Деградация возврат

Деградация возврат

Деградация личности

Термин «деградация» используется в каждой отрасли науки в особом значении, но суть понятия остается одинаковой. Деградация – регресс, то есть процесс, обратный прогрессу. Деградация – упадок, распад, ухудшение качества.

Деградация личности – понятие, применяемое в психологии для обозначения процесса разрушения структуры личности, замены позитивных качеств и свойств негативными. Если развитие личности, ее рост – это движение вперед и вверх, то деградация – спуск, падение вниз.

Деградация как психологический феномен

Деградация человека заметна со стороны, но редко осознается им самим. Ее бывает трудно заметить субъекту, общество и окружение которого можно назвать деградирующим. Когда все вокруг ведут себя аморально и низко, кажется, что это нормальное поведение.

Деградация не происходит сиюминутно, это пролонгированная утрата личностью «человеческого облика». Человек постепенно перестает следить за тем, как он выглядит, что говорит и что делает. Он перестает считаться с окружающими и заботиться об их интересах. Ему также все равно что происходит с ним самим.

Деградация личности проявляется как:

ухудшение способности мыслить, концентрировать внимание, воспринимать, запоминать;
оскудение словарного запаса, проблемы с речью;
утрата трудоспособности, нежелание работать;
угасание положительных качеств, проявление негативных;
коммуникативные сложности, неумение общаться и договариваться;
эмоциональная несдержанность и безволие;
агрессивность или замкнутость в себе;
эгоизм и эксцентричность мышления.

Проявляться могут все признаки деградации сразу. Говорить о деградации личности основываясь только на одном ее признаке, нельзя. Так, проблемы в эмоционально-волевой сфере не всегда говорят о развитии деградации. Самореализующийся человек тоже испытывает трудности с регуляцией своих эмоций и поведения.

Отчего случается так, что человек «опускается»? Всегда ли он сам тому виной?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять причины феномена деградации личности.

Причин деградации человека множество:

Бездействие – это тоже поступок. Человек решает быть безынициативным, апатичным, лениться и скучать, вместо того, что двигаться вперед и развиваться. Он не умеет себя мотивировать и ставить достижимые цели.

Социальная роль «Ребенок» — опасная жизненная позиция. Приятно и радостно доверить кому-то проблемы и заботы, но без умения самостоятельно преодолевать трудности, нет развития личности. Регрессия – психологический защитный механизм возврата к детскому поведению, лежащий в основе этой причины деградации.

Это психическое расстройство может иметь множество причин, таких как беда, горе, болезнь, психологическая травма и иные страдания. Долго находясь в состоянии душевного опустошения и ощущения бессмысленности жизни, личность останавливается в развитии. Депрессия – тяжелое и сложное состояние и своего рода самоубийство личности.

Еще одно тяжелое негативное чувство. Она рождает чувство собственной ничтожности, порочности, бесперспективности. Человек решает, что работать над собой нет смысла: «Я виноват во всем! Я плохой и меня уже не исправить».

Желание развиваться стимулируется высшими эмоциями и социально обусловленными чувствами. Если человек чувствует себя никому не нужным, он не понимает, для кого и ради чего становиться лучше. Он решает для себя, что дождется, когда его полюбят, а потом уже начнет развиваться как личность. Индивид, ради которого стоит развиваться всегда рядом – это сам человек. Любовь к себе рождает любовь окружающих.

Чувство бессилия, ущемленная гордость, затаенная обида, неуверенность в способностях, в возможности достичь высот развития и реализоваться негативно сказываются на самооценке, и лишают человека желания работать над собой и изменяться.

Злоупотребление чем бы то ни было негативно сказывается на работе мозга. Вредные химические соединения разрушают мозг, и впоследствии личность деградирует. Было доказано, что мозг алкоголиков в прямом смысле слова усыхает, уменьшается в размере, в нем образовываются пустоты, а извилины коры больших полушарий сглаживаются. Травмы и дисфункции головного мозга ведут к утрате способности быть полноценной личностью. Головной мозг – орган, отвечающий за функционирование психики. Для нормального функционирования мозга нужно правильно питаться, избавиться от вредных привычек, заниматься умственным и физическим трудом.

