Что нового в законе о торговли

Что нового в законе о торговли

Приближение побочных эффектов

Федеральный экспертный центр «Платформа», специализирующийся на социологии и сценарных разработках, завершил исследование, посвященное влиянию на продовольственный рынок принятых в прошлом году поправок в закон о торговле. Исследовательский проект реализуется при поддержке Союза потребителей России. Результаты получены на основе опросов значительной группы специалистов в сфере ретейла и среди компаний-поставщиков продовольствия, а также учитывают данные количественной социологии — опросов населения, проводимых «Платформой» ранее.

Госрегулирование самоотрегулировали

Одним из ключевых выводов стала констатация того, что рынок в целом адаптировался к поправкам и находится в стабильном равновесии, сохраняет потенциал развития и привлекательность для инвесторов.

Благодаря зрелости и устойчивости рынка, его участники смогли самортизировать побочные последствия административного регулирования, используя накопленный в отрасли опыт рыночного саморегулирования. Кроме того, к компромиссным решениям подталкивают общеотраслевые риски, связанные с падением потребительского спроса.

Отправка «пакета»

Целью поправок в закон о торговле было оказание поддержки поставщикам продовольствия. В качестве инструмента использовалось административное регулирование процедур, определяющих финансовые и другие отношения поставщиков с ретейлерами.

Были законодательно сокращены отсрочки оплаты ретейла за уже поставленные продукты, ограничен размер вознаграждения ретейлерам от поставщиков за ускоренный оборот товара (ретро-бонусы). При этом общая доля услуг ретейлеров поставщикам, включая логистику, упаковку и продвижению продукции, не должна превышать 5 процентов (ранее — 10 процентов) в цене товара.
Законодатели рассчитывали также, что эти меры окажут положительное воздействие на цены для потребителей.

На рынке фейерверка не ожидается

Оценивая эффект принятых поправок, эксперты практически едины в том, что поправки в закон о торговле, вступившие в силу с января 2017 года, не оказали определяющего влияния на рынок продовольствия.

Отдельные эксперты, характеризуя поправки, на первый план выдвигают функцию «инструмента давления на сектор экономики» (эксперт — представитель ассоциации потребителей). На практике закон не привел к заметному перераспределению влияния на продовольственном рынке. Он не стал для рынка фактором прогресса или регресса.

Исходно создав отдельные преференции для поставщиков, закон не вызвал существенных негативных последствий для ретейла. Незначительность последствий вызвала недоумение у части экспертов, не обнаруживших у закона очевидных бенефициаров.

Флуктуации на стыке поставщиков и ретейлеров

Еще одна часть экспертов указывает на стык рабочего взаимодействия поставщиков и ретейлеров, полагая, что на этом «пятачке» сосредоточены видимые эффекты поправок.

Из них некоторые плюсы для себя могут извлечь поставщики. В частности, сокращение сроков оплаты поставок со стороны ретейла дает им возможность оптимизировать оборотный капитал и ослабить зависимость от рынка кредитов. Соответственно, поле финансового маневра несколько сузилось для ретейла, считает эксперт от розничной компании, так как до начала действия поправок «отсрочка платежей поддерживала их финансовые показатели».

По промежуточной отчетности не прослеживается негативного влияния на финансовые показатели. Фиксируется небольшой рост у продуктового ретейла, и несколько более высокий у компаний-поставщиков.

Среди опрошенных поставщиков и ретейлеров практически никто не назвал свою сторону благоприобретателем, считая выигравшими своих контрагентов.

Что получили потребители

Для интересов конечного потребителя поправки оказались нейтральными. Опрошенные эксперты рынка не наблюдают сокращения привычного для покупателей ассортимента. Цены на продукты меняются под определяющим влиянием инфляции, а не собственных действий участников рынка.

Напротив, действия ретейлеров эксперты комментируют как сопротивление давлению инфляции. Торговые сети предпочитают компенсировать потери, оптимизируя бизнес-процессы. Задействовать инструменты торговой наценки сейчас не в интересах ретейла, которому важнее не оттолкнуть потребителя. «По факту мы видим, что цены выросли не больше, чем на размер инфляции — которую ретейлеры, ввиду обострившейся конкуренции, сдерживают еще сильнее», — сообщает эксперт от розничной торговли.

