учел такой важный фактор как работа с жалобами. Создав Сенат и коллегии, он не смог освободиться от наплыва челобитных и челобитчиков. Им была введена должность рекетмейстера. Как писал сам Петр I в Указе «О генерале рекетмейстере» от 23 февраля 1722 года, «челобитчики. везде докучают, прошения свои приносят его величеству самому, не дая нигде покоя» 3 .

В обязанности рекетмейстера входил прием жалоб на коллегии и канцелярии, которые после рассмотрения он докладывал Правительствующему Сенату.

Своим Указом от 27 апреля 1722 года «Должность Сената» Петр I конкретизировал работу с челобитными. Указ предписывал, что жалобы рекетмейстеру на неправый суд коллегий и канцелярий, которые им не подчинены, докладывать императору. При рассмотрении жалоб царь предписывал решать дела по регламенту и по присяге. Важно отметить, что в соответствии с названным Указом впервые была образована служба по работе с челобитными.

После смерти Петра I императрицей Екатериной I были внесены изменения в этот Указ. Если раньше через рекетмейстера можно было обжаловать решения нижестоящих органов непосредственно императору, то теперь это следовало делать только через Сенат. В 1763 году Екатерина II подписала Манифест о порядке рассмотрения жалоб и просьб на высочайшее имя, которым устанавливалась процедура рассмотрения жалоб по существу. Дела, подлежащие судебному разбирательству, возвращали просителям для передачи дела в суд 4 .

Значение Манифеста от 14 июня 1763 г. состоит в том, что он, во-первых, был первым актом, установившим порядок разбирательства обращений по существу. Во-вторых, он определил порядок работы с обращениями всего государственного аппарата, а не только статс-секретарей. В третьих, он впервые разделил административное и судебное производство по обращениям в государственные органы.

Очередные изменения в порядок производства по обращениям в органы государственной власти были внесены разработанным М.М. Сперанским.

Манифестом «Об образовании Государственного Совета» от 1 января 1810 г. В соответствии с этим актом в составе Государственного Совета создавалось специальное подразделение — Комиссия прошений, возглавляемая одним из членов Совета, которая принимала обращения на высочайшее имя. К ее компетенции относились три вида обращений: жалобы, прошения наград и милостей, проекты. По каждому из обращений устанавливался особый порядок производства, как по форме, так и по существу вопроса.

Манифест устанавливал также перечень обращений, которые исключались из рассмотрения Комиссии. К ним относились анонимные обращения, повторные обращения, по которым уже был дан отказ, а также жалобы на решения, утратившие юридическую силу. Рассматриваемым актом установлен достаточно эффективный и объективный порядок производства по обращениям, направленным на имя Российского императора.

Однако он не устранил главного: сословного характера производства, поскольку обращаться на имя императора могли только дворянские собрания. Для всех же остальных категорий населения вплоть до февраля 1905 г. сохранялся прежний порядок обращений, ограниченный должностным лицом вышестоящей администрации.

Развитие прокуратуры до 1864 года характеризовалось то усилением, то ослаблением ее роли в системе государственных органов, а также уточнением ее функций и полномочий. При Екатерине I наблюдался отход от установленного Петром I порядка осуществления высшего надзора прокуратуры за соблюдением законов в государстве. В 1740 году даже вставал вопрос о существовании прокуратуры как государственного органа, а должность генерал-прокурора была упразднена 5 .

Читайте так же:  Можно ли оплачивать штрафы со скидкой

Оценивая роль дореформенной прокуратуры (до 1864 года), следует отметить, что она находилась в сложном положении. Система надзора в первой половине 19 века сохраняла лишь относительное единство. Наряду с генерал-прокурором высший надзор исполнял Сенат, а на местах – губернаторы. Не было единого законодательного акта о прокурорском надзоре.

По мнению С.М.Казанцева, беспомощность прокуратуры и низкий уровень законности в тот период были обусловлены многими причинами: пороками общества, власти, а также недостатками самой прокуратуры. Во-первых, прокурорский надзор был подчинен исполнительной власти в лице одного министра. Во-вторых, сфера надзора и функции прокуроров стали к тому времени столь обширны и неопределенны, что их добросовестное выполнение было нереально.

Прокуратура требовала серьезных преобразований.

Судебная реформа 1864 года существенно ограничила прокурорский надзор, возложив на прокуратуру лишь функции государственного обвинения по уголовным делам в судах, а также наделила прокуроров широкими полномочиями при осуществлении надзора за дознанием и предварительным следствием. Во главе прокуратуры стоял по-прежнему генерал-прокурор – министр юстиции, который выполнял функции высшего судебного управления. Такой правовой статус прокуратура сохранила до 1917 года (до своей ликвидации).

