Доклад на тему наказание и поощрение в семье

Доклад на тему наказание и поощрение в семье

Родительское собрание «Поощрение и наказание детей в семье»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

Цель собрания: Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

Задачи:

  • Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
  • Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.
  • Материалы:

    • Листы бумаги А4 разного цвета (всего 4 цвета).
    • Снежинки тех же цветов (для каждого участника).
    • Карточки с практическими заданиями.
    • Карточки с описанием проблемных ситуаций.
    • Музыкальное сопровождение

    Подготовительная работа к собранию:

    • Анкетирование детей.
    • Организация пространства:

      • В зале стоят 4 стола и стулья вокруг них, при входе в зал каждый участник получает новогоднюю снежинку какого-либо цвета, заходит в класс и садится за стол, на котором лежат того же цвета листы А4. (Случайное распределение родителей в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между участниками)
      • 1. Мотивация деятельности

        Что изображено на картинке?

        – Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?

        – Она хорошо впитывает жидкость (родители).

        – Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

        – Губка станет синего цвета (родители).

        – А если мы вольем в губку красную жидкость?

        – Губка станет красной (родители).

        – А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

        – Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).

        – В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово “воспитание”?

        – Родители высказывают собственные предположения.

        – Слово “воспитание” образовано от слов “питание”, “впитывание”. Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что “вливают” в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, “впитает” в себя пример старших и уважаемых людей.

        – Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей? Родители высказываются.

        – Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

        2. Постановка цели и задач собрания

        — Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы, а тему нам подскажет восточная притча “Все оставляет свой след” видео

        Обсуждение с постановкой цели

        Вывод: от собственного примера зависит воспитание детей и их поведение, значит и мы, как родители, должны мудро поступать, когда детей наказываем или поощряем

        Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в семейном воспитании говорит о низкой культуре родителей, не умеющих справиться с собственным раздражением и плохим настроением, с неудачами в семье или на работе, убежденных в собственной непогрешимости и вседозволенности.

        3. Практическое задание

        Сейчас я предлагаю начать с вами работу с выполнения практического задания по группам. Первой группе необходимо составить перечень правильных приемов поощрения. Второй группе необходимо составить перечень неправильных приемов поощрения. Третьей группе необходимо составить перечень правильных приемов наказания. Четвёртой группе необходимо составить перечень неправильных приемов наказания (Приложение 1).

        (Участники представляют свои результаты работы в группах)

        — Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?

        Анализ анкетирования детей (диаграмма)

        Всего обследовано: 19 человек

        1. Меня наказывают, если.

        • Учёба, плохие оценки – 68%
        • Не выполнил или плохо выполнил д/з– 15,8%
        • Плохое поведение – 15,8%
        • Не помогаю – 5,3%
        • 2. Меня хвалят, если.

          • Учёба, хорошие оценки – 68%
          • Хорошее поведение – 10,5%
          • Помогают по дому- 52,6%
          • 3. Родители наказывают меня.

            а) кричат на меня – 58%
            б) называют обидными словами – 15,8%
            в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере – 42,1%
            г) запрещают гулять – 36,8%
            д) ставят в угол, наказывают ремнём – 5,3%
            е) на наказывают – 10,5%%

            4. Родители поощряют меня.

            а) хвалят меня – 79%
            б) дарят подарки – 21%
            в) покупают вещи – 10,5%
            г) что-то разрешают – 42%
            д) дают деньги – 5,3%
            е) свой вариант – 10,5%

            (поездка в развлекательный центр)

            Вывод: Конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

            – А сейчас предлагаю родителям поделиться опытом и знаниями по данной теме (родители рассказывают)

            Подведем итог: (раздать советы по группам, чтобы родители зачитали вслух) Желтые листы с советами

            Как поощрять ребенка в семье

            1. Поощряйте ребенка словами, жестами, используйте выражения «ты прав», «мы с тобой согласны».
            2. Дарите ребенку подарки не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей. Учите принимать подарки и быть благодарным за любые знаки внимания.
            3. Если Вы поощряете ребенка деньгами, учите разумно ими распоряжаться.
            4. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и Вами.