Человек, совершающий правонарушения и преступления, угнетает положительные человеческие качества и способности, лишает себя возможности раскрыть потенциал в полезной для общества деятельности.

В старости в человеческом организме и головном мозге происходят необратимые изменения: утрачивается способность логически мыслить, ухудшается память, внимание и так далее. Было доказано, что ухудшение работы или утрата психических функций у пожилых людей связана с выходом на пенсию. Отсюда вывод: если хочется подольше сохранить трезвость ума, нужно оставаться социально активным человеком.

Деградация человека – путь наименьшего сопротивления, ведь расти над собой, стремиться к самореализации сложнее, чем опускаться.

Как остановить деградацию личности

Чем раньше обнаружится начавшаяся деградация, тем скорее регресс личности прекратится. При значительных изменениях в структуре личности и работе мозга необходима помощь специалистов: психологов, психиатров, медиков.

На начальных стадиях деградации, все в руках личности. Каждому человеку случалось замечать остановку в развитии, но не каждый воспринимал это как сигнал к началу работы над собой.

Человек, который сумел подняться, развиться и вырасти над собой, даже если его окружение не способствовало этому, заслуживает уважения. Любая работа над собой достойна похвалы.

Индивид, избавившийся от вредной привычки, преодолевший страх, получивший дополнительное образование, освоивший новый вид трудовой деятельности или совершивший иной волевой поступок не по принуждению, а по собственному желанию, вышел из зоны комфорта и поднялся на ступень выше в развитии собственной личности.

Чтобы остановить деградацию личности нужно:

Осознать факт распада личности, найти этому реальные причины. Записать причины в лаконичной форме: неинтересная работа без перспектив профессионального роста; плохая компания, негативное влияние друзей; патологическая лень; отсутствие стимула для развития и прочее.
Обозначить пути развития, определить способы изменения поведения и мышления и записать их в виде коррекционного плана. Если сделать это самостоятельно сложно, нужно обратиться к близкому человеку, психологу или почитать соответствующую литературу.
Начать коррекционную работу. Работа над собой – самая сложная работа. Она предполагает изменение образа жизни, привычного способа мышления и поведения. Это смена приоритетов, принципов, установок, отношения к себе и жизни, изменение мировоззрения.

В качестве профилактики личностного упадка и как способы развить личность подойдут рекомендации:

культурно развиваться: читать классическую, научную, учебную литературу, посещать культурные мероприятия и места, интересоваться искусством;
общаться и дружить с образованными, уважаемыми, позитивными людьми;
заниматься творчеством, что-то делать своими руками, рисовать, освоить игру на музыкальном инструменте, работать не ради вознаграждения, а ради получения удовольствия от труда;
вести активный и здоровый образ жизни: трудиться, учиться, заниматься спортом, быть на природе;
любить себя и жизнь: получать удовольствие от жизни, видеть позитивные ее стороны, быть уверенным в себе и своих силах человеком, быть отзывчивым, добрым, заботливым, дружить и любить.

Для человека, у которого есть желание быть счастливым и осознание того, что это реальная цель, нет ничего невозможного.

sunmag.me

Социальная

Задание 1. Дмитриева С.Н. , МОУ «СОШ №7 г. Йошкар-Олы»

Ниже приведён ряд терминов. Все из них за исключением одного, относятся к понятию «области прогресса». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Экономический, социальный, общественный, научно-технический, эволюционный

Ответ:

Задание 2. Тимофеева Н.Н. МОУ»СОШ №3 г.Йошкар-Олы»

Ниже приведены названия потребностей. Все из них, за исключением одной, являются названиями , под которыми в различных классификациях представлены естественные потребности человека.

Первичные, биологические, социальные, органические , природные.

Найдите и укажите название потребностей другого вида, «выпадающее «из их ряда.

Ответ: Социальные

Задание 3. Александрова Н.А. , МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №6»

Завершите фразу: «Деградация, возврат к уже отжившим социальным институтам и отношениям — это_______________»

Ответ: регресс.

Задание 4. Артюшкина В.Н. МОУ Октябрьская основная общеобразовательная школа
В приведенном перечне, характеризующий традиционное общество найдите лишнее.
Все признаки за исключением одного, являются правильными.
1) Цикличность, а не поступательность развития, отсутствие резких сдвигов и толчков;
2)Продажа жилья в собственность граждан;
3)Авторитарный характер власти;
4) Главный регулятор общественной жизни-традиции, обычаи, следование нормам жизни предшествующих поколений.

