Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

Что делать если страховая насчитала мало по осаго

Что делать, если страховая мало заплатила по ОСАГО?

Случаи с занижением страховых выплат участились. Практически 90% пострадавших сталкиваются с занижением страховых компенсаций. В этой статье вы найдете подробную инструкцию, которая поможет вам в решении этого вопроса.

Вы разобрались с ДТП и без опоздания подали документы для страхового возмещения. Но сумма страховой выплаты оказалась несоответствующей: вместо ожидаемых 20 тысяч рублей на ваш счет поступило всего лишь 8 тысяч. С такими жалобами обращаются 90% пострадавших. Страховая компании не доплачивают очень часто. Но восстановить справедливость возможно.

Главное – не паникуйте, а следуйте нашим рекомендациям.

НЕ ТОРОПИТЕСЬ ПРИВОДИТЬ В ПОРЯДОК АВТОМОБИЛЬ.

Тише едешь – дальше будешь! Дождитесь страховой выплаты, дабы удостовериться в ее правильности и полноценности.

ОБРАТИТЕСЬ В СТРАХОВУЮ КОМПАНИЮ С ЗАЯВЛЕНИЕМ О ВЫДАЧЕ СТРАХОВОГО АКТА

Если сумма выплаты по ОСАГО маленькая, то обращайтесь снова в страховую компанию. Помимо акта о страховом случае вы должны получить приложение об акте осмотра поврежденного автомобиля с заключением независимой экспертизы (оценки)

ЗАКАЖИТЕ НЕЗАВИСИМУЮ ЭКСПЕРТИЗУ УЩЕРБА

Независимые специалисты также попросят справку о ДТП и акт осмотра страховой компании, чтобы составить новый расчет стоимости авторемонта. Страховой компании также необходимо сообщить о дате и времени проведения повторной экспертизы. Специалисты «ДТП ПОМОЩЬ» бесплатно проведут независимую экспертизу с объективной оценкой даже скрытых повреждений. Не бойтесь обращаться к профессионалам! Это лучший способ получить справедливую выплату.

НАПИШИТЕ В СТРАХОВУЮ КОМПАНИЮ ДОСУДЕБНУЮ ПРЕТЕНЗИЮ С ТРЕБОВАНИЕМ ВЫПЛАТИТЬ НЕДОПЛАЧЕННОЕ СТРАХОВОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ.

Независимое заключение о нанесенном ущербе – основание для требования доплаты у страховой компании.

Требование – общеизвестный образец на имя директора страховой компании. В нем вы указываете причину обращения и предполагаемую сумму компенсации. Не забудьте добавить новую экспертную оценку ущерба, указать номер полиса, данные автомобиля и чеки. Можно воспользоваться таким образцом

Если в течение 10 дней вам отказано в выплате или страховая компания не доплатила вам, смело двигайтесь дальше.

На заметку! В соответствии с п. 70 (Правила ОСАГО) в течение 30 дней с момента получения всех необходимых документов, страховая компания обязана либо заплатить по ОСАГО, либо направить отказ в выплате страхового возмещения.

ПОДАЙТЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ В СУД.

Помните, что прежде чем подавать заявление в суд, страховая компания должна отказать в вашем требовании. К судебному заявлению необходимо приложить:

  • Документы на транспортное средство.
  • Копии документов из ГИБДД.
  • Акт о страховом случае.
  • Акты осмотров транспортного средства.
  • Отчет об оценке возмещения ущерба страховой компанией.
  • Заключение независимого эксперта.

Краткая схема действий в случае повторной страховой компенсации

Совет! Даже если ваша позиция очевидна, помощь знающего юриста повысит шансы удовлетворительного завершения дела. А скорость выплаты возмещения будет зависеть от этапа привлечения к спору специалиста.
После подачи документов судебный процесс может также затянуться на некоторое время, может быть назначена еще одна экспертиза.

Почему страховая компания насчитала так мало денег? Порой не так просто разобраться во всех подробностях сферы страхования: учесть предел максимальной суммы, необходимость судебного взыскания или правильность организации экспертизы. Есть надежный способ облегчить эту участь – это помощь квалифицированных юристов. Компания «ДТП-помощь» работает с 2004 года. Нам доверяют, потому что мы действительно помогаем без предоплаты, а вознаграждение берем только по факту выигрыша дела.

Зеленого света на всех дорогах!

О нашей компании

Наши автоюристы оказывают помощь при ДТП, юридические и экспертные услуги в сфере автострахования. Нашему мнению доверяют крупнейшие телеканалы России, освещающие проблемы автострахования и ситуации, когда страховая не выплачивает страховку или занижает страховые выплаты.

наши преимущества

Станьте нашим партнёром

Расскажите автовладельцам о способе получить свои страховые выплаты в полном объёме! Помогите другим не быть обманутыми страховыми!

dtp-help.ru

Что делать, если страховая компания мало выплатила: шаг за шагом

Многим из нас хоть раз приходилось обращаться в страховую компанию за выплатой возмещения ущерба от ДТП.

