Дипломная работа опека

Дипломная работа опека

Опека и попечительство

500 р уб. 100 р уб.

Курсовая работа — пример

Содержание

Введение
Глава 1. Основы государственного и правового регулирования опеки и попечительства
1.1. Опека и попечительство – общая характеристика правового института
1.2. Понятие и основные задачи органов опеки и попечительства
Глава. 2. Установление опеки и попечительства
2.1. Условия назначения опекуна и попечителя
2.2. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей
Глава. 3. Прекращение опеки и попечительства
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Одним из приоритетных направлений государственной политики, определяющей в настоящее время административные и экономические реформы, является забота о формировании здорового поколения, гармонично развивающегося общества.
Совершенствование государственности объективно предполагает необходимость коренных изменений в системе российского права, в том числе в части модернизации правового института опеки и попечительства, значимость которого определяется потребностью восполнения недостающей или отсутствующей дееспособности у некоторых категорий граждан, защиту их прав и интересов.
Конституция РФ предусматривает государственную поддержку детства (п. 2 ст. 7), защиту детства и семьи государством (п. 1 ст. 38). При этом Конституция как основной закон определяет формирование соответствующей нормативной базы.
Принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Закон об опеке, Закон) также обусловлено развитием конституционных положений и определяет пути реформирования законодательства о защите законных прав и интересов граждан в данной сфере общественных отношений.
Институт опеки и попечительства в российском законодательстве прошел сложный путь становления и развития и в современных условиях требует качественно нового правового регулирования.
Эффективность деятельности государства в этой сфере — одна из целей реформы законодательства об опеке и попечительстве, что предполагает развитие и совершенствование органов опеки и попечительства, их модернизацию.
Целью настоящей курсовой работы является раскрытие основных характеристик и особенностей правового и государственного регулирования опеки и попечительства как правового института в российском законодательстве.
С учетом поставленной цели сформированы следующие задачи, посредством которых будет достигнуто раскрытие темы работы: 1) Необходимо охарактеризовать основы государственного и правового регулирования опеки и попечительства; 2) Определить в соответствии с законодательством основные задачи органов опеки и попечительства; 3) Рассмотреть основные условия установления опеки и попечительства; 4) Перечислить требования законодателя к опекуну и попечителю, перечень обязанностей данных лиц. 5) Проанализировать основания прекращения опеки и попечительства.
В качестве предмета исследования в данной работе необходимо определить законодательные акты, регламентирующие правоотношения в области опеки и попечительства с учетом последний изменений законодательства РФ.
Объектом исследования являются непосредственно сами правоотношения при установлении опеки и попечительства, а также общая характеристика данного правового института.
Необходимо ознакомится и изучить научные статьи и монографии, посвященные опеки и попечительству. Проанализировать основные нормативно-правовые акты, основными из которых являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (1 часть), Федеральный Закон «Об опеке и попечительстве».

Заключение

В заключении отметим, что необходимость опеки и попечительства обусловлена тем, что право, как система норм общеобязательного поведения, непосредственно обращается лишь к людям, наделенным сознанием и волей. Когда такая возможность исключается недееспособностью лица, право ставит между ним дееспособного субъекта. Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных, т.е. выступают в защиту прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.
Разница между опекуном и попечителем состоит в том, что опекун полностью замещает личность недееспособного в гражданском обороте и действует хотя и от имени подопечного, но вполне самостоятельно. Попечитель же, напротив, не замещает личности частично дееспособного, а лишь осуществляет контроль за совершаемыми последним юридическими действиями, соглашаясь на совершение сделок или отказывая в этом.
Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.
Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании. Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.
Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях принятия судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства. По достижении малолетним 14 лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.
Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении им 18 лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Список использованной литературы

1. Нормативно-правовые акты.

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009)//Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008)//Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
  • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ(ред. от 18.07.2009) «Об опеке и попечительстве» (принят ГД ФС РФ 11.04.2008)// «Собрание законодательства РФ», 28.04.2008, N 17, ст. 1755.
  • 2. Учебники, монографии, статьи.

