Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

Действующие законы о коллективных договорах

Федеральный закон 176-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ

«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации

«О коллективных договорах и соглашениях»

Принят Государственной Думой 20 октября 1995 года

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 890)

следующие изменения и дополнения:

в части первой слова «трудовых отношений» заменить словами «социально-трудовых отношений»;

часть вторую изложить в следующей редакции:

«Действие Закона распространяется на всех работодателей, работников, представителей работодателей и представителей работников, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.».

2. Статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Основные понятия

Представители работников — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Представители работодателей — руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.».

3. В части первой статьи 3 слово «предприятий» заменить словом «работодателей».

слова «хозяйственного управления» заменить словами «органов местного самоуправления»;

дополнить статью частью третьей следующего содержания;

«Не допускаются ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими работодателей.».

части третью и четвертую изложить в следующей редакции:

«От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работников, указанным в статье 2 настоящего Закона.

При наличии в организации, на федеральном, отраслевом, профессиональном и других уровнях нескольких представителей работников каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.»;

дополнить статью новой частью пятой следующего содержания:

«От имени работодателей право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работодателей, указанным в статье 2 настоящего Закона.»;

части пятую и шестую считать соответственно частями шестой и седьмой;

часть шестую изложить в следующей редакции:

«Работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.».

части четвертую и пятую изложить в следующей редакции:

«Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и представители работодателей должны предоставлять представителям работников имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров.

Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются служебной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством.

Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, ими составляется протокол разногласий.»;

дополнить статью частью шестой следующего содержания:

«Момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора, соглашения.».

7. Статью 8 изложить в следующей редакции:

«Статья 8. Разрешение разногласий

Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров производится в соответствии с Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».».

8. Статью 9 изложить в следующей редакции:

«Статья 9. Гарантии и компенсации за время переговоров

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, а также специалисты, приглашенные для участия в этой работе, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.

Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.

Представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации.».

9. Статью 10 изложить в следующей редакции:

«Статья 10. Право на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора

Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание (конференция) работников организации.».

10. Статью 11 изложить в следующей редакции:

«Статья 11. Стороны коллективного договора

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации, иным правовым актом лицом.».

в части первой слова «предприятию и решением профсоюза, иного уполномоченного работниками представительного органа» заменить словами «организации и решением представителей работников.»;

дополнить статью новой частью второй следующего содержания:

«Дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, является моментом начала коллективных переговоров.»;

части вторую — седьмую считать соответственно частями третьей — восьмой;

часть третью изложить в следующей редакции:

«Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, ими в течение пяти календарных дней формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора.»;

в части четвертой слова «трудового коллектива» заменить словами «работников организации», слово «объединенного» заменить словом «единого»;

части пятую и шестую изложить в следующей редакции:

«При недостижении согласия в едином представительном органе или в случае, когда такой орган не создан, общее собрание (конференция) работников организации может принять наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручить представителю работников, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени работников организации.

Если единый представительный орган не создан, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников или предлагать заключить приложение к единому коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Приложение является неотъемлемой частью коллективного договора и имеет равную с ним юридическую силу.»;

в части седьмой слова «профсоюзам, иным уполномоченным работниками представительным органам» заменить словами «представителям работников»;

часть восьмую изложить в следующей редакции:

«Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.».

абзац одиннадцатый части второй изложить в следующей редакции:

«контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования представителей работников;»;

в части третьей слово «предприятия» заменить словом «организации».

13. В тексте статьи 14 слово «предприятие» заменить словом «организация» в соответствующем падеже.

14. Статью 16 изложить в следующей редакции:

«Статья 16. Гарантии при ликвидации организации

При ликвидации организации претензии работников по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации в соответствии с действующим гражданским законодательством. Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий работников, определяется и распределяется по подразделениям и среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с представителем работников, подписавшим коллективный договор с приложениями.».

часть первую изложить в следующей редакции:

«Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами и их представителями, а также органами по труду.»;

в части третьей после слова «подписавшие» дополнить словом «единый», слова «трудового коллектива» заменить словами «работников организации».

16. Статью 18 изложить в следующей редакции:

«Статья 18. Виды соглашений

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное и иные.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Профессиональное тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий.