Зачастую сумма выплаченного страхового возмещения не удовлетворяет потерпевших. Давайте разберемся, почему так происходит.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-80-71 . Это быстро и бесплатно !

Причины малой выплаты

Что касается обязательного вида страхования – ОСАГО – с конца 2014 года схема расчета суммы страховой выплаты регулируется Государством. 19.09.2014 г.

Центральным Банком Российской Федерации была введена Единая методика расчета ущерба, полученного в ДТП, которой должны руководствоваться все эксперты при составлении экспертных заключений по ОСАГО. Методика накладывает на экспертов обязанность использовать при расчете специально разработанные справочники стоимости запчастей и нормо-часов.

Таким образом, в соответствии с законодательством, две сметы, составленные разными экспертами должны быть идентичны по сумме. Это значит, что на сегодняшний день у страховой компании нет возможности занизить выплату с помощью калькуляции.

Почему же сумма ущерба в экспертизе, составленной по заказу потерпевшего, частенько отличается от той, что выполнена по поручению страховой компании? Исключая банальную невнимательность и непреднамеренные ошибки эксперта-техника, экспертизы элементарно могут быть составлены по разным актам осмотров.

Мы уже знаем, что согласно Единой методике имея одинаковые вводные данные при составлении калькуляции, два разных эксперта должны рассчитать две совершенно одинаковые суммы. Вместе с тем вводные данные могут различаться.

Дело в том, что эксперт-техник в ходе первичного осмотра автомобиля определяет степень повреждения деталей, вид и объем требуемых ремонтных воздействий. Поскольку все эти характеристики определяются органолептическим способом, акты осмотров, составленные двумя разными экспертами, могут различаться. Причиной тому может служить:

  • различные условия осмотра (представление транспортного средства на осмотр в темное время суток или в грязном виде);
  • уровень профессиональной квалификации эксперта;
  • доступ к скрытым повреждениям (некоторые повреждения, например, можно увидеть, только сняв бампер или подняв машину на подъемнике).

На последнем пункте остановимся подробнее. Часто после получения выплаты от страховой компании, несогласные с выплаченной суммой потерпевшие, заказывают свою экспертизу.

Автомобиль зачастую осматривается на специализированной станции, где у эксперта есть возможность более детально изучить повреждения. В таких актах осмотров порой оказывается описано больше повреждений, чем в акте, составленном на осмотре автомобиля страховой компанией.

Отсюда правило: если в ходе ремонта поврежденного транспортного средства обнаружились скрытые повреждения, пригласите страховую компанию на дополнительный осмотр, так страховая выплата будет больше. Это правило касается и КАСКО.

Еще одна причина занижения размера выплаты по ОСАГО – это исключение части повреждений из итоговой сметы. Согласно п. 1.6 Единой методики в расчет не включаются работы по окраске деталей, имевших на момент ДТП сквозную коррозию или повреждения лакокрасочного покрытия на более чем 25% площади.

Если на автомобиле потерпевшего имеются упомянутые детали, стоимость их окраски Страховщик исключит из калькуляции и сумма выплаты будет меньше. Закон при этом страховая компания не нарушит.

Ну и самая главная причина, сопровождающая обязательное страхование, это износ на заменяемые детали. От этого никуда не деться. Однако стоит понимать, что по полисам, заключенным после 01 октября 2014 года износ не может превышать 50%.
Касательно КАСКО можно назвать аналогичные причины занижения выплаты со стороны страховой компании:

  • неучтенные скрытые повреждения;
  • износ на заменяемые детали (подавляющее большинство договоров КАСКО заключается на условиях выплаты без учета износа, однако бывают полисы, где выплата производится с износом. Внимательно читайте условия договора перед заключением);
  • повреждения, полученные до ДТП или предстраховые повреждения.

Что делать, если страховая выплатила меньше, чем требуется?

Если размер полученного в ДТП ущерба согласно смете, подготовленной по заказу потерпевшего, отличается от того, что выплатила страховая компания, необходимо обратиться к страховщику с досудебной претензией о несогласии с сумой выплаченного страхового возмещения (при условии, что экспертная оценка составлена в соответствии со всеми требования Единой методики).

Если страховая компания выплатила меньше, чем затрачено на ремонт, для начала нужно понять причины. Такое, к сожалению, случается часто.

И если в случае с КАСКО бороться со страховщиком можно путем направления в страховую компанию претензии с приложением документов, подтверждающих фактические затраты на ремонт автомобиля, то по ОСАГО выплаты редко хватает на ремонт даже, если она произведена в соответствии со всеми нормами Закона.

Причина как в износе, применяемом на все заменяемые детали автомобиля (в магазине же нельзя купить запчасти с определенным износом), так в недоработанности справочников с учетом современных рыночных реалий. Уберечься от этого можно только застраховав свой автомобиль по КАСКО.

Читайте так же: Проверка штрафа в белгороде

Проведение повторной экспертизы

Если после получения выплаты страхового возмещения, вы понимаете, что даже с учетом всех объективных обстоятельств, она очень мала, необходимо подготовиться к спору со страховой компанией. Первым этапом для этого станет проведение независимой экспертизы.

