Что такое текущие налоги и сборы

Что такое текущие налоги и сборы

Порядок установления налогов и сборов

Для того чтобы каждое лицо в Российской Федерации уплачивало какой-либо налог, он должен быть законно установлен. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.

Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, если они вступают в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, если они:

  1. препятствуют реализации гражданами своих конституционных прав;
  2. нарушают единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств;
  3. иначе ограничивают или создают препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  1. объект налогообложения;
  2. налоговая база;
  3. налоговый период;
  4. налоговая ставка;
  5. порядок исчисления налога;
  6. порядок и сроки уплаты налога.
  7. При установлении сборов их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам.

    В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, поэтому не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

    Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом РФ и таможенным законодательством РФ.

    www.konspekt.biz

    § 3. Классификация налогов и сборов

    К их числу относятся государственные (федеральные и региональные) и местные налоги.

    Установление и введение федеральных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет — они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

    В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации к федеральным налогам и сборам относятся:

    налог на добавленную стоимость;

    акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

    налог на прибыль (доход) организаций;

    налог на доходы от капитала;

    подоходный налог с физических лиц;

    взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

    таможенная пошлина и таможенные сборы;

    налог на пользование недрами;

    налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

    налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

    сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

    федеральные лицензионные сборы.

    Региональными признаются налоги, которые вводятся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации ‘законом субъекта. Это не означает, что субъекты Российской Федерации свободны в определении условий взимания региональных налогов. Налоговый кодекс определяет, что, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют налоговые льготы, ставку (в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. на федеральном уровне (п. 3 ст. 12 части первой Кодекса).

    Статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации к реги-ональным налогам и сборам отнесены:

    налог на имущество организаций;

    налог на недвижимость;

    налог на игорный бизнес;

    региональные лицензионные сборы.

    Местные налоги устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуп-равления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В исключение из этого правила в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — местные налоги устанавливаются и вводятся законами этих субъектов Федерации.

    Статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации установила следующие виды местных налогов и сборов:

    налог на имущество физических лиц;

    налог на рекламу;

    налог на наследование или дарение;

    местные лицензионные сборы.

    Поступления от региональных налогов могут распределяться между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами. Местные налоги зачисляются в соответствующие мест-ные бюджеты. Отсюда следует, что бюджет, в который зачисляется конкретный налог, не является критерием для отнесения налога к категории федеральных, региональных или местных налогов. Например, налог на прибыль предприятий, являющийся федеральным налогом, частично поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

    В зависимости от характера взимания и использования налоги подразделяются на общие и целевые.

    Налоги, не предназначенные для финансирования конкретного расхода, называют общими. Такими налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на рекламу и др.

    Но в ряде случаев представляется целесообразным введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов бюджета. Поэтому установление целевого налога требует особого механизма взимания средств. Для этого учреждаются дополнительный бюджет и специальные счета учета сумм налога.

    Если для финансирования отдельного мероприятия установлен целевой налог, то проведение мероприятия всецело зависит от этого налога. Целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат вызвана получением определенных доходов. Так, добыча полезных ископаемых вызывает необходимость проведения природно-восстановительных работ, работ по разведке новых месторождений. Поэтому пользователи недр уплачивают целевой налог на восстановление минерально-сырьевой базы.

    Также к целевым налогам следует отнести взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, земельный налог и некоторые другие.

    По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

    Прямыми признаются налоги, которые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ и непосредственно обращены к доходам, имуществу и т. п. Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений). Это примеры прямых налогов.

    Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене товаров, работ и услуг и уплачиваются в процессе их реализации фак-тически покупателем. Следовательно, уплата налога производится опосредованно, через цену товара. В настоящее время к косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

    По периодичности взимания налоги и сборы бывают регулярными и разовыми.

    Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо осуществления плательщиком какого-либо вида деятельности, приносящей доход. Например, подоходный налог с физических лиц и земельный налог взимаются ежегодно, налог на добавленную стоимость — помесячно или поквар-тально.