Территориальное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти.».

17. Статью 19 изложить в следующей редакции:

«Статья 19. Участники соглашений

На федеральном уровне участниками соглашений могут выступать:

генерального — общероссийские объединения профсоюзов; общероссийские объединения работодателей; Правительство Российской Федерации;

отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения; общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; Министерство труда Российской Федерации;

Читайте так же: Уголовный адвокат по упк

профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения; соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган по труду.

На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе субъектов Российской Федерации участниками соглашений могут выступать:

территориального — соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган местного самоуправления.».

18. Статью 20 изложить в следующей редакции:

«Статья 20. Порядок и сроки разработки и заключения соглашения

Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, и оформляются ее решением.

При наличии на соответствующем уровне нескольких представителей работников состав комиссии со стороны работников определяется по согласию между этими представителями.

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в семидневный срок направляется представителями работодателей — участниками соглашения, заключенного на федеральном уровне, — в Министерство труда Российской Федерации, а соглашения, заключенного на уровне субъекта Российской Федерации, — в орган по труду субъекта Российской Федерации для уведомительной регистрации.

Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашение.».

19. Дополнить Закон статьей 20-1 следующего содержания:

«Статья 20-1. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят представители федеральных органов государственной власти, представители общероссийских объединений профсоюзов, представители общероссийских объединений работодателей.

Положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и координатор комиссии утверждаются Президентом Российской Федерации.».

20. Абзац десятый части второй статьи 21 изложить в следующей редакции:

«о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, порядке внесения изменений и дополнений в соглашение, присоединения к нему, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, об укреплении трудовой дисциплины.».

21. Статью 22 дополнить частями четвертой, пятой и шестой следующего содержания:

«В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется

действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашения.

В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которого включается не менее чем 50 процентов работников отрасли (отраслей), профессии, министр труда Российской Федерации имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.».

22. Часть первую статьи 24 изложить в следующей редакции:

«Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.».

23. Статью 25 изложить в следующей редакции:

«Статья 25. Ответственность за уклонение от участия в переговорах Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения, или нарушившие срок, установленный частью второй статьи 6 настоящего Закона, или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.».

24. Статью 26 изложить в следующей редакции:

«Статья 26. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения

Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

По требованию представителей работников собственник обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.».

25. Статью 27 изложить в следующей редакции:

«Статья 27. Ответственность за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

Лица, представляющие работодателей, виновные в непредоставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, несут дисциплинарную ответственность или подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.».

26. Статью 28 изложить в следующей редакции:

«Статья 28. Порядок привлечения к ответственности

Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафов, предусмотренных настоящим Законом, регламентируются законодательством.

Дела, указанные в части первой настоящей статьи, рассматриваются по заявлению представителей работников соответствующих органов по труду либо по инициативе прокурора.».

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его

Статья 3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

znaytovar.ru

Закон РФ от 11.03.1992 N 2490-1 (ред. от 29.06.2004) «О коллективных договорах и соглашениях»

О КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи и сфера действия Закона

Настоящий Закон устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей.

Действие Закона распространяется на всех работодателей, работников, представителей работодателей и представителей работников, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Статья 2. Основные понятия

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства (далее — работники организации) с работодателем.

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.

Представители работодателей — руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Статья 3. Соотношение законодательства и коллективного договора, соглашения, трудового договора (контракта)

Условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которые они распространяются.

Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны.

Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями.

Статья 4. Основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений

Основными принципами заключения коллективных договоров и соглашений являются:

соблюдение норм законодательства;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений;

добровольность принятия обязательств;

реальность обеспечения принимаемых обязательств;

систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Статья 5. Недопустимость воспрепятствования деятельности по заключению, пересмотру и выполнению коллективных договоров и соглашений

Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению, со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, работодателей при заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров и соглашений.

Не допускается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и органов местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством.

Не допускаются ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими работодателей.

(часть 3 введена Федеральным законом от 24.11.1995 N 176-ФЗ)

Глава II. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Статья 6. Право на ведение переговоров

Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон.

Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в семидневный срок начать переговоры.

От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работников, указанным в статье 2 настоящего Закона.