Ряд эскпертов-поставщиков отмечает некоторое снижение потребительских цен на их продукцию: «Во всяком случае, по нашей группе товаров — бакалейной продукции — мы даже видим снижение цен в розничной торговле».

Рынок на развилке — перед лицом отсроченных рисков

Значительно большую тревогу среди специалистов вызывают идеи усилить регулирование отрасли за счет дальнейшего административного воздействия, в частности, регулирования ценовых надбавок, установления потолка цен и прочие.

Стоит иметь в виду, что реальный разброс только опубликованных на данный момент взглядов на административное регулирование значительно шире. Лоббистское противоборство может результироваться в пакете плохо согласованных между собой поправок. «Закон — лекарство понятное, — комментирует эксперт. — Но неизбежные побочные эффекты существенно мешают выздоровлению». В этом случае возможны серьезные дисбалансы на рынке.

В экспертных сценариях названы вероятные последствия. Среди негативных последствий средней тяжести — распад конкурентных механизмов с общей деградацией отрасли; разрыв логистических и торговых связей с исчезновением национального рынка продовольствия; вымывание из торгового оборота целых товарных групп и заполнение прилавков низкокачественными продуктами. А в самом тяжелом варианте прогнозируется переход к «венесуэльскому сценарию».

Ситуация на рынке продовольствия все еще остается в движении, так как последствия поправок проявляются с неодинаковой скоростью. Но более медленные сдвиги могут оказаться не только более неожиданными, но и более серьезными и долгосрочными.

После того как «сетям ограничили ретро-бонусы, многие от них вообще отказались», говорит представитель розницы. Под влиянием снижения покупательского спроса, сети с осторожностью берутся за продвижение незнакомых покупателю товаров.

Традиционно ретейлеров мотивируют к ускорению оборота своей продукции поставщики, возвращая сетям часть уже внесенной оплаты в виде ретро-бонуса. Но мотивация ретейла понизилась из-за двойного ограничения размера оплаты их услуг: как совокупной платы за сервис, так и специально ретро-бонуса.

Мотивируется только консерватизм ретейлеров в отборе поставщиков и обновлении ассортимента. Часть экспертов полагает, что в этом случае конкурентные механизмы рынка будут серьезно ослаблены. В результате затруднится выход на рынок новых производителей и поставщиков продовольствия.

Из-за отложенных рисков непредвиденные последствия только начинают разворачиваться. Побочные следствия поправок могут ударить по тому самому рыночному сегменту, который эти поправки должны были поддержать.

Специалисты рекомендуют взять паузу

Уточненная оценка рынка, учитывающая полные итоги 2017 года, станет возможна после публикации компаниями годовой финансовой отчетности. Появятся также данные о том, как административное регулирование повлияло на инвестциклы и планы развития участников рынка. Эксперт, крупный ретейлер подтверждает, что на серьезные вложения «компании пойдут, когда будут понимать, что правила игры хоть какое-то время неизменны».

Многие опрошенные специалисты полагают, что частые изменения в правовом поле ухудшают положение вне зависимости от содержания поправок. Законодательная лихорадка препятствует долгосрочному видению рынка и планированию, она раскачает негативные ожидания и вызовет отток инвестиций.

Потребует времени анализ постепенно дающих знать о себе отсроченных рисков, которые могут оказаться более серьезными, чем представляется. Коррекция рыночной ситуации, чтобы не усилить уже возникшие риски, должна учесть вероятность перекрестных эффектов между предлагаемыми и действующими нормами.

Чаще всего оптимальной контрольной точкой опрошенные эксперты называли осень 2018 года. Законодательную паузу до следующей осенней сессии рекомендуют взять, подчеркивая социальное значение рынка продовольствия, требующее осмотрительности в электоральный период.

Всероссийский опрос, проведенный в апреле 2017 года, позволяет оценить последствия нарушения установившегося на рынке баланса для большинства населения. Сегодня 65 процентов жителей страны покупают в сетевых магазинах хлеб, молочные продукты, муку, крупы, макароны и другие необходимые продукты.