Задание 1. Даниарова М.В. , МОУ «Медведевская СОШ №2»

Установите соответствие между сферой жизни общества и её составляющими; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ:

Задание 2 .Тимофеева Н.Н. , МОУ» СОШ №3″ Г.Йошкар-Олы

Установите соответствие между социальной общностью и критерием ее выделения:

к каждой позиции, данной в первом столбце , подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Социальная общность Критерий

А) тверичи 1) этносоциальный

Б) мужчины 2) демографический

В) русские 3)территориальный

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ:а-3, б-2, в-1, г-1.

Читайте так же:  Страховка поликлиника

Задание 3. ФИО, МОУ

Найдите в приведённом ниже списке примеры употребления понятия «общество» в широком значении и обведите цифры, под которыми они указаны.

1. На даче собралось приятное общество.

2. Общество любителей персидских кошек организовало выставку.

3. Древнекитайское общество стремилось к самоизоляции.

4. Обществом называют настоящее, прошлое и будущее человечества.

5. Лектор представил общество как все формы и способы объединения людей.

6. Общество древностей российских издало очередной «Вестник».

Ответ: 4, 5

Задание 2. Лобанова Н.Ю ., МОУ «Суслонгерская СОШ»

В приведённом списке выберите черты характерные для традиционного общества:

Задание 4.

Ответ: 1-А, 2-А, 3-Б, 4-Б .

Ответ: 1-Б, 2-Д, 3-А, 4-З,5-Г, 6-И.

Задание 3. ФИО, МОУ

Раздел 7

Задание 1. Майшанова И.Г. МОУ»Чкаринская основная общеобразовательная школа»

Монархия, аристократия, политика, по мнению Аристотеля, — это_________________________________________________

Ответ: правильные формы правления

Из приведенных ниже характеристик сфер общественной жизни, выбери, три относящиеся к подсистемам общества:

1) экономическая, элементами которой являются материальной производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ;

2) широкое производство товаров массового потребления, сочетающееся со сложной системой разделения труда среди членов общества;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношения и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют духовную культуру.

Задание 3. Майшанова И.Г. МОУ»Чкаринская основная общеобразовательная школа «

Социолог, стоявший у истоков создания теории стратификации _________________________

а) родился в России

б) создал кафедру социологии

в) после октября 1917 года жил за границей

в) разработал понятие «социальная мобильность»

(Сорокин)

Задание 4. Халтурин А.В. МОУ «Кумьинская СОШ»

Установите соответствие типов обществ и характеристик общественного развития.

ОБЩЕСТВ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

1)традиционное А) промышленный переворот

2) индустриальное Б) развитие информационных технологий

3) постиндустриальное В) сословный характер социальной структуры

Ответ: ВАБ

Задание 2. Бариева И.С. МОУ «Октябрьская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Рассмотрим несколько различных, но тесно связанных процессов, угрожающих не только нашей культуре, но и всему человечеству как виду. Вот эти процессы:
Перенаселённость Земли… непосредственно возбуждающая агрессивность вследствие скученности множества _____________(1) на тесном пространстве.
Опустошение естественного жизненного пространства, не только разрушающее природную среду, но и убивающее в человеке всякое_____________ (2) перед красотой и величием открытого ему творения.
Бег человека наперегонки с самим собой, подстёгивающий _____________ (3) для нас всё ускоряющееся развитие техники, делающий людей слепыми ко всем подлинным ценностям и не оставляющий им времени для подлинно человеческой деятельности и мышления.
Генетическая_____________ (4). Нельзя исключить, что многие проявления инфантильности, превращающие группы нынешней «бунтующей молодёжи» в общественных паразитов, могут быть обусловлены генетически.
Разрыв с_____________ (5). Он наступает, когда достигается критическая точка, за которой младшему поколению больше не удаётся достигать взаимопонимания со старшими.
Исчезновение всех сильных чувств вследствие изнеженности. Развитие техники и фармакологии порождает _____________ (6) ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Исчезает способность переживать радость, которая даётся лишь ценой напряжённых усилий, направленных на преодоление препятствий.
Ядерное оружие_____________ (7) на человечество такие опасности, которых избежать легче, чем опасности от перечисленных выше процессов.