    1. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (постатейный). «Юстицинформ», 2009.
    2. Гражданское право: В 4 т. Общая часть: Учебник, (том 1)// под ред. Е.А. Суханова), «Волтерс Клувер», 2008.
    3. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 1. 7-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2009.
    4. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (постатейный)//под ред. Ю.А. Дмитриева. «Деловой двор», 2008.
    5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный)//под ред. С.А. Степанова, «Проспект», 2009.
    6. Кирилловых А.А. «Опека и попечительство под охраной закона//»Законодательство и экономика», 2008, N 9.
    7. Михайлова И.А.Статья: Назначение опекунов и попечителей по новому Федеральному закону//»Гражданское право», 2009, N 2.
    8. Нечаева А.М.Статья: О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве»//»Законы России: опыт, анализ, практика», 2009, N 7.
    9. Правовой статус гражданина в частном праве: Постатейный комментарий главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации//под ред. П.В. Крашенинникова, «Статут», 2009.
    10. Фетисова О.В. «Виды и формы опеки (попечительства)»//»Право и политика», 2009, N 6.

    kursach37.com

    Опека и попечительство в современном российском обществе

    Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский Государственный Социальный Университет в г. Ставрополе


    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    Тема: Опека и попечительство в современном российском обществе

    Читайте так же:  Пособие по уходу за ребенком до 3 лет неработающим

    ГЛАВА 1. Семья и детство как объект социальной работы

    Современная российская семья как объект социальной работы

    Демографическая ситуация и политика в современной России

    Современные направления реализации задачи защиты детства

    1.4 Существующие формы определения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на дальнейшее воспитание

    ГЛАВА 2. Анализ социально-психологических особенностей и социально-педагогических характеристик детей сирот и опекаемых

    2.1. Социально-психологические особенности детей младшего школьного возраста

    2.2. Социально-психологические особенности детей-сирот подросткового возраста

    2.3. Социально-педагогические характеристики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    2.4. Социальный портрет современного беспризорника

    ГЛАВА 3. Технологии работы с детьми-сиротами, опекаемыми и безнадзорными

    3.1. Опека и попечительство как общие технологии социальной работы

    3.2. Профилактика безнадзорности детей

    3.3. Социально-педагогические технологии в процессе социальной защиты, социализации и реадаптации безнадзорных детей и детей-сирот

    3.4. Практический опыт работы МОУ «Средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 4»

    Семья является важнейшим общественным институтом, играющим решающую роль, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья — уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.

    Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики. К сожалению не всегда и не каждая семья выполняет все необходимые функции и с должным качеством.

    Можно с полной убежденностью утверждать, что оставленные без внимания дети составят угрозу общества, вливаясь впоследствии в теневую экономику, криминальный мир, составят группы социального риска.

    Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях непрекращающихся изменений нашего общества возникает ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди родителей и детей, миграционные процессы и т.п., наблюдаются случаи безнадзорности детей.

    Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Все выше изложенное и определило выбор данной темы.

    Объект исследования: опека и попечительство как основные формы определения ребенка на дальнейшее воспитание.

    Предмет исследования: социальный статус детей, оставшихся без родителей.

    Цель исследования: изучить нормативно – правовую базу по опеке (попечительству), социально-психологические особенности, социально-педагогические характеристики детей оставшихся без родителей.

    1. Провести анализ научной литературы по выбранной теме.

    2. Изучить социально – психологические особенности детей-сирот и опекаемых разного возраста.

    3. Рассмотреть существующие технологии работы с детьми-сиротами, опекаемыми и безнадзорными.

    Методологической основой исследования являются принципы, разработанные в отечественной науке: принцип связи с конкретными условиями жизнедеятельности людей, принцип учета возрастных и личностных особенностей, принцип системного подхода.

    Теоретической базой исследования являются основные теории:

    Социоцентристские теории развития личности (К.Маркса, Э.Дюркгейма, Г.Спенсера, Т.Парсонса), где рассматривались социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения общества в целом; антропоцентристской теории (Ф.Гиддингса, Ж.Пиаже, Г.Тарда, Э.Эриксона, Ю.Хабермаса, И.С. Кона, Г.М. Андреевой, А.В. Мудрика и др.) рассматривающих психологические аспекты повседневного межличностного взаимодействия.