    Уплата разовых налогов связывается с событиями, не образую-щими системы. Например, уплата таможенной пошлины зависит от факта импорта или экспорта товара. Для конкретного плательщика экспортно-импортная операция может иметь непостоянный, случайный характер. К разовым относится также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

    В зависимости от субъектного состава налоги и сборы подразделяются на три вида:

    уплачиваемые только юридическими лицами (например, налог на прибыль, налог на игорный бизнес);

    уплачиваемые только физическими лицами (налог на доходы, налог на имущество физических лиц);

    смешанные налоги и сборы, уплачиваемые всеми категориями субъектов (транспортный налог, земельный налог, государственная, таможенная пошлина и др.).

    Существует деление налогов и сборов на виды и по другим основаниям.

    knigi.news

    Местные налоги и сборы

    «Об установлении на территории муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад» налога на имущество физических лиц».

    1. Установить на территории муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад» (далее — городское поселение) налог на имущество физических лиц.

    Налог на имущество физических лиц является местным налогом и уплачивается собственниками имущества на основании ст. ст. 12, 15 Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закона РФ от 09 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим решением.

    2. Объектами налогообложения являются находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, расположенные на территории городского поселения.

    3. Установить следующие ставки налога на строения, помещения и сооружения, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям в следующих размерах:

    от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

    — нежилых помещений, используемых для хозяйственных нужд

    — нежилых помещений, используемых для коммерческих нужд

    4. В бюджет городского поселения зачисляются налоги, начисленные на имущество физических лиц, находящихся в пределах границ городского поселения.

    5. Установить, что для граждан, имеющих в собственности имущество, являющееся объектом налогообложения на территории городского поселения, применяются льготы, установленные в соответствии со статьей 4 Закона РФ от 09 декабря 1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

    6. Установить, что порядок исчисления и уплаты налога, осуществляется в соотвествии со статьей 5 Закона РФ от 09 декабря 1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

    7. Настоящее решение вступает в силу с 01 января 2008 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее вступления в силу Закона Московской области, регулирующего порядок решения вопросов местного значения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов населения.

    Глава города Сергиев Посад С. А. Персианов

    Принято решением Совета депутатов

    городского поселения Сергиев Посад

    от 19.09.2007 г. №24/13

    «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад».

    1.Установить на территории муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад» (далее — городское поселение) земельный налог, ставки налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога за земли, находящиеся в пределах границ городского поселения.

    Земельный налог является местным налогом и уплачивается на основании главы 34 Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Решением.

    2. Налогоплательщиками налога признаются оррганизации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения в пределах границ городского поселения.

    3. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах городского поселения.

    5. Установить, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соотвествии с п.п. 3 и 4 настоящего решения и определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территории городского поселения и другого муниципального образования, определяется по каждому муниципальному образованию. При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах городского поселения, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорционально указанной доле земельного участка.

    7. Налогоплательщики — организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащим им на праве собственности или на праве постоянного бессрочного пользования.

    Налогоплательщики физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащим им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.

    10. Налоговым периодом признается календарный год.

    Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся инлдивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

    11. Установить налоговые ставки в следующих размерах.

    1) 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

    — отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;

    — занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно — коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инжинерной инфраструктуры жилищно — коммунального комплекса) или приобретенных (представленных) для жилищного строительства;

    — приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

    2) 0,2 процента в отношении земельных участков, занятых индивидуальными и кооперативными гаражами и овощехранилищами.

    3) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

    12. Установить, что для организация и физических лиц, имеющих в собственности земельные участки, являющиеся объектами налогообложения на территории городского поселения, применяется уменьшение налоговой базы и налоговые льготы, установленные в соотвествии с пунктом 5 статьи 391 и со тсатьей 395 Налогового Кодекса РФ.

    Уменьшить на 25% сумму налога следующей категории налогоплательщиков:

    — пенсионеры по возрасту, женщины по достижению 55 лет, мужчины — 60 лет, в отношении одного земельного участка, предоставленного для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, а также дачного строительства.

    13. Физические лица, уплачивающие налог на основании налогового уведомления, в течение налогового периода уплачивают два авнсовых платежа по налогу до 15 сентября и до 15 ноября. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется как произведение соотвествующей налоговой базы и одной трети налоговой ставки.