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственного числа. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А благоговение
Б желание
В индивид
Г личность
Д гибельный
Е наследственность
Ж деградация
З традиция
И навлекать
К нетерпимость

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

www.openclass.ru

Деградация возврат

41)Прогресс (от латинского движение вперёд ) – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. То есть прогресс – это то, что приводит к позитивным сдвигам в жизни общества.

В христианстве критерием прогресса выступало внутреннее совершенствование, приближение к божественному идеалу, расширение числа избранников божьих. Ряд исследователей в качестве ключевого условия прогресса рассматривают развитие производительных сил на основе научно-технического прогресса (Маркс, Ростоу и др.). Гегель рассматривал прогресс как саморазвитие мирового разума.

При всём разнообразии мнений можно выделить два подхода к критериям общественного прогресса (исходя либо из примата общества, либо личности). В первом случае критерием прогресса признаётся становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека. При втором подходе, более реалистичном и гуманистичном, критерий прогресса усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья, в социальном самочувствии и цельности личности, степени её индивидуализации. Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий прогресса. Однако новый гуманизм, который и является универсальным критерием прогресса, должен решить проблему и абсолютного индивидуализма, и абсолютного коллективизма. Необходимо изменение человека к себе и другим, становление культурного универсализма.

Критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

Понятию прогресса противоположно понятие регресс (от латинского возвращение ), для него характерно обратное движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т.е. всё, что приводит к негативным последствиям в жизни общества.

В результате регрессивного развития:

уменьшается набор полезных для системы функций,

распадаются существовавшие ранее структуры,

уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы.

Как показывает анализ исторического процесса, развитие общества характеризуется многонаправленностью. Такое развитие предполагает прогрессивные, регрессивные, одноплоскостные и круговые изменения. Выделение главных тенденций развития социальной системы является весьма сложной задачей, так как усложнение определенных структур системы и совершенствование функций их элементов может сопровождаться обратными процессами в других структурах той же системы, что, собственно, отражает диалектическую связь прогресса и регресса, выраженную в категории — «единство противоположностей».

Стагнация (лат. stagnatio — неподвижность, от stagnum — стоячая вода) — состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода. Стагнация сопровождается увеличением численности безработных, снижением заработной платы и уровня жизни населения.

В экономике выделяют два вида стагнации, «монополистическую» и «переходную», разные по происхождению, формам проявления и способам преодоления.

Первый вид стагнации возникает в результате господства монополистических объединений устраняющих конкуренцию, двигатель развития экономики; проявляется в тенденциях экономического застоя, который охватывает прежде всего область производств, в которых доминируют монополии. Другой тип стагнации возникает в процессе перехода от командно-административной к смешанной экономике и является последствием экономических ошибок правительств, игнорирования экономических законов. В частности, в экономике постсоветских государств в 90-х XX в. стагнация проявилась в резком спаде производства и инвестиционной деятельности, физическом разрушении продуктивных сил, прежде всего в научно-техническом и интеллектуальном потенциале общества, а также обесценивании мотивационных стимулов продуктивного труда.

42) Политическая философия — раздел философии, изучающий идеи, относящиеся к политике, политическим ценностям, сущности политической действительности и интеллектуальным предпосылкам политического анализа.

Политическая философия — область знаний, которая изучает политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывает идеалы, а также общие критерии оценки политики.

Политическая философия исторически была связана с поисками человеком надежного знания о политических феноменах. Позднее, ближе к нашему времени, ее стала в большой мере занимать история идей. Ныне с нею соперничает, а в некоторых отношениях и теснит ее, эмпирическая теория, свои основания ищущая не в разуме, логике или интуиции, а в научно верифицируемых пропозициях. Тем не менее за политической философией сохраняется важная роль в современной политологии и в преподавании политической науки.

Объект политической философии — это политическая рефлексия. Предмет — основные понятия политической рефлексии. Субъектом политической рефлексии может быть один индивид, партия, народ.