    При решении поставленных задач, применялись методы: анализа и синтеза данной проблемы.

    На первом этапе (2007г.) – была сформулирована тема, цель, объект, предмет, задачи, проводилась работа с научной, учебной и правовой литературой.

    На втором этапе (2007-2008гг.) – осуществлялся анализ социально-педагогические характеристики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрены социальный портрет современного беспризорника, общие технологии социальной работы.

    Теоретическая значимость: в данной работе проведен расширенный анализ изучаемой проблемы, который можно в дальнейшем использовать в практической деятельности с данной социальной группой.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что проведенный глубокий теоретический анализ данной проблемы позволил нам составить рекомендации которые представлены в заключении.

    Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

    ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ДЕТСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

    1.1. Современная российская семья как объект социальной работы

    Семья — основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Прежде всего, следует обратить внимание на различие понятий «семья» и «брак». Часто первое более широкое понятие сводят ко второму. Но семья — это не только супружеские связи, нескольких поколений, но и горизонтальные отношения, (отношения между родителями, детьми, братьями, сестрами, и другими родственниками). В тоже время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. И потому «войти в семью» — означает принять и усвоить ее субкультуру. [3]

    Много написано о «нуклеарной семье» , знаменующей современный тип семьи. Само название происходит от слова « нуклон», что на латинском означает « ядро ». Нуклеарная семья — семья с одной брачной парой и их неженатыми детьми или без них. Процесс урбанизации значительно модернизировал семью. Зачастую взрослые дети и их родители живут в разных домах, в разных частях одного и того же города или вообще в разных городах .

    Меняется само представление о семье, сегодня семья- это не только люди, живущие под одной крышей. Современная тенденция во внутрисемейной политике — создание многоядерной , а если придерживаться латинских терминов, то мультинуклеарной, или мультифамильной. Такая семья создает собственную субкультуру, но они представляются более открытыми для интегрирования разных культур. Культура мультинуклеарной семьи носит интернациональный характер. Если объектом культуры в целом являются огромные массы людей, то семейная культура обращена к отдельному человеку, его конкретной личностной судьбе.

    К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования пищи, жилища, одежды ; создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного — культурного наследия. Знаменитую гамлетовскую фразу: «Распалась связь времен!» можно читать как крик души о распавшейся семье. [3]

    Все семейные функции, собственно говоря, сводятся к одной: обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного, точнее, прерывно — непрерывного развития человечества. Благодаря реализации семейных функций, исторический поток, постоянно эволюционизируя, сохраняет свой социальный, биологический и культурный смысл.

    В своем единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распада.

    Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.[29]

    Растет число одиноких матерей и их детей. Так, если в 2003 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 2006 году она превысила 25%. В 2007 году этот негативный показатель приблизился к 30%. Значит, ежегодно каждый третий — четвертый новорожденный становится ребенком из неполной семьи. [

    Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.

    Катастрофические размеры приняло социальное сиротство несовершеннолетних, жестокое с ними обращение. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн. безнадзорных детей попрошайничают и нищенствуют. Причем за этими детьми стоит кто-либо из взрослых, имеющих то или иное отношение к криминальному миру.[4]

    Давно стала тривиальной фраза: « семья — ячейка общества». Этим аксиоматичным определением обозначены роль и место семьи в обществе, неразрывная связь процессов, происходящих в обществе и его социальном институте — семье. Экономический кризис общества оборачивается материальными проблемами для миллионов малообеспеченных семей. Проблемы влекут за собой снижение педагогического авторитета родителей, дефицит времени для воспитания детей, снижения качества общения родителей и детей и т.п.