Для этого вам нужно обратиться в экспертную организацию, которая готова подготовить для вас заключение о стоимости восстановления поврежденного транспортного средства, соответствующее требованиям законодательства, и договориться о дате осмотра автомобиля.

На осмотр необходимо пригласить Страховщика, уведомив его за 3-5 дней телеграммой о дате, времени и месте осмотра. А если страховая выплатила меньше, чем насчитала независимая экспертиза, переходим к следующему этапу.

Как написать претензию в страховую компанию: мало выплатили?

После того как экспертная оценка окажется у вас на руках, можно составить досудебную претензию о несогласии с суммой выплаченного возмещения.

Типичная структура жалобы выглядит следующим образом: сначала необходимо заполнить, так называемую, шапку документа.

В ней указывается наименование страховой компании, включая организационно-правовую форму, ее адрес (либо адрес филиала, если претензия подается не в головную компанию); Ф.И.О. и адрес проживания, контактный телефон потерпевшего, либо его законного представителя.

Озаглавливаем документ текстом: «Досудебная претензия». Далее описываются:

  • условия получения ущерба (когда и где произошло ДТП, кто признан виновным);
  • обстоятельства взаимодействия со страховщиком (дата подачи документов на выплату, осмотра транспортного средства и размер выплаты полученного страхового возмещения);
  • несогласие с суммой выплаты, обоснованное нормами Закона.

Остановимся подробно на последнем пункте. Текст досудебной претензии должен содержать в себе нормативно-правовые акты, обосновывающие требования потерпевшего. В тексте жалобы о занижении суммы выплаты можно опираться на следующие нормы Закона:

    1. вред, причиненный имуществу потерпевшего, должен быть возмещен в полном объеме (п. 1 ст. 1063 Гражданского кодекса РФ);
    2. в пределах страховой суммы потерпевший может предъявить требования о возмещении вреда страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность виновника (п. 4 ст. 931 Гражданского кодекса РФ);
    3. размер ущерба определяется путем составления экспертного заключения, соответствующего требованиям Единой методики (п. 10 ст. 12 Закона ОСАГО);
    4. при наличии разногласий относительно размера выплаты страхового возмещения, потерпевший направляет в страховую компанию претензию, которая должна быть рассмотрена в течение 5 дней, исключая праздники (п. 1 ст. 16.1 Закона ОСАГО).

К претензии в обязательном порядке прикладываются заверенные копии следующих документов:

    1. документ, удостоверяющий личность потерпевшего либо его законного представителя;
    2. документ, подтверждающий имущественный интерес на поврежденное имущество;
    3. документы, подтверждающие произошедшее событие (справки ГИБДД, извещение о ДТП);
    4. страховой полис;
    5. документы, обосновывающие требования о доплате (экспертное заключение).

Обратите внимание, что несоблюдение требований оформления претензии освобождает страховщика от ее рассмотрения.

Если страховая компания мало выплатила по застрахованному имуществу, приобретенному в кредит или лизинг

Обычными условиями кредитного договора или договора лизинга является обязанность заемщика или лизингополучателя по оформлению страхового договора от ущерба и хищения, которым является КАСКО.

Поскольку по риску «Ущерб» выгодоприобретателем назначается сам собственник транспортного средства, а собственники обычно не получают возмещение денежными средствами, предпочитая взять у страховщика направление на ремонт автомобиля в условия специализированной мастерской, проблемы с недоплатой страхового возмещения по этому риску возникают крайне редко.

Чего нельзя сказать о страховой выплате на условиях полной гибели. Собственник транспортного средства в этом случае получит не всю страховую выплату, а только ту часть, которая останется после погашения основного долга по кредитному договору. Это особенность страхования кредитного автомобиля.

Если страховая компания недоплатила при полной гибели автомобиля

Несмотря на то что при полной или тотальной гибели транспортного средства, страховая компания должна возместить владельцу ее полную стоимость, на деле все оказывается немного по-другому.

Для начала давайте разберемся, что же такое полная гибель автомобиля. По договорам имущественного страхования (КАСКО) под полной, тотальной или конструктивной гибелью обычно понимают такое повреждение транспортного средства, при котором его восстановление экономически нецелесообразно.

Как правило, договором предусмотрен порог стоимости восстановления, достижение которого дает страховщику право на урегулирование убытка на условиях полной гибели. Этот порог варьируется в зависимости от страховой компании. В среднем он составляет 75% от страховой суммы.

Урегулирование убытка по полной гибели может происходить двумя способами:

  1. страховщик производит расчет стоимости годных остатков (уцелевших деталей автомобиля, пригодных к дальнейшему использованию), вычитает их стоимость из страховой суммы, установленной договором КАСКО. Разница составит сумму выплаты страхового возмещения. Годные остатки в этом случае остаются у владельца транспортного средства.
  2. страхователь полностью передает страховой компании поврежденный автомобиль и получает за это выплату в размере страховой суммы.