Любое человеческое сообщество, любая цивилизация или крупная держава, показавшие свою пригодность к истории, основываются на особом, присущем только им идеале, или центральной, осевой идее. Доминирующие в данной цивилизации образ жизни, формы менталитета, культуры, социальной, экономической и политической организации, философии и религии и т. д. так или иначе сообразуются с этим идеалом. Когда они подвергаются эрозии или подрываются, сообщество, цивилизация обречены на исчезновение или же на радикальную трансформацию. Опыт истории свидетельствует, что как только начинают подтачиваться духовный и культурный стержни, служащие опорой цивилизации, можно говорить о начале ее заката. Всякий строй жизнеспособен и эффективен до тех пор, пока большинство людей сохраняет веру в его законность и эффективность.

Читайте так же:  Специальный стаж медицинских работников

43)Социальная Сфера Общества— целостная система отношений и взаимодействий между индивидами, социальными группами и общностями, занимающими различное социально-экономическое положение в обществе и характеризующимися различным отношением к собственности (предприниматели и рабочие) , к организации труда (руководители « подчиненные) к источникам доходов (прибыль, заработная плата, гонорар, пенсия) , различным уровнем доходов (богатые, бедные, нищие и др.)

Принято считать, что социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы людей (социальные общности) и отношения между ними, поскольку каждая из таких групп преследует свои цели и защищает свои интересы. Среди таких групп наряду с классами и трудовыми коллективами выделяются народ, нация и даже человечество как социальная общность. Такая интерпретация социальной сферы представляется в общем правильной, но недостаточно точной.

Социальная сфера — это сфера производства и воспроизводства человека. Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо. В этом смысле социальная сфера противостоит сферам материального и духовного производства — научному и ценностному знаниям, поскольку произведенное в них должно потребляться и осваиваться людьми других категорий и профессий. Социальная сфера — это здравоохранение и образование, от детского сада до высшей школы, это — общение с культурой, от посещения театра до научных клубов, это — продолжение человеческого рода, от появления детей до ухода из жизни старшего поколения.

Как известно, реально живущие люди занимают в обществе самое разное положение по отношению друг к другу. Поэтому необходимо выяснить, каков реальный механизм воспроизводства человека в обществе в его всеобщих характеристиках. Три аспекта здесь представляются особенно важными: классовый, половозрастной и семейный.

Социальные слои и группы людей по мере осознания своего положения в обществе стремятся изменить его, особенно если считают себя обойденными, а сложившуюся ситуацию — несправедливой. Механизмы ее изменения располагаются в сфере управления общественными процессами.

44) Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. В современной науке подход к проблеме человека связан с тремя фундаментальными измерениями: биологическим, психическим и социальным. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и других процессах человеческого организма. Под психическим понимается внутренний духовный мир человека – его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент, чувства и т.д. Социальный аспект раскрывает сущность человека через общественные отношения. Человек есть сложноорганизованный биопсихический феномен, материальный субстрат которого, конечно, поддается биологическому измерению (точнее, физиологическому), но содержание его зависит от различных процессов, происходящих в социокультурном пространстве. Социальные феномены наполняют форму (индивида) содержанием. Таким образом, человека нельзя рассматривать только как биологический вид, как организм, он является социокультурным конструктом (субъектом общественных отношений). Внутреннюю структуру общественных отношений можно представить в виде обусловленности элементов по линии «человек – предмет – человек», что придает им качественную определенность и особенность. Отсюда и специфика общественных отношений, характеризующаяся тем, что в их содержании уникально «синтезируются» элементы объективного и субъективного, сущностные силы человека и предметные способы их реализации. Поэтому следующим важным признаком общественных отношений является их субъектность. Сущностные силы людей придают общественным связям и отношениям активный, целесообразный и деятельностный характер, отсюда их сложность и динамичность по сравнению со связями и отношениями природного мира. Изменение общественных отношений и появление новых связано с изменением субъектов отношений, объектов, по поводу которых они складываются, связей между субъектами и любого компонента «сущностных сил» индивидов, прежде всего потребностей. Структура сущностных сил, от природы которых, как и от природы предмета, зависят общественные отношения, может быть условно представлена тремя основными видами, тремя группами. В первую входят потребности, мотивы, стимулы, установки, способности, интересы людей. Во вторую группу сущностных сил входят знания (профессиональные, бытовые, политические, экономические, исторические, социальные и др.), которые организуют и способствуют эффективному осуществлению человеческой деятельности, связей и отношений. В качестве особого вида сущностных сил, входящих в третью группу, можно выделить комплекс элементов, образующих мировоззрение социального субъекта в историческом творчестве. Таким образом, общественные отношения есть результат и способ (форма) осуществления человеческой деятельности, субъекты которой обусловливают друг друга в предметно-опосредованной форме. Наряду с этим личность человека – прежде всего индивидуальность, оказывающая непосредственное влияние на отношения с другими людьмиАктуальность проблемы определения личности в качестве субъекта и объекта общественных отношений обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны. В ХХI веке общество предлагает новые возможности для формирования человека как личности. Одной из важнейших особенностей современной личности является мобильность: умение находить новые формы поведения, адекватно реагировать на меняющиеся социальные требования и вносить четкие изменения в стиль своей жизни. Следовательно, человеку необходимо заниматься процессом самопроектирования, самоинтеграции и саморефлексии в рамках общественных отношений. Общество предоставляет человеку через социальные институты, группы, различные системы реализовать свои потребности и активно утвердить свою позицию. Основной источник активности личности в обществе – неудовлетворенные потребности. Неудовлетворенные желания заставляют действовать человека, получая то, что он еще не имеет. Существует два класса потребностей: естественные (природные) и социокультурные.

45) Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Физиологические потребности-Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде.

Потребности в безопасности

Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности. Поскольку у здорового нормального взрослого они обычно удовлетворены, их легче понять, наблюдая детей или взрослых-невротиков. Детские психологи и учителя обнаружили, что дети нуждаются в предсказуемом мире: ребенок предпочитает постоянство, правильность, определенную рутину. Когда эти элементы отсутствуют, он начинает испытывать беспокойство и неуверенность. Поэтому свобода в определенных рамках предпочтительнее полной вседозволенности: согласно Маслоу, именно такая свобода необходима для развития у детей хорошей приспособленности к окружающему миру.

· Потребности в зависимости и любви

Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Любовь, как понимает ее Маслоу, не должна смешиваться с сексуальным влечением, которое может рассматриваться как чисто физиологическая потребность. Констатирует Маслоу, отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциала индивида.

Маслоу говорит: «Любовь требует, чтобы ее и давали, и получали. Мы должны понимать любовь; мы должны быть способны учиться ей, создавать ее, предсказывать ее, или же мир будет поглощен враждебностью и подозрительностью».

· Потребности в оценке

Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других. Первая категория охватывает такие потребности, как желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы. Уважение со стороны других включает такие понятия, как престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка. Маслоу считает теоретически возможным, что стремление к свободе может относиться к числу базовых психологических потребностей, но указывает на недостаточность адекватных научных данных в поддержку этого взгляда.

· Потребности в самоактуализации

Выделение психологической потребности в личностном росте, развитии, в использовании своего потенциала — в том, что Маслоу называет самоактуализацией, — представляет собой важный аспект его теории человеческой мотивации. Маслоу обнаружил, что потребность в самоактуализации обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значительной мере удовлетворены.

· Желание знать и понимать

Маслоу полагает, что одной из характеристик душевного здоровья является любознательность.

Наука о поведении, как правило, игнорировала возможность того, что у людей есть инстинктивная (или близкая к ней) потребность в красоте. Маслоу обнаружил, что, по крайней мере, у некоторых индивидов, эта потребность очень глубока, а столкновение с уродливым поистине делает их больными. Маслоу указывает, что эстетические потребности связаны с образом своего Я.

Читайте так же:  Пособие многодетным 2018 спб

Наблюдения Маслоу свидетельствуют, что потребность в красоте почти обязательна у здоровых детей. Свидетельства о наличии эстетических потребностей обнаруживаются в любом возрасте и в любой культуре, начиная с пещерных людей.

ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ — присущее человеку отношение, выражающее положительную или отрицательную направленность ее активности, деятельности, исторического творчества на поиск, выбор, использование или создание путей, средств, способов, норм, социальных институтов, способных удовлетворить человеческие потребности.