    Читайте так же:  Льготный стаж в лесной промышленности

    Социальная работа призвана смягчать эти тяготы, помочь тем, кто самостоятельно не в состоянии справиться с кризисом. Главный и основной государственный организатор этой работы — Федеральное Министерство труда и социального развития и его региональные структуры. [3]

    Социальная работа с семьей включает следующие основные направления:

    1. Для преодоления низкого уровня занятости трудовых ресурсов создаются комплексные региональные программы по созданию и сохранению рабочих мест, проводится профессиональное обучение новым, дефицитным профессиям и повышение квалификации людей, оставшихся без работы;

    2. Государственной инспекцией труда контролируется своевременность выплаты заработной платы в организациях различных форм собственности;

    3. Выплачиваются государственные пособия на детей, в первую очередь такие пособия получают малообеспеченные семьи, кроме того, этим детям выделяются путевки для летнего оздоровления;

    4. Особое внимание уделяется детям-инвалидам, для них создаются детские дома-интернаты, оснащенные современным специальном оборудованием;

    Опека и попечительство в гражданском праве

    Во всяком обществе могут оказаться лица, имеющие права (правоспособные), но не обладающие достаточной степенью разумения и зрелостью воли для самостоятельного управления своими делами (недееспособные). Таковы – несовершеннолетние и безумные; таковыми же являются согласно старым воззрениям женщины; наконец таковыми же признаются и расточители. Если все эти лица находятся под чьей-либо семейной властью, если они – по римской терминологии – суть personae alieni juris, то особого вопроса о их охране не возникает: они, во-первых, по старому праву никакого своего имущества не имеют, а во-вторых, они находят естественную охрану в лице своего paterfamilias. Иное дело, если они такой естественной семейной охраны не имеют, если они personae sui juris: тогда для права возникает вопрос об организации для них искусственной защиты, о создании суррогата семейной охраны. Этой цели и служит везде институт опеки и попечительства. Но этот институт также имеет свою длинную историю, в течение которой он резко изменил свой характер.

    Под опекой равным образом можно понимать как комплекс непосредственных действий по осуществлению социальной заботы, так и правовую связь, правоотношение с участием опекуна (попечителя) и подопечного.

    Разумеется, опека и попечительство представляют собой также и правовой институт — совокупность норм, регулирующих осуществление данного вида социальной заботы о недееспособных и не полностью дееспособных лицах.

    Необходимо отметить, что в правовой литературе отсутствует единый подход к определению понятия опеки (попечительства).

    В отечественной цивилистике дореволюционного периода это понятие рассматривалось в тесной связи с семьей. Так, М.Ф. Владимирский-Буданов определял опеку как «искусственную власть над семьей» , Г.Ф. Шершеневич — как «искусственную семью», В.И. Синайский — как «суррогат родительского попечения о детях, их личности и имуществе».

    Произошедшие в начале XX в. в России коренные социальные изменения вполне закономерно повлекли отдаление опеки от семьи. Этот институт стал рассматриваться как публично-правовой. Так, в 1966 г. А.И. Пергамент указывала, что «опека (попечительство) в широком смысле — это обеспечение выполнения государственной функции по воспитанию детей», разумеется, имея в виду также то, что опека учреждается и над взрослыми.

    Более того, по ее мнению, опека (попечительство) — довольно широкое понятие, включающее в том числе и осуществление родителями своих прав в отношении детей.

    Несколько позже определение опеки и попечительства было предложено Н.М. Ершовой. По ее мнению, это институт, «включающий в себя все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав».

    В юридической литературе последнего десятилетия ХХ в. вопрос о признаках и сущности опеки и попечительства детально не исследовался. Рассматривая это правовое явление с позиции действующего законодательства, большинство авторов сводят его сущность либо к государственной заботе о личности, либо к законному представительству, либо к способу определения места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей.

    По нашему мнению, и опека, и попечительство должны быть отнесены к формам устройства физических лиц, нуждающихся в социальной заботе.

    Термин «устройство граждан» используется в немногих действующих нормативных правовых актах. Прежде всего речь идет о Семейном кодексе Российской Федерации (далее — СК РФ), глава 18 которого называется «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей». Однако в наименовании раздела VI СК РФ, куда входит глава 18, использован иной термин — «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей». Представляется, что такое расхождение является всего лишь редакционной ошибкой законодателя.

    Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т. е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

    До принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако при этом признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву . Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей). Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства является обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.

    В настоящее время основополагающие нормы об опеке и попечительстве содержатся в ГК РФ (ст. 31–40), который вместе с тем устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой или попечительством, является предметом регулирования семейного права (п. 1 ст. 150 Семейного кодекса РФ). Согласно п. 4 названной статьи гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36–38 ГК.

    Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области опеки и попечительства разрабатывались целой плеядой известных ученых. Следует выделить работы М.В. Антокольской, А.П. Сергеева, В.В. Кустова, Е.Ю. Валявиной, А.И. Милевского, И.М. Кузнецовой и многих других. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования.

    Целью работы является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований, а также выявление особенностей опеки и попечительства по ныне действующему российскому законодательству и разницу с предшествующим законодательством.

    1 Опека и попечительство в гражданском праве


    1.1 История возникновения опеки и попечительства в России.

    Потребность в опеке как способе замены родительской власти существовала во все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи и у всех народов.

    На Руси первое летописное упоминание об опеке относится к 879 г. Оно выглядело следующим образом: «Умерши Рюрикови, предаст княжение Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть бо дщетеси вельми». Рюрик назначает опекуном сыну своему родственника. Следовательно, после смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые занимали место умерших. То были прирожденные и законные опекуны. Иной опеки тогда не было. За неимением ближайших родственников-мужчин опека поручалась матери, как это было, например, после смерти князя Игоря, когда опекуншей над Святославом стала его мать. Опекуну предстояло заботиться о воспитании сироты, для охранения его от обид и несправедливостей. Поскольку имущество принадлежало всему роду, никаких имущественных обязанностей опекун не имел. Вместе с тем родичи ребенка-сироты осуществляли за опекуном строгий надзор, и их мнение считалось непререкаемым.

    Читайте так же:  Упк следственный комитет

    Скупые сведения об опеке далекого прошлого дополняются ст. 99 Русской Правды, где говорится: «Если после смерти отца в семье остались малые дети и мать выходила вторично замуж, то опекуном их назначался один из ближайших родственников или им мог быть отчим». Другими словами, дети после смерти своего отца отдавались тому, кто был им ближе. Но перед смертью отец мог назначить опекуном совершенно стороннее лицо. По правилам Русской Правды, опекуну в любом случае передавалось во временное пользование движимое и недвижимое имущество осиротевшего ребенка за вознаграждение из доходов с этого имущества. А о воспитании ребенка-сироты ничего не говорилось. Мало того, здесь ничего не было сказано о церковной власти над опекой. Отсюда ученые делали вывод, что опека своими корнями уходит в седую старину. В далеком прошлом опека над детьми существовала «докуды оны не измужают и не подымутцы и мне их беречь, кормить и поить собою вместе». Такая неопределенность в обозначении продолжительности опеки объяснялась главным образом отсутствием метрических записей, которые появились только в 1722 г.

    Говоря о назначении, серьезности опеки в далеком прошлом, надо сказать, что термин «опека», заимствованный из литовского права, русское законодательство стало употреблять не сразу. Первоначально она называлась так: «приказать кому-либо несовершеннолетнего», «иметь его у себя на руках, в доме». Того, кому «отдавали на руки» осиротевшего ребенка, называли печальником.

    Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над несовершеннолетними, стал обозначаться все более и более четко. Появляется опека при жизни родителя по его завещанию, а также по назначению церковью, имеющей властные полномочия, ибо на нее уже возлагалось ведение семейных, наследственных и опекунских дел. Но родственники подопечного продолжают следить за опекуном. А его чисто нравственная обязанность возвратить имущество опекаемого, когда он станет полностью самостоятельным, превращается в сугубо правовую.

    Установление опеки как особого государственного учреждения относится к XVIII в. По указу Петра I о единонаследии 1714 г. главный наследник считался опекуном своих малолетних братьев и сестер. По инструкции 1724 г. предписывалось магистратам назначать опекуна в том случае, если он не был назначен завещанием отца. Окончательное установление органов опеки и попечительства происходит по законодательству Екатерины II. Согласно «Учреждениям для управления губерниями Всероссийской империи» 1775 г. для дворян устанавливалась дворянская опека при уездном суде, а для горожан — городовой сиротский суд при магистрате. Опека над малолетними казенными крестьянами была поручена в 1797 г. волостному голове, а опека над лицами духовного сословия — духовному начальству в 1817 г. По учреждению о губерниях определялись качества, требуемые от опекуна: опекуном не мог быть банкрот и подсудимый, тогда же был определен порядок отдачи в опеку, власть опекуна и прекращение опеки. Если опекун не был назван в завещании, его назначала дворянская опека или сиротский суд, оставленному имуществу составлялась опись. Обязанности опекуна не ограничивались управлением имением, он должен был воспитывать опекаемого надлежащим образом, причем закон определял даже необходимые качества домашних учителей и прислуги. Опекун был обязан представлять ежегодные отчеты. За исполнение обязанностей опекуна было назначено вознаграждение в размере 5% от годового дохода с опекаемых имуществ. В 1785 г. было также установлено различие опеки и попечительства.