            — Предлагаю собрать правила по поощрению и наказанию детей (разрезанные правила в конверте)

            7 правил известного психотерапевта В.Леви “Важно помнить”:

            1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

            2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

            3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

            4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

            5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

            6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

            7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

            Для закрепления наших знаний, поработаем с ситуациями по группам

            1 группа (белый цвет)

            1. В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.
            2. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: “Я не собираюсь с ним сидеть!” Родители были очень возмущены и расстроены, последовало строгое наказание за непослушание.
            3. 2 группа (голубой цвет)

              1. В этой семье в конце дня дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
              2. 3 группа (синий цвет)

                • Миша вместе с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: “ Ишь какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме?!” — Мальчик опечалился, сел на завалинку дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.
                • Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?
                • Оправдываете ли вы поведение Миши? Как бы вы поступили? Стоило ли поощрить сына?
                • 4 группа (розовый)

                    Творческое задание: Составьте плакат “Советы дня” для родителей, взрослых, в котором будут отражены все ваши знания и опыт по теме “Поощрение и наказание детей в семье” (музыкальное сопровождение)

                    Вывод: Смогли ли мы на сегодняшней встрече ответить на вопрос: как правильно применять наказания и поощрения? Наверное, нет. И точного ответа никто не даст. Воспитательная проблема заключается не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка. Важно, как формируются их взаимоотношения, насколько родители и дети эмоционально близки друг к другу. Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей !

                    Выходят дети, говорят слова:

                    1. Дорогие родители!
                      Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это все, что имеет значение
                    2. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место
                    3. Не делайте мне замечание в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
                    4. Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это – преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
                    5. Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает по отношению к вам удивительно теплые чувства.
                    6. Не забывайте, что мне нужно ваше понимание и поддержка
                    7. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
                    8. Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы, вернется вам сторицей.
                    9. Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо – я- ваш ребенок.

                    “Ласковые ладошки” подарить родителям

                    (Учениками заранее готовятся обведенные по контурам своей руки шаблоны, на которых написаны ласковые теплые слова, как они хотели бы, чтобы их называли родители)

                    Приложение 1

                    • Приемлемые поощрения для детей (1 группа) – красный цвет
                    • Неприемлемые поощрения для детей (2 группа) – голубой цвет
                    • Приемлемые наказания для детей (3 группа) – синий цвет
                    • Неприемлемые наказания для детей (4 группа) розовый цвет

                    Приложение 2

                    1. Меня наказывают, если.

                    3. Родители наказывают меня. (подчеркни как)

                    а) кричат на меня

                    г) запрещают гулять

                    4. Родители поощряют меня. (подчеркни как)

                    в) покупают вещи

                    е) свой вариант____________________

                    Анкета для детей “Поощрение и наказание”

                    2. Меня хвалят, если.

                    б) называют обидными словами

                    в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере

                    д) ставят в угол, наказывают ремнём

                    б) дарят подарки

                    г) что-то разрешают

                    е) свой вариант_______________________

                    Проблемные ситуации для групп

                    1 группа (белый цвет)

                      2 группа (голубой цвет)

                        3 группа (синий цвет)

                        • Миша вместе с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: “Ишь какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме?!” — Мальчик опечалился, сел на завалинку дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.
                        • 4 группа ( розовый цвет )

                          • Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнил свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. “Бестолочь! – возмутилась мать, — от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!” Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.
                          • Как бы вы поступили на месте мамы Вити?
                          • Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?
                          • Консультация по теме:
                            Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»

                            Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»

                            Предварительный просмотр:

                            1. МАОУ Башкирская гимназия – интернат г. Белебея РБ
                            2. на тему: «Поощрение и наказание в семье»

                              учитель начальных классов

                              Гайсина Инза Рамилевна

                              Тема: «Поощрение и наказание в семье»

                              Цели: 1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания в семье.

                              2. Формирование у родителей культуры поощрения и наказания

                              ребенка в семье.

                              Участники : классный руководитель, родители, учащиеся.

                              Форма проведения: обмен мнениями.

                              «Наказание — это причинение вреда

                              Похвала — педагогический домкрат».

                              1. Вступительное слово учителя.

                              — Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы:

                              • Нужно ли наказывать детей?
                              • Когда и как это делать?
                              • Можно ли испортить ребенка похвалой?
                              • За что можно хвалить ребенка?