Специальный интерес — это внутреннее побуждение к какой-либо конкретной деятельности. Он может перерасти в склонность профессионально заниматься избранным делом. Вообще интересы представляют собой очень важный источник развития способностей. Они направляют наше внимание, побуждают к активности, делают жизнь осмысленной и яркой, тогда как их отсутствие препятствует развитию и реализации способностей.

Эгоцентрический интерес характеризуется тем, что человека заботит не столько качество, результативность выполняемой им работы, сколько производимое им впечатление, демонстрация своего превосходства, достижение лидерства. Совсем иной характер имеет познавательный интерес, интерес к новым явлениям жизни, стремление к новым впечатлениям, к созданию новых полезных вещей.

Интересы личности могут различаться по степени их устойчивости и глубины. На протяжении жизни интересы могут меняться. Это связано не только со степенью удовлетворения потребностей.

Общечелове́ческие це́нности — теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. (см. также моральный абсолютизм).Отношение к понятию варьируется от полного отрицания существования такой вещи, как «общечеловеческие ценности», до постулирования их конкретного списка. Одной из промежуточных позиций является, например, формулируемая Френсисом Фукуямой идея о том, что в условиях современного мира, где никакое сообщество людей не существует изолированно от других, для мирного сосуществования культур некоторая общая система ценностей просто необходима.

48)Социальное прогнозирование — одно из основных направлений конкретных социальных исследований, специальный объект которого составляют перспективы развития конкретных социальных процессов. В широком смысле оно охватывает все процессы, связанные с жизнедеятельностью человеческого общества (в отличие от природных, технических, биологических процессов спонтанного, «самопроизвольного» характера, например, прогнозов погоды, урожайности, землетрясений, хода болезни и т.п.), и включает в себя перспективы развития социальных аспектов науки и техники, экономики, социальных отношений, демографических и этнических процессов, здравоохранения и физической культуры, народного образования, градостроительства, литературы и искусства, государства и права, внутренней и внешней политики государств, международных отношений, военного дела, дальнейшего освоения Земли и космоса.

Соответственно различают научно-техническое, медико-биологическое, социально-экономическое, военно-политическое и геокосмическое направления социального прогнозирования. В узком смысле последнее отождествляется обычно с социологическим прогнозированием — исследованием перспектив развития собственно социальных отношений. Особое направление образуют филосовско-методологические проблемы: гносеология и логика научного предвидения, методология и методика разработки прогнозов.

Одним из первых методов, который стал широко использоваться в прогностике, стал метод экстраполяции. Его суть — построение динамических (статистических или логических) рядов показателей прогнозируемого процесса с возможно более ранней даты в прошлом (ретроспективы) вплоть до даты учреждения (перспективы) прогноза. При таком подходе осуществляется выбор оптимального вида функций (учет времени, условий и т.д.). Большой эффект дает использование формул сложной экстраполяции, выводов теории вероятностей, теории игр и т.д.

Очень широко в прогнозировании используется экспертные методы, начиная от аналитических записок и заседаний с целью согласования мнений и выработки обоснованных решений до специальных экспертных оценок, призванных дать объективную характеристику качественных и количественных сторон объекта прогнозирования на основе обработки и анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов. Качество экспертной оценки, ее надежность и обоснованность в решающей степени зависят от выбранной методики сбора и обработки индивидуальных экспертных значений, которая включает следующие этапы:

— выбор состава экспертов и оценка их компетентности;

— составление анкет для опроса экспертов;

— получение экспертных заключений;

— оценка согласованности мнений экспертов;

— оценка достоверности результатов;

— составление программы для обработки экспертных заключений.

Метод дельфийского оракула или метод Дельфи. Прогнозы, получаемые с помощью этого метода, строятся на исследованиях и объективном знание объекта с учетом объективных взглядов и мнений опрашиваемых относительно этого будущего. При этом большую роль играет интуиция, которая может подсказать правильное решение, так как основывается на большом опыте эксперта. Использование этого метода экспертных оценок в любом его варианте для долгосрочного, комплексного и глобального социального предвидения повышает надежность прогнозов. Среди недостатков этого метода отмечают следующие — громоздкость и необходимость высокой квалификации экспертов.