Покупатели довольно требовательны к торговле как «миру потребления». Их предпочтения на рынке продовольствия не описываются как приоритет цены. Это более сложный комплекс значимых параметров. Ради сокращения цен мириться с падением качества продуктов не готовы 88 процентов граждан России, с ухудшением качества обслуживания — 83 процента, с дефицитом продуктов первой необходимости — 80 процентов. На этом фоне упрощенные административные решения могут дать обратный социальный эффект.

Читайте так же:  Налоги индивидуального предпринимателя в 2014 году

m.lenta.ru

Юридические услуги в Москве

Наша группа состоит из 26 квалифицированных юристов различной специализации.

Моя задача — гарантировать 100% выполнение обязательств, взятых на себя нашей юридической фирмой.

Именно поэтому мы подробно и бесплатно изучаем ситуацию и документы клиентов до заключения договора.

Это позволяет нам осознанно и осмотрительно браться только за те дела, в которых мы действительно сможем Вам помочь.

С уважением, Управляющий партнер Борисков Сергей Викторович.

Важные изменения в Законе о торговле с 1 января 2017 года.

С 15 июля 2016 года вступили в силу масштабные изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле), внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 273-ФЗ (далее — Закон N 273-ФЗ) .

Основные изменения коснулись: терминов и определений, порядка доступа к информации об условиях отбора контрагентов; совокупного размера ретробонуса и платы за оказание услуг по продвижению товаров и иных подобных услуг; сроков и порядка оплаты товаров; запрета на взимание/внесение дополнительных плат и возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров; уточнения антимонопольных требований, предусмотренных ст. 13 Закона о торговле.

Кроме того, в связи с вышеизложенными изменениями в Законе о торговле были внесены изменения и в КоАП.

Так, новая редакция ч. 1 ст. 4.5 КоАП устанавливает, что сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о торговле составляет 1 год, вместо 2 месяцев, установленных ранее.

В части 5 ст. 14.40 и части 2-6 ст. 14.42 КоАП предусмотрена ответственность не только за включение условий в договоры, но и за исполнение (реализацию) условий договоров, нарушающих требования Закона о торговле.

За нарушение вышеуказанных положений Закона о торговле предусмотрены административные штрафы в размере от 20 000 до 50 000 рублей на должностных лиц и от 1 000 000 до 5 000 000 рублей на юридических лиц. Кроме того, правонарушение по ч. 6 ст. 14.40 КоАП предлагается наказывать не только штрафами, но и дисквалификацией должностных лиц.

Обратите внимание, что Федеральная антимонопольная служба в июле 2016 выпустила письмо, отражающее точку зрению Службы на внесенные в Закон о торговле изменения.

В частности, ФАС изложила свое мнение в отношении порядка установления ретробонуса в договоре поставки, а также цены договора оказания услуг по продвижению товаров, и уточнила ситуации, при которых отклонение будет рассматриваться антимонопольным органом в качестве дискриминационных условий, нарушающих требования ст. 13 Закона о торговле.

Что вам необходимо сделать?

Согласно внесенным изменениям с 1 января 2017 года условия договоров, заключенных до 15 июля 2016 года, противоречащие редакции Закона N 273-ФЗ,применяться не могут и будут признаны утратившими силу, а договоры, заключаемые с 15 июля 2016 года, должны изначально соответствовать Закону о торговле в редакции Закона N 273-ФЗ.

Следовательно, лицам, участвующим в отношениях, связанных с поставками продовольственных товаров, РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

осуществить проверку заключенных до 15 июля 2016 договоров поставки продовольственных товаров и договоров об оказании услуг на предмет их соответствия новым положениям Закона о торговле и при необходимости внести в них изменения в срок до 1 января 2017 года;

разработать формы договоров, соответствующих новым требованиям Закона о торговле, или внести необходимые изменения в ранее разработанные формы договоров в целях их заключения с контрагентами после 15 июля 2016 года.

www.etalon-cons.ru

Ритейлеры попросили заморозить новые поправки закона о торговле

Москва. 21 февраля. INTERFAX.RU — Ритейлеры предлагают отказаться от изменений закона о торговле до того, как будут проанализированы последствия поправок, принятых в 2016 году и ограничивших размер бонусов и вознаграждений, которые сети могут взимать с поставщиков.