Идея воссоздания прокуратуры в 1922 году основывалась на необходимости установления эффективного контроля за деятельностью аппарата власти, укрепления единой законности в стране, защиты новых форм общественных отношений, созданных в процессе революции, и усиления гарантий защиты личности и имущества граждан.

Рассмотрев историю становления и развития института прокуратуры в России, можно сделать вывод, что в момент своего становления и развития она являлась неотъемлемым элементом в системе государственной власти. Дальнейшее развитие общественных отношений, политические и экономические преобразования, совершенствование законодательства в России способствовали укреплению организационных основ деятельности прокуратуры, расширению ее функций и полномочий и вели к укреплению ее правового статуса.

Действующей Конституцией Российской Федерации в ст. 129 установлено, что прокуратура представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ч.1). Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ (ч.2). Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с субъектами РФ (ч.3). Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ (ч.4). Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом (ч.5).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» целями прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Главной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Органы прокуратуры при осуществлении надзора не подменяют иные государственные органы, а проверки исполнения законодательства проводят на основании поступающей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования.

В Федеральном законе закреплен принцип — невмешательства в осуществление прокурорского надзора и в любую иную функциональную деятельность органов и учреждений прокуратуры: расследование преступлений, координацию деятельности правоохранительных органов, участие в правотворческой деятельности. Установление в Федеральном законе требования к кому бы то ни было о недопустимости воздействия на прокурора является важной гарантией его независимости в осуществлении своей служебной деятельности.

Указанные нормативные положения свидетельствуют об особом статусе прокуратуры и ее независимости от органов государственной власти и должностных лиц при осуществлении надзорных функций.

Система органов государственной власти в России включает в себя органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Прокуратура не входит в число этих органов, однако, обладая широчайшей информацией о состоянии законности во всех сферах правоотношений, прокуроры оказывают существенное влияние на функционирование всех трех ветвей власти.

Прокуроры указывают органам государственной власти и органам местного самоуправления на нарушения закона, предостерегают от возможных нарушений закона, при внесении представлений прямо определяют причины и условия, способствующие нарушению закона, инициируют принятие нормативных правовых актов, разрешают жалобы граждан и юридических лиц до судебных процедур. Уникальность правовому статусу прокуратуры придает ее функция «фильтра», через который проходит тысячи обращений, прежде чем они будут направлены в суд.

Уникальность роли прокуратуры сформулировал Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я.Чайка. На расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры он заявил: «…именно прокуроры осуществляют связь с органами представительной и исполнительной власти, институтами гражданского общества, и в отличие от других государственных органов, аккумулируют разнообразную информацию, как о самом состоянии законодательной базы, так и о складывающейся правоприменительной практике. Прокурор на основе анализа работы на самом широком правовом поле первым может оценить состояние нормативного регулирования (его недостатки, противоречивость, пробельность) и своевременно донести до органов власти соответствующие положения» 6 .

Согласно Федеральному закону от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право направлять свои письменные заявления, предложения и жалобы, а также обращаться в устной форме в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

При рассмотрении обращения органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право обжаловать принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Особой системой органов, созданных для обеспечения законности и правопорядка, является прокуратура.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении нормативных и ненормативных правовых актов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (ст. 10 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).

Следует отметить, что в органы прокуратуры заявители имеет право обращаться на любой стадии рассмотрения его обращения в органах государственной власти и органах местного самоуправления. При этом в силу статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности не могут подменять иные государственные органы.

Обращения граждан следует рассматривать как один из способов восстановления нарушенного права и как способ: осуществления контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления; предотвращения правонарушений; повышения эффективности деятельности органов публичной власти; гарантию реализации и защиты прав и свобод; форму обратной связи между государством и населением и как юридический факт, порождающий правовые последствия, – в рассматриваемом нами случае прокурорскую проверку.

Работа с обращениями граждан и юридических лиц является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Тюменской области. Каждое обращение рассматривается как сигнал о возможном нарушении закона, требующий тщательной проверки и незамедлительного реагирования.

За 2007 год прокурорами разрешено 15954 обращения, что на 7,9 % больше, чем в 2006 году. Более 50% обращений были связаны с вопросами соблюдения федерального законодательства, в том числе граждане жаловались на нарушения трудовых, жилищных прав, земельного законодательства, прав и законных интересов несовершеннолетних.