Огромную роль в социальном прогнозировании играет морфологический синтез, который предусматривает получение систематической информации по всем возможным параметрам изучаемой проблемы. Этот метод предполагает полное отсутствие какого-либо предварительного суждения или обсуждения. Он отвечает на следующие типы вопросов: какие средства необходимы для получения прогнозной информации; какова последовательность наступления событий; как проследить применение всех средств, или всех методов, или всех этапов решения данной проблемы?. Особенно значимо в этом методе требование о том, что нельзя упустить ни одной возможности без предварительного исчерпывающего исследования.

В числе методов, применяемых в социальном прогнозировании, значительную роль выполняют прогнозные сценарии. С их помощью устанавливается логическая последовательность с целью показать, как, исходя из реальной ситуации, может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта исследования, социального процесса или явления.

Широко используется в социальном прогнозировании метод моделирования (оптимизации решений), который связан с поиском альтернатив развития, что дает возможность отобрать оптимальный для данных условий вариант. Задача выбора оптимального варианта долгосрочного перспективного развития требует определения критерия оптимальности, который должен отражать эффективность функционирования системы и иметь простое математическое выражение.

Среди методов решения задач оптимизации широко распространено линейное программирование.

Все математические модели и методы прогнозирования имеют вероятностный характер и видоизменяются в зависимости от длительности периода прогнозирования. Отрицательные черты моделирования — это недостаточная точность и эластичность моделей при прогнозе, особенно на длительный период.

Поэтапно процесс социального прогнозирования может быть представлен следующим образом:

1. выбор объекта социального прогнозирования;

2. выбор направления исследования;

3. подготовка и обработка информации по прогнозной проблеме;

4. выбор способа прогноза, одного из методов или совокупности методов в определенной последовательности, отвечающей требованию научности исследования;

5. собственно прогнозное исследование;

6. обработка результатов, анализ полученной информации применительно к проблеме исследования;

7. определение достоверности прогноза.

Социальное прогнозирование базируется на различных методах изучения объективных закономерностей научно-технического и социального прогресса, а также на моделирования вариантов будущего развития с целью формирования, обоснования и оптимизации перспективных решений.

49)философская! В настоящее время большое развитие получила философская концепции постиндустриального или информационного общества — сформулирована в работах А. Белла, А. Тоффлера, И. Масуды и др. В ней рассматриваются перспективы развития современной цивилизации в условиях существования глобальных проблем и формировании информационного общества. К тому же она претендует на роль общефилософской теории поступательного развития человечества.

Концепция постиндустриализма исходит из того, что в современном обществе преобладает не первичная сфера экономики (сельское хозяйство), не вторичная (промышленность), а третичная (сфера услуг), в которой определяющую роль играет информация. Утверждается что микроэлектронная революция, которая разворачивается в постиндустриальном общества, делает именно информацию, а не труд, фундаментальным социальным фактором, лежащим в основе развития общества.

Информационное общество возникает на гребне третьей волны человеческой цивилизации, когда на смену индустриальному обществу, в котором главным фактором являются труд, сырье, капитал, приходит такое, в котором увеличение прибылей достигается не тем, что производители работают тяжелее, а тем, что они работают быстрее. Значимость и удовлетворенность трудом приобретают большую ценность, чем его производительность. Соответственно информационное общество бросает вызов человеку, его нравственным и творческим силам, его приспособляемости к новому типу социальной коммуникации. А это способствует формированию совершенно иного мирового сообщества, которое отличается другой системой ценностей, новыми формами поведения и социальными институтами. Тоффлер, характеризуя информационное общество, писал: “Многое в этой возникающей цивилизации противоречит традиционной индустриальной цивилизации. Это в одно и то же время и в высшей степени технически развитая, и антииндустриальная цивилизация. “Третья волна” несет с собой подлинно новый образ жизни, основанный на диверсифицированных, возобновляемых источниках энергии; на методах производства, которые делают устаревшими большинство фабричных сборочных линий; на какой-то новой (“ненуклеарной”) семье; на новом институте, который мог бы быть назван “электронным коттеджем”; на радикально преобразованных школах и корпорациях будущего. Формирующаяся цивилизация несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии, денежных средств и власти”.

studfiles.net

Обсуждение закрыто.