В качестве альтернативы усилению госрегулирования ритейлеры предлагают механизмы саморегулирования, работа над которыми была приостановлена во время принятия последних поправок.

«На наш взгляд, необходимо любые новые инициативы заморозить до окончательного анализа и официального разбора последствий принятия закона 2016 года, и приоритет отдать исключительно теме саморегулирования», — сказал глава московского представительства Metro AG Алексей Григорьев, выступая на площадке АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли, объединяет крупнейших ритейлеров, работающих в России).

«Сейчас важно адаптировать Кодекс добросовестных практик к новому закону, надо усовершенствовать существующую модель механизма саморегулирования. И самое главное, что нужно участникам рынка, — четкая государственная стратегия в отношении торговли», — отметил он. Кодекс добросовестных практик — свод правил, которые АКОРТ и ассоциации поставщиков договорились соблюдать в 2012 году. В 2016 году, после принятия поправок в закон о торговле, действие кодекса было приостановлено.

По словам Григорьва, адаптацией кодекса к требованиям обновленного закона о торговле занимается рабочая группа в рамках Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (объединяет ассоциации сетей и поставщиков). Работа над механизмами, которые бы обеспечили соблюдение кодекса, идет в координации с Федеральной антимонопольной службой, сказал Григорьев.

«Уже представлены в антимонопольную службу предложения по Совету рынка, согласованные на определенном уровне между поставщиками и торговыми сетями. Они как раз предусматривают определенную роль государства, но, скорее, как наблюдателя и партнера. Совместно с рядом поставщиков мы исходим из того, что, это должно быть именно саморегулирование, а не регулирование государством, которое накладывается на саморегулирование. Мы считаем, что государство должно наблюдать, оно должно участвовать в процессе обсуждения как партнер, но если участники рынка договорились между собой в рамках законодательства, то государство должно им дать возможность жить по этим правилам. В этом и заключается смысл той концепции Совета рынка, предложенной группой торговых сетей и определенной группой поставщиков Федеральной антимонопольной службе. Рассчитываем, что концепция будет сейчас прорабатываться в ходе дальнейших дискуссий по этой теме», — сообщил он.

«По нашим предложениям, Совет рынка мог бы состоять из двух равноправных палат — это палата торговых сетей и палата поставщиков. Может быть также создан некий координирующий орган, или консультативный, в котором участвовали бы представители государства, которые имели бы возможность наблюдать, принимать участие в обсуждении, но решения в рамках саморегулирования должны принимать все же сами участники рынка», — добавил А.Григорьев.

Поправки не сработали

Поправки в закон о торговле, принятые в середине 2016 года, не сработали так, как задумывалось, а многие риски, связанные с изменениями в отношениях ритейлеров и поставщиков, реализовались, считают в АКОРТ.

Поправки в отраслевой закон были приняты летом 2016 года: с середины июля ритейлеры и поставщики были обязаны заключать договоры на новых условиях, а до 2017 года — привести в соответствие с законом все текущие договоры.

В обновленном законе ограничен совокупный размер выплат, которые ритейлеры могут взимать с поставщиков, на уровне 5% от стоимости объема поставки (включая плату за маркетинговые услуги и логистические услуги). Раньше был ограничен только ретробонус (вознаграждение за объем поставки) — на уровне 10%. Размер выплат за маркетинг и логистику не регулировался. Закон в новой редакции также сократил отсрочку платежей за поставленный товар — до 8-40 дней (с 10-45 дней, согласно предыдущей версии закона), в зависимости от его срока годности.

По словам Григорьева, ключевые разъяснения новой правоприменительной практики от ФАС участники рынка получили только в ноябре 2016 года, а к 1 января 2017 года ритейлеры и поставщики уже должны были привести свои договоры в соответствие новым требованиям. «Пришлось переводить контракты буквально в считанные недели», — утверждает он.