Свыше 3500 обращений стали основанием для прокурорского вмешательства, в результате чего права граждан в сфере трудовых, жилищных и иных отношений были восстановлены, 10419 лиц наказаны в административном порядке, 2412 – привлечены к дисциплинарной ответственности, возбуждено 721 уголовное дело 7 .

В 2008 году прокурорами Тюменской области было рассмотрено более 14000 обращений граждан и юридических лиц о нарушении их прав. Более 3500 обращений стали основанием для прокурорского вмешательства, в результате чего права многих граждан были восстановлены. Из анализа заявлений, поступивших в органы прокуратуры, следует, что чаще всего жители области жаловались на нарушения трудовых, жилищных прав, земельного законодательства, а также прав несовершеннолетних. Число таких обращений в 2008 году составило 8231. Игнорировались права граждан в сфере уголовного судопроизводства. По требованиям прокуроров в 2008 году отменено свыше 330 незаконных постановлений внутренних дел об отказе в возбуждении уголовных де, приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовных дел 8 .

В 2008 году прокуратурой Тюменской области проведена масштабная проверка соблюдения органами государственной власти конституционного права граждан на обращение. Наиболее распространенные нарушения связаны с несоблюдением срока рассмотрения обращений граждан, поступающих в органы власти; не направлением обращений для проверки и принятия мер в части доводов, рассмотрение которых входит в компетенцию иных органов; неполнота принятых мер по устранению нарушений. Вопреки требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ не во всех структурах надлежащим образом осуществляется прием граждан.

Так, прокурором Ленинского округа г.Тюмени при проведении проверки в инспекциях Федеральной налоговой службы России по г.Тюмени № 1 и № 3 было установлено, что Положениями об организации личного приема граждан введены дополнительные, не предусмотренные Федеральным законом, требования, предъявляемые к гражданам при предварительной записи на прием к руководству инспекции, в частности заявление гражданина должно сопровождаться необходимыми материалами и документами, обосновывающими и поясняющими суть обращения. В случае несоответствия заявления гражданина о личном приеме вышеприведенным требованиям сотрудник приемной не принимал его, отказывая в предварительной записи на прием. По протестам прокурора округа противоречащие закону нормы отменены. В январе 2008 года за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан по представлению прокурора данного округа к дисциплинарной ответственности привлечены начальники отделов налогового аудита указанных инспекций.

Кроме того, выявлены нарушения установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан, поступивших в территориальные отделы Управлений Роспотребнадзора и Роснедвижимости. Например, обращение жителя г.Тобольска было рассмотрено отделом Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в г.Тобольске и Тобольском районе спустя месяц после окончания установленного законом срока. Обращение другого жителя города находилось на рассмотрении в этом же отделе фактически 6 месяцев. По представлению прокурора г.Тобольска начальник отдела привлечен к дисциплинарной ответственности.

Всего по результатам проверки прокурорами вынесено 21 представление (в 2007 – 48), к дисциплинарной ответственности привлечено 11 лиц, 24 (2007 год – 31) должностных лица предостережено о недопустимости нарушений закона, опротестовано 3 (2007 год — 8) незаконных правовых акта, в местные органы власти направлено 12 (2007 год — 44) информации 9 .

Федеральный законодатель закрепил лишь две формы обращений граждан в органы публичной власти – письменную и устную. Сегодня разновидностью устной формы обращений граждан являются «прямые линии», проводимые органами власти, государственными органами по наиболее актуальным для населения вопросам. Такую форму работы с населением использует и прокуратура. Так, 27 августа 2009 года в целях получения объективных данных о ситуации с невыплатой заработной платы в регионе прокуратурой Тюменской области была проведена «горячая линия». Большая часть вопросов была связана непосредственно с долгами по заработной плате; расчетами при увольнении; пособиями по беременности и родам. В течение часа, а именно столько были открыты две телефонные линии, было принято 34 звонка.

Читайте так же:  Центр занятости населения программа переселения

Такая активность граждан свидетельствует о доверии к органам прокуратуры Тюменской области. А для органов прокуратуры являются мощнейшим источником информации, т.к. некоторые предприятии и организации в поле зрения прокуратуры до этого не попадали. По фактам нарушения трудовых прав работников проводились прокурорские проверки, принимались меры прокурорского реагирования. Удалось удовлетворить более 75% требований заявителей.