Казалось бы, заманчивое предложение отдать разбитые остатки машины страховой компании и получить за них полную ее стоимость, оборачиваются для владельца разочарованием при получении страховой выплаты.

В страховании существует такой термин, как абандон — это право страхователя или выгодоприобретателя отказать от своих прав на застрахованное имущество в пользу страховщика в обмен на получение полной страховой суммы.

Таким образом, уменьшение выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля на размер амортизационного износа незаконно. Требуйте от страховщика доплаты: либо через досудебное урегулирование, либо составлять исковое заявление к страховой компании по каско.

Заключение

Повреждение имущества всегда досадно, хочется поскорей его восстановить и забыть о происшествии. К сожалению, часто не получается сделать это быстро из-за разногласий со страховой компанией о размере ущерба.

Не бойтесь защищать свои права и вступать в диалог со страховщиком, ведь зачастую этот вопрос можно решить путем переговоров или грамотно составленной досудебной претензией. Страховая выплатила мало денег: что делать? Дополнительную информацию смотрите на видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

 

 

+7 (499) 350-80-71 (Москва)
+7 (812) 336-43-80 (Санкт-Петербург)

pravosudie.guru

Мало выплатили по ОСАГО – подробная инструкция получения денег + образцы претензий

Разбили машину на 70 тыс, а страховая выплатила 15 тыс.? У вас два варианта: либо платите сами за ремонт, либо читайте статью и получайте ещё 100 000 р.! Это Кулик Илья и сейчас вы узнаете что делать, если мало выплатили по ОСАГО.

Что нельзя делать, если хочешь получить выплату?

Если хотите получить выплату по ОСАГО без дополнительных проблем, то главное правило здесь такое: нельзя самостоятельно изменять установленной законом порядок действий после наступления страхового случая.

Бывает, когда пострадавшему водителю машина нужна для езды в срочном порядке, некоторые авторы советуют не ждать страхового осмотра, а провести фото/видео съемку повреждений и устранить неисправности на СТО, взяв документы о выполненных работах. Потом все это предоставить страховщику.

Теоретически подобная схема должна работать, однако на практике такого варианта лучше избегать, т. к. страховая компания (СК) на основании этого может урезать вам возмещение или же отказать в нем, на основании нарушения правил.

При страховом случае лучше не допускать самостоятельного и бесконтрольного развития событий по сценарию СК. Например, не стоит доверять аварийному инспектору, т. к. он работает на страховщика и все делает в его интересах.

Если же машина отремонтирована, то проводите независимую экспертизу на основании платежной документации со СТО, акта осмотра транспортного средства (ТС) и акта о страховом случае — требуйте выдачу этих бумаг и сохраняйте их.

Внимание! До проведения осмотра повреждений страховщиком ремонт ТС запрещается. Его также не желательно проводить и после такой экспертизы, вплоть до соглашения сторон о сумме возмещения, т. к. в спорных случаях может потребоваться повторное обследование независимым экспертом.

Почему страховая не доплачивает?

С сентября 2014 года при экспертной оценке повреждений ТС, полученных вследствие страхового случая, все расчеты должны выполняться страховщиком по единой методике от Центробанка.

Несмотря на это, возможны ситуации, когда заключения разных экспертов равной квалификации по одному и тому же страховому случаю не совпадают. Почему это возможно?

Дело в том, что методика Центробанка предусматривает единые правила калькуляции, и если вводные сведения будут одинаковы, то такими же окажутся и результаты расчетов.

Но единой методики экспертного обследования пока нет, да и при ее наличии все равно возможны расхождения в оценке, т. к. там многое определяется органолептически, т. е. «на глазок/ощупь». И объем требуемого ремонта также во многом зависит от индивидуального видения специалиста. Поэтому данные для расчетов дают разные показатели.

На различие результатов экспертизы также могут влиять:

  • Профессиональная подготовка специалиста и его отношение к своим обязанностям;
  • Сложность доступа к скрытым повреждениям, включая инструментальное оснащение;
  • Условия осмотра – сильное загрязнение машины или недостаточность освещения.

Страховые компании могут уменьшать суммы выплат по этим и некоторым другим причинам, перечисленным ниже.

Законные причины занижения выплат по ОСАГО

Существуют и законные основания, из-за которых сумма вашего возмещения окажется заниженной.

В основном это делается по трём причинам:

  • Исключение повреждений из итоговой сметы суммы возмещения – в расчеты не входят расходы на восстановление лакокрасочного покрытия (ЛКП), если общая площадь его повреждений составляет более 25%, а также если детали с поврежденным ЛКП имели сквозную коррозию.
  • Износ деталей, подлежащих замене – данный вопрос является причиной частых судебных споров и до конца еще не урегулирован законодательством. С 2014 г. предел снижения стоимости заменяемых деталей установлен на уровне 50% от их цены в новом состоянии.
  • Расчет возмещений без учета УТС – утеря товарной стоимости обязательна к выплате по закону (Постановление ПВС РФ от 2005 г.). Но на деле заставить СК раскошелиться еще и на УТС дело сложное и это почти всегда предполагает судебное разбирательство.