При наличии в организации, на федеральном, отраслевом, профессиональном и других уровнях нескольких представителей работников каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.

От имени работодателей право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работодателей, указанным в статье 2 настоящего Закона.

(часть 5 введена Федеральным законом от 24.11.1995 N 176-ФЗ)

Работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.

В течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения.

Статья 7. Порядок ведения переговоров

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон.

Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения.

Читайте так же: Курс тенге купля продажа

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и представители работодателей должны предоставлять представителям работников имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются служебной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством.

(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 176-ФЗ)

Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, ими составляется протокол разногласий.

Момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора, соглашения.

Статья 8. Разрешение разногласий

Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров производится в соответствии с Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

Статья 9. Гарантии и компенсации за время переговоров

Представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации.

Глава III. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

Статья 10. Право на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора

Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание (конференция) работников организации.

Статья 11. Стороны коллективного договора

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации, иным правовым актом лицом.

Статья 12. Порядок и сроки разработки и заключения коллективного договора

Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по организации и решением представителей работников.

Дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, является моментом начала коллективных переговоров.

(часть 2 введена Федеральным законом от 24.11.1995 N 176-ФЗ)

Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, ими в течение пяти календарных дней формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора.

Единый проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях организации и добавляется с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается со стороны работников всеми участниками единого представительного органа.

При недостижении согласия в едином представительном органе или в случае, когда такой орган не создан, общее собрание (конференция) работников организации может принять наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручить представителю работников, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени работников организации.

Если единый представительный орган не создан, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников или предлагать заключить приложение к единому коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Приложение является неотъемлемой частью коллективного договора и имеет равную с ним юридическую силу.

Работодатель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения в нерабочее время собраний, консультаций, места для размещения стендов.

Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.

Статья 13. Содержание и структура коллективного договора

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;

механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков);

добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;

соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования представителей работников;

отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении.

В коллективном договоре с учетом экономических возможностей организации могут содержаться и другие, в том числе более льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию, компенсация транспортных и командировочных расходов, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и их детей в школах и дошкольных учреждениях, иные дополнительные льготы и компенсации). (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 176-ФЗ)

В коллективный договор включаются нормативные положения, если в действующих законодательных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

Статья 14. Действие коллективного договора

Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет.

Коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока.

По истечении установленного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления организацией, расторжения трудового договора (контракта) с руководителем организации.

При реорганизации организации коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон.

При смене собственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении действующего.

В ходе пересмотра коллективного договора должен быть решен вопрос о возможности сохранения льгот для работников и выполнения других условий, предусмотренных прежним коллективным договором.

При ликвидации организации в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.

Статья 15. Изменения и дополнения коллективного договора

Изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его действия производятся только по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в коллективном договоре, а если он не определен — в порядке, установленном настоящим Законом для его заключения.

Статья 16. Гарантии при ликвидации организации

При ликвидации организации претензии работников по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации в соответствии с действующим гражданским законодательством. Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий работников, определяется и распределяется по подразделениям и среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с представителем работников, подписавшим коллективный договор с приложениями.

Статья 17. Контроль за выполнением коллективного договора

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами и их представителями, а также органами по труду.

Стороны, подписавшие единый коллективный договор, ежегодно или в сроки, предусмотренные в коллективном договоре, отчитываются о его выполнении на общем собрании (конференции) работников организации.

Глава IV. СОГЛАШЕНИЯ

Статья 18. Виды соглашений

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).

Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти.

Статья 19. Участники соглашений

отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения; общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области труда и занятости;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

регионального — соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган по труду субъекта Российской Федерации;

территориального — соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган местного самоуправления.

Статья 20. Порядок и сроки разработки и заключения соглашения

Проект соглашения разрабатывается комиссией и подписывается представителями сторон.

Если согласие не достигнуто в семидневный срок, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать соглашение от имени представляемых ими работников.

Читайте так же: Рассчитать госпошлину арбитраж

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в семидневный срок направляется представителями работодателей — участниками соглашения, заключенного на федеральном уровне, — в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области труда и занятости, а соглашения, заключенного на уровне субъекта Российской Федерации, — в орган по труду субъекта Российской Федерации для уведомительной регистрации.