Всего за 2009 год органами прокуратуры Тюменской области рассмотрено 19706 обращений, в 2008 году – 16964. Из них в другие ведомства на разрешение направлено 3389 обращений, на личном приеме было принято 12547 граждан. Объем обращений, непосредственно разрешенных в органах прокуратуры, увеличился с 14081 в 2008 году до 16198 в 2009 году (на 15%).

Увеличение количества разрешенных обращений обусловлено сложным финансовым положением на предприятиях в условиях кризисной экономической ситуации, возникновением задолженности по заработной плате работникам предприятий крупного и мелкого бизнеса и, как следствие, рост числа жалоб, связанный с нарушением трудовых прав граждан. Количество жалоб указанной категории составило 3202, в аналогичном периоде прошлого года – 1699, рост составил 88,4%.

По-прежнему неуклонно растет количество разрешенных обращений по вопросам надзора за соблюдением федерального законодательства . Это обусловлено, прежде всего, гласностью при проведении проверок, широким информированием населения о проведении тематических проверок исполнения законодательства, с указанием в средствах массовой информации и на сайте прокуратуры области, куда могут быть направлены обращения, в том числе и анонимно по электронной почте. Более половины – 64% (10352) разрешенных обращений касались вопросов надзора за соблюдением федерального законодательства. Из них обоснованными признаны 3659 или 82,1% от общего числа удовлетворенных обращений. Наибольшее количество удовлетворенных обращений связаны с нарушениями трудового и жилищного законодательства, при этом следует отметить их рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Неоднократно разрешались обращения граждан, связанные с деятельностью лечебно-профилактических учреждений и оказания населению медицинской помощи.

Так, в прокуратуре области рассмотрено обращение депутата Государственной Думы В.В. Жириновского в интересах гражданина М. о нарушениях законодательства в ГЛПУ Тюменской области «Областная больница № 10». В данном учреждении прокурорскими работниками во взаимодействии с территориальными органами Росздравнадзора и Роспотребнадзора, областным департаментом здравоохранения была проведена проверка. По ее результатам установлено, что хирургическое отделение названного учреждения не соответствует требованиям санитарного законодательства, более того, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области знал о существующих нарушениях, но никаких мер по их устранению не предпринимал. В этой связи начальник, его заместитель и главный специалист-эксперт вышеназванного территориального отдела привлечены к дисциплинарной ответственности. Осуществлен комплекс мероприятий по устранению нарушений, в т.ч. заменено оборудование, проведен капитальный ремонт больницы и т.д.

Из анализа обращений, поступивших в связи с нарушениями жилищного законодательства, следует, что большая часть таких обращений касалась вопросов обоснованности начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги, нарушений в деятельности управляющих компаний, администрации товариществ собственников жилья, по проведению ремонтных работ жилищного фонда.

Увеличилось количество обращений по вопросам нарушения земельного законодательства. В обращениях обжаловались вопросы нарушения порядка предоставления земельных участков под строительство, волокита при оформлении землеустроительных дел, постановки земельных участков на кадастровый учет, ряд обращений касался вопросов «дачной амнистии».

По-прежнему значительную часть обращений составляют жалобы на действия органов, применяющих административное принуждение – 579, из которых удовлетворено 136, а также на действия судебных приставов – 481, удовлетворено – 124.

По результатам рассмотрения обращений в 2009 году в суд направлено 3449 исковых заявлений в интересах социально незащищенной категории граждан (в 2008 году- 1309).

Учитывая специфику правового положения лиц, содержащихся под стражей, законодатель предусматривает дополнительные гарантии защиты их прав, а также интересов общества и государства. В соответствии со ст.21 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные прокурору, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.

Направление заявлений, жалоб, запросов (обращений) прокурорам, не имеющим полномочий на их разрешение, или прокурорам, которые ранее принимали по поставленным в обращениях вопросам оспариваемые решения, а также прокурорам, действия которых обжалуются, запрещается.

Работа с обращениями граждан в органах прокуратуры охватывает все направления надзора: за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; судебными приставами; администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также осуществляет уголовное преследование.

Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина всегда являлось одной из ключевых задач органов прокуратуры, решаемой на всех направлениях ее деятельности. В защите прав и свобод граждан основным для органов прокуратуры является работа с обращениями. От организации этой работы зависит авторитет прокуратуры, поэтому большое внимание уделяется восстановлению нарушенных прав, профилактике нарушений законов.

Для этого в 2010 году на новый уровень должна выйти работа прокуратура с органами местного самоуправления, от которой в первую очередь зависит быстрое выявление и разрешение проблем, возникающих во всех сферах общественных отношений на подведомственных территориях. Именно органы местного самоуправления максимально приближены к населению и необходимо выработать их «управленческую гордость», подкрепив ее прокурорским спросом с виновных лиц.