Читайте так же: Возражения на исковое заявление апк рф

Оформление ДТП – что сделать, чтобы страховая не заплатила меньше?

Правила оформления страхового случая нужно соблюдать с момента его наступления: в случае ДТП, если оно не имело тяжелых последствий, вы должны определиться в каком формате его оформлять.

По новым правилам вы имеете право оформить ДТП:

  • По Европротоколу – без привлечения ДПС;
  • Классическим способом – с вызовом на место происшествия работников ДПС.

Оформление ДТП по Европротоколу

Эта возможность появилась с лета 2015 г. Суть Европротокола заключается в самостоятельном оформлении документации по ДТП.

Вот список критериев, которые позволяют инициировать Европротокол:

  • Пострадавших людей быть не должно;
  • Не более 50 тыс. руб. ущерба у пострадавшей стороны;
  • Не более 2-х машин, участвовавших в аварии;
  • ОСАГО есть у каждого участника аварии;
  • Отсутствуют разногласия сторон по вопросам виновности в ДТП.

Основным документом по Европротоколу является Извещение о ДТП – бланки прилагаются к полису. При неточностях в этом документе, СК может отказать в выплатах. Данное извещение оба участника ДТП обязаны предъявить страховщику в 5-дневный срок.

Оформление ДТП с вызовом сотрудников ДПС

По классическому варианту участники вызывают на место происшествия ДПС и всю процедуру оформления берут на себя сотрудники полиции.

  • Справку о ДТП (ф-154);
  • Схему ДТП;
  • Протокол об административном правонарушении (АП);
  • Объяснительные от водителей.

В справке о ДТП должны быть перечислены повреждения автомобилей. Если они значительны, то заполняется специальное приложение.

На практике сотрудники ДПС зачастую заполняют документацию небрежно, что потом может использоваться СК для уменьшения возмещения.

СК особенное внимание уделяют перечню повреждений в справке Ф-154. Поэтому к их выявлению и описи нужно подойти обстоятельно и не забывать фиксировать все на фото и видео.

Внимание! Если ДТП не имело серьезных последствий (ориентировочный ущерб не более 50 тыс. руб.), то на оживленных участках трассы водителям предписывается освободить проезжую часть еще до приезда сотрудников ДПС, если таковые были вызваны. За неисполнение данного требования на участников аварии налагается штраф.

Проведение независимой экспертизы

До 2008 г., пострадавшие водители имели право на проведение самостоятельной независимой экспертизы до начисления страхового возмещения. Сейчас у них такой возможности нет – осмотр, а при необходимости и независимую экспертизу, проводит и организует страховщик.

У водителя осталось право требовать от СК организации дополнительной профессиональной экспертизы после проведения штатного осмотра ТС специалистом страховщика, если результаты этого осмотра спорны. Причем выбор экспертной организации остается за СК.

Единственно, если страховщик не уложится со всеми этими осмотрами и экспертизами в положенные 5 дней, тогда водитель получит право на проведение своей экспертизы, с собственным выбором экспертной организации, до начисления страхового возмещения.

Тут вы должны понять, что водителю разрешено проводить экспертизу в любое время, но её результаты для расчётов возмещения страховщик не примет.

В итоге, если СК уложится со всеми обследованиями ТС в 5 дней, то у водителя остается единственный вариант – дождаться выплат по страховке и уже тогда организовывать свою экспертизу с последующим оспариванием выплат в досудебном или судебном порядке.

Внимание! Для самостоятельной независимой экспертизы пострадавшее авто требуется если имеются разногласия по перечню повреждений и их степени. Если же в акте осмотра и в экспертном заключении от СК на этот счет все верно и спор ведется по поводу неверной калькуляции, то машина не нужна – нужны только эти документы (акт и заключение).

Как выбрать правильного независимого эксперта?

При проведении собственной независимой экспертизы водитель должен выбрать экспертов. Это обязано быть сертифицированное юридическое лицо – подобные услуги оказывают специализированные компании, лаборатории, техцентры или СТО, у которых в штате имеются техники-эксперты, имеющие специальную аккредитацию.

Экспертная компания (ЭК) организует инструментальную и юридическую сторону экспертизы, а техник-эксперт отвечает за квалификационный уровень проведенных технических работ – в этом разница между ЭК и ее техниками.

Ваши экспертные подрядчики должны иметь:

  • Сертификацию и госрегистрацию (в ЕГРЮЛ) – для экспертной компании;
  • Аккредитацию (в Федеральном реестре) – для техника-эксперта.

Обратите внимание на то, чтобы техник-эксперт имел аккредитацию и значиться в Федеральном реестре. Без этого его заключения не будут иметь юридической силы в суде.

В ближайшем будущем аккредитацию техников-экспертов можно будет проверить онлайн на сайте Минюста – сервис пока находится в разработке.