Читайте так же:  Приказ об утверждении официального сайта

Обсуждая последствия поправок еще до их принятия, ритейлеры предупреждали о рисках роста цен, сокращения ассортимента и количества новых брендов, а также о негативных последствиях для малого и среднего бизнеса — из числа как ритейлеров, так и поставщиков, напомнил он. Фактически все эти риски реализовались — за исключением роста цен, поскольку сети сдерживали инфляцию на «приемлемом» уровне.

«Мы видим, что по достижении тех целей, которые были заявлены для закона и указывались его инициаторами в пояснительной записке, где говорилось о защите навязывания поставщикам невыгодных условий, об укреплении продовольственной безопасности, о прекращении так называемого беспроцентного кредитования торговых сетей в ущерб интересам поставщиков, об обеспечении условий справедливой конкуренции, — однозначный вывод об успешности достижения этих целей дать сложно», — заявил А.Григорьев.

«Более того, мы видим, что поставщики из-за того, что был сильно ограничен маркетинг, лишились возможности управлять продвижением своих товаров в торговых сетях. Второе, что мы видим — в силу того, что упомянутые маркетинговые инструменты ушли, торговые сети действительно начали проявлять сдержанность в отношении ввода новых товаров в ассортимент: нет возможности делить риски вместе с поставщиками и производителями в случае, если товар «не пойдет». Третье — из-за ограниченной возможности делить маркетинговые риски, торговые сети начали больше ориентироваться на маржинальность товаров, если, конечно, это не происходит в ущерб трафику, который и так пострадал в условиях кризиса. Соответственно, у нас получилась ситуация, когда мы все были вынуждены оптимизировать ассортимент», — отметил он.

«Поэтому сложилась ситуация, когда сложно утверждать, что закон достиг своих целей. Наоборот, те риски, о которых мы предупреждали — они сбылись. Какой риск, к

счастью, не реализовался, — это риск повышения цены. Наоборот, сети сработали на удержание инфляции на приемлемом уровне На наш взгляд, к сожалению, закон о торговле сработал не так, как хотелось и как планировалось его инициаторами. К сожалению, мы видим, что в отсутствие официальной объективной оценки последствий этого закона сейчас предпринимаются новые инициативы по дальнейшему регулированию сферы торговли — вы прекрасно знаете, что уже внесен законопроект по запрещению возвратов продовольственной продукции, есть и другие законодательные инициативы. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда одна законодательная инициатива реализована, мягко говоря, не самым эффективным образом, и тут же она транслируется в новые цели, которые способны создать новые шоки для продовольственного рынка. Это тот риск, который мы сейчас видим. На наш взгляд, необходимо любые новые инициативы заморозить до окончательного анализа и официального разбора последствий принятия закона 2016 года, и приоритет отдать исключительно теме саморегулирования», — сказал А.Григорьев.

Возвратов не нужно

В настоящее время в Госдуме находится законопроект, запрещающий ритейлерам возвращать непроданные продовольственные товары поставщикам. Предполагается, что законопроект будет рассмотрен в первом чтении в марте.

По данным сайта Госдумы, законопроект «О внесении изменений в статью 5 федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» был зарегистрирован 16 января. Авторами законопроекта являются группа депутатов во главе с Ириной Яровой и сенатор Сергей Лисовский.

Действующий закон о торговле запрещает сетям навязывать поставщикам условия о возврате товаров, не проданных по истечении определенного срока (за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством).

Законопроект заменяет эту норму запретом заключать договоры, содержащие условие о возврате поставщикам товаров, не проданных по истечении определенного срока.

Дискуссия о необходимости запрета возвратов началась с поставок хлеба, и крупные ритейлеры начали добровольно отказываться от практики возврата непроданного хлеба и хлебобулочной продукции. В конце 2016 года АКОРТ договорилась с хлебопеками об оптимизации заказов и поставок хлебобулочной и мучнисто-кондитерской продукции.