    По итогам налогового преиода, до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым приодом, уплачивается сумма налога, определяемая как разница между суммой налога, исчисленной по ставкам, предусмотренным пунктом 11 настоящего Решения, и суммами авансовых платежей по налогу.

    14. Организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей по налогу до 15 мая, до 15 августа, до 15 ноября текущего налогового периода как одну четвертую соотвествующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    По итогам налогового периода, до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым приодом, уплачивается сумма налога, определяемая как разница между суммой налога, исчисленной по ставкам, предусмотренным пунктом 11 настоящего Решения, и суммами авансовых платежей по налогу.

    Налоговая декларация по налогу, а также расчеты сумм по авансовым платежам по налогу предоставляются налогоплательщиками в сроки, предусмотренные статьей 398 Налогового кодекса РФ.

    18. В отношении земельных участков, приобретнных (предоставленных) в собственность физическим и юридическим лицам на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

    В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истичении трехлетнего срока строительства сумма налога, кплаченного на этот период сверх суммы налога, исчисленного с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в установленном порядке.

    В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на осуществление на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода превышающего трехлетний срок строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

    19. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты регистрации права на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

    20. Настоящее Решение вступает в силу с 1 января 2008 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее вступления в силу Закона Московской области, регулирующего порядок решения вопросов местного значения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов городского поселения.

    Глава города Сериев Посад С.А.Персианов
    Принято решением Совета депутатов
    городского поселения Сергиев Посад
    от 19.09.2007 г. № 24/14

    tppspr.ru

    Местные налоги и сборы. Информация об установлении региональных и местных налогов и сборов

    Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

    Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

    Согласно ст. 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

    Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

    Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.

    Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

    Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

    При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

    Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    К местным налогам относятся:
    1) земельный налог;
    2) налог на имущество физических лиц.

    В целях своевременного зачисления региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, в ГРКЦ, РКЦ Главного управления (Национального банка) Банка России, кредитных организациях на территории субъекта РФ органам федерального казначейства Министерства финансов РФ открыт лицевой счет на балансовом счете N40101 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства». На указанном балансовом счете открывается отдельный лицевой счет с символом отчетности банка 02 в 15-м и 16-м разрядах номера лицевого счета.

    Лицевой счет с символом отчетности банка 02 на балансовом счете N40101 открывается Управлению федерального казначейства по субъекту РФ и его отделениям в установленном порядке при условии заключения соглашения между территориальным органом федерального казначейства Министерства финансов РФ и соответствующим органом местного самоуправления об обслуживании исполнения бюджетов муниципальных образований. При этом необходимо учесть, что органами федерального казначейства Министерства финансов РФ должно быть представлено в ГРКЦ, РКЦ Главного управления (Национального банка) Банка России, кредитной организации распоряжение соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления о предоставлении им права на распределение поступающих региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований по нормативам, установленным в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ, а также решениями органов представительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

    С момента открытия органам федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевого счета с символом отчетности банка 02 на балансовом счете N40101 налоги и сборы, подлежащие распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, отдельным платежным поручением налогоплательщика по каждому виду налога в полной сумме зачисляются на указанный лицевой счет. Налоговые органы извещают налогоплательщиков об указанных изменениях.

    Платежные документы на перечисление указанных налогов, находящиеся в картотеке к внебалансовому счету N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и в картотеке к внебалансовому счету N 90904 «Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации», исполняются учреждениями Банка России, кредитными организациями (филиалами) в установленном порядке, и зачисление этих налогов производится на счета, указанные в платежных документах.

    Управление федерального казначейства по субъекту РФ и его отделения не позднее следующего рабочего дня после получения выписки банка по лицевому счету с символом отчетности банка 02 балансового счета N 40101 платежными поручениями перечисляют в пределах остатка средств на этом счете суммы поступивших региональных и местных налогов и сборов по установленным нормативам на соответствующие счета бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований.

    В целях обеспечения оперативного ведения учета региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, выписки по лицевому счету с символом отчетности банка 02 балансового счета N40101 вместе с приложенными экземплярами платежных документов выдаются учреждениями Банка России, кредитными организациями органам федерального казначейства Министерства финансов РФ с последующей передачей этих документов налоговым и финансовым органам субъекта РФ и муниципальных образований.