    Институт опеки был построен на сословном начале, каждое сословие имело свой особенный опекунский орган. Так, для попечения о малолетних сиротах и вдовах (попечение опекунских инстанций о вдовах было особенностью русского права, не известной праву западноевропейских стран) дворянского сословия на один или несколько уездов учреждались дворянские опеки. Опекунскими и сиротскими делами купцов, мещан и цеховых, так же, как и личных дворян и разночинцев, заведовали сиротские суды. Опека над сиротами духовного звания осуществлялась церковными властями, для чего существовали епархиальные попечительства о бедных духовного звания. На крестьянские общества была возложена обязанность по призрению круглых сирот крестьянского сословия. В силу этого, как отмечал современник, «основная особенность организации наших опекунских учреждений есть сословность их. Но эта особенность есть вместе с тем и существенный недостаток: сословные различия значительно изгладились: разница между общественными классами, конечно, есть, но эта разница нисколько не препятствует тому, чтобы одни и те же учреждения могли ведать дело призрения русских граждан» Сиротские суды являлись специально учрежденными органами опеки и попечительства для горожан. Сиротский суд состоял из членов, избираемых на 3 года частными собраниями сословий города — купеческого, мещанского и ремесленного. Председательствовал в суде городской голова или другое лицо, специально избранное для этой цели городской думой и утвержденное губернатором. Все члены сиротского суда, как предусматривалось законом, должны были регулярно переизбираться на конкурсной основе.

    На заседаниях сиротского суда заслушивались прошения различных организаций и частных лиц об учреждении опеки над вдовами и сиротами. Прошение подавалось от лица вдовы, ближайших родственников вдов и детей, городского головы или двух посторонних людей и приходского священника. В качестве просителей часто выступали кредиторы умершего, так как до учреждения опеки они не имели возможности истребовать свои долги.

    Сиротский суд назначал опекунов, к которым закон предъявлял высокие требования: «Выбор в опекуны должен быть обращаем на таких людей, кои нравственными качествами дают надежду к призрению малолетнего в здравии, добронравном воспитании и достаточном по его состоянию содержании, и от которых ожидать можно отеческого к малолетнему попечения. Посему запрещается определять опекунами: 1)расточивших собственное и родительское имение, 2) имеющих явные и гласные пороки, или же лишенных по суду всех прав состояния, или всех особенных прав и преимуществ, как лично, так и по состоянию им присвоенных, 3) известных суровыми своими поступками, 4) имевших ссору с родителями малолетнего, 5) несостоятельных». Опекун мог отказаться от выполнения своих обязанностей только по очень серьезной причине. На заседаниях сиротских судов заслушивались ежегодные отчеты опекунов, рассматривались различные просьбы лиц, состоящих под опекой, разбирались спорные вопросы по опекам, составлялись отчеты вышестоящим учреждениям о состоянии опекаемых имуществ.

    Все движимое и недвижимое имущество, поступавшее в опеку, подлежало учету и оценке. Этим занималась специальная комиссия, в которую входили члены сиротского суда, родственники вдов и сирот, если таковые имелись, два посторонних свидетеля, в некоторых случаях приглашалась и полиция. Контроль над опекунами со стороны сиротских судов не гарантировал от злоупотреблений. Так, состояние умершего в 1882 г. томского купца 1-й гильдии Д.И. Тецкова пополнило имущество опекунов над его малолетними детьми. Г.Х. Рабинович считал опекунство над малолетними детьми богатых родителей одним из источников первоначального накопления.

    works.doklad.ru


    Обсуждение закрыто.