                                2. Сообщение классного руководителя.

                                — Конечно, воспитывать ребенка — нелегкое дело. Из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

                                Телесные наказания и битье детей абсолютно не приемлемы. Ребенок, которого бьют, ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует неприязнь к себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может быть губительно для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его начал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

                                Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связано с содержанием поступка.

                                Наказание будет эффективно тогда, когда есть поощрение.

                                Существуют слова, которые поддерживают ребенка , и слова, которые разрушают веру в себя. Слова поддержки:

                                — зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо;

                                — у тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать…;

                                — это серьезный вызов, но я уверен, что ты к нему готов;

                                Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчеркивает и способность ребенка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.

                                Как же хвалить, чтобы сохранить способность ребенка радоваться самому делу? Необходимо награждать самим этим делом, усиливая, подчеркивая ребенка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел, ты стал сильнее, ты преодолел, ты победил!» Вот формула истинно развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию.

                                «Как поощрять ребенка в семье».

                                Как можно одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.

                                1. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

                                2. Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам своего ребенка, его поведению.

                                3. Используйте чаще выражение «ты прав», «мы согласно с твоим мнением», это формирует в ребенке самоуважение, развивает сомоанализ и критичность мышления.

                                4. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.

                                — Формируйте в своей семье традиции и поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление.

                                5. Учтите своего ребенка быть благоприятным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

                                6. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.

                                7. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.

                                8. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.

                                9. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.

                                10. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.

                                Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализуйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемами. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей. Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

                                Раны унижения и издевательства не заживают годами шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

                                3. Заключительный этап.

                                — Уважаемые родители, сейчас я прошу вас объединиться в группы по четыре человека для проведения заключительного этапа нашего собрания. Я предлагаю вам в группах обсудить и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей.

                                Уважаемые родители, если вы хотите более глубоко познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей я предлагаю вам прочитать книгу

                                А.С. Спиваковской «Как быть родителями».

                                4. Подведение итогов:

                                Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их вопросам и по рекомендации психолога.

                                — Стараться умело пользоваться, в воспитании детей наказанием и поощрением.

                                — Помнить о том, что насилие и принуждение в воспитании приносят только вред: ребенок становиться неискренним, лживым, привыкает кривить душой.

                                — Использовать в общении с ребенком главным методом воспитания – убеждение.

                                nsportal.ru

                                Родительское собрание «Значимость поощрения и наказания в воспитании детей»

                                Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.

                                Поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

                                Цель собрания: Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

                                Задачи: Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;

                                Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

                                Материалы:

                                • Карточки тех же цветов (для каждого участника).
                                • Плакаты с высказываниями.
                                • Подготовительная работа к собранию:

                                  В зале стоят 4 стола и стулья вокруг них, при входе в зал каждый участник получает карточку какого-либо цвета, заходит в зал и садится за стол, на котором лежат того же цвета листы А4. (Случайное распределение родителей в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между участниками)

                                  Ход собрания

                                  Играет музыка, родители входят в зал и рассаживаются

                                  Зал оформлен плакатами с мудрыми высказываниями, согласно теме собрания

                                  1. Вступительная часть

                                  Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.

                                  Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?

                                  2. Практическое задание

                                  Сейчас я предлагаю начать с вами работу с выполнения практического задания по группам. Первой группе необходимо составить перечень приемлемых методов поощрения. Второй группе необходимо составить перечень неприемлемых методов поощрения. Третьей группе необходимо составить перечень приемлемых методов наказания. Четвёртой группе необходимо составить перечень неприемлемых методов наказания (Приложение 1).

                                  (Участники представляют свои результаты работы в группах. Проводится дискуссия.)

                                  3. Анализ анкетирования детей

                                  Предварительно, перед нашей встречей, дети ответили на вопросы анкеты (Приложение 2).

                                  Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?

                                  (Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.)

                                  4. Информационная часть

                                  Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.

                                  А теперь я хочу предложить вам, что на эту тему говорят отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением, ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания [5].

                                  Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:

                                  Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д.

                                  Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.