При осуществлении уведомительной регистрации двустороннего соглашения орган по труду (не являющийся участником соглашения) выявляет условия соглашения, противоречащие законодательству о труде, и сообщает сторонам соглашения о выявленных противоречиях.

Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашение.

Статья 20.1. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

(в ред. Федерального закона от 01.05.1999 N 93-ФЗ)

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения создается постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 21. Содержание соглашений

Содержание соглашений определяется сторонами.

Соглашениями могут предусматриваться положения:

об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;

о механизме регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;

о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством;

о содействии занятости, переобучении работников;

об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве;

о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей;

о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков);

о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, порядке внесения изменений и дополнений в соглашение, присоединения к нему, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, об укреплении трудовой дисциплины.

В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству.

Статья 22. Действие соглашения

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении.

Срок действия соглашения и порядок контроля за его выполнением определяются сторонами в соглашении. Срок действия соглашения не может превышать трех лет.

Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.

(часть 4 введена Федеральным законом от 24.11.1995 N 176-ФЗ)

В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которого включается не менее чем 50 процентов работников отрасли (отраслей), профессии, руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области труда и занятости, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

(часть 5 введена Федеральным законом от 24.11.1995 N 176-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.

(часть 6 введена Федеральным законом от 24.11.1995 N 176-ФЗ)

Статья 23. Изменения и дополнения соглашения

Изменения и дополнения соглашения производятся по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в соглашении, а если он не определен — в порядке, установленном настоящим Законом для его заключения.

Статья 24. Контроль за выполнением соглашений

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.

При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 25. Утратила силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

Статья 26. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения

Часть первая утратила силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

По требованию представителей работников собственник обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.

Статьи 27 — 28. Утратили силу. — Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

Москва, Дом Советов России

11 марта 1992 года

Судебная практика и законодательство — Закон РФ от 11.03.1992 N 2490-1 (ред. от 29.06.2004) «О коллективных договорах и соглашениях»

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации с работодателем (Статья 2 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями от 24 ноября 1995 г., 1 мая 1999 г., 30 декабря 2001 г., 29 июня 2004 г.)). Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях (Статья 40 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.)).

на основании Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» заключили настоящее Генеральное соглашение.

Стороны подтверждают свои намерения содействовать осуществлению реформ, проведению социально-экономической политики в интересах граждан России, предотвращению спада производства, снижению темпов инфляции.

Соглашение заключено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О коллективных договорах и соглашениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об объединениях работодателей» и иными нормативными правовыми актами, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005 — 2007 годы, уставами Горно-металлургического профсоюза России и Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России», а также конвенциями Международной организации труда (МОТ), ратифицированными Российской Федерацией.

Закон Российской Федерации от 5 ноября 1992 г. N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 85);

Общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Совет Министров — Правительство Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, на основании Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» заключили настоящее Генеральное соглашение на 1993 год о согласованных позициях, обязательствах и действиях сторон по основным вопросам проведения социально-экономической политики и регулирования трудовых отношений, обеспечения социальных гарантий, гражданского мира и согласия в обществе.

63. Контроль за ходом выполнения Генерального соглашения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» и Положением о Российской трехсторонней комиссии.

64. В месячный срок после подписания Генерального соглашения каждая из Сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств, и представляет их в секретариат Российской трехсторонней комиссии.

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Федерального закона «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально — трудовых отношений» и Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» настоящее Генеральное соглашение (далее — Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально — трудовых отношений на федеральном уровне в 2002 — 2004 годах и совместные действия по их осуществлению.

заключили на основании Федерального закона «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально — трудовых отношений» и Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» настоящее Генеральное соглашение (далее именуется — Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально — трудовых отношений на федеральном уровне в ходе проведения социально — экономической политики в 2000 — 2001 годах и совместные действия по его реализации.

заключили на основании Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» настоящее Генеральное соглашение (далее именуется — Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально — трудовых отношений на федеральном уровне в ходе проведения социально — экономической политики в 1998 — 1999 годах и совместные действия по реализации Соглашения.

Посредник в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Федеральным законом «О коллективных договорах и соглашениях», Указами Президента Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 468 «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Рекомендациями.

legalacts.ru