Проверить экспертную организацию на предмет благонадежности можно по следующим сервисам:

  • Реестр ФНС ЕГРЮЛ Egrul.Nalog.ru – факт наличия в списках, дата учреждения и т. п.
  • Судебный реестр Gcourts.ru – ссылки судов на отчеты экспертиз искомой организации.

Как понять было ли занижение выплаты?

Определить размеры занижения страховых выплат можно только при помощи самостоятельной экспертизы, с подтверждающими документами по перерасчету калькуляции СК и данных о дополнительном обследовании автомобиля.

Тут вы должны учитывать, что по закону, если сумма расхождения по экспертным заключениям от СК и от вашего подрядчика будет иметь разницу в 10% и менее, то данный факт недоплатой судом не засчитается – это допустимая экспертная погрешность.

А как определить стоит ли затевать хлопоты по взысканию недоплат возмещения? Это лучше сделать у независимого эксперта еще до начала официального обследования – эти специалисты могут предварительно сказать стоит ли овчинка выделки, просмотрев заключения от СК. Но если вы дошли в своих претензиях до судебного иска, то дело должно быть стоящим, конечно.

Как получить необходимые документы?

Как уже говорилось, СК может инициировать составление двух документов по обследованию вашего авто: акта осмотра и экспертного заключения.

Оба они могут пригодиться в дальнейшей борьбе за справедливость, но СК и эксперты редко когда сами предлагают их копии. И даже при прямой просьбе не факт, что вам пойдут на встречу. Особенно если на этот счет есть специальные указания.

Но вы имеете право ознакомиться с документами на месте осмотра, в процессе чего можно сделать их фотокопии на смартфон. Если же это не удалось, то нужно действовать официально.

На завершающем этапе страхового возмещения, СК должна вам выдать акт о страховом случае, где также должны присутствовать нужные расчеты. Но его нередко «забывают» отдать.

Если у вас нет ни одного документа, описывающего расчеты возмещения, то нужно написать заявление в СК с просьбой выдать следующие копии:

  • Акт осмотра ТС.
  • Экспертное заключение.

В заявлении сошлитесь на «Правила ОСАГО» (пункты 4.23 и 3.11), дайте свои координаты для отсылки документации и попросите уведомить вас об их отправке по телефону.

Перед обращением в суд необходимо написать претензию в СК

В требованиях по доплате вы имеете право пропустить этап досудебной претензии (ДП) и сразу подать иск. В некоторых случаях подобная тактика будет оправдана, но обычно ДП не пренебрегают, тем более, что в суде, если дело на претензии не исчерпается, факт попытки досудебного урегулирования зачтется в вашу пользу.

Как писать претензию?

ДП нужно составлять грамотно и желательно при помощи юриста. Вы должны ясно перечислить все требования и обосновать их с финансовой и законодательной стороны.

В ДП желательно поместить абзац, где вы извещаете страховщика о том, что в случае невыполнения требований на СК будет подан иск в суд с перечислением всех дополнительных выплат и компенсаций по судебному решению.

К ДП прилагается пакет копий документов, без которых она может быть признана не действительной.

Вот список требуемых копий:

  • Гражданский паспорт;
  • Страховой полис;
  • Документ на право собственности (ПТС или ДКП);
  • Справка о ДТП (форма 748);
  • Экспертная документация.

Все это и саму претензию нужно отправить на адрес СК заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Если вы надеетесь поставить точку в споре со СК именно на данном этапе то имеет смысл отнести документы страховщику лично.

Образец претензии

Образец досудебной претензии вы можете скачать по этой ссылке.

Дополнительные жалобы в РСА и ФССН

Эти жалобы необходимы для проверки СК контролирующими организациями. Вашу проблему это не решит, но совокупность подобных обращений повлияет на работу СК в общем.

    • Для РСА бланк жалобы можно скачать по этой ссылке.
    • ДляФССН бланк не требуется – обращайтесь в свободной форме по следующим контактам: Тел.: (495) 251-32-02. 125993, Москва, Миусская площадь-3. Е-mail: fssn@fssn.ru. Официальный сайт: http://fssn.ru/.

Ответы на частые вопросы при подаче досудебной претензии

Сколько ждать ответа от СК?

На рассмотрение и ответ страховщику отводится 5 рабочих дней, но можно подождать дольше – 10-15, а можно намеренно потянуть с подачей иска в суд.

Почему? Потому, что тогда в суде возможно стребовать пеню за каждый день неуплаты. Пеня эта составляет 1% от того, что должна вам СК, но увлекаться этим не стоит, т. к. при длительном затягивании с иском суд может усмотреть корыстный мотив и отказать или урезать пеню.

Кстати! Срок давности подачи иска, с момента получения вами возмещения от СК, составляет 3 года.

Какие возможны варианты ответов от СК на вашу претензию?

    • Согласие на выплату по претензии.
    • Частичный отказ в выплате.
    • Полный отказ.
    • Отсутствие ответа.