Сегодня важнейшей задачей современной прокуратуры является такая организация работы, при которой гражданин свободно, используя Интернет-ресурсы, электронную почту в любое время, из любой точки мира вправе обратиться в органы прокуратуры. Ему должна быть гарантирована простота и доступность обращения за защитой, своевременность и качественное рассмотрение заявленных им требований и принятие комплекса мер в защиту нарушенных прав.

Активно использоваться для этих целей должен и сайт прокуратуры региона. В прокуратуре Тюменской области за последние годы сложился обычай: практически все, обращающиеся в органы прокуратуры, граждане – жители Тюменской области – указывают контактные телефоны (в т.ч. мобильные). Это связано с тем, что с 2007 года органы прокуратуры по каждому обращению стараются принимать меры к непосредственному вызову и опросу заявителей. Такой подход к разрешению жалоб и заявлений обеспечивает более качественное и быстрое рассмотрение требований.

Прокурор, получая пояснения заявителя, имеет возможность в максимально короткий срок выяснить – не является ли обращение анонимным (существует ли в действительности то лицо, от которого поступило обращение; не воспользовался ли кто-то паспортными (персональными) данными иного лица), уточнить круг вопросов, которые ставит заявитель (не всегда юридически грамотно) перед органами прокуратуры; выяснить, не обращался ли он ранее в суд и не имеется ли по вопросам, поставленным заявителем, судебных постановлений; не относится ли разрешение вопроса к компетенции контрольно-надзорных органов, органов государственной власти и местного самоуправления. Это необходимо, чтобы, в том числе, не нарушать положения ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в силу которой органы прокуратуры в своей деятельности не подменяют другие государственные органы.

Дополнительные коррективы в работу с жалобами и заявлениями безусловно внес Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в свете которого указанное положение ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» о недопустимости подмены других государственных органов приобретает особую значимость. На прокуратуру закон возлагает дополнительные функции и ответственность и ответственность по защите прав предпринимателей и юридических лиц и в то же время требует не допустить ослабления защиты прав граждан – потребителей от произвола, как чиновников, так и бизнеса.

Рассмотрев некоторые вопросы, раскрывающие место и роль прокуратуры в современном обществе, можно сделать вывод о том, что «…в данный период исторического развития страны, наряду с различными контролирующими органами, а также органами, осуществляющими защиту конституционных прав, свобод и интересов граждан, необходимо сохранить прокуратуру многофункциональной» 10 .

Действующая Конституция Российской Федерации определила статус прокуратуры общими нормами, не указав определенно ее место в системе государственных органов, без уточнения ее функций, задач и полномочий, Исходя из положений ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и анализа практической деятельности, можно сделать вывод, что прокуратура является востребованным обществом уникальным органом, который играет основную роль в защите конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.

При этом «прокурору необходимо помнить, что его объект действия, прежде всего, человек, имеющий право на уважение его человеческого достоинства» (А.Ф.Кони).

сноски:
1 Ключевский В.О. Сочинения. М., 1958. Т. 4. С. 177-179.
2 Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889. С. 284.
3 Преображенский А.А. Законодательство Петра I / Преображенский А.А., Новицкая Т.Е. – М., 1997. — С. 86-88.
См.: Преображенский А.А. Законодательство Петра I…С. 77-79.
4 См.: Чистяков О.И. Законодательство Екатерины II / Чистяков О.И., Новицкая Т.Е. – М., 2000. – С. 516-517.
5 Ключевский В.О. Указ.соч. С. 177, 179.
6 Из выступления Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я.Чайки на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.02.2008. Режим доступа: http:// www. genprоc.ru
7 Официальный сайт прокуратуры Тюменской области. Режим доступа: http:// www.prоctmо.ru
8 Там же.
9 Там же.
10 Соловьева Н.А., Меденцов А.А. Концепция развития российской прокуратуры на современном этапе // Н.А.Соловьева, А.А.Меденцов. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – Стр. 63.

О.А. ЗАГВЯЗИНСКАЯ ,
старший советник юстиции,
начальник отдела по надзору
за соблюдением федерального законодательства
прокуратуры Тюменской области,
заслуженный юрист Российской Федерации

Е.И.ЛЫСКОВА,
аспирантка кафедры
конституционного и муниципального права
Института государства и права
Тюменского государственного университета

данный материал был ранее опубликован в журнале «Право и политика» №3 2010 года.

kultura-prava.ru


Обсуждение закрыто.