                                  Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: дополнительные карманные деньги, одежда, и т. д., то, что вы обычно покупаете тли разрешаете детям. Многое из того, что мы покупаем детям, делаем или можем сделать для них, можно с успехом использовать в качестве последствий. Для этого надо добиваться, чтобы они заслужили в виде поощрения, а не получали разрешение или какую-то вещь просто так.

                                  Это наиболее мощный тип поощрения, имеющийся в распоряжении родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении одобрения, смехе, похвале за хорошо сделанное дело, улыбки, похлопывание по спине или в других формах доброжелательного отношения. Например: поощрить, вешает на место одежду, вовремя возвращается домой. Социальное поощрение должно сопровождаться материальным вознаграждение или поощрением, связанным с внешкольными занятиями. Оно очень важно для детей, а значит, укрепляет ваше положительное взаимодействие с детьми

                                  О чём нужно помнить при поощрениях

                                  Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако, чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

                                  • Поощрение должно быть строго индивидуальным.
                                  • Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.
                                  • Заслуженное поощрение необходимо выдать.
                                  • Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении.
                                  • Возможно, награды придётся менять.
                                  • Поощрение должно быть достижимым.
                                  • Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию и теперь мы поговорим о наказаниях.

                                    Наказания можно определить так: это лишение ребёнка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая потеря. Наказания, которые обычно применяют большинство родителей, можно разделить на пять категорий.

                                    Это очень эффективная форма наказания. Данная система предполагает, что ребёнок штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок. Любой тип занятия, привилегия или вещь, представляющая для ребёнка ценность, может быть использована для наложения штрафа.

                                    Например: дочери полагается в десять быть дома, насколько ты опоздаешь сегодня, на столько раньше десяти должна будешь вернуться завтра.

                                    Это эффективная мера наказания, однако, важно учитывать несколько моментов:

                                    1. Надо чётко определить поведение, подлежащее штрафу, и обозначить цену возможной провинности.
                                    2. В случае проступка, необходимо последовательно применять систему штрафов и потерю привилегии.
                                    3. Доказано, что эта система бывает максимально эффективна, если параллельно ей ребёнок может получать поощрения или вознаграждения за положительное поведение.
                                    4. Остерегайтесь нереальных или слишком суровых наказаний (например, оплата за отметки [5].
                                    5. Запрет на приятные для ребёнка занятия.

                                      Часто называется наказанием тайм-аутом. Чтобы наказания тайм-аутом было эффективным, у ребёнка должно быть какое-то приятное ему занятие, увлечение, которого он будет лишён подобным наказанием.

                                      Например, наказание тайм-аутом. Дочь затевает спор в магазине из-за стиля одежды. Ей можно сказать: “Я буду делать тебе предупреждение каждый раз, когда ты будешь дерзить; после третьего предупреждения ты отправишься домой, а покупки будут отложены на неделю”.

                                      Для тайм-аута подойдёт любое привлекательное занятие для ребёнка.

                                      Чтобы использовать этот приём с успехом, надо учитывать ряд условий:

                                      1) Вы должны ясно обозначить, за какую провинность последует наказание.

                                      2) Провинность должна определяться очень чётко. Например: “Я больше не хочу терпеть ваши скандалы, под скандалами я понимаю, что вы дразните, друг друга и обзываете”. Теперь ребёнок знает, какое именно поведение карается тайм-аутом.

                                      3) Далее делается предупреждение: “Я делаю тебе первое предупреждение. После третьего предупреждения случится то-то и то-то”. Кроме того, ребёнок должен знать, на какой период ему будет запрещено то или иное занятие, и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.

                                      Например: “Если ты будешь помогать по дому три дня без споров, мы поедим за покупками в субботу”. Процедуру тайм-аута надо проводить последовательно, с невозмутимым видом без эмоций, и применять меру, которая была заранее объявлена [5].

                                      Если в семье применяется система поощрений и ребёнок не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой [4].

                                      Если родители кричат на ребёнка, обзывают его, упрекают, читают нотации – это очень неэффективная форма наказания. Дети умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей [6].

                                      Физическое наказание подразумевает управление ребёнком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”. Однако, можно достичь цели, используя множество разных методов наказания, избегая физических (Приложение 3) [3].

                                      О чём нужно помнить прибегая к наказаниям

                                      Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы.


Обсуждение закрыто.