«Мы запускали пилотные проекты с российской ассоциацией пекарей и кондитеров, и наши компании участвовали в этих пилотных проектах, мы очень аккуратно, детально входили в цепочки движения товаров и разбирались, что там происходит, откуда образуются нереализованные остатки продукции, и обнаружили очень много интересного. Обнаружили, например, что крупные хлебные заводы в нынешних экономических условиях попали в очень сложную ситуацию, когда они не в состоянии гибко реагировать на спрос потребителей на новые виды продукции. Это огромное, массивное и уже во многом модернизированное производство, которое настроено на выпуск стандартных продуктов», — сказал журналистам директор по развитию АКОРТ Юрий Борисов.

«Оказалось, что определенной «бомбой» в истории с возвратами хлеба стало введение длинных январских праздников Важно было перед длинными каникулами загрузить в магазин как можно больше продукции. Первое недовольство возникло тогда, когда оказалось, что ожидания менеджеров с двух сторон не совпадают с предпочтениями покупателей. Именно эти возвраты, которые начали происходить в январе, и спровоцировали острое недовольство хлебопеков», — добавил он.

Проблему удается решать с помощью саморегулирования: компании стали по-другому формировать заказы, договаривались об изменении частоты поставок, сказал Борисов.

АКОРТ выступает против государственного регулирования практики возвратов хлеба и продовольственных товаров в целом. «Мы не считаем, что здесь нужно законодательное регулирование. Задачу общего сокращения потерь пищевой продукции по всей цепочке мы поддерживаем и более того, мы в этом направлении тоже участвуем. Считаем, что нужна совместная работа, а не применение законодательного «молота», — отметил директор по развитию ассоциации.

www.interfax.ru

Новый закон «О торговле» в 2017 году

В экономической сфере на всей территории России существует ряд обязательных правил и норм ведения торговли. Их регулирует ФЗ № 381, принятый в 2009 году. С того времени произошло много изменений в экономике – как в нашей, так и зарубежной. Чтобы закон не отставал от существующих реалий, были внесены правки в закон о розничной торговле, которые будут действовать в 2017 году.

Изменения в законе «О торговле» 2017

Внесено дополнение в определение «торговая сеть»: в настоящее время так называются ещё и объекты в собственности у хозяйствующего субъекта (или нескольких, входящих в одну группу лиц).

Группой лиц с точки зрения закона считается объединение физ. и/ или юр. лиц, характеризующихся группой признаков (или хотя бы одним из них). Они подробно описаны в девятой статье ФЗ «О защите конкуренции».

Раньше термин подразумевал объекты, находящиеся в совместном руководстве; использующиеся под одним коммерческим названием или же другим средством индивидуализации.

С учётом того, сколько ТС (торговых сетей) появилось в нашей стране в последние годы, корректив был необходим. Он позволяет регулировать деятельность предприятий, раньше не входивших в дефиницию «торговая сеть».

Тринадцатая статья претерпела изменения. Уточнены антимонопольные правила. Поставщикам и компаниям-продавцам нельзя передавать продукцию другим лицам с целью реализации, но без уступки права собственности. Кроме заключения, запрещена и реализация подобных сделок.

В список запрещённых входит договор:

Под «смешанным» понимается соглашение, заключающее в себе части всех или некоторых вышеназванных договоров. Однако такие сделки возможны между участниками одной группы лиц или хоз. субъектами (ХС), являющимися торговой сетью.

Эти требования не относятся к ХС, годовая выручка которых не превышает 400 млн рублей.

Вторая статья закона пополнилась десятым пунктом – возникло понятие «услуги по продвижению товаров». Данное определение относится к продуктам питания (сюда включены и напитки, в том числе алкогольные, а также БАДы) и различным способам их продвижения (включая специальную выкладку на прилавках).

Этот корректив логично следует за предыдущим, касающимся торговых сетей. Вслед за их широким распространением в России у производителей продовольственных товаров появилась необходимость в активном продвижении своего продукта на рынке. Теперь эта деятельность также подконтрольна государству, так как прописана в законе.

Читайте так же:  Правила переноса слова пальто

Закон о торговой деятельности: торговые сети и продовольственные товары

Преобразования затронули девятую статью ФЗ-381, где прописаны права и обязанности ХС, занимающихся реализацией продовольствия. Теперь торговое предприятие и фирма-поставщик обязаны предоставлять друг другу отчётные сведения только одним способом: выкладывая их на собственном сайте.