Полная выплата по требованиям претензии бывает редко – СК чаще идет на частичное удовлетворение: погашает недоплату и стоимость независимой экспертизы, надеясь, что по остальным расходам, неустойкам, УТС и т. п. вы в суд обращаться постесняетесь.

Полный отказ или отсутствие ответа означает, что страховщик готов с вами судиться.

Обращение в суд – есть ли смысл?

Без сомнения, есть!

Судебный иск дает шанс получить со страховщика значительно большие деньги, чем просто справедливое возмещение.

Например, допустим, что по проведенной вами независимой экспертизе сумма ущерба ТС составила 100 тыс. руб. К ней вы можете добавить:

    • 50 тыс. судебного штрафа за факт недоплаты;
    • 60 тыс. пени за 2 месяца неуплаты (берем по минимуму) – 1% от 100 тыс. за каждый день.
    • 5 тыс. компенсации морального ущерба.

Итого: 215 тыс.! А ведь мы не посчитали еще утерю товарной стоимости, которую можно включить в иск, если параметры авто это позволяют.

Разумеется, что сумма всех судебных и внесудебных издержек, относящихся к вашему иску, также будет учтена и оплачена.

Как видите на подобных судах можно не просто взять свое, но и подзаработать.

Внимание! На 2016 г. максимальная сумма страхового возмещения по ОСАГО за материальный убыток составляет 400 тыс. руб.

Какие документы потребуются для суда?

Для суда вам потребуются все те документы, которые я перечислил в разделе о досудебной претензии, но к ним могут быть добавлены:

    • Извещение о дорожно-транспортном происшествии (копия);
    • Протокол об административном правонарушении (АП) (копия);
    • Постановление по АП – если есть (копия);
    • Доверенность на ведение дела – если требуется (оригинал);
    • Иные документы, могущие оказаться полезными – например, показания свидетелей и т. п.

Кроме этого вам нужны все бумаги, подтверждающие факт затрат, связанных со страховым случаем.

Сюда может входить:

    • Договор о независимой экспертизе;
    • Квитанции платежей по возмещению от СК;
    • Все остальные квитанции и договоры по материальным затратам.

В какой суд нужно обращаться по недоплате от страховщика?

Наш вопрос может решаться в двух судах:

В большинстве случаев дела о недоплате по ОСАГО рассматриваются мировыми судами. Почему? Потому, что именно они, согласно Гражданскому процессуальному кодексу, отвечают за тяжбы по имущественным спорам (ГПК РФ ст. 23, п. 5).

Районные суды также могут рассматривать такие дела, но только если сумма иска будет свыше 500 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда), а это для ОСАГО маловероятно.

А в какой именно мировой суд нужно обращаться?

Согласно ст. 28 (ГПК), истец должен обращаться с иском в суд по месту регистрации ответчика. Однако, согласно ст. 29, п. 2 (ГПК), при наличии в населенном пункте истца филиалов юрлица-ответчика, иск можно подавать по месту нахождения этого филиала, т. е. по месту жительства истца.

Кому доверить вести дело?

Дело о доплате по ОСАГО желательно отдать в надежные руки, т. к. от этого зависит размер дополнительных возмещений. Лучше не соглашаться сразу на предложение услуг физлицом или юридической фирмой, а разузнать об их репутации и профессиональном уровне.

По части формата ведения дела для вас есть 4 возможных варианта:

    • Бороться самостоятельно – это совершенно ненужная экономия. Почему? Потому, что если ваше дело стоящее, то за его ведение профессионалом вам не придется платить ничего.
    • Представитель – лучше всего нанять судебного представителя. Потому, что обычно по делам ОСАГО они не берут предоплаты, а часто и вовсе согласны на вознаграждение по положительному результату или на определенный процент от него. Представитель все сделает за вас – останется получить на руки деньги. Сколько берут эти специалисты? На сегодня в среднем 7-15 тыс. руб., в зависимости от квалификации.
    • Юрист – нанимать юриста, имеющего более высокий процессуальный и профессиональный статус, стоит только в сложных случаях, а по сути особой разницы между представителем и юристом нет.
    • Скупщики дел – этот вариант может заинтересовать тех, кто готов уступить свою тяжбу независимым профессионалам, зарабатывающим на раздувании всяческих возмещений. В деле вы участвовать не будете вообще. Обычно это юридические компании и деньги они вам предложат сразу из своего кармана, взамен на доверенность по ведению иска и получению всего возмещения. Вы им фактически продаете свою головную боль. Отзывы о подобных схемах вполне положительны.

Как составить исковое заявление?

Исковое заявление – главный документ вашего дела, и он должен быть составлен максимально грамотно. Лучше доверьте его написание специалисту.

Но все же вам будет полезно знать в каком порядке оно составляется.

Итак, сперва идет шапка документа, в которой вы указываете:

    • Кому адресовано заявление – мировому судье такому-то, № участка такой-то, адрес участка.
    • От кого поступил иск – ваше ФИО и адрес.
    • Наименование и адреса ответчика – обычно у юрлица несколько адресов.
    • Сумма иска – госпошлина указывается отдельно от суммы иска.