    Возврат излишне уплаченных или ошибочно перечисленных региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, осуществляется платежными поручениями органов федерального казначейства Министерства финансов РФ на основании заключения налогового органа по форме N 21 о наличии переплаты налогоплательщиком указанного налога, предусмотренного Инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 15 апреля 1994 г. N 26, в пределах остатка средств по этому лицевому счету. Заключение налогового органа о наличии переплаты налогоплательщиком налогов и сборов по форме N 21 в учреждения Банка России и кредитные организации не представляется. Ответственность за обоснованность возврата средств несут налоговые органы.

    Управление федерального казначейства по субъекту РФ представляет органам исполнительной власти субъекта РФ справку о суммах поступивших региональных и местных налогов и сборов, подлежащих распределению между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, и перечисленных на счета бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований в сроки, установленные в соответствии с бюджетным соглашением между соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ и Министерством финансов РФ, а также соглашением, заключаемым между территориальным органом федерального казначейства Министерства финансов РФ и соответствующим органом местного самоуправления об обслуживании исполнения бюджетов муниципальных образований. Ответственность за правильное распределение указанных налогов и сборов, а также за своевременное представление в ГРКЦ, РКЦ Главного управления (Национального банка) Банка России субъекта РФ и кредитные организации платежных поручений на перечисление причитающихся сумм на счета бюджетов соответствующих уровней несут органы федерального казначейства Министерства финансов РФ.

    В связи с поступающими многочисленными запросами от налогоплательщиков и налоговых органов о порядке расчетов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам было выпущено письмо Госналогслужбы РФ от 7 декабря 1998 г. N ШС-6-01/865 «О некоторых особенностях расчетов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам».

    Этим письмом еще раз отмечается, что право на установление местных налогов и сборов на подведомственных территориях предоставлено представительным органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления своими решениями о введении местных налогов и сборов утверждают положения о порядке исчисления и уплаты таких налогов, которыми определяют круг налогоплательщиков, решают вопросы предоставления льгот отдельным категориям плательщиков.

    Кроме того, п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. В подпункте 4 п. 3 ст. 15 этого Закона указано, что установление местных налогов и сборов находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления.

    В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 21 марта 2005 г.) (далее — ГК РФ) местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

    Согласно ст. 55 ГК РФ юридическое лицо может иметь обособленные подразделения (представительства, филиалы), расположенные вне места его нахождения. Пунктом 3 этой же статьи определено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами и должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

    В практике работы налоговых инспекций бывают случаи, когда юридическое лицо, зарегистрированное на территории (город, район) одного субъекта РФ, фактически находится на территории другого и, ссылаясь на вышеуказанную статью ГК РФ, считает, что не обязано уплачивать местные налоги по своему фактическому местонахождению (осуществлению деятельности).

    Такая постановка вопроса юридическим лицом является неправомерной, поскольку п. 1 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.

    Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и законами ее субъектов налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

    Таким образом, филиалы, представительства или другие обособленные подразделения юридического лица, составляющие отдельный баланс, имеющие в банке или ином кредитном учреждении текущий счет, являются самостоятельными плательщиками налогов, а за филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и текущего счета, расчеты по исчислению и уплате местных налогов и сборов осуществляет юридическое лицо (головное предприятие).

    Если из общего объема налогооблагаемой базы невозможно определить ее размер по каждому отдельному структурному подразделению (филиал, представительство и др.), то общая сумма выручки от реализованной продукции (работ, услуг) юридическим лицом распределяется по структурным подразделениям. Основой распределения является численность работающих в данном филиале или представительстве граждан или фактически начисленная сумма заработной платы, а затем от этой доли исчисляется сумма налога исходя из размера ставки, утвержденной органом местного самоуправления на подведомственной ему территории.

    Исходя из расчета долю начисленного налога на каждый филиал, по согласованию с исполнительной властью территорий, где расположены филиалы, головное предприятие перечисляет в согласованные сроки в соответствующие бюджеты.

    psyera.ru

    Читайте так же:  Документ из приказа 1280

Обсуждение закрыто.