С распространением интернета и его постоянным использованием во всех деловых сферах появилось возможность моментально выкладывать информацию в открытом доступе. Таким образом, из первой и второй части статьи было убрано условие предоставлять запрашиваемые сведения в течение 14 дней после получения запроса.

Наиболее серьёзные изменения претерпел четвёртый пункт данной статьи. Теперь размер вознаграждения, которое ТС получает от поставщиков продовольствия, законодательно понижен с десяти до пяти процентов. Точнее, он по-прежнему остался предметом согласования двух сторон, но его максимальный процент стал в два раза меньше. Данный ретро-бонус фирме-продавцу положен за приобретение определённого количества продукции.

Процент вознаграждения снизили, чтобы производители могли вкладывать деньги в усовершенствование своего бизнеса, а не растрачивать их на чрезмерно большие премии для ТС. Мера была принята с целью защиты не только производителей товаров, но и покупателей: при ограничении суммы ретро-бонуса есть надежда и на ограничение конечной стоимости товаров.

Как уже было сказано выше, за прошедшие годы появилось такое явление, как услуги по продвижению товаров. Поэтому сегодня вознаграждение торговой сети положено не только за покупку товаров у конкретной компании, но и за продвижение, включая логистику.

фото с сайта thenounproject.com

Сегодня сетям нужно делать больше, чем в 2009 году (одним приобретением товаров у поставщиков их деятельность давно не ограничивается), а процент бонуса за осуществляемую деятельность стал меньше. Выплата других видов вознаграждения, кроме прописанных в законе, запрещается.

Расчет вознаграждения проводится без учёта НДС. Не учитывается и стоимость акциза в случае с подакцизными товарами. Эти два критерия также влияют на понижение размера ретро-бонуса. Теперь ТС придётся не просто смириться с изменениями в законе о торговле, но и осуществить переход к новому ведению бизнеса. Это значит, что придётся вносить коррективы в договоры с поставщиками, чтобы все документы соответствовали букве закона.

Поставщики не должны платить продавцам за то, чтобы те приобретали именно у них и чтобы их продукция была в большем количестве на прилавках. А компаниям-продавцам нельзя принимать такую «финансовую помощь», а также обязывать другую сторону возместить ущерба за утрату или повреждение товаров, если поставщики в этом не виноваты.

Изменения коснулись и той части закона о розничной торговле, где прописаны сроки оплаты поставщикам.

ya-i-zakon.ru

Новое в законе о торговле

Торговля представляет собой важнейшую отрасль хозяйства. Оборот товаров, осуществляемый как в пределах государства, так и на международном рынке, является основной составляющей государственной экономики. И тем не менее, торговля не является экономически устойчивой отраслью. Учитывая стремительно меняющуюся экономическую обстановку в стране, закон о торговле требует регулярного внесения актуальных изменений.

Новый закон о торговле

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ принят Госдумой 18 декабря и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Рассматриваемый закон вступил в силу 28 декабря того же года.

Действительный нормативный акт состоит из 5 глав и 22 статей. Как и остальные Федеральный законы Российской Федерации, ФЗ-381 регулярно претерпевает серию необходимых поправок. Последние поправки в действительный документ введены 3 июля 2016 года. Изменения, введённые таким образом в ФЗ о торговле, с 1 января 2017 года вступили в силу.

Положения рассматриваемого нормативного акта регламентируют финансово-экономические, юридические и социальные отношения, возникающие в сфере торговли. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы федерального упорядочивания торговой деятельности на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон о торговле преследует следующие цели:

  • Обеспечение синтеза субъектов экономического пространства РФ посредством установления свода правил в сфере торговли;
  • Содействие расширению экономических связей для удовлетворения потребностей экономических отраслей;
  • Гарантия соблюдения юридических прав участников торговой деятельности;
  • Разделение полномочий органов государственной и региональной власти в отношении торговли.
  • Нормативы, установленные действительным законом о торговле, не относятся к отношениям, сформированным в результате:

    • Внешней торговли;
    • Организации торгов;
    • Сбыта продукции на рынках в розницу;
    • Приобретения и продажи акций, недвижимости, тепловой и электрической энергии.
    • Основные понятия

      В перечень основной терминологии, используемой в настоящем Федеральном законе о торговле входят следующие понятия:

    • Торговая деятельность (торговля) — вид деятельности, заключающейся в покупкой и реализацией товаров;
    • Оптовая торговля — скупка или продажа товаров большими партиями;
    • Розничная торговля — продажа или приобретение товаров в единично экземпляре или небольшими партиями для личных целей;
    • Торговый объект — место, предназначенное для демонстрации и реализации продаваемой продукции;
    • Стационарный торговый объект — ТО, располагающийся в здании;
    • Нестационарный торговый объект — мобильный или передвижной ТО;
    • Торговая сеть — комплекс из двух и более ТО, принадлежащих определённому субъекту или субъектам, согласно положениям Федерального закона «О защите конкуренции»;
    • Продовольственные товары — съестные продукты, алкоголь и напитки;
    • Услуги по продвижению товаров — услуги в сфере рекламы с целью продвижения в условиях рынка той или иной продукции.
    • Полный перечень используемой в ФЗ-381 терминологии предоставляется в ст. 2 настоящего Федерального закона.

      В целях детального изучения положений рассматриваемого закона необходимо ознакомиться с его текстом. Актуальный текст Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» N 381-ФЗ в последней редакции можно скачать по ссылке:

      Поправки в закон о торговле

      Последние существенные поправки в Федеральный закон о торговле внесены 3 июля 2016 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» N 273-ФЗ.

      Согласно действительным поправкам, текст пункта 4 статьи 9 гласит, что хозяйствующему субъекту может быть начислено денежное вознаграждение за осуществление необходимых операций по предоставлению продовольственных товаров. Сумма вознаграждения определяется и согласовывается сторонами-участниками торговли.

      Поправками, внесёнными в статью 13 действительного Федерального закона, уточняются запреты, наложенные в отношении субъекта-хозяина. Хозяйствующее предприятие, поставляющее продовольственные товары, не уполномочено:

    • Нарушать постановления действующего нормативного акта «О защите конкуренции»;
    • Неправомерно завышать или занижать цены;
    • Запрещать контрагенту сотрудничать с другими поставщиками;
    • Блокировать другим поставщикам возможность внедрения в рыночные отношения.

    Отсрочка платежа по закону о торговле

    Согласно поправкам, внесённым в часть 7 рассматриваемой статьи, её текст постановляет, что срок оплаты продовольственных товаров определяется следующим образом:

  • Товары с небольшим сроком годности (до 10 дней) оплачиваются не позднее 8 рабочих дней с момента их поставки;
  • Продовольствие со средним сроком годности (от 10 до 30 дней) оплачивается в течение 25 календарных дней;
  • Товары, срок годности которых превышает 30 дней, должны быть оплачены в течение 40 календарных дней с момента их получения.
  • В сравнении с показателями прошлогодних лет, максимальные сроки по рассрочке за уже поставленный товар уменьшены на 5-10 календарных дней.

    Главным критерием рассрочки являются сроки допустимого хранения поставляемой продукции. Таким образом отношения поставщика с получателем становятся более прозрачными, что позволяет сделать сам торговый процесс более качественным.

    Выездная торговля

    Выездная торговля — деятельность, строго регламентируемая настоящим нормативным актом. В первую очередь, передвижное сооружение, на котором располагается товар, не должно препятствовать автомобильному движению и представлять опасность для здоровья и жизней покупателей.

    У продавца-реализатора должен быть в наличии сертификат соответствия или декларация, позволяющая ему заниматься торговой деятельностью. В большинстве случаев вся необходимая документация предоставляется реализатору поставщиком товаров или хозяином передвижной лавки.

    Передвижное сооружение должно соответствовать техническим и санитарным нормам. В случае нарушений, лицо, осуществляемое деятельность в рассматриваемой сфере, будет призвано к ответственности в соответствии с положениями действительного закона.

    210fz.ru

    Обсуждение закрыто.