Далее идет название (Исковое заявление), подзаголовок (О взыскании части страхового возмещения) и тело заявления. Тело иска должно включать:

    • Обстоятельства произошедшего ДТП;
    • Статус ДТП – имели ли место административные нарушения;
    • Виновник ДТП и основания его виновности;
    • Последствия ДТП;
    • Данные о страхователе виновника ДТП;
    • Данные о выплаченном возмещении;
    • Основания по недоплате – данные независимой экспертизы;
    • Законодательные обоснования требуемых доплат – статья закона, пункты, раздел;
    • Расчет по основному возмещению недоплаченной страховки;
    • Расчет по дополнительным выплатам;
    • Расчет по требуемым неустойкам;
    • Расчет по понесенным издержкам.

В заключительной части ставится подзаголовок (Прошу) и под ним выражается требование о взыскании рассчитанной суммы.

Ниже помещается список прилагаемой документации, и завершает иск дата с подписью истца.

Образец искового заявление

Образец искового заявления можно скачать по этой ссылке.

На основе каких законов принимаются судебные решения о недоплате по ОСАГО?

В заключение я перечислю основные законодательные акты, согласно которым осуществляется судебное производство о недоплате по ОСАГО.

Прежде всего это:

    • Федеральный Закон об ОСАГО (ФЗ № 40);
    • Гражданский кодекс Российской Федерации (ФЗ № 51);
    • Закон о защите прав потребителей (ФЗ № 2300-1);
    • Гражданский Процессуальный кодекс (ФЗ № 138);
    • Правила ОСАГО (ПС № 263).

Как рассчитать сумму для подачи иска в суд?

Заниматься самостоятельными расчетами сумм для судебного иска не стоит, т. к. можно не совладать с цифрами или не учесть каких-то параметров по незнанию.

Рекомендую предоставить это специалисту. Если он работает в прямой заинтересованности от результата и суммы иска, то будьте уверены – подсчитано будет все до последней мелочи.

Что может входить в сумму судебного иска я уже перечислял выше. А тут уточню, что по взысканию со страховщика неустоек могут возникнуть проблемы, зависящие уже от состава суда.

Нанятый специалист, при подготовке искового заявления, должен составить к нему дополнение с расчетами и обоснованиями сумм пени в отдельном документе. Если пеня вообще подлежит взысканию, конечно.

Из-за разночтений судебными инстанциями положений ст. 7 Закона об ОСАГО есть несколько формул расчета пени, которые я не буду тут приводить, чтобы не усложнять ненужными подробностями чтение. Просто знайте, что сумма пени, несмотря на с виду легкое ее вычисление (1% в день просрочки), может существенно отличаться от предполагаемой.

Пределы выплат, установленные по закону

В завершение статьи я озвучу актуальные на 2016 год лимиты по страховым выплатам ОСАГО.

На сегодня максимальные суммы выплат составляют:

    • За материальный убыток каждому пострадавшему в ДТП – до 400 тыс. руб.
    • За материальный убыток по Европротоколу одному пострадавшему – до 50 тыс. руб.
    • За ущерб здоровью и жизни каждому пострадавшему – до 500 тыс. руб.
    • Возмещение близким родственникам погибшего – до 475 тыс. руб.
    • Возмещение дальним родственникам погибшего – до 50 тыс. руб.

Основание: ФЗ № 40 и ФЗ № 223.

Полезные советы

      • Допускаемые ошибки с исправлениями в экспертной документации должны быть завизированы подписью «исправленному верить» и печатью.
      • Почерк важных документов, составляемых от руки, должен быть однородным.
      • Собственную независимую экспертизу, если есть возможность (аккредитация), лучше всего проводить на СТО, где планируется дальнейший ремонт.
      • Не нужно идти на обман при собственной независимой экспертизе – страховщики, особенно такие подозрительные, как РЕСО или Росгосстрах, легко его вычислят и все дело развалится, а вы или ваш эксперт будете обвинены в обмане суда.

Что ж, к завершению статьи вы поняли, что недоплаты по ОСАГО явление частое, но исправимое. Результат зависит от целей: при желании вы можете остаться при своем или с неплохим «наваром» – главное действовать обстоятельно и стараться не нарушать правила, а тем более законы.

Были ли у вас случаи недоплат страховщика по ОСАГО? Если есть желание, вы можете описать проблему и то, как вы ее решали в комментариях – это поможет начинающим автомобилистам. А если у кого-то возникли вопросы по теме статьи, то не стесняйтесь – задавайте их там же, я обязательно отвечу всем.

Ну ка, расскажите ка мне свою историю выбивания недостающих денег из страховой! Вопросы по теме также задавайте — отвечу.

Видео-бонус: 10 желанных профессий прошлого. Уверен, что на каком-то этапе подумаете: «не может быть!

Делитесь моей статьёй во Вконтакте или где вы там сидите. Буду признателен. Также оформляйте подписку на новые статьи. Пока!

kulikavto.ru

Читайте так же: Строительное правило из дерева